Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект «Нобелевской лекции» И.А.Бродкского
Нобелевская премия по литературе 1987 года была присуждена Иосифу Бродскому «за всеобъемлющее авторство, пронизанное ясностью мышления и поэтической интенсивностью».1 В «Нобелевской лекции» И.А.Бродский размышляет о языке, искусстве, эстетике, литературе.
Бродский в основном поэт и публицист. Он принадлежит к классической русской традиции с предшественниками, такими как Пушкин и нобелевский лауреат Пастернак . В то же время он мастерски обновляет поэтический язык и поэтические формы выражения, вдохновленные Осипом Мандельштамом и Анной Ахматовой.
Другим источником вдохновения Бродского является английская поэзия от метафизика Джона Донна до Одена, который хотел быть менее атлантическим Гете. Этот язык - это то, из чего состоят империи, и это жизненно важно для Бродского.
Для Бродского поэзия - это божественный дар. Религиозное измерение, с которым человек сталкивается в своей работе, носит характер, который не придерживается каких-либо убеждений. Метафизические и этические вопросы имеют первостепенное значение.
Поэзия представляет собой правило, привычку, дисциплину для каждого практикующего, но в соблюдении правила есть степень интенсивности. Однако об Иосифе Бродском можно сказать, как сказал Осип Мандельштам о своем старом школьном учителе символисте В. В. Гиппиусе, что он установил личные отношения не только с русской поэзией, но и со всем пантеоном классической и народной литературы Европы и Америка, спленетические и любящие связи, наполненные благородной завистью, шутливым неуважением, печальной несправедливостью - что характерно для членов одной семьи. Естественно, эти близкие, лицом к лицу отношения с хозяевами держат плоскость относительно очень высоко. Мало того, что Иосиф получил возложение рук от Анны Ахматовой, Надежды Мандельштам и Одена, и таким образом был помещен в сыновнюю преемственность в рамках двух великих поэтических традиций. Он также является писателем, который, запоминая то, что он любит в литературе прошлого, включил требования этой литературы в свой менталитет. Стилистические последствия великой поэзии чувствуются в поле, напряженности и сосредоточенной бдительности, с которыми он читает не только книги, но и мир.
В случае с поэзией г-на Бродского, которая написана на русском языке и которая открыла его великим русским читателям как их великому современному поэту, процесс перевода более проблематичен и устойчив. Здесь событие - русское стихотворение - должно быть заново изобретено, иначе оно станет, чтобы повторно применить фразу Роберта Лоуэлла - записью события. В прошлом переосмысление было достигнуто с заметным успехом англоязычными поэтами, которые работали - на этот раз глагол является правильным - в сотрудничестве с автором.
Другими словами, как и другие сильные поэты, г-н Бродский ставит читателю комфорт ниже потребностей поэмы, и для того, чтобы еще больше навязать англичанам странность и плотность его воображения, он теперь является официальным переводчиком своих собственных строк. Таким образом, несмотря на его явную любовь к английскому стиху, которая почти равносильна собственничеству, динамо-машина русского языка снабжает энергией, метрики оригинала не будут усилены, и английское ухо сталкивается с фонетическим элементом, который является одновременно оживляемым и перекошенным. Иногда он инстинктивно возмущается тем, что его ожидания опровергаются с точки зрения как синтаксиса, так и степени стресса.
Восточно-западное происхождение - литературное, географическое, лингвистическое - сильно повлияло на творчество Бродского. Это дало ему необычное богатство тем и разнообразных перспектив. Вместе с глубоким проникновением автора в литературу ранних эпох он также породил великое историческое видение.
По словам Бродского, вся литература на самом деле посвящена тому, что время делает с людьми, что указывает на главную тему в его творчестве.2 Расставание, деформация, старение, смерть - дело времени. Поэзия помогает нам, дает нам в основном единственную возможность противостоять давлению существования.
В своей «лекции» Бродский упоминает вдохновение. Он говорит, что современные поэты уклончиво отвечают, когда их спрашивают, что это такое и существует ли оно на самом деле. Не то чтобы они никогда не знали благословения этого внутреннего импульса. Просто не легко объяснить кому-то что-то, что вы сами не понимаете.
Бродский отмечает, что когда его иногда спрашивают об этом, он хеджирует вопрос. Но мой ответ таков, - говорит Бродский, - вдохновение не является исключительной привилегией поэтов или художников вообще. Существует, была и всегда будет определенная группа людей, которых посещает вдохновение. Он состоит из всех тех, кто сознательно выбрал свое призвание и выполняет свою работу с любовью и воображением. Это могут быть врачи, учителя, садовники - и я мог бы перечислить еще сто профессий. Их работа становится одним непрерывным приключением, если им удается постоянно открывать для себя новые вызовы. Трудности и неудачи никогда не подавляют их любопытство. Рой новых вопросов возникает из каждой проблемы, которую они решают. Что бы ни вдохновляло, оно рождается из непрерывного «я не знаю».»3
Мир, согласно Бродскому, что бы мы ни думали о нем, когда были напуганы его огромностью и собственным бессилием или озлоблены его безразличием к индивидуальным страданиям людей, животных и, возможно, даже растений, что бы мы ни думали о его просторах, пронизанных лучами звезд, окруженных планетами, которые мы только начали открывать, что бы мы ни думали об этом мире – он удивителен.
Но «удивительно», для Бродского, это эпитет, скрывающий логическую ловушку.4 В конце концов, мы удивлены вещами, которые отклоняются от какой-то известной и общепризнанной нормы, от очевидности, к которой мы привыкли. Теперь дело в том, что такого очевидного мира не существует. Наше удивление существует само по себе и не основано на сравнении с чем-то еще.
Согласно «лекции», цель искусства в целом и литературы в частности состоит в том, чтобы научить человека индивидуальности, «конкретному человеческому существованию»5. Задача поэта - отделить себя от толпы предшественников, выделиться среди современников и обрести вечное существование в языке. Ни одна система (прежде всего политическая) не должна подчинять себе создателя слова, находящегося за ее пределами. Именно в поэзии художник может выразить свой субъективный опыт, свои мысли и чувства, не полагаясь ни на какие правила. Поэзия - это то, что чувствует сам поэт, это его речь, его слово.
Литература - это «форма защиты от порабощения».6 Поэзия в большей степени, чем другие литературные формы, позволяет идентифицировать человека в человеке. Она не допускает повторений, совпадений, тавтологий, что делает человека настоящим поэтом.
По мнению И.А.Бродского, поэзия не подлежит никакому рациональному объяснению. Поэт выбирает именно поэтическую форму по любым бессознательным причинам, основанным на служении языку. Структура поэмы не может быть продумана заранее, чтобы сразу встроить ее в единую систему. «Человек, пишущий стихотворение, пишет его, потому что язык подсказывает ему или просто диктует следующую строку».7 Такие спонтанные, мгновенные творения и делают человека художником, потому что с таким творчеством он выражает свои мысли в чистом виде, без анализа.
Некоторые исследователи отмечают, что поэзия И.А.Бродского отличает даже внешняя красота его форм.8 Эстетизм поэта проявляется также в его неприязни к повседневной жизни, к миру вокруг него. Тем самым И.А.Бродский исключает из поэмы все человеческое, базовое, оставляя только то, что предлагает сам язык. Это объясняет частое использование поэтом метафор, которые являются красивыми словесными формами.
Таким образом, в «Нобелевской лекции» И.А.Бродский отразил наиболее значимые взгляды поэта на искусство, литературу и поэзию. Поэзия преподносится как способ выделиться из толпы, стать человеком. Творчество поэта тесно связано с языком, который И.А.Бродский считает вечной категорией. Стихотворение создано не волей поэта, а волей языка. Стихотворение отражает субъективные мысли поэта, высказанные здесь и сейчас, не подлежащие определенному пониманию и анализу. В этом смысле поэзия - это «конкретная цель» человека.
Список литературы
1. Бродский И.А. Лица необщим выраженьем: нобелевская лекция / Иосиф Бродский ; [ред.-сост. Ахапкин Д. Н.] ; Ком. по культуре Санкт-Петербурга, Межрайон. централизованная библ. система им. М. Ю. Лермонтова. - Санкт-Петербург : ГБУК МЦБС им. М. Ю. Лермонтова, 2015. – 94 с.
2. Глазунова О. Нобелевская лекция Иосифа Бродского: монолог или скрытая полемика? // Нева. – 2017. – Т. 12. – С. 139-147.
3. Мухаметзянова Л. Ю. Трансформация художественных концептов нобелевских лауреатов русской словесности в личностные концептосферы студентов // Казанский педагогический журнал. – 2018. – №. 3 (128). – С. 44-52.
4. Тютюнник В. М., Каменская В. В., Рязанов Д. С. Музей, библиотека и архив семейства Нобелей и лауреатов Нобелевских премий // Перспективы науки. – 2016. – №. 8. – С. 67-72.