Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Модели и исследования СМК

  • 👀 579 просмотров
  • 📌 528 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Модели и исследования СМК» ppt
ЛЕКЦИЯ 3 Модели и исследования СМК Типы моделей массовых коммуникаций  Линейные модели  КРУГОВЫЕ (ЦИКЛИЧЕСКИЕ) МОДЕЛИ  Спиральные модели Линейная модель: модель Ласуэлла Круговые (циклические) модели: модель ДеФлюера Циркулярная модель Осгуда-Шрамма Спиральная модель Дэнса Модель Уэстли и Макуинна А- коммуникатор В B – реципиент C – канал коммуникации С X – объект коммуникации А Х Методы исследования МК  контент-анализ  Опрос (анкетирование, интервью)  фокус-группы  наблюдение  тестирование  эксперимент  дискурс-анализ  интент-анализ Направления исследований массовых коммуникаций  исследования содержания СМК.  исследования особенностей аудитории СМК и потребительского поведения (потребления СМК)  Исследования образа коммуникатора  исследования эффектов воздействия СМК на аудиторию Типы исследований:  Научные исследования  Прикладные исследования Исследования содержания СМК  Основной метод – контент-анализ. Может также использоваться интент-анализ и дискурс-анализ. Выявлено: Содержание сообщения для различных групп:  молодежь предпочитает следующие темы: секс, интимно-личностное общение, образование;  «женские» темы – семья, дети, мода, здоровье, культура;  «мужские» темы – спорт, политика, бизнес. Форма сообщения    «антикульминационная» модель (когда самые сильные аргументы выносятся в начало сообщения) – для немотивированной. Для заинтересованной аудитории - «кульминационная» модель – когда наиболее сильные аргументы оказываются в конце сообщения. «односторонние» сообщения (аргументы только одной стороны) – для аудитории с низким уровнем образования; «двусторонние» (аргументы как «за», так и «против»),- когда аудитория имела более высокий образовательный уровень, или когда шла реальная конкуренция с противником. для школьников наиболее значима убедительность сообщений, для молодых рабочих – доходчивость, а для студентов – информативность. Исследования аудитории Методы: рейтинги, опросы. Важно учитывать:  Социально-демографические характеристики: возраст, пол, уровень образования, профессия. Женщины чаще являются потребителями телепродукции, чем мужчины (54% и соответственно 46%), возрастная же группа, наиболее приверженная телевизионной продукции – 35-54 года (37% всех телезрителей).  Социально-психологические характеристики. Эта группа характеристик аудитории наиболее активно изучается психологами. К данной группе характеристик относятся: мотивы , аттитю ды , социальны е стереотипы .  Личностны е характеристики. Мотивы использования СМК  Информационны й мотив – потребность в получении информации      о мире, событиях в нем; Развлекательны й – потребность в эмоциональной разрядке Коммуникативны й – потребность в контакте с другими людьми; Социальной идентификации – потребность в референтной группе, которую человек ищет через СМК; Утилитарны й – удовлетворение практических, бытовых потребностей; Самопознания и самоутверждения – с помощью СМК человек реализует потребность в познании себя и утверждения в своих взглядах Типология аудитории (Лауристин      активные, избирательные читатели – критически оценивающие газету, активно ее читают (10%; специалисты, активные рабочие) активные, но неизбирательные: читают все и всем довольны, не высказывают претензий (25%; чаще женщины, со средним или высоким уровнем образования) читатели – «середняки»- не очень активны, критически оценивают газету (около 1/3 всех читателей, чаще люди старшего возраста, работающие в сельском хозяйстве) пассивные, но недовольные и требовательные – ожидающие от газеты новизны, чего-то более интересного (20%, молодежь) пассивные и невзыскательные (10-15%, старшее поколение). Типология аудитории (Мельникова)     Аудитория с пассивно-потребительским отношением к телевидению (учащиеся средних специальных учебных заведений). Они ориентированы на материальную сторону жизни, приобретение вещей, развлечения, устройство личной жизни. Для такой аудитории предпочтительные передачи – развлекательные и музыкальные. Активная, социально-зрелая аудитория (в этой группе оказались представители различных социальных групп). Это люди с выраженным ощущением самостоятельности решений, высоко оценивающие собственный опыт, эмоциональную независимость, психологическую защищенность, самоопределение и саморазвитие. Эта группа предпочитала передачи общественно-политической тематики, а также передачи о проблемах искусства и культуры. «Инфантильная» аудитория (учащиеся ПТУ) – люди с несформированными интересами и потребностями. Их привлекают передачи развлекательно-бытового характера, драматические фильмы, к информационным передачам они относятся отрицательно. «Домашняя» аудитория – для этих людей характерны устойчивость интересов, стремление к покою и надежности, привлекательна информация на личностном уровне, а не обобщенная. Отдают предпочтение привычным передачам, передачам про «простых людей». Исследования образа коммуникатора Методы: наблюдение, опрос. Результаты:  Внешность – эффект «ореола»  Голос: лучше воспринимается средний тембр  Гендер: в настоящее время – баланс  Эффект «такой же как я»  Коммуникативные характеристики: открытая позиция, «публичная индивидуальность» Факторы оценки коммуникатора  1) «выразительность, артистизм, талант»  2) доброта, тактичность, культура общения»  3) «эмоциональность, темперамент, активность»  4) «оптимизм, раскрепощенность, сила эго» Социально-психологическая модель коммуникатора  1) фактор «компетентности – убежденности» - включает в себя характеристики коммуникатора, связанные с его отношением к сообщению: искренность, правдивость, убежденность, умение донести свои взгляды до аудитории.  2) фактор «уважения – привлекательности» - включает в себя характеристики коммуникатора, связанные с его отношением к аудитории: знание аудитории, уважение к аудитории, равенство психологических позиций. Исследование эффектов МК Наиболее полезны проективные методы, позволяющие выявить неосознаваемые эффекты воздействия. Эффекты воздействия: Поведенческие – изменение поведения; Когнитивные – изменения способа мышления, образа мира, аттитюдов и убеждений; Эмоциональные – изменения эмоций при просмотре СМК; Физиологические – изменения физиологического статуса (айтрекер, ЭЭГ и др.) Домашнее задание  Выберите телевизионную передачу.  Проведите наблюдение за поведением телеведущего во время выбранной передачи, используя категории на стр. 115 – 118 (можно добавить собственные категории).  По результатам наблюдения сделайте вывод о стиле общения телеведущего и его соответствия характеру программы. Дайте соответствующие рекомендации: что ведущему следовало бы изменить в своем поведении или внешнем облике.
«Модели и исследования СМК» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot