Налогообложение инновационного предприятия
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Налогообложение инновационных предприятий
Налогообложение представляет собой один из экономических методов
управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с
коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от
ведомственной подчиненности, форм собственности и организационноправовой
формы
предприятий
предприятия.
строится
на
Современная
принципах
система
императивности,
налогообложения
индивидуальной
безвозмездности, законности, абстрактности и регулярности.
Согласно ч. 1, ст. 8, гл. 1 Налогового кодекса РФ (НК РФ) под налогом
понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый
с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на
праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления
денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства.
В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет,
осуществляемые юридическими и физическими лицами.
Все налоги содержат следующие элементы: объект налогообложения;
налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления
налога; порядок и сроки уплаты налога. Посредством элементов в НК РФ
собственно и устанавливается вся налоговая процедура, в частности порядок и
условия исчисления налогооблагаемой базы и самой налоговой суммы,
определяются ставки, сроки и другие условия налогообложения. Само понятие
каждого из элементов налога универсально, оно используется в налоговых
процессах всеми странами мира (рисунок 1).
1
Рисунок 1 - Обязательные элементы налога
Объект налогообложения — предмет, подлежащий налогообложению. В
этом качестве выступают различные виды доходов (прибыль, добавленная
стоимость, стоимость реализованных товаров, работ и услуг), сделки по куплепродаже товаров, работ или услуг, различные формы накопленного богатства
или имущества. Объектом налогообложения может служить также иное
экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или
физическую характеристики. Но только в случае возникновения права
собственности на указанное экономическое основание у налогоплательщика
законодательно возникает обязанность по уплате налога. Нередко название
налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль,
налог на имущество, земельный налог и т.д.
Стоимостная,
физическая
или
иная
характеристика
объекта
налогообложения представляет собой налоговую базу. Так, налоговую базу
составляет выраженная в облагаемых единицах только та часть объекта налога,
к которой по закону применяется налоговая ставка. Например, объектом
обложения налогом на прибыль является прибыль предприятия, но налоговую
базу составит не вся балансовая прибыль, а лишь часть ее, так называемая
налогооблагаемая прибыль, которая может быть или больше, или меньше
балансовой прибыли.
Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период
времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого
определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога.
2
Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу
измерения
налоговой
базы.
В
зависимости
от
предмета
(объекта)
налогообложения налоговые ставки могут быть твердыми (специфическими)
или
процентными
(адвалорными).
Твердые
ставки
устанавливаются
в
абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или
прибыли. Указанные ставки применяются, как правило, при обложении
земельными налогами, налогами на имущество. В российском налоговом
законодательстве такие ставки нашли широкое применение в обложении
акцизом.
В необходимых случаях при установлении налога могут также
предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования
налогоплательщиком.
Налоговые льготы — полное или частичное освобождение от налогов
субъекта в соответствии с действующим законодательством. В конечном счете
налоговые льготы ведут к уменьшению облагаемого объекта. Одновременно
налоговые льготы могут реализовываться в различных формах отдельно для
каждого налога в соответствии с целями национальной налоговой политики.
Одним из видов налоговой льготы признается необлагаемый минимум —
наименьшая часть объекта налогообложения, освобожденная от налога.
Налоговые льготы могут также выступать в виде вычетов из облагаемого
дохода, уменьшения ставки налога вплоть до установления нулевой ставки,
скидки с исчисленной суммы налога.
В условиях рыночной экономики налоговые льготы представлены одним
из элементов налоговой политики государства и преследуют социальные и
экономические цели. Как правило, государственное налоговое регулирование,
предусматривающее налоговые льготы, целенаправленно воздействует на все
стадии процесса воспроизводства и стимулирует предпринимательскую,
инвестиционную и трудовую активность, приводит к накоплению капитала в
наиболее приоритетных отраслях экономики, развитию прикладной науки,
3
техники и социальной сферы.
В соответствии со ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам
признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и
плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах
преимущества
по
сравнению
с
другими
налогоплательщиками
или
плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налоги или
уплачивать их в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания,
порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить
индивидуальный характер (п. 1 ст. 56 НК РФ). Налогоплательщик вправе
отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на
один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено п. 2 ст.
56 НК РФ.
Основная цель налоговых льгот — сокращение налогового обязательства
налогоплательщика и (или) отсрочка либо рассрочка платежа. Отсрочку или
рассрочку платежа можно рассматривать как фактическое предоставление
бесплатного или льготного кредита.
В Российской Федерации льготы по федеральным налогам и сборам
устанавливаются и отменяются НК РФ. Льготы по региональным налогам
устанавливаются НК РФ и (или) законами субъектов РФ о налогах. Льготы по
местным налогам устанавливаются НК РФ и (или) нормативными правовыми
актами представительных органов муниципальных образований.
В
зависимости
от
элементов
налога
налоговые
льготы
могут
предоставляться: по объекту (изъятия, скидки); ставкам (понижение ставки);
срокам уплаты (отсрочка уплаты, налоговый кредит); отдельным субъектам
(комбинация из перечисленных льгот, налоговые каникулы).
Поддержка инвестиций в модернизацию и инновационное развитие —
важный элемент в развитии экономики РФ, а также оказывает положительное
влияние на формирование нормального конкурентного рынка российской
4
продукции.
Роль налоговой системы в данном случае заключается в создании условий
для спроса на инновационную продукцию, модернизации и развития НИОКР.
Также налоговая система не должна создавать препятствий для предложения
инноваций — деятельности налогоплательщиков, направленной на внедрение в
производственные процессы результатов НИОКР, приводящих к увеличению
производительности труда.
С 1 января 2008 г. вступил в действие Федеральный закон от 19.07.2007
№ 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых
условий для финансирования инновационной деятельности» (далее — Закон №
195-ФЗ), действие которого направлено на формирование благоприятных
налоговых условий для финансирования инновационной деятельности.
Среди наиболее существенных положений Закона № 195-ФЗ, снижающих
уровень налоговой нагрузки для инновационных производств, можно выделить
ключевые моменты:
•
освобождение от НДС реализации исключительных прав на
следующие объекты интеллектуальной собственности: изобретение, полезную
модель, промышленный образец, программы для ЭВМ, базы данных, секреты
производства (ноу-хау), топологию интегральных микросхем;
•
освобождение от НДС реализации работ по НИОКР, связанных с
разработкой и внедрением инновационных технологий;
•
разрешение учитывать в составе расходов по упрощенной системе
налогообложения (УСН) затраты на НИОКР, приобретение исключительных
прав на изобретения;
•
предоставление права применять к основной норме амортизации
специальный коэффициент (но не более 3) в отношении амортизируемых
основных
средств,
используемых
только
для
осуществления
научно-
технической деятельности.
5
Закон № 195-ФЗ лишь расширил список принятых в последние годы
налоговых
льгот
и
преференций,
предусмотренных
для
компаний,
занимающихся инновационной деятельностью. Среди них следующие:
•
сокращен до 1 года срок принятия к вычету расходов на НИОКР
при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;
•
отменено ограничение по списанию расходов на НИОКР, не давших
положительного результата. Ранее расходы на безрезультатные НИОКР не
уменьшали базу налога на прибыль организаций;
•
увеличен до 1,5% выручки (втрое по сравнению с действовавшим
ранее) норматив расходов на НИОКР, осуществляемых в форме отчислений на
формирование Российского фонда технологического развития и других
отраслевых фондов;
•
введен
повышающий
коэффициент,
позволяющий
учесть
в
расходах по налогу на прибыль организаций в 1,5 раза больше затрат на
НИОКР, чем было фактически осуществлено; при этом утвержден перечень из
более чем 120 направлений исследований, затраты на которые принимаются с
повышающим коэффициентом;
•
введена возможность ускоренной амортизации основных средств с
помощью «амортизационной премии» — немедленного списания на расходы до
10% (30% — для 3—7-й амортизационных групп) первоначальной стоимости
основных средств;
•
предоставлена
возможность
применения
нелинейного
(уско-
ренного) метода начисления амортизации, позволяющего отнести на расходы
до 50% первоначальной стоимости основных средств в течение первой
четверти срока их полезного использования;
•
разрешен
перенос
убытков
на
будущее
для
организаций,
применяющих общий и специальные налоговые режимы;
•
установлены льготные условия деятельности для фондов целевого
капитала, созданных с целью финансирования деятельности некоммерческих
6
организаций;
•
действуют льготы по НДС, налогу на прибыль организаций, налогу
на имущество организаций, земельному налогу и страховым взносам для
резидентов особых экономических зон (ОЭЗ);
•
существует возможность применения инвестиционного налогового
кредита, в том числе при проведении НИОКР, технического перевооружения,
осуществлении внедренческой или инновационной деятельности;
•
расширены условия для принятия в расходы затрат на про-
фессиональную подготовку и переподготовку работников;
•
освобождена от НДС передача исключительных прав и прав на
основе лицензионного договора на изобретения, промышленные образцы,
программы для ЭВМ, ноу-хау;
•
освобожден от НДС и таможенных пошлин ввоз технологического
оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации;
•
сняты ограничения для срока принятия к вычету НДС, уплаченного
поставщикам и подрядчикам при капитальном строительстве;
•
завершения
введена возможность возмещения НДС в заявительном порядке (до
камеральной
налоговой
проверки)
для
крупнейших
налогоплательщиков либо при представлении банковской гарантии.
Вышеперечисленные налоговые льготы могут быть разделены на две
группы:
•
первая группа — льготы, применяющиеся ко всем налого-
плательщикам, осуществляющим инновационную деятельность;
•
вторая группа — льготы, специально предусмотренные в от-
ношении компаний, являющихся резидентами особых экономических зон,
логистических свободных экономических зон.
Научной организацией признается юридическое лицо независимо от
организационно-правовой
формы
и
формы
собственности,
а
также
общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве
7
основной научную и (или) научно- техническую деятельность, подготовку
научных работников и действующие в соответствии с учредительными
документами научной организации (ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 №
127-ФЗ «О науке и государственной научно-технический политике»).
Таким образом, для того чтобы юридическое лицо считалось научной
организацией, это лицо должно осуществлять в качестве основного вида
деятельности научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку
научных работников и действовать в соответствии с учредительными
документами научной организации.
Организации необходимо регистрировать результаты НИОКР. При
проверке
инспектор
регистрацию
в
может
соответствии
запросить
с
документы,
Положением,
подтверждающие
утвержденным
приказом
Министерства науки и технологий РФ от 17.11.1997 № 125, или выписку из
Единого реестра результатов открытых НИОКР. При отсутствии таковых
проверяющие приходят к выводу, что организацией не подтверждена
обоснованность применения налоговой льготы, предусмотренной подп. 16 п. 3
ст. 149 НК РФ.
При
выполнении
НИОКР
учреждениями
науки
и
образования
необходимо иметь следующие документы:
•
договор на выполнение НИОКР;
•
лицензию на образовательную деятельность.
Целями создания свободных экономических зон считаются ускорение
решения задач социально-экономического развития области, повышение
жизненного уровня населения этой области на основе развития торговоэкономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными
странами, обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного
капитала, технологии и управленческого опыта, потенциала предприятий для
увеличения
экспортных
экспортной
и
возможностей
импортозамещающей
региона,
продукции,
развития
производства
трансконтинентального
8
транзита, отработки новых форм хозяйствования в условиях перехода к
рыночной экономике.
9