Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция № 1.
Общая характеристика бухгалтерского учета
Зарождение бухгалтерского учета приходится на XIII век. Примерно к концу XV века сложилась теория бухгалтерского учета, основанного на двойной записи. Этот прием является одним из основных и в настоящее время.
Одна из первых книг по бухгалтерскому учету «Трактат о счетах и записях» была написана в 1494 году Лукой Пачоли (1445-1515), в одном из разделов которой и был описан метод двойной записи для учета операций.
Для осуществления деятельности на каждом предприятии необходимо ведение учета.
Хозяйственный учет – это система наблюдения, измерения, регистрации и обобщения фактов, явлений и хозяйственных процессов в целях контроля, анализа и управления ими.
На основе хозяйственного учета строится модель функционирования объекта управления, предполагающая взаимосвязь трех видов учета: оперативного, статистического и бухгалтерского. Они взаимно дополняются и часто используют одну и ту же информацию.
Оперативный учет используется для получения информации в целях текущего управления и контроля за хозяйственными процессами на отдельных участках производственной и финансовой деятельности.
Статистический учет – это отражение и обобщение данных о массовых явлениях и их закономерностях в финансово-хозяйственной деятельности, общественной жизни и природе.
Бухгалтерский учет представляет собой систему сплошного, непрерывного и документально обоснованного отражения в денежном выражении хозяйственных операций, изменяющих состав средств предприятия и их источников в целях контроля информации и управления.
Согласно ФЗ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.11, бухгалтерский учет – это формирование систематизированной информации об объектах учета и составление на ее основе отчетности.
При постановке бухгалтерского учета в организации организуется ведение финансового, управленческого и налогового учета.
Финансовый учет представляет собой систему подготовки и сбора учетной информации, обеспечивающей регистрацию и отражение хозяйственных операций. В подсистеме финансового учета накапливается информация о различных объектах учета.
Цель финансового учета заключается в составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Финансовый учет обязаны вести все без исключения организации. Правила ведения финансового учета, как и порядок составления финансовой отчетности, определены законодательством и основаны на общепринятых принципах.
Бухгалтерское отражение хозяйственных операций на счетах происходит после их совершения, поэтому информацию финансового учета можно подвергнуть проверке и она объективна.
Управленческий учет предназначен для сбора внутренней учетной информации, используемой в организации для принятия управленческих решений. Его главное предназначение – обеспечить необходимой и в полном объеме информацией менеджеров, ответственных за достижение конкретных производственных результатов.
Управленческий учет вести необязательно, требование о его применении исходит от администрации организации, внешние пользователи не влияют на систему управленческого учета.
Налоговый учет предназначен для сбора учетной информации, которая обеспечивает бухгалтерское оформление учета налогов с целью объективного налогообложения и составления налоговой отчетности.
Ведение налогового учета обязательно.
Предметом бухгалтерского учета является финансово-хозяйственная деятельность предприятия.
Объектами бухгалтерского учета являются: факты хозяйственной жизни, активы, обязательства, источники финансирования деятельности, доходы, расходы, иные объекты.
Метод бухгалтерского учета - ряд приемов и способов, применяемых в учете при помощи которых изучается предмет бухгалтерского учета. Метод бухгалтерского учета включает в себя следующие элементы:
1) Балансовый метод – обобщение информации по двум направлениям для сопоставления информация уравнивается или балансируется. Если такое не происходит, то вводятся балансирующие показатели.
Например, баланс металла:
Производство
=
Потребности
Баланс
Производство
>
Потребности
Излишек
Производство
<
Потребности
Недостаток
2) Метод счетов – в бухгалтерском учете вся информация фиксируется в системе счетов, где счет – это микро баланс.
Счета предназначены для группировки и текущего учета экономически однородных объектов бухгалтерского учета. На счетах отражаются наличие и изменение в денежной оценке отдельных объектов бухгалтерского учета.
3) Двойная запись – способ отражения информации, при котором каждая хозяйственная операция записывается как минимум дважды: один раз в дебет одного счета, другой – в кредит другого.
При помощи двойной записи осуществляется контроль за правильностью отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете.
4) Оценка хозяйственных средств – объекты бухгалтерского учета различны и могут измеряться в натуральных, стоимостных (денежных) и трудовых показателях.
Натуральные измерители применяются для количественной характеристики хозяйственных процессов и учета ТМЦ. Они характеризуют учитываемые объекты в натуральном выражении: по весу, количеству, длине и применяются в количественно-суммовом учете.
Трудовые измерители применяются для затрат труда, показывают количество затраченного времени в днях, часах и часто используются в сочетании с натуральными для определения производительности труда работников и расчета заработной платы.
Денежный измеритель отражает учитываемые объекты в единой стоимостной оценке.
5) Документирование - подтверждение каждой бухгалтерской операции правильно оформленным документом, имеющим юридическую силу.
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.
6) Инвентаризация – это сверка документов бухгалтерского учета с фактическим наличием ценностей на предприятии по местам их хранения.
Инвентаризация обеспечивает контроль за сохранностью материальных ценностей и денежных средств, полнотой и достоверностью данных бухгалтерского учета и отчетности.
7) Метод калькуляции – это способ учета затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг и процесс исчисления себестоимости приобретенных материальных ценностей. Калькуляция себестоимости выпущенной продукции или оказанных услуг позволяет знать и анализировать затраты на производство и обоснованно устанавливать цены.
8) Отчетность – система взаимоувязанных показателей – источников информации об имущественном и финансовом положении, результатах деятельности организации за отчетный период. Существует для контроля за деятельностью предприятия и создания базы для последующего планирования.
Бухгалтерский учет осуществляется в пределах одного предприятия и изучает хозяйственные средства, их источники, хозяйственные процессы, состоящие из хозяйственных операций и результаты деятельности предприятия.
Имущество предприятия классифицируются по двум основным признакам: по составу и размещению и источникам их образования.
В зависимости от состава и размещения (характера использования) хозяйственные средства делятся на внеоборотные (основной капитал) и оборотные активы (оборотный капитал).
Некоторые источники выделяют и третью группу – отвлеченные средства, к которым относятся убытки и авансовые платежи в бюджет.
Внеоборотные активы включают в себя нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, отложенные налоговые активы и прочие внеоборотные активы.
Нематериальные активы – это объекты долгосрочного пользования, не имеющие физической основы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход: объекты интеллектуальной собственности и деловая репутация. Нематериальные активы переносят свою стоимость на создаваемый продукт постепенно, по мере начисления амортизации.
Основные средства – это средства труда, используемые при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг в течение более одного года. Основные средства участвуют в процессе производства длительное время, сохраняя при этом натуральную форму. Их стоимость переносится на создаваемую продукцию путем начисления амортизации.
Незавершенное строительство – это затраты организации на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря, расходы на проектно-изыскательские, геологоразведочные и буровые работы.
Доходные вложения в материальные ценности – это вложения организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное пользование с целью получения дохода.
Долгосрочные финансовые вложения – все виды финансовых вложений организации на срок более одного года: инвестиции в дочерние и зависимые общества, в уставные (складочные) капиталы других организаций, в государственные ценные бумаги, а также в займы, предоставленные другим организациям.
Отложенные налоговые активы – часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет. Отложенный налоговый актив возникает, когда момент признания расходов (доходов) в бухгалтерском и налоговом учете не совпадает.
Внеоборотные активы подразделяются на производственные и непроизводственные.
Непроизводственные – не принимают непосредственного участия в производстве продукции, но косвенно способствуют процессу производства. К ним относятся жилые дома, здания, сооружения непроизводственного назначения, а также объекты, предназначенные для обслуживания работников предприятия.
Оборотные активы состоят из материальных оборотных средств, денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и средств в расчетах (дебиторской задолженности).
Оборотные средства по способу образования подразделяются на нормируемые и ненормируемые.
Размер нормируемых оборотных средств устанавливается в зависимости от необходимых условий обеспечения бесперебойного процесса производства. К ним относятся материальные оборотные средства – это сырье и материалы, специальная одежда, топливо, тара, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, запасные части, незавершенное производство, животные на выращивании и откорме, расходы будущих периодов, НДС по приобретенным ценностям, готовая продукция и товары для перепродажи.
Ненормируемые оборотные средства – это денежные средства и средства в расчетах. Размер ненормируемых средств не устанавливается планом, они покрываются за счет кредитов банка, кредиторской задолженности и свободных средств предприятия.
Денежные средства образуются из остатков наличных денег в кассе организации, на расчетном счете и других счетах в банках.
Средства в расчетах включают различные виды дебиторской задолженности, под которой понимаются долги других организаций или лиц данной организации. Должники называются дебиторами. Дебиторская задолженность состоит из задолженности покупателей, задолженности подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и выданных поставщикам авансов.
В зависимости от источников образования и целевого назначения хозяйственные средства организаций разделяют на собственные (собственный капитал) и обязательства (заемный капитал).
Собственный капитал – это чистая стоимость имущества, определяемая как разница между стоимостью активов (имущества) организации и ее обязательствами.
Собственный капитал может состоять из уставного, добавочного и резервного капитала, накоплений нераспределенной прибыли, целевого финансирования (в основном для некоммерческих организаций).
Часть стоимости имущества организации формируется за счет собственного капитала, а другая часть – за счет обязательств перед другими организациями, физическими лицами, своими работниками и подразделяется на заемные, привлеченные источники и обязательства по распределению.
К источникам заемных средств относятся источники, используемые временно в течение определенного срока, по окончании которого их следует возвратить. Это кредиты банков и займы.
К привлеченным источникам средств относятся обязательства по расчетам или внешняя кредиторская задолженность, то есть долги предприятия другим предприятиям и организациям, главным образом, поставщикам за полученные, но неоплаченные материальные ценности и покупателям по полученным авансам.
Обязательства по распределению – это кредиторская задолженность, возникающая по операциям внутри предприятия перед работниками по начисленной, но невыплаченной заработной плате, перед бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и сборам, перед учредителями по начисленным, но невыплаченным дивидендам.
Лекция № 2.
счета бухгалтерского учета и двойная запись
Непрерывное текущее наблюдение и контроль за хозяйственными процессами, состоянием и изменением хозяйственных средств и источников их образования осуществляются при помощи счетов бухгалтерского учета.
Счета предназначены для систематизации и текущего отражения объектов бухгалтерского учета и изменений, происходящих с ними в ходе совершения хозяйственных операций.
Систематизация обеспечивается тем, что на каждую группу экономически однородных хозяйственных средств и их источников открываются отдельные счета.
Счет имеет название, соответствующее учитываемому на нем объекту, и кодовое обозначение (номер, шифр).
Для наглядного отражения изменений в средствах или источниках счет представляется в виде двух частей: дебет и кредит.
Каждый бухгалтерский счет обычно представляют (в учебных целях) схемой:
дебет
№ и Наименование счета
кредит
Остаток на счете называется сальдо. Сальдо бывает начальное и конечное (на начало и конец отчетного периода).
Запись всех хозяйственных операций по счетам называется оборотами.
Все счета строятся на основании баланса и соответствуют его статьям.
Счета подразделяются на:
1) Активные, отражающие хозяйственные операции, изменяющие состав средств предприятия.
Например, счет 50 «Касса», на котором учитываются наличные деньги предприятия и денежные документы.
дебет
Активный счет
кредит
Сн, Ск, увеличение счета
уменьшение счета
Сальдо начальное, конечное, операции вызывающие увеличение активных счетов отражаются по дебету активного счета. Операции, вызывающие уменьшение активного счета отражаются по кредиту.
Расчет сальдо конечного на активных счетах производится следующим образом: к сальдо начальному (Сн) необходимо прибавить обороты по дебету (ДО) и вычесть обороты по кредиту (КО).
Ск = Сн + ДО – КО
2) Пассивные, отражающие хозяйственные операции, изменяющие состав источников средств предприятия.
Например, счет 80 «Уставный капитал» - первоначальный вклад в предприятие – источник средств.
дебет
Пассивный счет
кредит
уменьшение счета
Сн, Ск, увеличение счета
Расчет сальдо конечного на пассивных счетах производится следующим образом: к сальдо начальному (Сн) необходимо прибавить обороты по кредиту (КО) и вычесть обороты по дебету (ДО).
Ск = Сн - ДО + КО
3) Активно-пассивные, предназначенные для текущего учета наличия и изменения хозяйственных средств и источников и отражающие неоднородные или противоположные хозяйственные операции.
Активно-пассивные счета бывают двух видов:
1) с односторонним сальдо (характер сальдо может изменяться)
Примером может служить счет 99 «Прибыли и убытки». В зависимости от финансового результата деятельности предприятия, счет может быть активным – если допущен убыток (дебетовое сальдо) или пассивным – если получена прибыль (кредитовое сальдо).
2) с двусторонним сальдо (развернутое сальдо, то есть дебетовое и кредитовое одновременно).
Например, счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». В качестве дебиторов и кредиторов могут выступать разные организации, поэтому сальдо может быть и дебетовым и кредитовым одновременно.
Исходя из принципа двойственности всех явлений, в том числе отражаемых в системе бухгалтерского учета, каждую операцию записывают на двух счетах – по дебету одного счета и кредиту другого, что называется двойной записью.
Запись одной хозяйственной операции в два или несколько счетом называется корреспонденцией счетов, а счета, в которые производится запись – корреспондирующими.
Перед записью хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета необходимо определить:
1) счета, характеризующие изменения в составе имущества и источников его формирования, вызванные хозяйственной операцией;
2) являются ли эти счета активными или пассивными;
3) характер изменений, вызванных хозяйственной операцией.
Корреспонденция бывает простая и сложная.
При простой корреспонденции участвуют два счета, и хозяйственная операция записывается в дебет одного и кредит другого.
Указание корреспондирующих счетов и суммы хозяйственной операции называется бухгалтерской проводкой.
Пример. С расчетного счета в кассу предприятия поступило 100 руб.
дебет
50 «Касса»
кредит
дебет
51 «Расчетный счет»
кредит
1) 100 руб.
1) 100 руб.
В бухгалтерском учете существуют следующие формы представления двойной записи:
1) строчная запись:
Дт 50 «Касса» Кт 51 «Расчетные счета» - 100 руб.
2) шахматная запись:
Дт Кт
…
50
51
…
Итого
50
100
100
51
…
Итого
100
100
3) хронологическая и систематическая запись в регистрационном журнале хозяйственных операций:
№ п/п
Основание
Содержание операции
Корреспонденция счетов
Сумма, руб.
№ документа
дата
дебет
кредит
частная
общая
При сложной корреспонденции – дебет одного счета корреспондируется с кредитом нескольких счетов, или, наоборот, дебет нескольких счетов корреспондируется с кредитом одного счета.
Пример. Оприходованы материалы (то есть, приняты на баланс предприятия), поступившие от подотчетного лица на сумму 100 руб., остаток неиспользованного аванса – 20 руб. подотчетное лицо вернуло в кассу.
дебет
10 «Материалы»
кредит
дебет
71 «Расчеты с ПЛ»
кредит
1) 100 руб.
1) 120 руб.
дебет
50 «Касса»
кредит
1) 20 руб.
Счета, на которых отражаются хозяйственные средства предприятия и источники их формирования в обобщенном виде, называются синтетическими. Для детализации учета их недостаточно и поэтому ко многим счетам открываются субсчета второго порядка.
По степени детализации учетных записей счета подразделяются:
1) на синтетические (счета первого порядка);
2) на субсчета (счета второго порядка);
3) на аналитические счета.
Синтетические счета – это счета бухгалтерского учета, на которых учетные записи производятся в обобщенном виде и в денежном измерителе.
Синтетические счета являются балансовыми и считаются счетами первого порядка. Их количество (99) ограничено Планом счетов.
Субсчета занимают промежуточное значение между синтетическими и аналитическими счетами. Слово «субсчет» означает «подсчет», то есть счет второго порядка. При ведении субсчетов используется только денежный измеритель.
Например, к счету 55 «Специальные счета в банках» открываются три субсчета второго порядка:
- 55-1 «Аккредитивы»;
- 55-2 «Чековые книжки»;
- 55-3 «Депозитные счета».
На каждом из субсчетов объединяются данные на основе аналитических счетов.
Аналитический счет – это подробный (детализированный) счет, на котором учет хозяйственных операций осуществляется как в денежном, так и в натуральном измерении.
Между аналитическими и синтетическими счетами существует взаимосвязь, так как аналитические счета – это счета, расшифровывающие и детализирующие конкретное содержание синтетических счетов.
Например, к счету 10 «Материалы» (счет первого порядка) может быть открыт субсчет 10-3 «Топливо» (счет второго порядка). Данные субсчета 10-3 могут быть детализированы по таким аналитическим счетам, как «Бензин», «Дизельное топливо», «Моторное масло».
Основные правила записи по синтетическим и аналитическим счетам:
1) Если в синтетическом счете сальдо начальное, сальдо конечное и обороты записаны по дебету (кредиту), то и в аналитическом счете они также записываются по дебету (кредиту).
2) Сальдо начальное синтетического счета равняется сумме начальных сальдо аналитических счетов.
3) Сумма оборотов по дебету (кредиту) аналитических счетов равняется обороту по дебету (кредиту) соответствующего синтетического счета.
4) Сальдо конечное синтетического счета равняется сумме конечных сальдо аналитических счетов.
Для свода всех данных счетов и взаимной проверки правильности записей составляется оборотная ведомость (оборотный баланс), в которой отражаются обороты всех счетов по дебету и кредиту с начальными и конечными сальдо.
Счет
Сальдо на НОП
Обороты
Сальдо на КОП
дебет
кредит
дебет
кредит
дебет
кредит
01 «ОС»
+
…
…
+
02 «Амортиза-ция ОС»
+
…
…
+
…
Итого:
СнД-т
СнК-т
ДО
КО
СкД-т
СкК-т
При составлении оборотной ведомости должны соблюдаться три следующих правила:
1) Сумма сальдо начальных всех счетов по дебету должна быть равна сумме сальдо начальных всех счетов по кредиту.
СнД-т = СнК-т
2) Сумма оборотов всех счетов по дебету должна равняться сумме оборотов всех счетов по кредиту.
ДО = КО
3. Сумма сальдо конечных всех счетов по дебету должна быть равна сумме сальдо конечных всех счетов по кредиту.
СкД-т = СкК-т
Если хотя бы одно правило было нарушено, значит, допущена арифметическая ошибка, либо пропущена запись по дебету или кредиту счета, следовательно, была нарушена двойная запись.
Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы - регистры бухгалтерского учета.
Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах.
Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах (ведомостях) и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на дисках, дискетах и иных машинных носителях.
Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
Для исправления ошибочных записей в первичных учетных документах и учетных регистрах применяется три классических способа.
Корректурный способ заключается в следующем: допущенную ошибку следует зачеркнуть одной чертой (так чтобы можно было прочитать неправильную запись) и написать сверху правильный текст или сумму, затем правильный текст или сумму повторяют на полях документа или внизу и заверяют подписью лица, внесшего исправление, по согласованию с участниками хозяйственной операции и с указанием даты внесения исправлений.
Способ дополнительной проводки применяется в тех случаях, когда в бухгалтерской проводке или учетных регистрах указана сумма операции меньше той, что является фактической. Для исправления такой ошибки составляется дополнительные бухгалтерские проводки на разность между правильной и заниженной суммами операции.
Способ «красное сторно» применяется, когда в учетных записях указана неправильная корреспонденция счетов. При этом неправильная старая запись аннулируется путем ее повторения красным цветом либо берется в рамку и совершается новая правильная запись, но уже обычными чернилами. В практике встречаются три вида ошибок, которые должны быть исправлены путем сторнирования.
1) Бухгалтерская проводка и записи по счетам сделаны необоснованно, так как хозяйственная операция не имела места. Такая ошибка может быть исправлена одной «красной» проводкой и записью в учетные регистры, которые «погасят» неправильные записи.
2) Бухгалтерская проводка и записи по счетам сделаны на основе первичного документа и соответствуют сумме операций. Сумма ошибочно отнесена не на тот счет. Для исправления составляются две проводки. В первой проводке красным цветом повторяется неправильная корреспонденция. Во второй проводке дается правильная корреспонденция.
3) Когда проводка составлена правильно, но сумма операции завышена. В этих случаях делается запись красными чернилами на сумму завышения.
Под формой бухгалтерского учета следует понимать совокупность различных учетных регистров с установленным порядком и способом записи в них.
В настоящее время наиболее распространены мемориально-ордерная, журнально-ордерная, упрощенная и автоматизированная формы учета.
При мемориально-ордерной форме учета по данным первичных документов составляют мемориальные ордера, которые записываются в регистрационный журнал, а затем – в Главную книгу. Аналитический учет ведется на корточках. По данным синтетического и аналитического учета по окончании месяца составляют оборотные ведомости.
Основными особенностями журнально-ордерной формы учета являются:
1) применение для учета хозяйственных операций журналов-ордеров, запись в которых ведется только по кредиту;
2) совмещение в ряде журналов-ордеров синтетического и аналитического учета;
3) отражение хозяйственных операций в разрезе показателей, необходимых для составления отчетности;
4) сокращение количества записей благодаря рациональному построению журналов-ордеров и Главной книги.
Журналы-ордера представляют собой свободные листы большого формата. Открываются они на один месяц на отдельный синтетический счет или на группу синтетических счетов. Каждому журналу-ордеру присваивается определенный постоянный номер.
При упрощенной (простой) форме бухгалтерского учета, используемой на малых предприятиях, применяется книга учета хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности), в которой каждая операция в хронологическом порядке с указанием номера, суммы и содержания сразу отражается на счетах бухгалтерского учета.
Автоматизированная форма учета применяется при использовании в учете специализированных бухгалтерских программ. Сама форма учета зависит от конкретной программы.
Учетная политика организации – это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Учетная политика формируется исходя из требований, изложенных в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». При формировании учетной политики организация выбирает один из способов ведения учета, допускаемых законодательством или нормативными актами по бухгалтерскому учету. В рамках учетной политики организация принимает рабочий план счетов, а также утверждает формы первичных учетных документов.
Лекция № 3.
классификация счетов бухгалтерского учетА
Классификация счетов – это научно обоснованная группировка счетов с разделением их на группы и подгруппы по однородным экономическим признакам.
Все счета классифицируются по двум основным признакам:
1) по экономическому содержанию;
2) по назначению и структуре.
Экономическое содержание счета определяется содержанием объекта учета. Например, экономическим содержанием счета 51 «Расчетные счета» являются денежные средства предприятия, находящиеся на расчетных счетах.
Экономическое содержание счета определяет его структуру и назначение. Структура счета – это порядок записей хозяйственных операций по дебету и кредиту, содержание дебета и кредита, расположение остатков, формирующих актив или пассив баланса.
По экономическому содержанию счета подразделяются:
1) счета хозяйственных средств (основных и оборотных) или активные;
2) счета источников хозяйственных средств (собственных, заемных и привлеченных) или пассивные;
3) счета хозяйственных процессов и результатов хозяйственной деятельности организации или активно-пассивные.
На основании классификации счетов разрабатывается План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий. План счетов – это систематизированный перечень счетов первого и второго порядка, сгруппированных в соответствующих разделах. Он представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. Порядок ведения синтетических счетов устанавливается в инструкции по применению плана счетов.
С 01.01.2001. действует План счетов, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000. № 94н. Утвержденный план счетов является единым и обязательным к применению для всех видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений).
На основании утвержденного Плана счетов каждая организация в рамках учетной политики разрабатывает свой рабочий план счетов. Рабочий план счетов отражает специфику хозяйственной деятельности организации. В него включаются только счета, которые необходимы для учета наличия и движения средств организации, их источников и конкретных хозяйственных операций. Если требуется учесть специфические финансовые и хозяйственные операции, то организации могут вводить дополнительные синтетические счета, используя свободные коды в Плане счетов. Организации вправе уточнять содержание отдельных субсчетов, исключать и объединять их, а также самостоятельно вводить дополнительные субсчета. На малых предприятиях может использоваться сокращенный план счетов.
По назначению и структуре все счета подразделяются на 5 групп:
1) основные,
2) регулирующие,
3) операционные,
4) финансово-результатные,
5) забалансовые.
Первые 4 группы счетов имеют полную структуру, состоящую из показателей в виде оборотов и остатков. При составлении бухгалтерского баланса, как отчета об имущественном состоянии предприятия, используется только часть информации в виде сальдо.
Основные счета предназначены для учета хозяйственных средств предприятия, источников их образования, включая учет расчетов с дебиторами и кредиторами. Эти счета являются базовыми для формирования статей бухгалтерского баланса и подразделяются на 4 подгруппы:
1) инвентарные,
2) денежные,
3) фондовые,
4) счета расчетов.
На инвентарных счетах учитываются материальные ценности. Объекты учета могут быть пересчитаны в натуральном выражении, то есть проинвентаризированы. Например, счет 01 «Основные средства».
На денежные счетах учитываются денежные средства предприятия, включая ценные бумаги. Например, счет 58 «Краткосрочные финансовые вложения».
Все инвентарные и денежные счета активные. По дебету этих счетов отражается поступление средств, по кредиту – выбытие. Остатки могут быть только дебетовые и отражаются в активе баланса.
Фондовые счета предназначены для учета собственных источников формирования средств предприятия: уставный, добавочный, резервный капиталы, нераспределенная прибыль и целевое финансирование. Они всегда пассивные. По кредиту отражается образование (увеличение) фондов, а по дебету использование. Остатки могут быть только кредитовыми и отражаются в пассиве баланса. Например, счет 82 «Резервный капитал».
Счета расчетов предназначены для обобщения состояния расчетов с дебиторами и кредиторами предприятия. Они бывают активные, пассивные и активно-пассивные.
На активных счетах расчетов учитывается дебиторская задолженность (счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»), на пассивных – кредиторская (счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»).
На активно-пассивных счетах расчетов учитывается одновременно и дебиторская и кредиторская задолженности. По дебету этих счетов отражается увеличение дебиторской и уменьшение кредиторской задолженностей, по кредиту – наоборот. К ним относится счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Следует помнить, что информация о состоянии дебиторской и кредиторской задолженностей должна формироваться в развернутом виде с обособлением задолженности дебиторов и кредиторам.
Регулирующие счета предназначены для уточнения стоимости основных счетов и статей баланса и самостоятельного значения не имеют. Они подразделяются на дополнительные и контрарные.
Активные дополнительные счета уточняют сальдо основных счетов в дополнение к которым они открываются. С их помощью действительная стоимость объекта определяется сложением сумм основного и дополнительного счетов. Примером такого счета является счет 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей». Он уточняет счета учета материальных ценностей. Фактическая стоимость материалов определяется прибавлением сумм отклонений к стоимости самих материалов.
Контрарные счета – это счета при помощи, которых действительная стоимость объекта определяется вычитанием из суммы основного счета суммы регулирующего.
Контрарные счета по отношению к активным основным счетам называются контрактивными. Они относятся к числу пассивных счетов, поскольку активу противостоит пассив. Пример такого счета – счет 02 «Амортизация основных средств». Действительная (остаточная) стоимость основных средств определяется вычитанием из сумм, учитываемых на счете 01 «Основные средства» сумм начисленной по ним амортизации, накапливаемой на счете 02 «Амортизация основных средств».
Операционные счета предназначены для учета хозяйственных процессов и выявления их результатов. Они подразделяются на 4 подгруппы:
1) собирательно-распределительные,
2) бюджетно-распределительные,
3) калькуляционные,
4) сопоставляющие.
Собирательно-распределительные счета предназначены для суммирования в течение отчетного периода каких-либо однородных затрат и распределения по объектам учета. Все собирательно-распределительные счета активные. По дебету этих счетов собираются все произведенные расходы, а по кредиту они списываются по видам произведенной продукции. Начальное и конечное сальдо на этих счетах отсутствует, в начале отчетного периода эти счета открываются, а по окончании закрываются и в балансе не отражаются. Например, счет 26 «Общехозяйственные расходы»
Бюджетно-распределительные счета предназначены для равномерного распределения расходов и доходов, относящихся к разным отчетным периодам. Они бывают как активными (счет 97 «Расходы будущих периодов»), так и пассивными (счет 98 «Доходы будущих периодов») и позволяют правильно включать расходы в себестоимость и относить доходы на реализацию в том периоде, к которому они относятся.
Калькуляционные счета предназначены для учета всех затрат, связанных с производством продукции или приобретением имущества. По данным этих счетов исчисляется себестоимость продукции. Они всегда активные. Сальдо калькуляционного счета всегда дебетовое и показывает затраты по незавершенному производству. Примером является счет 20 «Основное производство», по дебету счета отражаются все затраты, связанные с производством продукции, а с кредита списывается себестоимость выпущенной продукции по фактической себестоимости.
Сопоставляющие счета предназначены для учета хозяйственных процессов и выявления их результатов. Счета не имеют четко выраженной структуры. Примером являются счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы». По кредиту этих счетов отражаются доходы, по дебету – расходы. При превышении доходов над расходами разница в виде прибыли списывается в кредит счета 99 «Прибыли и убытки», при превышении расходов – в виде убытка в дебет счета 99. Остаток на счетах 90,91 отсутствует, поэтому к бухгалтерскому балансу они прямого отношения не имеют.
Финансово-результатные счета предназначены для отражения финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия. Счет 99 «Прибыли и убытки» - активно-пассивный в зависимости от финансового результата (пассивный – если получена прибыль, активный - если допущен убыток). В балансе любой финансовый результат должен быть отражен в пассиве в виде нераспределенной прибыли или непокрытого убытка, отражаемого со знаком «минус».
Забалансовые счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении ценностей, не принадлежащих организации, но временно находящиеся в ее пользовании или распоряжении. По структуре они похожи на активные счета, но по ним не ведется двойной записи. Поступление средств отражается только по дебету, выбытие – только по кредиту. Забалансовые счета имеют трехзначный код. Сальдо забалансовых счетов на конец отчетного периода в валюту баланса не включается. Например, счет 001 «Арендованные основные средства».
По способу участия в формировании статей баланса счета подразделяются на 3 группы:
1) Прямой механический перенос сальдо по счету в баланс (счет 80 «Уставный капитал»);
2) Предварительные арифметические действия, в результате которых балансовая статья формируется из информации, содержащейся на нескольких бухгалтерских счетах (статья баланса «Денежные средства» сумма сальдо счетов 50-57);
3) Предварительные арифметические действия, в результате которых балансовая статья формируется из данных, полученных путем разложения информации одного счета на две балансовые статьи (счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).
Лекция № 4.
бухгалтерский баланс
Бухгалтерский баланс – это система показателей, характеризующий финансово-хозяйственную деятельность предприятия, состояние его средств и источников их образования, хозяйственные процессы, изменяющие состав средств и источников предприятия.
Внешне баланс представляет собой двухстороннюю таблицу, в левой части которой (активе) располагаются средства предприятия, охарактеризованные с точки зрения их состава и размещения, а в правой части (пассиве) – источники формирования средств предприятия. Баланс может быть и последовательным (вертикальным), то есть пассив расположен после актива.
Баланс составляется на определенную дату. Итог баланса называется валютой. Строение баланса основано на принципе двойственности как основополагающей концепции бухгалтерского учета. Уравнение двойственности можно записать в следующем виде:
Активы = Капитал + Обязательства
Важнейшей особенностью баланса является то, что всегда соблюдается равенство итогов актива и пассива. Это объясняется тем, что в активе и пассиве отражаются одни и те же средства предприятия, рассматриваемые с разных точек зрения: в активе – состав и размещение средств, в пассиве – источники перечисленных средств.
Следует помнить, что производимые хозяйственные операции, ни при каких условиях не нарушают равенства итогов актива и пассива баланса. Это объясняется тем, что каждая хозяйственная операция затрагивает две статьи баланса, при чем эти статьи могут находиться только в активе, только в пассиве и в активе и пассиве баланса.
По влиянию на статьи баланса все хозяйственные операции могут быть разделены на четыре типа:
1) Хозяйственные операции, изменяющие активные статьи баланса.
2) Хозяйственные операции, изменяющие пассивные статьи баланса.
3) Хозяйственные операции, увеличивающие и актив, и пассив баланса.
4) Хозяйственные операции, уменьшающие и актив, и пассив баланса.
Рассмотрим пример влияния хозяйственных операций на статьи баланса. На начало отчетного периода остатки по счетам составляли (руб.):
01 «Основные средства» - 10550
10 «Материалы» - 5820
20 «Основное производство» - 2650
50 «Касса» - 7
51 «Расчетные счета» - 323
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 940
66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» - 1470
80 «Уставный капитал» - 14580
96 «Резервы предстоящих расходов» - 2300
99 «Прибыли и убытки» (прибыль) - 60
За отчетный период произведены следующие хозяйственные операции:
1) На расчетный счет поступил краткосрочный кредит 520 руб.
2) Внесено на расчетный счет из кассы 5 руб.
3) За счет средств резерва акцептован счет подрядчика за выполненный ремонт автомобиля 270 руб.
4) Погашена задолженность перед поставщиком 340 руб. за поставленные ранее материалы.
5) Отпущены материалы в производство – 420 руб.
6) С расчетного счета погашена часть кредита банка - 290 руб.
Для решения данной задачи необходимо открыть счета, расставить сальдо начальные, записать хозяйственные операции, определить сальдо конечные и построить баланс.
дебет
01
кредит
дебет
60
кредит
Сн = 10550
Ск = 10550
4) 340
Сн = 940
3) 270
Ск = 870
дебет
10
кредит
дебет
99
кредит
Сн = 5820
Ск = 5400
5) 420
Сн = 60
Ск = 60
дебет
20
кредит
дебет
80
кредит
Сн = 2650
5) 420
Ск = 3070
Сн = 14580
Ск = 14580
дебет
50
кредит
дебет
96
кредит
Сн = 7
Ск = 2
2) 5
3) 270
Сн = 2300
Ск = 2030
Дебет
51
кредит
дебет
66
кредит
Сн = 323
1) 1) 520
2) 2) 5
Ск = 218
4)
5) 4) 340
6) 290
6) 290
Сн = 1470
1) 1) 520
Ск = 1700
На основании полученных данных построим баланс:
А К Т И В
П А С С И В
счет
НОП
ДО
КО
КОП
счет
НОП
ДО
КО
КОП
01
10550
10550
60
940
340
270
870
10
5820
420
5400
66
1470
290
520
1700
20
2650
420
3070
80
14580
14580
50
7
5
2
96
2300
270
2030
51
323
525
630
218
99
60
60
Итог
19350
945
1055
19240
Итог
19350
900
790
19240
Анализируя построенный баланс, определим тип хозяйственных операций: 1 тип – 2 и 5 операции; 2 тип – 3 операция, 3 тип – 1 операция, 4 тип – 4 и 6 операции.