Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Необихевиористская ориентация

  • 👀 550 просмотров
  • 📌 489 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Необихевиористская ориентация» docx
II Необихевиористская ориентация Необихевиоризм представля­ет собой перенос разработанных в традицион­ном бихевиоризме и необихевиоризме принципов на круг объектов социально-психологического знания. Основной проблемой бихевиористской ориентации является научение, продуктом которого выступает поведение, отвечающее за определенный стимул. Базовые понятия: «стимул», «реакция», «побуждение». Важными категориями выступают генерализация (обобщение) и дискриминация (различие). В необихевиоризме наиболее последовательно используются математические процедуры при выдвижении и проверки гипотез. Теории агрессии и подражания. В конце 30-х годов сформулирована гипотеза фрустрации – агрессии. Авторы: Н. Миллер, Д. Доллард, М. Дуб, Д. Маурер и Р. Сиэрс. Гипотеза: агрессивное поведение всегда предполагает существование фрустрации (условия, блокирующего достижения желаемой цели). Фрустрация всегда ведет к некоторой форме агрессии. Основные понятия: фрустрация; агрессия (поведение с целью разрушения либо смещения фрустрирующего блока); сдерживание (связано также со смещенной агрессией); смещение или перенос. Позже агрессия рассматривается как естественное, но не неизбежное последствие фрустрации. Критика теории. Антропологи считали, что агрессия не является типичной реакций на фрустрацию в некоторых культурах. Представители групповой динамики экспериментально показали возможность иных реакций на фрустрацию, кроме агрессии. А. Маслоу, А. Бандура считали, что фрустрация не единственный фактор, приводящий к выражению агрессивности. Еще одна теория Миллера и Долларда акцентирует проблему подражания или имитации. Тезис: подражающее поведение имеет место, если индивид вознаграждается, в случае подражания, а также не вознаграждается, в случае его отсутствия. Заслуги авторов: постановка на экспериментальной основе проблем агрессии и подражания, как важного механизма социально-психологического взаимодействия. В то же время авторами продемонстрирована некоторая узость в интерпретации явлений. Социобихевиоральный подход А. Бандуры (медиаторно-стимульная теория). Смысл подхода: основу для человеческого функционирования составляют три регуляторных системы: предшествующие стимулы, влияние обратной связи, поступающей от реакции, когнитивные процессы. В качестве контролирующих факторов поведения особое место занимают поведение других; влияние обратной связи в форме подкрепляющих последствий поведения; наблюдаемое подкрепление. Не сама по себе схема подкрепления является эффективным фактором модификации поведения, а то, что именно человек думает об этой схеме подкрепления.  Очень важной в научении автор считает когнитивную регуляцию поведения. В оценках теории А.Бандуры сделан вывод, что его позиция «либерализирует» принципы бихевиоризма, однако при всех модификациях традиционной парадигмы научения, речь идет только о модификациях, а не об отступлениях от нее. Теория взаимодействующих исходов Д. Тибо и Г. Келли. Тезис подхода: каждое межличностное отношение является взаимодействием. Важные понятия: уровень сравнения, уровень сравнения альтернатив. Суть подхода: взаимоотношения зависят от суммы «вознаграждений», которые получает каждый. Авторы предлагают использовать матрицы и вводят стандарты для анализа взаимодействия. Зарубежные авторы отмечали, что теория не получила подтверждения. Главный недостаток теории: авторы анализируют межличностный контакт как протекающий в вакууме, никак не связывая его с окружающим социальным контекстом. Теория социального обмена Дж. Хоманса. Ключевые категории: деятельность, сентименты (знаки чувств членов диады по отношению друг к другу). Суть теории: сентименты не являются внутренним состоянием индивида, ими можно обмениваться. В процессе обмена сентименты позитивно или негативно подкрепляют поведение партнера. Критика теории касается нескольких аспектов. Во-первых, непоследовательность теории в реализации принципов скиннеровской психологии. Во-вторых, невозможно решить задачи объяснения и предсказания, которые ставит перед собой всякая теория. III Когнитивистская теория Сущность когнитивистского подхода заключается в стремлении объяснить социальное поведение при помощи описания преимущественно познавательных процессов. Главный акцент делается на процессе познания. Теоретическими ис­точниками подхода выступают гештальтпсихология, из которой заимствованы ряд идей (образа, изоморфизма, господства «хороших фигур» и др.), и теория поля К. Левина (заимствована идея валентности и идея взаимодействия индивида и окружения). Теории когнитивного соответствия. Базируются на том, что если когнитивная структура человека несбалансированна, то возникает тенденция изменить это состояние. Теория структурного баланса Ф. Хайдера. Суть теории: человек стремится к упорядоченному пониманию взаимоотношений с окружающим миром. Эту черту человек выражает во мнениях и суждениях. Мотивы и установки определяются по внешнему поведению. Две ключевых идеи теории: идея баланса (когда нет давления для изменения эмоциональных проявлений); идея когнитивной атрибуции (процесс поиска причины для объяснения своего поведения или другого индивида). Теория подкрепляется схемой. Основная критика теории относится к тому, что потребность в установлении баланса в когнитивной структуре воспринимающего субъекта воспроизводится как постулат, однако доказательственной базы не содержит. Также не анализируется степень позитивности или негативности отношений. Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома. Тезис теории: если два человека позитивно воспринимают друг друга и строят какое-либо отношение к третьему (лицу, объекту), у них возникает тенденция развивать сходные ориентации относительно третьего. Теория подкрепляется схемой «А-В-Х». Критика теории. Имеются практические и теоретические пробелы. Отсутствие ясности исходных понятий (симметрия ориентации, частота коммуникаций). Схема не предусматривает переход от триады к группе, взаимодействие только внутри триады. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Исходное понятие теории: особый вид потребности в оценивании самого себя, то есть способность оценивать свои мнения, соотнесенная с социальной реальностью. Стремление сравнивать себя с другими уменьшается, если различие между мнениями возрастает. Несовпадение мнения группы и личности приводит к когнитивному диссонансу, в котором пребывает индивид под влиянием двух противоречивых когниций. Тогда личность мнение изменяет. Критики в теории подвергается противоречи­вое решение вопроса о мотивирующем значе­нии диссонанса; оперирование лишь парой изолированных когнитивных элементов. Логика развития теории не имеет выходов в сферу социальной реально­сти. Теория конгруэнтности (баланса, совпадения) Ч. Осгуда и П. Танненбаума. Суть теории: попытка предсказать изменения отношений под влиянием стремления установить соответствие не к одному, а к двум объектам одновременно. Область применения: массовая коммуникация. Триада: Р-реципиент, К-коммуникатор, О - информация об объекте. Если Р позитивно оценивает К, дающего позитивную оценку явлению, который Р оценивает негативно, то у Р возникает ситуация неконгруэнтности. При оценке теории можно определить, что она представляет известный прогресс по сравнению с другими теориями соответствия. В то же время, в теории не ставятся вопросы о допустимости исходных определений, об их обоснованности. Вторая версия когнитивного подхода (С. Аш, Д. Креч, Р. Крачфилд). Тезисы подхода: Поведение организовано. Эта организация молярна. Наиболее важный ее элемент – познание. В фокусе исследований С. Аша - проблема социальной перцепции. Перцепция рассматривается как отношение поступающих данных к когнитивной структуре, а научение — как процесс когнитивной реорганизации. Экспери­менты Аша были повторены Келли, Лачинсом, Коллином. Однако принципы когнитивистских ориентаций пред­ставлены лишь в достаточно общей форме и никакой специальной теории не образуют. На основе когнитивистской ориентации возникла научная дисциплина пси­хология социального познания. IV Психоаналитическая ориентация В рамках данной ориентации авторы концептуализируют творческую сущность личности, разрушая модель межличностного взаимодействия бихевиоризма. Выделяют две группы проблем: собственно социально-психологические пробле­мы и социально-психологические теории и про­блемы, теории пограничные, находящиеся на стыке социальной психологии с другими дисциплинами. Представления о групповых процессах основываются на взглядах З. Фрейда, выраженных в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я». По Фрейду сущность любой группы – это эмоциональные либидозные связи. Определяющий критерий – отношение к лидеру. Идентификация с ним является защитным механизмом Я членов группы. Динамическая теория функционирования группы В. Байона. Автор теории переносит механиз­мы, обоснованные Фрейдом, на тот случай, когда их субъектом оказыва­ется не отдельная личность, а целая группа. Группа является макровариантом индивида, ее характеризуют те же параметры: потребности, мотивы, цели и т.п. Они интерпретируются в психоаналитическом духе. Положения теории Байона остались неверифицированными в большей части, эмпирически не проверялись. В то же время теория отражает довольно интересный подход к вычленению проблематики социальной психологии как самостоятельной дисциплины. Теория развития группы В. Бенниса и Г. Шепарда. Суть теории: процессы изменений в Т-группе на пути к достижению валидной коммуникации. Два основных вопроса: анализ помех валидной коммуникации и определение стадии группового развития. В основе практики Т-группы лежит групповая дискуссия, предметом которой являются реальные межличностные отношения участников, а задачей – изучение членами группы ее динамики через анализ происходящих процессов. Основная помеха установления валидной коммуникации – ситуация неопределенности каждого участника на старте. Выделяют две фазы группового развития: 1) решение вопроса о лидере; 2) установление взаимозависимостей в группе. Критика: прогностические возможности теории ограничены. Теория не устанавливает предполагаемую длительность фаз, не вычленяет переменные взаимозависимостей и скорости развития группы. Трехмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца. Четыре постулата: 1. Три межличностные потребности, характерные для каждого: присоединение (желание быть включенным в группу), контроль (затрагивает аспект власти, область силы), открытость (построение близких эмоциональных отношений). 2. Определяющая роль раннего детства в развитии личности. 3. Совместимость рассматривается как важнейший феномен межличностных отношений. 4. Групповое развитие, т.е. каждая группа в своем становлении проходит этапы включения, контроля и любви. С точки зрения критики теории следует указать, что хотя В. Шутц в своей концепции межличнос­тного поведения в ряде моментов модифицирует позицию орто­доксального фрейдизма, эта модификация не выводит его за пре­делы инстинктивизма и антиисторизма в подходе к межличност­ным отношениям. Неизменной системе внешних социальных условий противостоит статичная си­стема внутреннего мира личности в форме изначально заданных потребностей. Природа авторитарной личности. Пример теории: исследование авторитарной личности Т. Адорно. Суть теории: авторитарная личность про­дуцируется родителями, которые используют суровые и жесткие формы дисциплины по отношению к ребенку. В результате вынужденного подчинения в ребенке развивается враждебность. Потребность ребенка подавлять враждебность по отношению к родителям ведет к идентификации с фрустрирующей властью, к идеа­лизации этой власти с сопутствующим смещением враждебности на аут-группы, т.е. внешние группы, которые обычно оказывают­ся группами более низкого статуса. Рассматривая приведенную оценку теории следует указать, что знание толь­ко личностных характеристик без знания содержания, характера убеждений, разделяемых другими в социальном ок­ружении индивида, не позволяет предсказать конкретное содер­жание установок и убеждений личности. V Интеракционистская ориентация Ключевое понятие ориентации «интеракция» - социальное взаимодействие людей в обществе, группе. Особенность направления: интеракционизм пришел в социальную психологию из социологии. Теоретический источник: концепции Дж. Мида, Линтона, Мертона. Направление: Символический интеракционизм. Значимый труд: «Сознание, личность и общество» Дж. Мида. Он был приверженцем устной концепции. Концепция отличается амор­фностью, отсутствием ссылок на эмпирические исследования. Особое внимание уделяется «символической коммуникации». Основа (3 предпосылки): 1) люди действуют в отношении вещей на основе значения вещей для людей; 2) значение вещей возникает во взаимодействии с социальным окружением; 3) значение вещей используется в процессе интерпретации человеком. Индивид, личность всегда соци­альны. В качестве оценки трудов указано, что социальное взаимодействие толкуются весьма ограниченно и все социальные отношения сводятся лишь к социально-психологическим. Интеракционисты выделяют трехкомпонентную структуру личности: / (дословно – Я); те (дословно — меня, т.е. каким меня должны видеть другие); self («самость» человека, личность, лич­ностное я). Выделяют две школы: Чикагская (во главе с Г. Блумером) и Айовская (во главе с М. Куном). Основное различие: методологические вопросы по проблеме определения понятий ме­тодов социально-психологического исследования. Так, Чикагскую школу не беспокоит невозможность проверить понятия эмпирически. Айовская школа имеет задачу доказать теоретические положения эмпирическим путем. Также Блумер считает, что личность находится в непрерывном процессе изменения, Кун же игнорирует воздействие импульсивного Я на поведение личности. Ролевые теории. Два типа теорий: структуралистский и интеракционистский. Социальная роль представляет собой функцию разно порядковых явлений объек­тивного и субъективного характера. Степень единства и четкости представлений о ролевых требо­ваниях у членов общества в основном зависит от содержания и характера самих ролей. Большое место в ролевых теориях уделяется исследова­нию эмпатии. Группы ключевых факторов: 1) знание роли; 2) значимость выполняемой роли; 3) умение выполнять данную роль; 4) способность рефлексировать свое роле­вое поведение. Ролевой конфликт - ситуация, в ко­торой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с не­совместимыми ожиданиями. Виды: межролевые и внутриролевые Особое место среди представителей ролевых теорий занимает И. Гоффман. Он выдвинул особую концепцию «социальной драматургии». Суть: полная аналогия между реальными жизненными ситуациями и театральным представлением. Итог анализа ролевых теорий: теории зас­луживают внимания. Предпринима­ется попытка дать социально-психологический анализ феномена социальной роли. Большой эмпирический материал. Однако в теории имеются недостатки: сведение всех социальных явлений к соци­ально-психологическим и игнорирование содержательной деятельности личности. Развитие теорий референтной группы. В основе теорий: идеи Дж. Мида об «обобщенном» другом, чье значение определяется тем, что именно через него осуществляется воздействие общества, социального процесса на индивид. Четкой классифика­ции теорий нет, однако общее: в качестве референтной груп­пы могут выступать самые разнообразные группы. При этом каждый индивид име­ет несколько референтных групп. Две функции референтной группы: нормативная (устанавливает стандарты поведения) и сравнительно-оценочная (эталон для сравнения). При оценке теорий следует отметить, что они предпринимают попытку осмысления реального и весьма важного социально-психологического феномена. Этнометодолгия Г. Гарфинкеля. Главное в исследовании: повседневное поведение обычных людей в обычных условиях и их «конструирование» соб­ственного «социального мира». Используются кризисные эксперименты, анализ форм коммуникации. Основное различие с интеракционизмом – в этнометодологии анализ конкретных случаев, а не общих суждений.
«Необихевиористская ориентация» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot