Наука о языке
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1. Наука о языке
Лингвистика или языкознание – наука о естественном человеческом
языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных его представителях1.
Язык является неотъемлемой частью человека и человеческого общества.
Трудно представить себе общество, в котором не было бы языка, а люди бы
не общались между собой. Язык – это сложная система знаков, включающая
тысячи слов и правил, которые управляют речевым поведением.
Обычно во время процесса «говорения» люди не задумываются, на каком
языке они говорят. Дети учатся языку бессознательно. Далее взрослый
человек говорит, бессознательно подбирая нужные слова и строя из них
предложения. Внимание на язык обращается редко и в следующих случаях:
1) только осознанно можно освоить письменный язык, обучиться грамоте. 2)
При тех или иных трудностях в использовании языка, когда человек не
может найти подходящих слов для выражения мысли или не знает слова,
которое слышит. 3) В иностранной среде, когда действительно нет общего
языка. В таких случаях приходится задумываться над тем, каким языком
владеешь.
Каждый народ на определённом этапе развития считает свой язык
единственным «настоящим», а чужие языки — как бы и не языками.
У животных также есть своя система общения, которая опирается на
возможности органов чувств: зрения, обоняния, слуха. Человек же
сосредоточился на звуковых средствах общения, которые чрезвычайно
эффективны в условиях жизни небольшого коллектива и могут быть
использованы в любое время суток, при этом являются весьма экономными в
затратах энергии. Из разрозненных, отдельных знаков выросла сложная,
многоярусная знаковая система, относительно стабильная во времени.
Стабильность языковой системы увеличивала духовные возможности
общества.
1
Теоретические
и
практические
открытия,
осуществленные
Большой энциклопедический словарь Языкознание, Главный редактор В.Н. Ярцева. Научное издательство
«Большая Российская энциклопедия» Москва 1998. С. 618
отдельным человеком, благодаря языку легко становились доступны всему
обществу, передавались от поколения к поколению. Все это способствовало
постоянному
прогрессу
человечества,
прерываемому
периодически,
стихийными бедствиями, войнами или другими чрезвычайными ситуациями.
Науке трудно узнать о первых шагах человеческого языка. Возможности
проникнуть в глубину веков лингвистическими методами ограничены: сейчас
это примерно 10 тысяч лет. Расширение человеческих коллективов,
зарождение
первых
цивилизаций
открыли
перед
языком
новую
экологическую нишу: с изобретением письма наряду со звуковой стихией
была освоена и визуальная сфера — мир письменных знаков.
Индоевропейское языкознание — отрасль языкознания, занимающаяся
реконструкцией и изучением индоевропейского праязыка, т.е. языка, на
котором говорил когда-то единый индоевропейский этнос и который
впоследствии распался на отдельные языки, относящиеся сегодня к одной
языковой семье.
В индоевропейском языкознании принято выделять четыре эпохи в развитии
индоевропейского языка и этноса:
1) прапротоиндоевропейскую эпоху — эпоху относительно гармоничного
существования языка и этноса (V тыс. до н. э.); V тыс. до н. э.);
2) протоиндоевропейскую эпоху, которая характеризуется уже стабильным
диалектальным
расчленением
индоевропейской
общности,
еще
территориально единой (V тыс. до н. э.); V тыс. до н. э. — IV–III тыс. до н. э.);
3) праиндоевопейскую эпоху, во время которой происходит диалектальное и
территориальное расчленение индоевропейского этноса;
4) эпоху полного языкового и территориального распада индоевропейского
этноса (V тыс. до н. э.); III — нач. II тыс. до н. э. — 1200 г. до н. э.).
Между вторым и третьим этапами появляется необходимость в переводе как
средстве коммуникации между складывающимися различными культурами и
людьми.
Для древних греков и в течение многих веков для китайцев вообще
существовал один язык, а «бормотание» варваров приравнивалось к лаю или
мычанию. Однако этот взгляд никогда не распространялся на языковые
различия между «своими». Греки игнорировали языки других народов, но
обращали внимание на то, что греки разных провинций говорили по-разному.
Такие разновидности внутри одного языка получили название диалектов,
этот греческий термин дожил до наших дней. И в Индии, и в Китае, и в
Древней Греции считалось, что есть один язык, дарованный людям высшими
силами.
Он
может
иметь
высокий
и
низкий
варианты,
а
также
территориальные (V тыс. до н. э.); т. е. диалекты), но никаких других языков быть не должно.
Не случайно самые разные народы считали, что каждый предмет и каждый
человек имеют «настоящее» имя, тем или иным образом отражающее его
свойства. У древнегреческого философа Платона есть диалог, где ведётся
спор «за» или «против» такого мнения, а у китайцев была целая система
«исправления имён»: например, если правление какого-то императора
оказывалось несчастливым — значит, неправильным был девиз его
правления, и тогда девиз менялся. Все эти идеи были бы невозможны, если
бы люди представляли, что языков много. Автоматическое пользование
языком приводит к тому, что он не воспринимается как предмет изучения.
Многие великие цивилизации древности обходились без изучения языков,
хотя у них существовала письменность. Самые первые свидетельства
изучения языка — вавилонские клинописные таблички II тысячелетия до н.э.
Среди них есть прописи людей, учившихся писать. Наиболее интересны
таблички, в которых то или иное слово записано в разных грамматических
формах (V тыс. до н. э.); вроде наших таблиц склонения и спряжения). Значит, уже тогда у
жителей Вавилона было чёткое представление о слове, формах слова и его
изменении. С этих глиняных табличек начинается наука о языке.
С появлением письменности стабильность языка еще более укрепилась. Язык
не
только
обеспечивает
общение
людей
и,
значит,
нормальное
функционирование общества, но, отражая исторический опыт общества,
служит тем средством, при помощи которого начинается духовное
формирование отдельного человека. С первых месяцев жизни ребенок
подвергается воздействию речи взрослых, язык помогает ему создать свои
первые понятия и научиться ими оперировать. Следовательно, каждый
человек включается в традицию своего общества. И здесь возникают
интригующие вопросы: влияет ли родной язык на мышление человека?
Различаются ли первичные ходы мысли у народов, говорящих на разных
языках? Совпадают ли картины мира у «наивных» носителей разных языков?
Лингвистика пока не имеет ответов на эти вопросы, но в отличие от
проблемы происхождения языка данная проблема доступна для научного
исследования.
Можно
думать,
что
совместные
усилия
лингвистов,
психологов, социологов приведут к многим интересным результатам.
Трудно переоценить роль языка в духовной жизни отдельного человека и в
целом общества. Изучить и описать языки мира, познать законы,
управляющие развитием языка, — вот задачи лингвистики. Продвигаясь по
пути решения этих задач, она помогает лучше понять человека в его
прошлом и настоящем.
Итак,
наука,
которой
предстоит
заниматься
лингвисту,
называется
лингвистикой или языкознанием.
Известны три вполне независимые лингвистические традиции: европейская,
индийская и китайская. Самая ранняя из них — индийская. Индийская
лингвистическая традиция восходит к тем временам, когда культура Индии
еще не знала письменности, но с успехом изучала священные тексты, на
протяжении многих веков передававшиеся брахманами из уст в уста. В V в.
до н. э. жил величайший лингвист Индии — Пáнини. Уникальная понини. Уникальная по
сложности и экономности грамматика Панини в четырех тысячах правил
фиксирует сложнейшую морфологию древнеиндийского языка. Все это
заучивалось наизусть людьми, обладавшими феноменальной памятью, и
передавалось дальше «посвященным». Уже в древности существовали
специальные фонетические трактаты, точно описывающие произношение
звуков. Европейская лингвистическая традиция, ставшая теперь мировой,
возникла у древних греков. В IV в. до н. э. Платон употребляет термин
(V тыс. до н. э.); букв. ‘искусство письма’), охватывающий основные разделы современной
лингвистики; отсюда происходит и наше слово грамматика. В III– II вв. до н.
э. в Александрии, мировом научном центре той эпохи, процветала школа
описания греческого языка и окончательно закрепились те грамматические
термины, которыми мы пользуемся до сих пор, ничуть не задумываясь о
греческих ученых, придумавших их. Понятия и термины греческой
грамматики уже в древности были перенесены в латинский язык, этот
вариант античной грамматики просуществовал на всем протяжении Средних
веков. Грамматика латинского языка была обязательным компонентом
средневековой школы. Другие языки практически не изучались. Так что же
такое язык?
Язык — это: 1. Система фонетических, лексических и грамматических
средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и
служащая важнейшим средством общения людей. Будучи неразрывно связан
в своем возникновении и развитии с данным человеческим коллективом,
язык представляет собой явление социальное. Язык образует органическое
единство с мышлением, так как одно без другого не существует.
2.
Разновидность
стилистическими
речи,
признаками
характеризующаяся
(V тыс. до н. э.); книжный
язык,
теми
или
разговорный
иными
язык,
поэтический язык, газетный язык). Язык и речь тесно между собою связаны и
друг друга взаимно предполагают: язык необходим, чтобы речь была понята
и производила свое действие; речь же в свою очередь необходима для того,
чтобы установился язык; исторически факт речи всегда предшествует языку".
Языкознание есть систематическое, научное исследование явлений языка в
их причинной связи. В более обширном смысле под языкознанием следует
понимать всякое исследование языка, всякое мышление об языковых фактах,
хотя бы даже не научное и не систематическое. Человека, занимающегося
языкознанием, зовут по-русски языковедом, лингвистом. Языкознание, как
наука, включает ознакомление с языком или речью человеческой во всем ее
разнообразии и ее научное исследование. Как и все другие ряды явлений,
точно так же и явления языка представляют с первого взгляда хаос,
беспорядок, путаницу. Проявление упорядочивающей, систематизирующей
деятельности человеческого ума в применении к явлениям языка и
составляет языковедение. Подготовительные работы совершаются здесь
бессознательно, а отчасти и сознательно, каждым человеческим умом, даже
вовсе научно неподготовленным. Каждый человеческий ум систематизирует,
обобщает, ищет причины. В применении к языку, каждый отличает, прежде
всего, самого себя от других, свою собственную речь от речи других людей;
каждый отличает собственный, отечественный язык от других языков, если
только имел возможность их слышать; каждый отличает предложения и
фразы со смыслом оттого, что не составляет предложения и осмысленной
фразы; каждый выделяет отдельные слова со свойственным им значением, в
отличие от того, чего нельзя считать словом; никому не чужда разница
значения так называемого внутреннего содержания и звуковых сочетаний,
служащих для передачи этого значения. С древности и до наших дней
лингвистика пытается ответить на вечные вопросы: что такое язык? Как он
устроен? Как функционирует? Как изменяется и развивается? Несмотря па
многовековое развитие лингвистики, их нельзя считать решёнными. Сегодня
эти вопросы представляются ещё более неизученными, чем это казалось,
например, в начале XX столетия.
Круг задач, решаемых языкознанием, можно примерно представить в
следующем виде:
1. Установить природу и сущность языка;
2. Рассмотреть структуру языка;
3. Понимать язык как систему, то есть язык представляет собой не
разрозненные факты, не набор слов, это есть целостная система, все члены
которой взаимосвязаны и взаимообусловлены;
4. Изучать вопросы развития языка в связи с развитием общества: как и когда
возникли и то, и другое;
5. Изучить вопрос возникновения и развития письма;
6. Классифицировать языки, то есть объединить их по принципу их сходства.
7. Выработать методы исследования;
8. Языкознание стремиться быть ближе к жизни, отсюда его прикладной
характер;
9. Изучение вопросов, связанных с языковой интерференцией. Под языковой
интерференцией понимается проникновение знаний родного языка или
одного из изученных иностранных языков на знания, получаемые при
изучении нового иностранного языка;
10.
Рассмотреть
психологией,
связь
логикой,
лингвистики
с
другими
литературоведением,
науками
математикой
(V тыс. до н. э.); историей,
и
т.д.).
В
зависимости от поставленных задач различаются наиболее общие и частные
разделы языкознания.
Общее языкознание и частные науки о языке. Раздел языкознания – теория,
называющийся общим языкознанием – занимается свойствами, присущими
любому языку, и отличается от используемых им частных языковедческих
дисциплин, которые выделяются в языкознании по всему предмету – либо по
отдельному языку (V тыс. до н. э.); например, русский язык – русистика, японский язык –
японистика), либо по группе родственных языков (V тыс. до н. э.); например, романистика,
изучающая романские языки, тюркология, изучающая тюркские языки), либо
по географической области, внутри которой группируются ареально или
типологически близкие языки (V тыс. до н. э.); например, балканистика, кавказоведение и
т.п.).
Общее
языкознание
устанавливает
общие
(V тыс. до н. э.); или
статически
преобладающие) черты всех языков как эмпирически – индуктивно, с
помощью типологии, так и дедуктивно, исследуя общие (V тыс. до н. э.); значимые для всех
коллективов людей) закономерности функционирования языка, особенности
любого речевого акта и текста и тому подобное. С 50-х годов ХХ века
развивается область общего языкознания, которая занимается выделением
структуры и языка самой лингвистической теории, называемой в широком
смысле слова метатеорией языкознания (V тыс. до н. э.); в более
узком смысле под
метатеорией понимается часть общего языкознания, занятая сравнительно
оценкой разных типов лингвистических теорий). Общее языкознание
различает также разделы языкознания в зависимости от членения самого
языка на уровне и от ориентации данного раздела на ту или иную сторону
языкового знака (V тыс. до н. э.); слова) и текста (V тыс. до н. э.); высказывания). Те разделы языкознания,
которые
преимущественно
занимаются
структурой
означающих
и
означаемых и в меньшей степени теми неязыковыми явлениями, с которыми
соотнесены
знаки
языка,
называют
иногда
термином
«внутреннее
языкознание», или «внутренняя лингвистика», в отличие от теоретического
названия «внешнего языкознания», или «внешней лингвистики». Но
поскольку язык как социальное явление описывает некоторые внеязыковые
события, деления на «внутреннее языкознание и «внешнее языкознание»
всегда условно и носит скорее количественный характер (V тыс. до н. э.); одни разделы носят
более внутренний характер, другие – более внешний).
Разграничиваются области языкознания, связанные, прежде всего, с
означающей стороной единиц языкознания, необходимой для того, чтобы
говорящий воспринимал при речевом общении передаваемый ему текст: 1)
Фонетика ориентирована на звуковой уровень – непосредственно доступную
для человеческого восприятия звуковую сторону. Её предметом являются
звуки речи во всем их многообразии. Они исследуются с помощью приборов,
фиксирующих
артикуляционные
(V тыс. до н. э.); физиологические)
и
акустические
характеристики звуков. Фонетисты опираются и на возможности слухового
аппарата человека, предназначенного, в частности, и для восприятия речи, человеческого уха. Фонетика зафиксировала и разработала общий инвентарь
звуков, используемых в разных языках мира, и создала универсальную
систему для их записи – международную фонетическую транскрипцию.
Звуки языка изучает также фонология, но с функциональной и системной
точек зрения, как дискретные элементы, различающиеся между собой знаки
и тексты языка. Многие фонологические школы и направления при решении
вопросов о выделении фонем и их вариантов обращаются к грамматической
(V тыс. до н. э.); морфологической) роли соответствующих звуковых единиц. Вводится
особый морфонологический уровень и исследующая его лингвистическая
дисциплина – морфонология, предметом которой является изучение
фонологического состава морфологических единиц языка – морф (V тыс. до н. э.); частей
словоформ) – и разного рода грамматически обусловленных чередований
фонем. 2) Грамматика - раздел языкознания, исследующий слова, морфемы,
морфы. В грамматике выделяются морфология и синтаксис. В морфологии в
качестве особых разделов языкознания выделяются словообразование,
имеющее дело с деривационными значениями, и словоизменение. Синтаксис
- изучает совокупность грамматических правил языка, сочетаемость и
порядок
следования
слов
внутри
предложения
(V тыс. до н. э.); предложения
и
словосочетания).
3) Словарем языка занимаются несколько разделов языкознания: семантика и
примыкающие к ней разделы языкознания (V тыс. до н. э.); фразеология, семантический
синтаксис). Лексическая семантика - занимается исследованием таких
значений слов, которые не являются грамматическими. Семантика - наука,
изучающая
значение
слов.
Фразеология
-
исследует
несвободные
лексические сочетания. Лексикология - исследует словарь (V тыс. до н. э.); лексику) языка.
Лексикография - написание слова и описание слова. Наука о составлении
словарей. Ономатология - исследование терминов в различных областях
практической
и научной жизни. Семасиология
раздел языкознания,
занимающийся лексической семантикой т. е. значениями тех языковых
единиц, которые используются для называния отдельных предметов и
явлений действительности. Изучает значение слова от слова. Ономасиология
- изучает развитие слова от предмета. Ономастика - наука об именах
собственных. Антропонимика раздел ономастики, изучающий собственные
имена людей, происхождение, изменение этих имён, географическое
распространение и социальное функционирование, структуру и развитие
антропонимических систем. Топонимика составная часть ономастики,
изучающая географические названия (V тыс. до н. э.); топонимы), их значение, структуру,
происхождение и ареал распространения.
4)
Социолингвистика
исследует
состояние
языка
и
общества.
Прагмалингвистика изучает функционирования языка в различных ситуациях
общения. Психолингвистика - психологические механизмы порождения
речи. Паралингвистика - околоязыковые средства - жесты и мимика.
Этнолингвистика - язык в связи с историей, культурой народа.
Вопросы для самоконтроля
1.
Что такое лингвистика? Дайте несколько определений.
2.
Какие эпохи выделяются в рамках индоевропейского языкознания?
3.
Как древние цивилизации относились к языку?
4.
Что такое язык?
5.
Какие вопросы решает языкознание?
6.
Какие существуют области языкознания?
Список рекомендуемой литературы
1. Маслов, Ю.С. Введение в языкознание [Текст]: учебник/ Ю.С. Маслов.5-е изд., стер.- М. : Академия, 2007.- 303 c. Гриф. МО
2. Реформатский , А.А. Введение в языковедение [Текст] : учебник :
Учебник для вузов/ А.А. Реформатский; Под ред.. В.А. Виноградов.- 5e изд., испр : Аспект Пресс, 2010.- (V тыс. до н. э.); Классический учебник).
3. Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику: учеб. пособие для студ.
филол. и лингв. фак. высш. учеб. заведений / А.Я.Шайкевич. — 2-е
изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2009. — 400 с.