Общенаучные методы исследования проблемной ситуации
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ТЕМА 2. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ (продолжение)
Мыслительно-логические методы
Представляют собой использование интеллектуальных операций дедукции или индукции для разрешения исследуемой проблемы или ситуации.
Особым видом такого использования операций являются методы мыслительного эксперимента, который построен на мыслительном моделировании объекта исследования и установлении характера его поведения.
Мысленный эксперимент - это экспериментирование в мышлении, построение мышления по принципу «а что если...». Его эффективность в значительной степени зависит от соотношения объема и структуры знаний человека, индивидуальных способностей к творческой деятельности, степени овладения методологией мысленного экспериментирования. Написанная ситуация предоставляет большие возможности для проведения мысленного эксперимента, поскольку она является как бы «авторской», творческой разработкой самого менеджера, который хорошо знаком с ее содержанием, структурой, связями и, следовательно, можно изменять определенные параметры ситуации. Все это способствует развитию управленческих навыков.
Задание. Провести мысленный эксперимент на тему: «А что, если бы я разрабатывал правила проведения занятий при дистанционном обучении..» Объем ответа не менее 1 страницы текста формата А4, выполненого 14 кеглем через полуторный интервал.
Метод случайного, интуитивного поиска заключается в нахождении или аккумулировании новых идей независимо от практической деятельности и конкретных проблем, с которыми здесь сталкиваются. Часто такие идеи возникают даже при неопределенности цели исследования или осознания его необходимости.
В исследовательской работе всегда явно или неявно присутствует интуиция, потому что исследование связано с некоторым открытием нового, поиском решений, которые не всегда происходят на основе логики, обработанной информации, конкретного анализа. Интуиция в исследовательской деятельности может быть выражена в различной степени, но она всегда является необходимым элементом творчества. Чем меньше информации на начальном этапе исследования, тем выше потребность в интуитивном поиске.
Рассмотрим несколько стратегий исследования, которые предполагают различные степени использования интуиции.
Стратегия случайного поиска - упрощенный анализ информации по обобщенным критериям, ориентированность на обработку большого количества информации без ее специальной классификации. Это расчет на случай, который при определенном стечении обстоятельств может подсказать формулировку новой проблемы или решение старой. Эта стратегия наименее эффективна для работы с ситуациями, поскольку требует затрат ресурсов, но ничего не гарантирует.
Стратегия целенаправленного поиска - формулирование цели обработки информации, сортировка ее по целевым факторам исследования, поиск в зонах целевых установок и определенных направлений исследовательской деятельности. Этот метод наиболее приемлем в ситуационном анализе, так как составление ситуации и ее анализ носит, как правило, целенаправленный характер.
Стратегия систематизированного поиска - некоторое развитие и дополнение предыдущей стратегии. Ее особенность заключается в том, что она требует не просто наличия цели, но и систематизации поиска по определенной методологии.
Стратегия алгоритмического поиска - строится на основе разработки процессуальных характеристик исследования, которая имеет форму алгоритма, устанавливающего некоторую последовательность операций, действий, обработки информации и т.д.
Стратегия интуитивного поиска - последовательное выдвижение и дальнейшая проверка различных идей и гипотез. Их корректность принимается без доказательства. Однако в последующем осуществляются их отбор по установленным критериям и анализ по целям исследования, практической значимости и реальности. Такая стратегия может быть использована на начальной стадии анализа ситуации, когда нужно сформулировать и набрать некоторое количество гипотез для дальнейшей работы.
Стратегия интуитивно-целевого поиска - сочетание стратегии систематизированного и интуитивного поиска. Однако при этом усиливается внимание к системному анализу и предельно четко формулируются цели исследования.
Может показаться, что интуитивный поиск полностью построен на случайных озарениях. Это не совсем верно. Любая мыслительная, а тем более творческая деятельность, имеет две составляющие: сознательную и бессознательную, - сочетание которых у каждого человека разное и по-разному проявляется в зависимости от конкретных обстоятельств. Только систематическая работа с ситуацией, постоянный сбор информации и ее дальнейшее дополнение, продумывание может привести к эффективной работе интуиции.
Анализ и обсуждение ситуаций требует обмена мнениями, которое может принимать форму полемики.
Полемика - это аргументированное обсуждение в группе исследователей проблем и способов их решения. Полемика - необходимый элемент исследования, потому что она помогает находить дополнительные аргументы, оттачивать формулировки, укреплять позиции и мысли, конкретизировать рекомендации, усиливать доказательства. Полемика позволяет превратить предположения в убеждения.
Основные принципы исследовательской полемики:
• стремление понять оппонента, его мотивы, позицию, аргументы, знание предмета (проблемы), тип мышления;
• избегать абсолютного отрицания правильности мнений оппонента, относясь к ним скептически, аналитически и доброжелательно;
• иметь четкую цель полемики и проводить процедуру полемики, используя вопросы, высказывания, аргументы и доказательства;
• оценивать высказываемые предложения и мысли, относясь с уважением к их автору;
• стремиться к максимальной четкости, аргументированности, конкретности и ясности выражения своей позиции;
• определять понятия, с помощью которых выражается мысль, строится доказательство;
• посредством вопросов уточнять позицию оппонента, обнаруживать слабые места в его системе доказательств, приводить дополнительные аргументы;
• избегать апеллирования к мнениям авторитетов или формальных лидеров, должностных лиц;
• помнить, что нельзя устанавливать истину, ссылаясь на мнение большинства, голосованием;
• основой полемики должны быть результаты или методологические подходы, формулируемые на профессиональной основе, - ведь очень часто обсуждение проблем скатывается к спору, основанному на принципах здравого смысла, т. е. к доказательству желательного, а не объективного;
• продуктивность полемики определяется и продолжительностью времени и его распределением в процессе полемических высказываний.
В полемике большое значение имеют выяснение и анализ тезисов оппонента: оценка их содержания, эмпирическая ценность понятий, которыми он оперирует, фактология тезиса, логика использования аргументов.
При анализе ситуаций полемика будет носить более конструктивный характер, если ее участники понимают ситуацию, настроены на ее позитивное решение, связаны общей целью, интересами, работой.
Одним из эффективных методов исследования является моделирование - разработка моделей, позволяющих принимать объективные решения в ситуациях, слишком сложных для простой причинно-следственной оценки альтернатив. Модель - это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности. Схема организации, например, - это и есть модель, представляющая ее структуру. Главной характеристикой модели можно считать упрощение реальной жизненной ситуации, к которой она применяется. Поскольку форма модели менее сложна, а не относящиеся к делу данные устраняются, модель повышает способность руководителя разрешать встающие перед ним проблемы. В этом смысле написанная ситуация представляет собой модель реальной жизненной ситуации.
Существуют следующие виды моделей: физические (модель здания, прибора, машины), аналоговые (аналог, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит таковым), математические (система формул, тождеств и неравенств, описывающая какой-либо процесс, явление) и т.п.
Основные этапы процесса построения моделей:
1. Постановка задачи - наиболее важный этап построения модели, способный обеспечить правильное решение управленческой проблемы. Использование математики или компьютера не принесет пользы, если сама проблема не будет точно диагностирована. Очень важно уже до процедуры написания ситуации представить себе, чего желательно достигнуть в результате исследования.
2. Построение модели – менеджер должен определить главную цель модели, выходные нормативы или информацию, которую предполагается получить, чтобы помочь руководству разрешить определенную проблему. В дополнение к установлению главных целей разработчик должен определить, какая информация требуется для построения модели. Другим важным фактором, требующим учета при построении модели, являются расходы. Модель, которая стоит больше, чем вся задача, решаемая с ее помощью, конечно, не внесет никакого вклада в достижение целей организации.
3. Проверка модели на достоверность - определение степени соответствия модели реальному миру. Разработчик должен установить, все ли существенные компоненты реальной ситуации встроены в модель. Чем полнее модель отражает реальный мир, тем выше ее потенциал как средства оказания помощи руководителю в принятии эффективного управленческого решения.
Другой аспект проверки модели на достоверность - установление, в какой степени информация, получаемая с ее помощью, помогает руководителю разрешить проблему. Хороший способ проверки модели - опробование ее на ситуации из прошлого.
4. Применение модели
Разновидностью моделирования является имитация.
Имитация как метод исследования системы управления - это процесс создания модели и ее экспериментальное применение для определения изменений реальной ситуации. Главная идея имитации - использование некоего устройства (имитационная модель) для имитации реальной системы с тем, чтобы исследовать и понять ее свойства, поведение и характеристики.
Имитационное моделирование как метод исследования представляет собой способ перенесения реальности в виртуальный мир посредством описания необходимых правил и законов с использованием математического логического программного аппарата. Если результаты экспериментирования с использованием имитационной модели свидетельствуют о том, что модификация способствует улучшению, руководитель может с большей уверенностью принимать решения об осуществлении изменений в реальной системе.
Разновидностью имитационного моделирования является метод имитационных игр. К имитационным можно отнести, например, ролевые игры, когда имитируется деятельность работников организации, реализующих определенные управленческие функции, с использованием ситуаций в качестве элемента игры, в виде задания.
Задание. Привести примеры использования имитационного моделирования (в том числе имитационных игр) в вашем практическом опыте работы.
В общенаучных методах используется также экстраполяция.
Экстраполяция (от лат. extra - сверх иpolire - делать гладким, отделывать) - процедура, служащая для перенесения и распространения свойств, отношений или закономерностей с одной предметной области на другую. Она основана на предположении о неизменности факторов, определяющих течение рассматриваемого процесса.
В исследованиях управленческих ситуаций экстраполяция применяется как метод прогнозирования. Одним из ограничений в использовании метода является то, что экстраполяционный прогноз может быть получен на период, во временном протяжении равном не более 1/3 базового.
Для повышения эффективности экстраполяции при анализе ситуации необходимо четко определить какие параметры ситуации, какие количественные показатели прогнозируются и насколько они могут измениться в перспективе.
Кроме рассмотренных в процессе исследования ситуаций могут быть использованы следующие методы:
• Метод измерения позволяет дать в определенных единицах измерения численную оценку исследуемого свойства объекта.
• Метод сравнения позволяет определить различия или общность исследуемого объекта с аналогом (эталоном, образцом и т.д. в зависимости от цели исследования).
• Метод абстрагирования основан на мысленном отвлечении от несущественных свойств исследуемого объекта и изучении в дальнейшем наиболее важных его сторон на модели.
• Метод анализа и синтеза основан на использовании различных способов расчленения изучаемого объекта на элементы, отношения (анализ) и соединения в единое целое отдельных его элементов (синтез).
Для выбора и обоснования методов исследования ситуации можно проводить специальные методологические исследования.