Нарушения закона «О рекламе»
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате odt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
План-конспект
лекционного занятия
на тему: «Нарушения закона «О рекламе»
Подготовила и провела:
Студентка группы…
Факультета ….
Руководитель: …
Город, 2016 г.
Дисциплина: Основы преподавания рекламы и связей с общественностью.
Тема: «Нарушения закона «О рекламе».
Цель занятия:
а) образовательная: усвоить основные понятия темы, систематизировать знания по теме;
б) развивающая: способствовать формированию знаний и навыков определения видов нарушений закона «О рекламе».
В результате проведения занятия обучающийся должен
знать: основные аспекты и положения закона «О рекламе», и его нарушения.
уметь: определять понятия и аспекты закона «О рекламе» на примерах нарушений.
Норма времени: 1,5 часа
Тип занятия: комбинированный, лекция и обсуждение примеров.
Методы обучения: словесный (рассказ – объяснение), практический.
Структура занятия:
1. Установочный (организационный) момент;
2. Определение содержания материала (плана лекции);
3. Закрепление изученного материала;
4. Подведение итогов занятия;
5. Определение задания для самостоятельной работы обучающихся.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Установочный (организационный) момент (5мин).
а) приветствие;
б) знакомство;
в) отметка отсутствующих;
г) формулировка темы, цель, задачи:
Тема сегодняшней лекции - «Нарушение закона о рекламе». Мы разберем закон о рекламе, где он применяется, что предусматривает. Мы поговорим о том, что такое недобросовестная и недостоверная реклама, а также, какие виды товаров нельзя рекламировать. В конце занятия мы рассмотрим и обсудим примеры нарушений закона о рекламе.
2. Определение содержания материала (65 мин).
Запишите план лекции.
1. Закон «О рекламе» и его основная цель;
2. Сфера применения закона «О рекламе»;
3. Недобросовестная и недостоверная реклама;
4. Общие требования к рекламе;
5. Товары, которые нельзя рекламировать в РФ.
1. Закон «О рекламе» и его основная цель.
Федеральный закон «О рекламе» регулирует отношения в сфере рекламы, несущей рекламную информацию о товарах и услугах на территории РФ. Основная цель Федерального закона «О рекламе» – развитие рынков, товаров, работ и услуг на принципах добросовестной конкуренции и получение потребителями достоверной информации о товарах и услугах.
Федеральный закон «О рекламе» применяется для создания наиболее благоприятных условий для производства, распространения товаров, исключения из средств массовой информации ненадлежащей рекламы и пресечения нарушений Законодательства РФ в сфере рекламы.
Федеральный закон N 38-ФЗ "О рекламе" был принят 13.03.2006г. (ред. от 08.03.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015).
Государственный надзор за нарушениями в сфере рекламы возлагается на антимонопольный орган – ФАС (федеральная антимонопольная служба).
За нарушение законодательства о рекламе предусмотрена ответственность двух видов: ггражданско-правовая и административная.
2. Применение закона «О рекламе».
Настоящий Федеральный закон применяется к рекламе независимо от места ее производства, если ее распространение осуществляется на территории РФ.
Настоящий Федеральный закон не распространяется на:
1) политическую рекламу, в т. ч. предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума;
2) информацию, обязательную к раскрытию и доведению до потребителя в соответствии с федеральным законом;
3) справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), которые не несут рекламный характер;
4) сообщения органов государственной власти, местного самоуправления, муниципальных органов, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;
5) вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;
6) объявления физических или юридических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность;
7) информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке;
8) любые элементы оформления товара, помещенные на товар или упаковку;
9) упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.
3. Реклама должна быть добросовестной и достоверной.
Недобросовестная реклама:
1) содержит некорректные сравнения товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
2) порочит честь, достоинство, деловую репутацию лица, в т. ч. конкурента;
3) представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;
4) является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.
Недостоверная реклама – реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:
1) о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, произведенными другими изготовителями или реализующимися другими продавцами;
2) о природе товара, его составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, условиях применения товара, месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
3) об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определённого срока;
4) о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, скидках, тарифах и т.д.
5) об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;
6) о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;
7) об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;
8) о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;
9) об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;
10) о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;
11) о результатах исследований и испытаний;
12) о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;
13) о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;
14) об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;
15) о правилах и сроках проведения конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;
16) о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;
17) об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;
18) о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
19) о лице, обязавшемся по ценной бумаге;
20) об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
4. Общие требования к рекламе.
Реклама не должна:
1) побуждать к совершению противоправных действий;
2) призывать к насилию и жестокости;
3) иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта;
4) формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц;
5) содержать информацию порнографического характера.
В рекламе не допускаются:
1) использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;
2) указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами;
3) демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции;
4) использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;
5) указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека;
6) указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.
В рекламе не допускается использование ругательств и оскорблений, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия. (неэтичная реклама)
Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В рекламе товаров стоимость должна быть указана в рублях, а в случае необходимости могут быть указаны в иностранной валюте дополнительно.
В рекламе товаров, в отношении которых в установленном порядке утверждены правила использования, хранения или транспортировки либо регламенты применения, не должны содержаться сведения, не соответствующие таким правилам или регламентам.
Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.
Не допускается размещение рекламы в учебных пособиях и иной учебной литературе, школьных дневниках, школьных тетрадях.
Не допускается распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.
При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
5. Товары, которые нельзя рекламировать на территории РФ.
1) товары, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации;
2) наркотики, психотропные вещества;
3) взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиротехнических изделий;
4) органов и (или) тканей человека в качестве объектов купли-продажи;
5) товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации;
6) товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов;
7) товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений;
8) табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, (сигареты, трубки, кальяны, сигаретная бумага, зажигалки);
9) медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности.
3. Закрепление изученного материала.
1) Частичное заимствование названия бренда, логотипа.
2) Использование образа двойника политического лица.
3) Использование иностранных слов без перевода.
4) Скрытая реклама. Кадр из фильма о Джеймсе Бонде 1995 «Золотой глаз». BMW заплатили $3 миллиона, за рекламу своего BMW Z3 Roadster. Продажи немецкого автопроизводителя увеличились на $240 миллионов.
5) Неэтичная реклама: расовая дискриминация.
6) Провокация к суициду.
7) Стоматологическая клиника. Неэтичная реклама: неуместное или грубое использование эротических образов или выражений.
8) Скрытая реклама. Х/Ф «Рискованный бизнес» 1983г. Том Круз и модель очков Wayfarer компании Ray-Ban. В год выхода фильма были проданы 360 000 солнцезащитных очков.
9) Реклама зоомагазина: присутствует бранное слово. (Можно обсудить со студентами, т.к. вопрос в принципе спорный. Рекламодателям пришлось заплатить штраф 100 тыс. руб.).
10) Незаконное использование известного образа.
11) Неэтичная реклама: не соблюдены нормы морали (наводит на мысли о супружеской измене, следовательно, оскорбляет семейные ценности).
12) Неэтичная реклама: нецензурная игра слов,оскорбительные высказывания.
13) Нельзя порочить объекты искусства, являющихся национальным достоянием.
14) Содержится информация о запрещенной в стране деятельности.
15) Формирование негативного отношения к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами.
16) Призыв к насилию.
17) Скрытая реклама. Х/Ф «Изгой». Технически, появление брендинга FedEx в фильме не является размещением скрытой рекламы, т. к. курьерская компания не заплатила за экранное время. Однако после выхода фильма популярность бренда FedEx в Азии и Европе значительно увеличилось.
18) Неэтичная реклама: нецензурное выражение.
19) Логотип Центра востоковедения при одном из университетов Бразилии, на нем изображена пагода на фоне солнца. Логотип признали неэтичным: неуместное или грубое использование эротических образов или выражений.
20) Недопустимое слово в рекламе (оружие).
21)Использование бездоказательного утверждения "лучший". Недостоверная реклама.
22) Заведомо ложная реклама: тушь не увеличивает ресницы на 70%, а модель (Кейт Мосс) использует накладные ресницы.
23) Удачный рекламный ход, но также незаконно используются образы знаменитостей.
(Отсылка к Х/Ф «Без лица», где персонажи Д. Траволта и Н. Кейджа меняются лицами).
24) Заведомо ложная реклама.
25) Неэтичная реклама: оскорбительное высказывание.
26) Незаконное использование имени знаменитости, искаженное (корректное написание – Мэл Гибсон) для обозначения видов материалов и вида занятий.
27) Скрытая реклама. «Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе!»
Х/Ф «Иван Васильевич меняет профессию».
28) Неэтичная реклама: Подразумевается нецензурное слово.
29) Фильм «Елки» и скрытая реклама авиакомпании S7.
30) Использование образа американского президента.
4. Подведение итогов занятия.
5. Определение задания для самостоятельной работы.
Перечень заданий, определение формы выполнения.
Список литературы:
1. Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006г. Текст с изменениями ФЗ2 и дополнениями на 2015 год. // Эксмо — 2015г. 64 с. - (Актуальное законодательство).
2. Веб-ресурс: http://www.myshared.ru/slide/612835/
3. Веб-ресурс: http://smartnews.ru/regions/chelyabinsk/13264.html
4. Веб-ресурс: http://www.топмедиа.рф/news/offbeat/15-samykh-besstydnykh-primerov-razmeshcheniya-skrytoy-reklamy-v-kino-vsekh-vremyen/
5. Веб-ресурс: http://www.eso-online.ru/kollekciya_reklamy/udachnye_primery_reklamy_skoro/primery_neetichnoj_reklamy/zavedomo_lzhivaya_reklama/