Образование как объект изучения педагогической психологии
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 2. ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
2.1. Структура системы образования. Образовательный процесс как единство учебной и
педагогической деятельности
Образование является социальным институтом, одной из подструктур общества. Содержание
образования отражает состояние общества и переход от одного его состояния к другому. В настоящее
время это переход от индустриального общества ХХ в. к постиндустриальному информационному
обществу ХХI в. Развитие и функционирование образования обусловлены всеми факторами и
условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и
др.
Само слово «образование» в русском языке происходит от корня «образ», что изначально придавало
ему смысл «создание человека по образу и подобию». Человек был создан «по образу и подобию
Божию», и понимание этого образа, следование ему трактовались (и сейчас трактуются в христианской
религии) как образование. Начиная с эпохи Возрождения, когда человек сам становится ценностью,
образование рассматривается как способ его развития, вхождения в мир, создания своего образа, лика,
личности. В других языках слова, переводимые на русский как «образование», не имеют корневой
морфемы «образ», но понятийно они включают все аспекты взаимодействия участников
образовательного процесса.
Образование как социальный институт есть сложная система, которая сформирована и продолжает
формироваться государством. Государство определяет структуру всей системы в целом, принципы ее
функционирования и направления дальнейшего развития. Принципы государственной политики в
области образования отражены в Законе Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об
образовании» (далее – Закон об образовании). В этом законе утверждаются основные принципы,
гласящие, что система образования должна:
1) носить гуманистический характер с приоритетом общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья
человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к
правам и свободам человека, любви к окружающей природе, родине, семье;
2) поддерживать единое культурное и образовательное пространство во всей стране, т. е. не только
обучать учащихся, но и защищать и развивать национальные культуры, региональные культурные
традиции и особенности;
3) создавать условия для общедоступности образования, приспособления системы образования к
уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) иметь светский (т. е. не религиозный) характер и в государственных, и в муниципальных
образовательных учреждениях (к негосударственным учреждениям это не относится);
5) поддерживать свободу и плюрализм в образовании, внимательно относиться к различным мнениям и
подходам (в образовательных учреждениях и органах управления образованием не допускаются
создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических
и религиозных движений и организаций);
6) носить демократический, государственно-общественный характер управления образованием и
допускать автономность (самостоятельность) образовательных учреждений.[9]
Главной системообразующей, смыслообразующей составляющей образовательной системы является
цель образования, т. е. ответ на вопрос, какой человек требуется обществу на данном этапе своего
исторического развития. В каждой стране, начиная с древних времен, образование как система
формировалось в соответствии с конкретными общественно-историческими условиями,
характеризовавшими определенный период развития общества. Целью образования определяются все
остальные компоненты его системы: государственные образовательные стандарты образовательных
программ, сеть образовательных учреждений, органы управления образованием.
Образовательные программы определяют содержание образования на каждом его конкретном
уровне в данном образовательном учреждении. Образовательная программа любого образовательного
учреждения примерно на 70 % состоит из обязательного минимума, формируемого на основании
федерального компонента образовательного стандарта и обязательного для всех граждан России.
Примерно 30 % образовательной программы создается на основании национально-регионального
компонента образовательного стандарта. Эта часть программы является обязательной только для
граждан России, проживающих в конкретном регионе.
Все образовательные программы в Российской Федерации подразделяются на общеобразовательные и
профессиональные. Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры
нового поколения, его адаптацию к жизни в обществе и создание основы для осознанного выбора и
освоения профессиональных программ. К общеобразовательным относятся программы дошкольного
образования, начального общего образования (1-4-й классы), основного общего образования (5-9-й
классы) и среднего общего образования (10-11-й классы). Профессиональные программы
предназначены для подготовки специалистов соответствующей квалификации путем
последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней обучающихся. К
профессиональным относятся образовательные программы начального, среднего, высшего и
послевузовского профессионального образования. Как для общеобразовательных, так и для
профессиональных образовательных программ обязательный минимум содержания определяется
государственными образовательными стандартами (ГОС). Кроме основных образовательных
программ, в образовательном учреждении могут реализовываться дополнительные программы –
факультативы, кружки, курсы и др.
Образовательные учреждения осуществляют образовательный процесс, т. е. реализуют
образовательные программы и (или) обеспечивают содержание и воспитание обучающихся,
воспитанников. По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть
государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и
религиозных организаций). Образовательные учреждения работают с учащимися разного возраста,
уровня подготовки и способностей, и по этим показателям различают следующие типы
образовательных учреждений:
› дошкольные;
› общеобразовательные (начального, основного и среднего общего образования);
› профессиональные (начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального
образования);
› дополнительного образования (детей и взрослых);
› специальные (коррекционные) для обучающихся с отклонениями в развитии;
› учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
› другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Внутри каждого типа могут выделяться виды образовательных учреждений, например среди
общеобразовательных учреждений различают школы, лицеи, гимназии, школы с углубленным
изучением отдельных предметов. Учреждения среднего профессионального образования представлены
училищами, техникумами и колледжами, а высшего – университетами, институтами, академиями.
Органы управления образованием осуществляют управление на трех уровнях.
1. Федеральный уровень включает органы управления образованием общегосударственного значения:
Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию,
Высшую аттестационную комиссию и другие федеральные органы, имеющие отношение к системе
образования. К их ведению относятся вопросы стратегического характера, такие как формирование и
осуществление федеральной политики в области образования, разработка и реализация федеральных и
международных программ развития образования, установление федеральных компонентов
государственных образовательных стандартов, разработка и утверждение типовых положений об
образовательных учреждениях, установление порядка их создания, реорганизации и ликвидации,
установление порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных
учреждений, установление порядка аттестации педагогических работников государственных и
муниципальных образовательных учреждений.
2. Уровень субъектов Российской Федерации включает их министерства и (или) департаменты
образования. Эти органы определяют особенности реализации федеральных законов и нормативов в
своих регионах. В их ведении находятся формирование законодательства субъекта РФ в области
образования, разработка и реализация региональных программ развития образования, установление
национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов, определение
порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений,
формирование бюджета субъекта РФ в части расходов на образование и т. д.
3. Местный уровень включает районные и городские органы управления образованием при местных
администрациях. Эти органы осуществляют непосредственное управление повседневной
деятельностью муниципальных образовательных учреждений.
Формы получения образования. В Российской Федерации существуют две формы получения
образования. В соответствии с Законом об образовании освоение образовательной программы
допускается либо непосредственно в образовательном учреждении в очной, очно-заочной (вечерней)
или заочной форме, либо в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
Первая форма характеризуется тем, что в ходе образования постоянно существует связь между
обучающимся и педагогом, который несет ответственность за уровень и качество получаемого
обучающимся образования.
При второй форме обучающийся только сдает экзамены по определенным частям образовательной
программы, при этом преподаватели не следят за процессом его подготовки и не несут за это
ответственности, вся ответственность за качество освоения образовательной программы лежит на
родителях учащегося и на нем самом. Эти две формы принципиально различны, но законом разрешено
их сочетание: любой ребенок, обучающийся в школе, из любого класса может быть переведен на
вторую форму обучения сроком на один-два года и более. Для этого необходимы только желание
родителей и оформление соответствующих документов.
В рамках всей этой системы функционируют следующие структурные элементы образовательного
процесса: 1) учебная информация, определяющаяся образовательными программами; 2) средства ее
передачи и приема (методы обучения и учения); 3) учащиеся и педагоги.
Таким образом, образование как система может рассматриваться в трех измерениях,[10] в качестве
которых выступают:
› социальный масштаб рассмотрения, т. е. образование в мире, стране, обществе, регионе и
организации, образование государственное, общественное и частное, образование светское и
клерикальное и т. д.;
› ступень образования (дошкольное, школьное, среднее профессиональное, высшее профессиональное
с различными уровнями, учреждения повышения квалификации, аспирантура, докторантура);
› профиль образования: общее, специальное, профессиональное, дополнительное.
Все перечисленные показатели, будучи социально-экономическими и общепедагогическими, при
внимательном рассмотрении выявляют и собственно психолого-педагогические аспекты. Они
заключаются в ответах на вопросы: каким образом сам обучающийся или его родители, представив
иерархию ступеней системы образования, могут сделать правильный выбор; как внутри каждой
образовательной структуры отражается специфика ее ступеней для обучающегося; как предыдущий
уровень подготовки в одной структуре может обеспечить комфортное продолжение образования в
другой и т. д. При этом сам процесс определения качества образования посредством изучения
образованности обучающихся включает решение собственно психолого-педагогических проблем.
Образовательная система функционирует и развивается в образовательном процессе обучения и
воспитания человека. Еще в конце XIX в. П. Ф. Каптерев отмечал, что образовательный процесс
представляет собой нечто большее, чем просто передача информации от одного поколения другому:
«Сущность образовательного процесса с внутренней стороны заключается в саморазвитии организма;
передача важнейших культурных приобретений и обучение старшим поколением младшего есть
только внешняя сторона этого процесса, закрывающая самое существо его».[11] Такое определение
подчеркивает, что на всем протяжении образовательного процесса основными его задачами являются
развитие и саморазвитие человека как личности в процессе его обучения. Образование как процесс не
прекращается в течение всей сознательной жизни человека, непрерывно изменяясь по целям,
содержанию, формам. В настоящее время основной характеристикой процесса образования является
именно его непрерывность. Это прямое следствие особенностей нового информационного общества:
объем информации, необходимой индивиду для полноценного функционирования в качестве
профессионала и члена общества, постоянно возрастает, а ранее усвоенная информация все быстрее
устаревает, поэтому в любой сфере деятельности приходится постоянно повышать свою
квалификацию, усваивая новую информацию.
Рассмотрение образования как процесса предполагает, во-первых, разграничение двух его сторон:
обучения и учения. Обучением именуется деятельность учителя по передаче учащимся знаний и
жизненного опыта, формированию у них умений и навыков. Понятие «учение» подразумевает
активность самого учащегося, его действия, направленные на приобретение знаний, умений и навыков,
развитие способностей, самосовершенствование. Таким образом, процесс образования протекает как
единство активности учителя (педагогической деятельности) и ученика (учебной деятельности). Вовторых, со стороны обучающего образовательный процесс практически всегда представляет собой
единство обучения и воспитания. В-третьих, сам процесс такого воспитывающего обучения с позиции
обучающегося включает освоение знаний, практические действия, выполнение учебных задач, а также
личностные и коммуникативные тренинги, что способствует его всестороннему развитию.
Под словом «образование» понимают также результат образовательного процесса, когда употребляют
словосочетания «получить образование», «полученное образование». Образование как результат может
рассматриваться в двух планах.[12] Первый – образ того результата, который должен быть получен
образовательной системой и зафиксирован в форме образовательного стандарта. Современные
образовательные стандарты включают требования к качествам человека, завершающего определенный
курс обучения, к его знаниям и умениям. Второй план существования результата образования – это сам
человек, прошедший обучение в определенной образовательной системе. Его опыт как совокупность
сформированных интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений позволяет
ему адекватно действовать на этой основе в различных жизненных ситуациях. В этом смысле
результатом образования является образованность. Например, школа формирует общую
образованность выпускника, а выпускник высшего учебного заведения характеризуется специальным
профессиональным образованием. Широкое и системное образование как результат закладывает в
получившем его человеке основу уверенности в себе и конкурентоспособности в меняющихся
условиях жизни.
2.2. Личностно-деятельностный подход как психологическая основа организации
образовательного процесса
Как отмечалось выше, образовательный процесс реализуется в единстве двух деятельностей – учебной
и педагогической, поэтому его можно рассматривать с двух позиций – позиции педагога и позиции
обучающегося. Каждый из них является неповторимой, уникальной личностью и одновременно
субъектом собственной деятельности, т. е. планирует, организует и осуществляет эту деятельность и
одновременно формируется в ней как личность. Соответственно, личностно-деятельностный подход
(ЛДП) подразумевает учет этих особенностей как учителя, так и обучаемого.
Личностный компонент ЛДП предполагает, что в центр процесса обучения ставится как сам
обучающийся, так и его личностные особенности – мотивы, цели, психологический склад, т. е. сам
ученик как личность. Учитель определяет учебную цель каждого занятия и направляет весь
образовательный процесс на развитие личности ученика исходя именно из интересов, знаний и умений
обучающихся. В соответствии с этим при реализации ЛДП необходимо вслух формулировать цель
каждого урока с позиции каждого ученика и всего ученического коллектива в целом, например:
«Сегодня каждый из вас научится...» или «На сегодняшнем занятии мы с вами разберемся в...».
Благодаря таким формулировкам обучающийся оказывается способен в конце каждого урока ответить
на поставленный самому себе вопрос: чему он научился на этом уроке из того, чего не знал или не
умел делать до его начала. При такой постановке учебной работы все методические решения
проводимого урока определяются личностью обучаемого – его потребностями, мотивами,
способностями, интеллектуальным развитием и другими психологическими особенностями.
ЛДП подразумевает, что в процессе преподавания любого учебного предмета максимально
учитываются национальные, половые, возрастные, статусные и индивидуально-психологические
особенности обучающегося. Этот учет осуществляется через содержание и форму учебных заданий,
через характер общения с учеником. В условиях ЛДП все адресуемые ученику вопросы, задания и
замечания должны стимулировать его интеллектуальную активность, поддерживать и направлять его
учебную деятельность без излишней фиксации внимания на ошибках и неудачных действиях. Тем
самым осуществляется не только учет имеющихся на данный момент психологических особенностей
учащегося, но и формирование, дальнейшее развитие его психики, в том числе познавательных
процессов, личностных качеств, деятельностных характеристик.
Деятельностный компонент ЛДП подразумевает, что, как отмечено в начале раздела, педагог и ученик
являются субъектами соответственно педагогической и учебной деятельности. Это значит, что каждый
из них сам осуществляет свою деятельность и одновременно развивается благодаря ей. В
отечественной психологии наибольший вклад в разработку общей теории деятельности внесли А. Н.
Леонтьев и С. Л. Рубинштейн. Согласно их подходам деятельность представляет собой активное
целенаправленное взаимодействие человека с окружающим миром, включая и других людей, и самого
себя, вызванное определенной потребностью. Потребность понимается как состояние нужды в чемлибо, но сама по себе потребность деятельность не определяет. Для того чтобы осуществлять
целенаправленную активность, необходимо знать, какие именно ее формы приведут к удовлетворению
возникшей потребности. Всякая деятельность предметна: предметом конкретной деятельности
называется то, на преобразование чего она направлена. Например, предметом деятельности педагога
являются передача ученикам общественного опыта и организация усвоения учащимися сообщаемых
сведений, а предметом деятельности ученика – освоение этого опыта. Именно в предмете деятельности
переживаемая потребность находит свою определенность, и таким образом формируются мотивы
деятельности – побудительные компоненты потребности, показывающие субъекту способы ее
удовлетворения. Благодаря наличию мотива человек обретает возможность предпринимать активные
действия по удовлетворению своей потребности.
Мотивы всякой деятельности могут быть по отношению к ней внутренними и внешними. Внутренние
мотивы отражают содержание деятельности, например учащийся осуществляет свою учебную
деятельность по той причине, что ему интересен данный учебный предмет, или потому, что он
осознает важность приобретаемых знаний. Внешние мотивы заставляют его выполнять определенную
деятельность, но с ее содержанием не связаны: ученик может делать это прежде всего из-за
оказываемого на него давления со стороны родителей.
Мотивы дают субъекту деятельности возможность ставить перед собой сознательные цели и
предпринимать определенные действия для их достижения. Цель представляет собой воображаемый
образ желаемого результата выполняемого действия. Образно говоря, если цель – то, чего именно
хочет добиться субъект, то мотив – это ответ на вопрос, зачем субъект этой цели добивается. Действие
же является составляющей любой деятельности и так же, как и цель, осознается ее субъектом. Каждое
действие осуществляется определенными способами, которые называются операциями и зависят от
условий, в которых приходится выполнять действие. Операции не осознаются субъектом,
выполняющим действие.
С позиции учителя ЛДП означает организацию и управление целенаправленной учебной
деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов,
жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания им смысла обучения. Реализуя ЛДП, педагогу
придется пересмотреть привычную трактовку процесса обучения преимущественно как сообщения
знаний и формирования умений и навыков. Процесс обучения должен быть переориентирован на
постановку и решение самими учащимися конкретных учебных задач. Для учителя, реализующего
ЛДП, первостепенной задачей является формирование у учеников собственной внутренней
потребности в выработке обобщенных способов и приемов учебной деятельности, усвоении новых
знаний, формировании более совершенных умений во всех видах деятельности. Учителю необходимо
переходить от отношения к ученику как к объекту воздействия к субъект-субъектному,
равнопартнерскому сотрудничеству с ним. Информирующе-контролирующая функция учителя все
более уступает место функции координирующей. Учитель становится для ученика человеком,
вызывающим подлинный интерес и к учебному предмету, и к себе как партнеру по общению. Общение
с учениками рассматривается им как сотрудничество в решении учебных задач. В результате такого
взаимодействия учитель и класс образуют единый коллективный субъект образовательной
деятельности.
С позиции ученика ЛДП предполагает прежде всего свободу выбора обучающимся методов своего
учения. Для ученика психологическими проявлениями реализации учителем ЛДП становятся, вопервых, обеспечение безопасности личностных проявлений обучающегося, создание условий для его
самоактуализации и личностного роста. Во-вторых, этот подход формирует активность ученика, его
готовность к учебной деятельности, к решению проблемных задач за счет равнопартнерских, субъектсубъектных доверительных отношений с педагогом. В-третьих, ЛДП обеспечивает единство у ученика
внутренних и внешних мотивов учебной деятельности: главным внутренним мотивом становится
познавательный, а главным внешним – мотив достижения успехов. В-четвертых, в результате
реализации этого подхода формируется внутреннее принятие учеником учебной задачи и возникает
удовлетворение от ее решения в сотрудничестве с другими обучающимися. Это является основой
развития чувств компетентности, принадлежности группе, уверенности в себе. ЛДП с точки зрения
обучающегося означает также усвоение новых форм, способов, правил и средств социальнопрофессионально-коммуникативной деятельности, т. е. развитие не только профессиональной
компетентности ученика, но и его личности в целом.
Таким образом, личностно-деятельностный подход в образовании означает, что прежде всего в
образовательном процессе ставится и решается основная задача образования – создание условий
развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной, профессионально
компетентной и саморазвивающейся личности. Личность находится в центре образования, и оно,
соответственно, становится антропоцентрическим по цели, содержанию и формам организации.