Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
II Необихевиористская ориентация
Необихевиоризм представляет собой перенос разработанных в традиционном бихевиоризме и необихевиоризме принципов на круг объектов социально-психологического знания. Основной проблемой бихевиористской ориентации является научение, продуктом которого выступает поведение, отвечающее за определенный стимул. Базовые понятия: «стимул», «реакция», «побуждение». Важными категориями выступают генерализация (обобщение) и дискриминация (различие). В необихевиоризме наиболее последовательно используются математические процедуры при выдвижении и проверки гипотез.
Теории агрессии и подражания. В конце 30-х годов сформулирована гипотеза фрустрации – агрессии. Авторы: Н. Миллер, Д. Доллард, М. Дуб, Д. Маурер и Р. Сиэрс. Гипотеза: агрессивное поведение всегда предполагает существование фрустрации (условия, блокирующего достижения желаемой цели). Фрустрация всегда ведет к некоторой форме агрессии. Основные понятия: фрустрация; агрессия (поведение с целью разрушения либо смещения фрустрирующего блока); сдерживание (связано также со смещенной агрессией); смещение или перенос. Позже агрессия рассматривается как естественное, но не неизбежное последствие фрустрации. Критика теории. Антропологи считали, что агрессия не является типичной реакций на фрустрацию в некоторых культурах. Представители групповой динамики экспериментально показали возможность иных реакций на фрустрацию, кроме агрессии. А. Маслоу, А. Бандура считали, что фрустрация не единственный фактор, приводящий к выражению агрессивности.
Еще одна теория Миллера и Долларда акцентирует проблему подражания или имитации. Тезис: подражающее поведение имеет место, если индивид вознаграждается, в случае подражания, а также не вознаграждается, в случае его отсутствия. Заслуги авторов: постановка на экспериментальной основе проблем агрессии и подражания, как важного механизма социально-психологического взаимодействия. В то же время авторами продемонстрирована некоторая узость в интерпретации явлений.
Социобихевиоральный подход А. Бандуры (медиаторно-стимульная теория). Смысл подхода: основу для человеческого функционирования составляют три регуляторных системы: предшествующие стимулы, влияние обратной связи, поступающей от реакции, когнитивные процессы. В качестве контролирующих факторов поведения особое место занимают поведение других; влияние обратной связи в форме подкрепляющих последствий поведения; наблюдаемое подкрепление. Не сама по себе схема подкрепления является эффективным фактором модификации поведения, а то, что именно человек думает об этой схеме подкрепления. Очень важной в научении автор считает когнитивную регуляцию поведения. В оценках теории А.Бандуры сделан вывод, что его позиция «либерализирует» принципы бихевиоризма, однако при всех модификациях традиционной парадигмы научения, речь идет только о модификациях, а не об отступлениях от нее.
Теория взаимодействующих исходов Д. Тибо и Г. Келли. Тезис подхода: каждое межличностное отношение является взаимодействием. Важные понятия: уровень сравнения, уровень сравнения альтернатив. Суть подхода: взаимоотношения зависят от суммы «вознаграждений», которые получает каждый. Авторы предлагают использовать матрицы и вводят стандарты для анализа взаимодействия. Зарубежные авторы отмечали, что теория не получила подтверждения. Главный недостаток теории: авторы анализируют межличностный контакт как протекающий в вакууме, никак не связывая его с окружающим социальным контекстом.
Теория социального обмена Дж. Хоманса. Ключевые категории: деятельность, сентименты (знаки чувств членов диады по отношению друг к другу). Суть теории: сентименты не являются внутренним состоянием индивида, ими можно обмениваться. В процессе обмена сентименты позитивно или негативно подкрепляют поведение партнера. Критика теории касается нескольких аспектов. Во-первых, непоследовательность теории в реализации принципов скиннеровской психологии. Во-вторых, невозможно решить задачи объяснения и предсказания, которые ставит перед собой всякая теория.
III Когнитивистская теория
Сущность когнитивистского подхода заключается в стремлении объяснить социальное поведение при помощи описания преимущественно познавательных процессов. Главный акцент делается на процессе познания. Теоретическими источниками подхода выступают гештальтпсихология, из которой заимствованы ряд идей (образа, изоморфизма, господства «хороших фигур» и др.), и теория поля К. Левина (заимствована идея валентности и идея взаимодействия индивида и окружения).
Теории когнитивного соответствия. Базируются на том, что если когнитивная структура человека несбалансированна, то возникает тенденция изменить это состояние. Теория структурного баланса Ф. Хайдера. Суть теории: человек стремится к упорядоченному пониманию взаимоотношений с окружающим миром. Эту черту человек выражает во мнениях и суждениях. Мотивы и установки определяются по внешнему поведению. Две ключевых идеи теории: идея баланса (когда нет давления для изменения эмоциональных проявлений); идея когнитивной атрибуции (процесс поиска причины для объяснения своего поведения или другого индивида). Теория подкрепляется схемой. Основная критика теории относится к тому, что потребность в установлении баланса в когнитивной структуре воспринимающего субъекта воспроизводится как постулат, однако доказательственной базы не содержит. Также не анализируется степень позитивности или негативности отношений.
Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома. Тезис теории: если два человека позитивно воспринимают друг друга и строят какое-либо отношение к третьему (лицу, объекту), у них возникает тенденция развивать сходные ориентации относительно третьего. Теория подкрепляется схемой «А-В-Х». Критика теории. Имеются практические и теоретические пробелы. Отсутствие ясности исходных понятий (симметрия ориентации, частота коммуникаций). Схема не предусматривает переход от триады к группе, взаимодействие только внутри триады.
Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Исходное понятие теории: особый вид потребности в оценивании самого себя, то есть способность оценивать свои мнения, соотнесенная с социальной реальностью. Стремление сравнивать себя с другими уменьшается, если различие между мнениями возрастает. Несовпадение мнения группы и личности приводит к когнитивному диссонансу, в котором пребывает индивид под влиянием двух противоречивых когниций. Тогда личность мнение изменяет. Критики в теории подвергается противоречивое решение вопроса о мотивирующем значении диссонанса; оперирование лишь парой изолированных когнитивных элементов. Логика развития теории не имеет выходов в сферу социальной реальности.
Теория конгруэнтности (баланса, совпадения) Ч. Осгуда и П. Танненбаума. Суть теории: попытка предсказать изменения отношений под влиянием стремления установить соответствие не к одному, а к двум объектам одновременно. Область применения: массовая коммуникация. Триада: Р-реципиент, К-коммуникатор, О - информация об объекте. Если Р позитивно оценивает К, дающего позитивную оценку явлению, который Р оценивает негативно, то у Р возникает ситуация неконгруэнтности. При оценке теории можно определить, что она представляет известный прогресс по сравнению с другими теориями соответствия. В то же время, в теории не ставятся вопросы о допустимости исходных определений, об их обоснованности.
Вторая версия когнитивного подхода (С. Аш, Д. Креч, Р. Крачфилд). Тезисы подхода: Поведение организовано. Эта организация молярна. Наиболее важный ее элемент – познание. В фокусе исследований С. Аша - проблема социальной перцепции. Перцепция рассматривается как отношение поступающих данных к когнитивной структуре, а научение — как процесс когнитивной реорганизации. Эксперименты Аша были повторены Келли, Лачинсом, Коллином. Однако принципы когнитивистских ориентаций представлены лишь в достаточно общей форме и никакой специальной теории не образуют. На основе когнитивистской ориентации возникла научная дисциплина психология социального познания.
IV Психоаналитическая ориентация
В рамках данной ориентации авторы концептуализируют творческую сущность личности, разрушая модель межличностного взаимодействия бихевиоризма. Выделяют две группы проблем: собственно социально-психологические проблемы и социально-психологические теории и проблемы, теории пограничные, находящиеся на стыке социальной психологии с другими дисциплинами. Представления о групповых процессах основываются на взглядах З. Фрейда, выраженных в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я». По Фрейду сущность любой группы – это эмоциональные либидозные связи. Определяющий критерий – отношение к лидеру. Идентификация с ним является защитным механизмом Я членов группы.
Динамическая теория функционирования группы В. Байона. Автор теории переносит механизмы, обоснованные Фрейдом, на тот случай, когда их субъектом оказывается не отдельная личность, а целая группа. Группа является макровариантом индивида, ее характеризуют те же параметры: потребности, мотивы, цели и т.п. Они интерпретируются в психоаналитическом духе. Положения теории Байона остались неверифицированными в большей части, эмпирически не проверялись. В то же время теория отражает довольно интересный подход к вычленению проблематики социальной психологии как самостоятельной дисциплины.
Теория развития группы В. Бенниса и Г. Шепарда. Суть теории: процессы изменений в Т-группе на пути к достижению валидной коммуникации. Два основных вопроса: анализ помех валидной коммуникации и определение стадии группового развития. В основе практики Т-группы лежит групповая дискуссия, предметом которой являются реальные межличностные отношения участников, а задачей – изучение членами группы ее динамики через анализ происходящих процессов. Основная помеха установления валидной коммуникации – ситуация неопределенности каждого участника на старте. Выделяют две фазы группового развития: 1) решение вопроса о лидере; 2) установление взаимозависимостей в группе. Критика: прогностические возможности теории ограничены. Теория не устанавливает предполагаемую длительность фаз, не вычленяет переменные взаимозависимостей и скорости развития группы.
Трехмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца. Четыре постулата: 1. Три межличностные потребности, характерные для каждого: присоединение (желание быть включенным в группу), контроль (затрагивает аспект власти, область силы), открытость (построение близких эмоциональных отношений). 2. Определяющая роль раннего детства в развитии личности. 3. Совместимость рассматривается как важнейший феномен межличностных отношений. 4. Групповое развитие, т.е. каждая группа в своем становлении проходит этапы включения, контроля и любви. С точки зрения критики теории следует указать, что хотя В. Шутц в своей концепции межличностного поведения в ряде моментов модифицирует позицию ортодоксального фрейдизма, эта модификация не выводит его за пределы инстинктивизма и антиисторизма в подходе к межличностным отношениям. Неизменной системе внешних социальных условий противостоит статичная система внутреннего мира личности в форме изначально заданных потребностей.
Природа авторитарной личности. Пример теории: исследование авторитарной личности Т. Адорно. Суть теории: авторитарная личность продуцируется родителями, которые используют суровые и жесткие формы дисциплины по отношению к ребенку. В результате вынужденного подчинения в ребенке развивается враждебность. Потребность ребенка подавлять враждебность по отношению к родителям ведет к идентификации с фрустрирующей властью, к идеализации этой власти с сопутствующим смещением враждебности на аут-группы, т.е. внешние группы, которые обычно оказываются группами более низкого статуса. Рассматривая приведенную оценку теории следует указать, что знание только личностных характеристик без знания содержания, характера убеждений, разделяемых другими в социальном окружении индивида, не позволяет предсказать конкретное содержание установок и убеждений личности.
V Интеракционистская ориентация
Ключевое понятие ориентации «интеракция» - социальное взаимодействие людей в обществе, группе. Особенность направления: интеракционизм пришел в социальную психологию из социологии. Теоретический источник: концепции Дж. Мида, Линтона, Мертона.
Направление: Символический интеракционизм. Значимый труд: «Сознание, личность и общество» Дж. Мида. Он был приверженцем устной концепции. Концепция отличается аморфностью, отсутствием ссылок на эмпирические исследования. Особое внимание уделяется «символической коммуникации». Основа (3 предпосылки): 1) люди действуют в отношении вещей на основе значения вещей для людей; 2) значение вещей возникает во взаимодействии с социальным окружением; 3) значение вещей используется в процессе интерпретации человеком. Индивид, личность всегда социальны. В качестве оценки трудов указано, что социальное взаимодействие толкуются весьма ограниченно и все социальные отношения сводятся лишь к социально-психологическим. Интеракционисты выделяют трехкомпонентную структуру личности: / (дословно – Я); те (дословно — меня, т.е. каким меня должны видеть другие); self («самость» человека, личность, личностное я).
Выделяют две школы: Чикагская (во главе с Г. Блумером) и Айовская (во главе с М. Куном). Основное различие: методологические вопросы по проблеме определения понятий методов социально-психологического исследования. Так, Чикагскую школу не беспокоит невозможность проверить понятия эмпирически. Айовская школа имеет задачу доказать теоретические положения эмпирическим путем. Также Блумер считает, что личность находится в непрерывном процессе изменения, Кун же игнорирует воздействие импульсивного Я на поведение личности.
Ролевые теории. Два типа теорий: структуралистский и интеракционистский. Социальная роль представляет собой функцию разно порядковых явлений объективного и субъективного характера. Степень единства и четкости представлений о ролевых требованиях у членов общества в основном зависит от содержания и характера самих ролей. Большое место в ролевых теориях уделяется исследованию эмпатии. Группы ключевых факторов: 1) знание роли; 2) значимость выполняемой роли; 3) умение выполнять данную роль; 4) способность рефлексировать свое ролевое поведение. Ролевой конфликт - ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями. Виды: межролевые и внутриролевые Особое место среди представителей ролевых теорий занимает И. Гоффман. Он выдвинул особую концепцию «социальной драматургии». Суть: полная аналогия между реальными жизненными ситуациями и театральным представлением. Итог анализа ролевых теорий: теории заслуживают внимания. Предпринимается попытка дать социально-психологический анализ феномена социальной роли. Большой эмпирический материал. Однако в теории имеются недостатки: сведение всех социальных явлений к социально-психологическим и игнорирование содержательной деятельности личности.
Развитие теорий референтной группы. В основе теорий: идеи Дж. Мида об «обобщенном» другом, чье значение определяется тем, что именно через него осуществляется воздействие общества, социального процесса на индивид. Четкой классификации теорий нет, однако общее: в качестве референтной группы могут выступать самые разнообразные группы. При этом каждый индивид имеет несколько референтных групп. Две функции референтной группы: нормативная (устанавливает стандарты поведения) и сравнительно-оценочная (эталон для сравнения). При оценке теорий следует отметить, что они предпринимают попытку осмысления реального и весьма важного социально-психологического феномена.
Этнометодолгия Г. Гарфинкеля. Главное в исследовании: повседневное поведение обычных людей в обычных условиях и их «конструирование» собственного «социального мира». Используются кризисные эксперименты, анализ форм коммуникации. Основное различие с интеракционизмом – в этнометодологии анализ конкретных случаев, а не общих суждений.