Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Классификация музеев

  • 👀 563 просмотра
  • 📌 516 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Классификация музеев» doc
Лекция 2.  Классификация музеев            Одной из важнейших категорий классификации является профиль музея, то есть его специализация. Основополагающим признаком классификации здесь выступает связь музея с конкретной наукой или видом искусства, техникой, производством и его отраслями. Эта связь прослеживается в составе фондов музея, в тематике его научной, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности. Например, историчес­кие музеи связаны с системой исторических наук, хра­нящиеся в их фондах музейные предметы позволяют воссоздавать историю и образ жизни ушедших эпох или недавнего прошлого.           Музеи одной специализации, то есть одного про­филя, объединяются в профильные группы: естествен­но-научные музеи, исторические музеи, художествен­ные музеи, архитектурные музеи, литературные музеи, театральные музеи, музыкальные музеи, музеи науки и техники, промышленные музеи, сельскохозяйственные музеи, педагогические музеи. В зависимости от струк­туры профильной дис­циплины или отрасли знаний эти основные профильные группы де­лятся на более узкие. Исторические музеи де­лятся на: • общеисторические му­зеи (широкого профи­ля); например Государ­ственный Историчес­кий музей в Москве; • археологические му­зеи; например архео­логический музей-за­поведник «Танаис»; • этнографические му­зеи; например Россий­ский этнографический музей в Петербурге; • военно-исторические музеи; например, Цен­тральный музей Вели­кой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. в Москве; • музеи политической истории; например Музей политической истории России в Пе­тербурге; • музеи истории рели­гии; например Музей истории религии в Пе­тербурге; • историко-бытовые музеи, воссоздающие или сохраняющие картину быта различных слоев населения, при этом в отличие от этнографических музеев они документируют не этнические, а социально-психологические особенности быта, которые наи­более ярко проявляются в интерьерах жилищ; на­пример Музей городского быта «Старый Владимир»; • монографические музеи, посвященные конкретно­му лицу, событию, учреждению, коллективу; напри­мер, Музей Г. К. Жукова в с. Жуково Калужской обл., Музей обороны Ленинграда; • прочие исторические музеи; например, Музей ис­тории Москвы, Музей истории политической по­лиции России XIX–XX вв. в Петербурге. Художественные музеи делятся на: • музеи изобразительного искусства (национально­го и зарубежного); например, Русский музей в Петербурге, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве; • музеи декоративно-прикладного искусства; на­пример, Всероссийский музей декоративно-при­кладного и народного искусства в Москве; • музеи народного искусства; например, Музей народного искусства Научно-исследовательско­го института художественной промышленности в Москве, Музей палехского искусства в г. Палех Ивановской области; Музей «Вятские народные художественные промыслы» в г. Киров; • монографические; например, Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты», Музей фресок Дионисия в с. Ферапонтово Кирилловского р-на Вологод­ской обл.; • прочие художественные музеи. Естественно-научные музеи делятся на палеонтоло­гические, антропологические, биологические (широко­го профиля), ботанические, зоологические, минералоги­ческие, геологические, географические и прочие музеи. Существуют музеи, собрания и деятельность кото­рых связаны с несколькими научными дисциплинами или отраслями знаний. Их называют музеями ком­плексного профиля. Самыми распространенными сре­ди них являются краеведческие музеи, сочетающие как минимум историческую и естественно-научную специализацию, ведь их собрания документируют нетолько историю, но и природу края.. Комплексным профилем обладают и музеи-ансам­бли, созданные на основе памятников архитектуры, их интерьеров, окружающей территории и различных сооружений. В зависимости от характера ансамбля они могут быть историко-художественными, истори­ко-архитектурными, историко-культурными музеями. Архитектурно-этнографический профиль имеет, на­пример, Костромской музей народной архитектуры и народного быта, историко-архитектурным и художе­ственным профилем обладает один из крупнейших му­зеев Московской области — «Новый Иерусалим». Наряду с профильной классификацией использу­ется и не совпадающее с ней типологическое деление музеев. Существует типология по признаку общест­венного назначения музеев, в соответствии с которой они делятся на научно-исследовательские, научно-просветительные и учебные музеи.        Научно-исследовательские музеи функционируют при науч­но-исследовательских институтах и академи­ях наук, в состав кото­рых они обычно входят в качестве структур­ных подразделений. Их фонды используют­ся в научных целях, а экспозиции ориенти­рованы прежде всего на специалистов. При­мером этого типа музе­ев может служить На­учный музей Институ­та мозга Российской академии медицинских наук, или, например, Музей внеземного ве­щества в составе Инсти­тута геохимии и анали­тической химии Российской академии наук (Москва), где на протяжении многих лет ведутся исследования внеземного вещества и создаются приборы для прове­дения научных изысканий в космосе. В музейной экс­позиции представлены коллекции метеоритов и лун­ных образцов, а также приборы — инструменты дис­танционного исследования состава атмосферы, грунта и других характеристик больших планет. К самому распространенному типу относятся на­учно-просветительские музеи. Они тоже занимаются исследовательской работой, но поскольку ориентиро­ваны прежде всего на массового посетителя, их фон­ды широко используются в культурно-образователь­ных целях. В их деятельности большое внимание уде­ляется созданию экспозиций, выставок и различных культурно-образовательных мероприятий. Таковы, например, Политехнический музей и Музей изобра­зительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, Эр­митаж и Музей антропологии и этнографии в Петер­бурге.       Главное назначение учебных музеев — обеспечить наглядность и предметность процессу образования и подготовки кадров. Этот тип музеев существует, в ос­новном, при различных учебных заведениях и специальных ведомствах — Музей лесоводства им. Г.Ф. Морозо­ва Петербургской лесотехнической академии, Музей декоративно-прикладного искусства Петербургского высшего художественно-промышленного училища. Кроме традиционного экскурсионного показа учебные музеи широко используют специфические формы и ме­тоды работы с коллекциями: демонстрация отдельных музейных предметов на лекциях, научное описание и обработка материалов полевых исследований во вре­мя практических занятий, копирование произведений изобразительного искусства. В отдельных случаях фон­ды и экспозиции учебных музеев могут быть недоступ­ны для массового посетителя. Таковы, например, неко­торые музеи криминалистики системы Министерства внутренних дел.       Типология по признаку общественного назначе­ния музеев носит достаточно условный характер, и жесткой грани между названными типами не суще­ствует. Научно-просветительные музеи используются в учебном процессе, а их собрания — в научных целях. Многие научные и учебные музеи посещают не только учащиеся и специалисты, но и широкая публика.       Существует и другая типология музеев, в соответ­ствии с которой выделяют музеи коллекционного типа и музеи ансамблевого типа. В ее основе лежит деление по такому признаку, как способ осуществления музея­ми функции документирования. Музеи коллекционно­го типа строят свою деятельность на основе традицион­ного собрания вещественных, письменных, изобрази­тельных материалов, соответствующих их профилю. Таким образом, функцию документирования они осу­ществляют путем комплектования и сохранения фонда музейных предметов. В основе деятельности музеев ан­самблевого типа лежат памятники архитектуры с их интерьерами, прилегающей территорией, природной средой. Функцию документирования они выполняют путем сохранения или воссоздания ансамбля недвижи­мых памятников и присущего им окружения. Наиболее распространенные формы этого типа музеев — музей под открытым небом, дворец-музей, дом-музей, музей-квартира, музей-мастерская. Среди музеев под открытым небом существует особая группа музеев, которые создаются на основе недвижимых памятников, музеефицированных на ме­сте их нахождения с сохранением или восстановлени­ем историко-культурной и природной среды. Ввиду особой ценности они имеют статус музеев-заповедни­ков, например, Кирилло-Белозерский историко-архи­тектурный и художественный музей-заповедник, Бо­родинский военно-исторический музей-заповедник. Соловецкий историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Ансамбль Соловецкого монастыря. XVI–XIX вв. Историко-архитектурный и этнографический му­зей-заповедник «Кижи» включен в список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Он обра­зован в 1969 г. на острове Кижи, соседних островах и прилегающей к ним части побережья Онежского озе­ра. Музей включает свыше 70 памятников народного де­ревянного зодчества — культового и гражданского, часть из которых привезена из различных районов Карелии. Среди них — уникальная деревянная ярусная пирами­дальная Преображенская церковь с 22 главами (1714 г.), с четырехъярусным иконостасом и иконами середины XVIII в. Архитектурно-этнографическая экспозиция му­зея воспроизводит облик карельских и русских дере­вень, уклад жизни их обитателей. В интерьерах построек демонстрируются иконы, расписные церковные потол­ки — «небеса», народные музыкальные инструменты, хозяйственная утварь, инструменты для различных ре­месел, народная одежда, вышивка, узорное ткачество. В состав Соловецкого историко-архитектурного и природного музея-заповедника входят все острова Со­ловецкого архипелага общей площадью 300 кв. км, а так­же морская акватория на расстоянии до 5 км от крайних точек острова. На территории заповедника находится 245 памятников, в том числе ансамбль Соловецкого мо­настыря, здания и сооружения монастырского поселка и скитов, уникальная система каналов, каменные лабиринты II–I тыс. до н. э. неолитические святили­ща, постройки Соловец­кого лагеря особого на­значения ОПТУ—НКВД (СЛОН, 1923-1939). Особую типологи­ческую группу образу­ют и мемориальные му­зеи, создающиеся с це­лью увековечить память о выдающихся людях и событиях. Необходимым компонентом мемориальности стала считаться подлинность места: мемориальное здание, где сохранена или воссоздана на документаль­ной основе мемориальная обстановка, в которой жил человек или происходило событие. Такое понимание мемориального музея, необходимыми критериями ко­торого являются мемориальное здание или место, кол­лекция мемориальных предметов и мемориально-бы­товая экспозиция, закрепило «Положение о мемори­альных музеях системы Министерства культуры» (1967). Что касается профиля мемориального музея, то он определяется содержанием события или харак­тером деятельности человека, которому посвящен. Существуют и другие принципы классификации, не совпадающие ни с профильным делением, ни с ти­пологией. В основе классификации музеев может ле­жать административно-территориальный признак, в соответствии с которым различаются республикан­ские, краевые, областные, районные музеи. По принад­лежности (юридическому положению) музеи делятся на государственные, общественные и частные.       Государственные музеи являются собственностью государства и финансируются из государственного бю­джета. Большая их часть находится в ведении Минис­терства культуры РФ. Вместе с тем существует значи­тельная группа государственных музеев, которые подчиняются не органам управления культурой, а раз­личным министерствам и ведомствам, решая поставлен­ные ими задачи. Это так называемые ведомственные музеи; они финансируются из государственного бюдже­та через Министерство финансов и соответствующие ведомства. Их примером могут служить Зоологический музей Московского университета им. М. В. Ломоносова, находящийся в ведении Министерства общего и про­фессионального образования, Центральный музей же­лезнодорожного транспорта России Министерства путей сообщения (Петербург), Медицинский музей Российской академии медицинских наук, Военно-меди­цинский музей Министерства обороны (Петербург).  К категории общественных музеев относятся му­зеи, созданные по инициативе общественности и дейст­вующие на общественных началах, но под научно-мето­дическим руководством государственных музеев. Фи­нансируют общественные музеи те учреждения, при которых они созданы. До 1978 г. в значении «общественныи музеи» использовался термин «народный музей».  В последнее десятилетие ушедшего столетия в России стали складываться условия для возрождения частных музеев, то есть музеев, в основе которых ле­жат собрания, принадлежащие частным лицам, но до­ступные для изучения и осмотра. В 1993 г. в Москве был зарегистрирован первый ча­стный художественный музей — Русский националь­ный музей искусств. В его фондах представлены произ­ведения русской и западноевропейской живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искус­ства.  Вторая половина XX столетия стала временем больших концептуальных новаций в музейном мире. Дискуссии о социальной роли музея, начавшись еще в период между двумя мировыми войнами, практичес­ки не сходили со страниц музееведческой периодики. Могут ли музеи сохранять качества научного учрежде­ния и при этом обращаться к массовой аудитории? Можно ли сбалансировать научность и развлекатель­ность? Является ли это вообще проблемой? Какое вли­яние может оказать музей на развитие общества и на окружающую среду?  Культурные центры Одним из результатов творческих поисков в му­зейной сфере стало появление культурных центров, получивших достаточно широкое распространение в последней трети XX в. Музейные коллекции и экспо­зиции заняли в них не единственное и отнюдь не глав­ное место. Основной акцент сделан на объединении изолированных друг от друга областей знаний, отдель­ных наук и мира искусства, с тем, чтобы преодолеть культурную разобщенность и сблизить людей и соци­альные группы. Примером учреждений такого типа может слу­жить открывшийся в феврале 1977 г. в Париже Наци­ональный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду, или Центр Бобур, как его обычно называют по имени расположенной рядом с ним старинной ули­цы и пустыря, на котором возведено здание. В нем присутствует все, что составляет общепринятое пред­ставление о культуре и средствах приобщения к ней людей — пластические искусства, книги, музыка, ки­но, театр, аудиовизуальные программы, экскурсии, лекции. Основная экспозиция площадью 12 тыс. кв. м и временные выставки знакомят посетителей с искус­ством XX в., собрание которого, насчитывающее свы­ше 8 тыс. картин, скульптур, рисунков, постоянно по­полняется и считается самым большим в Европе. В распоряжении посетителей центра — обширная библиотека со свободным доступом к полкам. Она позволяет получить всем желающим немедленную информацию по любому вопросу, а в ее фондах поми­мо книг находятся ноты, слайды, магнитофонные за­писи, фильмы, электронные издания, для просмотра которых к услугам аудиовидеотехника и компьютеры. Огромные площади центра заняты под сменные тема­тические выставки, посвященные литературе, театру, кино, музыке, архитектуре, а также сценические пло­щадки и уютные залы, где проходят встречи и беседы с писателями, поэтами, актерами. В Центре Бобур имеются Детская студия и Центр промышленного творчества, занимающийся вопроса­ми градостроительства, архитектуры, промышленно­го дизайна, социального обслуживания.  Как крупный центр коммуникации задумывался и открывшийся в 1986 г. в парке на северо-восточной окраине Парижа Город науки и техники Ла Виллет. Его постоянная экспозиция, а также временные выставки, ставят це­лью знакомить посетителей не только с научно-техни­ческими достижениями, но и с социально-экономичес­кими последствиями научно-технического прогресса. Посетитель может самостоятельно приводить в действие «глоссарии», позволяющие полу­чать простые объяснения слов и понятий, связанных с выставленными в экспозиции предметами. По своему выбору он может использовать развлекательные или информационные аудиовизуальные программы, логи­ческие или дидактические игры, приводить в движение «взаимодействующие» машины. Облик и содержание Города дополняют многочис­ленные лекционные и конференц-залы, Планетарий и «Жеода» — зрительный зал в виде шара диаметром 36 м, где с помощью новейшей проекционной и звуко­воспроизводящей системы на полусферическом экра­не поверхностью в 1000 кв. м демонстрируются аудио­визуальные программы. Детские музеи В XX в. получил распространение новый тип спе­циализированного музея, который предназначается исключительно для детской аудитории и создается с учетом своеобразия процесса приобретения знаний ребенком. Его появление было связано с осознанием того, что поведение детей отнюдь не является неорга­низованным и стихийным, а напротив, руководствует­ся четкими, но отличными от взрослых людей правила­ми. Первый детский музей был создан в 1899 г. в нью-йоркском районе Бруклин. В его основу легли минера­лы, раковины, чучела птиц и другие экспонаты, кото­рые Бруклинский институт искусств, переехав в новое здание, оставил вместе с домом для экспериментальной работы с детьми. Он должен стать тем местом, где де­ти могут не только рассматривать экспонаты, но и по­знавать мир путем опытов и экспериментов. В музее появились мастерские и образовательные клубы, со временем он пополнился библиотекой, анатомичес­кой и ботанической лабораториями, кинотеатром, ху­дожественными, историческими, техническими кол­лекциями. В настоящее время примерно 300 из существующих в мире детских музеев находятся в США. В европейском регионе детские му­зеи стали активно со­здаваться с 1970-х гг. Особую известность приобрели Инвенториум в Городе науки и техники Ла Виллет в Париже, Детская студия при Нацио­нальном центре ис­кусства и культуры им. Ж. Помпиду в Париже, Детский му­зей в Эдинбурге, Дет­ский музей в музей­ном квартале Вены, «Музеон» в Гааге. В 1990-е гг. самостоятельные детские музеи и детские центры при традиционных музеях появились в россий­ских городах. Это первый самостоятельный детский му­зей в г. Ноябрьске (Тюменская обл.), детский музей «В мире сказок» (Смоленский музей-заповедник), Дет­ский исторический музей (Санкт-Петербург), Детский центр Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства (Москва) и многие другие. Вся экспозиционная и образовательная работа в дет­ских музеях строится с учетом возрастных особенностей ребенка и использует разработанные музейной педаго­гикой методики, с тем чтобы дети учились и постигали мир в процессе игры, творчества и общения. Они могут изучать строение скелета животного с помощью голово­ломок из костей, решать на компьютере логические зада­чи, определять по каталогу образцы полезных ископае­мых, собирать детали на простых конвейерах. В парижском центре Ла Виллет для детей создано специальное пространство — Инвенториум. Здесь рас­полагаются «залы открытий» для младших школьников и «детские площадки» для маленьких посетителей в воз­расте от 3 до 6 лет. Главная задача «залов открытий» — стимулировать и развивать с помощью игр дух научных исследований и изобретений. Например, игры с мыльны­ми пузырями различных форм или гигантских размеров позволяют детям сравнивать структуры, основанные на одних и тех же математических законах. Игры с техни­кой дают детям возможность лучше разобраться в ней.   Экомузеи В начале XX в. явственно обозначилась и с каж­дым десятилетием набирала все большую силу тенден­ция к сохранению in situ исторического окружения — архитектурных памятников, ансамблей, фрагментов культурно-исторической среды. В сочетании с идеями регионального развития и поисками путей к обновле­нию и демократизации традиционного музея она при­вела к появлению нового типа музейного учреждения, получившего название «экомузей». Родиной феномена стала Франция, где в 1967 г. благодаря объединению усилий сельских общин, полу­чивших финансовые средства для своего экономичес­кого и культурного развития, были созданы региональ­ные природные парки — Мон д'Арре, Уэсан, Гранд-Ланд, Камарг, Нижняя Сена. Они стали своеобразным вопло­щением на французской земле принципов скандинав­ских музеев под открытым небом, но в отличие от скансенов постройки не перемещались на заранее подго­товленную территорию, а восстанавливались на своем исконном месте в соответствующем окружении. Термин «экомузей», приду­манный и данный им музеологом Югом де Варином в 1971 г., не принято расшифровывать как «экологичес­кий музей», поскольку это музей не только природы или окружающей среды. Его замысел гораздо шире и связан с комплексным пониманием среды обитания человека. Экомузей — это заповед­ник, т. к. он способствует сохранению и оценке местного природного и культурного наследия. Экомузей — это и школа, ибо он вовлекает местных жителей в свою дея­тельность по изучению и охране наследия и способствует более ясному осознанию ими своего будущего». Таким образом, экомузей не замыкается в себе, а активно взаимодействует с окружающим миром. Экомузей быстро завоевали признание во Фран­ции, поскольку соответствовали весьма популярным в 1960— 1970-е гг. идеям региональной этнографии, ре­гионального развития и охраны окружающей среды. В начале 1980-х гг. появились первые экомузеи в Португалии; большинство из них определяются как муниципальные и носят название местности, в кото­рой расположены. Отдельные принци­пы экомузеев в той или иной степени стали использо­вать в своей деятельности некоторые парки-музеи и региональные исторические музеи в Швеции. Воплощенные в жизнь проекты показывают, что организационная структура этих учреждений в каждом отдельном случае различ­на. Это может быть и парк-музей, и этнографический музей-заповедник под открытым небом, и центр про­мышленного наследия. Вместе с тем всем им присущи некоторые общие характеристики.      Экомузей посвящен человеку, его природному и культурному окружению. Одно из его самых сущест­венных условий заключается в том, что он создается, под­держивается и используется совместно жителями района и местными органами власти. Формы такого участия мо­гут быть самыми различными. Местные жители переда­ют музею представляющие интерес и ценность предме­ты, сообщают сотрудникам информацию о них, участву­ют в их реставрации и создании экспозиции, помогают вести исследовательскую и популяризаторскую работу. В составе экомузея могут находиться коллекции традиционного типа, то есть государственные фонды, подлежащие обычному контролю и хранению. Но все-таки основное достояние экомузея — это орудия труда и предметы обихода, вещи повседневные и серийные. Некоторые из них после изучения и инвентаризации вновь возвращаются владельцам и попадают в свое обычное окружение. Ведь деятельность экомузея со­стоит не только в музеефикации объектов, но и в со­хранении умений, навыков, технического мастерства. Формы деятельности экомузея могут быть самыми различными. Являясь центром исследований и обмена знаниями, он проводит семинары и коллоквиумы, от­крывает временные и постоянные выставки, проводит экскурсии, открывает филиалы для жителей близле­жащих кварталов или селений, публикует монографии и работы краеведов. Как правило, экомузей выходит за рамки чисто познавательной деятельности. Резуль­таты его исследований в виде информации и рекомен­даций нередко предоставляются общественным орга­низациям, профсоюзам, государственным органам, не исключено и участие в социальной борьбе. В итоге работа экомузея не только развивает интерес жителей к своему району и культуре, но и обеспечивает их уча­стие в планировании своего будущего. На основе опыта, накопленного экомузеями, музея­ми общин и другими новыми типами музеев, основан­ными на широком участии населения в их работе, воз­никло и стало развиваться направление, получившее название «новая музеология». Сторонники и участники определяют его как нечто большее, нежели просто дви­жение, призванное содействовать постоянным поискам нового в музейном деле. Оно выступает за радикальный пересмотр целей музеологии и ее социализацию, изме­нение психологии и взглядов музейных работников. Объединившиеся в группу специалисты со­брались в 1984 г. в Квебеке на Первый международный се­минар «Экомузей и новая музеология», где была вырабо­тана единая позиция по общим вопросам и принята декла­рация о целях и основных принципах нового движения. Авторы Квебекской декларации, выступая за по­ворот музеологии к социальным и политическим про­блемам, считают, что «в современном мире, который стремится использовать для своего развития все сред­ства, музеи должны выйти за пределы традиционных задач и функций: идентификации, консервации и про­свещения — и перейти к осуществлению более широ­ких программ, которые позволят им активнее участво­вать в жизни общества и полнее интегрироваться в ок­ружающую среду»6. Декларация подтвердила первостепенное значе­ние социальной миссии музея по сравнению с его тра­диционными функциями. Во второй половине XX в. активные поиски путей обновления и демократизации традиционного музея способствовали его качественной трансформации. По­явились новые, более доступные для восприятия спосо­бы подачи музейного материала, разрабатывались ин­новационные программы культурно-образовательной деятельности, стало уделяться внимание особым кате­гориям посетителей — людям с ограниченными воз­можностями и детям, работа с которыми требует спе­циальных профессиональных навыков. Возникли но­вые типы музейных учреждений, вызванные к жизни, наряду с прочими факторами, усложнением понятия «культурное наследие», распространением его на те области и исторические периоды, по отношению к ко­торым оно раньше не употреблялось.
«Классификация музеев» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 79 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot