Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ПЛАН ЛЕКЦИИ
Введение
Основные вопросы:
1) Понятие, правовая основа, цель и задачи, основание, объект и пред-мет антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел.
2) Направления антикоррупционной деятельности в органах внутрен-
них дел.
3) Субъекты и участники антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел.
Заключение
6
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ, ЗАКРЕПЛЕНИЮ И КОНТРОЛЮ УСВОЕНИЯ НО-
ВОГО МАТЕРИАЛА
Вопросы для самоконтроля:
1. Раскройте содержание понятия «коррупция» и «антикоррупционная деятельность»?
2. Каковы задачи антикоррупционной деятельности?
3. В чем заключается противодействие коррупции?
4. Что составляет правовую основу противодействия коррупции?
5. Что относится к объекту антикоррупционной деятельности в орга-нах внутренних дел?
6. Дайте характеристику предмета антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел?
7. Перечислите участников антикоррупционной деятельности в орга-нах внутренних дел?
8. Перечислите субъектов антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел?
9. Каковы основные направления деятельности государственных ор-ганов по повышению эффективности противодействия коррупции?
Тест по теме
Слово «коррупция» в переводе
Должностное преступ-
Порча, подкуп
Государственный
с латинского означает:
ление
служащий
Ученый-юрист, который ввел
Чезаре Ломбразо
Карл Маркс
Сюзан
Роуз-
понятие «коррупция» в юри-
Аккерман
дическую терминологию:
Коррупция- это явление:
Социальное
Нравственное
Духовное
Определите
виды
коррупци-
Коррупционное право-
Коррупционный
Коррупционный
онных
противоправных дея-
нарушение
гражданско-
трудовой спор
ний:
правовой деликт
Укажите виды коррупции:
Государственная
Правовая,
Ювенальная.
Определите
детерминанты
Эстетические
Духовно-
Организационно-
коррупции:
нравственные
экономические
Какой
нормативно-правовой
Уголовный кодекс РФ
ФЗ «О противодей-
Конвенция
ООН
акт закрепляет принципы го-
ствии коррупции»
против коррупции
сударственной политики в об-
ласти борьбы с коррупцией:
Определите нормы уголовного
Хищениепредметов,
Дача взятки
Получение взятки
законодательства, не преду-
имеющих особую исто-
сматривающие
ответствен-
рическую ценность
ность за коррупционные пре-
ступления:
Назовите органы, не зани-
Счетная палата РФ
МВД РФ
Росфинмониторинг
мающиеся
профилактикой
коррупционной преступности:
С какими учреждениями со-
ФСКН РФ
Органы здравоохра-
Таможенные органы
трудничают
ОВД
в области
нения РФ
РФ
7
предупреждения
преступле-
ний
коррупционной направ-
ленности:
Кодекс
профессиональной
Нравственные
ценно-
Профессионально-
Профессионально-
этики
сотрудника
ОВД
как
сти,
обязательства
и
этические
требова-
этический стандарт
свод
профессионально-
принципы службы
в
ния к
служебному
антикоррупционного
этических
норм
определяет
ОВД;
поведению,
взаимо-
поведения;
для сотрудника ОВД:
отношениям
в
слу-
жебном коллективе;
Коррупционно опасной
явля-
Любая ситуация в слу-
Сама
ситуация
на-
Всевышеперечис-
ется:
жебной деятельности,
рушения норм, огра-
ленное
создающая
возмож-
ничений и запретов,
ность нарушения норм,
установленных
для
ограничений
и запре-
сотрудника
законо-
тов,
установленных для
дательством РФ
сотрудника
законода-
тельством РФ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОСТАНОВКЕ ЗАДАНИЯ
• СЛЕДУЮЩЕМУ ЗАНЯТИЮ, ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯ-ТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Темы докладов и рефератов
1. Коррупция, как системное социальное явление.
2. Характеристика содержания основных нормативных актов опреде-ляющих понятие коррупции.
3. Формирование институтов государственной власти как условие складывания коррупционных взаимодействий.
4. Специфика государственной экономической политики и политики крупнейших субъектов российской экономики в контексте функционирова-ния коррупционных институтов.
5. Взаимосвязь коррупционных преступлений и общеуголовной пре-ступности в современном российском обществе.
Задания для самостоятельной работы:
• учебных конспектах отобразить структурно-логическую схему по за-данным направлениям:
Коррупция, как системное социальное явление. Многофакторность коррупции. Коррупция как способ перераспределения социальных ресурсов. Формирование институтов государственной власти как условие складывания коррупционных взаимодействий. Приватизация общественного ресурса госу-дарственными элитами как предпосылка формирования коррупции. Корруп-ционный потенциал традиционных форм взаимодействия славянского госу-дарства и славянской общины. Бессознательные формы трансляции образцов коррупционного поведения. Коррупционный потенциал российского право-вого менталитета. Двойные стандарты в системе ценностей россиян, их зна-
8
чение в процессе складывания внеправовых форм социального регулирова-ния.
Социальная политика государства и коррупционные взаимодействия в обществе. Взаимосвязь коррупционных преступлений и общеуголовной пре-ступности в современном российском обществе. Трудности правовой поли-тики российского государства как условие роста коррупционных проявлений. Перспективы развития правового государства и гражданского общества в России в контексте противодействия коррупции.
ТЕКСТ ЛЕКЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
Коррупция может быть отнесена к одному из самых опасных и всепро-никающих социально-негативных явлений, представляющих угрозу нацио-нальной безопасности России, ее пагубное воздействие ощущается в любой стране независимо от государственного устройства или традиций.
• настоящее время существует три модели системной коррупции: ази-атская (коррупция - привычное общественно приемлемое культурное и эко-номическое явление, связанное с функционированием государства); афри-канская (власть продается "на корню" группе основных экономических кла-нов, договорившихся между собой, и политическими средствами обеспечи-вает надежность их существования); латиноамериканская (попустительство коррупции дает возможность теневым и криминализированным секторам экономики достигнуть могущества, соизмеримого с государственным).
Ежегодно 9 декабря в мире отмечается Международный день борьбы с коррупцией, эта дата провозглашена ООН резолюцией № A\RES|58|4 от 21 ноября 2003 года.
Полностью искоренить коррупцию не удалось ни одному государству, но снижение порога коррупционности возможно. Этих результатов в на-стоящее время достигли Дания, Финляндия, Новая Зеландия, Швеция, Син-гапур, Норвегия и др. (эти страны заняли первое место в 2013 году в ежегод-ном рейтинге государств мира, отражающий индекс восприятия коррупции (ИВК), который составляется неправительственной международной органи-зацией по борьбе с коррупцией – Transparency International). В этом же году в данном рейтинге Россия заняла 127 место из 175 возможных стран. Приве-денные данные вызывают насущную потребность своевременного реагиро-вания и принятия мер, направленных на предупреждение коррупционных проявлений, в том числе в системе органов внутренних дел.
По данным социологических опросов, проведенных Фондом общест-венного мнения (ФОМ) в апреле 2012 года, 43% россиян считают, что иско-ренить коррупцию в нашей стране невозможно, 39% утверждают, что это ре-ально, 18% респондентов затруднились с ответом. По данным Фонда обще-ственного мнения (апрель 2012 г.), 43% россиян терпимо относятся к тому, что приходится давать взятки должностным лицам, 24% опрошенных при-
9
знались, что им доводилось "делать подношения" чиновникам. Наиболее коррумпированными, по их мнению, являются чиновники таких областей, как здравоохранение, жилищно-коммунальная сфера, образование, властная система, правоохранительные, налоговые и таможенные службы.
По данным различных источников, в том числе и зарубежных, около 30% сотрудников полиции обеспечивают оперативное прикрытие коммерче-ским структурам. Почти половина преступлений, совершенных в 2010 году должностными лицами против интересов службы (5,7 тысячи), приходится на лиц, работающих в системе МВД РФ (2,4 тысячи).
Кроме того, 32% сотрудников органов внутренних дел, опрошенных в первом полугодии 2012 года, считают, что нарушения законности, в том чис-ле и совершение коррупционных преступлений в деятельности ОВД, являют-ся весьма распространенным явлением.
Приведенная статистика вызывает насущную потребность своевре-менного реагирования и принятия мер, направленных на предупреждение коррупционных проявлений в системе органов внутренних дел.
◦ связи с этим в рамках реализации Национального плана противодей-ствия коррупции в МВД России был утвержден и реализовывался соответст-вующий ведомственный план на 2008-2009 и 2010-2011 годы соответственно.
• настоящее время утвержден и реализуется Национальный план противо-действия коррупции на 2012-2013 годы. В органах внутренних дел осуществ-ляется активная деятельность по разработке комплекса мер по профилактике коррупции, реагированию на ее проявления, сведение к минимуму ее послед-ствий, выработке антикоррупционного статуса сотрудника органа внутрен-них дел.
ВОПРОС 1. ПОНЯТИЕ, ПРАВОВАЯ ОСНОВА, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ, ОСНОВАНИЕ, ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Понимание сущности и содержания антикоррупционной деятельности вызывает необходимость осознания основных ее понятий.
Слово "коррупция" (от лат. corruptio) означает "порча, подкуп". Модельный закон о борьбе с коррупцией МПА СНГ дает развернутое
определение коррупции: "Коррупция (коррупционные правонарушения) - не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущест-венных благ и преимуществ государственными должностными лицами, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ".
Согласно статье 1 Федерального закона «О противодействии корруп-ции» коррупция:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное не-
10
законное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения вы-годы в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо не-законное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физиче-скими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте "а", от имени или в ин-тересах юридического лица.
Антикоррупционная деятельность в органах внутренних дел – это со-вокупность мероприятий организационного, правового, морального, профи-лактического и иного характера, направленных на предупреждение, реагиро-вание и устранение коррупционных проявлений в органах внутренних дел.
• свою очередь в Федеральном законе «О противодействии корруп-ции» используется термин «противодействие». Так, в соответствии со ст. 1 названного акта противодействие коррупции – это деятельность федераль-ных органов государственной власти, органов государственной власти субъ-ектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их пол-номочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и после-дующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и рассле-дованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Международная и отечественная практика свидетельствуют о том, что стратегия противодействия коррупции с опорой, главным образом, на ре-прессивные меры со стороны государства оказывается мало эффективной. Такой вывод объясняется тем, что при данном подходе основные силы объ-ективно направляются на борьбу с коррупционерами, то есть фактически на ликвидацию последствий уже совершенных преступлений. Поэтому страте-гическим направлением борьбы с коррупцией, наряду с обычными каратель-ными действиями, должна стать система организационных, правовых, эко-номических, морально-этических, воспитательных мер по устранению при-чин, порождающих коррупцию, то есть антикоррупционная профилактика.
Антикоррупционная деятельность в органах внутренних дел базируется на законах, подзаконных актах, источниках иного значения.
Согласно статье 2 Федерального закона РФ «О противодействии кор-рупции» правовую основу противодействия коррупции составляют Консти-туция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, обще-признанные принципы и нормы международного права и международные до-говоры Российской Федерации, Федеральный закон «О противодействии коррупции» и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Пре-зидента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Прави-тельства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных феде-
11
ральных органов государственной власти, нормативные правовые акты орга-нов государственной власти субъектов Российской Федерации и муници-пальные правовые акты.
Важнейшим событием создания правовой базы в сфере борьбы с кор-рупцией стало подписание Россией Конвенции ООН "Против коррупции" в г. Мерида (Мексика), которая ратифицирована Федеральным законом от 8 мар-та 2006 г. Позитивным шагом российского законодателя является также ра-тификация Федеральным законом от 25 июля 2006 г. N 125-ФЗ Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 27 января 1999 г.), которая вступила в силу с 7 июля 2002 г.
• 2006 г. во время саммита G8 в Санкт-Петербурге Россия присоеди-нилась к антикоррупционной Инициативе по борьбе с коррупцией среди высших должностных лиц. Россия 1 февраля 2007 г. официально вступила в "Группу государств против коррупции" (ГРЕКО).
Конвенции обязывают стран-участниц предусмотреть антикоррупци-онные положения в своем внутреннем законодательстве.
Специализированным законодательством национального характера яв-ляются: Федеральный закон «О противодействии коррупции», Кодекс РФ об административных правонарушениях, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон «О системе государственной службы Россий-ской Федерации», Закон «О полиции», Указ Президента РФ «Вопросы Ми-нистерства внутренних дел Российской Федерации», Указ Президента РФ «О мерах по противодействию коррупции», Указ Президента РФ «Об утвержде-нии общих принципов поведения государственных служащих».
Особое место в системе нормативных источников антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел занимает Кодекс профессиональной этики сотрудника органа внутренних дел Российской Федерации.
Осуществление антикоррупционной деятельности в органах внутрен-них дел подчинено достижению определенной цели и решению установлен-ных задач.
Антикоррупционная деятельность в органах внутренних дел имеет сво-им назначением искоренение коррупционных проявлений в соответствую-щей системе во всех разновидностях. Достижение названной цели допустимо при решении задач антикоррупционной деятельности, которые следует сгруппировать исходя из их направленности на:
а) правовые:
- разработка и введение в законодательство норм антикоррупционной направленности;
- совершенствование антикоррупционного законодательства;
б) организационные:
- организация взаимодействия органов внутренних дел, иных правоох-ранительных органов, средств массовой информации, общественности при противодействии коррупции;
12
• пропаганда, стимулирование активной антикоррупционной позиции граждан, сотрудников органов внутренних дел;
• повышение статуса сотрудников органов внутренних дел в россий-ском обществе, в правоохранительной системе.
в) правоохранительные:
• выявление и устранение причин, способствующих коррупционным проявлениям;
• реагирование на коррупционные проявления;
• принятие мер по привлечению к ответственности за коррупционные правонарушения;
• сведение коррупционных проявлений к минимуму.
Основанием антикоррупционной деятельности в органах внутрен-них дел является совокупность данных, свидетельствующих о возникновении
• расширении коррупционных проявлений в органах внутренних дел, вызы-вающих потребность в проведении предупреждающих, реагирующих, кара-тельных мероприятий.
Антикоррупционная деятельность в органах внутренних дел имеет свой объект и предмет.
Объект антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел
- это общественные отношения, возникающие в ходе осуществления дея-тельности по противодействию коррупции в органах внутренних дел между участниками и субъектами соответствующей деятельности.
Предметом антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел выступают нормы антикоррупционного законодательства, меры крими-нологического и организационного характера, способные обеспечить сниже-ние уровня коррупционных проявлений в органах внутренних дел.
Итак, антикоррупционная деятельность в органах внутренних дел представляет собой комплекс разносторонних мероприятий, позволяющих предупредить коррупцию, реагировать на ее проявления, устранить ее по-следствия, она осуществляется в связи с установлением оснований полагать, что в тех или иных подразделениях органов внутренних дел созрели причины для коррупционных проявлений, ими осуществляется коррупционная дея-тельность. Антикоррупционная деятельность в органах внутренних дел бази-руется на правилах правового и морального характера и направлена на реше-ние правовых, организационных, правоохранительных задач.
ВЫВОДЫ:
1. Антикоррупционная деятельность в органах внутренних дел пред-ставляет собой комплекс разносторонних мероприятий, позволяющих преду-предить коррупцию, реагировать на ее проявления, устранить ее последст-вия, она осуществляется в связи с установлением оснований полагать, что в тех или иных подразделениях органов внутренних дел созрели причины для коррупционных проявлений, ими осуществляется коррупционная деятель-ность.
13
2. Предметом антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел выступают нормы антикоррупционного законодательства, меры крими-нологического и организационного характера, способные обеспечить сниже-ние уровня коррупционных проявлений в органах внутренних дел.
3. Объект антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел - это общественные отношения, возникающие в ходе осуществления деятель-ности по противодействию коррупции в органах внутренних дел между уча-стниками и субъектами соответствующей деятельности.
ВОПРОС 2. НАПРАВЛЕНИЯ В АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯ-ТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
• статье 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» оп-ределяется необходимость комплексного использования политических, орга-низационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер при проведении антикоррупционных ме-роприятий.
• частности, в статье 7 названного акта устанавливаются основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, включающих:
1) проведение единой государственной политики в области противо-действия коррупции;
2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институ-тами гражданского общества;
3) принятие законодательных, административных и иных мер, направ-ленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному пове-дению;
4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограниче-ний и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;
6) унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установ-ленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих госу-дарственные должности Российской Федерации;
7) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности феде-ральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
8) обеспечение независимости средств массовой информации;
14
9) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и не-вмешательства в судебную деятельность;
10) совершенствование организации деятельности правоохранительных
• контролирующих органов по противодействию коррупции;
11) совершенствование порядка прохождения государственной и муни-ципальной службы;
12) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной кон-куренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, вы-полнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
13) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;
14) совершенствование порядка использования государственного и му-ниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его от-чуждения;
15) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности го-сударственных и муниципальных служащих;
16) укрепление международного сотрудничества и развитие эффектив-ных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специаль-ными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компе-тентными органами иностранных государств и международными организа-циями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и ре-патриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
17) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обра-щениях граждан и юридических лиц;
18) передача части функций государственных органов саморегулируе-мым организациям, а также иным негосударственным организациям;
19) сокращение численности государственных и муниципальных слу-жащих с одновременным привлечением на государственную и муниципаль-ную службу квалифицированных специалистов;
20) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;
21) оптимизация и конкретизация полномочий государственных орга-нов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.
Антикоррупционные мероприятия, проводимые в органах внутренних дел, можно систематизировать по группам, а именно выделить организаци-онно-правовые мероприятия, международное сотрудничество, профилакти-ческие действия, статутные мероприятия.
1. Организационно-правовые мероприятия.
15
Организационные меры противодействия коррупции определяют базо-вые начала антикоррупционной деятельности, подлежащие детализации в рамках последующих направлений деятельности. Они подготавливают осно-вы продуманной, планомерной, упорядоченной деятельности, обеспечиваю-щей достижение сформулированной цели и поставленных задач.
• свою очередь правовые мероприятия обеспечивают установление обязательных охраняемых государством правил поведения, регулирующих антикоррупционную деятельность.
К организационно-правовым мероприятиям можно отнести следующие действия:
- публично провозглашенная установка вести активную борьбу с кор-рупцией в органах внутренних дел;
- переориентация с постреагирующих, с карательных на профилактиче-ские мероприятия;
- проведение исследовательских работ в сфере антикоррупционной деятельности, установление причин возникновения и развития коррупции в органах внутренних дел;
- разработка и совершенствование программы антикоррупционной дея-тельности в органах внутренних дел;
- обеспечение нормативного сопровождения антикоррупционной про-граммы действий в органах внутренних дел;
- совершенствование действующего антикоррупционного законода-тельства, проведение экспертизы проектов законов, подзаконных актов на предмет содержания коррупционных норм;
- создание в системе органов внутренних дел четкой нормативно-правовой документации взаимосвязанного характера, определяющей статус сотрудника органа внутренних дел с указанием всех составляющих стандарта антикоррупционного поведения;
- установление отношений сотрудничества органов внутренних дел с общественными организациями, средствами массовой информации, гражда-нами, иными правоохранительными органами в деле противодействия кор-рупционным проявлениям в органах внутренних дел (например, стимулиро-вание граждан за активную антикоррупционную позицию, обеспечение за-щиты лиц, сообщающих об коррупционных преступлениях; пропаганда в средствах массовой информации активной позиции граждан);
- совершенствование системы специализированных подразделений, функционально осуществляющих противодействие коррупции;
- создание «прозрачности» деятельности органов внутренних дел, дос-тупности для внешнего и внутреннего контроля;
- придание органам внутренних дел реальной независимости и дееспо-собности;
- совершенствование механизма обращения граждан по поводу случаев коррупционных проявлений в органах внутренних дел;
- введение в процесс обучения специального курса, показывающего по-литический, экономический, общественный вред коррупции. Необходимо
16
отметить, что идею о введении в учебный процесс учебных заведений МВД России специального курса «Антикоррупционная деятельность в органах внутренних дел» поддержали 58,8% опрошенных сотрудников органов внут-ренних дел.
Полезны и образовательные программы антикоррупционного характе-ра, предусматривающие тренинги и иные практические занятия для сотруд-ников органов внутренних дел; мероприятия разъяснительного характера для населения (правовые семинары, повышающие юридическую грамотность в данной сфере).
Антикоррупционные меры должны пронизывать практически все от-расли права. Для противодействия коррупции необходим взаимосвязанный комплекс антикоррупционных норм в административном, гражданском, тру-довом, социальном, жилищном, миграционном, налоговом, таможенном и других отраслях законодательства Российской Федерации. В качестве допол-нительной меры нуждаются в совершенствовании также нормы правоохра-нительного законодательства (КоАП РФ, УК РФ, УПК РФ, законодательство об оперативно-розыскной деятельности и др.).
Актуальной теоретической задачей всех отраслевых юридических наук является разработка научно-методологических основ правового противодей-ствия коррупции.
Эти основы должны охватывать не только систему научных понятий, категорий и принципов, но и приемы и методы активизации правореализации
• стимулирования правоприменительной практики по вопросам профилакти-ки коррупции и борьбы с ней, расширение сферы антикоррупционных поло-жений в действующем законодательстве на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации, разработку системы показателей неправомерного кор-рупционного поведения.
2. Международное сотрудничество.
Коррупционная преступность носит международный характер, что вы-зывает потребность объединить усилия различных государств, правоохрани-тельных ведомств в деле противодействия этому явлению.
По оценкам ООН, ежегодно в мире легализуется до 500 млрд. долл. - так называемых грязных денег, поступающих из России, в том числе и по ка-налам коррупции, что составляет около 8% от общего объема международ-ной торговой деятельности. Правовые основы международного сотрудниче-ства заложены в статье 4 Федерального закона «О противодействии корруп-ции».
Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) на основе принципа взаимности сотрудничает
• области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с меж-дународными организациями в целях:
1) установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении кор-рупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям;
17
2) выявления имущества, полученного в результате совершения кор-рупционных правонарушений или служащего средством их совершения;
3) предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов ве-ществ для проведения исследований или судебных экспертиз;
4) обмена информацией по вопросам противодействия коррупции;
5) координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.
К направлениям международного сотрудничества относятся:
- разработка правовых документов антикоррупционного статуса;
- организация взаимодействия органов внутренних дел с правоохрани-тельными и иными органами зарубежных стран в деле противодействия кор-рупции;
- проведение совместных научных конференций, семинаров-тренингов; - взаимный обмен информации; - совместное проведение действий, направленных на предупреждение,
реагирование, установление коррупционных проявлений международного статуса.
3. Профилактические мероприятия.
Правовые основы профилактики коррупционных проявлений заложены
• статье 6 Федерального закона «О противодействии коррупции». Профилактика коррупции осуществляется путем применения следую-
щих основных мер:
1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведе-
нию;
2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муници-пальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, пред-ставляемых указанными гражданами;
4) установление в качестве основания для увольнения лица, замещаю-щего должность государственной или муниципальной службы, включенную
• перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, или для применения в отношении его иных мер юридической от-ветственности за непредставление им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обяза-тельствах имущественного характера, а также представления заведомо лож-ных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного ха-рактера своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов госу-дарственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с ко-торым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую
18
должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
К профилактическим мероприятиям в органах внутренних дел можно отнести:
- выявление и устранение причин, условий, способствующих корруп-ционным проявлениям в органах внутренних дел;
- широкое освещение положительных результатов борьбы с коррупци-онными правонарушениями в органах внутренних дел;
- формирование в обществе и в системе органов внутренних дел нетер-пимого отношения к коррупционным проявлениям;
- тщательный подбор кадров при приеме на службу в органы внутрен-них дел;
- проведение специальных занятий в рамках служебно-боевой подго-товки;
- совершенствование антикоррупционного статуса сотрудника органа внутренних дел (возложение обязанности уведомлять о фактах коррупцион-ных правонарушений, ставших известными в связи с выполнением своих должностных обязанностей, а также привлечение к дисциплинарной и иной ответственности за невыполнение данной обязанности).
4. Статутные мероприятия.
Уложение об антикоррупционном поведении сотрудников органов внутренних дел должно содержать правила, предупреждающие коррупцион-ные проявления, реагирующие на них, обеспечивающие ответственность и сведение к минимуму их негативных последствий. При этом неотъемлемым элементом соответствующего стандарта должны быть нормы, стимулирую-щие антикоррупционное поведение сотрудников органов внутренних дел.
К числу соответствующих мероприятий относятся:
- совершенствование стандарта антикоррупционного поведения со-трудника органов внутренних дел на предмет устранения недостатков, при-ведения его в соответствие с современными потребностями практики и со-стояния коррупционной политики, реагирования на изменяющуюся действи-тельность;
- совершенствование правового положения сотрудников органа внут-ренних дел в части устранения оснований для коррупционных проявлений;
- повышение заработной платы сотрудников органов внутренних дел;
- повышение уровня социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел;
- качественное стимулирование работы сотрудников органов внутрен-них дел;
- действенное поощрение за высокие результаты работы сотрудников органов внутренних дел;
19
- действенность механизма защищенности сотрудников органов внут-ренних дел;
• недопущение вмешательства в деятельность сотрудников органов внутренних дел;
• повышение ответственности руководителей и сотрудников органов внутренних дел за совершение коррупционных правонарушений.
Итак, результативность антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел может быть обеспечена при проведении комплекса взаимо-связанных, взаимодополняющих мер предупредительного, реагирующего ха-рактера. Соответствующие мероприятия должны иметь законодательный статус, профилактический характер, влечь взаимодействие различных отече-ственных и международных организаций.
ВЫВОДЫ:
1. Федеральным законом «О противодействии коррупции» определя-ется необходимость комплексного использования политических, организаци-онных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, пра-вовых, специальных и иных мер при проведении антикоррупционных меро-приятий.
2. Антикоррупционные мероприятия, проводимые в органах внутрен-них дел, можно систематизировать по группам, а именно выделить организа-ционно-правовые мероприятия, международное сотрудничество, профилак-тические действия, статутные мероприятия.
3. Результативность антикоррупционной деятельности в органах внут-ренних дел может быть обеспечена при проведении комплекса взаимосвязан-ных, взаимодополняющих мер предупредительного, реагирующего характе-ра. Соответствующие мероприятия должны иметь законодательный статус, профилактический характер, влечь взаимодействие различных отечествен-ных и международных организаций.
ВОПРОС 3. СУБЪЕКТЫ И УЧАСТНИКИ АНТИКОРРУПЦИОН-НОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Антикоррупционная деятельность может быть эффективной при ее ка-чественной организации уполномоченными субъектами.
• целью надлежащей организации противодействия коррупционным проявлениям в стране в целом и в органах внутренних дел в частности созда-на система соответствующих органов.
Ведущее звено, которое будет возглавлять непосредственную борьбу с коррупцией в правоохранительных органах должно соответствовать сле-дующим критериям:
20
• профессиональная готовность;
• наименьшая степень коррупционной пораженности самого органа;
• психологическая готовность вести такую борьбу;
• политическое осознание значимости для политической и социальной стабилизации всего процесса борьбы с коррупцией.
Субъекты антикоррупционной деятельности – это установленные законодательством должностные лица и органы, уполномоченные законом, подзаконным актом на проведение совокупности мероприятий, направлен-ных на предупреждение, реагирование, устранение коррупционных проявле-ний в органах внутренних дел.
Участниками соответствующей деятельности являются лица и орга-
ны, вовлекаемые в сферу антикоррупционных мероприятий ее субъектами с целью оказания содействия, необходимого для противодействия коррупции в органах внутренних дел. Анализ статьи 5 Федерального закона «О противо-действии коррупции» позволяет выделить следующих участников деятельно-сти по противодействию коррупции.
1. Президент Российской Федерации, который определяет основные направления государственной политики в области противодействия корруп-ции, устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной вла-сти, руководство деятельностью которых он осуществляет.
2. Федеральное Собрание Российской Федерации, которое обеспечива-ет разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодейст-вия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.
3. Правительство Российской Федерации, которое распределяет функ-ции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.
4. Федеральные органы государственной власти, органы государствен-ной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправ-ления, которые осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
5. Органы по координации деятельности в области противодействия коррупции, которые создаются в целях обеспечения координации деятельно-сти федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия кор-рупции и создаются по решению Президента Российской Федерации. В их состав входят: представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иные лиц.
6. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, которые в пределах своих полномочий координируют деятель-ность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные пол-
21
номочия в области противодействия коррупции, установленные федераль-ными законами.
7. Счетная палата Российской Федерации, которая действует в преде-лах своих полномочий и обеспечивает противодействие коррупции в соот-ветствии с Федеральным законом от 11 января 1995 года № 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".
Участником антикоррупционной деятельности также являются Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Ос-новными задачами Совета являются:
- подготовка предложений Президенту Российской Федерации, касаю-щихся выработки и реализации государственной политики в области проти-водействия коррупции;
- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализа-ции государственной политики в области противодействия коррупции;
- контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Националь-ным планом противодействия коррупции.
Субъектами антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел можно назвать:
- подразделения уголовного розыска органов внутренних дел Россий-ской Федерации, на которые возложены функции по борьбе с организован-ной преступностью общеуголовной направленности;
- подразделения по борьбе с экономическими преступлениями органов внутренних дел Российской Федерации, на которые возложены функции по борьбе с коррупцией и организованной преступностью экономической на-правленности;
- подразделения собственной безопасности; - органы предварительного расследования;
- подразделения, непосредственно осуществляющие борьбу с организо-ванной преступностью и коррупцией;
- иные.
Исходя из особой опасности распространения коррупционных прояв-лений, подразделением, координирующим оперативно-служебную деятель-ность МВД России на этих направлениях, определен Департамент по борьбе
• организованной преступностью и терроризмом. На его базе по приказу Ми-нистра в июле 2005 года сформирована координационная группа МВД Рос-сии по борьбе с коррупцией.
Согласно Указу Президента РФ от 1 марта 2011 года № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» в целях совершенст-вования руководства деятельностью Министерства внутренних дел Россий-ской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации по борьбе
• коррупцией функции по борьбе с коррупцией и организованной преступно-стью экономической направленности возложены на Главное управление эко-
22
номической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК МВД России).
Субъектам антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел
• нынешних условиях предстоит находить новые формы и методы противо-действия коррупционным проявлениям, поскольку не всегда их работа дос-тигает положительных результатов. Например, в ходе социологического оп-роса, деятельность подразделений собственной безопасности в предупрежде-нии коррупционных преступлений в органах внутренних дел была оценена
сотрудниками органов внутренних дел следующим образом:
-высоко эффективная - 22,3%; -не достаточно высокая для того, чтобы существенно повлиять
на состояние преступности в системе органов внутренних дел - 34,5%;
-не эффективная
- 34,5%;
-иное
- 8,3%.
Вместе с тем, анализируя способность системы МВД России противо-действовать коррупционной агрессии в своих рядах, необходимо отметить, что собственными силами в ОВД в 2012 году выявлено две трети от общей массы правонарушений, совершенных сотрудниками и служащими. Непо-средственно подразделениями собственной безопасности выявлено 53% со-трудников, совершивших уголовно-наказуемые деяния, по должностным преступлениям – 62%. Следует отметить, что оставшаяся одна треть престу-плений выявлена органами прокуратуры (34%) и иными органами (5%).
Субъектам антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел необходимо также сконцентрировать свои усилия на выявлении коррупцион-ных проявлений в тех подразделениях, которые наиболее подвергнуты им.
По результатам опроса сотрудников органов внутренних дел установ-лено, что в большей степени подвергнуты коррупционному влиянию со-трудники органов предварительного расследования (31,4%), инспекторский состав государственной инспекции безопасности дорожного движения (34%)
• сотрудников всех подразделений в равной мере (31%), оставшиеся 3,6% разделились между сотрудниками патрульно-постовой службы, участковыми уполномоченными милиции и профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений МВД России.
Субъекты антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел должны совместными усилиями предотвратить дальнейшее коррумпирова-ние органов внутренних дел, стремиться к снижению коррумпированного влияния на отдельных сотрудников. Результативность такой деятельности можно придать только при объединении усилий, средств и сил различных правоохранительных и иных органов.
ВЫВОДЫ:
1. Субъекты антикоррупционной деятельности – это установленные законодательством должностные лица и органы, уполномоченные законом, подзаконным актом на проведение совокупности мероприятий, направлен-
23
ных на предупреждение, реагирование, устранение коррупционных проявле-ний в органах внутренних дел.
2. Участниками антикоррупционной деятельности являются лица и ор-ганы, вовлекаемые в сферу антикоррупционных мероприятий ее субъектами
• целью оказания содействия, необходимого для противодействия коррупции в органах внутренних дел.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современное состояние коррупционных проявлений в органах внут-ренних дел, выявленная тенденция к их развитию, свидетельствуют о насущ-ной потребности принятия мер антикоррупционной направленности.
Антикоррупционная деятельность в органах внутренних дел направле-на на устранение причин и последствий коррупционных проявлений, на своевременное реагирование на коррупционные проявления в органах внут-ренних дел.
Соответствующие меры носят политический, организационный, ин-формационно-пропагандистский, социально-экономический, правовой, спе-циальный и иной статус.
Первоосновой в этой части выступил комплекс законодательных и под-законных актов, содержащих основы противодействия коррупции.
Антикоррупционная деятельность в органах внутренних дел объединя-ет усилия различных правоохранительных и не правоохранительных органов, привлекает общественные структуры, что позволит обеспечить ее эффектив-ность и оптимальность.