Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция №1 по курсу
«Музеи мира»
Предметом курса является рассмотрение исторического опыта деятельности российских и зарубежных музеев, процесса развития отечественной мысли, изучение категориального аппарата данной области знания. В соответствии с этим цель курса - изучение в историческом контексте закономерностей складывания музейных коллекций разного профиля в России и за рубежом, создания и деятельности музеев; специфики государственного руководства, роли общественной и частной инициативы в становлении и развитии музеев.
Основные задачи курса - 1) проследить становление и развитие музея как социокультурного института, 2) рассмотреть место музея в контексте развития культуры, науки и просвещения, 3) охарактеризовать динамику развития музейных учреждений, 4)раскрыть основные факторы развития музеев и ведущих направлений их деятельности, 5)познакомить слушателей с методологией исследования истории музея как феномена культуры, центра сохранения, изучения и популяризации отечественного и мирового культурного наследия. В результате изучения спецкурса студент должен свободно ориентироваться в специальной литературе и источниках, уметь самостоятельно проанализировать развитие конкретного музея или коллекции, отметив общие закономерности и показав специфические особенности собрания.
Структура курса раскрывает: понятийный аппарат, историографию проблемы, источниковедческую базу, специфику и обусловленность интереса к сбору определенных групп памятников в связи изменениями в общественно-политическом сознании; особенности организации комплектования, научной, научно-просветительской, экспозиционной и выставочной деятельности музеев; изменения социальных функций различных групп музеев; роль музеев в пропаганде знаний, охране памятников.
Значение изучения исторического опыта музейных учреждений для развития науки. Определение ключевых понятий “музей”, “музейный предмет”, “музейное дело”, “собрание”, “коллекция”, “собиратель”, “коллекционер”.
Социально-экономические предпосылки возникновения музеев. Основные концепции зарождения коллекционирования и музеев. Этимология слова “музей”. Коллекционирование и развитие музеев в эпоху Возрождения. Крупнейшие западноевропейские музеи и частные коллекции XV-XVII вв.
Музеи в системе культуры. Роль музеев в сохранении и освоении культурного наследия. Музеи и наука. Музейные коллекции и их роль в развитии профильных научных дисциплин.
Опубликованные источники, их классификация и характеристика. Официальные документы (государственные законодательные акты; документы, связанные с разработкой планов музейного строительства; статистические источники; документы учреждений, осуществлявших руководство деятельностью музеев; материалы музейных съездов, конференций, совещаний).
Периодическая печать (музейная периодика; периодические издания в области истории и культуры, краеведения и других дисциплин). Музееведческие издания (труды музееведческих центров, институтов, лабораторий; публикации музеографического характера: каталоги, отчеты, справочники, путеводители, проспекты). Документы личного происхождения (дневники, письма, мемуары музейных деятелей). Архивные материалы, основные центры их хранения.
Фонды ЦГИА РФ, ЦГА КФД РФ, Архив РАН (Москва и Санкт-Петербург), рукописные отделы РГБ и РНБ, ведущих музеев (Государственный Исторический музей, Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и др.).
Важнейшие обобщающие труды по истории российских музеев “Очерки истории музейного дела в России” (тт. 1-7, М., 1957-1971), “Музей и власть. Государственная политика в области музейного дела (XVIII-XX вв.). чч. 1-2. М., 1991. Изучение истории отдельных музеев. Кунсткамера. Эрмитаж. Румянцевский музей. Государственный Исторический музей. Государственный Русский музей. Музей изящных искусств.
Древнерусское собирательство, его истоки и цели. Сохранение реликвий в церквях и храмах. Церковные ризницы. Монастырские собрания древностей. Их историко-культурное значение. Роль старообрядчества в сохранении предметов искусства и старины и письменных источников.
Оружейная палата Московского Кремля. Характеристика ее собрания и деятельности. Старейшие частные собрания. Их структура и характеристика.
Основные предпосылки создания старейших русских музеев. Разработка законодательства по вопросам охраны памятников культуры. Музеи и сохранение культурного наследия. Роль музеев в формировании источниковой базы для ряда научных дисциплин. Социальные функции первых русских музеев. Организация Кунсткамеры (1714) - первого научного общедоступного музея. Кунсткамера как научный и просветительный центр. Структура коллекции Кунсткамеры. Принципы построения экспозиции. Роль Российской Академии наук в деятельности Кунсткамеры. Роль Петра I и его личной коллекции в создании ядра коллекции Кунсткамеры. Модель-камера (1709) и характер ее собрания.
Музей Императорской Академии художеств (1757) - первый художественно-педагогический музей России. Характер коллекции музея, специфика его деятельности. Роль И.И. Шувалова в его создании. Дворцовые художественные галереи и их роль в формировании музейного фонда России. Основание Эрмитажа (1764). Деятельность Екатерины II по пополнению дворцовых собраний. Организация и деятельность Иркутского музеума (1782) - старейшего музея местного края, первого сибирского музея.
Частное коллекционирование как фактор развития музеев. Роль собирателей в формировании музейного фонда страны. Характерные особенности собирательства и коллекционирования в XVIII в. Состав и структура крупнейших частных собраний. Коллекции А.А. Безбородко (1749-1799), Я.В. Брюса (1670-1735), Д.М. Голицына (1721-1793), А.И. Мусина-Пушкина (1744-1817), А.С. Строганова (1733-1811), П.Б. Шереметева (1713-1788), И.И. Шувалова (1727-1797), Н.Б. Юсупова (1750-1831).
Социально-экономические факторы развития музеев. Отечественная война 1812 г. и ее роль в формировании общественного самосознания. Зарождение интереса к целенаправленному поиску и изучению памятников русской культуры. Развитие науки, культуры, просвещения в России и деятельность музеев. Социальная миссия музеев. Научная общественность и музейная практика. Деятельность научных обществ по формированию музейных коллекций и изучению музейных предметов. Проекты организации новых отечественных музеев, выдвинутые П.П. Свиньиным (1816), Ф.П. Аделунгом (1817), Б.Г. Вихманом (1817). Деятельность гр. Н.П. Румянцева. Предложения по созданию художественных музеев (З.А.Волконская, 1829; А.С. Добровольский, 1834; Е.Д. Тюрин, 1855). Роль проектов создания новых музеев в развитии отечественной музееведческой мысли. Типы и виды музейных экспозиций. Структура музейной аудитории. Интерес посетителей к музейной информации. Музеографические издания.
Вклад владельцев частных собраний в пополнение музейного фонда страны. Социальный состав коллекционеров и собирателей. Источники пополнения коллекций. Роль антикварного рынка в формировании коллекций памятников истории и культуры. Внимание к памятникам отечественной истории и художественной культуры - характерная черта в деятельности коллекционеров первой половины XIX в.
Характеристика крупнейших частных коллекций дореформенной эпохи. Коллекции П.П. Бекетова (1761-1836), Н.П. Румянцева (1754-1826), М.П. Погодина (1800-1875), А.Д. Черткова (1789-1858), А.Р. Томилова (1779-1848), А.Г. Кушелева-Безбородко (1800-1855), Н.Д. Быкова (1812-1884), А.П. Сапожникова (1788-1827). Дальнейшая судьба частных собраний, сложившихся в данный период. Основные причины распыления коллекций.
Потребность общества в результатах музейной деятельности. Связь музеев с развитием науки, культуры, образования, просвещения. Социальные функции музеев. Задачи музеев. Основные тенденции развития музейной сети. Важнейшие факторы роста численности.
Исторические музеи. Археологические музеи. Церковно-археологические музеи. Педагогические музеи. Художественные музеи. Литературные музеи. Театральные музеи. Музеи Местного края. Научно-технические музеи. Участие России во всемирных выставках. Зарождение отечественной экскурсионной школы. Формы и методы взаимодействия музеев с аудиторией. Состав музейной аудитории. Музеографические издания.
Характерные особенности формирования частных коллекций. Социальный состав коллекционеров, мотивы и задачи коллекционирования. Личность коллекционера и характер коллекции. Коллекционирование как особый вид творческой деятельности.
Типология частных собраний. Собрания универсальные по составу и узкотематические. Основные виды коллекционируемого материала. Типичные и уникальные коллекции. Приемы классификации памятников в частных собраниях. Каталоги частных собраний. Формы популяризации частных коллекций. Путеводители по частным собраниям. Специализированные периодические издания и справочники для коллекционеров.
Предпосылки возникновения частных музеев. Отличие частных музеев от частных собраний. Своеобразие частных музеев, их отличие от государственных музеев, музеев общественных организаций. Достоинства и недостатки частных музеев. Особенности экспозиции частных музеев. Возведение специализированных зданий для размещения частных музеев. Характеристика этих зданий с позиций музеологии. Принесение в дар государству, отдельным городам, общественным организациям и государственным музеям частных музеев. Характеристика крупнейших частных музеев второй половины XIX - начала XX вв.
Судьбы музеев, сложившихся до октября 1917 г. Причины ликвидации церковно-археологических, педагогических, полковых музеев. Национализация частных собраний и ее последствия для деятельности российских музеев. Создание государственного музейного фонда. Позитивные и негативные стороны его деятельности.
Разработка музейного законодательства. Регламентация прав собственности, учета и передачи музейных коллекций. Запрещение вывоза культурных ценностей за границу. Действенность законодательных мер. Формирование новых органов руководства музеями. Роль старой интеллигенции в деятельности музеев в первые годы после Октября, в спасении художественно-исторических ценностей, в разработке новой музейной политики.
Первая Всероссийская музейная конференция (Петроград, 1919) и ее значение для разработки вопросов теории и методики музейного дела. Основные факторы расширения музейной сети. Создание новых музеев. Эволюция социальных функций музеев. Причины их трансформации. Роль музеев в сохранении культурного наследия.
Художественные музеи. Краеведческие музеи. Музеи-усадьбы. Литературные музеи. Естественнонаучные музеи. Музеи других профилей. Организация и результаты деятельности ведущего российского музееведческого центра 1920-х гг. - Отдела теоретического музееведения Государственного Исторического музея.
Музеи в условиях идеологического и административного давления 1930-х гг. Переориентация музеев на участие в текущих политических кампаниях, превращение их в политико-воспитательные центры. Организация политпросветы на основе “Краткого курса ВКП (б)”.
Негласная распродажа государством коллекций российских музеев за границей. Необоснованные репрессии музейных работников и музееведов. Разгром краеведческого движения и его последствия для музейной практики. Создание Научно-исследовательского института методов краеведческой и музейной работы. Его цели, задачи, формы деятельности.
Организация работы по эвакуации и сохранению музейных ценностей в годы Великой Отечественной войны. Создание специальных государственных хранилищ. Урон, нанесенный фашистскими захватчиками историко-культурному наследию страны и музеям.
Специфика деятельности музеев в условиях военного времени. Масштабы и формы комплектования музейных коллекций, отражающих события военных лет. Особенности экспозиционной, выставочной, научно-просветительной работы.
Мероприятия по восстановлению музеев, разрушенных во время войны. Основные факторы роста численности музейных учреждений. Взаимодействие общественных и государственных музеев. Тенденции изменения профильного состава музеев. Создание новых музеев.
Необоснованная ликвидация музеев в послевоенные годы. Музей героической обороны Ленинграда. Музей нового западного искусства.
Ведущие тенденции экспозиционной работы музеев. Новые подходы а архитектурно-художественному решению экспозиций и выставок. Требования к архитектуре музейных зданий и их техническому оснащению.
Музеи в системе культуры. Музеи и охрана памятников истории и культуры. Музеи и научные учреждения. Музеи и общественные организации. Музеи и туризм. Общественные музеи как фактор развития государственных музейных учреждений. Позитивные и негативные стороны деятельности музеев на общественных началах.
Музеи-заповедники и их роль в сохранении и популяризации культурного наследия. Принципиальное отличие музеев-заповедников от традиционных музеев. Основные типы музеев-заповедников. Дифференцированный подход к музейному посетителю. Разработка системы “Музейного всеобуча”.
Актуальные проблемы развития российских музеев. Научный прогноз развития музейной отрасли. Основные факторы жизнедеятельности и развития музеев в XXI веке. Экономические основы функционирования музеев. Законодательная база. Общественная поддержка.
Состояние и перспективы отечественной музеологии. Углубленное изучение истории музеев России. Терминологические проблемы музееведения. Новые типы музейных учреждений. Переосмысление концептуальных основ музейной деятельности. Пересмотр роли и места музеев в сохранении и развитии культуры в XXI веке.
Перспективы совершенствования деятельности музеев.
Важным этапом в усвоении курса является написание контрольной работы по данному предмету. Весь процесс выбора темы, разработки плана, изучения рекомендованной и подобранной литературы и источников и само написание контрольной работы способствует развитию у студентов приемов и навыков самостоятельного научного и профессионального подхода. Контрольная работа представляет собой самостоятельное изложение результатов изучения и осмысления студентами теоретических и практических вопросов, связанных с развитием музейного дела в России. Основными задачами написания контрольной работы являются не только расширение и углубление знаний студента, но и выработка у него умения анализировать теоретический и практический материал, логично, последовательно, ясно, но в то же время кратко и достаточно емко излагать свои мысли в письменном виде.
Контрольная работа включает в себя план, введение, основное содержание, структурированное в соответствии с планом и заключение, а также список использованной литературы.