Оборудование прокатных цехов
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 2
Оборудование прокатных цехов
Все оборудование прокатных цехов делят на две группы: основное
оборудование и вспомогательное.
Оборудование, предназначенное для выполнения основной технологической
операции – пластической деформации металла, называется основным. Линия, по
которой располагается основное оборудование, называется главной линией
прокатного стана.
Оборудование, предназначенное для выполнения всех остальных
технологических операций, называют вспомогательным оборудованием.
К вспомогательным технологическим операциям относят нагрев металла в
нагревательных печах и колодцах; охлаждение проката на холодильниках
различной конструкции; порезку металла на ножницах и пилах; правку проката в
правильных машинах; рольганги для транспортировки полосы; манипуляторы для
перемещения полосы вдоль валков; кантователи для поворота полосы вокруг
продольной оси (кантовки) и др.
Прокатный стан – это комплекс основного и вспомогательного
оборудования для деформации металла во вращающихся валках.
1 Элементы основного оборудования прокатных станов
Главная линия прокатного стана
На главной линии прокатного стана располагается основное оборудование:
рабочая клеть; передаточные механизмы, служащие для передачи вращения валкам
от двигателя; двигатель (рисунок 2).
1
Рисунок 2 – Схема главной линии четырехвалковой рабочей клети:
1 – рабочая клеть; 2 – универсальные шпиндели; 3 –
электродвигатель (главный привод); 4 – шестеренная клеть; 5 –
редуктор; 6 – моторная муфта; 7 – коренная муфта; 8 –
пружинное уравновешивающее устройство шпинделей; 9 –
опорные неприводные валки; 10 – рабочие приводные валки; 11
– станина; 12 – плитовина; 13 – анкерный болт
Рабочая клеть (1) – предназначена для пластической деформации металла
между вращающимися валками.
Соединительные шпиндели (2) – предназначены для передачи вращения
рабочим валкам от шестеренной клети.
Шестеренная клеть (4) – предназначена для разделения крутящего
момента между валками от одного двигателя.
Коренная муфта (7) – передает вращение валу ведущей шестерни
шестеренной клети от вала редуктора.
Редуктор (5) – предназначен для изменения крутящего момента и числа
оборотов двигателя при передаче вращения от двигателя к рабочим валкам.
Моторная муфта (6) соединяет вал двигателя с ведущим валком
редуктора.
Электродвигатель (3) создает, необходимый для пластической деформации
металла крутящий момент и мощность.
Рабочая клеть
Рабочая клеть прокатного стана является основным узлом, в котором
производится прокатка металла.
Рабочая клеть состоит из следующих элементов: двух станин (рисунок 3) (за
исключением многовалковых и специальных клетей), скрепленных между собой и
установленных на фундаментных плитах; валков с подушками и подшипниками;
установочных механизмов для регулировки положения валков; валковой арматуры
и др.
2
Рисунок 3 – Станины рабочей
клети:
а – закрытые; б – открытые;
1 – вертикальная стойка;
2 – верхняя поперечина;
3 – крышка;
4 – болты;
5 – горизонтальные лапы;
6 – нижняя поперечина
Прокатные валки
Прокатный валок состоит из следующих основных элементов (рисунок 4):
бочки (1), представляющей собой среднюю часть валка, по которой происходит
соприкосновение валка с прокатываемым металлом; двух шеек (2),
расположенных по обе стороны бочки, которыми валок устанавливается в
подшипниковых узлах; трефов или лопастей (3), расположенных на обоих концах
валков и служащих для соединения валка с муфтой и шпинделем с целью
приведения валка во вращение.
Основными эклсплуатационными свойствами прокатных валков являются
износостойкость и прочность.
Рисунок 4 – Листовые валки:
1 – бочка валка;
2 – шейка;
3 – треф или лопасть
Рисунок 5 – Сортовые валки:
1 – бочка валка;
2 – шейка;
3 – треф
Валки блюмингов, слябингов, обжимных клетей сортовых станов и станов
холодной прокатки изготавливают из литой или кованой стали марки 45, 55Х,
60ХН, 90ХФ и др. Чугунные валки, в том числе легированные хромом и никелем, а
также с отбеленным (закаленным) поверхностным слоем, применяют для сортовых
и листовых станов горячей прокатки, когда требуется высокая износостойкость.
3
Подшипники прокатных валков
Валки прокатных станов своими шейками опираются на подшипники.
Подушки валков с подшипниками устанавливаются в окнах станин. Подшипники
являются ответственной деталью в рабочей клети стана, они испытывают нагрузки
в несколько раз превышающие допускаемую в подшипниках других машин, от их
стойкости зависит точность прокатного профиля, производительность стана,
себестоимость продукции.
Подшипники прокатных станов можно разделить на две группы:
подшипники скольжения и качения. На современных станах устанавливают
роликовые подшипники качения или подшипники жидкостного трения.
Роликовые многорядные подшипники просты в эксплуатации, не требуют
герметизации и хорошо самоустанавливаются, имеют продолжительный срок
службы. Коэффициент трения в роликовых подшипниках мал и достигает 0,0010,005.
Подшипники жидкостного трения (ГОСТ 7999-70) в зависимости от
расположения оси вращения валка бывают двух типов: горизонтальные и
вертикальные (Рисунок 5).
Рисунок 5 – Подшипники жидкостного трения диаметром 450-1800 мм:
1 - втулка-цапфа; 2 - втулка-вкладыш; 3 - упорный узел; 4 - прокатный валок
Подшипники жидкостного трения состоят из конической втулки (1), плотно
закрепленной на шейке валка, и вкладыша (2) с тонким слоем баббитовой заливки,
которая тщательно обрабатывается. В зазор между втулкой и вкладышем под
давлением попадает жидкая очищенная смазка. Принцип работы этих
подшипников заключается в том, что между шейкой вала и подшипником всегда
сохраняется масляная пленка, благодаря чему шейка валка как бы плавает в
подшипнике.
Подшипники жидкостного трения обеспечивают точную настройку стана,
имеют низкий коэффициент трения (0,001-0,008) и практически не изнашиваются.
На станах старой конструкции использовались подшипники скольжения
(бронзовые, латунные) и текстолитовые. Текстолитовые подшипники и сейчас
используются на обжимных станах, они экономичны, смазываются и охлаждаются
водой, имеют низкий коэффициент трения (0,003-0,006), однако быстро
изнашиваются, что отрицательно влияет на точность проката.
4
Механизмы и устройства для установки валков
Для того, чтобы обеспечить необходимое обжатие в каждом проходе,
необходимо устанавливать соответствующее расстояние (раствор) между валками.
Раствор – расстояние между валками, обеспечивающее необходимое
обжатие заготовки в каждом проходе.
На прокатных станах, где производится по несколько проходов в одной
клети, это расстояние необходимо изменять от прохода к проходу. На станах, где в
каждой клети осуществляется только один проход (многоклетьевые непрерывные и
полунепрерывные станы и др.) в процессе прокатки нужно изменять настройку
стана в связи с износом валков.
В двухвалковых клетях расстояние между валками изменяется либо
перемещением верхнего валка, либо перемещением двух валков – нижнего и
верхнего; в трехвалковых клетях (клети трио) – перемещением верхнего и нижнего
валков; в четырехвалковых клетях (клети кварто) – перемещением верхнего валка.
Все виды механизмов для установки валков можно разделить на следующие
группы:
1. Нажимные устройства.
2. Уравновешивающие устройства для верхних валков.
3. Устройства для осевой установки валков.
На рисунке 6 приведена рабочая клеть непрерывного заготовочного стана.
Рис. 24. Рабочая клеть с горизонтальными валками
непрерывного заготовочного стана 850/700/500:
1 – станина; 2 – узел подвески подушки верхнего валка к тягам пружинного
уравновешивающего устройства; 3 – подушка верхнего валка; 4 – планки для осевой
регулировки валков; 5 – подушка нижнего валка; 6 – плитовина; 7 – привод нажимного
механизма верхнего валка; 8 – нажимной винт; 9 – гайка нажимного винта; 10 – четырехрядный конический роликовый подшипник; 11 – привод нажимного механизма нижнего
валка; 12 – нижний валок; 13 – верхний валок; 14 – пружинное устройство
уравновешивающее; 15 – траверса
5
Вертикальную регулировку положения верхнего и нижнего валков рабочей
клети (Рисунок 6) осуществляют с помощью нажимных механизмов. Нажимной
механизм состоит из гайки 9, закрепленной в станине клети 1, и нажимного винта
8, упирающегося в подушку 3 верхнего валка 13.
Нажимной механизм приводится от электродвигателя, установленного на
станине, через червячный редуктор. В осевом направлении положение валков
регулируют с помощью планок 4 с болтовыми соединениями или специальных
рычажных приспособлений.
Постоянное прижатие подушек верхнего валка к нажимному винту
обеспечивается уравновешивающими устройствами, простейшие из которых
осуществляют уравновешивание с помощью пружин и тяг, проходящих через
отверстие в станинах. Валки большого диаметра, а также шпиндели
уравновешивают грузовыми и гидравлическими устройствами.
Соединительные шпиндели
Соединительные шпиндели служат для передачи вращения валкам от
шестеренной клети, а также вращение от валков одной клети к валкам другой при
линейном расположении клетей.
На современных прокатных станах применяют универсальные шпиндели,
устроенные по принципу шарнира Гука, и позволяют передавать вращения валкам
при значительном отклонении осей шестеренных и прокатных валков,
получающемся при подъеме верхнего валка (Рисунок 7).
Рисунок 7 – Схема расположения универсальных шпинделей
Универсальные шпиндели работают плавно, без ударов.
Шарнир шпинделя состоит из головки шпинделя 1, лопасти 2 на конце
рабочего или шестеренного валка, бронзовых вкладышей 3 и сухаря,
соединяющего их. Один из шарниров шпинделя закреплен на конце ведущего вала
шестеренной клети, а другой – со стороны валка и может перемещаться в осевом
направлении при перемещении верхнего валка вниз или вверх.
Длина шпинделя L определяется из допустимого угла наклона и
необходимого максимального расстояния между осью валка и осью ведущего вала
L =h/tg.
6
7