Нормативно-правовая база природопользования
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 4 УПТК Нормативно-правовая база природопользования
В основе нормативно-правовой базы природопользования лежат многочисленные законы федерального уровня. Среди них в первую очередь следует назвать: Конституцию РФ, Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс, Закон РФ «О недрах», федеральные законы «Об особо охраняемых природных территориях», «О животном мире», «Об охране окружающей среды», «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Помимо перечисленных законов в системе нормативно-правового регулирования природопользования Российской Федерации существуют законы уровня субъектов Федерации, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ, а также так называемые уточняющие документы, к которым относятся инструкции и методики, выпускаемые структурами министерств и ведомств и имеющие отношение к сфере природопользования. К таким документам можно отнести, например, Постановление Правительства РФ «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах», Приказ Минприроды России «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы».
В основе всего комплекса природоохранного законодательства Российской Федерации лежит Конституция РФ, где в ст. 42 указано, что каждый гражданин Российской Федерации имеет вправо «на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением», а ст. 58 говорит, что каждый гражданин должен «сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Именно эти положения Конституции привели в конечном итоге к созданию всего природоохранного законодательства Российской Федерации.
Вторым по значимости законодательным актом в сфере природопользования является Закон «Об охране окружающей среды», устанавливающий основные принципы охраны окружающей среды в Российской Федерации. Среди них можно выделить следующие:
- необходимость сохранения биоразнообразия как условия стабильности биосферы и существования человечества;
- необходимость сохранения естественных экосистем как наиболее ценных объектов окружающей среды;
- рациональное использование природных ресурсов как условие поддержания экологической безопасности;
- соблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду и на благоприятные условия жизнедеятельности;
- установление платы за пользование природными ресурсами;
- возмещение вреда, нанесенного окружающей среде;
- неотвратимость наступления ответственности за экологические правонарушения;
- презумпция экологической опасности любой антропогенной деятельности. В свою очередь, этот принцип делает необходимой экологическую оценку любой намечаемой деятельности.
Кроме того, Закон «Об охране окружающей среды» определяет, какими полномочиями в вопросах природопользования и охраны окружающей среды обладают федеральные и региональные власти, какие права есть у физических и юридических лиц. Определяется, за какие именно виды природопользования должна взиматься плата и какие виды ответственности предусматриваются за экологические правонарушения. Также описаны основные положения, связанные с использованием и охраной атмосферы, гидросферы, литосферы, объектов флоры и фауны. В Законе освещаются общие принципы нормирования в сфере охраны окружающей среды, в частности нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
Природоохранное законодательство, регулирует более частные вопросы природопользования. Одним из законов, имеющих непосредственное к этому отношение, является Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (в основе требований которого лежат базовые положения Закона «Об охране окружающей среды»). Основные принципы охраны атмосферного воздуха, прописанные в данном Законе, сводятся к следующему:
- недопущение необратимого загрязнения атмосферного воздуха, т.е. превышения поступления загрязняющих веществ над естественными процессами самоочищения воздушного бассейна;
- необходимость государственного регулирования выбросов в атмосферу и государственного контроля за этими выбросами, т.е. необходимость учитывать все производимые выбросы от передвижных и стационарных источников, а также получать от специально уполномоченного государственного органа разрешения на выбросы того или иного количества загрязняющего вещества, т.е. установление нормативов допустимого выброса (НДВ);
- комплексность и научная обоснованность мероприятий по охране атмосферного воздуха, т.е. необходимость изучения всех возможных последствий попадания тех или иных загрязняющих веществ в атмосферу для всех природных сред с учетом совместного воздействия загрязняющих веществ и источников загрязнения.
В Законе «Об охране атмосферного воздуха» также прописаны права и обязанности органов власти различных уровней, физических и юридических лиц в связи с использованием и охраной атмосферного воздуха. Содержатся основные принципы государственного управления применительно к охране атмосферного воздуха, которые практически полностью соответствуют общим принципам государственного управления, прописанным в Законе. Также Закон устанавливает разновидности нормативов выбросов загрязняющих веществ. (Выбросы вредных веществ атмосферу допускаются только при наличии разрешения от специально уполномоченного органа. Таким разрешением является, например, утвержденный НДВ.)
Законом установлены четыре вида нормативов выбросов: технические, технологические, нормативно допустимые (НДВ) и временно согласованные выбросы (ВСВ).
Как и остальные природоохранные законы, Закон «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает ответственность физических и юридических лиц за загрязнение атмосферного воздуха.
Еще один важный природоохранный закон, о котором еще не упоминалось в настоящем учебнике, — Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Он устанавливает принципы обращения с отходами на территории Российской Федерации, среди которых назовем следующие:
- при обращении с отходами необходимо использовать наиболее современные технологии;
- комплексная переработка отходов.
Основным нормативным правовым актом в сфере лесопользования является Лесной кодекс РФ. В целом лесное законодательство основывается на следующих принципах:
- обеспечение сохранения биоразнообразия лесов, повышение их эксплуатационного потенциала;
- сохранение полезных средообразующих и защитных функций лесов;
- повышение продуктивности лесов, улучшение их качества;
- охрана и защита лесов;
- выделение групп и категорий лесов по целевому назначению и выполняемым полезным функциям;
- платность лесопользования.
Лесной кодекс не допускает частного владения лесными участками. Частной собственностью может быть лишь заготовленный на лесном участке лес. Все лесные участки в Российской Федерации являются государственной собственностью. Лесные участки могут быть переданы в аренду, в постоянное бессрочное пользование и т.д., но не могут быть переданы в частную собственность.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим пользование объектами животного мира, является Федеральный закон «О животном мире». Еще одним законом, регулирующим использование объектов животного мира, является Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Сюда же можно отнести Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Вопросы водопользования регулируются Водным кодексом РФ. Кодекс устанавливает основные принципы водного законодательства, среди которых как наиболее важные выделим следующие:
- приоритетность охраны водных ресурсов перед хозяйственным и иным использованием. Это означает, что использование водных ресурсов не должно приводить к их деградации и истощению;
- использование водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения имеет приоритет перед всеми другими вида использования водных ресурсов;
- реализация решений, которые могут оказать влияние на использование водных объектов, допускается только с согласия населения, заинтересованного в использовании данного водного объекта;
- гласность осуществления водопользования;
- платность водопользования подразумевает, что за использование водных объектов взимается плата. При этом если водопользователь расходует средства на мероприятия по охране вод, то плата за водопользование для него может быть уменьшена.