Общая характеристика доходов бюджета
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция №1
Общая характеристика доходов бюджета
Общие положения
Проблема справедливого и рационального распределения ограниченных ресурсов государства всегда являлась актуальной темой для исследований. Экономическая наука еще с момента своего зарождения уделяла значительное внимание тематике финансов государства. Наиболее важные шаги в понимании и переосмыслении теории финансов государства были сделаны XVIII в. такими известными исследователями, как Уильям Петти (William Petty), Адам Смит (Adam Smith), Иоганн Юсти (Justi, Johannes Heinrich Gottlob), Ф. Кенэ. Труды И. Юсти "Системы государственных финансов" (1766) и А. Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов"(1776) можно по праву назвать фундаментом современной теории государственных финансов.
В России значительный вклад в развитие системы государственных финансов внес в XIX в. видный государственный деятель М. М. Сперанский. В своей работе "План финансов" (1810) он изложил основы построения государственной бюджетной системы.
Принципы построения бюджетной системы современной России во многом схожи с "Планом финансов" Сперанского.
Особое место среди российских реформаторов государственных финансов занимает Сергей Юльевич Витте. С его именем связана проведенная в 1895—1897 гг. денежная реформа, в результате которой в России появилась стабильная денежная система, основанная на конвертируемом курсе рубля по отношению к золоту. Интересно, что правительство России решилось приступить к проведению реформ в 1895 г. именно в период промышленного подъема и благоприятной финансовой конъюнктуры. Принятие указанных мер открывало возможности для привлечения в Россию иностранного капитала, а также позволило сконцентрировать значительные бюджетные средства на развитие приоритетных для государства отраслей промышленности, в первую очередь развитие инфраструктуры и железнодорожного строительства.
Похожие цели преследуются в настоящее время Министерством финансов Российской Федерации при проведении реформы государственных финансов России.
Также очевидно, в настоящее время назрела необходимость в принципиально новых знаниях о принципах построения современной бюджетной системы, которые основаны как на передовом международном опыте в области бюджетной реформы, так и на российской практике последнего десятилетия. Важно понимание как основ бюджетной системы, заложенных еще в 1998 г. в Бюджетном кодексе Российской Федерации, так и последних принципиальных изменений бюджетного законодательства, инициированных Минфином России. Фактически в 2007 г. в бюджетный процесс были заложены самые последние инновационные идеи управления бюджетом, и в настоящее время мы имеем принципиально новую бюджетную систему, основанную на среднесрочном планировании доходов и расходов. Постепенно внедряются в бюджетный процесс методы бюджетирования, ориентированного на результат.
Сейчас стало очевидно, что сама бюджетная реформа еще не завершена. До настоящего времени не нашло должного применения в бюджетном процессе программное финансирование, или, как его чаще называют бюджетирование, ориентированное на результат. С одной стороны, инструменты программного финансирования в российском бюджете представлены довольно широко, но с другой — они не являются ключевой его частью.
Очевидно также, что влияние мирового финансового кризиса не могло не отразиться на бюджетной системе России: уже приняты меры по снятию ограничений в бюджетном законодательстве на дефицит федерального бюджета, а также временно сокращен срок бюджетного планирования до одного года. Это позволит оперативно принимать корректирующие решения в области бюджетной политики с целью снижения негативных последствий кризиса. Вместе с тем данные меры носят временный характер и после поэтапного сбалансирования бюджета эти ограничения будут сняты.
Последние десятилетия экономическая наука стала больше внимания уделять роли государственных финансов в системе финансовых отношений государства. Во многом это связано с возрастающей ролью государства в функционировании экономик, в том числе рыночных. Значительно возросли расходы, направленные на обеспечение социальных обязательств государства, а также расходы на правоохранительную деятельность.
Ключевым инструментом регулирования экономической и финансовой системы государства является государственный бюджет. Фактически бюджет определяет совокупный спрос со стороны государства на определенные виды товаров, работ и услуг, которые закупаются для обеспечения основных функций государства.
Здесь важную роль играет степень развитости и прозрачности применяемой системы закупок для государственных нужд.
Также очевидно, что в определенных случаях государству необходимо вмешиваться в экономические процессы, когда существует риск появления так называемых "провалов рынка". Последствия такого вмешательства также могут быть разными. Наиболее известный пример — это вывод экономики США из рецессии, в которую она попала в 30-е гг. XX в., в том числе с помощью значительных государственных вложений в дорожную инфраструктуру, которая стала своего рода катализатором развития всей экономики. План Маршалла по восстановлению послевоенной Европы и Японии тоже можно считать глобальным проектом по воссозданию и стимулированию развития разрушенных войной экономик.
Ключевым вопросом и проблемой здесь является та степень, с которой государство может вмешиваться в экономические процессы страны, а также временной интервал, в течение которого такое вмешательство происходит. Ведь экономической науке известно, что государство во многих случаях является не самым эффективным собственником и управленцем, а осуществить своевременный выход государства из тех или иных секторов экономики не всегда получается возможным.
Для выполнения государством своих функций и задач перед обществом в масштабе государства формируется централизованный финансовый фонд, называемый федеральным бюджетом. Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития. Через федеральный бюджет происходит распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода между отраслями экономики, регионами и слоями населения. Из федерального бюджета финансируются все мероприятия оборонного характера, органы государственного управления, развитие науки, подготовка кадров, развитие инфраструктуры. Средства федерального бюджета являются основным источником финансирования структурной перестройки экономики, развития перспективных направлений производства, освоения новых месторождений и новых технологий.
Доходы федерального бюджета формируются за счет налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.
К налоговым доходам относят федеральные налоги и сборы, налоговые пени и штрафы по ставкам Налогового и Бюджетного кодексов РФ (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Налоговые доходы
К неналоговым доходам бюджета относят:
– доходы от использования государственного имущества после уплаты налогов и сборов согласно НК РФ, кроме имущества автономных учреждений и унитарных (казенных) предприятий;
– доходы от продажи государственного имущества (кроме акций и драгоценных камней) после уплаты налогов и сборов согласно НК РФ, за исключением имущества автономных учреждений и унитарных (казенных) предприятий;
– доходы от платных услуг после уплаты налогов и сборов согласно НК РФ;
– средства, полученные в результате применения мер гражданско-правового характера;
– средства, полученные в возмещение вреда;
– средства самообложения граждан и др. (табл. 1.2).
Неналоговые доходы
К безвозмездным поступлениям в бюджет относятся:
– дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;
– субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ;
– субвенции из федерального бюджета и (или) бюджетов субъектов РФ;
– иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;
– безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.
Денежные средства считаются зачисленными в доход федерального бюджета с момента совершения ЦБ РФ или кредитной организацией операций по зачислению денежных средств на счет органа, исполняющего федеральный бюджет.
Доходы федеральных целевых внебюджетных фондов, входящих в федеральный бюджет РФ, обособленно учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством, и распределяются между федеральным и территориальными внебюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Расходы бюджетов представляют собой распределение и использование финансовых средств, аккумулированных в доходной части федерального бюджета, на основании закона о бюджете на очередной финансовый год.
Формирование расходов бюджетных средств любого уровня бюджетной системы базируется на единой методологической основе, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности и финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ и федеральным законом.
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие и капитальные.
Текущие расходы бюджета обеспечивают выполнение текущих задач, таких как функционирование органов власти, оказание помощи другим бюджетам и отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.
Капитальные расходы бюджета связаны с расширенным воспроизводством и выделяются на создание или увеличение имущества, обеспечение инновационной и инвестиционной деятельности. К ним относятся расходы на инвестирование капитальных ремонтов, выделение кредитов на инвестиционные программы и т. д.