Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Философия просвещения и немецкая классическая философия

  • 👀 389 просмотров
  • 📌 366 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Философия просвещения и немецкая классическая философия
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Философия просвещения и немецкая классическая философия» docx
Конспект лекции №1 Т.Б. Длугач: Философия просвещения и немецкая классическая философия Просвещение занимает большой период – 18 век. Просвещение затронуло все страны, и было своеобразным. Французское просвещение – наиболее ярко выраженное просвещение. В этот период формировался новый исторический субъект. В это время произошло возникновение машинного производства, что способствовало появлению образованного просвещённого субъекта. Потому что для работы на машинах нужны были образованные люди. Так Дидро создает план общеобразовательной школы. Образование – просвещение синонимы. Именно в данный период времени Человек понимается как природное существо, а не божественное и развивается идея о том, что все люди от природы равны. От природы дается возможность думать одинаково – естественный свет разума. В 18 веке естественный свет разума преобразуется в здравый смысл. Именно Просвещение дает первую разработку понятия здравого смысла. Разум бывает не только познающий, бывает нравственным и эстетическим и здравым смыслом. В период просвещения Гносеология выходит на первый план, так как и наука вышла на первый план. Кант дает следующее определение просвещению – это выход из состояния несовершеннолетия, к переходу в совершеннолетия. Совершеннолетие здесь понимается, как умение пользоваться своим собственным умом. Лозунг Канта: Имей мужество пользоваться своим собственным умом. Идею же здравого смысла, развивали представители всех стран, от Вольфа до Руссо. Главное в просвещение сформировать в человеке способность к рассуждению, и решать свою жизнь самому. Развивать рассудочную способность, которая избегает противоречий. При этом Гельвеций считал, что человек не должен отказываться от материальной собственности, за что подвергался критике. Хотя он просто рассуждал с точки зрения здравого смысла, но раньше этого было делать нельзя, царствовал авторитаризм. Мы являемся наследниками просвещения и суверенными личностями, так умеем сами управлять собой с позиции здравого смысла. В эпоху просвещения формируется суверенная личность, наделенная собственным мышлением и здравым смыслом. Здравый смысл – это оборотная сторона демократии, то за, что мы должны быть благодарны просветителям. Ж.Ж. Руссо был одним из теоретиков демократии, он дал теорию общественного договора, защиту частной жизни. Просветители выступают идеологами революции. Так как принципы свобода, равенство и братство были выработаны в 18 веке. Вольтер олицетворял дух просвещения, не знатный, но смог воплотить в себе просвещения. Он развил то, что дала ему природа. Показал разницу между монархиями. Англия новый тип, Французский старый тип. В Англии дворяне занимались торговлей, в Англии была веротерпимость, во Франции нет. Вольтер уповал на просвещенного монарха. Просвещенный монарх – надежда государства. Так как монарха легче просветить, чем народ. Дидро, Руссо и Вольтер нужно воспитывать просвещать. Даже короля должны образовывать короли. Король станет новой точкой просвещенного общества. Просвещенная монархия - лучшая форма организации общества. Вольтер пропагандировал взгляды Ньютона, так как считал, что он совершил переворот в науке того мира. Вольтер пишет и исторические работы, главная «Опыт о нравах и духе народов». В истории он выделяет такие принципы: История должна быть всемирной; она должна быть полна терпимости, толерантности; вмешательство Бога в историю нет. История должна быть основана на источниках: материальных и словах очевидцев. Но при этом Вольтер считал, что монархи должны подчиняться законам государства. Вел процессы против церкви, боролся не только с помощью публикаций, участвовал в судебных процессах. Вольтер полемизирует с Готфридом Лейбницем. Г. Лейбниц высказывает идею, о том, что наш мир лучший. У человека ограничены возможности мозга, и он не понимает, что всё что происходит в нашем мире, идет нам во благо. Вольтер высмеивает данную идею. Так Вольтер высказывает мысль, что наш мир не самый плохой, но и не самый хороший, нужно делать всё, чтобы мир стал лучше. Свобода мыслить – лозунг Вольтера. Свободомышление для него главное, что должно быть у человека. На народ надеется нельзя, просто потому что он не просвещенный, поэтому ему власть давать нельзя. Ж.Ж. Руссо прославился теорией общественного договора. Первый теоретик гражданского общества. Руссо потерял всех друзей, так как он был очень сложным человеком. Руссо обосновал все идеи гражданского общества. Враждовал всю жизнь с Вольтером, так как делал ставку на обычных людей, а не на аристократию. Руссо верил в Бога и защищал его. Главное в человеке не физические потребности, а чувства. При этом Жан Жак Руссо считал, что человек - альтруист. Что было в противовес другим просветителям, так как они считали, что человек должен развивать атеистические чувства. Руссо считал, что науки и искусство портят человека, а необразованные люди зачастую были более добрые. Отдает предпочтение нравственности, а не образованности. Создает новый жанр - сентиментальный роман. Где создаётся новый человек, человек с чувствительной душой. Любовь – природное чувство, которое присуще всем. Все люди одинаковые. Детей должны растить радостными и веселыми, для этого необходимо было совместить труд и игру. Также он касается темы религии. Сам он в отличие от многих других просветителей был верующим человеком. Но при этом он пишет о том, что человек свободен перед выбором религии – естественная религия. За что он подвергся резкой критике, так как в те годы была сильна позиции церкви были очень сильны. Все исследователи указывают на первенство Жан Жака Руссо как на основателя теории общественного договора. До Великой Буржуазной революции эта теория была не востребована. Люди заключают общественный договор, чтобы реализовать свои потребности и повысить производительность труда. Интересно, но Руссо выступает в качестве критика промышленности. Первобытный строй золотой век человечества, поэтому не все исследователи признают его просветителем. Но всё же он выделяет природу и воспитание, значит всё-таки он относится к просветителю. Но при этом Руссо делает упор на естественность. Понятие «Гражданское состояние» пошло не от Руссо, английские философы начали использовать его первыми. Но он первый выделяет его характерные черты, при этом гражданское общество не тождественно государству. Характеристики народ сам издает закону, народ суверен. Он ссылается на римскую республику, которая практиковала всенародное собрание. Руссо дает понятия народного суверенитета, который он считал важнейшей чертой гражданского общества. Под народным суверенитетом Жан Жак Руссо понимал принятие законов самостоятельно народом путем всеобщего голосования. При этом существовал минус, что народ не просвещён. Поэтому он придумал должность законодателя. Законодатель – это просвещенный человек, который предлагает законы, но принимает законы только сам народ, без указов правителя. Также Руссо, даёт понятие общей воли – воли граждан, там, где нет экономических интересов, граждане политически объединяются и защищают свои гражданские идеалы. В экономике – экономические интересы разные, возникают противоречия, поэтому здесь общей воли у граждан нет. Далее Руссо, выдвигает уравнительную идею, люди должны быть равны в собственности. Руссо подвергался критики за то, что человек всегда живет в обществе, потому что люди не заключали общественного договора. Она произошла лишь после буржуазных революций, когда были закреплены неотчуждаемые права человека.
«Философия просвещения и немецкая классическая философия» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 293 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot