Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

МСФО: Кто применяет, кому нужно? Сходства и отличие от РСБУ.

  • 👀 225 просмотров
  • 📌 185 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «МСФО: Кто применяет, кому нужно? Сходства и отличие от РСБУ.» pdf
ЛЕКЦИЯ 1. МСФО: Кто применяет, кому нужно? Сходства и отличие о РСБУ. МСФО International Financial Reporting Standards: IAS (International Accounting Standards) международные стандарты учета, изданные до 2001 года. IFRS (International Financial Reporting Standards) международные стандарты финансовой отчетности, изданные после 2001 года. IFRIC – (International Financial Reporting Interpretations Committee) – разъяснения по стандартам МСФО. Управленческий, бухгалтерский, налоговый, финансовый учет… Место МСФО среди этого всего? 1. МСФО – это не учет, а отчетность. Не процесс, а факт! 2. МСФО не предназначен для управления компанией, только для общения с инвесторами* и привлечения их бОльшего количества. 3. Степень точности МСФО весьма относительна…не 6 сигма, но все же… 4. МСФО предназначен лишь для крупного и ОЧЕНЬ крупного бизнеса. ИНВЕСТОР: У НЕГО МНОГО ДЕНЕГ ХОЧЕТ ЕЩЕ БОЛЬШЕ ВКЛАДЫВАЕТ ВЕЗДЕ, ГЛЕ ЕСТЬ РОСТ ВЕЧНАЯ ПРОБЛЕМА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И НАХОЖДЕНИЯ ТОЧЕК ВХОДА С УЧЕТОМ ПРЕДЫДУЩЕГО ПЕРИОДА С ПЕРСПЕКТИВОЙ НА БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ - ДЕНЬГИ Финансовая отчетность - структурированное отображение финансового положения и финансовых результатов предприятия. Целью финансовой отчетности является представление информации о финансовом положении, финансовых результатах и движении денежных средств предприятия. Финансовая отчетность также показывает результаты управления ресурсами, доверенными руководству предприятия. Для достижения указанной цели финансовая отчетность содержит сведения о следующих показателях деятельности предприятия: (a) активы; (b) обязательства; (c) капитал; (d) доходы и расходы, включая прибыли и убытки; (e) взносы и распределения среди собственников, действующих в их качестве собственников; и (f) движение денежных средств. МСФО всегда составляется на основе Принципа Начисления. Метод начисления - это метод учета и признания доходов и расходов, согласно которому результаты хозяйственных операций признаются по факту их совершения независимо от фактического времени поступления и выплаты денежных средств, связанных с ними. Компании, акции которых обращаются на Московской бирже (ММВБ+РТС), отчитываются и по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) и по российским (РСБУ). Как правило, представленные финансовые результаты не совпадают.... Кратко перечень основных различий этих двух систем выглядят так: Приоритет в МФСО экономического содержания над юридической документальной формой. Принципы соответствия доходов и расходов. Валюта отчетности и временная стоимость денежных средств. Консолидация отчетности. Учет обесценивания долгосрочных активов. Преобладание в МФСО профессионального мнения бухгалтера над первичным документом. Определение отчетного периода. Определение процентного дохода. Многокомпонентные соглашения и их содержание. Принципы определения налоговой базы. Принципы отчетности о движении денежных средств. ЦЕЛИ: Отчетность по МСФО больше используется инвесторами и кредиторами для принятия инвестиционных решений. РСБУ предназначен для предоставления информации контролирующим и налоговым органам. Форма и содержание Основным принципом международного стандарта является приоритет экономического содержания над юридической формой. В российской практике больше внимания уделяется документарному оформлению операций. Консолидация Международные стандарты предоставляют возможность формирования отчетности по всей группе, включая материнскую компанию и дочерние организации. Соответственно, все доходы, расходы, имущество и обязательства будут учитываться как единое целое. В российской практике практически отсутствует само понятие консолидации. Отсюда и существенные расхождения в финансовых результатах, отражаемых в отчете по МСФО или РСБУ. Отчетный период По МСФО финансовый год не привязан к календарному. Компания может самостоятельно установить отчетный период, исходя из собственных предпочтений. В РСБУ отчетный период установлен строго с 1 января по 31 декабря. Валюта Международная отчетность составляется в функциональной валюте (в которой компания получает выручку и производит расчеты). По российским стандартам отчет составляется только в рублях. Дисконтирование В отчетности по МСФО на благо инвесторам учитывается временная стоимость денег. Метод дисконтирования применяется при оценке активов, в случае отсрочки оплаты за основные средства, при учете финансовых инструментов. В российской же практике дисконтирование практически не используется. Процентный доход По МСФО процентный доход признается по методу эффективной ставки процента, По МСФО расчет основывается на ожидаемых денежных потоках на протяжении времени существования актива. Пересчет проводится по мере изменения ожиданий или времени получения денежных потоков. В стандартах РСБУ используется ставка процента установленная по договору. Эффективная ставка процента по РСБУ не рассчитывается. Справедливая стоимость Пользователи отчетности в первую очередь заинтересованы в отражении реальной стоимости активов, обязательств и компании в целом. Это позволяет принимать более адекватные инвестиционные решения. Именно в МСФО применяется принцип оценки по справедливой стоимости. В РСБУ активы и обязательства оцениваются по исторической стоимости. Завышение балансовой стоимости активов В отчете, составленном по МСФО, балансовая стоимость активов не должна превышать средства, которые компания может получить от продажи или использования таких активов. По международным стандартам долгосрочные активы должны проверяться на обесценивание. Отсутствие такой меры в России может приводить к завышению балансовой стоимости активов в отчете по РСБУ. Нематериальные активы По МСФО нематериальный актив представляет собой идентифицируемый не денежный поток, не имеющий материальной формы. В стандартах МСФО момент отображения нематериального актива выбирается с учетом времени поступления вероятных экономических выгод, требуется надежная оценка стоимости такого актива. В РСБУ отсутствует конкретное определение нематериального актива. При учете нематериальных активов, РСБУ делает упор на возможность принесение им экономических выгод в будущем и предназначение объекта. Налоговая база Определение налоговой базы по МСФО зависит от того каким образом руководство намеривается погашать балансовую стоимость актива. Например, стоимость актива может быть возмещена через использование или через продажу. Таким образом, собираемые налоги по МСФО более четко отражают реальные процессы, которые их породили. Согласно РСБУ налоговая база представляет собой сумму дохода или расхода облагаемую налогом на прибыль. Производные финансовые инструменты По МСФО производные финансовые инструменты могут классифицироваться как капитал, активы или обязательства, в зависимости от их природы, ожидаемых денежных потоков. В РСБУ не выделяются как особый вид имущества, их учет ведется за балансом. В балансе происходит только итоговый расчет по операциям с ними. Раскрытие качественной информации МСФО в отличие от РСБУ подразумевает раскрытие качественной информации об управлении капиталом. Сюда включаются: цели и политика компании, количественные данные по управлению капиталом, изменения в вышеперечисленных показателях в сравнении с предыдущим периодом. ЛЕКЦИЯ 2. Концептуальные основы МСФО. Основные виды отчетов и зависимость между ними. ИНВЕСТОР ОФП ОСД ОТЧЕТНОСТЬ ОИК УЧЕТ ОДДС ОТЧЕТ О ФИНАНСОВОМ ПОЛОЖЕНИИ (ОФП) Какие у компании есть ресурсы*? *То, что имеется в распоряжении у компании, чтобы делать деньги. РЕСУРСЫ=АКТИВЫ (запасы, оборудование, деньги) Активом можно не владеть, но распоряжаться (включая, контроль) – обязательно! Какие у компании есть требования? Обязательства (1) Капитал (2) АКТИВЫ=ОБЯЗАТЕЛЬСТВА+КАПИТАЛ МЕРА РИСКА ДЛЯ ИНВЕСТОРА: ФИНАСОВЫЙ РЫЧАГ ФР=ОБЯЗАТЕЛЬСТВА/АКТИВЫ или ОБЯЗАТЕЛЬСТВА/ОБЯЗАТЕЛЬСТВА + КАПИТАЛ ЛЮБОЙ ОФП нужно пояснить☺ АКТИВЫ: было + купили – износ – продали = стало ОБЯЗАТЕЛЬСТВА: было + взяли + проценты – погасили = стало КАПИТАЛ: было + взяли + заработали – выплатили дивиденды = стало ПРИБЫЛЬ 1000 РУБЛЕЙ) 1 2 3 ДОХОДЫ 10000 2000 111000 РАСХОДЫ 9000 1000 110000 ПРИБЫЛЬ 1000 1000 1000 МАРЖА 10% 50% 1% Нужен доп источник инфо по поводу маржинальности бизнеса… Встречаем, ОТЧЕТ О СОВОКУПНОМ ДОХОДЕ (ОСД). ▪ ОСД = ДОХОДЫ РАСХОДЫ = ПРИБЫЛЬ (для Держателей КАПИТАЛА) ВЫРУЧКА - СЕБЕСТОИМОСТЬ РАЗБИВКА ПРИБЫЛИ на СРЕЗЫ =ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ (1) ▪ - ОПЕРАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ =ОПЕРАЦИОННАЯ ПРИБЫЛЬ (2) ▪ - ПРОЦЕНТНЫЙ РАСХОД = ПРИБЫЛЬ ЗА ГОД (к примеру) (3) ВАЛОВАЯ МАРЖА - 1 ОПЕРАЦИОННАЯ МАРЖА - 2 ИТОГОВАЯ МАРЖА - 3 ОТЧЕТ ОБ ИЗМЕНЕНИИ КАПИТАЛА (ОИК) – для держателей капитала, самых рискующих инвесторов) Капитал на начало (ОФП t-1) + вливания капитала (ОДДС) + прибыль за период (ОСД t) - годовые дивиденды (ОДДС) = Капитал на конец (ОФП t) Продолжаем про ОИК: Акционерный капитал БЫЛО (входящее сальдо) xx + ВЗЯЛИ (выпуск акций) xx Нераспределённая прибыль xx ИТОГО xxx xxx + ЗАРАБОТАЛИ (прибыль за период) xx xxx - ВЫПЛАТИЛИ (выплаченные дивиденды) (xx) (xxx) xx xxx СТАЛО (исходящее сальдо) xx ЛЕКЦИЯ 3 АКТИВЫ КОМПАНИИ. ПРИЗНАКИ АКТИВА: Под контролем компании (право распоряжения и обязанность нести риски; можно и без права собственности) 2 большие группы активов: - имеющие физическую форму (фф) - не имеющие фф В результате прошлых событий (метод начисления! Получен бесплатно, приобретен, создан – без разницы) Приведет к экономической выгоде (получение денежных потоков, использование, продажа) - Материальные (не живые) - Нематериальные ГИП – актив компании или нет?)А игрок НХЛ? - Финансовые (дебиторская задолженность, депозиты до востребования, то, что дает право на получение денег) - Биологические (проходящие биологическую трансформацию) - Отложенные налоговые активы Классификация активов - по свойствам и – по цели их использования - Материальные (не живые) - Нематериальные - Финансовые (дебиторская задолженность, депозиты до востребования, то, что дает право на получение денег) - Биологические (проходящие биологическую трансформацию) - Отложенные налоговые активы Продажа/использование (запасы, долгосрочные активы, предназначенные для продажи ДАПП, инвестиционная недвижимость ИН, ОС – property, plant, equipment) Спекуляция квотами на вылов осетра – запас или НМА? Правильно, и то, и другое одновременно… А тостер в офисе – актив? Кт – деньги Спишем на расход? Капитализируем? ОСД ОФП Дт Расход Дт Актив Вопрос влияния на прибыль…… Сейчас или потом? Средство манипуляция, как ни крути Что нужно для учета АКТИВА: 1. Убедимся, что это актив. 2. Классифицируем актив (запасы продадим, ОС используем). 3. Оценим актив в соответствии с классификацией, иными словами, определим «экономику актива» Экономика актива: Экономическое обоснование* Первоначальная оценка Последующая оценка Возможное обесценение Выбытие * вне поля зрения бухгалтера…. ЛЕКЦИЯ 4. ЗАПАСЫ КАК АКТИВЫ ДЛЯ ПРОДАЖИ (в ходе обычной деятельности). Запасы важны не своим наличием, а своим уходом … Запас – это актив для продажи или потребления. (IAS 2) Что включается в себестоимость запасов при их первоначальной оценке: Цена + прямые затраты на приобретение сырья (пошлины, налоги) + прямые затраты на переработку + производственные накладные затраты (и переменные, и постоянные, типа: износ оборудования, здания, административка самого завода) Без непроизводственных накладных расходов и иных затрат после доведения запасов до готовности, типа: - административных затрат филиалов, офисов продаж, - затрат на продвижение, складирование, доставку покупателю! На всем жизненном пути запасов (5 стадий), главные: 1. рождение запаса (первоначальная оценка) и его 2. выбытие. МСФО: не говори «гоп», пока не перепрыгнешь. Отражение запасов происходит по их себестоимости, а не по ожидаемой цене продаж. ОСД ОФП ДЗ Выручка 8 Запасы 8 Себестоимость продаж (6) 6 0 Нераспределенная прибыль 0 2 Валовая прибыль Прибыль за год ОИК Входящее сальдо Прибыль за год 2 Дивиденды Исходящее сальдо 2 2 2 И тут что-то пошло не так…. ОФП ДЗ ОСД 5 Запасы Выручка 6 5 Себестоимость продаж Нераспределенная прибыль (1) Валовый убыток Прибыль за год ОИК Входящее сальдо Прибыль за год (1) Дивиденды Исходящее сальдо (1) (1) (1) (6) Осмотрительность в МСФО – ОЧЕНЬ ВАЖНО! О позитивных моментах (прибыли) не сообщается, пока событие не произойдет Любые отрицательные моменты следует отразить в случае их неизбежности…прев ентивные мероприятия…. Точкой отсчета обесценения и новой оценки запасов МСФО назначает чистую цену реализации: Ожидаемая цена продаж - 5 - Затраты на переупаковку – (0.5) - Затраты на сертификацию – (1) ИТОГО: новая цена запасов (по чистой цене реализации) – 3.5. Забыли про 6! Отразим реальную картину обесценения: ОФП ОСД Запасы по чистой цене реализации Себестоимость продаж: 0 3.5 (а не 6!) Прочие расходы (убыток от обесценения) (2.5) Нераспределенная прибыль (2.5) Валовый убыток (2.5) Прибыль за год (2.5) ОИК Входящее сальдо 0 Прибыль за год (2.5) Дивиденды Исходящее сальдо (2.5) А теперь продадим эти обесцененные товары: ОСД ОФП ДЗ Выручка 5 5 Запасы 3.5 Себестоимость продаж (5): 1.Запасы по чистой цене реализации (3.5) Нераспределенная прибыль (2.5) 2.Затраты на переупаковку (0.5) ОИК Входящее сальдо Прибыль за год (2.5) (0) Дивиденды Исходящее сальдо (2.5) 3.Затраты на сертификацию (1) Валовая прибыль Прибыль за год Лекция 5. Основные средства. Прелюдия, преамбула, аннотация) ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ДОЛГОИГРАЮЩИЙ АКТИВ НЕ ДЛЯ ПРОДАЖИ, А ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОСНОВАНИЕ РЕШЕНИЯ О ПОКУПКЕ ОС: Ценность использования ОС должна превышать его себестоимость Возьмем - как пример – принтер в вузе с нещадной эксплуатацией в течение 3 лет. Какова входная инфо для обоснования покупки? 1. Себестоимость актива (цена покупки принтера) 2. Чистый доход = доход от печати – бумага – чернила Ок, прикинули количество студентов, которым будем печатать, цену услуги, цены на расходники…. А что делать с временным горизонтом – 3 года? Инфляция Риск проекта Риск среды Что делать? Дисконтировать! Превращение будущих ожидаемых денег в сегодняшние деньги с учетом всех рисков и инфляции! По сути – обесцениваем будущие денежные потоки (CF) В основе дисконтирования лежит ставка дисконтирования (точкой отсчета является безрисковая доходность по определённым фин. инструментам – модель CAMP) 1000….25%....800 и это только первый год, то ли ее будет) А давайте прикинем оценку закупки беговых дорожек в офис? Или автомобилей premium класса для топ-менеджеров компании? Кто принимает решение о новом ОС? Комитет по стратегии Бюджетный комитет Управляющий комитет проекта Внутренний аудит ЛЕКЦИЯ 6. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА. Первоначальная оценка. IAS 16 + IAS 36 Основные средства и обесценение активов. Будут ли ОС следующие активы: - Самолеты в ангаре компании? - Строящиеся компанией дома? - Лимонное дерево? - Детский сад для детей сотрудников? В каких случаях? Три признака ОС: Материальны Служат более одного года Предназначены для производства товаров, оказания услуг, сдачи в аренду или использования в административных целях Словом, рабочие лошадки бизнеса: По ОФП – Основные средства По ОСД - Выручка Подойдем к вопросу определения ОС или не ОС нетривиально: Корова? Свой розничный магазин? Строящееся складское помещение? Беговая дорожка для сотрудников? Офисный калькулятор? Много чего проясняет разработанная организацией УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА! Учет ОС идет по аналогии с запасами. Все те же 5 стадий….. Экономическое обоснование: себестоимость, ценность использования, рыночная стоимость/справедливая стоимость (пока приравняем 2 последних понятия!). При обосновании решения о приобретении ОС рыночная стоимость не играет существенного значения, исходят из принципа превышения ЦИ над С-тью. Первоначальная оценка: давайте создадим ОС, а не просто купим): - Общие затраты как фабрики, так и офиса не относятся к С-ти создания ОС! Они не прямые! - Однако зарплата отдельных личностей фабрики и офиса, типа инженеров, проектировщиков, менеджеров проекта, полностью погруженных в проект по созданию ОС, более чем относится к С-ти ОС. - Износ (амортизация) фабричного оборудования для создания ОС – еще как! Стадии проекта по созданию ОС: 1. 2. 3. 4. 5. Дизайн-проект Исполнительная часть (монтаж узлов, сборка) Тест и приемка Обучение работе с новым ОС Запуск нового ОС в производство ВСЕ ЭТИ ЗАТРАТЫ ПРЯМЫЕ, однако…..что-то пойдет в ОФП, а что-то - опять в ОСД (прочие расходы) ОС. Последующая оценка. ОС учитывается в ОПФ по балансовой стоимости. Для целей МСФО не используется понятие АМОРТИЗАЦИЯ, а ИЗНОС. ИЗНОС проявляется в 2 формах: снижение ценности использования («чисто» дисконтированный подход) и физический износ. МСФОшник начисляет износ не с момента начала использования, а с момента готовности объекта, поскольку устаревание ОС начинается сразу с момента его готовности. Подобный подход актуален и для объектов на консервации! Износ по МСФО отражает реальное положение актива в любой момент времени с целью оценки будущего потенциала. И уж точно излюбленный принцип бухгалтера «сопоставление доходов и расходов и их совместного отражения» здесь не работает. Последующая оценка. Модели. Модель первоначальной стоимости Модель переоцененной стоимости Берем первоначальную стоимость, отражаем износ, получаем балансовую стоимость и продолжаем износ по балансовой стоимости. Производим переоценку по рыночной стоимости согласно учетной политике. Износ – в операционный расходы. ПСД располагается в самом низу ОСД Хорошо б самортизировать не до конца, а до ликвидационной стоимости. В ОИК появляется столбик ПКК (прочий компонент капитала) Проводка Дт ОС – Кт Прочий совокупный расход (ПСД – весьма эфемерен!) ОСД состоит из 2 частей ОСД Выручка Операционный расходы (доходы) Операционная прибыль % расходы Прибыль за год _________________ ПСД - потенциальные дивиденды ОПУ реальные д-ды ОС. Выбытие М-ль первоначальной ст-ти М-ль переоцененной ст-ти Дт ДС 60 Дт ДС 60 Кт ОС 25 Кт ОС 55 Кт Опер. доходы 35 Кт Опер. Доходы 5 При выбытии ОС переоценку не производят! При продаже ОС эфемерный ПСД становится реальным и появляется строчка «Реализация» в ОИК и эфемерные 60 из ПКК переходят в НП. То есть в капитале происходит «реклассификация» и база для дивидендов – НП – увеличивается при реализации ОС. Проводка реклассификации: Дт Прочие компоненты 60 Кт НП 60 Обесценение ОС. Причины: Падение спроса на продукцию Вмешательство Правительства Исчерпание Снижение цен (за счет снижения покупательной способности) Санкции Жизненный цикл ОС Цена плюс прямые затраты, необходимые для доведения ОС до готовности Первоначальная стоимость за вычетом накопленного износа Переоцененная (через ПСД) за вычетом накопленного износа До большей из ценности использования или справедливой за вычетом затрат Свернутый чистый результат от выбытия – там же, где сидел износ IFRS 13 Справедливая стоимость Цена, которую можно получить за актив В ходе обычной сделки Между участниками рынка На дату оценки Инвестиционная недвижимость Рост стоимости (спекуляция) Рента Жизненный цикл ИН Цена плюс прямые затраты, необходимые для доведения ИН до готовности Первоначальная стоимость за вычетом накопленного износа До большей из ценности использования или справедливой за вычетом затрат Справедливая стоимость без износа, все колебания относятся в прибыли и убытки Отдельного обесценения нет – только колебания справедливой стоимости Свернутый чистый результат от выбытия – в инвестиционном расходе/доходе Рекласс ОС в ДАПП: требования. IFRS 5. Решение о продаже Готовность к продаже в текущем состоянии (по разумной цене) Активный поиск покупателя Высокая вероятность сделки в течение года Жизненный цикл ДАПП Балансовая стоимость того актива, который становится ДАППом С даты выполнения требований по реклассу не начисляется износ Списываем до справедливой стоимости за вычетом затрат на продажу Если ДАПП не работает, то свернутый анализ от выбытия, там же, где ранее отражался износ Если ДАПП работает, то свернутый анализ от выбытия – по строке «прекращенная деятельность» Нематериальные активы… незримы, но могущественны И это все НМА? Доля рынка Лояльность поставщиков, клиентов, сотрудников Химическая формула Тесные связи с Правительством Лицензия Авторские и смежные права Монопольное положение Квалификация сотрудников Импортная квота Франшиза НМА: Формируют реальную стоимость продукции, процессов, компании Возник в следствие юридических прав (есть бумага, которая это подтверждает!!!) или Его можно отделить от всех остальных активов (то есть его можно идентифицировать, продать, сдать в аренду) НМА БАЛАНС ЕСТЬ ЕЩЕ ОДНА ПРОБЛЕМА: А оценить?....... Например, бренд и деловую репутацию. Годами многие затраты могут работают по этим направлениям, но вычленить их довольно сложно. Проблемы с первоначальной оценкой: Задание/исполнение/тест и приемка – могут повторяться много-много раз, пока не получится положительный результат. Вот как раз он и капитализируется. А все до него … просто затраты. РАЗРАБОТКИ капитализируются, а вот ИССЛЕДОВАНИЯ нет. НМА должен быть: Осуществимым Целесообразным Есть ресурсы Есть четкий план Вот такая вот стоимость НМА… РЕЗЮМЕ ПО АКТИВАМ, или то, что вы так долго ждали_) Продажа Инвестирование Использование (запасы, ДАПП) (ИН) (ОС, НМА) Первоначальная = цена + прямые необходимые затраты ОФП Первоначальная Справедливая Первоначальная без износа без износа минус износ ОСД Обесценение Колебания справедливой стоимости Износ Обесценение Переоцененная минус износ Износ Обесценение Переоценка Оценка НМА идентична оценке ОС. НО есть особенности последующей оценки НМА: На НМА не начисляют износ, а амортизация Переоценка возможна только для НМА, которые торгуются на активных рынках (то есть наблюдаются котировки идентичных активов, а не просто похожих или вообще смоделированных с массой допущений – первый порядок оценки справедливой стоимости) Если срок амортизации не известен, то ежегодный тест на обесценение - вместо амортизации ОБЯЗАТЕЛЬСТВА: безалтернативность оплаты и полная безысходность…. Обязательства – первоочередные требования! Документальная форма оплаты: счета, иски, облигации Защищенные законодательно притязания третьих сторон Что делает обязательство таковым? Существующая обязанность Результат прошлого события Будущий отток выгоды Наши обязательства – это чьи-то активы, следовательно, они нам не подконтрольны! Будущий отток выгоды: Выплата денег, Неминуемый убыток, Необходимость отработать полученный от контрагента аванс. Это наши обязательства: цвет – красный, символ опасности. Классификация обязательств: Краткосрочные и долгосрочные Добровольные и навязанные извне (1 – займы и кредиторская задолженность, 2 – задолженность по налогам, возмещение экологического ущерба) По явному и неявному контрагенту (1 – займы, налоги, кредиторка, судебные иски, выплаты корпоративной пенсии, 2 – возмещение ущерба, обязательства по гарантийному ремонту) Определенные (займы – как спланированная финансовая стратегия, и кредиторка – отсрочка платежей в силу общепринятой практики) и неопределённые (оценочные – в ходе операционной деятельности - иски, гарантийные обязательства, экологический ущерб и прочие – корпоративная пенсия, отложенные налоговые обязательства, финансовые гарантии) – 4-ая классификация наиболее подходящая и отражающая сущность обязательств Обязательство или нет? Убедимся, что это обязательство Классифицируем Оценим в соответствие с классификацией: Экономическое обоснование Первоначальная оценка Последующая оценка Урегулирование ЗАЙМЫ: IFRS 9 Финансовые инструменты Потребность в деньгах заем выплата самого тела займа и % Потребность в деньгах можно удовлетворить: 1. выдачей кредита: либо через облигации, либо через заeм 2. либо через эмиссию акций (существующим или новым акционерам). Возникает вопрос: к чему прибегнуть – к своим средствам или к заемным? Рассмотрит оба варианта, нам нужна 1000 для постройки фабрики, в первом случае выпустим акции, во втором – займем. ОФП ОФП Обязательства 0 Капитал 1000 - 2000 Обязательства 0 - 1000 Капитал 1000 По ОСД – прибыль и там, и там – 300, однако…см след слайд! 1. ОФП 2. ОФП Обязательства 0 Капитал 1000 - 2000 Обязательства 0 - 1000 Капитал 1000 1. ОСД 2. ОСД Операционная прибыль - 300 Процентные расходы – 0 Прибыль за год - 300 Операционная прибыль - 300 Процентные расходы – (100) – под 10% годовых Прибыль за год - 200 В первом случае мы заработали для собственников 300, используя их 2000, а во втором – 200, используя 1000 собственного капитала. Отдача на собственный капитал – 15% для первого случая, а для второго – 20%. Чужими деньгами можно заработать больше прибыли для своих же акционеров. ОДНАКО! Предположим, что операционная прибыль не 300, а 150. Тогда ситуация оказывается обратной: 7,5% против 5%. Так что всегда надо проводить анализ чувствительности отдачи (рентабельность) на предмет изменения прибыли. Поэтому всегда надо реалистично отражать полученный заем! ДОГОВОР займа: Сумма займа – 1000 Срок займа – 3года Ставка – 10% в год Но еще нарисуется доп опция в виде КОМИССИИ за выдачу, оформление и прочее в отношение займа, например, 80. К тому же есть тонкость №2 – график платежей. Для учета всех тонкостей существует МОДЕЛЬ учета займа по амортизированной стоимости с помощью эффективной процентной ставки. Не перезагружайтесь, еще рано) График платежей. 3 варианта. По капитализации процентов – тело + проценты в конце Ежегодная выплата процентов – тело в конце Аннуитетные платежи - тело + проценты ежегодно Рассмотрим 1 вариант: взяли 1000, за год набежали проценты 100, в результате к началу второго года имеем не 1000 для начисления %, а 1100. Наш % на второй год уже не 100, а 110. Итоговое обязательство на конец второго года уже 1210 (1100+110). На третий год % уже 121. В результате, к концу 3 года мы должны заплатить тело+%, то есть 1331. 1000 1100 1210 1331 %: +100 +110 + 121 В виде таблицы – см след слайд. ГОД НА НАЧАЛО 10% В ГОД ПЛАТЕЖИ НА КОНЕЦ 1 1000 +100 1100 2 1100 +110 1210 3 1210 +121 -331 -1000 0 – заем погашен Отразим второй вариант: Взяли 1000, набежали % 100, мы выплатили эти %, поэтому ко 2 году база начисления остается неизменной: 1000. То есть тело 1000 и каждый год выплаты100 как %. Соответствующая таблица: ГОД НА НАЧАЛО 10% В ГОД ПЛАТЕЖИ НА КОНЕЦ 1 1000 +100 -100 1000 2 1000 +100 -100 1000 3 1000 +100 -100 -1000 0 – заем погашен Отразим третий вариант: Аннуитет – 402 в год (есть формулы для расчета этого вида платежа) Взяли 1000, начислили 100 как %, однако выплатили 402, что уменьшило базу начисления до 698 (берем от 1100!). Во втором году % составят 70 (10% от 698), платеж 402 и опять уменьшаем базу для начисления – до 366 (698+70-402). К третьему году 36 как % и финальный платеж 402. Погасили заем. ГОД НА НАЧАЛО 10% В ГОД ПЛАТЕЖИ НА КОНЕЦ 1 1000 +100 -402 698 2 698 +70 -402 366 3 366 +36 -402 0 – заем погашен ИТОГО: по всем 3 вариантам разные величины: 1. процентный расход, отражающийся в ОСД (331,300,206); 2. сумма обязательств за 3 года займа - в ОФП (1100,1210,0 – 1 вариант, 1000,1000,0 – 2-ой, 698,366,0 – 3-ий) То есть влияние графика платежей очевидно. К тому же не стоит забывать о влиянии комиссии, удорожающей расходы по займам. Следовательно, все расчеты, приведенные выше, номинальны, т.к. не учитывают комиссию (80 в нашем примере). Получение денег: Удержание комиссии: Дт ДС 1000 Дт ? 80 Кт Займы 1000 Кт ДС 80 «?» Куда списать: 2 варианта – либо в ОСД в Расходы или в ОФП в Заем. Однако МСФО настаивает на втором варианте, поэтому Дт Займы 80. МСФО предписывает уменьшать сумму выданного займа не только на комиссию, но и на затраты для подготовки данного займа – посреднические (консультационные) услуги, к примеру. То есть реальные входящие обязательства всегда будут меньше номинальных! Не 1000, а 920! Возьмем второй сценарий для простоты) оставшиеся 2 учитываются при урегулировании таким же образом. последующей Хотя и оценке и ГОД НА НАЧАЛО 10% - 13,42% В ГОД ПЛАТЕЖИ НА КОНЕЦ 1 1000* 920** +100 +123 -100 1000 943 2 1000 943 +100 +127 -100 1000 970 3 1000 970 +100 +130 -100 -1000 0 – заем погашен * - до учета, ** - после учета Давайте учтем комиссию в займе с помощью изменения процентной ставки: было 10%, станет 13,42%. Именно при такой ставке обязательства будут выведены в 0. Как будто самортизировали комиссию с помощью этой ставки, которая отражает фактический расход, учитывающий разницу между номинальными 1000 займа и фактическими 920. Хотя возвращать нам приходиться совсем не 920, а всю 1000 с %, т.е. 100+100+1100 за три года. Эти платежи отражаются в ОДДС (что-то новенькое☺), а вот финансовые расходы пойдут по эффективной % ставке (ЭПС) 13,42% в ОСД, т.е. с учетом амортизируемой комиссии. ЭПС показывает реальный финансовый расход компании, берущей заем. А вот и отражение денежных потоков (платежей) и реальных финансовых расходов по 1 и 3 вариантам с учетом ЭПС (которая будет отличаться от варианта к варианту) ГОД НА НАЧАЛО 13,1% В ГОД ПЛАТЕЖИ НА КОНЕЦ 1 920 +121 1041 2 1041 +136 1171 3 1177 +154 -1331 ГОД НА НАЧАЛО 14,85% В ГОД ПЛАТЕЖИ НА КОНЕЦ 1 920 +137 -402 655 2 655 +97 -402 350 3 350 +52 -402 Приступим к отражению операций с займами в отчетности. Опять-таки возьмем 2 вариант. 1 год: ОФП ДС 920* - 820*** НП (123) Займы 920 - 1043(920+123**) – 943*** ОСД Фин расходы (123) Прибыль за год (123) ОИК АК НП Вход.сальдо Прибыль/год (123) ….. Исход.сальдо (123) *Дт ДС 1000 Дт Займы 80 Кт Займы 1000 Дт ДС 80 ** Начислили процентный расход за год по ЭПС 13,42% - 123 от 920, он увеличил заем (до 1043) и фин расходы (ФР) до 123: Дт ФР 123 и Кт Займы 123 !***Помимо фин расхода, нам еще надо отразить платежи по займу! Дт Займы 100 и Кт ДС 100. ДС снизятся до 820, займы до 943. 2 год: ОФП ДС НП ОСД Фин расходы (127) 820 - 720 (250) Прибыль за год (127) Займы 943 - 1070 - 970 ОИК АК Вход.сальдо Прибыль/год ….. Исход.сальдо НП (123) (127) (250) Опять начисляем на займы (943) ЭПС 13,42% и получаем фин. расход уже 127 и займы обновляются до 1070 (127+943). Начисляем и выплачиваем платежи по займу: уменьшаем на 100 и ДС и Займы до 720 и 970. 3 год: ОФП ДС 720 – (380) НП (380) Займы 970 – 1100 - 0 ОСД Фин расходы (130) Прибыль за год (130) ОИК АК Вход.сальдо Прибыль/год ….. Исход.сальдо НП (250) (130) (380) Опять начисляем на займы (970) ЭПС 13,42% и получаем фин. расход уже 130 и займы обновляются до 1100 (130+970). Начисляем и выплачиваем платежи по займу (само тело займа и %): уменьшаем на 1100 и ДС и Займы до -380 и 0. Выплатили заем. Уррааа! Жизненный цикл Займов По Полученная сумма за амортизированной минусом прямых стоимости с затрат на начислением расхода организацию займа по ЭСП Погашение займа и процентов платежами, установленными в договоре займа ОЦЕНОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (ОЦОБ) IAS 37 Неурегулированные вопросы в ходе операционной деятельности Неопределенность с самим событием и его урегулированием В результате прошлого обязывающего события (вмененного или юридического) Вероятный отток выгоды Надежная оценка ОЦОБ или не ОЦОБ? Требование провести кап ремонт дома Судебное разбирательство с контрагентом Предстоящее возобновление патента План реорганизации с увольнениями (если компания не объявила об этом публично) Авария на нефтедобывающем заводе (если нет жестких экологических требований в стране) Грандиозная экологическая катастрофа Убыточный договор оказания услуг (если нет штрафных санкций) Признание ОЦОБ по наилучшей оценке! Мониторим, если оно затянулось….. 1. Создаем ОЦОБ: Дт ОР 490 И Кт ОЦОБ 490 2. Проходит год и теперь оцениваем его в 800, однако у нас уже отражено 490 по НП, следовательно доводим ОЦОБ до 800 и списываем 310 (800-490) в ОР (Дт ОР 310 и Кт ОЦОБ 310) 3. Прошел еще год и суд вынес решение: должны 950. От последующей оценки мы перешли к урегулированию. Оплатим ОЦОБ: Дт ОР 950 и Кт ДС 950. В конце года обнуляем ОЦОБ: Дт ОЦОБ 800 и Кт ОР 800. То есть ОР по факту составляют 150, а не 900. 4. За оба года мы занизили прибыль на сумму фактических расходов – 950. САМАЯ БОЛЬШАЯ ПРОБЛЕМА – Заметить ОЦОБ ВОВРЕМЯ. А то будет: Жизненный цикл Оценочных обязательств Наилучшая экспертная оценка ожидаемых выплат с учетом всей доступной информации Пересмотр с учётом доступной информации на каждую отчетную дату, с отнесением изменений на П/У Сторнирование обязательства в тут же статью П/У, в которую попал расход от урегулирования КАПИТАЛ. Доходы и расходы. МСФО: Капитал разница между активами по балансовой стоимости обязательствами по денежно-потоковой стоимости. и Капитал – это не CF, это остаток активов, до которых не добрались собственники обязательств. Чтобы определить реальный капитал предприятия, отчетности по МСФО не достаточно. Лучше заглянуть в котировки акций на бирже. «Раздувать» капитал до возможных генерируемых CF не следует, вероятность ошибиться весьма высока. Классификация Капитала: Прямая оценка: акционерный капитал + дивиденды Непрямая оценка: нераспределенная прибыль + прочие компоненты капитала Сравним? Обыкновенная Остаточные требования Дивиденды по усмотрению Голосующие Погашаются при ликвидации Привилегированная Остаточные требования Фиксированные дивиденды Не дают право голоса Могут погашаться в будущем С экономической точки зрения – ЗАЙМ! Учетная политика: нюансы. Особенности отражения ОС: 1. По первоначальной стоимости 2. По переоценённой стоимости 3. Сразу в ОСД на расходы Входные данные одинаковы для всех 3 вариантов. ОФП ОС 0 Пр.активы 100 100 АК 50 НП 0 ПКК 0 ОСД Выручка 100 ОР Износ Фин расходы (5) Прибыль за год 50 Займы 50 50 Прошло три года… Вариант 1. Модель первоначальной стоимости. ОФП Оборачиваемость ОС – 4 раза ОС 25 Пр. активы 285 310 АК 50 НП 210 ПКК 0 Леверидж 16% 260 Займы 50 50 ОСД 100 Выручка ОР Износ (25) Фин. расходы (5) Прибыль за год 70 Рентабельность СК 27% Маржа 70% Вариант 2. Модель переоцененной стоимости. ОФП Оборачиваемость ОС – 1,8 раза ОС 55 Пр. активы 285 340 АК 50 НП 180 ПКК 60 Леверидж 15% 290 Займы 50 50 ОСД 100 Выручка ОР Износ (55) Фин. расходы (5) Прибыль за год 40 Рентабельность СК 14% Маржа 40% Вариант 3. Всё в расходы ОФП Оборачиваемость ОС 0 Пр. активы 285 285 АК 50 НП 185 ПКК 0 Леверидж 18% 235 Займы 50 50 ∞ ОСД 100 Выручка ОР Износ (0) Фин. расходы (5) Прибыль за год 95 Рентабельность СК 40% Маржа 95% Итог всегда один, однако влияние на отчетность в разрезе годовых временных интервалов – разное. На тот или иной вид модели оценки ОС влияют 2 фактора: 1. индивидуальная стоимость объекта; 2. общее количество объектов. ОДДС ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА Деньги на начало: 15 ▪ Приход от клиента 602 О ▪ Продажа ОС 17 И ▪ Приход от аренды 13 И ▪ Выпуск акций 20 Ф ▪ Приход от займов 90 Ф Деньги на конец: 25 ▪ Оплата поставщикам 522 О ▪ Приобретение ОС 150 И ▪ Оплата % 10 Ф ▪ Оплата налогов 36 О ▪ Выплата дивидендов 14 Ф Операционная деятельность: 1. Приход от клиента 602 2. Оплата поставщикам (522) 3. Оплата налогов (36) ОДДС: /44 1. 2. Инвестиционная деятельность: Продажа ОС 17 Приобретение ОС (150) 3. Приход от аренды 13 /(120) Финансовая деятельность: 1. Выпуск акций 20 2. Приход от займов 90 3. 4. Оплата процентов (10) Выплата дивидендов (14) /86 Чистый денежный поток /10 ОДДС (изменения по ОД): Операционная деятельность: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. + Операционная прибыль + Износ + Убыток от выбытия + ∆ ДЗ + ∆ Запасы - ∆ КЗ - Оплата налогов 47 30 23 2 8 30 36 /44
«МСФО: Кто применяет, кому нужно? Сходства и отличие от РСБУ.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 400 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot