Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Объект и предмет экономики образования

  • 👀 2223 просмотра
  • 📌 2190 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Объект и предмет экономики образования
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Объект и предмет экономики образования» pdf
Дисциплина «Экономические основы образования» Преподаватель Махова Анна Владимировна Лекции – 14ч. Практические занятия – 32ч. Форма контроля - зачет Лекция № 1 (2ч.) Тема «Экономика образования в системе экономических наук. Система образования Российской Федерации» План: 1. Экономика образования – как наука. Объект и предмет экономики образования. 2. Система образования РФ 3. Управление системой образования 4. Образование – как общественное благо. 1 1. Экономика образования – как наука. Объект и предмет экономики образования. Образование – это «процесс», «результат», «ценность», «система». Образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). (Закон РФ «Об образовании») Проблемы воздействия образования на экономический рост и производительность труда интересовали ученых царской России, таких Д.И. Менделеев, В.Чернолусский, А.И.Чупров, и др. В 1924 году к экономическим исследованиям в сфере образования обратился академик С.Г. Струмилин. Им впервые в отечественных исследованиях было предложено рассчитывать приращение национального дохода за счет образовательного фактора, что позволяло говорить об эффективности вложений в образование. Проблемы образования в нашей стране долгое время являлись предметом педагогической науки. В 60-70-е годы 20 в. проблемы образования стали рассматриваться в рамках возникшей тогда новой отрасли экономической науки экономики образования В СССР труд в образовании считался непроизводительным (т.е. не создающим продукт и национальный доход), в отличие от отраслей материального производства Бюджетное финансирование осуществлялось по остаточному принципу. В последние годы проблемы образования актуальны: 1)почему на систему образования нужно тратить общие деньги и что общество получает взамен 2)сколько денег нужно системе образования для того, чтобы она достигла высокого уровня, какого именно уровня она должна достичь и в какие сроки; 3)на что именно нужно потратить выделяемые деньги, а если их будет недостаточно, то как лучше распорядиться теми средствами, которые имеются 1) что должна и что способна делать система образования; 2) чем определяются ее потребности в ресурсах; 3) как учебные заведения взаимодействуют между собой, с государством, с другими субъектами; 4) как система образования получает и расходует ресурсы, на что и т. п. Проблемы экономики образования в период перехода к рыночным отношениям разрабатывали Н.А. Александрова, Г.В. Балашов, С.А. Беляков, В.М. Зуев, А.П. Панкрухин, и другие. Благодаря их работам, впервые в истории отечественного законодательства, понятие «экономика», применительно к образованию было закреплено в Законе РФ «Об образовании» раздел IV назван «Экономика системы образования». Министр образования РФ – Ливанов Дмитрий Викторович с 21 мая 2012г. по настоящее время Министр образования РФ с 9 марта 2004г. по 21 мая 2012г. – Фурсенко Андрей Александрович Экономика образования – это наука, изучающая отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением благ созданных в сфере образования. Экономика образования исследует движение материальных и денежных средств, направляемых обществом на расширенное воспроизводство квалифицированной рабочей силы через систему образования Задачи экономики образования систематизация знаний об образовании установление экономических закономерностей между экономическими процессами и явлениями в сфере образования исследование особенностей действия экономических законов в сфере образования поиск и анализ факторов, способствующих росту эффективности функционирования образовательных учреждений Объект изучения экономики образования - сфера образования или ее отдельные части. Предмет изучения экономики образования – отношения, складывающиеся в этой сфере по поводу производства, распределения, обмена и потребления создаваемых в ней благ. Предмет изучения экономики образования специфика производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности и общества в них при ограниченных ресурсах, выделяемых на эти цели Предмет экономики образования включает следующие составляющие: • критерии и уровень эффективности ресурсных вложений в отрасль и ее отдельные подсистемы; • необходимый уровень бюджетного финансирования образования; • источники внебюджетного финансирования; • государственную политику стимулирования инвесторов образования; • методы и технологии прогнозирования ресурсных потребностей учреждений образования при различных уровнях их хозяйственной самостоятельности. • Экономика образования использует общенаучные методы познания: - метод научной абстракции; - анализ и синтез; - индукцию и дедукцию; - исторический и логический методы - Основная экономическая функция сферы образования – воспроизводство «человеческого капитала». 2. Система образования РФ Система преемственных образовательных программ и гос. образовательных стандартов Система органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий Система образования Участники образовательного процесса – педагоги и обучающиеся Сеть образовательных учреждений различных видов, типов, форм Признаки системы образования в начале XXIв. 1)Демократизация –общедоступность, система непрерывного образования 2)Диверсификация – личностноориентированная система разноуровневых программ 3)Интернационализация – академическая мобильность учащихся и преподавателей 4)Личностная ориентированность 5)Инновационность 6)Коммуникативность – единый образовательный процесс •Социальный заказчик — родители. Отдают предпочтение школе адаптивного типа с ярко выраженной гуманистической направленностью, а не гимназиям и лицеям. •Социальный заказчик — высшие учебные заведения. Высокий уровень знаний. •Социальный заказчик — потенциальный работодатель. Заинтересован не столько в академических знаниях выпускников, сколько в их предприимчивости и ответственном отношении к делу. •Социальный заказчик — армия. Заинтересована в физическом здоровье юношей. •Совокупный социальный заказчик — сама жизнь. Владение жизненно важными знаниями, умениями и навыками Приоритетные направления образовательной политики РФ ➢обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования ➢создание условий для повышения качества образования ➢формирование эффективных экономических отношений в образовании ➢обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами ➢управление развитием образования на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики Проблемы системы образования в России Уровень 1. В системе общего образования ➢снижение уровня образования выпускников начала XXIв. по сравнению с выпускниками 1980-х гг. ➢негативное влияние возросшей на последние 15 лет учебной и информационной нагрузки на здоровье школьников ➢снижение конкурентоспособности отечественного образования ➢слабая материально-техническая база учебных заведений Уровень 2. В системе начального профессионального образования ➢падение объемов производства в отраслях производственной сферы, сокращение прямых заказов на подготовку рабочих и финансовой помощи со стороны крупных и средних предприятий ➢нарастание технологического отставания от развитых стран ➢недостаточное государственное финансирование ➢потеря престижности начального профессиональнотехнического образования ➢слабая материально-техническая база учебных заведений и низкая оплата труда преподавателей Уровень 3. В образовательных учреждениях среднего профессионального образования ➢недостаточное государственное финансирование и слабый контроль за процессом реструктуризации среднего образования ➢сокращение подготовки специалистов для отраслей материального производства ➢рост платного обучения по гуманитарным специальностям ➢слабая материально-техническая база учебных заведений и низкая оплата труда преподавателей Уровень 4. В системе высшего профессионального образования ➢увеличение технологического разрыва с экономически развитыми странами ➢недостаточное государственное финансирование вузов (50-60% от планового бюджета), вынуждающее развивать платное образование по непрофильным для вузов специальностям ➢слабая материально-техническая база ➢миграция научно-педагогического состава за рубеж ➢снижение уровня научно-методической работы в вузах ➢значительная дифференциация в уровне и качестве столичных и периферийных вузов Исследователи выделяют 5 составляющих, которые должны быть учтены в образовательной стратегии со стороны государства: 1. нельзя допускать снижение роли государства в руководстве системой образования 2. нельзя допускать снижения социального и экономического статуса педагогического персонала 3. нельзя допускать разрыва между образованием, с одной стороны, и наукой, культурой и экономикой – с другой 4. нельзя допускать снижения воспитательного потенциала образования 5. нельзя допускать ущемления прав и свобод молодежи из малообеспеченных семей Государственная система управления образованием Цели образования в Российской Федерации Федеральные государственные органы управления образованием Государственные органы управления образованием субъекта РФ Местные муниципальные органы управления образованием Администрация ОУ и созданные в нем общественные структуры Болонский процесс 19 июня 1999г в Болонье (Италия) министры образования 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию «О создании единого европейского пространства высшего образования». Россия присоединилась в 2003г. Цель Болонского процесса – создание единого европейского образовательного пространства, направленного на увеличение способности выпускников к трудоустройству, повышение их мобильности и конкурентоспособности Ключевые положения Болонского процесса: ➢Создание единой схемы получения высшего образования: 1.- до получения первой академической степени (бакалавриат) 2. – после получения первой академической степени (магистратура) 3. – докторская степень ➢Повышение качества высшего образования ➢Введение единой системы учета трудоемкости учебной работы (зачетная единица –кредиты) ➢Расширение мобильности ➢Обеспечение трудоустройства выпускников ➢Обеспечение привлекательности европейской системы образования Национальная доктрина образования на период до 2025г. непрерывность образования в течение жизни обеспечение исторической преемственности поколений Цели образования воспитание патриотов России многообразие типов и видов образовательных учреждений Ожидаемые результаты реализации Доктрины ➢Качество образования подразумевает создание демократической системы образования ➢Доступность образования заключается в возможности получения всеми гражданами бесплатного образования ➢Изменение направленности государственной политики в области образования 3. Управление системой образования Менеджмент - современная структура управления образовательным учреждением, ориентированная на лучшее удовлетворение общественных потребностей путём производства образовательных услуг в условиях рыночной экономики. Руководитель образовательного учреждения менеджер Менеджмент в сфере образования включает в себя следующие основные компоненты: ➢прогнозирование и планирование деятельности учебных заведений; ➢рациональная расстановка кадров, распределение обязанностей, установление связей между подсистемами и управлениями связями; ➢организация системы образовательной информации и эффективности её использования; ➢мониторинг, контроль, анализ и своевременная корректировка для предупреждения или ликвидации недостатков; ➢надлежащая квалификация и опыт менеджеров образовательных учреждений Уровни менеджеров образовательного учреждения Директор и его заместители Руководители метод.объединений Учителя и другие пед.работники 4. Образование – как общественное благо. Образовательные услуги создаются в процессе научно-педагогического труда, являющегося в свою очередь разновидностью научного труда. Образовательный продукт – это часть интеллектуального продукта, адаптированная к соответствующему сегменту образовательных услуг Конечный образовательный продукт – образованность индивида, и промежуточный образовательный продукт как результат промежуточных этапов образовательного производства, выраженный в образовательных товарах и услугах Образовательная услуга - совокупность знаний, умений, навыков и определенного объема информации, которые используются для удовлетворения специфической потребности человека и общества в интеллектуальном развитии и приобретении профессиональных умений и навыков. Черты образовательной услуги: ➢ несохраняемость ➢ неосязаемость ➢ неотделимость от источника ➢ непостоянство качества Международная образовательная карта – три основных образовательных центра Рынок Поставщики Китай, Индия Малайзия, Американский рынок Япония Австралия, Новая Сингапур, Ближний Зеландия, Япония Восток, Африка страны-члены ЕЭС, в том Европейский рынок числе и Россия Сравнительная характеристика конкурирующих на мировом рынке образовательных моделей Модель образования американская немецкая Сходство Различия Двухуровневая Функциональность система подготовки: прагматизм бакалавриат, Функциональность магистратура гуманизм Экономические эффекты от обучения иностранных студентов Социальные эффекты от обучения иностранных студентов Образование - один из основных Распространенность английского источников увеличения доходов. языка сокращает финансовые, временные и физические затраты как студентов, так и ряда англоязычных стран-экспортеров Оптимизация затрат на подготовку Увеличение объема международного собственных национальных кадров образования является как причиной, так и следствием мировой конвергенции. Получение дополнительных доходов Воспроизводство в иностранных от проживания иностранных студентах системы ценностей, студентов в стране присущих конкретным системам, делает их работниками рынка, утратившими связь с собственным культурным ареалом Основные проявления глобализации в образовании: 1. возникновение глобального рынка образования (как традиционного, так и виртуального) 2. появление образовательных транснациональных корпораций (ТНК) 3. информатизация образования (как ресурс управления и как технология обучения); 4. конвергенция (схождение, взаимопроникновение образовательных и общественных систем) 5. интеграция (интернациональная кооперация как в системах образования, так и в обществе); 6. стандартизация (как образовательных систем, так и культурных ценностей). Фильтр – это аттестационное испытание, которое позволяет утверждать, что учащийся готов к переходу на следующую ступень. Проблема фильтра экономические характеристики его прохождения. Сигнал – это тем или иным способом оформленное или неоформленное в некоторых случаях свидетельство об окончании ступени. Проблема сигнала - это его признание обществом. В практической жизни мы не имеем возможности каждый раз пропускать обучающегося через тот или иной фильтр, поэтому мы вынуждены доверять сигналам.
«Объект и предмет экономики образования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Беляков С. А.
Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot