Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Задание к Лекции 1.
Задание 1. Составьте глоссарий по лекции 1 «Система законодательства Российской Федерации в области управления образованием».
Рекомендации для составления глоссария.
Глоссарий - список наиболее часто употребляемых в тексте терминов и понятий, расположенных в определённой системе и по определённым правилам.
Правила составления глоссария:
1.Термины располагаются в алфавитном порядке (или в логике чтения информации).
2.Обязательно указывается ссылка на источник.
3.Включаются термины, употребляемые в тексте работы.
4.Используется не менее 2-х словарей.
Задание к Лекции 2 «Образовательная политика государства и образовательное право»
Задание 1. Ознакомиться с текстом документа «Развитие законодательства РФ, регулирующего правовое положение государственных (муниципальных) образовательных учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования».
Развитие законодательства РФ, регулирующего правовое положение государственных (муниципальных) образовательных учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования
С 1 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 08 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ), в соответствии с которым принципиально изменены подходы к определению правового статуса автономных, бюджетных и казенных государственных и муниципальных учреждений. Однако следует отметить, что установлен переходный период до 1 июля 2012 г., который позволяет нам перейти на новую систему, подготовить для этого необходимые нормативные акты. Следует оговориться, что перечень федеральных законов, составляющих основу нормативной правовой базы деятельности государственных и муниципальных учреждений, остался прежним, значительно изменившись по своему внутреннему содержанию.
Цель Закона № 83-ФЗ – повысить уровень финансовой обеспеченности, в частности образовательных учреждений, повысить качество образовательных услуг. Знакомое нам прежде автономное учреждение теперь «стало значительно ближе». Теперь бюджетное учреждение при осуществлении приносящей доходы деятельности наделяется правом самостоятельно распоряжаться средствами, полученными от ее осуществления, что, кстати сказать, требует установления в уставе образовательной организации порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности. То есть, необходимо определить, какие органы управления образовательным учреждением и в какой форме полномочны участвовать в распоряжении данным имуществом. Самостоятельность определения направлений и порядка использования средств означает, в том числе, самостоятельность в формировании доли, направляемой на оплату труда и материальное стимулирование работников образовательных учреждений.
Единственным ограничением в рамках осуществляемой ими приносящей доходы деятельности является закрепление обязанности распоряжения такими средствами в соответствии с уставными целями деятельности учреждения. Учредитель вправе приостановить приносящую доходы деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу.
Однако указанное ограничение выглядит вполне закономерным, ввиду, во-первых, социо-культурного назначения образовательной организации, во-вторых, наделения ее собственником недвижимым и особо ценным движимым имуществом, в-третьих, также предоставления бюджетных субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, более того, в-четвертых, предоставления субсидий на иные цели в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) и бюджетных инвестиций в объекты государственной и муниципальной собственности в соответствии с п. 5 ст. 79 БК РФ.
«Плюсом» автономного учреждения на этом фоне выглядит право размещения средств на счетах кредитных организаций и распоряжение недвижимым имуществом, не выделенным ему собственником и не приобретенным за счет средств, выделенных собственником на его приобретение. Из указанных обстоятельств вытекает логичный вывод о соответственно более высоком уровне ответственности автономного учреждения – по своим долгам оно отвечает всем имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного, выделенного ему собственником, тогда как бюджетное учреждение не может быть признано банкротом и не может отвечать по долгам особо ценным движимым имуществом, закрепленным за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенным бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимым имуществом. Следует сказать о том, что понимается под особо ценным движимым имуществом – это движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации – в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации и местной администрацией - в отношении муниципальных бюджетных учреждений.
Перечни же особо ценного движимого имущества определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя.
Но, возвращаясь к уставным целям, следует отметить, что если образовательная организация в соответствии со своим уставом реализует определенный круг образовательных программ, то заявленным кругом программ очерчивается и приносящая доходы деятельность, связанная с предоставлением платных образовательных услуг.
В данном случае «разрешенный» для реализации круг программ предоставляет возможность оказания платных образовательных услуг связанных с:
1) углубленным изучением, т. е. изучением дисциплин сверх часов и сверх программы по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;
2) репетиторство с обучающимися из других образовательных учреждений;
3) курсы по подготовке к поступлению в учебное заведение; изучению иностранных языков;
4) создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни (до поступления в школу, если ребенок не посещал дошкольное образовательное учреждение) – если это касается основных общеобразовательных программ.
Однако при этом следует строго помнить, что не могут быть реализованы как платные такие услуги, как:
реализация основных общеобразовательных, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом;
факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах;
снижение установленной наполняемости классов (групп), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ;
платными услугами не могут быть также дополнительные занятия с неуспевающими и сдача экзаменов при реализации образовательной программы в форме экстерната.
Необходимо отметить, что законопроект «Об образовании в Российской Федерации» способствует в этом плане расширению возможностей образовательной организации. Имеется в виду сетевая форма реализации образовательных программ, согласно которой реализация образовательных программ осуществляется образовательной организацией совместно с учреждениями науки, культуры, здравоохранения, физкультурно-спортивными, религиозными и иными организациями, обладающими ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения практик. Это могут быть совместно разрабатываемые образовательные программы и учебные планы либо зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу, результатов освоения обучающимся в рамках индивидуального учебного плана программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Поскольку образовательное учреждение не может осуществлять деятельность, противоречащую своему уставу, то в уставы образовательных учреждений в обязательном порядке должны быть включены перечень платных образовательных услуг и порядок их предоставления. Таким образом, приносящая доход деятельность должна быть указана в учредительных документах. По каждому виду платных дополнительных услуг в образовательном учреждении должны быть разработаны и утверждены образовательная программа и учебные планы. При этом количество часов, продолжительность занятий, предлагаемых в качестве дополнительной образовательной услуги, определены требованиями санитарных правил и норм с учетом возрастных и индивидуальных особенностей потребителя.
Кроме того, образовательное учреждение обязано:
на основании заключенных договоров издать приказ об организации в учреждении платных образовательных услуг, предусматривающий: ставки работников подразделений, занятых оказанием платных услуг, график их работы, смету затрат на проведение платных дополнительных услуг, учебные планы и штаты;
заключить трудовые соглашения со специалистами (или договор подряда с временным трудовым коллективом) на выполнение платных дополнительных услуг.
В то же время следует помнить, что в соответствии с п. 3 ст. 45 Закона РФ «Об образовании» «платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные в результате осуществления такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет.
Новым является механизм финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений. Оказываемые ими государственные (муниципальные) услуги, выполняемые работы осуществляются в рамках реализации государственного (муниципального) задания на основе субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Деятельность сверх задания может осуществляться образовательным учреждением и она именуется приносящей доходы деятельностью.
Предоставление субсидий бюджетным учреждениям субъектов РФ и муниципальным образовательным учреждениям осуществляется на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания, то есть, если меняется задание – меняется и объем его финансирования.
Естественным выглядит на этом фоне вопрос: в каком случае возможно изменение государственного (муниципального) задания? Ответ: изменение может осуществляться в результате изменения нормативных затрат (на оказание услуги, содержание имущества и т. п.), на основе которых и ведутся расчеты объема бюджетных субсидий. В свою очередь изменение нормативных затрат может быть вызвано внесением изменений в нормативные правовые акты, устанавливающие требования к оказанию государственных (муниципальных) услуг (работ). Второй вариант –основа для изменения задания – изменение объема бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом о бюджете субъекта Российской Федерации и нормативного правового акта муниципального образования о бюджете для финансового обеспечения выполнения государственного задания.
В нормативные затраты на оказание бюджетными и автономными учреждениями государственных (муниципальных) услуг включаются затраты, прямо или косвенно связанные с оказанием услуги, в том числе:
оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда,
затраты на приобретение расходных материалов,
техническое обслуживание,
оплата коммунальных услуг,
содержание здания,
сигнализация, охрана и т. п.
Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации – в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации и местной администрацией – в отношении муниципальных бюджетных учреждений. В качестве определенного аналога, чтобы обеспечить единое понимание механизма определения порядка формирования государственного (муниципального) задания, может выступать постановление Правительства РФ от 02 сентября 2010 г. № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания», действующее в отношении федеральных государственных учреждений. В нем за основу для формирования задания во внимание берутся основные виды деятельности учреждения, предусмотренные учредительными документами, и качество оказываемых ими услуг (работ) – они утверждаются учредителем.
Однако следует учитывать, что есть и обязательная норма БК РФ, которая четко оговаривает, что показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением – это и есть показатели выполнения задания.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным образовательным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, а также расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
В случае сдачи в аренду указанного недвижимого и особо ценного движимого имущества финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется (ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»). Сдавать же в аренду, отдавать в безвозмездное пользование, продавать указанное имущество, и недвижимое в целом можно только с согласия собственника этого имущества.
Выше упоминалось, что помимо бюджетных субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания предоставляются и субсидии на иные цели. Это также новшество в механизме финансового обеспечения. Нормативный правовой акт на уровне РФ – для федеральных учреждений, закрепляющий закрытый перечень затрат, финансируемых путем предоставления субсидий на иные цели в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, на настоящий момент отсутствует. В отношении учреждений субъектов и муниципальных учреждений такой порядок утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией соответственно. В Московской области, например, такой документ уже принят.
К числу обозначенных затрат можно отнести:
затраты на осуществление капитального ремонта и приобретение основных средств, не включаемые в нормативные затраты, связанные с выполнением государственного (муниципального) задания,
затраты на возмещение ущерба в случае чрезвычайной ситуации,
затраты на организацию разовых мероприятий, проводимых в рамках долгосрочных и ведомственных целевых программ, не включаемые в государственное (муниципальное) задание,
иные затраты, не включаемые в нормативные затраты, связанные с выполнением государственного (муниципального) задания, а также не относящиеся к бюджетным инвестициям и публичным обязательствам перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме.
Статья 79 БК РФ допускает возможность осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений. При этом предоставление бюджетных инвестиций автономному (бюджетному) учреждению влечет соответствующее увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления автономного (бюджетного) учреждения. Бюджетные инвестиции не входят в состав субсидий на иные цели, т. е. представляют собой особую форму финансового обеспечения.
Что бы был ясен механизм предоставления таких инвестиций, поясним, что порядок их предоставления в отношении образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений определяется соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрацией. Опять-таки, принимая как образец федеральный уровень, можно сказать, что они предоставляются на основе так называемого проекта решения, подготовленного учредителем либо учреждением, которое согласовывает его с соответствующим субъектом бюджетного планирования, которому оно подведомственно. Для этого требуется произвести отбор объектов капитального строительства, в строительство, реконструкцию, техническое перевооружение которых необходимо осуществлять инвестиции на основе установленных критериев. В таком проекте решения подлежат указанию:
1)наименование объекта капитального строительства;
2) направление инвестирования (строительство, реконструкция, техническое перевооружение);
3) наименования главного распорядителя и государственного заказчика»
4) наименование застройщика или заказчика;
5) мощность (прирост мощности) объекта капитального строительства, подлежащая вводу в эксплуатацию;
6) срок ввода в эксплуатацию;
7) сметная стоимость объекта;
8) распределение сметной стоимости по годам реализации инвестиционного проекта.
В соответствии с ч. 15 ст. 30 Закона № 83-ФЗ расходы бюджетных образовательных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на возмещение нормативных затрат, осуществляются без представления по месту открытия соответствующего лицевого счета документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств. А местом предоставления является территориальный орган Федерального казначейства, финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования). Это значит, что само государственное задание является документом, подтверждающим право расходовать денежные средства, находящиеся на лицевом счете и предоставление дополнительных документов для произведения расходов с лицевого счета не требуется.
Однако порядок формирования государственного (муниципального) задания, который должен действовать в отношении бюджетного учреждения предполагает и контроль за выполнением задания, достижения определенных показателей, установленных им. В случае не достижения установленных показателей в текущем финансовом году, на следующий год задание может быть предоставлено в меньшем объеме, ввиду оценки таких негативных показателей при его формировании.
Неиспользованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (остатки субсидий на возмещение нормативных затрат), используются в очередном финансовом году на те же цели (п. 17 ст. 30 Закона № 83-ФЗ).
Что же касается расходов бюджетных образовательных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии (т. е. имеющие строгое назначение), то они уже осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, а также соответствия содержания операции кодам классификации операций сектора государственного управления и целям предоставления субсидии в соответствии с порядком санкционирования указанных расходов, установленным соответствующим финансовым органом (п. 16 ст. 30 Закона № 83-ФЗ). Таким образом, устанавливаются объем, направление денежных средств, соответствие целям их предоставления и т. п.
Территориальные органы Федерального казначейства также могут осуществлять предварительное санкционирование оплаты расходов бюджетных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных бюджетных учреждений) за счет поступивших им иных субсидий, если это предусматривает соглашение об открытии и ведении лицевых счетов для учета операций бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации(муниципальных бюджетных учреждений), заключенное органом Федерального казначейства с высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования). То есть, возможно при наличии соглашения разрешение оплатить бюджетным учреждением произведенных расходов из других денежных средств, чем изначально предоставлявшихся для этого.
Неиспользованные в текущем финансовом году остатки субсидий на иные цели, предоставленных из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, подлежат перечислению бюджетными образовательными учреждениями в соответствующий бюджет.
Важно отметить, что остатки средств, перечисленные в соответствующий бюджет, могут быть возвращены бюджетным образовательным учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением соответствующего главного распорядителя бюджетных средств (ч. 18 ст. 30 Закона № 83-ФЗ) – учредителя.
Порядок взыскания неиспользованных остатков средств при отсутствии потребности в направлении их на те же цели устанавливается соответствующим финансовым органом с учетом общих требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 82н «О взыскании в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственным (муниципальным) учреждениям».
Порядок предоставления и использования бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, правовой режим таких неиспользованных остатков бюджетных учреждений аналогичен вышеприведенному правовому режиму в отношении субсидий на иные цели.
В продолжении сопоставительного анализа бюджетных учреждений прежних и настоящих – в соответствии с Законом № 83-ФЗ, отметим следующее.
Отношения с учредителем теперь строятся исключительно на основе государственного (муниципального) задания, а не на основе договора.
С принятием Федерального закона №83-ФЗ бюджетные учреждения прибрели непосредственное право выступать в качестве так называемого «иного заказчика» при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Отметим, что на автономные учреждения вышеприведенный механизм не распространяется.
В результате размещения заказа определяются поставщик (исполнитель, подрядчик) в целях заключения с ним гражданско-правового договора бюджетным учреждением на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для собственных нужд. Под указанными нуждами понимаются потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.
Под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг понимается договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения. Гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений заключаются на срок, не превышающий трех лет, за исключением гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, реставрации, капитальному ремонту, обслуживанию и (или) эксплуатации объектов капитального строительства, а также образовательных услуг, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые могут заключаться на срок, превышающий три года, в случае, если длительность производственного цикла выполнения данных работ, услуг составляет более трех лет.
Кроме того, теперь бюджетные учреждения могут быть учредителем иных некоммерческих организаций и хозяйственных обществ. При этом бюджетное учреждение вправе с согласия собственника передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества.
Закон №83-ФЗ предусматривает, что в отдельных случаях бюджетное учреждение вправе вносить указанное имущество в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или иным образом передавать им это имущество в качестве их учредителя или участника. Эти случаи должны быть установлены законом.
Возможность проводить операции по своим лицевым счетам позволяет осуществлять оплату образовательных услуг как в самом образовательном учреждении при наличии кассового аппарата, так и в учреждениях банковских или отделении связи. Статья 30 Закона № 83-ФЗ регулирует отношения, связанные с открытием лицевых счетов бюджетными учреждениями (нормы вступают в силу с 1 января 2014 г.).
Бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами.
Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия учредителя. Крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым оно вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Крупная сделка, совершенная с нарушением этого требования может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.
Руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением указанных требований, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.
Государственное (муниципальное) учреждение наделяется обязанностью обеспечивать открытость и доступность следующих документов:
1) учредительные документы государственного (муниципального) учреждения, в том числе внесенные в них изменения;
2) свидетельство о государственной регистрации государственного (муниципального) учреждения;
3) решение учредителя о создании государственного (муниципального) учреждения;
4) решение учредителя о назначении руководителя государственного (муниципального) учреждения;
5) положения о филиалах, представительствах государственного (муниципального) учреждения;
6) план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации;
7) годовая бухгалтерская отчетность государственного (муниципального) учреждения;
8) сведения о проведенных в отношении государственного (муниципального) учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;
9) государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ);
10) отчет о результатах своей деятельности и об использовании закрепленного за ними государственного (муниципального) имущества, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном учредителем, и в соответствии с общими требованиями (ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).
Все вышеуказанные изменения должны быть отражены в учредительных документах образовательных учреждений. Наряду с этим, как и прежде образовательное учреждение, оказывающее платные услуги, обязано довести до потребителя следующую информацию:
а) наименование и место нахождения (адрес) образовательного учреждения, сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименования, адреса и телефоны органов, их выдавших;
б) уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;
в) перечень образовательных услуг, стоимость которых включена
в основную плату по договору, и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления;
г) стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты;
д) порядок приема и требования к поступающим;
е) форму документа, выдаваемого по окончании обучения.
Кроме того, согласно приказу от 20 июля 2010 г. № 255 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере образования» результаты оказания образовательными учреждениями платных дополнительных услуг должны быть отражены в формах федерального статистического наблюдения.
Таким образом, мы представили сравнительный анализ статуса автономных и бюджетных учреждений, что же касается казенных, то следует сказать несколько слов, поскольку правовой режим казенного учреждения схож, за рядом исключений, с ранее существовавшим бюджетным учреждением.
На фоне такого сравнительного анализа очень ярко видны преимущества нового правового положения бюджетных учреждений. Во-первых, это оказание образовательных услуг. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами, однако доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Механизм распоряжения имуществом также разнится. Если автономное и бюджетное наделены правом распоряжаться имуществом с определенными изъятиями, о которых мы уже говорили выше, то казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться каким-либо имуществом без согласия собственника имущества. Доходы, полученные от осуществляемой деятельности, а казенное учреждение наделяется правом на осуществление приносящей доходы деятельности, поступают в бюджет, а не в самостоятельное распоряжение, как в автономных или бюджетных учреждениях. Также бюджетное учреждение в отличие от прежнего сметного финансирования, которое сохраняется теперь для казенных, финансируется в объеме государственного (муниципального) задания, субсидий на иные цели. К таким затратам можно отнести:
затраты на осуществление капитального ремонта и приобретение основных средств, не включаемые в нормативные затраты, связанные с выполнением государственного (муниципального) задания,
затраты на возмещение ущерба в случае чрезвычайной ситуации,
затраты на организацию разовых мероприятий, проводимых в рамках долгосрочных и ведомственных целевых программ, не включаемые в государственное (муниципальное) задание,
иные затраты, не включаемые в нормативные затраты, связанные с выполнением государственного (муниципального) задания, а также не относящиеся к бюджетным инвестициям и публичным обязательствам перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме.
Также предусмотрен еще один «источник финансирования» – бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений.
Таким образом, механизм финансового обеспечения бюджетных учреждений многоаспектен, зависит от показателей работы образовательных учреждений, от качества выполнения государственного (муниципального) задания, а это значит – напрямую зависит от качества оказываемых образовательных услуг. Приносящая доходы деятельность, которая дает возможность развиваться учреждению, также напрямую зависит от качества оказываемых им услуг.
К общим показателям качества предоставления услуги по обучению, воспитанию и содержанию деятельности в образовательных учреждениях, независимо от их типа и вида могут быть отнесены: укомплектованность кадрами; наличие качественного (с точки зрения образования) педагогического состава; доля педагогического состава, повысившего квалификацию; наличие оснащенной библиотеки (методического кабинета) образовательного учреждения; наличие в образовательном учреждении общей (единой) системы оценки индивидуальных образовательных результатов, обоснованное использование разных оценочных шкал, процедур, форм оценки и их соотношение; наличие свободного доступа к ресурсам сети Интернет; охват детей горячим питанием; материально-техническое обеспечение; применение и использование различных методик и технологий обучения (в том числе и инновационных); отсутствие обоснованных жалоб обучающихся (воспитанников) и их родителей (законных представителей) на действия работников учреждения; уровень освоения обучающимися основной общеобразовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; полноту реализации указанных программ; уровень удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством образования и т. д.
К специальным показателям качества могут быть отнесены:
а) для дошкольных образовательных учреждений – качество присмотра и ухода за детьми, обеспечение их безопасности, сохранения и укрепления физического и психического здоровья; создание условий для различных видов деятельности детей – физической, познавательно-речевой, художественно-речевой – совместной со взрослым или самостоятельной; обеспечение социально-личностного развития каждого ребенка; укомплектованность кадрами, в том числе наличие логопеда и психолога; удовлетворенность родителей качеством образования; посещение детьми групп полного пребывания; соблюдения рациона питания; заболеваемость;
б) для общеобразовательных учреждений – качество знаний (ГИА, ЕГЭ, промежуточная аттестация, результаты плановых и внеплановых проверок в рамках контроля качества подготовки), наличие органа самоуправления;
в) для учреждений дополнительного образования – количество детей, участвующих в кружках, секциях, в различных конкурсах, смотрах и фестивалях в рамках реализации программ дополнительного образования.
В качестве показателя объема (содержания государственной услуги) необходимо рассматривать количество обучающихся (воспитанников) общеобразовательных учреждений, количество детей посещающих дошкольные образовательные учреждения, а также количество детей, посещающих кружки и секции в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы дополнительного образования, доля обучающихся в современных условиях.
В зависимости от количества реализуемых образовательных программ определяется объем недвижимого, особо ценного движимого имущества, которым учреждение наделяет собственник. Наличие большего количества образовательных программ, которые образовательное учреждение вправе реализовывать означает больший объем образовательных услуг, которые могут быть закреплены в государственном задании и соответственно способствуют увеличению финансового обеспечения. Оптимальным способом развития в этом направлении является специализация оказываемых образовательных услуг, расширение их спектра внутри организации или в результате объединения образовательных организаций, а также образовательных организаций и учреждений культуры, науки, спорта. Повышение квалификации педагогического состава располагает к увеличению числа образовательных программ, на которые образовательное учреждение вправе претендовать в их реализации. Этому же способствует развитие собственной материальной базы за счет приносящей доходы деятельности, бюджетных инвестиций и иных «рычагов», также являющихся необходимой составляющей для разрешения на реализацию определенных образовательных программ.
Задание 2. Прочитайте статью проанализируйте и заполните таблицу. «Правовой статус бюджетных учреждений до и после принятия Федерального закона № 83-ФЗ».
Правовой статус бюджетных учреждений до и после принятия Федерального закона № 83-ФЗ
Критерии для сравнения
Бюджетное учреждение до принятия Закона № 83-ФЗ
Бюджетное учреждение после принятия Закона № 83-ФЗ
Финансовое обеспечение
Открытие лицевых счетов
Право распоряжения имуществом
Право использования средств, полученных от приносящей доход деятельности
Ответственность по обязательствам
Распоряжение денежными средствами
Возможность выступать учредителем, участником иных юридических лиц
Распространение действия Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ на бюджетные учреждения
Задание к лекции 3 «Организационно-правовая база дошкольных учреждений»
Задание 1. Выпишите цели дошкольного образования, которые конкретизированы в Федеральном законе № 273-ФЗ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание к лекции 4 «Государственные органы управления дошкольным образованием»
Задание 1. Напишите эссе на тему: «Реализация федерального законодательства в части дошкольного образования в моем детском саду».
Задание к Лекции 5 «ДОУ и ДОО: типы и правовой статус»
1. Решите задачи, руководствуясь Примером решения задачи по образовательному праву (Приложение 1 см. ниже):
Задача № 1.
В ДОО № 601 г. Волгоград не зачислили дочь работающей одинокой матери – Ивановой А.А. Руководство ДОО ссылалось на то, что группы в детском саду полностью сформированы.
Были ли нарушены права Ивановой А.А.? Обоснуйте ответ ссылкой на нормативно-правовой акт.
Задача № 2.
Кто несёт ответственность за нарушение прав и свобод воспитанников дошкольного образовательного учреждения:
1) Работник дошкольного учреждения, нарушивший права воспитанника;
2) органы местного самоуправления;
3) дошкольное образовательное учреждение.
Задача № 3.
После рождения второго ребенка, Морозовы обратились в органы социальной защиты за выплатой компенсации части родительской платы за посещение детьми детского сада. Однако им было отказано в выплате компенсации, при этом должностное лицо ссылалось на то, что областным законом предусмотрена выплата компенсации только семьям с тремя и более детьми.
Нарушены ли права Морозовых? Каким законом установлены условия получения компенсации части родительской платы за посещение детьми детского сада?
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Пример решения задачи по Образовательному праву:
Условие задачи: Советом Дошкольного образовательного учреждения № 52 г. Валамаз Удмуртской Республики было принято решение о ведении воспитания на удмуртском языке, однако учредитель (органы управления образованием г. Валамаз) наложил запрет на данное решение и потребовал устранить нарушение.
1. Правомерны ли требования учредителя?
2. Кто определяет язык, на котором ведётся воспитание и обучение в образовательном учреждении?
Ответ обоснуйте ссылкой на нормативно-правовой акт.
Образец решения задачи:
1. Найдите в Законе РФ «Об образовании» статью, регулирующую вопросы языка обучения в образовательном учреждении – это статья 6, изучите статью.
2. Дайте ответ на каждый поставленный в задаче вопрос, обосновав его найденной нормой закона:
Требования учредителя правомерны, т.к. пункт 3 статьи 6 Закона РФ «Об образовании» устанавливает, что язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяется учредителем (учредителями) образовательного учреждения и (или) уставом образовательного учреждения. В соответствии с этим, Дошкольное образовательное учреждение № 52 не имело права самостоятельно решать вопрос об установлении языка обучения без согласия учредителя.
Алгоритм решения задачи:
1. Условия задачи обычно должны удовлетворять требованиям задачи, поэтому необходимо полностью использовать каждое из данных условий, изучить, осознать условия задачи, проблемную ситуацию.
2. Исходя из условий задачи, нужно произвести поиск информации, т.е. нормативного правового акта, отвечающего условиям задачи, затем в структуре нормативного акта необходимо вычленить те правовые нормы (статьи закона), которые регулируют конкретную ситуацию, заданную в условиях задачи.
3. На основании норм законодательства разработать варианты (альтернативы) для решения задачи, оценить последствия каждого из вариантов.
4. Решить задачу в виде текста, и соотнести полученный результат с поставленной целью, то есть дается ответ с обоснованием, со ссылкой на норму закона, подтверждающую решение.
Задание к лекции 6 «Правовой статус обучающихся образовательных организаций»
Задание 1. Дайте ответы на вопросы:
1. Какой смысл содержится в понятии «правовой статус обучающегося» и в чем его отличие от понятия «правовое положение обучающегося»?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Обоснуйте необходимость института правовой ответственности в сфере образования.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Каковы психолого-педагогические основы существующего правового статуса обучающихся дошкольных образовательных учреждений.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________
Задание к Лекции 7 «Права и обязанности педагогов. Защита прав»
1. Ответьте на вопросы:
1. Дайте определение понятию «педагогический работник (педагог)».
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что понимается под правовым статусом педагогического работника?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Что включает в себя правовой статус педагогического работника?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Перечислите обязанности педагогических работников. Дайте им развернутую характеристику.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Перечислите трудовые права и социальные гарантии, предоставляемые педагогическим работникам. Дайте им развернутую характеристику.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание к Лекции 8 «Конвенция о правах ребенка, как источник образовательного права»
1. Составьте доклад по образовательному праву иностранного государства.
Требования к докладу: не менее 10 страниц формата А4, шрифт Times New Roman, кегль 14, поля – по 2 см каждое. Доклад должен сопровождаться презентацией в Microsoft PowerPoint (или OpenDocument), содержащей основные тезисы доклада.
Структура доклада:
1. Общая характеристика системы образования иностранного государства.
2. Характеристика ступени общего образования.
3. Характеристика уровней профессионального образования.
4. Правовой статус образовательных организаций в иностранном государстве.
5. Права и обязанности участников образовательных правоотношений в иностранном государстве.
Темы докладов:
1. Образовательное право Украины.
2. Образовательное право Белоруссии.
3. Образовательное право Казахстана.
4. Образовательное право Соединенных Штатов Америки.
5. Образовательное право Великобритании.
6. Образовательное право Франции.
7. Образовательное право Германии.
8. Образовательное право Италии.
9. Образовательное право Японии.
10. Образовательное право Китая.