Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Общественное мнение

  • 👀 336 просмотров
  • 📌 269 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Общественное мнение» pdf
Лекция 3-4. Общественное мнение Вопросы: 1 Содержание понятия и функции общественного мнения 2 Механизмы формирования общественного мнения 1 Содержание понятия и функции общественного мнения Общественное мнение - оценочные суждения, существующие в общественном сознании и затрагивающие вопросы функционирования и развития социальной действительности Может ли личность осуществлять деятельность вне общественных оценок? Общественное мнение похоже на приведение в старинном замке. Никто его не видел, но все им пугают Величайший в мире страх – это страх перед мнениями других. В то мгновение, когда ты не боишься толпы, ты больше не овца, ты становишься львом. Великий рев раздается в твоем сердце – рев свободы Общественное мнение – социальнопсихологическое явление. Об этом свидетельствуют его функции Общественное мнение мобилизует, воспитывает и регулирует (осуществляет функцию социального контроля) деятельность различных социальных образований КОГНИТИВНАЯ ФУНКЦИЯ общественность дает важную для индивидов информацию, необходимую для осуществления социальной деятельности ЭКСПРЕССИВНАЯ ФУНКЦИЯ Общественное мнение позволяет выразить положительные и отрицательные эмоции населения, продемонстрировать их позитивную или деструктивную направленность Изучать общественное мнение стали относительно недавно: Попытку замерить градус общественного мнения впервые в истории предприняла газета Harrisburg Pennsylvanian в 1824 году — в канун президентских выборов. Ее опрос показал, что Эндрю Джексон \Andrew Jackson \должен разгромить Джона Квинси Адамса \John Quincy Adams и набрать вдвое больше голосов в Коллегии Выборщиков \Electoral Colledge. Первый в истории опрос такого рода оказался неточным: Адамс победил на выборах. В историю социологии вошло исследование, проведенное в 1929 году супругами Робертом \Robert и Хелен Меррел Линд \Helen Merrell Lynd. Они просканировали жизнь в городке Миддлтаун, создав обобщенный портрет населения среднестатистического населенного пункта американской глубинки — уровня образования, религиозной и социальной жизни его жителей (название Миддлтаун \Middletown переводится как «средний город» или «город посередине»). При всех достоинствах это исследование было априори неточным. Дело в том, что организаторы исследования принципиально не опрашивали афроамериканцев, иудеев и католиков, живших в Миддлтауне. Таким образом, в отчетах социологов США представляли намного более однородной страной, чем были в действительности Крупный журнал Literary Digest в 1916 году для того, чтобы увеличить аудиторию подписчиков разослал открытки содержащие следующую информацию: на одной стороне печатался бланк подписки на журнал, а на другой — вопрос «Кто станет следующим президентом США ?». На основании полученных ответов журнал с точностью предсказал результаты выборов в США 1916, 1920, 1924, 1928 и 1932гг. Он провел рекордный по всем меркам опрос. Из разосланных за указанные годы 10 млн. открыток обратно было получено 2, 3 млн. ответов. Но в 1936 году журнал потерпел фиаско. Выборы выиграл демократ Франклин Рузвельт, а журнал предрекал победу Ландона . Позже Гэллап объяснил, в чем заключалась фундаментальная ошибка Literary Digest. Журнал выбирал адресатов на основе простейшего имущественного показателя: он рассылал открытки владельцам автомобилей и обладателям личных телефонов — людям, которые могли позволить себе подписку на Literary Digest. То есть, на вопрос журнала ответили лишь состоятельные американцы, в наименьшей степени пострадавшие от Великой Депрессии — крупнейшего в истории США экономического кризиса. Поэтому их воззрения лишь в минимальной степени отражали взгляды всего американского общества, но достаточно точно характеризовали избирательную базу Республиканской партии. Международные и российские центры изучения общественного мнения 2 Механизмы формирования общественного мнения Механизм формирования общественного мнения – это процесс создания общественного мнения. Он может быть стихийным (неконтролируемым) и целенаправленным. Управление общественным мнением (Public relations) – сознательное, целенаправленное, открытое формирование общественного мнения, не наносящее ущерба и вреда лицам, которым оно адресовано. Манипулирование общественным мнением скрытое управление, ставящее перед собой цель программирования общественного мнения, настроения и психического состояния. Говорить о том, что манипуляция состоялась можно только в том случае, когда человек под воздействием полученных сигналов перестраивает свои воззрения, мнения, настроения, цели и начинает действовать по новой программе. Причем человек будет уверен, что поступает в полном соответствии со своими собственными желаниями. Измененное состояния объекта Классическая модель Public relations Основные средства управления общественным мнением Суггестия или внушение Прием стериотипизации Прием наклеивания ярлыков Прием повтора информации Прием повтора информации Прием риторических вопросом или распускания слухов Прием осмеяния Нейролингвистические методы Прием родовых слов и понижения проблемы Прием снятия экстраординарности Прием научной терминологии Прием категоризации: создание позитивного или негативного образа Убеждение Прием привлечения лидеров мнений Прием повтора информации Прием апелляции к фактам и документам Убеждение — это метод воздействия на сознание людей, обращенный к их собственному критическому восприятию. Его суть заключается в том, чтобы с помощью логических аргументов сначала добиться от человека внутреннего согласия с определенными умозаключениями, а затем на этой основе сформировать и закрепить новые установки (или трансформировать старые), соответствующие поставленной цели Факторы эффективности убеждения 1. Убеждение зависит от того, насколько оно доказательно и убедительно. Доказательность основывается на логичности, правдоподобии и непротиворечивости изложенного материала. Иначе говоря, важно не только то, что сообщается, но и то, каким образом это делается. Убедительность зависит от: ➢ содержания убеждающего воздействия . Оно должно быть хорошо продумано и соответствовать законам формальной логики; ➢ динамики убеждающего воздействия. Чем ярче и разнообразнее содержащиеся в нем факты, тем больше оно привлекает внимание; ➢ содержания. Лучше воспринимается то, что близко интересам и потребностям объекта воздействия, то, что вызывает эмоциональный отклик у объекта воздействия. Лучше осмысливается то, что преподносится небольшими смысловыми частями (блоками). 2. Во-вторых, продуктивность убеждающего воздействия во многом зависит от того, как подобрана, построена и подана его аргументация. 3. В-третьих, эффективность убеждающего воздействия во многом зависит от правильного выбора его формы. 4. В-четвертых, эффективность убеждающего воздействия зависит от ситуации информирования: тех условий, в которых оно осуществляется, а также характер реакции объекта на содержание сообщения. Прием привлечения “лидеров мнений”, то есть компетентных людей в области политики и предвыборных технологий: политологов, социологов, самих политиков, журналистов и т.д. Эта техника активно используется СМИ в качестве эффективного механизма воздействия на ценностные представления человека и формирования общественного мнения. Прием апелляции к конкретным фактам и документации. Данный прием основан на особенностях психологии человека, заключающейся в том, что простой обыватель, склонен больше верить конкретным цифрам и бумажкам с печатью, нежели «голым словам». Суггестия или внушение Внушение – это психологическое воздействие одного человека на другого или на группу людей, рассчитанное на некритическое восприятие слов, выраженных в них мыслей и воли, и сопровождается той или иной степенью автоматизма. Прием повтора информации Психологи установили, что через 30 минут аудитория помнит только 60% информации. В конце дня в памяти остается уже только 40 %, а в конце недели – 10%. В результате полученные сведения исчезают сами собой в течение 10 дней, если конечно, они не будет «подогреваться» новыми фактами или периодическим повтором. Если повторять сообщение с достаточной частотой, оно в свое время будет принято аудиторией и укрепиться в массовом сознании. Сколько раз нужно повторить информацию для ее запоминания? Для среднестатистического взрослого: ➢ запоминание через 4 повтора; ➢ запоминание на длительный промежуток времени 32 повтора; ➢безусловно-рефлекторное запоминание - 60 повторов Стереотипизация Под стереотипом понимается восприятие людьми какого-либо социального объекта в упрощенном, схематизированном виде; отнесение людей к определенным “социальным типам”. То есть это эмоционально-оценочное образование, которое складывается из знаний, отношений или установок восприятия явления в определенном свете в зависимости от предшествующего опыта. С того момента, когда стереотипы зафиксируются в сознании людей, они уже не будут поддаваться проверке опытом или логическому осмыслению. Поэтому, когда те или иные субъекты манипулирования апеллируют к таким понятиям, как “коммунист”, “капиталист”, “олигарх” и т.п., они имеют в виду не конкретного человека, а тот образ, который сложился в связи с этим понятием в сознании масс и на который у людей уже выработалась определенная реакция Прием утверждения Особенность данного приема заключается в том, что субъекты манипулирования часто предпочитают спору голые утверждения в поддержку своего тезиса, ограничивая тем самым плюрализм мнений и представляя одну, наиболее выгодную для них самих сторону медали. Так, во время прямого телефонного разговора В. Путину был задан вопрос матерью солдата, служащего в Чечне. «Вы понимаете, что множество матерей страдают?», на что Владимир Путин ответил – «Согласен, мы рассмотрим эту проблему». Прием замены имен или наклеивания ярлыков Манипулятивные термины, или «ярлыки», представляют собой один из видов психологического программирования массового сознания. Они являются одним из способов насаждения массовых стереотипов, противостоять которым очень сложно. Прием простой, но очень эффективный, и в этом его опасность В.В. Путин ➢в преддверии избирательной кампании 2000 гг. «Черный ящик»; ➢ середина 2000 гг. «дерзкий мачо»; ➢ в 2014 г. Западные СМИ «железный правитель», «проповедник авторитаризма», «мировой злодей» Прием риторических вопросов, или распускание слухов. К сожалению, чаще всего слухи у нас появляются всего лишь на основании вопросов, поставленных перед аудиторией, наделенных определенным контекстом и оставленных без ответа. Что заставляет зрителя (читателя или слушателя) невольно мыслить и развивать «подброшенную идею» в нужном для пропагандиста направлении. Таким образом, слухи вносят ощутимый вклад в формирование общественного сознания, решая вполне определенные задачи. Часто именно на этом уровне запускается негативная информация об оппоненте. Неужели Государственная Дума решиться принять законопроект, запрещающий россиянам с 2020 года работать не по специальности? В действительности этот законопроект затрагивает не все специальности. Он касается учителей, пилотов, отдельных представителей рабочих специальностей. Приведут ли санкции к очередному дефолту в Российской Федерации в 2015 году? Метод осмеяния Дж. Псаки Суть этого метода заключается в высмеивании, как конкретных лиц, так и взглядов, идей, программ различных организаций и объединений. Эффект действия данного метода основывается на том, что при осмеянии отдельных высказываний и элементов поведения человека, к нему инициируется шутливое и несерьезное отношение, которое в дальнейшем распространяется и на другие его высказывания и взгляды. Что в итоге приводит к закреплению образа «несерьезного и некомпетентного человека», чьи предложения и идеи не заслуживают внимания. Высокая эффективность осмеяния связана с его влиянием на сферу слабо осознаваемых психических явлений, что снижает действенность психологической защиты личности. Там, где прямая критика и негативное воздействие блокируется психологическими барьерами, воздействие в юмористической форме резко снижает защитные реакции личности. Особо эффективен данный метод при воздействии на молодежную аудиторию. Нейролингвистическое программирование РАППОРТ - ЭТО ОБЩИЙ КОНТЕКСТ ВОКРУГ ВЕРБАЛЬНОГО СООБЩЕНИЯ Содержание и словарный запас речи ЯРКОСТЬ: - интонации и эмоциональность в тоне голоса и выражении лица КОМПОЗИЦИЯ РЕЧИ ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТАКТ С АУДИТОРИЕЙ ПОНЯТНОСТЬ: -Точность мыслей, -Достаточная громкость; - Четкая дикция; -Темп 125 слов в минут; -Лаконичность Естественность поведения выступающего Эффективная речь ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ ЖЕСТЫ: - в меру синхронное сопровождение речи КРАТКОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ТЕХНИКА РЕЧИ: -Ровный голос; - Четкая дикция. Прием родовых слов Для описания явления, идеи или процесса, нежелательных для освещения в тексте могут использоваться родовые слова, имеющие широкое значение. В силу того, что их семантика сильно ослаблена, они представляют крайне незначительную, общую и расплывчатую информацию, поскольку лишают описываемый объект конкретных дифференциальных признаков. Вместо: Война – конфликтное столкновение противоборствующих сторон Вместо: Преступное поведение – осуждаемое отдельными группами поведение Прием основывается на выделении групповой принадлежности понятий: ✓ карликовый пудель, пудель, собака, домашнее животное, животное; ✓Черный лебедь, лебедь, водоплавающая птица, птица Чем шире понятие, тем более размыта его семантика В России нет беженцев из Украины. В Украине все спокойно и под нашим контролем. А кто же эти женщины и дети, которые в большом количестве прибывают в российские области?! Это туристы, в Ростовской области прекрасный горный воздух…. Прием снятия экстраординарности Для снятия экстраординарности ситуации можно использовать слова из бытовой лексики, что позволит свести явление к бытовому, будничному, привычному. «Лев Матвеевич ….прочитал недавно серию лекций по проблемам зарождения Вселенной, по планетарным исследованиям, по исследованиям Солнца. Лев Матвеевич рассказал много интересных вещей, в том числе что через семь миллиардов лет Солнце прекратит свое существование и превратится в какого-то белого карлика. Очень огорчает такая перспектива, хотя она и далекая» В. Путин Людмила Александровна отстояла вахту В. Путин о разводе Прием научной терминологии Использование специальных терминов применяется не для более точного, однозначного обозначения объекта, а для сокрытия его назначения, смысла, переориентации населения с одной проблемы на другую и т.д. для лиц, не имеющих специальную подготовку (простых обывателей). Прием понижения/ повышения проблемы Здесь производится подмена фундаментального, жизненно важного вопроса его второстепенной, частной стороной (“суррогатом”) , на которой стремятся заострить особое внимание. Прием “парадокса” Достаточно часто политические деятели используют в своей деятельности поэтические метафоры в виде парадоксов, которые создают в воображении красочный образ, оказывающий на сознание чудодейственный эффект, надолго отшибая здравый смысл. Чем парадоксальнее высказывание, тем она лучше действует и меньше поддается логическому осмыслению, проверки. Забудьте все, чему Вас учили в институте. Это не пригодиться. Я бы с тобой согласился. Но тогда мы оба будем неправы. Зато атмосфера невиданной теплоты, было уже под 30 градусов, царила в рядах официальных делегаций. Если бы у бабушки были определенные половые признаки, она была бы дедушкой. Политика не терпит сослагательного наклонения. На "большой" пресс-конференции в Кремле на вопрос российского журналиста о возможной и пугающей деноминации, Путин отрезал: "Да врут они все!". "Вы что хотите? Чтобы я землю ел из горшка с цветами и клялся на крови?" - ответил Путин на просьбу журналиста дать гарантии, что деноминации не будет.
«Общественное мнение» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 193 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot