Конспект лекции по дисциплине «Теории и исследования массовой коммуникации.», ppt

Файл загружается
Благодарим за ожидание, осталось немного.
Конспект лекции по дисциплине «Теории и исследования массовой коммуникации.», текстовый формат
Лекция 2. Теории и исследования массовой коммуникации. Этапы исследований СМК 1) 20-30-е годы XX в. - представления о «всемогуществе» СМК : Г. Лассуэлл, У. Липпман – бихевиоральные модели 2) 40- 70-е годы - «теории ограниченных эффектов» МК: П.Лазарсфельд, К.Ховлэнд, – психодинамические модели; 3) с70-х годов по настоящее время разнообразие теорий. Теоретические подходы к изучению психологии СМК: медиацентрированные подходы Необихевиоризм Когнитивизм человекоцентрированный подход Концепция «использование и удовлетворение» (uses and gratification) Психаналитические модели (АМ) • модель диалогического общения - ???.. Бихевиорально ориентированны е подходы Теория социального научения (Альберт Бандура) «Экспериментальная риторика» (Карл Ховлэнд) Теории социализации (Мейровиц – гомогенизация стадий развития) Эксперименты А.Бандуры https://www.youtube.com/watch?v=b51z7 gjLMX0 http://www.fassen.net/video/i1ESXArIeAA/ Модель социального научения А.Бандуры (модель триадической взаимности) ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ Установки, ожидания, самовосприятие и др. ФАКТОРЫ ОКРУЖЕНИЯ Символическое моделирование – научение путем наблюдения 1. Внимание – привлечение внииания к моделируемому поведению 2. Сохранение – запоминание модели 3. Продуцирование – воспроизведение моделирумого поведения 4. Мотивация – необходима для воспроизведения модели; ее создают путем положительного подкрепления моделируемого поведения. Экспериментальная риторика К.Ховлэнда S-R Необходимо подобрать такие стимулы (параметры продукта СМИ, которые будут вызывать нужные реакции у зрителя). Выделены основные параметры компонентов СМК, влияющие на эффективность коммуникации (параметры коммуникатора, сообщения, реципиента (аудитории). Эти результаты – основа теории убеждающей коммуникации. Теория социализации Мейровица В современном мире СМИ – основной институт социализации Дети усваивают модели поведения в основном из СМИ Усвоение моделей взрослого поведения происходит намного раньше Результат – гомогенизация стадий развития (стираются различия между взрослыми и детьми) Гомогенизация не только в возрастном, но и в гендерном аспектах (андрогинное поведение) Когнитивно - ориентированные подходы Теория культивирования (Джордж Гербнер) Конструктивистская теория (схемы, конструкты) Теории баланса (Осгуд, Танненбаум) Теория культивирования Основной эффект СМИ – унификация, или мэйнстриминг – согласования взглядов и убеждений людей в едином направлении. Унификация – следствие процесса «культивирования образа мира» посредством СМИ. Эффект резонанса – возникает, когда человек находит подтверждение своим взглядам в окружающей реальности. Конструктивистская теория Образ мира – система конструктов Схемы – представления об устройстве объектов Скрипты – представления о последовательности действий в определенных ситуациях СМИ – источник конструктов, схем и скриптов Конструкты влияют на восприятие продукции СМИ Приемы активизации схем: направленные ассоциации, флэшбек, монтаж и другие. Теории баланса 1) теория структурного баланса Хайдера 2) теория коммуникативных актов Ньюкома 3) теория конгруэнтности Осгуда, Танненбаума – разработана для анализа СМИ. Теория Осгуда, Танненбаума Объект - + Коммуникатор - Скорее изменится отношение к коммуникатору, чем к объекту. Реципиент Человекоцентрированные подходы Психоаналитический подход Анализ мотивов (АМ) Теория использования и удовлетворения (uses and gratification) Направления исследований СМК Исследования особенностей коммуникатора сообщения реципиента Оценка продолжительности воздействия Оценка последствий воздействия Методы исследования МК наблюдение опрос анкетирование интервью фокус-группа, контент-анализ тестирование эксперимент ЗАДАНИЕ (мини-проект) Выбрать любой продукт СМК (передача, фильм, статья и т.д.) Проанализировать особенности данной формы коммуникации, сравнив его с любым видом межличностной коммуникации (например: ток-шоу – и беседа с друзьями) Определить функции данного продукта СМК. Домашнее задание (мини-проект) 1. Выберите проблему, связанную с СМК 2. В мини-группах (по 2-3 человека) составьте программу исследования данной проблемы (выберите теоретический подход, который помог бы в решении данной проблемы; предложите гипотезу; предложите программу и методы исследования). 3. Представьте, что Ваши коллеги по группе потенциальные заказчики Вашего исследования. Представьте план своего исследования, постарайтесь убедить "заказчиков" в его актуальности и необходимости финансирования.