Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3 О вероятностной природе психических явлений
В психологическом исследовании используются методы наблюдения,
тестирования, эксперимента. Часто эти методы применяются многократно
при практически неизмененных внешних условиях. В этом случае можно
указать все возможные результаты /исходы/ отдельного эксперимента, но
при этом нельзя сказать, какой именно из результатов /исходов/
осуществится.
Такие
события,
результаты
которых
нельзя
предсказать
до
экспериментального измерения, называют случайными (стохастическими)
событиями.
Более строгое
определение
дает А.Н. Колмогоров.
Событие А, которое при осуществлении комплекса условий S иногда
происходит, иногда не происходит, называют случайным. Если событие
происходит обязательно при соблюдении комплекса условий S, - его
называют детерминированным. Но есть еще одно важное допущение.
Предполагается, что в каком-то классе явлений существует величина, равная
отношению числа осуществлений некоторого интересующего нас события А
к числу проведенных испытаний. Ее называют относительной частотой
события А. Она должна обладать определенной устойчивостью, мало
изменяясь при переходе от одной серии опытов к другой, то-есть можно
говорить о наличии константы Р= Р(А/S), обусловленной характером связи
между комплексом условий и событием А, к которой реальные частоты тем
ближе, чем большее число испытаний /n/ проведено.
Если частота (f) -
количество релевантных событий, относительная частота
f=f / n ,
то
относительная частота стремится к вероятности (р) при увеличении числа
опытов. Математическая статистика,
имеющяя дело с ограниченным
набором измерений, чаще оперирует понятием частоты.
Вероятность - численная мера объективной возможности события, это
положительное число, лежащее в интервале от 0 до 1. Вероятность
невозможного события равна 0, вероятность достоверного (обязательного)
события равна 1. Событие - всякий факт, который может произойти или не
произойти в результате опыта.
События могут быть совместимыми и несовместимыми. Несовместимые
события не могут случаться вместе. Например, в психологическом опыте,
при определении, в каком состоянии находится человек, несовместимыми
событиями будут решения, что он в норме (нейтральное состояние) и в
состоянии гнева одновременно. Совместимые события в этой же ситуации нахождение в негативном состоянии и в состоянии страха.
Полная группа событий - это множество таких событий, из которых в
результате опытов должно произойти хотя бы одно. Полная группа событий
- это несколько таких событий, из которых в результате опытов должно
произойти хотя бы одно. Примером полного группы событий в эксперименте
по определению эмоционального состояния является полный
набор
возможных эмоциональных состояний, включая нейтральное.
Зависимыми называют такие события, у которых появление одного
изменяет вероятность появления другого. Так, событие, состоящее в том, что
испытуемый находится в негативным состоянии превращает вероятность
его состояния
как удовольствия в 0. Для измерения такой взаимосвязи
используется понятие Р(А/В) - вероятность события А при условии, что
событие В уже произошло. Для независимых событий
А
и
В
вероятность Р(А/В)=Р(А).
Суммой событий А,В, С.... называется такое событие, которое состоит в
том, что происходит хотя бы одно из событий - слагаемых.
Произведением событий А, В, С..... называется такое событие, которое
состоит в том, что происходят и событие А, и событиеВ, и событие С и т.д.
Для
суммы
несовместимых
Р(А+В+С+...)=Р(А) + Р(В) + Р(С)+....
событий
справедлива
формула:
Для произведения несовместимых событий справедливо:
Р(АВС...)=Р(А)
Р(В) Р(С)...
Для двух несовместимых событий имеем:
Р(А+В)= Р(А) + Р(В) - Р(АВ).
Если события А несовместимы и образуют полную группу, то сумма их
вероятностей равна 1:
Р(Аi) =1
Пример1. Бросание монеты в серии из 10 опытов. Случайное событие число выпадений орла. Частота
f=
m
m
=
, где
10
n
m - число выпадений
орла в серии. Соответствующая вероятность Р=0,5.
Выпадение орла или решки при одном бросании монеты - полная группа
из двух несовместимых событий.
Пример 2. Опыт - измерение IQ с помощью теста Д. Векслера. Пусть
событие А состоит в том, что измерение IQ наугад взятого испытуемого даст
результат больший, чем 100
или равный 100 баллов .
При указанных
условиях событие IQ 100 будет случайным. Если событие В – в том, что
результат измерения IQ менее 100, то Р(А)+Р(В) = 1.
Многие психологические переменные относятся к разряду случайных
и их можно описывать с помощью понятия вероятности события. Такие
переменные называют случайными величинами.
Однако случайности бывают разной природы и при изучении их
необходимо использовать различные подходы. Этот факт осознается наукой
лишь в наше время. Иногда случайность трактуют как еще не понятую
закономерность /Ч.Дарвин/, как неустойчивость движения /выпадение
игральной кости/, как несоответствие той теоретической системе, в которой
он изучается.
Случайности
могут
быть
сгруппированы
по
шкале
детерминированности - беспорядочности. Детерминация означает выявление
в случайности неслучайного, т.е. каких-то инвариантов. Но сначала
рассмотрим эволюцию познавательных моделей. Она определяет подход к
пониманию случайности.
Как пишет Ю.В.Чайковский, исторически «нулевая»
(донаучная)
познавательная модель, то-есть т.е. широко принятый способ рассуждений
в античное время и далее состояла в том, что природа понималась как храм,
случайности отождествлялись с судьбой, неведомой людям [
]. Таким
образом, от случайности почти ничего не оставалось, посколькук знание
судьбы находится в руках богов.
В Средневековье, когда природа понималась как творение Бога,
возникла первая научная познавательная модель. Природа понималась как
воплощение Логосов Бога, т.е. как текст, автор которого - Бог. Случайность это некий шифр, который нужно растолковать
герменевтика. Здесь
всякая
- этим занимается
случайность попрежнему отсутствует,
поскольку «Бог не играет в кости».
18-19 века, с развитием физики и механики, формируется вторая
познавательную модель, в которой мир представлен как огромный механизм.
В рамках этой модели случайность - результат скрещения незримых
закономерностей, которые слишком сложны и недоступны и потому
предстают в случайном обличии.
Привычное нам понимание случайности как чего-то, что выявляется в
длинной серии опытов, связано с третьей познавательной моделью. Это
статистическая модель мира. В ней мир предстает как уравновешивающая
себя игра сил, как система балансов и средних величин.
Таковы
эволюционистская модель Дарвина в биологии и теоремы Максвелла в
электродинамике.
В 20-м веке стала утверждаться четвертая познавательная модель.
Это системная модель, в которой мир уподобляется организму. Системная
случайность распределяется по закону гиперболы, это гиперболическое
распределение. В отличие от привычного Гауссова распределения, где
плотность вероятности имеет пик в районе среднего и быстро убывает при
удалении от него, здесь плотность вероятности имеет вид гиперболы.
Именно медленность убывания
(«толстый хвост» распределения) и
отражает суть дела: отсутствуют устойчивые частоты. Если частота
неустойчива, ей нельзя найти определенную вероятность. При этом
нарушается
«привычная идеология средних величин». Но есть другой
инвариант - устойчивое распределение неустойчивых частот.
Так
распределены виды организмов по родам (одновидовых родов больше, чем
двухвидовых и т.д.). Так же распределены слова, в зависимости от числа
слогов, по частоте их употребления в тексте.
Сейчас создается наука о разнообразии - диатропика. С ней связана
пятая познавательная модель
разнообразия,
которому
мира как неформально упорядоченного
соответствует распределение Коши.
Здесь
случайности очень различны, инварианты трудноуловимы. Так описывается
электроактивность бодрствующего мозга;
а также многие ветвящиеся
процессы – такие как рождение и гибель бактерий, клеток.
В возникающей новейшей - шестой познавательной модели мир
предстает как система склонностей и предпочтений.
Итак,
уровни возрастания случайного, по Ю.В.Чайковскому,
выстроены по следующей схеме, в которой вероятность предстает как:
судьба (Мо) ----- шифр (М1)
------------ .>
скрещение путей (М2); ---------.>
устойчивая частота (М3); --------- устойчивое распределение (М4)---------
решение игры (М5)---------- предпочтение (М6).
Список дополнительной литературы:
1. Ю.В.Чайковский. Ступени случайности и эволюция. Вопросы философии.
№;
2. Г.В.Суходольский.