Нелинейные модели
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Задание: после прочтения материалов лекции написать какие технологии развития речи вы считаете эффективными в свете принятия ФГОС ДО. Файл вложить в систему
Лекция
Тема: Цель и задачи развития речи детей
План
1. Цель и задачи развития речи детей
2. Развитие речи в рамках введения ФГОС ДО
1. Цель и задачи развития речи детей
Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т.е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи (К. Д. Ушинский).
Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка, как ее правильность. Ставилась задача «научить детей чисто и правильно говорить на родном языке, т.е. свободно пользоваться правильным русским языком в общении друг с другом и взрослыми в различной деятельности, свойственной дошкольному возрасту». Правильная речь рассматривалась как: а) правильное произношение звуков и слов; б) правильное по смыслу употребление слов; в) умение правильно изменять слова согласно грамматике русского языка.
Такое понимание объясняется общепринятым тогда в языкознании подходом к культуре речи как к ее правильности. В конце 60-х гг. в понятии «культура речи» стали выделять две стороны: правильность и коммуникативную целесообразность (Г. И. Винокур, Б. Н. Головин, В. Г. Костомаров, А. А. Леонтьев).
Правильная речь считается необходимой, но низшей ступенью, а коммуникативно-целесообразная речь – высшей ступенью овладения литературным языком. Первая характеризуется тем, что говорящий употребляет языковые единицы в соответствии с нормами языка, например без носков (а не без носок), надеть пальто (а не одеть) и др. Но правильная речь может быть бедной, с ограниченным словарем, с однообразными синтаксическими конструкциями. Вторая характеризуется как оптимальное использование языка в конкретных условиях общения. Здесь имеется в виду выбор наиболее подходящих и разнообразных способов выражения определенного смысла. Эту вторую, высшую ступень школьные методисты применительно к школьной практике речевого развития назвали хорошей речью (См.: Методика развития речи на уроках русского языка/Под ред. Т. А. Ладыженской. – М., 1991.)
Признаками хорошей речи являются лексическое богатство, точность, выразительность.
Такой подход в определенной мере можно использовать и по отношению к дошкольному возрасту, более того, он обнаруживается при анализе современных программ детского сада, методической литературы по проблемам речевого развития детей. Развитие речи рассматривается как формирование навыков и умений точной, выразительной речи, свободного и уместного использования языковых единиц, соблюдения правил речевого этикета. Экспериментальные исследования, опыт работы свидетельствуют, что к старшему дошкольному возрасту дети могут овладеть не только правильной, но и хорошей речью.
Следовательно, в современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста – формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.
Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи. Исследования проблем развития речи последних лет, проведенные под руководством Ф. А. Сохина, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи: структурный (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического); функциональный, или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога); когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).
Представим наглядно вычленение задач речевого развития детей.
Основные единицы языка
Формы речевого общения
Задачи развития речи
Слово
1 Развитие словаря
Звук
2 Воспитание звуковой культуры речи
Словоформа
Словосочетание
Предложение
3 Формирование грамматического строя речи
Текст
Диалог
Монолог
4 Развитие связной речи
а) формирование диалогической (разговорной) речи,
б) формирование монологической речи
Остановимся кратко на характеристике каждой задачи. Их содержание определяется лингвистическими понятиями и психологическими особенностями овладения языком.
1. Развитие словаря
Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.
Главное в развитии детского словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
Словарная работа в детском саду проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Ее задачи и содержание определяются с учетом познавательных возможностей детей и предполагают освоение значений слов на уровне элементарных понятий. Кроме того, важно, чтобы дети освоили сочетаемость слова, его ассоциативные связи (семантическое поле) с другими словами, особенности употребления в речи. В современной методике большое значение придается развитию умений выбирать наиболее подходящие слова для высказывания, употреблять многозначные слова в соответствии с контекстом, а также работе над лексическими средствами выразительности (антонимы, синонимы, метафоры). Словарная работа теснейшим образом связана с развитием диалогической и монологической речи.
2. Воспитание звуковой культуры речи – многоаспектная задача, в которую входят более частные микрозадачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и произношения (говорение, речепроизношение).
Она предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация); выработку четкой дикции. Большое внимание уделяется культуре речевого поведения. Воспитатель учит детей пользоваться средствами звуковой выразительности с учетом задач и условий общения.
Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для воспитания звуковой культуры речи. Овладение четким и правильным произношением должно быть завершено в детском саду (к пяти годам).
3. Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение.
Освоение грамматического строя представляет большую сложность для детей, поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. К тому же грамматический строй русского языка отличается наличием большого числа непродуктивных форм и исключений из грамматических норм и правил.
Дети усваивают грамматический строй практически, путем подражания речи взрослых и языковых обобщений. В дошкольном учреждении создаются условия для освоения трудных грамматических форм, выработки грамматических навыков и умений, для предупреждения грамматических ошибок. Обращается внимание на освоение всех частей речи, освоение разных способов словообразования, разнообразных синтаксических конструкций. Важно добиться, чтобы дети свободно пользовались грамматическими навыками и умениями в речевом общении, в связной речи.
4. Развитие связной речи включает развитие диалогической и монологической речи.
а) Развитие диалогической (разговорной) речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Долгое время в методике обсуждается вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ею спонтанно в процессе общения с окружающими. Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.
Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога. Монолог зарождается в недрах диалога (Ф. А. Сохин).
б) Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов. Эти умения формируются на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри его.
5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи обеспечивает подготовку детей к обучению грамоте.
«В подготовительной к школе группе речь впервые становится для детей предметом изучения. Воспитатель развивает у них отношение к устной речи как языковой действительности; он подводит их к звуковому анализу слов». Детей учат также производить слоговой анализ слова, анализ словесного состава предложений. Все это способствует формированию нового отношения к речи. Предметом осознания детей становится речь (Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М., 1966. – С. 27.)
Но осознание речи связано не только с подготовкой к обучению грамоте. Ф. А. Сохин отмечал, что работа, направленная на элементарное осознание звуков речи, слов, начинается задолго до подготовительной к школе группы. При обучении правильному звукопроизношению, развитии фонематического слуха детям даются задания вслушиваться в звучание слов, находить наиболее часто повторяющиеся звуки в нескольких словах, определять местоположение звука в слове, вспомнить слова с заданным звуком. В процессе словарной работы дети выполняют задания на подбор антонимов (слова с противоположным значением), синонимов (слова, близкие по значению), отыскивают определения и сравнения в текстах художественных произведений. Причем важным моментом является употребление в формулировках заданий терминов «слово», «звук». Это позволяет сформировать у детей первые представления о разграничении слова и звука. В дальнейшем при подготовке к обучению грамоте «эти представления углубляются, так как ребенок вычленяет слово и звук именно как единицы речи, имеет возможность «услышать» их отдельность в составе целого (предложения, слова).
Осознание явлений языка и речи углубляет наблюдения детей над языком, создает условия для саморазвития речи, повышает уровень контроля за речью. При соответствующем руководстве со стороны взрослых оно способствует воспитанию интереса к обсуждению языковых явлений, любви к родному языку.
В соответствии с традициями отечественной методики в круг задач развития речи включается еще одна задача – ознакомление с художественной литературой, не являющаяся речевой в собственном смысле слова. Скорее ее можно рассматривать как средство осуществления всех задач развития речи ребенка и усвоения языка в его эстетической функции. Художественное слово оказывает огромное влияние на воспитание личности, является источником и средством обогащения речи детей. В процессе ознакомления детей с художественной литературой обогащается словарь, развиваются образная речь, поэтический слух, творческая речевая деятельность, эстетические и нравственные понятия. Поэтому важнейшей задачей детского сада является воспитание у детей интереса и любви к художественному слову.
Вычленение задач развития речи носит условный характер, в работе с детьми они тесно связаны между собой. Эти отношения определяются объективно существующими связями между различными единицами языка. Обогащая, например, словарь, мы одновременно заботимся о том, чтобы ребенок правильно и четко произносил слова, усваивал разные их формы, употреблял слова в словосочетаниях, предложениях, в связной речи. Взаимосвязь разных речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает предпосылки для наиболее эффективного развития речевых навыков и умений.
Вместе с тем центральной, ведущей задачей является развитие связной речи. Это объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общения). Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития. В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком.
Знание педагогом содержания задач имеет большое методическое значение, поскольку от этого зависит правильная организация работы по развитию речи и обучению родному языку.
2. Развитие речи в рамках введения ФГОС ДО
Речевое развитие это одна из пяти, обозначенных во ФГОС ДО, образовательных областей. Она взаимосвязана с еще одной областью - Социально-коммуникативное развитие, которое направлено на:
• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
• развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
Развитие речи в дошкольном детстве как овладение родным языком является процессом многоаспектным по своей природе. Это овладение составляет необходимую базу формирования полноценного мышления человека. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной и интеллектуальной сферах. Речевая недостаточность влияет на их общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает развитие познавательных возможностей, нарушает процесс социальной адаптации. И только своевременное и комплексное воздействие на ребенка дает успешную динамику речевого развития. Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако анализ практической ситуации речевого развития дошкольников за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с разными нарушениями речи. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность – невозможно, поэтому речевое развитие дошкольника тесно связано с познавательным развитием и внутренним миром ребенка.
Основная цель речевого развития детей дошкольного возраста: формирование устной речи и навыков речевого общения на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи речевого развития:
-овладение речью как средством общения и культуры;
-обогащение активного словаря;
-развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; -развитие речевого творчества;
-знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
-развитие фонематического слуха;
-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Кроме традиционных речевых задач (формирования звуковой культуры речи, словарной работы, развития грамматического строя и связной речи) особое внимание следует обратить на задачи:
— развития диалогической речи дошкольников;
— развития речевого творчества;
— формирования понимания на слух текстов различных жанров детской литературы.
Подобные приоритеты расставлены не случайно.
1. Речь рассматривается как средство общения. Чтобы конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, ребенок должен свободно владеть диалогическим общением и использовать все вербальные и невербальные средства этого общения.
2. Стандарт направлен на развитие творческого потенциала каждого ребенка, формирование творческой активности и самостоятельности. Задача развития речевого творчества у дошкольников – формирование позиции активного участника в речевом взаимодействии.
3. Под пониманием на слух текстов различных жанров детской литературы подразумевается восприятие этих текстов. В процессе восприятия произведения ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. Восприятие художественных произведений рассматривается как один из приемовформирования творческой личности, что соответствует целевым ориентирам ФГОС дошкольного образования.
Принципы развития речи:
-взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития;
-коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи;
-развитие языкового чутья;
-формирование элементарного осознания явлений языка;
-взаимосвязь работы над различными сторонами речи;
-обогащение мотивации речевой деятельности;
-обеспечение активной языковой практики.
Основные направления работы по развитию речи детей:
-развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с
контекстом высказывания; с ситуацией, в которой происходит общение);
-воспитание звуковой культуры речи (развитие восприятия звуков родной речи и
произношения);
-формирование грамматического строя (морфология – изменение слов по родам, падежам,
числам; синтаксис – освоение различных типов словосочетаний и предложений;
словообразование);
-развитие связной речи (диалогическая – разговорная; монологическая – рассказывание);
-формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различение звука и слова;
нахождение места звука в слове);
-воспитание любви и интереса к художественному слову.
Методы развития речи:
-наглядные (непосредственное наблюдение и его разновидности – наблюдения в природе, экскурсии; опосредованное наблюдение – рассматривание игрушек и картин, рассказывание по картинам и игрушкам);
-словесные (чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал); -практические (дидактические игры и упражнения, игры-драматизации, инсценировки, пластические этюды, хороводные игры).
Средства развития речи:
-общение взрослых и детей;
-культурная языковая среда;
-обучение родной речи на занятиях;
-художественная литература;
-изобразительное искусство, музыка, театр;
-занятия по другим разделам Программы.
Рассмотрим как отражается формирование одного из важных целевых ориентиров в раннем и дошкольном возрасте
Ранний возраст
Своевременное и полноценное формирование речи ребенка в раннем возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшей его успешной познавательной деятельности. Недопустима задержка и любое нарушение в ходе развития речи малыша. Она отразится на общем эмоциональном и физическом развитии ребенка. Развитию речи благоприятствует разнообразие форм общения ребенка со взрослым. Большое значение в развитии речи имеет общая активность ребенка, действия с окружающими его предметами, игрушками и повышенный интерес ко всему окружающему и в первую очередь к окружающим взрослым. Развитие речи - одно из важнейших направлений работы воспитателя, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка третьего года жизни.
У ребенка 2-3 лет речь необходимо развивать как средство общения, т.е. создавать условия, при которых дети будут учиться устанавливать контакты и добиваться своей цели путем словесного обращения к взрослому или сверстнику. Следует также обогащать пассивный и активный словарь ребенка, используя существительные, глаголы, наречия, прилагательные, предлоги.
Для этого необходимо следующее:
• Внимательно и заинтересованно выслушивать детей.
• Много говорить самому.
• Вовлекать детей в разговор на определенную тему.
• Помогать им вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками.
Дети 2-3 лет – очень наблюдательны. Ни одна вещь в руках, ни один жест не останутся незамеченными. Играя с детьми, что-то рассматривая – педагогу необходимо терпеливо, без суеты рассказывать о том: что, зачем и как делает и что надеется получить в результате. Совершенствуется восприятие речи окружающих. Многие уже легко повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые фразы. Однако между пассивным и активным словарем ребенка наблюдается большой разрыв. Следует, как можно чаще использовать задания-поручения. Эти задания позволят воспитателю выяснить, понимает ли ребенок, о чем идет речь, появилось ли новое слово в его пассивном словаре. Знакомя детей с новым словом, необходимо неоднократно повторить его в сочетании с уже известными им словами. Затем с помощью вопросов можно поупражнять детей (хоровые и индивидуальные ответы) в употреблении этого слова. Необходимо использовать игры и упражнения, способствующие формированию словаря. Эти игры и упражнения используются при повторении знакомых детям сказок, потешек, песенок, стихотворений.
Данный возраст благоприятен для формирования звуковой культуры речи. Обучение звукопроизношению начинается с гласных звуков и простых по артикуляции согласных (м, п, б, в, ф). Правильное, отчетливое их произношение готовит артикуляционный аппарат к произношению более сложных звуков, таких, как свистящие.
Маленькие дети часто говорят или тихо, или, наоборот, крикливо, не умеют говорить шепотом. Развитию голосового аппарата способствуют упражнения, в которых одни и те же звуки или звукосочетания произносятся с различной громкостью. Это подготавливает ребенка к правильному интонированию как средству выразительности (смена силы голоса в зависимости от содержания высказывания). Правильное произношение звуков, слов, фраз обеспечивается и хорошо поставленным речевым дыханием, для выработки относительно плавного и продолжительного выдоха детям дается задание на развитие дыхания.
Прогулки по группе, рассматривание и обследование вещей, игры с некоторыми из них – наиболее эффективны в первые месяцы учебного года, потому что приучают детей что-то делать всем вместе, слышать воспитателя.
Игры-инсценировки: с помощью игрушек создаются модели положительного и негативного поведения, характерные для детей третьего года жизни.
При рассматривание с детьми сюжетных картин – желательно, чтобы это были картины из серий, специально созданных для детских садов.
Существует множество методов и приемов, направленных на развитие речи ребенка раннего возраста. Со стороны взрослого важно создать условия для более успешного усвоения словаря ребенком. Важное значение для своевременного развития речи ребенка имеет отношение к нему взрослого. Внимательное, бережное, доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций. Без этого невозможно устанавливать с ребенком тесный контакт и развивать его активную речь. Воспитательные воздействия должны проводится постоянно, и направляться на все стороны психического развития ребенка. Только при всестороннем развитии у ребенка будет развиваться активная речь и общение.
Методы
Приемы
Формы
Развивающая
организации
предметно-пространственная среда
Словесные методы:
Внимательно и
Игровые
1.Трансформируемость
чтение потешек,
заинтересованно
развивающие
пространства
прибауток, стихов,
выслушивать детей.
ситуации.
предполагает
сказок с
Много говорить
Совместная
возможность изменений
использованием
самому.
деятельность
предметно-
наглядности; чтение и
Вовлекать детей в
педагога и
пространственной среды в
рассказывание
разговор на
детей.
зависимости от игровой
рассказов, заучивание
определенную тему.
Режимные
развивающей ситуации, в
стихотворений с
Помогать им вступать
моменты.
том числе от меняющихся
использованием
в речевой контакт со
Занятия со
интересов и возможностей
наглядности.
взрослыми и
специалистами.
детей;
Звукоподражание -
сверстниками.
2.Полифункциональность
эффективный метод
Проговаривание
материалов предполагает:
активизации речи детей.
изолированного звука.
• возможность разнообразного
Игры-инсценировки.
Произнесение
использования различных
Задания-поручения.
несложных
составляющих
звукоподражательных
предметной среды,
слов.
например, детской
Отработка звука в
мебели, матов, мягких
составе слова с
простой слоговой структурой (слова с открытым слогом, односложные слова). Закрепление произношения звука во фразовой речи, включающей слова с данным звуком.
модулей, ширм и т.д.;
• наличие в группе полифункциональных предметов, которые используются в разных видах детской активности.
3. Вариативность среды предполагает: наличие в группе разнообразных материалов, игр, игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей, а также периодическую сменяемость игрового материала, которые стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
4. Доступность среды предполагает: свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской активности;
5. Безопасность предметно-
пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Младшая группа
Работа с детьми данного возраста строится на основе свойственного им наглядно-действенного типа мышления и ориентирована на формирование нового типа мышления – наглядно-образного. При этом в ННОД используются как фронтальный метод, так и работа в группах и индивидуально.
Методы
Приёмы
Формы организации
Развивающая предметно-пространственная среда
Словесный Наглядный Практический
Педагог – образец речевой культуры. Речевое сопровождение
1.Индивидуальная. Педагог общается с ребенком, выясняет речевые возможности и
-Иллюстрации по
лексическим темам.
-Дидактические игры.
-Маски и костюмы для
практической
способы
инсценировок и
деятельности.
индивидуального
театрализации.
Составление рассказа.
развития его речи. В
-Атрибуты и пособия для
Артикуляционная
таком случае
сюжетно-ролевых игр.
гимнастика, она
происходит
-Игрушки для
представляет собой
диагностическое и
обыгрывания построек.
комплекс упражнений,
коррекционное
-Картотеки
которые готовят
общение.
артикуляционных
речевой аппарат
2. Работа в стихийно
упражнений,
ребенка к правильному
возникающих группах.
пальчиковых игр,
произношению.
Такие группы
дыхательных
Артикуляционная
реализуют стихийно
упражнений.
гимнастика сочетается
возникший замысел.
-Художественная
с дыхательными
3. Работа групповая.
литература для чтения и
упражнениями и
Дети постоянно
заучивания.
мимическим
объединяются в
-Пособия для развития
массажем.
небольшие группы из
мелкой моторики.
Развитие речи в
3-4 человек и работают
младшем дошкольном
сообща.
возрасте напрямую
4.Работа
зависит от развития
фронтальная.
мелкой моторики руки
Может быть
ребенка, для чего в
организована
ННОД используются
педагогом и объявлена
специальные
как приглашение или
упражнения и
«задание для всех».
пальчиковые игры.
Чаще воспитатель «
Наряду с развитием
заражает» детей,
мелкой моторики
предлагая вначале
уделяется внимание
деятельность только
развитию тактильной
одной малой группе.
чувствительности, что
Происходит
помогает детям
«взаимозаряжение»
приобретать
интересной
способность сравнивать предметы по качеству. Словесное
обозначение качества предметов расширяет активный и пассивный словарь ребенка. Дети принимают участие в составлении рассказа по сюжетным картинкам, раскрашивают их и дорисовывают отдельные фрагменты. Для повышения качества усвоения материала на занятиях используются мягкие игрушки.
деятельностью.
Средняя группа
Пятый год жизни - период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга. Ребёнок старше четырёх с половиной лет сопровождает речью каждое второе (бытовое, игровое) действие - по данным Г. М. Ляминой.
Речь детей 4-5 лет характеризуется рядом достижений. Дети этого возраста:
• проявляют интерес к тому, как предметы расположены относительно друг друга; употребляют предлоги (в, на, над, под, за, из-за, из-под, около, между) и наречия (рядом, близко, сбоку, слева, сзади и т. п.);
• активно используют в речи существительные, обозначающие родовые и видовые понятия (посуда, одежда, обувь; цветы - садовые, луговые; животные - дикие, домашние и т. д.);
• пытаются отражать в речи взаимоотношения людей и их эмоции;
• выполняют интеллектуальные операции, связанные с сравнением предметов, их группировкой, классификацией;
• используя аналогии, дети легко усваивают способы образования существительных (при помощи суффиксов), глаголов (с помощью приставок).
В процессе освоения новых слов малыш не просто запоминает их, он начинает уже осмысливать их звуковую сторону, пытается установить более тесную связь между предметом и словом, его обозначающим, стремится по-своему осознать названия некоторых предметов, действий, т.е. у ребенка появляется мотивированное отношение к лексике. Он нередко начинает употреблять слова, которые отсутствуют в родном языке (лопаткой копают, значит, она «копатка», а не лопатка). Грамматический строй в этом возрасте еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). На вопросы взрослых ребенок все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. Повышенный интерес к звуковой стороне слова помогает ребенку изменять
слова по аналогии с другими. Однако такие изменения не всегда удачны. Дети этого возраста еще допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными; неправильно употребляют падежные окончания («Мама окны моет»). В этом возрасте ребенок еще не способен логично, связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказывать о событиях, свидетелем которых он был, не может толково пересказать содержание прочитанных ему сказки, рассказа. Его речь все еще носит ситуативный характер. Высказывания ребенка состоят из простых распространенных предложений, часто лишь отдаленно связанных между собой по содержанию. Понять их содержание без дополнительных вопросов не всегда можно. Еще нет той развернутости в высказывании, которая характерна для монологической речи. Ребенок не может также самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинки. Он лишь называет предметы, действующих лиц или перечисляет действия, которые они совершает (прыгает, умывается). Имея хорошую память, малыш способен запоминать и воспроизводить небольшие по объему стихотворения, потешки, а неоднократно прослушав одну и ту же сказку, может почти дословно передать ее содержание, часто даже не понимая смысла слов. Дети уже способны улавливать в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражать им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом. Ребенок обнаруживает возможность узнавать звук в слове, а также подбирать слова с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа.
У четырехлетних детей особенно ярко проявляются индивидуальные различия в формировании произносительной стороны речи: у одних детей речь чистая, с правильным произношением почти всех звуков, у других она может быть еще недостаточно ясной, с неправильным произношением большого количества звуков. Родителям и воспитателям следует обратить особое внимание на таких детей, выявить причины отставания и принять меры к устранению недостатков. В норме к пяти годам дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений.
Методы
Приемы
Формы
Развивающая
организации
предметно-
пространственная
среда
Метод
Наблюдение за
Образовательная ситуация
Развивающая
имитации
реальным предметом
(предполагает участие
речевая среда средней
при ознакомлении с
небольшой подгруппы
группы должна
Метод
окружающим
детей) – направлена на
способствовать
разговора
решение постепенно
удовлетворению
(вопросов и
Опора на
усложняющихся задач:
потребностей детей в
ответов,
иллюстрации
научить способам
получении и
беседы)
доброжелательного
обсуждении
Игры: предметная,
делового общения с
информации,
Метод
сюжетная (ролевая,
собеседником, научить
формирование навыков
Рассказывания
«режиссерская»,
задавать вопросы,
общения со
(сочинения)
драматизация),
выстраивая их в
сверстниками,
подвижная,
логической
знакомства с
дидактическая
последовательности,
формулами речевого
учить обобщать
этикета.
Опора на словесный
полученные сведения в
Речевой уголок (или
образец
единый рассказ и т.д.
зона речевого развития) должен
Постановка
Игровая обучающая
Соответствовать
различных
ситуация
общему оформлению
вопросов-заданий
(ситуация-иллюстрация,
группы; можно
ситуация-оценка и др.).
придумать название, например, «Учимся
Сценарии
говорить правильно»,
активизирующего общения
или просто выделить
(включает разговоры
место. В его
с детьми, дидактические,
оформлении
подвижные, народные
необходимо проявить
игры; инсценировки,
индивидуальность и
драматизации,
творчество, чтобы
обследование предметов
детям хотелось
и др.)
пользоваться представленными материалами и пособиями (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для
развития
объяснительной речи). Например, её героем может стать добрый гном, который будет учить правильно говорить, или наоборот, иностранец или инопланетянин, которого дети научат красиво говорить на русском языке.
В средней группе должно преобладать такое содержание
развивающей среды, которое определяет переходный этап от предметной деятельности к более развитой игровой. Этот уровень должен расти, его может обеспечить плавный переход от обеспеченной творческой игры к игре, заставляющей ребенка самого искать комбинации игровой ситуации, обстановки, игрового содержания, правил и действий.
Старшая группа
На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.), глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения. Круг чтения ребенка 5—6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Он способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением.
Методы
Приемы
Формы
Развивающая
организации
предметно-
пространственная
среда
Наглядные
Показ картин,
картинки,
игрушки,
действия,
движения,
использование
ТСО
Образовательные
ситуации
(ННОД)
Речевой центр. Центр
представляет собой специально оборудованное пространство
для индивидуальных игр или игр небольшими группами, а также для совместной
деятельности взрослого и
детей.
В его оборудование входят: стеллажи, расположенные на разном уровне, игровой,
дидактический и наглядный материал, стимулирующий
речевую деятельность и
речевое общение детей и др. Игровой и дидактический
представлен
по
материал
разделам:
-звукопроизношение
-фонематический слух и
закрепление полученных
навыков по подготовке к
обучению грамоте
-лексико-грамматический строй
речи и развитие связной речи
-обогащение словарного запаса
-формирование психических
процессов.
Звукопроизношение
• развитие артикуляционной моторики
(артикуляционные уклады, схемы, картотека артикуляционной гимнастики «Сказки о весёлом язычке»);
- развитие дыхания («Футбол», «Снежинка», «Волшебное пёрышко», «Сдуй бабочку с цветка», «Самолёты», вертушки, мыльные пузыри и т.д.);
• закрепление навыков
звукопроизношения
поставленных звуков («Найди игрушку на заданный звук в бассейне с крупой», предметные картинки, сюжетные
картинки, различные
виды театров, альбомы на каждый звук,
логопедические альбомы для автоматизации
различных звуков т.д.).
> Фонематический слух и закрепление полученных навыков по обучению грамоте (музыкальные инструменты,
индивидуальные пеналы с фишками для звукового анализа, составления слов и предложений, наборы азбук, «Найди,что звучит»,
«Угадай откуда идёт звук», «Сложи слово», «Паровозик из Ромашково» - деление слов на слоги, «Домик» -местоположение звука в слове, «Замки» - мягкие, твёрдые согласные,
«Слоговая гусеница» -составь из слогов слова, «Поезд» - предложения, ребусы, сканворды, и т.д.);
> Лексико-грамматический строй речи и развитие связной речи
(«Глаголы в картинках», «Скажи по- другому», «Что не так?», «Подбери слова к рассказу», «Один - много», «Сосчитай и назови», «Что и где?» сюжетные картины, серии сюжетных картин, предметные картинки,
мнемотаблицы и
мнемодорожки и т.д.)
> Обогащение словарного запаса
(предметные и сюжетные картинки по лексическим темам, лексические
лото:«Мир животных»,
«Детёныши», «Сказочные герои» (герои русских сказок), «Профессии», «Дорожные знаки» ит.д.); > Формирование
психических процессов («Мои первые часы», «Подбери узор», «Отгадай-ка», «Смотри, играй, запоминай»,
«Геометрическая мозаика», «Логический поезд», «Что сначала, что потом» и т.д.)
Словесные
Речевой образец,
повторение,
объяснение,
словесные
упражнения,
вопросы
(поисковые,
репродуктивные,
обобщающие,
прямые,
наводящие),
оценка детской
речи
Игровые педагогические ситуации
Литературный центр
(энциклопедии,
художественная литература (сказки, рассказы, сборники стихов), книги для мальчиков (приключения, техника) и девочек (сказки о принцессах и др.), журналы, тематические выставки (писатели, иллюстраторы, события, жанры)
Практические
Приёмы носят
игровой
характер
Ситуации общения
Детская библиотека
(классификаторы, читательские билеты, «дежурный библиотекарь», книги изготовленные детьми, «книгопечатание»)
Проблемные, проблемно-игровые ситуации
Театральный центр (все виды театра: оформляется в некоторой отдалённости от «Библиотеки» и «Литературного центра»)
Беседа по месту в образовательном процессе:
- вводная (перед чтением, наблюдением и др.)
- сопровождающая (демонстрацию видеоматериалов, фотографий,
рассматривание картин, игрушек)
- завершающая (закрепление представлений, обсуждение впечатлений, рефлексия)
по дидактическим средствам:
- на основе восприятия наглядности
- на основе восприятия литературного текста
- на основе детского опыта
по направленности интеллектуального развития:
- воспроизводящие (на развитие памяти, например, беседа после экскурсии, целевой прогулки, посещения спектакля и др.)
- итоговые (на развитие операций словесно-логического мышления: анализа, обобщения, сравнения)
по количеству участников
- индивидуальные
- подгрупповые(от 3-х до 9-ти детей)
- групповые Отгадывание и придумывание загадок (описательных, со сравнением, метафизических)
Рассказывание:
- воспитателя (сказки, события из жизни человека, животных, растений, истории из личного опыта)
- детей
(по восприятию (описание игрушек и предметов), по памяти
(из личного и коллективного опыта), по воображению (придумывание окончания рассказа, рассказы по плану, модели, на тему, по пословицам, сочинение сказок), на основе литературного текста (пересказы: совместный, по ролям, близко к тексту, по частям, творческий пересказ от лица литературного героя)
Ситуативный разговор («развивающая болтовня» по К.Д. Ушинскому):
- намеренный
-непреднамеренный
- индивидуальный
- коллективный
Чтение и обсуждение
литературы
(художественной,
познавательной),
фольклора
Викторины
Конкурсы
Литературные гостиные
Речевые игры и упражнения
Игры – драматизации
Режиссёрские игры
Подготовительная к школе группа
В этом возрасте формируется мотивация готовности к школьному обучению, появляется потребность в знаниях и стремление к совершенствованию, развиваются познавательные интересы; происходит развитие звуковой и интонационной культуры речи; продолжается пополнение лексического состава языка; совершенствуется грамматический строй речи. Дошкольники этого возраста используют устную речь для выражения своих мыслей, понимают на слух тексты различных жанров детской литературы; у них появляется интерес к слову, они активно занимаются словотворчеством, самостоятельно придумывают сказки и рассказы
Методы
Приемы
Формы организации
Развивающая
предметно-
пространственная среда
Наглядные:
Образовательная
РППС должна быть:
ситуация (ОС).
-содержательно-
использование
Показ образца,
насыщенной,
иллюстративно-
пояснение,
Игровая обучающая
развивающей;
наглядного,
объяснение,
ситуация (ИОС).
- трансформируемой;
игрового
педагогическая
-полифункциональной;
материала как
оценка
-вариативной;
раздаточного,
Сценарии
-доступной;
так и
активизирующего
-безопасной;
демонстрационн
общения - обучение
-здоровьесберегающей;
ого, модели
игровому
-эстетически-
речевых
(диалогическому)
привлекательной.
алгоритмов,
общению. Такая форма
речевых единиц.
включает разговоры с
Пространство группы
детьми, дидактические,
следует организовывать в
Словесные:
подвижные, народные
виде хорошо
рассказ, беседа,
игры; инсценировки,
разграниченных зон
чтение.
драматизации,
(«центры», «уголки»,
Коммуникативн
обследование предметов
«площадки»), оснащенных
ые ситуации,
и др.
большим количеством
рассказ
развивающих материалов
воспитателя,
Проектная
(книги, игрушки,
беседа с детьми,
деятельность как
материалы для творчества,
чтение детской
вариант
развивающее оборудование
литературы,
Упражнения,
интегрированного
и пр.). Все предметы
речевые образ ц ы
игры и
метода обучения
должны быть доступны
структуры
моделирование
дошкольников, как
детям.
речевого
способ организации
Подобная организация
высказывания.
педагогического
пространства позволяет
процесса, основанный на
дошкольникам выбирать
Практические:
взаимодействии педагога
интересные для себя
исследовательск
и воспитанника,
занятия, чередовать их в
ие действия;
поэтапная практическая
течение дня, а педагогу
игры-
деятельность по
дает возможность
экспериментиро
достижению
эффективно
вания,
поставленной цели.
организовывать
поисковые
образовательный процесс
действия;
Игры
с учетом индивидуальных
образные игры-
с готовыми текстами
особенностей детей.
имитации;
-подвижные;
Оснащение уголков
игровые
-дидактические
должно меняться в
ситуации;
(«Я садовником
соответствии с
посильный труд
родился», «Краски»,
тематическим
в природе;
«Смешинки» и др. –
планированием
продуктивная
освоить разнообразие
образовательного процесса.
деятельность,
инициативных и
В качестве речевого
дидактические
ответных реплик,
развития может выступать
игры и
приобщиться к
центр «Будем говорить
упражнения;
выполнению основных
правильно», который
сюжетно-
правил ведения диалога).
оснащён следующим
материалом:
• картотека словесных
игр;
• настольно-печатные
дидактические игры
для формирования и
ролевые игры;
моделирование.
-дидактические игры,
предполагающие
диалогическое
взаимодействие, но не
содержащие готовых
Инновационные:
использование
интерактивных
досок,
презентаций по
лексическим
темам,
компьютерных
специализирован
ных программ,
онлайн- игр.
реплик
совершенствования
(«Кто кого запутает»,
грамматического
«Поручение», «Похожи –
строя речи и
не похожи», «Угощайся
развития связной
пирожком», игры с
речи;
телефоном «Вызов
• раздаточный
врача», «Звонок маме на
материал и материал
работу», «Бюро добрых
для фронтальной
услуг»).
работы по формированию
Примеры разных форм
навыков звукового и
работы для речевого
слогового анализа и
развития:
синтеза (семафоры,
-литературно-
светофорчики для
музыкальные праздники,
определения места
-фольклорные ярмарки,
звука в слове,
-игры-драматизации,
пластиковые круги
-разные виды театров,
квадраты разных
-агитбригада,
цветов);
-социальные акции,
• настольно-печатные
-речевые газеты,
дидактические игры
-книги-самоделки,
для развития
-проблемные ситуации,
навыков звукового и
-посиделки,
слогового анализа и
-интерактивные речевые
синтеза («Подбери
стенды,
схему», «Помоги
-календарь событий и др.
Незнайке», «Волшебные
Конструкторы ЛЕГО:
дорожки»);
созданные постройки
• раздаточный
из ЛЕГО можно
материал для
использовать в играх -
анализа и синтеза
театрализациях, в
предложений;
которых содержание,
• разрезной и
роли, игровые действия
магнитный алфавит,
обусловлены сюжетом и содержанием того или
алфавит на кубиках;
иного литературного
В качестве центров
произведения, сказки и
развития могут выступать:
т. д., а также имеются
• уголок для сюжетно-
элементы творчества.
ролевых игр;
Выполняя постройку,
• уголок ряжения (для
дети создают объемное
театрализованных игр);
изображение, которое
• книжный уголок;
способствует лучшему
• зона для настольно-
запоминанию образа
печатных игр;
объекта. О лошадке,
• выставка (детского
которую сделал сам,
рисунка, детского
ребенок рассказывает
творчества, изделий
охотнее, придумывает разные истории и т. д.
народных мастеров и т. д.);
• уголок природы (наблюдений за природой);
• спортивный уголок;
• уголок для игр с водой и песком;
• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
• игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
• игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. При проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая» (статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. В целом принцип динамичности — статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т. п.).
Задание: после прочтения материалов лекции написать (от руки), какие технологии развития речи вы считаете эффективными в свете принятия ФГОС ДО. Файл вложить в систему