Нормативно-правовый основы безопасности жизнедеятельности
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Нормативно-правовый основы безопасности жизнедеятельности
Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты территорий:
- регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан;
- закрепляет и регулирует устройство и назначение специальных органов управления в области защиты от ЧС;
- определяет ответственность всех уровней власти и граждан.
Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищён им, чтобы его жизненная позиция, повседневное поведение строго соответствовали правовым предписаниям.
Одним из важнейших принципов обеспечения безопасных условий жизнедеятельности является строгое соблюдение законности. Только опираясь на твёрдое и глубокое знание законов РФ, иных правовых актов, руководитель может добиться высокой организованности, создать и обеспечить безопасные условия жизнедеятельности для своих сотрудников и подчинённых.
Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция РФ – основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить.
Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:
• Федеральные законы.
• Указы Президента РФ.
• Постановления Правительства РФ.
• Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций.
• Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления).
• Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.
1. Основные законодательные акты в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.
1. Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ред. 2016 года).
Настоящий закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.
2. Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (ред. 2016 года).
Данный Федеральный закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.
3. Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ред. 2016 года). В данном законе определяются общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в России.
4. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ред. от 03.07.2016).
Данный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
5. Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (ред. от 03.07.2016).
Закон определяет правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, устанавливают правила размещения и сооружения ядерных установок, определяют правовое положение организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии.
6. Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (ред. 2011 года).
Закон определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья, установлен перечень мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, разграничены полномочия РФ и субъектов РФ в области обеспечения радиационной безопасности, установлены основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения на территории РФ в результате использования источников ионизирующего излучения, определены мероприятия по обеспечению радиационной безопасности при воздействии природных радионуклидов, при производстве пищевых продуктов и при потреблении питьевой воды, проведении медицинских рентгенорадиологических процедур, определены нормы обеспечения радиационной безопасности при радиационной аварии.
7. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 (ред. от 30.11.2016) «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Определяется порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются резервный фонд Правительства РФ, а также запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, и резервы материальных ресурсов.
Органы управления и силы единой системы функционируют в трех режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности (при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций) и чрезвычайной ситуации (при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций).
2. Основные законодательные акты в области обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности:
1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 03.07.2016).
В законе уточняется перечень объектов охраны окружающей среды, определяются виды негативного воздействия на окружающую среду, определён порядок проведения обязательной и добровольной экологической сертификации, установлен порядок оценки воздействия на окружающую среду.
2. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации».
В данном документе определяются цели, направления, задачи и принципы проведения единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период, порядок разработки планов действий на федеральном, региональном и отраслевом уровнях, а также установлен порядок разработки и реализации мер государственной поддержки и регулирования в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования.
3. Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».
Концепция определяет основные задачи, направления и условия последовательного перехода РФ к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала.
4. «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
Определены основные принципы лесного законодательства, определены требования к охране, защите, воспроизводству лесов. Представлены основные признаки классификации лесов. Установлены полномочия органов власти всех уровней в области лесных отношений, порядок осуществления государственного лесного контроля и надзора и др.
5. «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 31.10.2016).
Определены основные принципы водного законодательства. Установлен приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения имеет приоритет перед иными целями. Урегулирован порядок водопользования, а также охраны водных объектов.
6. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
Определены основные принципы земельного законодательства. Определены основания возникновения, изменения, ограничения и прекращения прав на землю. Установлены права и обязанности участников земельных отношений, порядок возмещения убытков при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд и др.
7. Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 03.07.2016) «О недрах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016).
Закон регулирует отношения, возникающие в процессе изучения, использования и охраны недр территории РФ, её континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны, а также отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов. Определена компетенция РФ, её субъектов и муниципальных образований в сфере регулирования отношений недропользования. Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр.
8. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 № 174-ФЗ (редакция от 29.12.2015).
Федеральный закон регулирует отношения в области экологической экспертизы, т.е. установления соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на окружающую природную среду, социальных, экономических и иных последствий. Законом установлен порядок проведения государственной экологической экспертизы, включая процедуру формирования специальной комиссии по проведению экспертизы. Закрепляется широкий комплекс прав граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы.
Определены права и обязанности заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе, регламентированы вопросы финансирования. Установлены виды нарушений законодательства об экологической экспертизе и ответственность за них.
9. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ (редакция от 13.07.2015).
Закон определяет общие положения вопроса в области охраны воздуха. Регулирует вопросы управления, организации, государственного учета вредного воздействия, регистрации источников загрязнения, контроля охраны, экономического механизма, обеспечения прав граждан и юридических лиц в регулируемой сфере, ответственности за загрязнения, международного сотрудничества.
10. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (редакция от 28.12.2016).
Закон не регулирует отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты. Законом устанавливается лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами, т.е. отходами, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержат возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
Установлены требования к проектированию, строительству, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов; к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов; к объектам размещения отходов; к обращению с отходами на территориях городских и других поселений; к обращению с опасными отходами. Запрещен ввоз отходов на территорию РФ в целях их захоронения и обезвреживания. Основными принципами экономического регулирования в области обращения с отходами объявлены: уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот; платность размещения отходов. Базовые нормативы платы за размещение отходов определяет Правительство РФ.
11. Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.1995 № 52-ФЗ (редакция от 03.07.2016).
Федеральный закон регулирует отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания. Закон закрепляет государственную собственность на животный мир в пределах территории РФ. Установлен перечень объектов животного мира, относящихся к федеральной собственности, определены полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ, муниципальных образований в области охраны и использования животного мира.
Установлен порядок осуществления государственного учёта объектов животного мира и их использования, ведения государственного кадастра объектов животного мира. Предусматривается установление лимитов использования объектов животного мира, стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны животного мира. Обязательной мерой является государственная экологическая экспертиза, предшествующая принятию решения, способного повлиять на объекты животного мира.
Законом регламентирован порядок лицензирования, определены виды, способы и условия пользования животным миром. Определена структура экономического регулирования охраны объектов животного мира. Закреплена система платежей за пользование животным миром.
12. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 № 33-ФЗ (редакция от 28.12.2016).
Урегулируются отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
К особо охраняемым природным территориям относятся участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
3. Основные законодательные акты в области обеспечения охраны труда.
Охрана труда. Основы законодательства РФ об охране труда, как составной части обеспечения безопасных условий жизнедеятельности гражданина, обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Основы законодательства устанавливают гарантии осуществления права на охрану труда и направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.
Законодательство РФ об охране труда состоит из соответствующих норм:
1. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ (редакция от 03.07.2016).
Законом вносятся изменения в порядок формирования системы санитарно-эпидемиологической службы. Она выводится из подведомственности Минздраву РФ и становится федеральной централизованной системой органов и учреждений, объединивших на функциональной основе государственные санитарно-эпидемиологические службы нескольких министерств и ведомств. В систему государственной санитарно-эпидемиологической службы включены только органы и учреждения, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при этом исключены все иные организационно-правовые формы юридических лиц, которые ранее входили в состав службы.
2. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ (редакция от 03.07.2016).
Закон определяет правовые, экономические и организационные основы охраны здоровья граждан, их права и обязанности в данной сфере, гарантии их реализации, закрепляет полномочия и ответственность властей, права и обязанности медорганизаций, фармацевтических и медработников, закрепляет обязанность граждан заботиться о сохранении своего здоровья.
Утверждён порядок оказания и стандарты медпомощи. Четко разграничены бесплатные виды медпомощи и платные услуги. Вводится понятие паллиативной медпомощи – избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания для улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан. Сохраняется ранее действовавший порядок изъятия органов и тканей для трансплантации (презумпция согласия).
Закрепляется право одного из родителей (иного члена семьи) бесплатно находиться вместе с ребенком в стационаре в течение всего времени его лечения. Детально регламентированы вопросы применения вспомогательных репродуктивных технологий. Предусмотрены меры по сокращению числа абортов.
Вводятся ограничения для медицинских и фармацевтических работников на общение с представителями фармпроизводителей. С 1 сентября 2017 г. закрывается интернатура.
Лечащий врач выдает больничный единолично на срок до 15 дней (ранее – до 30 дней), дальнейшее продление возможно через врачебную комиссию.
3. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
Кодекс призван обеспечить оптимальное согласование интересов сторон трудового договора. Устанавливает права и обязанности работника и работодателя, регулирует вопросы охраны труда, профподготовки, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства, социального партнерства. Закрепляются правила оплаты и нормирования труда, порядок разрешения трудовых споров. Отдельные главы посвящены особенностям правового регулирования труда некоторых категорий граждан (несовершеннолетних, педагогов, тренеров и спортсменов, надомников, вахтовиков и др.).
Определяется понятие принудительного труда. Установлены случаи, при которых можно заключать срочный трудовой договор. Закреплена обязанность работодателя бесплатно выдавать копии документов, связанных с работой, в течение 3 дней с момента обращения за ними сотрудника. Работодатель также обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым из них.
Изменяется порядок предоставления отпусков. Право использовать первый отпуск возникает по истечении 6, а не 11 месяцев непрерывной работы у данного работодателя. Однако по соглашению сторон отпуск может быть предоставлен и до истечения полугода. Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска составляет 28 календарных дней. Нерабочие праздничные дни сюда не включаются. Отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из них не должна быть менее 14 календарных дней.
Устанавливаются особенности труда у работодателей – физлиц, не являющихся ИП. Трудовой договор в этом случае должен быть зарегистрирован в органе местного самоуправления. Работодатель не имеет права вносить записи в трудовые книжки, а также оформлять их работникам, принимаемым на работу впервые. Кроме того, он обязан производить страховые взносы и другие обязательные платежи.
4. Стандарты, регулирующие вопросы охраны труда и защиты от чрезвычайных ситуаций на уровне организаций:
1. ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования».
Данная система ориентирована на устранение или минимизацию рисков для работников, которые могут подвергаться опасностям производственных факторов в процессе осуществления своей деятельности.
2. ГОСТ Р 55914-2013 Менеджмент риска. Руководство по менеджменту психосоциального риска на рабочем месте.
Настоящий стандарт предоставляет работодателям руководство по надлежащей практике оценки и менеджмента психосоциальных рисков на рабочем месте.
3. ГОСТ Р ИСО 22301-2014 «Системы менеджмента непрерывности бизнеса. Общие требования»).
Непрерывность бизнеса, отсутствие разрушительных инцидентов и чрезвычайных ситуаций в организации являются основой для устойчивости общества. Стандарт содержит требования к системе менеджмента для защиты от инцидентов, снижения вероятности их реализации, подготовки ответных действий и восстановления после инцидентов при их возникновении.
В области менеджмента непрерывности бизнеса разработаны следующие международные стандарты:
1. ГОСТ Р 53647.3-2015. Менеджмент непрерывности бизнеса. Часть 3. Руководство по обеспечению соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 22301.
2. ГОСТ Р 53647.9-2013. Менеджмент непрерывности бизнеса. Управление организацией в условиях кризиса.
3. ГОСТ Р 53647.6-2012. Менеджмент непрерывности бизнеса. Требования к системе менеджмента персональной информации для обеспечения защиты данных.
4. ГОСТ Р 53647.5-2012. Менеджмент непрерывности бизнеса. Готовность к опасным ситуациям и инцидентам.
5. ГОСТ Р 53647.8-2013. Менеджмент непрерывности бизнеса. Управление человеческими ресурсами.
6. ГОСТ Р 53647.4-2011. Менеджмент непрерывности бизнеса. Руководящие указания по обеспечению готовности к инцидентам и непрерывности деятельности.
7. ГОСТ Р 53647.2-2009. Менеджмент непрерывности бизнеса. Часть 2. Требования.
8. ГОСТ Р 53647.1-2009. Менеджмент непрерывности бизнеса. Часть 1. Практическое руководство.
4. Стандарты по безопасности в чрезвычайных ситуациях:
1. ГОСТ Р 22.3.01-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Общие требования.
2. ГОСТ Р 22.3.02-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Лечебно-эвакуационное обеспечение населения. Общие требования.
3. ГОСТ Р 22.3.03-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения.
4. ГОСТ Р 22.3.04-96. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Контроль населения дозиметрический. Метод определения поглощенных доз внешнего гамма-излучения по спектрам электронного парамагнитного резонанса зубной эмали.
5. ГОСТ Р 22.3.05-96. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения.
6. ГОСТ Р 22.3.06-97. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства индивидуальной защиты от радиоактивных веществ. Общие технические требования.
7. ГОСТ Р 22.3.07-2014. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Культура безопасности жизнедеятельности. Общие положения.
8. ГОСТ Р 22.3.08-2014. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Культура безопасности жизнедеятельности. Термины и определения.
9. ГОСТ Р 22.3.09-2014. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент чрезвычайных ситуаций. Требования к реагированию на инциденты.
10. ГОСТ Р 22.3.10-2015. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства коллективной защиты. Устройства очистки и регенерации воздуха. Классификация. Общие требования к схемам размещения.
11. ГОСТ Р 22.3.11-2016. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства защиты медицинские. Классификация.
12. ГОСТ Р 22.3.12-2016. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства защиты медицинские. Общие технические требования.
5. Система стандартов безопасности труда (ССБТ).
ССБТ – это комплекс взаимосвязанных стандартов, содержащих требования, нормы и правила, направленные на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда, кроме вопросов, регулируемых трудовым законодательством.
ССБТ не исключает действия норм и правил, утвержденных федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями. Нормы и правила, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, и ССБТ должны быть взаимно увязаны.
Требования, установленные стандартами ССБТ в соответствии с областью их распространения, должны быть учтены в стандартах и технических условиях, в нормативно-технической, а также в конструкторской, технологической и проектной документации.