Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Общенаучные методы исследования проблемной ситуации

  • 👀 396 просмотров
  • 📌 338 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Общенаучные методы исследования проблемной ситуации
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Общенаучные методы исследования проблемной ситуации» docx
ТЕМА 2. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ (продолжение) Мыслительно-логические методы Представляют собой использование интеллектуальных операций дедукции или индукции для разрешения исследуемой проблемы или ситуации. Особым видом такого использования операций являются методы мыслительного эксперимента, который построен на мыслительном моделировании объекта исследования и установлении характера его поведения. Мысленный эксперимент - это экспериментиро­вание в мышлении, построение мышления по принципу «а что если...». Его эффективность в значительной степени зависит от со­отношения объема и структуры знаний человека, индивидуальных способностей к творческой деятельности, степени овладения методо­логией мысленного экспериментирования. Напи­санная ситуация предоставляет большие возможности для проведе­ния мысленного эксперимента, поскольку она является как бы «ав­торской», творческой разработкой самого менеджера, который хоро­шо знаком с ее содержанием, структурой, связями и, следовательно, можно изменять определенные параметры ситуации. Все это способ­ствует развитию управленческих навыков. Задание. Провести мысленный эксперимент на тему: «А что, если бы я разрабатывал правила проведения занятий при дистанционном обучении..» Объем ответа не менее 1 страницы текста формата А4, выполненого 14 кеглем через полуторный интервал. Метод случайного, интуитивного поиска заключается в нахождении или аккумулировании новых идей независимо от практической деятельности и конкретных проблем, с которыми здесь сталкиваются. Часто такие идеи возникают даже при неопределенности цели исследования или осознания его необходимости. В исследовательской работе всегда явно или неявно присутствует интуиция, потому что исследование связано с некоторым открытием нового, поиском решений, которые не всегда происходят на основе логики, обработанной информации, конкретного анализа. Интуи­ция в исследовательской деятельности может быть выражена в раз­личной степени, но она всегда является необходимым элементом твор­чества. Чем меньше информации на начальном этапе исследования, тем выше потребность в интуитивном поиске. Рассмотрим несколько стратегий исследования, которые предпо­лагают различные степени использования интуиции. Стратегия случайного поиска - упрощенный анализ информа­ции по обобщенным критериям, ориентированность на обработку большого количества информации без ее специальной классифика­ции. Это расчет на случай, который при определенном стечении об­стоятельств может подсказать формулировку новой проблемы или решение старой. Эта стратегия наименее эффективна для работы с ситуациями, поскольку требует затрат ресурсов, но ничего не гаран­тирует. Стратегия целенаправленного поиска - формулирование цели обработки информации, сортировка ее по целевым факторам иссле­дования, поиск в зонах целевых установок и определенных направ­лений исследовательской деятельности. Этот метод наиболее прием­лем в ситуационном анализе, так как составление ситуации и ее ана­лиз носит, как правило, целенаправленный характер. Стратегия систематизированного поиска - некоторое развитие и дополнение предыдущей стратегии. Ее особенность заключается в том, что она требует не просто наличия цели, но и систематизации поиска по определенной методологии. Стратегия алгоритмического поиска - строится на основе разра­ботки процессуальных характеристик исследования, которая имеет форму алгоритма, устанавливающего некоторую последовательность операций, действий, обработки информации и т.д. Стратегия интуитивного поиска - последовательное выдвиже­ние и дальнейшая проверка различных идей и гипотез. Их коррект­ность принимается без доказательства. Однако в последующем осу­ществляются их отбор по установленным критериям и анализ по це­лям исследования, практической значимости и реальности. Такая стратегия может быть использована на начальной стадии анализа ситуации, когда нужно сформулировать и набрать некоторое коли­чество гипотез для дальнейшей работы. Стратегия интуитивно-целевого поиска - сочетание стратегии систематизированного и интуитивного поиска. Однако при этом уси­ливается внимание к системному анализу и предельно четко форму­лируются цели исследования. Может показаться, что интуитивный поиск полностью построен на случайных озарениях. Это не совсем верно. Любая мыслительная, а тем более твор­ческая деятельность, имеет две составляющие: сознательную и бес­сознательную, - сочетание которых у каждого человека разное и по-разному проявляется в зависимости от конкретных обстоятельств. Только систематическая работа с ситуацией, постоянный сбор ин­формации и ее дальнейшее дополнение, продумывание может приве­сти к эффективной работе интуиции. Анализ и обсуждение ситуаций требует обмена мнениями, кото­рое может принимать форму полемики. Полемика - это аргументи­рованное обсуждение в группе исследователей проблем и способов их решения. Полемика - необходимый элемент исследования, потому что она по­могает находить дополнительные аргументы, оттачивать формули­ровки, укреплять позиции и мысли, конкретизировать рекоменда­ции, усиливать доказательства. Полемика позволяет превратить предположения в убеждения. Основные принципы исследовательской полемики: • стремление понять оппонента, его мотивы, позицию, аргумен­ты, знание предмета (проблемы), тип мышления; • избегать абсолютного отрицания правильности мнений оппонен­та, относясь к ним скептически, аналитически и доброжелательно; • иметь четкую цель полемики и проводить процедуру полемики, используя вопросы, высказывания, аргументы и доказательства; • оценивать высказываемые предложения и мысли, относясь с уважением к их автору; • стремиться к максимальной четкости, аргументированности, конкретности и ясности выражения своей позиции; • определять понятия, с помощью которых выражается мысль, строится доказательство; • посредством вопросов уточнять позицию оппонента, обнаружи­вать слабые места в его системе доказательств, приводить дополни­тельные аргументы; • избегать апеллирования к мнениям авторитетов или формаль­ных лидеров, должностных лиц; • помнить, что нельзя устанавливать истину, ссылаясь на мнение большинства, голосованием; • основой полемики должны быть результаты или методологичес­кие подходы, формулируемые на профессиональной основе, - ведь очень часто обсуждение проблем скатывается к спору, основанному на принципах здравого смысла, т. е. к доказательству желательно­го, а не объективного; • продуктивность полемики определяется и продолжительнос­тью времени и его распределением в процессе полемических выска­зываний. В полемике большое значение имеют выяснение и анализ тезисов оппонента: оценка их содержания, эмпирическая ценность понятий, которыми он оперирует, фактология тезиса, логика использования аргументов. При анализе ситуаций полемика будет носить более конструктив­ный характер, если ее участники понимают ситуацию, настроены на ее позитивное решение, связаны общей целью, интересами, работой. Одним из эффективных методов исследования является модели­рование - разработка моделей, позволяющих принимать объектив­ные решения в ситуациях, слишком сложных для простой причин­но-следственной оценки альтернатив. Модель - это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности. Схема организации, например, - это и есть модель, представляющая ее структуру. Главной характе­ристикой модели можно считать упрощение реальной жизненной ситуации, к которой она применяется. Поскольку форма модели ме­нее сложна, а не относящиеся к делу данные устраняются, модель повышает способность руководителя разрешать встающие перед ним проблемы. В этом смысле написанная ситуация представляет собой модель реальной жизненной ситуации. Существуют следующие виды моделей: физические (модель здания, прибора, машины), аналоговые (аналог, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит таковым), математические (си­стема формул, тождеств и неравенств, описывающая какой-либо про­цесс, явление) и т.п. Основные этапы процесса построения моделей: 1. Постановка задачи - наиболее важный этап построения модели, способный обеспечить правильное решение управленческой пробле­мы. Использование математики или компьютера не принесет пользы, если сама проблема не будет точно диагностирована. Очень важно уже до процедуры написания ситуа­ции представить себе, чего желательно достигнуть в результате ис­следования. 2. Построение модели – менеджер должен определить главную цель модели, выходные нормативы или информацию, которую пред­полагается получить, чтобы помочь руководству разрешить опреде­ленную проблему. В дополнение к установлению главных целей раз­работчик должен определить, какая информация требуется для по­строения модели. Другим важным фактором, требующим учета при построении модели, являются расходы. Модель, которая стоит боль­ше, чем вся задача, решаемая с ее помощью, конечно, не внесет ника­кого вклада в достижение целей организации. 3. Проверка модели на достоверность - определе­ние степени соответствия модели реальному миру. Разработчик дол­жен установить, все ли существенные компоненты реальной ситуа­ции встроены в модель. Чем полнее модель отражает реальный мир, тем выше ее потенциал как средства оказания помощи руководите­лю в принятии эффективного управленческого решения. Другой аспект проверки модели на достоверность - установление, в какой степени информация, получаемая с ее помощью, помогает руководителю разрешить проблему. Хороший способ проверки моде­ли - опробование ее на ситуации из прошлого. 4. Применение модели Разновидностью моделирования явля­ется имитация. Имитация как метод исследования системы управ­ления - это процесс создания модели и ее экспериментальное приме­нение для определения изменений реальной ситуации. Главная идея имитации - использование некоего устройства (имитационная модель) для имитации реаль­ной системы с тем, чтобы исследовать и понять ее свойства, поведе­ние и характеристики. Имитационное моделирование как метод исследования представ­ляет собой способ перенесения реальности в виртуальный мир по­средством описания необходимых правил и законов с использовани­ем математического логического программного аппарата. Если результаты экспериментирования с использованием имитационной модели свидетельствуют о том, что модификация способствует улучшению, руководитель может с большей уверенностью принимать решения об осуществлении изменений в реальной системе. Разновидностью имитационного моделирования является метод имитационных игр. К имитационным можно отнес­ти, например, ролевые игры, когда имитируется деятельность работ­ников организации, реализующих определенные управленческие функции, с использованием ситуаций в качестве элемента игры, в виде задания. Задание. Привести примеры использования имитационного моделирования (в том числе имитационных игр) в вашем практическом опыте работы. В общенаучных методах используется также экстраполяция. Экстраполяция (от лат. extra - сверх иpolire - делать гладким, отделывать) - процедура, служащая для перенесения и распростра­нения свойств, отношений или закономерностей с одной предметной области на другую. Она основана на предположении о неизменности факторов, определяющих течение рассматриваемого процесса. В исследованиях управленческих ситуаций экстраполяция при­меняется как метод прогнозирования. Одним из ограничений в ис­пользовании метода является то, что экстраполяционный прогноз может быть получен на период, во временном протяжении равном не более 1/3 базового. Для повыше­ния эффективности экстраполяции при анализе ситуации необходи­мо четко определить какие параметры ситуации, какие количествен­ные показатели прогнозируются и насколько они могут измениться в перспективе. Кроме рассмотренных в процессе исследования ситуаций могут быть использованы следующие методы: • Метод измерения позволяет дать в определенных единицах из­мерения численную оценку исследуемого свойства объекта. • Метод сравнения позволяет определить различия или общность исследуемого объекта с аналогом (эталоном, образцом и т.д. в зави­симости от цели исследования). • Метод абстрагирования основан на мысленном отвлечении от несущественных свойств исследуемого объекта и изучении в даль­нейшем наиболее важных его сторон на модели. • Метод анализа и синтеза основан на использовании различ­ных способов расчленения изучаемого объекта на элементы, отноше­ния (анализ) и соединения в единое целое отдельных его элементов (синтез). Для выбора и обоснования методов исследования ситуации мож­но проводить специальные методологические исследования.
«Общенаучные методы исследования проблемной ситуации» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 521 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot