Натуральное и товарное хозяйство
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1 вопрос Натуральное и товарное хозяйство
В экономической науке в качестве основных выделяются две формы общественного хозяйства (производства):
1) Исторически первой формой общественного хозяйства явилось натуральное хозяйство – это хозяйство, которое удовлетворяет все свои потребности за счёт самостоятельного производства.
Характерными чертами натурального хозяйства являются:
а) замкнутость (автаркическая форма хозяйствования), которая проявляется в том, что каждая хозяйственная единица (семья, община или поместье) опирается на собственные ресурсы и обеспечивает себя всем необходимым для жизни, производимый при этом продукт не принимает форму товара, а образует фонд жизненных средств для самого производителя, экономические связи с другими хозяйственными единицами отсутствуют;
б) применение универсального труда, означающее, что каждый работник выполняет все виды работ, как правило, вручную, с использованием примитивных технологий, с помощью простых орудий труда (мотыги, лопаты) и кустарного инструмента, что обусловливает крайне низкую производительность труда;
в) прямые экономические связи между производством и потреблением, отсутствие товарного обмена;
4) вертикальные хозяйственные связи (собственник – надсмотрщик – подневольный работник) с присущей им зависимостью подневольного работника от собственника земли и капитала;
5) внеэкономическое принуждение к труду с использованием различных видов насилия, когда подневольных людей, например, сгоняли на работу под страхом физической расправы.
Натуральное хозяйство отличают консерватизм, традиционность, ограниченность и постоянство масштабов производства и потребления (простое воспроизводство), относительно стабильные отраслевые пропорции производства, обусловливающие медленные темпы экономического развития.
Развитие факторов производства привело к углублению общественного разделения труда, повышению его производительности, образованию излишков продукта, которые собственник мог продавать или обменивать на другие товары.
Разделение труда – дифференциация, специализация трудовой деятельности, приводящая к выделению и осуществлению различных её видов.
При вертикальном разделении труда происходит его разделение по уровням, например, разделяются производство и управление производством.
При горизонтальном разделении труда делятся виды работ в пределах одного уровня, например, выделяются изготовление, обработка деталей изделия и сборка изделия из этих деталей.
Разделение труда и хозяйственное обособление производителей, принимающих решения самостоятельно на свой страх и риск, исходя из личных интересов, явились объективными причинами перехода от натурального хозяйства к товарному хозяйству, в котором экономические отношения между людьми проявляются через куплю-продажу продуктов их труда на рынке.
2. Товарное хозяйство – тип хозяйства, в котором производство ориентировано на рынок.
В товарном хозяйстве блага создаются для обмена и продажи. Характерными чертами товарного хозяйства являются:
1) общественное разделение труда, приводящее к качественной дифференциации, специализации трудовой деятельности людей, способствующее совершенствованию различных видов труда и технологий производства товаров;
2) открытость хозяйства, означающая, что продукты производятся не для личного потребления, а для продажи другим лицам на рынке;
3) косвенные, опосредованные экономические связи, когда производство с потреблением связаны между собой через рыночный обмен;
4) горизонтальные хозяйственные связи на основе договоров, при этом производитель и потребитель обладают экономической свободой (правом выбора того, что производить и что покупать);
5) отсутствие внеэкономического принуждения к труду, означающее, что каждый работник испытывает потребность и материальную заинтересованность в труде, увеличении выпуска продукции и качественном улучшении изготовляемых товаров.
Простое (неразвитое) товарное производство характеризуется общественным разделением труда; частной собственностью на средства производства и продукты труда; личным трудом собственника на средствах производства; удовлетворением общественных потребностей посредством купли-продажи продуктов труда; экономической связью между людьми через рынок.
Развитое товарное производство отличается от простого тем, что товарами становятся не только все продукты труда, но и факторы производства (земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация). Рыночные отношения приобретают всеобщий характер, происходит отделение производителей от средств производства.
2 вопрос Товар и его стоимость
Товар – это продукт труда, который имеет стоимость и распределяется в обществе с помощью обмена, купли-продажи; всё, что позволяет удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Товар обладает двумя свойствами:
1. Потребительная стоимость – полезность вещи как предмета потребления, наличие у неё свойств и качеств, позволяющих удовлетворять человеческие потребности.
2. Меновая стоимость – это свойство товара обмениваться на другой товар в определённой пропорции, находящее своё выражение в денежной стоимости, в цене товара.
Таким образом, потребительная стоимость характеризует товар качественно, а меновая – количественно, что делает разные товары соизмеримыми между собой.
В историческом контексте можно выделить несколько подходов к теоретическому обоснованию сущности категории стоимости товаров.
а) трудовая теория стоимости сформировалась в течение ХVIII и XIX веков. Её разработка осуществлялась представителями классической буржуазной политической экономии (У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо), в дальнейшем большой вклад в развитие трудовой теории стоимости внесли К. Маркс и Ф. Энгельс. Согласно данной теории общим объективным свойством товаров является то, что на их производство затрачен общественный труд, следовательно, стоимость товара определяется величиной затрат труда на его производство. Труд всякого производителя носит двойственный характер, выступает как конкретный труд и как абстрактный труд.
Труд конкретный – целесообразное расходование человеческой рабочей силы, направленное на создание потребительной стоимости. Виды такого труда отличны друг от друга по создаваемой потребительной стоимости, их отличают цели, производственные операции, применение орудий и предметов труда, профессионально-квалификационные свойства и навыки работников, результаты.
Труд абстрактный – специфическая общественная форма труда, расходование физиологической человеческой рабочей силы – затраты физической, умственной, нервной энергии. Труд абстрактный обнаруживается только в сфере обмена, поскольку это труд вообще, который представляет собой обезличенный, однородный, соизмеримый труд, воплощённый в произведённом товаре.
Именно абстрактный труд, по мнению авторов трудовой теории, создаёт стоимость, так как является тем общим в труде различных специалистов, что позволяет приравнивать разные потребительные стоимости друг к другу.
Взгляды разных учёных на меру стоимости существенно различались. Так, А. Смит за меру стоимости принимал рабочее время, Д. Рикардо – рабочее время на производство товара в худших условиях производства, К. Маркс определял стоимость затратами общественно необходимого рабочего времени.
Общественно необходимое рабочее время – это то рабочее время, которое затрачивается на изготовление товаров:
1) при общественно нормальном (господствующем) состоянии производства;
2) при средней квалификации (умелости) работников;
3) при средней интенсивности труда.
На величину стоимости воздействуют ряд факторов, главными из которых являются: производительность, интенсивность и сложность труда.
Производительность труда – плодотворность, эффективность деятельности людей в процессе создания материальных благ и услуг. Она выражается количеством продукции, выпущенной в единицу времени или количеством времени, затраченного на производство единицы продукции. Повышение производительности труда приводит к уменьшению рабочего времени, необходимого для производства единицы товара, и, следовательно, к снижению величины его стоимости.
Интенсивность труда характеризует напряжённость работы, отдачу от трудовых ресурсов в единицу времени. Более интенсивный труд воплощается в большем количестве продуктов и создаёт большую по величине стоимость в единицу времени.
Сложность труда характеризует его содержание. Например, труд ювелира сложнее труда слесаря, а труд слесаря сложнее труда дворника.
При определении величины стоимости товара за основу берётся общественно необходимое количество простого труда. По мере развития научно-технического прогресса растут как сложность труда, так и его доля в общей массе затрат труда и, следовательно, сокращается доля затрат простого труда.
б) в последней трети XIX века произошла так называемая маржиналистская революция, и с этого момента стала развиваться теория предельной полезности, в рамках которой был предложен новый подход к решению вопроса о стоимости – с точки зрения не производителя, а потребителя.
Теория предельной полезности – это теория, согласно которой стоимость товаров рассматривается как субъективная категория и цены определяются предельной полезностью тех или иных благ.
Разработчиками теории предельной полезности были К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк, Дж. Б. Кларк. Их основная точка зрения заключалась в том, что стоимость как ценность товара для потребителя определяется степенью его полезного эффекта.
Субъективная ценность товара зависит от двух основных факторов:
- от имеющегося запаса данного блага (редкости);
- от степени насыщения потребности в нём.
По мнению сторонников этой теории, ценность (стоимость) благ определяется их предельной полезностью - это приращение полезности, дополнительная, добавочная полезность, которую получает потребитель блага при увеличении количества потребляемого блага на одну единицу (в предположении, что все прочие условия потребления, потребление других благ остаются неизменными).
В ходе постепенного насыщения потребностей полезность вещи уменьшается. Чем больше запасы, тем ниже ценность каждой следующей единицы блага. Если благо имеется в изобилии, то, сколь бы ни была велика его совокупная полезность, полезность последней единицы будет равна нулю, и, поскольку безразлично, какую именно единицу считать последней, нулю будет равна полезность любой единицы. Такое благо, в терминах К. Менгера, будет являться неэкономическим (или свободным) благом.
Наоборот, даже если совокупная полезность всего количества блага (например, бриллиантов) не столь велика, то ограниченность их количества приводит к тому, что последняя единица ценится достаточно высоко, и это благо приобретает экономический характер и ценность (стоимость).
в) главным недостатком теории предельной полезности являлось игнорирование интересов товаропроизводителей в процессе оценки стоимости. Поэтому в экономической науке возникло новое направление – затратная (факторная) теория стоимости, представленная в трудах Дж. Милля, Ж.Б. Сэя, А. Маршалла и других авторов.
Она связывает создание стоимости с функционированием трёх факторов производства – капитала (трактуемого как средства производства), труда и земли. Каждый фактор производства имеет определённую производительность и вносит свой вклад в ценность продукта. С этой точки зрения стоимость представляет собой величину затрат всех факторов (ресурсов) на производство товара (услуги).
В рамках этой концепции был сформулирован закон стоимости, который показывает связь между соотношением индивидуальных затрат конкретного товаропроизводителя и общественно необходимых затрат на производство данного товара.
Таким образом, если индивидуальные издержки будут слишком высоки и превысят общественно необходимые, производитель на каждой единице товара получит убыток и достаточно скоро обанкротится; если же индивидуальные издержки предпринимателя ниже общественно необходимых, то он будет получать на каждой единице продукта дополнительный доход.
Такой механизм позволяет закону стоимости выполнять три основные функции:
1) стимулирующую: закон стоимости стимулирует предпринимателей к снижению затрат, внедрению ресурсосберегающих и новых высоких технологий;
2) санирующую: закон стоимости через механизм банкротства выталкивает с рынка неконкурентоспособного производителя, индивидуальные издержки которого слишком высоки;
3) регулирующую: закон стоимости через соотношение индивидуальных и общественно необходимых затрат обеспечивает рациональное распределение между различными отраслями экономики средств и ресурсов, которые стремятся туда, где можно получить более высокий доход.
Попытки объединить эти три теории стоимости (трудовую, предельной полезности и затратную) предпринимались многими учёными. Наиболее удачной явилась концепция А. Маршалла, в которой он отказался от поиска единственного источника стоимости и соединил теорию предельной полезности с теорией спроса и предложения, а также с теорией издержек производства (затрат). В предложенном им методе анализа определяется взаимовлияние полезности, спроса-предложения, издержек и цены.
Осуществлённый А. Маршаллом синтез открыл путь к формированию современной точки зрения на сущность категории «стоимость».
Сегодня понятие стоимости трактуется с точки зрения ценности произведённых благ, как для потребителя (с точки зрения их полезности, способности удовлетворять определённые потребности человека), так и для производителя (с точки зрения того, во что обходится их получение).
Стоимость: 1) цена товара; 2) затраты денежных средств на приобретение товара, на выполнение работ и услуг, на получение благ; 3) овеществлённый в товаре труд.
3 вопрос Условия возникновения и механизм функционирования рынка
В товарном хозяйстве купля-продажа разнообразных товаров осуществляется на различных рынках.
Рынок (market) – это экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена.
Структура рынка – это специфическое устройство рынка: число и размеры действующих на нём фирм, доступность рыночной информации, степень сходства либо различия товаров разных предприятий, условия вхождения в отрасль.
Классификация рынков:
По виду товара выделяют рынки сырья, материалов, драгоценностей, недвижимости, средств производства, потребительских товаров и услуг, информационных и интеллектуальных продуктов, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда и т.д.
По территориальному признаку различают рынки местные, региональные, национальные и мировой.
По характеру заключаемых сделок рынки подразделяются на оптовые, мелкооптовые и розничные.
По уровню регулируемости – на регулируемые и нерегулируемые (свободные).
По степени влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену различают рынки совершенной и несовершенной конкуренции.
По состоянию конъюнктуры выделяют рынки с высокой и низкой конъюнктурой.
Конъюнктура рынка – это ситуация, характеризуемая соотношением уровней спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объёмами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.
Конъюнктура рынка считается высокой, когда спрос превышает предложение, и низкой, когда предложение превышает спрос.
Поэтому по состоянию конъюнктуры выделяют:
1) рынок продавца, существующий в условиях высокой конъюнктуры. Свои условия диктует продавец, так как товара мало, а все хотят его купить.
2) рынок покупателя, существующий в условиях низкой конъюнктуры. Условия диктует покупатель, так как товара много, а покупателей мало.
Для обеспечения нормального функционирования рынка необходимо выполнение ряда условий.
1. Общественное разделение труда и специализация.
Базирующаяся на разделении труда ориентация производителей на изготовление отдельных продуктов и их элементов называется специализацией. Специализация позволяет производить продукцию при относительно меньших альтернативных издержках, что даёт ощутимые конкурентные преимущества на рынке.
2. Экономическая обособленность участников обмена.
Производители и потребители, продавцы и покупатели должны обладать экономической свободой, которая заключается в возможности самостоятельно принимать решения на основе информации, которую несёт децентрализованный ценовой сигнал.
3. Наличие и реализация многообразных форм собственности (частной, государственной, муниципальной, кооперативной и т.д.).
Различные формы собственности позволяют создавать самые разнообразные товары и услуги, удовлетворяющие потребности людей, стимулируют развитие технологий, расширение ассортимента, повышение качества товаров, снижение производственных издержек, элиминируют возможность появления дефицита, обеспечивают возможность выбора и адекватность применения физических и духовных потребностей человека.
4. Приемлемый уровень трансакционных издержек. В рыночном хозяйстве должен складываться такой уровень трансакционных издержек, который позволяет осуществлять экономическую деятельность.
Издержки трансакционные – операционные издержки сверх основных затрат на производство и обращение; косвенные, сопряжённые затраты, связанные с организацией дела, получением информации, ведением переговоров, поиском поставщиков, заключением и оформлением контрактов, лицензий, обеспечением получения прав, юридической защиты, преодолением барьеров входа на рынок.
5. Свобода предпринимательства. Чем менее скован производитель, предприниматель, тем более развит рынок. Свободный обмен позволяет формироваться свободным ценам, которые ориентируют производителей, инвесторов на наиболее эффективные направления их деятельности.
6. Наличие рыночной инфраструктуры как совокупности хозяйственных форм, обеспечивающих движение товарных, денежных, финансовых и информационных потоков.
Рыночная инфраструктура – это система учреждений и организаций (банков, бирж, ярмарок, страховых компаний, консультационных фирм и т.д.), обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке.
Индивидуальные решения участников рынка координирует рыночный механизм — это совокупность инструментов регулирования рыночных процессов и отношений, включающих в себя спрос, предложение, цены, налоги, конкуренцию.
Рынок выполняет ряд функций:
1) ценообразующая – под воздействием спроса и предложения на рынке формируется цена на товар или услугу. Рыночный механизм через цены стимулирует производителя к увеличению или к сокращению производства, а покупателя – к покупке или отказу от неё;
2) распределительная – рыночный механизм направляет экономические ресурсы на производство необходимой потребителям продукции;
3) координирующая – рыночный механизм обеспечивает сбалансированность производства и потребления, установление основных пропорций в хозяйстве за счёт сужения или расширения спроса;
4) стимулирующая – рынок способствует совершенствованию технологий, внедрению передовой техники и прогрессивных методов управления, снижению издержек, расширению и обновлению ассортимента выпускаемой продукции, повышению качества товаров и услуг;
5) санирующая – рыночный механизм освобождает экономику от наименее эффективных предприятий с высоким уровнем издержек, производящих ненужную обществу (потребителям) продукцию.
К преимуществам рынка можно отнести:
♦ эффективное распределение ресурсов (рынок направляет ресурсы на производство нужных обществу товаров и услуг);
♦ успешное функционирование при наличии ограниченной информации (часто предпринимателям достаточно иметь информацию о ценах и издержках для принятия экономических решений);
♦ высокая устойчивость благодаря гибкости и высокой адаптивности к изменяющимся условиям (например, когда резко возросли объёмы используемой информации при производстве товаров и услуг, рынок ответил масштабным внедрением компьютерных технологий);
♦ оптимальное использование результатов НТР (стремясь получить максимально высокую прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывают новые товары, используя передовые технологии);
♦ свобода выбора и действий потребителей и производителей, независимых в принятии своих решений, в реализации собственного творческого потенциала (ограничения вводятся только законом, предусматривающим, например, лицензирование отдельных видов деятельности);
♦ способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, улучшению потребительских свойств продукции, более быстрому изменению ассортимента товаров с учётом запросов потребителей.
Недостатки (ограничения), которые проявляются в том, что он:
♦ не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов – участники рыночных отношений не имеют побудительных экономических причин заботиться о сохранении недр, лесов, видового разнообразия животного и растительного мира и т.п.;
♦ не обеспечивает защиту окружающей среды (только законодательные акты, налагающие высокие штрафы могут побудить предпринимателей вкладывать средства в создание экологически чистых производств);
♦ не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству (например, рыбных богатств океана);
♦ не создаёт стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дорог, дамб, общественного транспорта, образования, здравоохранения и т.п.);
♦ не обеспечивает проведение фундаментальных исследований в науке (даже в развитых странах, как правило, расходы на финансирование науки берёт на себя государство);
♦ порождает масштабную дифференциацию в доходах, расслоение общества по уровню достатка и благосостояния;
♦ не гарантирует гражданам права на труд, не обеспечивает перераспределения доходов с целью поддержки социально необеспеченных слоёв населения;
♦ подвержен нестабильному развитию, которое сопровождается безработицей и инфляционными процессами.
Решение проблем, порождаемых несовершенством рыночного механизма, возлагает на себя государство, проводя государственную политику макроэкономического регулирования.