Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
3. Научная и техническая культура античности
Цели и задачи раскрытия темы античности определяются ролью и значением того, что называют "античной наукой" и "античной техникой" во всем последующем развитии, вплоть до современности. В определенной мере, можно говорить, что "античная наука" - это "детство" современной науки.
Ключевые научные понятия, сам язык науки, важнейшие научные проблемы, да, и собственно, новая - научная культура мысли - все из Античности. То, что мы называем наукой, никогда не было в античности самостоятельным явлением, по преимуществу она была частью философии.
Общепринятыми считаются следующие хронологические рамки: начало IX-VIII вв. до н.э. - окончание - 476 г. н.э., с выделением внутри различных этапов, наиболее общие из которых: архаика, классика (со своим более подробным делением), эллинизм, период Римской империи. Все многообразие процессов и явлений, в различной степени представленных источниками и довольно неравномерно изученных, происходивших в границах культурного мира того времени, на протяжении полутора тысячелетий, называется античностью.
В русскоязычной литературе структура, особенности и содержание естественнонаучного знания античности наиболее полно представлены в работах И.Д. Рожанского, который выделяет четыре основных признака любой науки, а для античности - это и признаки ее отличия от ненауки предшествующей истории. Наука - как род деятельности по приобретению новых знаний. Для осуществления такой деятельности необходимы определенные условия: специальная категория людей; средства для ее осуществления и достаточно развитые способы фиксации знаний.
Самоценность науки, ее теоретичность, стремление к знанию ради самого знания. Рациональный характер науки, что, прежде всего, выражается в доказательности ее положений и наличии специальных методов приобретения и проверки знаний. Систематичность (системность) научных знаний, как по предметному полю, так по фазам: от гипотезы до обоснованной теории. В соответствии с выделенными признаками науки предлагается периодизация античной науки.
Первый период - период ранней греческой науки, получивший у древних авторов наименование науки "о природе". Эта “наука” была нерасчлененной, спекулятивной дисциплиной, основной проблемой которой была проблема происхождения и устройства мира, рассматривавшегося как единое целое. До конца V в. до н.э. “наука” была неотделима от философии. Высшей точкой развития и, в то же время, завершающей стадией науки “о природе” была всеобъемлющая научно-философская система Аристотеля.
Второй период - эллинистические науки. Это период дифференциации наук. Процесс дисциплинарного дробления “единой науки” начался еще в V в. до н.э., когда одновременно с разработкой метода дедукции произошло обособление математики. Работами Евдокса было положено начало научной астрономии. В трудах Аристотеля и его учеников уже можно усмотреть появление логики, зоологии, эмбриологии, психологии, ботаники, минералогии, географии, музыкальной акустики, не считая гуманитарных дисциплин, таких как этика, поэтика и другие, которые никогда не были частью науки “о природе”. Позже приобретают самостоятельное значение новые дисциплины - геометрическая оптика (в частности, катоптрика, т.е. наука о зеркалах), механика (статика и ее приложения), гидростатика. Расцвет эллинистической науки был одной из форм расцвета эллинистической культуры в целом и обусловлен творческими достижениями таких великих ученых, как Евклид, Архимед, Эратосфен, Аполлоний Пергский, Гиппарх и др. Именно тогда, в III - II вв. до н.э., античная наука по своему духу и своим устремлениям ближе всего подошла к науке Нового времени.
Третий период - период постепенного упадка античной науки. Хотя к этому времени относятся работы Птолемея, Диофена, Галена и др., но все же в первые века нашей эры наблюдается усиление регрессивных тенденций, связанных с ростом иррационализма, появлением оккультных дисциплин, возрождением попыток синкретичного объединения науки и философии.
Фактором, детерминирующим и концептуальную, и идеологическую модели в античности, была мифология - мощная, сложная, логически внутренне безупречная, поэтически совершенная. В ее рамках строилась модель мира, описывалась его история, будущее, смысл и направление деятельности людей.
Обычное для философии разделение идеи и материи (идеального и материального) не существовало для античной мифологии. Не удивительно поэтому, что физический космос ("порядок") назывался Богом, причем абсолютным. Отдельные же боги - суть принципы отдельных сторон чувственно-материальной и единственно возможной действительности Космоса.
Становятся понятными особенности новой ("научной") культуры мышления, которая в античности возникала и развивалась внутри мифологической. Само понятие "природа" (греческое "фюсис", откуда потом появились физика и физиология) - довольно многозначное у различных авторов и воспринималось оно как нечто изначально причинное. В этом смысле природа была природой чего-то: вещей, явлений, Космоса, человека. Две основные "научные программы" античности строились на осознании структуры и природы "видимого" Космоса и структуры и природы "невидимого", но также реального и органичного того же Космоса (того, что получило название атомистика).
Четыре дисциплины, названные впоследствии Боэцием квадриум, были основой обучения свободных людей. Арифметика (число само по себе); Геометрия (число на плоскости); Музыка (число в звуке); Астрономия (число в Космосе, в проявленном мире вещей).
Система математического знания была иерархически строго организована. Арифметика - высшее; астрономия - низшее. Путь изучения: от наблюдения за миром астрономии - к постижению творящего числа (и никак не наоборот).
Научное знание и эзотерика - проблема "сквозная" для истории науки, но для античности ее актуальность определяется фактом первого осознания различий между двумя формами знания, при исходном существовании только одного из них - эзотерического. Вся европейская культурная традиция - античная философия и наука - сложилась в лоне эзотеризма. Эзотерическими были и школа Пифагора, и школа элеатов: первая - в качестве подлинной, истинной реальности утверждала мир чисел, вторая - мир сущего. Эзотерической была и программа построения античной философии и науки Платона.
Первое осознание эзотерического мироощущения, очевидно, относится ко времени создания так называемого Герметического корпуса, оказавшего огромное влияние на развитие научного знания на много столетий вперед. Это собрание довольно разнородных элементов, написанных на греческом языке, относится ко II - III вв. н.э. В соответствии с герметическими представлениями, содержащимися в откровении легендарного Гермеса Трисмегиста (Трижды величайшего), мир един, и все его части связаны друг с другом, поэтому звезды и планеты воздействуют как на мир в целом (макрокосм), так и на каждого человека, являющегося микрокосмом. Человеческий ум - часть Ума Божественного, следовательно, познавая себя, человек тем самым познает и Бога. Слово, человеческая речь пронизаны энергиями Божественного Слова, что открывает возможность для магического воздействия человеческого Слова на мир. Макрокосм и микрокосм морфологически подобны. Поскольку все в мире взаимосвязано, то будущее может быть предсказано, например, по звездам. Поэтому неудивительно, что выдающийся астроном (и не только) поздней античности - Клавдий Птолемей, наряду с построением эпохальной системы мира, создает первый в истории "учебник по астрологии" - Тетрабиблос ("Четырехкнижие"). И такое совмещение в то время было естественно. Тем более понятно, что первая "научная школа" античности, школа Пифагора, была полностью эзотерической, а имя основателя школы говорило само за себя - Пифия + Гор.
Поскольку мир един, едино и познание, при этом познание мира, самопознание Бога оказывается одним и тем же процессом. Но это не рациональное познание, а тайное знание, гносис, постижение которого возможно лишь при помощи откровения Божества и выполнения определенных ритуалов (мистерий).
Влияние Пифагора и его эзотерической "школы", "ордена" на все последующее развитие античной научной мысли, видимо, еще не полностью осознано. И хотя сам Пифагор - личность легендарная, именно ему приписывают введение понятия "философия". Убежденным и "действующим" пифагорейцем был, например, Иоганн Кеплер. Множество других фактов показывает огромную протяженность "пифагореизма" в "пространстве и времени мысли".
По Диогену Лаэртию, одно из космогонических описаний пифагорейцев читается так: "Начало (архэ) всех вещей - единица (монада), а из единицы гипостазировалась неопределенная двоица (диада), которая относится к единице как материя к [творящей] причине. Из единицы и неопределенной двоицы [гипостазировались] числа, из чисел - точки, из точек - линии, из линий - плоские фигуры, из плоских - телесные фигуры, а из них - чувственные тела, элементов которых четыре: огонь, вода, земля, воздух, которые изменяются и превращаются насквозь, и [в результате] из них рождается космос - живой, наделенный сознанием, шарообразный, содержащий в середине Землю, тоже шарообразную и населенную со всех сторон".
Воздействие египетской и ближневосточной цивилизаций на примитивную культуру архаической Греции было многоплановым. Существует немало конкретных примеров заимствования в отдельных областях знания. Необходимо отметить такое удивительное явление, как "греческое чудо", несопоставимое с восточными цивилизациями. Греческая культура не только не стала слепо копировать достижения древних цивилизаций, но создала новую, научную культуру. Ввела в практику новый тип мышления - научный. Реализовала новый принцип образования - социокультурной трансляции знаний в светскую школу.
Все это и дает основание говорить об уникальном значении греческой цивилизации. Она "нарушила монополию" сакрального знания, начав вводить вместо традиции знания как посвящения, откровения, постижения, традицию знания как размышления, исследования, научения. Новое, добытое греческой цивилизацией научное знание - заслуга античных мыслителей не в количественном приращении научного знания, а в принципиально ином его понимании и, соответственно, ином его получении, представлении и развитии.
Математика (от греч. mathema - значение, наука, знание). Для античности, для понимания становления науки в целом важно рассмотрение истории математики. Этимологически математика происходит от греческого, означавшего "познающий", "восприимчивый", "успевающий", к этой же группе относятся: "обучение", "изучение", "способность к наукам"; и здесь же: "знание", "наука", "понимание", "мудрость". С математикой связаны и такие фундаментальные понятия античной культуры, как "логос" (одно из толкований - отношение, соотношение, счет), аналогия (пропорция), латинское "рацио" – тоже счет, расчет и т.д.
В истории математики Древней Греции можно выделить несколько периодов:
Ионийский период (около 600-450 гг. до н.э.) - Пифагор, Фалес. Период характеризуется переходом от мистической математики к научной дисциплине, основанной на дедуктивном методе. (Формирование общей теории делимости, учение о величинах и измерении, элементы стереометрии.)
Зарождение теоретической математики относится ко времени первых, еще, вероятно, не очень строгих попыток Фалеса доказать геометрические теоремы о том, что круг делится диаметром на две равные части, что углы при основании равнобедренного треугольника равны и т.д. Фалес впервые попытался логически их обосновать. Тем самым он положил начало дедуктивной математики - той математики, которая впоследствии была превращена в стройную и строгую систему знаний трудами Гиппократа Хиосского, Архита, Евдокса, Евклида, Аполлония Пергского и других великих ученых эпохи расцвета греческой культуры.
Афинский период (около 450-300 гг. до н.э.) - Гиппократ Хиосский, Евдокс Книдский. Происходит геометризация математики, появляются новые способы решения задачи о квадратуре круга, общая теория отношений, ранняя форма теории пределов ("метод исчерпывания"). Важнейшим моментом в развитии греческой математики обнаружение несоизмеримых отрезков, т.е. таких, отношение которых друг к другу не может быть выражено не только целым числом, но и любым отношением целых чисел. К ним принадлежат, например, сторона квадрата и его диагональ. Несоизмеримые отрезки и тем самым иррациональные ("невыразимые") величины были довольно сложной проблемой греческой математики. Для ее решения греки изобрели путь геометризации математики. В результате возникла геометрическая алгебра, позволявшая на основе использования наглядных геометрических образов решать чисто алгебраические задачи. Эта дисциплина основывалась на античной планиметрии, представлявшей собой геометрию циркуля и линейки.
Она была приспособлена для решения квадратных уравнений и некоторых других классов алгебраических задач. Первое систематическое изложение геометрии было дано Гиппократом Хиосским. Наряду с планиметрией развивалась и стереометрия, важнейшим событием которой было создание Теэтетом общей теории правильных многогранников.
Эллинистический период (около 300-150 гг. до н.э.) – Евклид, Аполлоний Пергский, Менелай Александрийский, Архимед. Высший уровень античной математики. Систематизация математических знаний. Начало прикладной математики. Начало анализа бесконечно малых величин.
Завершающий период (около 150-60 гг. до н.э.). - Никомах Герасский, Папп, Диофант. Для периода характерно "затухание" математических исследований, однако разрабатывалась теория чисел (Никомах), проводилась дальнейшая систематизация и комментирование предыдущих разработок (Папп Александрийский, Прокл), появилась "Арифметика" Диофанта.
Астрономия как область античной науки особенно важна для изучения истории науки и техники. Во-первых, небо, звезды - это высшая ценность античного макрокосма на протяжении всей античности, а, во-вторых, история "геометризации" "чувственного космоса" - наиболее яркий и впечатляющий пример перехода от мифо-поэтической картины мира к концептуальной, модельной. Первоначально астрономия существовала в рамках философии.
Решающее влияние на становление греческой астрономии оказала вавилонская астрономия. В греческой астрономии впервые были сделаны попытки описания (на основе инструментального наблюдения) движения небесных тел с помощью геометрических моделей (Евдокс – Гиппарх – Птолемей). Первое высказывание о бесконечности Вселенной и бесчисленности ее миров принадлежит Анаксимандру. Первую гелиоцентрическую модель планетарной системы разработал Аристарх Самосский. Утверждение геоцентрической модели связано, прежде всего, с именем Аристотеля.
Механика рассматривалась как составная часть единой науки о природе. Она понималась как инженерное искусство, в первую очередь - создание военных машин, подъемных механизмов, часов и самодвижущихся устройств различных типов. Были разработаны: принципы рычага, весов, наклонной плоскости, клина, шкивов, винта, ворота. Были введены понятия: "трение", "движение", "тяжесть". Общие проблемы движения исследовали Платон и Аристотель. Некоторые характерные примеры механизмов и машин: водяные часы Ктесибия, дорожные часы из Кре-Шатла, часы с циферблатом по описанию Витрувия, весы — наиболее древний измерительный прибор.
Медицина (от лат. medicina - наука о лечении) первоначально носила сакрально-религиозный характер, практиковалась в святилищах (позднее - асклепейоны). В VII-VIII вв. до н.э. появляются профессиональные потомственные врачи, применяющие эмпирические методы лечения. Около IV в. до н.э. происходит становление (в развитии, главным образом, научного подхода Аристотеля) теоретической медицины - анатомии и физиологии (например, учение о четырех соках в организме) и дальнейшее совершенствование практической хирургии. Сформулирована клятва Гиппократа.
География. В гомеровские и послегомеровские времена греки представляли себе Землю в виде круглого диска, омываемого со всех сторон Океаном. Первая греческая карта мира (Анаксимандр, около 550 г. до н.э.), а также "Описание Земли" (Гекатей Милетский, около 500 г. до н.э.), включали территории до Индии и Атлантики. Карта ойкумены Эфора (350 г. до н.э.) показывала границы с кельтами, сифами, индийцами и эфиопами. Известны карты с представлениями о Земле: Гесиода (около 700 г. до н.э.), Гекатея (конец VI в. до н.э.), Геродота (V в. до н.э.).
В Греции по мере развития мореплавания рано возникла потребность в определении сторон света. Естественное деление горизонта производилось по движению Солнца. Точки восхода и захода Солнца во время равноденствия - Восток и Запад. Направления меридиана (полуденная линия) дают южное и северное направления. Направления ветров координируются со сторонами света и служат их обозначению. С III в. до н.э. география разделилась на две ветви. Первая - литературная, с акцентом на этнографию (Полибий, Посидоний, Страбон). Полибий, например, ввел термин "хорография" (греч. сведения о странах), а в римский период это направление продолжили Тацит, Аммиан Марцеллин и Прокопий Кесерийский. Вторая ветвь - научная, картографическая, с определением географических координат на основе астрономических параметров. Это направление было представлено трудами Гиппарха из Никеи, Агриппы, Марина Тирского, Клавдия Птолемея.
Грамматика (от греч. - умение обращаться с буквами) - первоначально - искусство чтения и письма; в эллинистическое и римское время - знание языка и литературы; в поздней античности понятие было сужено до синтаксиса. Как научная дисциплина, грамматика была основана софистами (V - IV вв. до н.э.).
Риторика (от греч.- искусство красноречия) как теоретическая дисциплина впервые наиболее полно была разработана Аристотелем ("Риторика" в 3-х книгах). Практическое красноречие достигло наивысшего расцвета во второй половине V - IV вв. до н.э. (Демосфен и другие ораторы). Наиболее полным античным руководством по подготовке оратора является "Наставление оратору" в 12-ти книгах Квинтилиона.
Филология ( от греч. - любовь к слову) изучавшая литературные источники, широко развивалась в Древней Греции. Грамматика, риторика, филология развивались в тесной связи с философией.
Философия ( от греч. - любовь к мудрости) - термин восходит, вероятно, к Гераклиту или Геродоту, в близком к современному пониманию. Он часто использовался Платоном и Аристотелем. За всю историю своего более чем тысячелетнего существования античная философия продвинула вперед изучение всех областей философского знания. Античная философия в целом отличалась созерцательностью, для нее характерны были теоретические расхождения между отдельными школами и философами. Дисциплина мышления, явившаяся результатом возникновения античной философии, стала важной предпосылкой развития науки вообще. Непреходящей заслугой античной философии являются всеобъемлющее и систематическое обоснование философии как научной теории, развитие системы понятий, а также постановка и разработка всех основных философских проблем.
Со времен Аристотеля под Историей подразумевали историографию, как самостоятельный литературный жанр. Начальным этапом греческой истории был эпос Гомера. Его традиции продолжили логографы, дававшие недифференцированное описание прошлого. Античная история по своим целям, в своей рациональной части, была скорее политической наукой. Труды по истории, кроме того, были и литературными произведениями по художественной форме изложения. У истоков греческой истории стоял Гекатей из Милета (конец VI в. до н.э.), его "Генеалогии" были критикой эпических традиций и утверждением рационалистических методов. "Высшая точка" греческой истории - Фукидид. Он стал основателем прагматической и политической истории, широко использовал научно-критический метод. После Полибия предметом греческой истории стала уже не история Греции, а Всемирная история и история Римского государства. Римская история больше носила черты политической пропаганды, разъясняла и оправдывала внешнюю и внутреннюю политику Рима. Основной формой исторических трудов в Риме была анналистика, термин происходит от ежегодных таблиц (анналов), составлявшихся Великим понтификом.
Техника и технология. Античное производство базировалось почти исключительно на железной технике (топоры, лопаты, заступы, вилы, кирки, мотыги, косы, ножницы, двуручные пилы позволили: увеличить посевные площади за счет расчистки лесных массивов, улучшить обработку почвы, ввести стрижку овец (до этого овечью шерсть выщипывали), трехпольный севооборот (озимые- яровые- пар), создать пилораму). Более совершенные кузнечные мехи (гармоника), железные клещи, зубила, сверла, молотки, - все это поставило металлообработку на новый уровень. В горном деле широко применялись обрушение породы, подъемные ручные ворота. Плавка металла производилась в муфельной печи, вращение мельничных жерновов – при помощи водяного колеса.
Технический прогресс происходил, как правило, в военном деле, в вооружении или там где нельзя было применить дешевый рабский труд. Когда рабы подорожали, на полях появились жатвенные машины и даже механизированная молотилка. Подавляющая часть выплавляемого металла шла на создание вооружения.
Предметом особой гордости являлся военный и торговый флот. Античная техника и технология традиционно группируется и рассматривается по отраслевому принципу: транспорт, горное дело, металлургия, кузнечное дело, ремесло и земледелие, виноградарство и виноделие, строительство, вооружение, тепловые машины. Огромный творческий взлет был характерен для греческого периода, и энциклопедическая основательность - для римского. Новые данные, новые реконструкции показывают неадекватность оценок античной техники и технологии как "предтехники", "предтехнологии". Для понимания античной техники недостаточно знания ее конструкции, особенностей производства и использования. Техника (греч. - технэ) - это, прежде всего, искусство, уловка, хитрость; искусство нахождения вещной (материальной) формы некоего образа, момент нахождения искомого ("эврика!") Такие отдельные сооружения античности, как Колосс Родосский, Александрийский маяк, водовод на острове Самос и многие другие, с точки зрения современного инженерного подхода, не могут быть результатом "метода проб и ошибок", надо как минимум владеть тем, что мы называем сопротивлением материалов, теорией прочности и т.д.
Непревзойденной остается греческая архитектура. Величайшим в мире созданием строительного искусства Геродот считал храм Геры на острове Самос, воздвигнутый в период правления тирана Поликрата. Археологические раскопки нашего времени показали, что этот храм был построен на основе строгих математических пропорций.
В античности можно обнаружить большое количество технических устройств, которые трудно объяснить, как они могли быть построены и каким уровнем знания должны были обладать создатели.
Выводы:
Утверждение общезначимого гражданского права означало секуляризацию общественной жизни, высвобождение ее из-под власти религиозных и мистических представлений. Отношение к закону как к демократической норме, принятой большинством в процессе всенародного обсуждения, основывалось на риторике, искусстве убеждения и аргументации.
Все входящее в интеллектуальную сферу, подлежало обоснованию, каждый имел право на особое мнение, это приводило к осознанию того факта, что истина является не продуктом догматической веры, принимаемым в силу авторитета, а результатом рационального доказательства, основанного на аргументах и понимании. Сформировался аппарат логического рационального обоснования, превратившийся в универсальный алгоритм производства знания в целом, в инструмент передачи знания от индивида в общество – появилась наука как доказательное знание.
Важным шагом становления науки был отказ от материально-практического отношения к действительности и порождение идеализации. В Греции возникли такие формы познавательной деятельности как: систематическое доказательство, рациональное обоснование, логическая дедукция, независимая от политических интересов и моральных норм.
Греческую мысль отличали стремление к точному познанию действительности, доказательству, критический дух и смелость выводов. Все это в значительной степени объясняет независимость греческой науки и философии от мифологии, из недр которой они вышли. Шел процесс трансформации мифологических представлений в теоретическое мышление.
Первой научной программой стала математическая программа, идеализация, из которых в дальнейшем развивалась наука.
Важнейшим результатом греческой мысли явилось объективное рассмотрение природы как реальности, представленная Пифагором и позднее развитая Платоном. В ее основе, как и в основе других античных программ, лежит представление о том, что Космос - это упорядоченное выражение целого ряда первоначальных сущностей, которые можно постигать по-разному. Пифагор нашел эти сущности в числах и представил в качестве первоосновы мира. Свое завершение программа получила в философии Платона, который нарисовал картину истинного мира - мира идей, представляющего собой иерархически упорядоченную структуру. Мир вещей, в котором мы живем, возникает, подражая миру идей, из мертвой, косной материи, творцом всего является Бог-демиург.
Второй научной программой античности стал атомизм, основателями которого были Левкипп и Демокрит. Атомизм являлся физической программой, так как наука, по Демокриту, должна объяснить явления физического мира. Объяснение понимается как указание на механические причины всех возможных изменений в природе - движение атомов.
Программа Аристотеля стала третьей научной программой античности. Аристотель отказывается признать существование идей или математических объектов, существующих независимо от вещей. В его теории воссоздается мир как целостное, естественно возникшее образование, имеющее причины в себе самом. Это образование предстает перед нами в виде двойственного мира, имеющего неизменную основу, но проявляющегося через подвижную эмпирическую видимость. Заслугой Аристотеля явилось постановка на прочный фундамент логически обоснованного мышления с использованием понятийно-категориального аппарата и систематизация накопленных знаний.
Все дальнейшее развитие науки было развитием и преобразованием этих научных программ. Античная наука - это еще не наука в современном смысле слова: еще нет понятия универсального природного закона; еще невозможно применение математики в рамках физики - это разные науки, между которыми нет точек соприкосновения; еще нет эксперимента как искусственного воспроизведения природных явлений, при котором устраняются побочные и несущественные эффекты и который имеет своей целью подтвердить или опровергнуть то или иное теоретическое предположение. Естествознание греков было абстрактно - объяснительным, лишенным деятельного, созидательного компонента.
4. Научно-технические знания средневековой Европы
Тезис, что в основе европейской науки и технологии лежат античные достижения не всегда подтверждается механизмами ассимиляции этих достижений. Европоцентризм обеднил историческую картину становления системы рационального знания в Азии и Восточной Европе, в связи с чем, рассмотрение путей и специфики освоения античного наследия представляет большой интерес. Важный аспект темы - изучение взаимосвязи рационального знания и религиозной веры. Проблематика темы относится (но не совпадает) ко времени средневековья.
Структура источниковой базы темы аналогична античной. Во-первых, есть возможность сопоставить различные "переводы" античных текстов, во-вторых, возможность использовать многие теологические тексты для адекватной реконструкции знания о мире, способах его познания и освоения.
Также источником для реконструкции знания средневековья являются алхимические и астрологические трактаты.
Средневековье - обозначение периода Всемирной истории, следующего за историей Древнего мира и предшествующего Новой истории. Понятие Средние века (лат. - medium aevum) появилось в XVI - XVII вв. у итальянских историков-гуманистов (Ф.Бьондо и др.), утвердилось в науке с XVII в. Наука, изучающая историю Средних веков, называется медиевистика.
Понятие "средневековье" появилось в применении к культурно-исторической ситуации Западной Европы и имело четкую оценочную нагруженность (крушение античного мира, разрыв исторического процесса). В середине XX в. оценки периода радикально изменились – появилось историческое понятие "новое средневековье".
Хронология средневековья. Средневековье имеет "внутреннюю периодизацию":
- темное время - раннее средневековье (VI - IX вв.);
- средний период средневековья (X - XI вв.);
- высокое (зрелое, развитое, классическое) средневековье (XII - XV вв.).
Нередко в средневековье выделяют череду возрождений. Наиболее общие хронологические рамки периода: середина V в. - середина XV в.
География средневековья. Наиболее общие географические ареалы развития "научного" мышления и технологических инноваций в рассматриваемый период: "Западная Европа"; "Византия" и зона ее влияния;"Арабский Восток"; "Восток" (Индия, Китай, Япония); "Доколумбова Америка". Наиболее тесно были связаны первые три ареала.
Специфика средневековья. Системообразующей является история западноевропейской науки и техники, сходные процессы в других ареалах в изложении описываются как дополнительные. Средневековье занимает особое место в предыстории науки и техники. Специфичность периода определяется:
- принципиально иным, по отношению к античности, типом мышления ("религиозным"), характерным для ученого человека средневековья;
- качественно иным характером понимания связи теоретического знания и продуктивной деятельности;
- радикальным изменением важнейших технологий.
Познавательная ситуация в Средние века задавалась следующими основными особенностями:
- понимание Истины как Божественного откровения, воплощенного в Слове;
- Слово как Бог является общим для всего сотворенного;
- Священное писание, как речевая встреча смыслов Божественного откровения и человеческого постижения;
- понимание Истины для сотворения человека по образу и подобию Бога, - как пути к ней и к Богу, как непрерывного процесса самосовершенствования;
- понимание сотворенной природы как средства постижения Истины;
- воплощение Божественного слова в Вещи – процесс вещания для человека; понимание Разума как Причастия;
- Познания как Литургии, как самопознания и, тем самым, богопознания.
Структура средневекового научного знания включает четыре основных направления:
- физико-космологическое, ядром которого является учение о движении. На основе натурфилософии Аристотеля оно объединяет массив физических, астрономических и математических знаний;
- учение о свете; оптика является частью общей доктрины - "метафизики света", в рамках которой строится модель Вселенной, соответствующая принципам неоплатонизма;
- учение о живом, понимавшееся как наука о душе, рассматриваемое как принцип и источник и растительной, и животной, и разумной жизни;
- комплекс астролого-медицинских знаний, учение о минералах и алхимия.
Систематизация знаний в средневековье приобрела важнейшее значение - разного рода "суммы" пользовались широкой популярностью. Средневековый взгляд на мир был разрушен с помощью новой Энциклопедии (от греч. -"круг знаний") Французских просветителей. Дух механического рационализма был поколеблен диалектикой Гегеля, развитой в очередной "Энциклопедии философских наук".
Философия (по Флавию Кассиодору) - приблизительная наука о делах человеческих и божественных в той мере, в какой понимание их доступно человеку. С другой стороны, она - искусство искусств и дисциплина дисциплин, а также размышления о смерти. Созерцательной называют философию, созерцающую нечто божественное, небесное, возвышающееся над видимым; все это постигается исключительно разумом, поскольку выходит за рамки телесного. Натуральная философия - та, в которой исследуется природа всякой вещи. Божественной философию называют тогда, когда исследуются глубочайшие свойства невыразимой Природы Господа, либо духовные материи. Доктринальная философия - наука, изучающая абстрактное количество. Практической философией называется та, которая содержит объяснение предпосылок вещей их воздействием. Моральная философия такова, что благодаря ей познается способ достойной жизни, а порядки направляются в русло добродетели. Хозяйственная философия - упорядоченный способ ведения домашних дел. Гражданской философией называют ту, благодаря которой достигается польза для всего общества.
Наука - изучение, свободное от заблуждений; она никогда не может быть иной, чем она есть, и называется именно так, поскольку всегда функционирует на основе своих собственных правил.
Музыка - это отрасль знания, рассматривающая числа в отношении к звукам. Существует три раздела музыки: гармония, ритмика, метрика.
Астрономия - наука, изучающая движение небесных тел и все их формы, а также обычное положение звезд. Разделы астрономии следующие: позиция и движение сферы, полушарие над Землей, величины Солнца, Луны, Земли, затмение.
Проблема соотношения веры и разума была центральной в культуре Средних веков. Способом ее решения определялся выбор концептуальных установок (от "верю, чтобы понимать" Ансельма Кентерберийского до "понимать, чтобы верить" Петра Абеляра, статус Научной деятельности и положение ученого в обществе. Проблема изначально задевала неустранимое противоречие. Наука - творение особого мира, но ученый средневековья – не творец.
Средневековое понимание сущности Творения. Самым фундаментальным изменением познавательной ситуации, стало новое понимание сущности Творения. Ничто, из которого создается мир, означает не абсолютное отсутствие чего бы то ни было, а лишь отсутствие определенности, регулярности в неопределенном потоке изменения. Процесс Творения - внесение порядка и закона внутрь стихии изменения. Бог - начало, которое непрерывно вносит закон и порядок внутрь изменчивого, творит бытие человека и неотделим от него. Нет ничего статичного, все в непрерывном процессе становления.
Понятие движения приобрело онтологический статус. Установилась тенденция постоянного "концептуального схватывания" (forma fluens) любой рассматриваемой проблемы: текст никогда не самодостаточен – он раскрывается в толковании… Хотя разуму и отводилась вспомогательная роль, познавательность получила статус одного из путей, ведущих к богопознанию.
Понимание природы в средневековье. Религиозная и научная установка сознания отличаются экзистенциональной ("быть") направленностью и познавательной ("знать") соответственно. Схоластическая наука искала возможность совмещения этих установок. В средневековых спорах о природе общих понятий выявились три тенденции в обосновании научного знания: реалистическая; концептуалистская; номиналистическая. Отношение к объекту познания было созерцательным. Альтернативных позиций не было.
Теория "принадлежала" субъекту познания, что и определило формирование схоластик. Природа, в христианском понимании, сама не есть нечто божественное, хотя сотворена Богом; она поручена им распорядительностью человека - поэтому она предмет нравственной обязанности. При этом в противостоянии язычеству происходила десакрализация природы. Высшим знанием было знание пути к Богу. При этом, важным аспектом понимания творения природы в западно-христианской традиции была его интерпретация как делания, тогда природа могла рассматриваться как создание, а Творец как искусный механик. Нередко такой ориентацией объясняют практичность и рациональность западноевропейской технической деятельности.
Слово как особое место в научном мышлении средневековья. Слово теоретического языка не фиксировало результаты неконтролируемой деятельности человека, а диктовало сам способ действия субъекта. Главной задачей схоластики была не описание того, что есть, и не проверка того, что в реальном мире соответствует тем или иным понятиям; ее интересовала реальность, стоящая за словом. То есть познание мира не от мира к слову, а от слова к … слову. Схоластика строила свой понятийный универсум. Она "создала" свой особый искусственный язык, вполне сопоставимый по уровню "теоретичности" с математикой.
Каноническая схема схоластического рассуждения: сначала приводятся аргументы против защищаемого автором тезиса, затем им противопоставляется сам тезис, который, по возможности, подкрепляется авторитетом, вслед за этим осуществляется доказательство тезиса и опровержение выдвинутых в начале контраргументов. Все положения, противоречащие выдвинутому автором тезису, он обязан опровергнуть.
Осмысление проблемы движения. Средневековье сформировало принципиально новую интуицию движения - "непрерывной последовательности", упорядоченного континиума, разрушая при этом базисное понятие онтологии Аристотеля - понятие формы. Наиболее полно учение о движении было разработано Уильямом Оккамом (около1285-1349 гг.). (Важно отметить, что Оккам, анализировал логическую структуру высказываний о движении, выясняя, стоит ли за термином "движение" некая физическая реальность.) Оккаму, а затем и Фоме Брадвардину (около1290-1349 гг.) принадлежит разделение учения о движении на динамику и кинематику.
Кинематика, в свою очередь, послужила предметом обширной дискуссии об "интенсии" и "ремиссии качеств" или, иначе, о "широте форм". Исходными в этой дискуссии были идеи Николая Орема (около1323-1382 гг.). В дальнейшем оксфордскими схоластами был построен математический аппарат, специально предназначенный для описания движения. Однако он не вводил никаких единиц измерения, позволяющих поставить в соответствие теоретическим величинам опытные данные. При множестве тончайших различий схоластика не могла "решиться" на "элементарную" формулу V=S/t. Выяснение проблем причин движения, соотношения "двигатель - движимое", сопротивления движения привели к разработке теории импетуса (лат.- напор).
Наиболее полно теория импетуса обсуждалась в работах известного профессора Парижского университета Жана Буридана (около 1300 - около 1358 гг.). Принципиальное отличие понятий импетуса и инерции заключается в том, что первое подразумевает наличие некой внешней причины движения, второе - что внешняя причина необходима только для изменения движения.
Христианская ученость возникла в трудах ранних христианских апологетов II- III вв. как проповедническая. Цель словесной массовой религиозной проповеди обуславливала ее основные доминанты: защита и распространение христианства против язычников путем убеждения их на понятном им языке и доступной им картине мира. В системе образования и научно-философской культуре все это формировало три основные направления:
- владение словом (красноречие, искусство убеждения, искусство толкования текста - грамматика, риторика, диалектика);
- построение связной и достаточно наглядной картины мира в рамках христианского вероучения, собственно теологии;
- обоснование праведной жизни - этика, экономика, право, политика.
В конце XII - начале XIII в. наиболее популярные европейские школы стали преобразовываться в университеты. В Средние века университеты называли studium, что значило учебное заведение с универсальной программой. Главной задачей создания учебных заведений была необходимость профессионального лицензирования интеллектуальной деятельности. Университеты имели различную специализацию, но, как правило, было четыре факультета:
- общеобразовательный (факультет искусств);
- медицины;
- права;
- теологии.
Старейшие университеты Европы образовались в Болонье, Париже, Оксфорде…
Пути греческого наследия. До начала переводов с греческого западноевропейская научная культура воспринимала естественнонаучное наследие античности двумя путями: через Рим, где научно – философские занятия не принадлежали к числу наиболее важных; через арабо-мусульманскую культуру, в которой античное наследие было уже ассимилировано. На формирование христианской учености, помимо различных религиозных влияний, мощное влияние оказали понятия из греческого, арабского, латыни... Переводы, первоначально сделанные в Испании, по большей части относятся к области математики и астрономии: трактаты Евклида, Птолемея, Аль-Хорезми, Аль-Фергани, Сабита ибн Корры, трактаты об астрономических инструментах и астрономические таблицы. Схема переводов была следующей: с арабского на местное испанское наречие, а затем с этого подстрочника - на латынь. Со временем сфера переводческой деятельности расширялась: медицинские и алхимические сочинения, трактаты по оптике, механике, натурфилософские сочинения ... Одним из самых разносторонних переводчиков был Герард Кремонский (1114 - 1187). Ему принадлежит перевод на латынь 71 книги. Начало переводов с греческого относятся к XII в. и связаны с сицилийской школой. Наиболее известным переводчиком с греческого был Вильем Мербеке (1215 - 1286).
Христианская педагогика обращена вовнутрь человека - этим она противоположна античной системе образования. Воспитание в средневековье есть подражание учителей и учеников Христу. Образование – прояснение Истины. Если античная образовательная модель направлена на достижение новых результатов в поисках истины, то средневековое христианское образование - это именно прояснение и истолкование уже явленной и открытой модели истины, ее познание через обучение. Христианское образование берет начало от Боэция (около 480 - 524 гг.) и Кассиодора. "Наставления в науках божественных и светских" (551 г.). Кассиодора - одно из самых значительных дидактических произведений всего средневековья. Стремясь к синтезу теологии и светского знания, он впервые четко сформулировал коренное различие между "искусством" и "дисциплиной", заложившее основу гуманитарных и технических наук как отдельных независимых циклов. Разработка систем тривиума и квадривиума как последовательных ступеней образовательного процесса, получила свое окончательное завершение.
Расширение христианских общин обусловили необходимость открытия церковных школ. Школы катехуменов ("оглашаемых") выработали ключевой для всего средневековья катехитический (вопросоответный) метод обучения. Затем появились монастырские, епископские, городские школы, позднее университеты. Школьный путь постижения Бога реализовывался через познание сотворенного мира: изучая мир, школяр непрестанно, через стих и любовь одновременно, удивлялся ему как храму Божьего творения. Это и открывало путь светским наукам в христианское образование. Основными формами обучения были чтение, разбор текста, а затем диспут, главным ответчиком на которых был лектор, а студенты, задавая вопросы, должны были учиться на его ответах.
От античности христианское образование взяло основное - язык, логику, право, прикладные научные знания, медицину. Язык античного Рима стал общеевропейским письменным языком. Латынь с момента перевода на нее Библии, стала обязательным сакральным языком обучения, в Западной Европе, в восточных странах христианского мира такую же роль играл греческий.
"Науки" ислама. Ислам, утвердив свою связь с иудаистско-христианской традицией, между тем противопоставил себя христианству (через исключение возможности воплощения божественной природы и отвержения идеи триединства). Влияние арабского Востока на Западную часть христианского мира не ограничивалось "передачей" новых для него знаний, но и затрагивало характер развития культурных процессов, способствуя формированию европейского самосознания. В VIII в. ислам стал основной религией в Сирии. В IX - X вв. багдадская, гундишапурская и харрапская школы христиан - переводчиков познакомили мусульман с наследием античной философии и науки. В XII - XIII вв. мусульманские ученые и философы стали для западноевропейских христиан школьными авторитетами. В основе традиционной мусульманской классификации отраслей знания лежало деление наук на арабские и чужестранные. К чужестранным наукам причислялись античные естественные и точные науки, логика и философия, спекулятивная теология…
Восток и запад. Каналов культурного общения между Западной Европой и мусульманским миром было два: Испания, где была толедская школа переводчиков, и Сицилия, где сформировалась палермская корпорация переводчиков. Несмотря на противостояния, складывалась международная, а в определенной степени и межвероисповедная иудео-христианско-мусульманская общность. На Западе XII - XIII вв. работа переводчиков предшествовала труду философов и теологов. Из более чем ста значимых работ, переведенных в эту эпоху на латинском Западе с арабского, подавляющее большинство составили научные и философские труды античных и мусульманских авторов: Аристотеля, Гиппократа, Евклида, Птолемея, Галена, Аль -Хорезми, Аль - Баттани, Аль - Фергани, Ар – Рази , Аверроэса…
При этом оставались без внимания поэтические, литературные и историографические произведения, что можно интерпретировать как отсутствие именно философского и естественнонаучного знания в Европе в то время.
Восточная ветвь античной науки. Специфика освоения и сохранения античного научного наследия в восточной части Римской империи определялась следующими факторами: сохранение греческого языка; православная трактовка христианства, различия которой с католической были столь значительными, что в 1054 г. это привело к расколу христианской церкви: восточная церковь была отлучена от римской папой; римская же, западная церковь, была проклята константинопольским патриархом.
Истоком византийской учености обычно считают анонимные "Ареопагитики" (около 533 г.), приписываемые псевдо – Дионисию Ареопагиту. "Ареопагитики" пронизаны темой таинственного богословия, и основным путем восхождения человека к Богу объявляется путь экстаза.
Византийские ученые - энциклопедисты, повлиявшие на развитие научных знаний: Иоанн Дамаскин (около 675 - 753 гг.), его трактат "Источник знания", имевший педагогическую направленность, получил широкое распространение на Руси. На латинский язык был переведен лишь в XII в. Теологический рационализм Иоанна Дамаскина, отрицает дистанцию между знанием естественнонаучным и богословским. По его учению все науки инкорпорируются в состав богословия. Лев Математик (805 - 870) был ректором Константинопольского университета, профессором философии и математики. Историческая традиция приписывает ему изобретение светового телеграфа. Михаил (Константин) Пселл (1018 - около 1096 гг.) был философом, ученым, государственным деятелем, воспитателем наследника престола, ставшего императором Михаилом VII. Пселл разделил философию на "высшую" и "низшую". Между "философиями" он поместил "науку о бестелесном" - математику, которая по своему значению уступает лишь богословию. Широко известно его произведение "Хронология". Варлаам Калабрийский (1290 - 1357) яркий пример заката византийской учености (XIV в.). Известны работы Варлаама по логике и математике - он первым предложил применять в математике буквенные обозначения для величин. Варлаамисты были убеждены в том, что человеческому разуму свойственно постигать сущность вещей.
Составной частью византийской учености была система образования - светская и классическая. В ней был довольно высокий социальный статус и доступность. Невежество и незнание считались пороками, достойными самого большого осуждения. В городах обучение было платным. Наряду с платными учебными заведениями, в Константинополе были высшие школы. Это были государственные учреждения с содержанием за счет казны, организованные, как правило, императорами. На XII в пришелся пик спора об "универсалиях", связанный с проблемой существования Общего. "Реалисты" учили, что реально существует только Общее. "Номиналисты"- что реально существуют лишь отдельные виды, процессы, явления, а Общее существует лишь в понятиях об этих вещах, в языке, в терминах.
В IX - XI вв. в Византии развиваются ремесленные производства, добывающая промышленность, кораблестроение, происходит расцвет архитектуры, живописи, литературы, исторических хроник. Ученые собирают рукописи античных авторов. Особое место среди разнообразных военных средств, занимает "греческий огонь". Он был изобретен около 673 г. Каллиником в Сирии и представлял собой горючую смесь, состоящую из смолы, нефти, селитры и серы. Это вещество легко воспламенялось и горело даже на воде. "Греческий огонь" чаще использовали в морских сражениях.
Знание на Руси. Во многом рациональное знание "поступало" через Западную и Северную Русь (Киев, Новгород Великий). К XVI в знание приходило "в польской обработке". Естественно, процесс взаимодействия был односторонним. Один из ярких примеров "северного контакта" – развитие научных представлений и техники в Новгороде Великом, "южного контакта" - Афон, где работал большой штат переводчиков, в том числе и русских. Однако такие центры, как Москва и Владимир имели и непосредственные контакты с научно-техническими сторонами христианской цивилизации (строительство соборов в Кремле, литье пушек, строительство соборов Владимира…). Проблема перевода была "формообразующей" для "трансляции" знания на Русь. Литература типа "Шестодневов", "Диалектики" и др., в которых читатель знакомился с теориями "еллинов" уже проходила "цензуру" христианства и была "освобождена" от "ереси". Тематика перевода определялась самим заказчиком: церковью, духовенством, князьями, боярами. Богословская литература не была единственной. В XVI - XVII вв. переводятся трактаты по географии, медицине, биологии, сельскому хозяйству.
Вместе с тем на Руси существовала своя оригинальная и мощная традиция рационального знания и эффективной технологии. Это относится, прежде всего, к наблюдениям и фиксации разнообразных явлений природы и их толкованию; ведению сельского хозяйства…
Технологическое развитие средневековья оценивают достаточно высоко, считая, что в результате технической революции, была создана новая "сложная" цивилизация. О высоком социальном статусе инженерии свидетельствует и классификация Гуго Сен-Викторского. Выражение важной для средневековья мотивации к труду - "человек должен трудиться, а праздность есть потворничество греху”. Большой интерес представляет сочинение немецкого монаха - бенедиктинца Теофила "О различных искусствах"(1122 - 1123 гг.) - свод знаний и умений, "полезных", для украшения церкви и изготовления церковной утвари, эмалировки чаш, росписи храма, и т.д. Описывается также новый способ изготовления стекла, лужения железа погружением, множество различных механических приспособлений.
Основными направлениями средневековой "технологической революции" были:
- преобразование системы агротехники;
- освоение и использование новых энергетических устройств.
К техническим новациям, оказавшим радикальное воздействие на всю культуру средневековья относятся:
1. заимствование пороха, что быстро привело к созданию пороходелательного производства (первый завод);
2. разработка технологии гранулирования пороха, повышающей его эффективность;
3. стремительное развитие производства огнестрельного оружия, в корне изменило способы ведения боевых действий и привело к развитию новых технологий в литейном деле, направленных на повышение точности метания;
4. заимствование бумаги, что привело к созданию книгопечатания;
5. создание и внедрение в хозяйственный и культурный оборот различных механических устройств, создавших со временем целую инфраструктуру;
6. развитие часового дела.
В очевидной связи с религиозно - концептуальными установками шло в средневековье развитие архитектуры, прежде всего храмовой. Общим для всего средневековья может быть понятие "новый архитектурный стиль" – как совокупность принципиально новых художественных явлений, охватывавших плановую и пространственную композицию здания, разработку и трактовку его фасадов и т.д. Органической частью "нового архитектурного стиля" были новые материалы и технологии строительства. Одно из ярчайших проявлений средневекового архитектурного стиля - готика, как символ мощного и бескомпромиссного, как стрела, устремленная вверх, к Богу. В XI - XII вв. готика получает наибольшее распространение. Родиной этого стиля становится Франция. Перед строителями возникали совершенно новые задачи по созданию гражданских сооружений типа крытого рынка, биржи, таможни и т.д.
Расширяется и по-новому обстраивается общественными зданиями городская площадь. Среди этих построек главное место принадлежит ратуше или собору. Крупнейшим памятником готической архитектуры является собор Парижской Богоматери - Нотр-Дам де Пари. В готической архитектуре была изобретена новая, неизвестная в прошлом конструкция свода, отличающаяся исключительной легкостью, ажурностью и многообразием форм. Готика, особенно французская, отличалась особой внутренней гармоничностью, устремленностью вверх, богатством символической скульптуры, художественной обработкой окон. Скульптура готических храмов повторяет энциклопедические трактаты схоластов. С одной стороны, она следует религиозному замыслу, с другой - несет на себе печать жизни со всевозрастающим интересом к реальности. В скульптурные ансамбли включаются фигуры фантастических чудовищ - химер. Эти чудовища были данью церковникам, которые яростно сопротивлялись возникновению наук в поздний период средневековья (XIII-XIVвв.).
Сложность конструкции и ее раздробленность достигли к XV в. в готическом стиле пределов возможного. Примерно к середине XV в. в искусстве и, в первую очередь в архитектуре, начинается эпоха Ренессанса. К началу XV в. в эпоху раннего Ренессанса ученые и практики строительного дела, возродившие идеи античности, накопили огромный эмпирический и теоретический опыт. Крупнейшие мастера 20-30-х годов XV в., как правило, были людьми практики и не могли словесно выразить и теоретически обобщить то, что они умели делать.
Наступил момент, когда молодое искусство должно было получить теоретическое "подкрепление", созданное на основе философских обобщений. Именно к этому периоду относится творчество Леон-Баттиста Альберти. Его гениальность сказалась в том, что он учел всю важность ведущей роли науки для практики. В период XV - XVII вв. в строительной технике вместо готической стрельчатой арки, опирающейся на пучки колонн, начинает применяться полуциркульная арка, покоящаяся на классической колонне, обычной для древнеримской архитектуры. Начиная со второй половины XVI в., в отделке зданий появляется стремление к скульптурной четкости форм, пластичности и уравновешенности композиции, что свойственно зданиям, построенным в стиле классицизма.
Особое место в культуре средневековья, в системе его знания, занимают алхимия и астрология. Их роль была двойная: с одной стороны, теологически они несовместимы с христианством и поэтому маргинальны в средневековой культуре; с другой стороны, на эзотерическом уровне они имеют немало точек соприкосновения, что порой приводит к странному симбиозу. Похожие отношения складывались у алхимии и астрологии с вполне рациональными формами знания и деятельности. Алхимия и астрология оказали огромное влияние на формирование знаковой среды средневековья.
Выводы:
Вклад средневековой науки в развитие научного знания состоял в том, что был предложен целый ряд новых интерпретаций и уточнений античной науки, ряд новых понятий и методов исследований, которые разрушали античные научные программы.
Основной интерес к явлениям природы состоял в поиске иллюстраций к истинам морали и религии. Любые проблемы, в том числе и естественнонаучные, обсуждались с помощью толкования текстов Священного писания. Природа создана Богом для блага человека. Бог всемогущ, и способен в любой момент нарушить естественный ход природных процессов во имя своих целей.
В сознание человека проникает идея, которая никогда не возникла бы в античности: раз человек является господином этого мира, значит, он имеет право переделывать этот мир так, как это нужно ему. Именно христианское мировоззрение посеяло зерна нового понимания природы, позволившего уйти от созерцательного отношения к ней античности и прийти к экспериментальной науке Нового времени, поставившей целью практическое преобразование мира.
В Средние века проблемы истины решались не наукой или философией, а теологией. В этой ситуации наука становилась средством решения чисто практических задач. Чисто прагматическое отношение к средневековой науке привело к тому, что она утратила одно из самых ценных качеств античной науки - научное знание рассматривалось как самоцель, познание истины осуществлялось ради самой истины, а не ради практических результатов.
Прослеживаются тенденции к систематизации и классификации знания. Очень популярным жанром в научной литературе были сочинения типа энциклопедий. В недрах средневековой культуры успешно развивались такие специфические области знания, как астрология, алхимия, которые подготовили возможность образования современной науки. Эти дисциплины представляли собой промежуточное звено между техническим ремеслом и натурфилософией и в силу своей практической направленности содержали в себе зародыш будущей экспериментальной науки.
Наука столкнулась с теологией и пришла с ней в противоречие, когда в научном обиходе стало использоваться научное наследие Аристотеля. Разрешением стала концепция двойственной истины, то есть признание права на сосуществование “естественного разума” наряду с верой, основанной на откровении. Не менее важными были религиозные обряды и ритуалы, подчинявшие жизнь горожан строгому ритму, распорядку, почасовой регламентации; особую роль играли также средневековая школа и университет, которые не только поощряли книжную ученость и усвоение элементов античной науки, но и столетиями прививали нормы логико-дискурсивного мышления и искусство аргументации. Это привело к высочайшему уровню умственной дисциплины в эпоху позднего Средневековья. Юнг определил средневековую схоластику как беспрецедентный интеллектуальный тренинг, результатом которого стало формирование чувства абсолютного доверия к логико-математическому доказательству, да и вообще к любым инструментам познания - вначале теориям, гипотезам, а затем и научным приборам и экспериментам. Так возникла вера в их истинность, адекватность реальности, ощущение интеллектуальной силы, основанной на знании.