Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Монопольное поведение фирмы на отраслевом рынке

  • 👀 304 просмотра
  • 📌 218 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Монопольное поведение фирмы на отраслевом рынке» pdf
Лекция 2. Монопольное поведение фирмы на отраслевом рынке Вопросы: 2.1. Анализ концентрации отраслевых рынков 2.2. Источники и последствия монополии 2.3. Анализ рыночной власти фирмы Задачи лекции: 1) изучить методы оценки концентрации отраслевых рынков 2) усвоить экономическую природу и разновидности монополии 3) овладеть подходами оценки монопольной власти фирмы на отраслевом рынке 2.1. Анализ концентрации отраслевых рынков Показатели концентрации основаны на сопоставлении масштаба фирмы с масштабом рынка, на котором она работает. Чем больше масштаб фирм по сравнению с масштабом всего рынка, тем выше концентрация производителей (продавцов) на этом рынке. Проблема состоит в том, чтобы ответить на вопрос: какие параметры определяют масштаб фирмы? Существует четыре основных показателя, характеризующих масштаб фирмы относительно рынка: • доля продаж фирмы в рыночном объеме реализации; • доля занятых фирмы в численности занятых в производстве данного продукта – отрасли; • доля стоимости активов фирмы в стоимости активов всех фирм, действующих на рассматриваемом рынке; • доля добавленной стоимости фирмы в сумме добавленной стоимости всех производителей, действующих на рынке. Показатели отраслевой концентрации Qi - объем реализации товара на данном отраслевом рынке i-й фирмой Q - общий объем реализации товара на рынке k – число фирм на отраслевом рынке Чем выше значения данного показателя, тем сильнее рыночная власть крупнейших фирм, тем сильнее степень концентрации на рынке, и тем слабее конкуренция. Как правило, целесообразно исследовать значения индекса для 3-х или 4-х крупных фирм рынка. Si - доля i-той фирмы на данном Индекс отраслевом рынке Херфинделяn – число фирм на отраслевом рынке Хиршмана Индекс концентрации Чем меньшие значения принимает индекс, тем сильнее конкуренция на рынке, меньше концентрация и слабее рыночная власть фирм di - доля i-той фирмы на данном Индекс отраслевом рынке энтропии Чем выше показатель энтропии, тем ниже концентрация продавцов на рынке, и наоборот, чем выше показатель энтропии, тем ниже возможности продавцов влиять на рыночную цену. Yi - объем производства i-той фирмы Коэффициент Yj - объем производства j-той фирмы концентрации n - общее число фирм Джини Максимальное значение коэффициента, равное единице, свидетельствует о ситуации абсолютного неравенства (на одну фирму приходится весь объем выпуска отрасли). Минимальное значение показателя, равное нулю, означает абсолютное равенство: каждая фирма производит одинаковую долю отрасли. В российской антимонопольной практике приняты следующие уровни концентрации товарного рынка*: Уровень концентрации рынка Коэффициент рыночной концентрации Индекс рыночной концентрации ГерфиндаляГиршмана Высокий Умеренный Низкий Если коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации ГерфиндаляГиршмана указывают на различные уровни концентрации товарного рынка, то окончательное решение о типе рынка принимается с учетом характеризующих рассматриваемый рынок признаков: 1) анализ поведения организации на рассматриваемом товарном рынке 2) анализ результатов хозяйственной деятельности организаций 3) анализ факторов, ограничивающих конкуренцию на товарном рынке *Приказ Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» 2.2. Источники и последствия монополии Рыночная власть – способность фирмы повышать цену на товар или услугу выше предельных издержек Монополия — рыночная структура, отвечающая следующим условиям: 1. Выпуск товара всей отраслью контролируется одним продавцом этого товара, т. е. фирма-монополист является единственным производителем данного блага и олицетворяет собой всю отрасль. 2. Производимый монополистом товар является особым в своем роде (уникальным) и не имеет близких заменителей, в этой связи спрос на продукт монополиста отличается низкой степенью ценовой эластичности, а график спроса на него имеет резко «падающий» характер, 3. Монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм, поэтому в условиях монополии отсутствует какая-либо конкурентная борьба. - коэффициент ценовой перекрестной эластичности спроса на товары, предлагаемые i-й фирмой-монополистом и любой другой j-ой фирмой - объем реализации товаров i-ой фирмой-монополистом - цена товаров, реализуемых j-ой фирмой Причины возникновения монополий: 1) желание получать монополистическую прибыль – прибыль выше среднего уровня, в результате того, что потребитель лишен альтернатив. 2) высокая доля постоянных издержек, которые требуют одномоментных крупных вложений создания бизнеса и в случае появления конкуренции не окупаются. 3) законодательные барьеры для осуществления деятельности (лицензирование, сертификация). 4) внешнеэкономическая политика. Она направлена на защиту рынка от иностранной конкуренции с целью поддержания отечественных фирм. (Включает: обложение пошлинами иностранных товаров, ограничение ввоза или запрет). 5) поглощение и слияние фирм (когда более крупная фирма покупает более мелкую, устраняя конкуренцию на рынке). Монополист является ценополучателем - объем его продаж оказывает влияние на цену, по которой этот объем может быть продан. Чем большее количество товара монополист хочет продать, тем ниже должна быть цена единицы товара. В силу действия закона спроса, предельная выручка повышение выручки при увеличении объема продаж на единицу сокращается по мере роста продаж. Чтобы совокупная выручка монополиста при этом не уменьшалась, снижение цены (то есть потери монополиста на каждой дополнительной единице продаваемого товара) должно компенсироваться большим процентным увеличением объема продаж. Следовательно, монополисту целесообразно проводить свои операции в эластичной части спроса. По мере роста выпуска растут (или по крайней мере неизменны) предельные издержки монополиста. Фирма будет расширять выпуск до тех пор, пока дополнительная выручка от продажи дополнительной единицы товара превышает или не меньше дополнительных издержек, связанных с ее производством, поскольку когда издержки производства дополнительной единицы выпуска превышают дополнительную выручку, монополист терпит убытки. Пусть π - прибыль монополиста (π = TR-ТС, где TR - совокупная выручка монополиста, ТС - его общие издержки). И выручка, и объем затрат зависят от количества произведенной и проданной продукции. Следовательно, прибыль является функцией количества π = f(Q). Условия максимизации прибыли: • Первое условие: MR=MC, где MR - предельная выручка, МС - предельные издержки, • Второе условие: Прибыль максимальна, если при равенстве предельной выручки предельным издержкам предельная выручка с увеличением выпуска сокращается в большей степени, чем предельные издержки. В условиях максимизации прибыли монополистом предельные издержки, в отличие от модели рынка совершенной конкуренции, могут убывать. Монополист может, максимизируя прибыль, отказаться от повышения выпуска, даже если предельные и средние издержки производства снижаются. Это служит одним из аргументов в пользу тезиса о производственной неэффективности монополии. Определение цены, которую установит монополист, максимизирующий прибыль: домножаем первое слагаемое на Р/Р и Q/Q, поскольку где ED - ценовая эластичность спроса, полученное выражение можно переписать в виде: MR=P(1+1/ED). Из условия максимума прибыли следует, что цена монополиста и предельные издержки производства связаны зависимостью Поскольку ED < -1 (спрос эластичен), цена монополиста всегда будет больше его предельных издержек. Процентное превышение цены над предельными издержками, как мы знаем, отражает уровень монопольной власти. Может монополист нести убытки? Будет ли монополист иметь прибыль или нести убытки, зависит от соотношения максимальной готовности покупателей платить и средних издержек производства при оптимальном объеме выпуска (когда выполняется условие MR = МС). Если средние издержки фирмы при выпуске Q выше цены спроса, то, несмотря на то, что монополист выпускает оптимальный объем продукции и назначает цену выше предельных издержек, его прибыль отрицательна. Виды монополий Естественная монополия Государственная (франшизная) монополия Открытая монополия Ресурсная монополия Патентная монополия Монополия доступа удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. созданная силой законодательных барьеров, определяющих товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа. Это касается отраслей, в которых государство выдаёт лицензию – франшизу (исключительное право) – только одной фирме. временная ситуация, существующая в результате появления новой технологии или продукта в период, пока конкуренты не освоили данную технологию и производство данного продукта. основана на обладании фирмой особым исключительным природным ресурсом (земля, объекты растительного (виноградники) или животного мира, минеральное сырье). создается на основе достижений науки и техники, выраженной в государственном патенте. В отличие от франшизной монополии фирме необходимо представить результаты нововведений. компаний, монопольный характер которых определяется исключительным правом доступа к тем или иным услугам. Такие компании имеют бизнес-модель платформенного типа, под которой понимаются онлайн системы, предоставляющие комплексные типовые решения для взаимодействия между пользователями, включая коммерческие транзакции. Примеры транзакционных платформ: Alibaba, Amazon, Uber, Airbnb, Baidu и др. Помимо этого, выделяют «инновационные платформы», обеспечивающие технологическую среду, которой могут воспользоваться многие независимые разработчики (например, платформа Windows, Android, Salesforce). Т.е. бизнес-модель, в которой товары и услуги предоставляются на основе доступа, а не права собственности. Наличие барьеров для входа в сочетании с высоким уровнем концентрации производителей в отрасли дает возможность фирмам поднимать цены выше предельных издержек и получать положительную экономическую прибыль не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периодах, что и обусловливает рыночную власть этих фирм. Барьеры могут быть порождены объективными характеристиками отраслевого рынка, связанными с технологией производства, характером предпочтений потребителей, динамикой спроса, иностранной конкуренцией и т. д. Такие барьеры относят к нестратегическим факторам рыночной структуры. Другой тип барьеров - барьеры, вызванные стратегическим поведением фирм, действующих на рынке (стратегия ценообразования, ограничивающая вход потенциальных конкурентов в отрасль, стратегическая политика в области расходов на исследования и инновации, патентов, вертикальная интеграция и дифференциация продукта и т. д.). Барьер входа на отраслевой рынок – стоимость производства, которую должна заплатить фирма, стремящаяся войти на рынок, но не должны платить фирмы, уже находящиеся на нем. Барьеры выхода с отраслевого рынка – это необратимые издержки фирмы, возникающие вследствие прекращения деятельности Монополизация отраслевых рынков приводит к возникновению потерь для общественного благосостояния по сравнению со случаем совершенной конкуренции: 1. «Потери мертвого груза» (deadweight loss), или потери аллокативной эффективности. Это потери общественного благосостояния, возникающие вследствие завышения монополистом цены и занижения количества произведенной продукции по сравнению с конкурентным уровнем. Важно помнить, что потери общественного благосостояния складываются и из благосостояния продавцов, и из благосостояния потребителей. После повышения цены монополией часть потребителей, которые выше остальных ценят товар, продолжат покупать его и по более высокой цене. Все, что произойдет на этом участке рынка, — это перераспределение выигрышей от покупателя к продавцу, поскольку те, кто хотели купить товар, по-прежнему будут его покупать, хотя и дороже. Потери для общества возникают из-за появления потребителей, которые раньше хотели и были готовы купить товар, но для которых цена в результате повышения оказывается слишком высокой, и в итоге они вообще не участвуют в обмене. В условиях конкуренции их спрос на товар мог бы быть удовлетворен, но из-за монополистического поведения они теряют доступ к товару — и здесь уже имеет место не перераспределение, а чистая потеря благосостояния, которая и называется потерей «мертвого груза». 2. Потери производственной эффективности, или Х-неэффективность. Данный вид потерь появляется следствие того, что стимулы монополиста к снижению издержек оказываются ниже, чем в случае наличия конкуренции. Конкуренция подталкивает к постоянному совершенствованию процесса производства товара, поиску более дешевых источников сырья, принятию оптимизирующих организационных решений — иначе можно просто не удержаться на рынке. Для монополиста, который не испытывает постоянного давления со стороны конкурентов, такие стимулы существенно ниже. В результате монополист работает не так эффективно, как мог бы. При этом неоптимальное использование ресурсов может влиять и на смежные рынки вверх по технологической цепочке, ведь монополист выступает потребителем на рынках сырья и там формирует спрос, в том числе с учетом своих издержек. 3. Динамическая неэффективность связана с тем, что монополист, по сравнению с конкурентной фирмой, имеет меньше стимулов к инновациям. Этот вид неэффективности частично схож с предыдущим, но принципиальное различие с экономической точки зрения заключается в том, что при Х-неэффективности монополист недостаточно хорошо использует имеющуюся технологию производства, а при динамической неэффективности он меньше вкладывается в поиск новых технологий и новых рынков. Справедливости ради, необходимо отметить, что ряд экономистов, напротив, связывают инновации именно с наличием рыночной власти, поскольку на рынках совершенной конкуренции прибыли будут стремиться к нулю, а значит, не возникает ни источников для инвестирования в инновации, ни возможности «отбить» уже произведенные инвестиции за счет высокой прибыли. 4. Непроизводительные затраты монополиста на поддержание своего монопольного положения. Речь идет об издержках на создание новых административных барьеров, которые не позволят потенциальным конкурентам войти на рынок – через лоббирование, коррупцию или иными способами, определяющей характеристикой которых выступает не столько их легальность/ нелегальность, сколько то, что эти затраты не вкладываются в производство. С точки зрения монополиста такое поведение может быть наиболее выгодной стратегией, однако с точки зрения общества возникают потери. 2.3. Анализ рыночной власти фирмы Показатели рыночной власти фирмы Литература: 1. Розанова Н.М. Теория отраслевых рынков. В 2 ч. Ч.1: учебник для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2019 2. Рой Л. Анализ отраслевых рынков. – М.: ИНФРА-М, 2008 3. Джуха В.М., Штапова И.С., Курицын А.В. Экономика отраслевых рынков: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: КНОРУС, 2012 4. Басовский Л.Е. Экономика отрасли: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009 5. Селищев А.С. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2002
«Монопольное поведение фирмы на отраслевом рынке» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 75 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot