Моделирование системы управления современной общеобразовательной школой с позиций процессного подхода
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Моделирование системы управления современной общеобразовательной школой с позиций процессного подхода
Эффективность и качество педагогического труда приобретают все большее значение в силу того, что современному обществу требуются хорошо обученные, высокопрофессиональные, конкурентоспособные кадры. В соответствии с требованием общества приводится содержание образования, технологии и методы оценки его качества. В настоящее время особое внимание уделяется развитию независимых форм и механизмов участия граждан, работодателей, профессиональных сообществ и объединений в решении вопросов образовательной политики и в процессах независимой (общественной) экспертизы качества образования. Управление современным образованием на деле начинает приобретать общественно-государственный характер. Об этом свидетельствуют следующие правительственные документы:
• Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» [6];
• Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» [4];
• Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы» [5];
• «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации [1];
• «Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования», утвержденное Министром образования и науки Российской Федерации и Президентом РСПП (Приложение 2) [2].
• «Положение об оценке и сертификации квалификации выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах», утвержденное Министром образования и науки Российской Федерации и Президентом РСПП (Приложение 3) [3].
Представленный пакет документов законодательно обеспечивает создание независимой оценки и сертификации квалификаций через открываемые в недалеком будущем экспертно-методические центры и центры оценки и сертификации квалификаций в соответствии с нижеперечисленными принципами уже принятой Министерством образования и науки Российской Федерации и Российским Союзом промышленников и предпринимателей национальной рамки квалификаций Российской Федерации:
1. Непрерывность и преемственность развития квалификационных уровней от низшего уровня к высшему уровню.
2. Прозрачность описания квалификационных уровней для всех пользователей.
3. Соответствие иерархии квалификационных уровней структуре разделения труда и национальной системе образования Российской Федерации;
4. Учет мирового опыта при разработке структуры и содержания национальной рамки квалификаций.
В плане повышения эффективности и качества педагогического труда внимание будет уделяться таким вопросам, как:
- содействие работодателям в подборе квалифицированных работников, сертифицированных по профессиям и уровням квалификации;
- повышение конкурентной устойчивости работников и их адаптации к меняющимся потребностям общества;
- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;
- выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников.
Разработка вопросов сертификации профессиональных компетенций педагогов будет осуществляться на основе:
1. Добровольности прохождения оценки и сертификации профессиональных квалификаций.
2. Независимости оценочных процедур.
3. Открытости и доступности процедур, результатов оценки и сертификации профессиональных квалификаций.
4. Обеспечения конфиденциальности в отношении персональных данных педагогов, участвующих в сертификации.
5. Исключения дискриминации и принятия пристрастных решений, в первую очередь по отношению к дипломам, полученным в процессе формального обучения.
6. Компетентности системы сертификации, достигаемой через компетентность персонала и экспертов, участвующих в процедурах оценки и сертификации профессиональных квалификаций.
7. Иерархичности системы сертификации, подразумевающей наличие не менее 3 уровней сертификатов, позволяющих учитывать разнообразие специализаций (профилей) педагогов и уровень профессионального мастерства.
В разработке вопросов аттестации/оценки с целью установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям заложены принципы коллегиальности, гласности, открытости, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам. Принятие профессионального стандарта педагога является очередным подтверждением создаваемой системы оценки и сертификайии квалификаций.
Все вышеназванные процессы касаются не только профессионального педагогического образования (учителей, методистов, руководителей), но общеобразовательной школы в целом, ее учеников, как будущих абитуриентов и потребителей образовательных услуг. Модернизация современного образования требует управления ориентированного на конкретный результат. Основная деятельность школы, протекающая сквозь всю ее организационную структуру, призвана выдать результат: качественное удовлетворение образовательных потребностей общества в лице государства, потребителей образовательных услуг и работодателей. Процессный подход, применяемый в управлении образовательными учреждениями, также ориентирован на управление результатами, совокупность которых должна обеспечить повышение эффективности и конкурентоспособности школы на современном рынке образовательных услуг.
Руководствуясь вышесказанным, рассмотрим деятельность школы по управлению образованием, воспитанием и развитием учеников не как традиционный набор функций, а как набор бизнес-процессов (бизнес-инжиниринг). Процесс представляет собой возможную форму описания деятельности школы, уделяя особое внимание взаимодействию ее структурных единиц и объектов. По нашему мнению, процессный подход в управлении школой не следует противопоставлять системному подходу - их оптимальное сочетание дает такой управленческий эффект, при котором каждый сотрудник многофункционален, т.е. на нем пересекаются несколько процессов.
Из множества определений и интерпретаций понятия «бизнес-процесс» выберем следующую формулировку: совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих действий, преобразующих входы в выходы (ISO 9000:2000).
По отношению к управлению современной школой, все действия в бизнес-процессах, служат цели преобразования ученика и образовательного заказа на входе, в выпускника, обладающего необходимым уровнем подготовки, способного удовлетворить социальный заказ общества в требуемом виде деятельности, на выходе. При таком подходе исключается деятельность ради деятельности: функция будет работать в том случае, если будет являться частью хотя бы одного процесса, ведущего к достижению цели.
Таким образом, бизнес-процесс школы – особый процесс, который служит достижению основных целей школы (бизнес-целей) и включает в себя совокупность действий, мероприятий, связей между структурными подразделениями школы, а также между самой школой и внешним миром.
Для более полного определения процесса приведем ряд уточняющих понятий:
• вход процесса – ресурс (исходные материалы, запросы на деятельность),
• выход процесса – результат (информация, услуги и т.д.),
• границы процесса – начальные и конечные точки фиксации процесса,
• граница входа процесса – предшествует первому шагу процесса,
• граница выхода процесса – располагается за последним шагом процесса,
• первичный вход процесса – основной ресурс,
• вторичный вход процесса – поддерживающий ресурс (к примеру, это может быть управленческое решение, которое необходимо в ходе реализации процесса),
• первичный выход процесса – основной результат процесса,
• вторичный выход процесса – побочный результат процесса.
С нашей точки зрения в школьном управлении следует выделить три вида бизнес-процессов:
Управляющие – управляют функционированием образовательной системы школы (корпоративное управление, стратегический менеджмент);
Операционные (основные) – составляют основную деятельность школы (образовательный процесс);
Поддерживающие – обслуживают основную деятельность школы (подбор персонала, бухгалтерский учет, техническая поддержка, административно-хозяйственная деятельность).
Автоматизация управления в любой организации (в том числе и в школе) начинается с формализации задач и построения модели бизнес-процессов. Это сложный этап, так как в процессе построения модели выясняется, что подразделения функционируют не так, как предполагает руководство организации, а цели работы многие видят по-разному. Построение модели помогает устранить эти противоречия и приступать к выбору программных средств, отражающих полученную модель. Следует соотносить размеры организации и возможности программных средств к масштабированию и распределению нагрузки.
В рамках школы большинство ERP-систем позволяют наладить процесс документооборота. Грамотно построенная система документооборота - ключ к эффективному повторному использованию информации, документов и контролю над их оборотом (от принятия нормативного документа до его исполнения). Зачастую документация бывает составлена в разных формах даже внутри подразделений одной организации. Система электронного документооборота позволяет унифицировать документооборот, быстро находить нужные документы (при помощи рубрикации и с использованием полнотекстового поиска), дает возможность совместной работы над документами и контроля всех изменений по дате и автору.
Реализацию процессного подхода в управлении школой мы хотим начать с построения корневой модели бизнес-процессов, необходимых для организации и управления деятельностью школы.
Корневая модель бизнес-процессов служит для составления классификатора бизнес-процессов, сопоставляющегося со структурными подразделениями, что позволяет на выходе соотнести бизнес-процессы со структурными подразделениями школы и их функционалом.
Схема корневой модели бизнес-процессов представлена в следующей модели.
Корневая модель бизнес-процессов школы
Управление таким образовательным учреждением как школа – процесс творческий, постоянно меняющийся, поэтому и корневая модель бизнес-процессов школы, и модели отдельно выделенных бизнес-процессов, их цели, задачи могут меняться и постоянно совершенствоваться с учетом требований потребителей образовательных услуг и с учетом специфики, уникальности образовательного учреждения.
Классификатор бизнес-процессов школы, созданный на основе корневой модели, включает в себя операционные, поддерживающие, стратегические бизнес-процессы с их целями, задачами, результатами и моделями. Мы не будем приводить весь классификатор бизнес процессов, обозначенных в корневой модели, для примера приведем начало классификатора, состоящее из управляющих бизнес-процессов.
Классификатор бизнес-процессов
1. Бизнес-процесс (БП) «Стратегический менеджмент»:
Цель БП: выработка стратегии школы, направленной на удовлетворение образовательных потребностей общества в лице государства, потребителей образовательных услуг и работодателей.
Задачи БП:
• определение целей образовательной деятельности школы;
• определение принципов, функций, направлений и методов управления школой по достижению обозначенных целей.
Ресурсы БП: информационные (законодательство, нормативная документация, отдельные методы, методики, документы, файлы, данные, программное обеспечение); финансовые (наличные деньги, средства на расчетных счетах, ценные бумаги); материальные (материалы, оборудование); кадровые (персонал); временные.
Результат БП: эффективное стратегическое управление по достижению целей и выполнению миссии школы.
Модель бизнес-процесса «Стратегический менеджмент»
2. Бизнес-процесс «Тактический менеджмент».
Цель БП: тактическое выполнение стратегических задач.
Задачи БП:
• моделирование управления школой;
• планирование, организация, анализ, контроль, регулирование деятельности школы.
Ресурсы БП: информационные (законодательство, нормативная документация, отдельные методы, методики, документы, файлы, данные, программное обеспечение); финансовые (наличные деньги, средства на расчетных счетах, ценные бумаги); материальные (материалы, оборудование); кадровые (персонал), временные.
Результат БП: эффективно действующая модель управления школой.
Модель бизнес-процесса «Тактический менеджмент»
3. Бизнес-процесс «Внутренний аудит».
Цель БП: своевременный внутренний аудит деятельности школы по достижению стратегических целей; контроль всех бизнес-процессов.
Задачи БП:
• аудит производственной (образовательной) деятельности школы;
• аудит материально-технического снабжения школы;
• аудит финансовой деятельности школы;
• аудит нормативно-правовой деятельности школы.
Ресурсы БП: информационные (законодательство, нормативная документация, отдельные методы, методики, документы, файлы, данные, программное обеспечение); финансовые (наличные деньги, средства на расчетных счетах, ценные бумаги); материальные (материалы, оборудование); кадровые (персонал), временные.
Результат БП - эффективный внутренний аудит, позволяющий определять сбои в деятельности школы, в том числе управленческой, определяющий анализ и регулирование деятельности школы.
Модель бизнес-процесса «Внутренний аудит»
В соответствии с прописанным алгоритмом действий соотнесем классификатор бизнес-процессов со структурно-функциональными подразделениями школы.
Модель соответствия бизнес-процессов структурным подразделениям школы
В соответствии с моделью педагогический, управленческий и попечительский советы школы во главе с директором, осуществляя стратегическое управление, как и заместители директора школы, олицетворяющие тактическое управление, выполняют управляющие бизнесс–процессы.
Основные, операционные бизнес-процессы реализуют в школе представленные ниже структурно-функциональные подразделения.
Отдел научно-методического сопровождения включает БП: «Разработка научно-методического сопровождения процесса образования, воспитания и развития» и «Контроль научно-методического сопровождения процесса образования, воспитания и развития».
Отдел отвечает за составление авторских программ и учебно-методических пособий, разработку инновационных образовательных технологий, разработку программ дополнительного образования.
Учебный отдел соотносится с БП: «Организация и сопровождение образовательного процесса»; Контроль образовательного процесса. Деятельность отдела включает в себя: разработку учебных планов; учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, его контроль и анализ.
Педагогический коллектив отвечает за педагогическую организацию, сопровождение и контроль БП: «Организация и сопровождение образовательного процесса»; «Контроль образовательного процесса»; «Организация педагогического мониторинга качества знаний»; «Разработка методик для диагностики развития детей»; «Контроль диагностики развития детей»; «Контроль педагогического мониторинга качества знаний».
Психолого-педагогическая комиссия отвечает за БП «Организация и проведение индивидуальной психолого-педагогической помощи» через индивидуальную методическую и психологическую помощь детям и трансляцию методических разработок и рекомендаций в другие общеобразовательные учреждения.
Служба социальной поддержки с БП «Организация социальной поддержки» проводит разработку рекомендаций для родителей; оказывает методическую и психологическую помощь детям и их родителям.
Медицинская служба соотносится с БП «Организация медицинской службы и отвечает за здоровье детей в соответствии с современным законодательством.
Отдел диагностики и квалиметрии включает следующие БП: «Разработка предложений по совершенствованию образовательного процесса»; «Контроль запланированных (ожидаемых) результатов по совершенствованию образовательного процесса»; «Разработка критериев оценки профессиональной деятельности педагогов»; «Контроль качества профессиональной деятельности педагогов».
Отдел отвечает за разработку, научное обоснование и контроль оценочных средств, и критериев оценки знаний учеников и профессиональных квалификаций педагогов, позволяющую сформировать банк оценочных средств, в соответствии с требованиями профессиональных стандартов в педагогической области и нормами государственных образовательных стандартов РФ.
Формирование и поддержание в актуальном состоянии банка оценочных средств является бизнес-процессом, обеспечивающим эффективную и своевременную работу всей образовательной системы школы: осуществлять диагностику развития детей; разработку предложений по совершенствованию учебного процесса; контроль запланированных (ожидаемых) результатов и показателей образовательного процесса; мониторинг качества знаний, мониторинг профессионального роста педагогов.
Бухгалтерия, канцелярия, хозяйственный отдел, отдел технической поддержки и отдел внешних связей включают в себя поддерживающие бизнес-процессы.
Среди них необходимо выделить: поиск, сбор, приобретение нормативных финансово–экономических документов, необходимых для осуществления финансово - экономической деятельности школы; организацию систематизированного бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности; организацию экономического анализа и статистической обработки результатов финансово – экономической деятельности, внутреннего аудита. Защита экономической стратегии школы, ее бухгалтерской и экономической отчетности при проведении внешнего аудита и проверках, проводимых государственными контрольно-надзорными органами, также входит бизнес-процесс бухгалтерии, предназначенный для оптимальной организации деятельности школы.
Канцелярия формируют поддерживающие бизнес-процессы, направленные на юридическую и правовую организацию основных видов деятельности школы. К ним можно отнести: поиск, сбор, приобретение нормативно-правовых документов, необходимых для осуществления деятельности школы; организационно-аналитическую деятельность школы; юридическую защиту всех видов и направлений деятельности школы; организацию систематизированного учета и хранения поступающих в школу локальных нормативных правовых актов и др.
Деятельность хозяйственного отдела реализуют бизнес-процессы, отвечающие за эксплуатацию здания и материально-техническое обеспечение.
Отдел технической поддержки реализует поддерживающие бизнес-процессы через работу информационно-управляющих систем, статистику, коммуникации и связь. Служба занимается эксплуатацией средств автоматизации, связи и телекоммуникаций, информационно-управляющих систем, находящихся в подразделениях школы. Реализует общесистемное обеспечение функций отдела и осуществляет единую техническую политику в школе.
Отдел внешних связей через БП «Управление внешними связями» занимается проведением научно-практических конференций, круглых столов и мастер-классов для преподавателей; осуществляет связь с управляющей образовательной системой РФ на уровне министерства, города, района, с общеобразовательными школами, вузами и потенциальными работодателями, со СМИ.
В соответствии с вышесказанным мы можем представить модель управления школой с позиций процессного подхода.
Модель управления школой с позиции процессного подхода:
Связь корневой модели с классификатором бизнес-процессов, создание моделей отдельных бизнес-процессов позволило понять природу этого феномена и строить управление школой на основе результатов бизнес-процессов. Соотнесение бизнес-процессов с функциями структурных подразделений школы дало возможность создать корневую модель по функциям структурных подразделений школы. Процесс управления становится взаимосвязанным, ясным и понятным, нацеленным на создание конкурентоспособной, эффективной системы управления школой, способствующей достижению конечного результата (цели): организации, реализации и оценки процесса обучения, воспитания, развития и саморазвития учеников и педагогического коллектива школы.
Литература:
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г. № 1662-р [http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/94365/].
2. Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования», утвержденное Министром образования и науки Российской Федерации и Президентом РСПП от 31 июля 2009г. № АФ-318/03 (Приложение 2) [http://base.garant.ru/55170975/].
3. Положение об оценке и сертификации квалификации выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах, утвержденное Министром образования и науки Российской Федерации и Президентом РСПП от 31 июля 2009г. № АФ-317/03 (Приложение 3)[ http://xn--o1aabe.xn--p1ai/simplepage/252].
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 1015 «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» [http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/94646/].
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011г. № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы» [http://www.rg.ru/2011/03/09/obrazovanie-site-dok.html].
6. Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» от 1 декабря 2007г. № 307-ФЗ [http://www.rg.ru/2007/12/06/obrazovanie-dok.html].