Немецкая классическая философия
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 5. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Цели и задачи лекции:
- изучить характерные особенности и достижения немецкой классической
философии;
- выявить содержательные характеристики критической философии Канта
гносеологической и этической направленности;
- исследовать философскую систему Гегеля и теорию диалектики;
- определить концептуальные основания объективного идеализма Шеллинга,
субъективного идеализма Фихте и антропологического материализма
Фейербаха.
У ч е б н ы е в о п р о с ы:
1. Характеристика и основные достижения немецкой классической
философии.
2. И. Кант как родоначальник немецкого классического идеализма.
3. Философская система Гегеля.
4. Объективный идеализм Шеллинга и субъективный идеализм Фихте.
Антропологический материализм Фейербаха.
1. Немецкая классическая философия получила распространение в конце
18 - первой половине 19 века и на основе разработанных его общих проблем
рассматривается как самостоятельное целостное направление в развитии
философии. Значимость и уникальность немецкой классической философии
состоит в том, что ей удалось совместить в себе предыдущие достижения
философского знания и философские направления от идеализма до
материализма и иррационализма. Переосмыслив достигнутый уровень
философского знания человечества, немецкая философия Нового времени
сформулировала гносеологическую проблематику (теорию познания) с
последующим решением проблемы соотношения субъекта и объекта в
познании, а также вопросов диалектики и теории исторического процесса.
Основные достижения немецкой классической философии:
- изучение познания как особой деятельности, подчиняющейся своим
собственным законам;
- исследование проблем развития и разработка диалектики;
- переход философского внимания от традиционных проблем к
исследованию целостной сущности человека;
- разработка принципа историзма, осмысление истории как целостного
процесса и построение теории общества;
- обогащение логико-теоретического аппарата философии;
- особое понимание роли философии в истории человечества и в
развитии мировой культуры;
- обоснование гуманизма и равенства.
Таким образом немецкая классическая философия создала уникальную,
универсальною и всеобъемлющую картину мира и систематизировала
основные знания человечества о природе, обществе и познании.
2. Родоначальником немецкого классического идеализма считается И.
Кант, с творчества которого начинается расцвет немецкой классической
философии, поскольку его философская теория отличается глубиной и
оригинальностью.
Философская деятельность Канта связана с двумя периодами:
докритическим, когда он занимается естественнонаучной проблематикой и
вопросами происхождения и развития Вселенной; критическим, связанным
с разработкой критической философии, представленной в основных
философских трудах «Критикачистого разума», «Критика практического
разума», «Критика способности суждения».
В критической философии, основанной на особом методе философии, в
центр теории познания ставится не объект и его свойства, а субъект и его
познавательные возможности. Цель критического метода Канта ( в отличие
от догматического) - осуществление критического анализа познавательных
возможностей человека как субъекта познания.
Способностями познания субъекта познавательной деятельности,
определяющими его познавательные возможности, по Канту выступают:
- чувственность – в чувствах предметы даются;
- рассудок, посредством которого предметы мыслятся;
- разум, который руководит рассудком в достижении абсолютного
знания (см. антиномии Канта как неразрешимые противоречия, т.е.
положения, которые рассудок может доказать и одновременно
опровергнуть).
Идеализм Канта определяется как трансцендентальный, поскольку
познавательная деятельность субъекта познания подразделяется на 2 уровня:
эмпирический – опытный и трансцендентальный – находящийся вне опыта и
представляющий рациональное мышление субъекта.
По Канту,
на уровне рассудочных понятий, которые выходят за
пределы опыта, возникают противоречия, свидетельствующие о
непознаваемости предмета на данном уровне, что определяет специфику
познавательной деятельности субъекта и возможности (границы) его
познания.
Согласно гносеологии Канта, в каждом объекте познания познающий
субъект одновременно сталкивается с «вещью для нас» - внешними
свойствами, которые познаются на уровне явления (феномен) и «вещью в
себе» - сущностью, которая представляет внутренние глубинные связи
объекта (ноумен).
Поскольку высшие трансцендентные идеи (о Боге, о Мире, о Душе) не
имеют отношения к чувственному опыту, закрыты для рассудка, то значит
они недоступны для знания (науки), но открыты для веры - в этом
проявился агностицизм Канта, где он ограничивает знание и оставляет место
вере.
Значительное место в философии Канта занимает этическое учение.
Главная его заслуга – обоснование идеи самоценности личности и её права
на моральный выбор. Мораль автономна (человеческая воля) должна
руководствоваться
единым
нравственным
законом-требованием
категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли
могла иметь силу всеобщего законодательства». Здесь по новому
озвучивается «золотое правило нравственности» - не делать другому того,
чего не желаешь себе. Ценность человеческой личности утверждается в
тезисе Канта: «Человек есть цель сама по себе, и поэтому, в отличие от
других сотворённых вещей, он не может быть используем как средство.
3. Завершением немецкого классического идеализма явилась
философская система Гегеля, котоая представляет собой абсолютный
идеализм,
поскольку стремится охватить Универсум, природный и
духовный мир единым понятием «Абсолютный дух» («Абсолютная идея»),
который понимается как субстанция всего мира. Абсолютная идея (Мировой
разум, Абсолютный дух) есть наивысшее состояние бытия, Логос или Бог,
понимаемые внеличностно и абстрактно.
Система Гегеля – попытка построения системы философских
дисциплин, в которых отражаются основные этапы развития Абсолютной
идеи, проходящей три ступени развития:
- первая ступень: (логическая) – логика соответствует бытию Абсолютной идеи – наука логики ( представлено работой «Наука
логики»);
- вторая ступень: природная – природа представляет инобытие
Абсолютной идеи - философия природы (представлено работой
«Энциклопедия философских наук»);
третья ступень: духовная – Абсолютная идея воплощается в
человеческом духе – философия духа (представлено работой
«Феноменология духа»).
Основное достижение Гегеля – разработка проблем диалектики как
учения о взаимосвязи и взаимодействии между всеми процессами в мире вывел учение о диалектическом развитии как качественном изменении и
переходе от старого к новому, от простого к сложному, от низшего к
высшему. В основу развития природы, общества и мышления человека
положено саморазвитие Абсолютной идеи. В этой связи Гегель формулирует
формулу любого процесса развития – триаду: тезис (утверждение) антитезис (отрицание) - синтез (отрицание предыдущего отрицания).
Гегелевская теория диалектики представляет целостную теорию о
законах и категориях диалектики – диалектика выступает как учение о
развитии, единстве и противостоянии противоположностей. Основные
законы диалектики, сформулированные Гегелем: закон перехода
количественных изменений в качественные; закон единства и борьбы
противоположностей; закон двойного отрицания (отрицания отрицания).
Особенностью категорий диалектики является их парность и
взаимодополняемость, среди которых выделяются: общее-единичноеособенное, содержание-форма, сущность-явление, причина-следствие,
необходимость-случайность, возможность-действительность и др.
Социальная философия Гегеля (философия истории, философия
государства) содержит идеи о смысле истории, о понимании исторических
закономерностей, о роли личности в истории. Согласно гегелевской
философии, с появлением человека развитие вступает в сферу духа и
представляет собой область исторического развития. В человеческой истории
обнаруживает себя Мировой разум, который направляет развитие общества к
заранее установленной цели, а сама общая мировая история рассматривается
как процесс самосознания Мирового духа (см. панлогизм Гегеля и его тезис
«Всё действительное – разумно, всё разумное – действительно»).
В о п р о с ы для с а м о п о д г о т о в к и:
1. Идейно-теоретические корни немецкого идеализма.
2. Трансцендентальный идеализм Канта и абсолютный идеализм Гегеля:
общее и особенное.
3. Смысл
философии
наукоучения
Фихте
и
субъективноидеалистической формулы «Я – не-Я».
4. Содержание философии природы Шеллинга и динамического процесса
природы.
5. Суть антропологического материализма Фейербаха.
О ж и д а е м ы й р е з у л ь т а т:
- знание персоналий и терминологии немецкой классической философии;
- усвоение концептуальных различий классического немецкого идеализма и
материализма;
- оценка значимости философского вклада представителей немецкого
классицизма для развития мировой философской мысли и общественнопрактической деятельности;
- способность к анализу и формированию собственных мировоззренческих
установок в контексте общих философских идей развития мира.
Р е з ю м е:
Немецкая философия явилась вершиной развития классической философской
мысли конца 18-первой половины 19 веков, которая создала универсальную
всеобъемлющую картину мира, систематизировала основные знания
человечества о природе, обществе и познании. Наивысшие достижения
философской классики, относящиеся к творчеству Канта и Гегеля,
представляют значимую ценность не только для развития мировой
философии, но и для социально-экономического, политического и духовного
движения общественно-исторической практики.
Литература
1. Алексеев П.В. История философии: учеб. для вузов.- М.: Проспект,
2005.
2. Александров А.А. Проблема человека в философии Гегеля.
//Философия и общество.- 2005.- № 1.
3. Васильев В.А. Г. Гегель о благе и
воспитании добродетели.
//Социально–гуманитарные знания.- 2005.-№ 1.
4. Волчек Е.З.Философия: учеб. для вузов.- Мн.: Интер – прессервис,
2003.
5. Гартушкин В.Е. Философия И. Канта как версия универсализма.//
Социально – гуманитарные знания.- 2008.- № 2.
6. Гриненко Г.В. История философии: учеб. для вузов.- М., 2005.
7. Закамулин А.И. И. Кант и проблема соотношения чувственности и
чистого разума. // Социально – гуманитарные знания.- 2005.- № 5.
8. Миголатьев А.А. Гегелевская философская система. // Социально –
гуманитарные знания.- 2000.- № 2.
9. Ойзерман Т.И. Кант и Гегель как исторические личности. // Вопросы
философии.- 2006.- № 11.
10. Ойзерман Т.И. Амбивалентность великих философских учений (к
характеристике философских систем Канта и Гегеля). // Вопросы
философии.- 2007.- № 10.
11. Спиркин А.Г. Философия: учеб. для вузов.- М.: Гардарики, 2004.
12. Чесноков Г.Д. Людвиг Фейербах и его место в истории мировой
философской мысли. //Социально–гуманитарные знания.- 2005.-№ 1.