Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
УПРАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНЫМ
СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ
Зуденкова Светлана Александровна,
К.э.н., доцент кафедры «Государственное и
муниципальное управление»
1
Тема 2. Стратегическое
планирование комплексного
социально-экономического
развития муниципального
образования
2
вопросы
1. План мероприятий по реализации стратегии СЭР как
документ
2. Муниципальные программы
3. Прогноз социально-экономического развития
муниципального образования
3
План мероприятий ...
План мероприятий по реализации стратегии СЭР
документ планирования
комплекс действий, обеспечивающих достижение на
каждом этапе реализации Стратегии целей СЭР МО
утверждает администрация МО
4
План мероприятий ...
План мероприятий по реализации стратегии СЭР
Включает следующие мероприятия:
нормативно-правовые
организационные
институциональные
технологические
экономические
информационно-маркетинговые
5
План мероприятий ...
План мероприятий по реализации стратегии СЭР
6
План мероприятий ...
План мероприятий по реализации стратегии СЭР
Кейс Братска
https://www.bratsk-city.ru/now/programms/strategiya-razvitiyagoroda/plan-meropriyatiy-po-realizatsii-strategii.php
7
План мероприятий ...
План мероприятий по реализации стратегии СЭР
Кейс Братска
https://www.bratsk-city.ru/now/programms/strategiya-razvitiyagoroda/plan-meropriyatiy-po-realizatsii-strategii.php
8
Муниципальные программы
Муниципальная программа
документ стратегического планирования, содержащий
комплекс увязанный по ресурсам, исполнителям и
срокам комплекс социально-экономических,
организационно-хозяйственных и других мероприятий,
обеспечивающих эффективное решение конкретных
экономических, экологических, социальных и иных
проблем развития муниципального образования.
9
Муниципальные программы
по территориальному признаку
•
•
•
•
•
Федеральные
Межрегиональные
Региональные
Муниципальные
межмуниципальные
по назначению
• комплексные
• проблемные (ведомственные), то есть обеспечивающие решение одной какой-то
проблемы (социальной, экологической, экономической, научно-технической и др.)
по срокам реализации
• краткосрочные (1 год)
• среднесрочные (3-5 лет)
• долгосрочные (10-15 и более лет)
10
Муниципальные программы
принципы программной оценки
1. Уяснение истоков и сущности программного эффекта.
По Г. Хатри истинным индикатором полезности программных усилий является не произведенный продукт, а
обретенный результат (эффект). Результаты – это события или изменения состояния, свидетельствующее о
продвижении к цели программы. Таким образом, результаты связаны с главной функцией программы (и
реализующей ее организации), т. е. с тем, для чего она существует. Результатом является не то, что
«сделала» сама программа, а следствия ее деятельности.
2. Обеспечение повышения качества жизни населения соответствующей
территории за счет реализации целевых программ.
Г. Хатри: главным принципом при определении результатов программы является поиск элементов, которые
имеют прямое отношение не только к удовлетворенности клиентов программы, но и к населению в целом и
значимы для них. Поскольку удовлетворенность клиентов и прочие подобные характеристики услуг
(вежливость персонала, доступность услуги) соответствуют описанию, как правило, промежуточных
результатов реализации программы, они не могут заменить собой оценку реального состояния клиента
после получения программной услуги.
3. Оценка эффективности целевых программ на основе комплекса статистических
и социологических показателей.
11
Муниципальные программы
Основные определения
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Подпрограмма
Цель
Задача
Основное мероприятие
Мероприятие
Показатель реализации мероприятий муниципальной
программы (подпрограммы)
Координатор муниципальное программы
Муниципальный заказчик муниципальной программы
Дорожная карта
Стандартные процедуры
Процедура
Результативность муниципальной программы
Эффективность муниципальной программы
12
Муниципальные программы
пример
13
Муниципальные программы
Структура муниципальной программы (1 из 2)
1) паспорт МП;
2) текстовая часть МП, состоящая из следующих разделов:
общая характеристика сферы реализации МП, в т.ч. формулировка основных
проблем в указанной сфере, инерционный прогноз её развития, описание цели МП;
прогноз развития соответствующей сферы реализации МП с учетом реализации
МП, включая возможные варианты решения проблемы, оценку преимуществ и
рисков, возникающих при выборе различных вариантов решения проблемы;
перечень подпрограмм и краткое их описание;
обобщенная характеристика основных мероприятий с обоснованием
необходимости их осуществления (в том числе влияние мероприятий на достижение
показателей, предусмотренных в указах Президента РФ)
3) планируемые результаты реализации МП;
4) методика расчета значений планируемых результатов
реализации МП (наименование, единица измерения, источник данных, порядок
расчета);
14
Муниципальные программы
Структура муниципальной программы (2 из 2)
5) порядок взаимодействия ответственного за выполнение
мероприятия
с
муниципальным
заказчиком
МП
(подпрограммы);
6) состав, форма и сроки представления отчетности о ходе
реализации мероприятия ответственным за выполнение
мероприятия муниципальному заказчику МП (подпрограммы);
7)
адресный
перечень
объектов
строительства,
реконструкции муниципальной собственности ...
8) подпрограммы
15
Муниципальные программы
16
Муниципальные программы
17
Муниципальные программы
18
Муниципальные программы
19
Муниципальные программы
20
Муниципальные программы
21
Муниципальные программы
Этапы разработки и утверждения МП:
отбор проблем для программной разработки;
принятие решения о разработке проекта программы;
разработка проекта программы;
согласование проекта программы;
экспертиза проекта программы, в том числе независимыми
экспертами;
рассмотрение проекта программы;
доработка
замечаниями;
программы
в
соответствии
с
возможными
утверждение программы.
22
Муниципальные программы
Отбор проблем для их программной разработки и решения
определяется следующими факторами:
значимость проблемы для МО в целом и её соответствие
установленным приоритетам социально-экономического развития МО;
невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за
счет
использования
действующего
рыночного
механизма
и
необходимость муниципальной поддержки для её решения;
возможность решения проблемы программным методом, ожидаемая
эффективность и сроки решения проблемы;
принципиальная новизна и высокая эффективность технических,
организационных и иных программных мероприятий;
необходимость координации действий органов и организаций,
предполагаемых для участия в программных мероприятиях, со стороны
МСУ;
возможность привлечения для финансирования программы средств
федерального и регионального бюджетов, а также внебюджетных
источников.
23
Муниципальные программы
Оценка эффективности бюджетных расходов в рамках
муниципальных программ
Предполагает:
анализ полноты и качества проведенных мероприятий и процедур,
направленных на обеспечение использования наименьшего объема
бюджетных средств
.
Оценка результативности бюджетных расходов основывается на анализе:
• наилучших количественных и качественных характеристик исполнения
мероприятий муниципальных программ и их сопоставлении с
фактическими характеристиками;
• степени достижения установленных социально-экономических целей,
удовлетворенности целевых групп потребителей государственных
услуг.
24
Муниципальные программы
Оценка эффективности бюджетных расходов в рамках
муниципальных программ
оценка качества
проектов
муниципальных
программ
оценка качества
реализации
муниципальных
программ
25
Муниципальные программы
Оценка качества проектов муниципальных программ (МП)
Критерии:
соответствие целей и индикаторов МП НПА и документам, определяющим
стратегические приоритеты СЭР МО, в том числе отраслевого характера;
разделение показателей МП (подпрограммы - при наличии) на
"непосредственные", характеризующие результаты использования ресурсов, и
"конечные", характеризующие общественно значимый социально-экономический
эффект;
соответствие задач и показателей целям МП;
своевременность и обоснованность выбранных форм муниципальной поддержки с
учетом альтернативных вариантов;
внутренняя согласованность и непротиворечивость основных мероприятий МП;
обоснованность привлечения внебюджетных источников финансового
обеспечения реализации МП;
достаточность и обоснованность состава основных мероприятий (мероприятий)
подпрограммы (при наличии) МП для решения поставленных задач подпрограммы
(при наличии);
26
Муниципальные программы
Оценка качества проектов муниципальных программ (МП)
Критерии:
обоснованность применения инструментов проектного управления для
достижения целей МП, в том числе наличие методики, обеспечивающей выбор
оптимального набора проектов;
наличие сопоставления альтернативных вариантов для достижения целей и задач
подпрограммы (при наличии) и их обоснованность, в том числе обоснованность
выбора механизма муниципальной поддержки; полнота описания рисков и
наличие мер по управлению ими;
полнота описания прямых и косвенных (сопутствующих результату) эффектов от
реализации МП, в том числе оценка влияния МП на экономические, социальные и
финансовые показатели;
наличие и полнота обоснования выделенных целевых групп, на которых
направлено действие МП;
наличие общественных обсуждений хода и промежуточных результатов
реализации МП.
27
Муниципальные программы
Оценка качества проектов муниципальных программ (МП)
Критерии:
установление и соблюдение плана (графика) реализации МП;
своевременность доведения и полнота распределения лимитов бюджетных
обязательств;
соответствие кассовых расходов графику финансового обеспечения
реализации МП; качество обоснований изменений в бюджетную роспись;
соответствие запланированных затрат на реализацию МП фактическим;
полнота обоснования объема неиспользованных бюджетных ассигнований на
реализацию МП;
степень достижения целей и показателей МП;
степень реализации подпрограмм (при наличии) МП;
соответствие задач и показателей муниципальных заданий на оказание Гос и
мун услуг (выполнение работ) задачам и показателям подпрограммы (при
наличии) в случае оказания;
28
Муниципальные программы
Оценка качества проектов муниципальных программ (МП)
Критерии:
качество межведомственного взаимодействия ответственного исполнителя с
иными заинтересованными органами при реализации МП;
качество взаимодействия публично-правовых образований, взаимодействия с
предприятиями и организациями, территориальными государственными
внебюджетными фондами и другими заинтересованными органами и
организациями при реализации МП;
уровень достижения значений показателей и их достоверность на основе
сопоставления с данными статистического наблюдения, бухгалтерской и
финансовой отчетности;
качество систем внутреннего контроля и аудита при реализации МП;
наличие правонарушений, выявленных в ходе внутреннего и внешнего
муниципального контроля;
соблюдение требований по открытости и прозрачности информации об
исполнении МП, ее мероприятиях, о расходах и о процедурах принятия
решений
29
Показатели оценки эффективности реализации МП
30
Критерии эффективности реализации МП
31
Муниципальные программы
Проблемы процесса разработки и реализации
1. Обоснование необходимости разработки программы производится одним
инициатором без общественного обсуждения и экспертизы ее значимости и
актуальности (как это, например, происходит с законодательными инициативами).
2. В регламенте разработки программы отсутствует указание на экспертизу
стратегической значимости программы, как документа реализации городской
стратегии. Фактически программа проходит только экспертизу финансовую.
3. Общественная экспертиза проекта программы, включая экспертизу стратегических
комитетов, не является обязательным условием ее дальнейшего утверждения
органом публичной власти.
4. При оценке программы не проводится экспертиза программы с точки зрения
реализации стратегических целей социально – экономического развития.
5. Не прописаны механизмы привлечения внебюджетных ресурсов и оценки их
эффективности с точки зрения достижений результатов программы.
32
Прогноз социально-экономического развития
Прогноз СЭР
разрабатывается на период не менее трех лет
порядок разработки определяется местной администрацией
для городского, сельского поселения (внутригородского района)
может разрабатываться местной администрацией
муниципального района (городского округа с внутригородским
делением) в соответствии соглашением между ними
одобряется местной администрацией одновременно с принятием
решения о внесении проекта бюджета в представительный орган
33
Прогноз социально-экономического развития
Прогноз СЭР
Прогноз СЭР на очередной финансовый год и плановый период
разрабатывается путем уточнения параметров планового
периода и добавления параметров второго года планового
периода
Изменение прогноза СЭР в ходе составления или рассмотрения
проекта бюджета влечет за собой изменение основных
характеристик проекта бюджета
Разработкой занимается уполномоченный местной
администрацией орган (должностное лицо)
Долгосрочный прогноз СЭР разрабатывается аналогично
34
Прогноз социально-экономического развития
пример
35
Прогноз социально-экономического развития
пример
36
Прогноз социально-экономического развития
пример
37
Дополнительная литература
Хатри Г.П. Мониторинг результативности в общественном
секторе. М.: ИЭК, 2005. 276 с.
Гараджа М.Ю. Мониторинг результативности бюджетных
расходов: основные этапы внедрения на местном уровне.
М.: Фонд «Институт экономики города», 2002. 48 с.
38
Спасибо за внимание!
39