Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 2. Множества и операции над ними
Цель: овладеть навыками теоретико-множественного представления объектов реальной и абстрактной действительности.
Задание:
1. изучить материал данной лекции;
2. сделать краткий конспект, который необходимо представить к зачету;
3. подготовиться к письменному опросу по данной теме;
4. подготовиться к контрольной работе по данной теме.
Общие теоретические сведения
Понятие «множество» является одним из основных понятий математики, не определяемых через другие. Это понятие можно рассмотреть на примерах.
Например:
• множество бананов, растущих на пальме;
• множество студентов, обучающихся в ЛГУ им. А.С. Пушкина;
• множество денежных знаков, находящихся в обороте у населения Российской Федерации;
• множество треугольников;
• множество двусложных слов в русском языке;
• множество букв в немецком алфавите, или множество гласных букв в русском алфавите;
• множество целых чисел; множество рациональных чисел.
Определяющие признаки множества:
• анализируются некоторые группы действительно существующие или абстрактные объекты или явления;
• эти группы объектов или явлений могут быть показаны как единое целое; природа объектов или явлений, которая входит в множество, может быть различная, но объекты или явления одного множества должны быть одной природы;
◦ все объекты множества должны отличаться друг от друга.
Множества в математике принято обозначать заглавными буквами латинского алфавита: A, B, C, …, Z.
Объекты, которые составляют данное множество, называются элементами. Элементы множества принято обозначать строчными буквами латинского алфавита: a, b, c, …, z.
Если элемент принадлежит к какому-либо множеству, то данная принадлежность записывается с помощью символа ∈ . Математическое выражение b ∈ B означает, что элемент b принадлежит множеству B, а выражение b ∉ B означает, что объект b не принадлежит множеству B.
Существуют такие понятия как конечное, бесконечное, пустое и равные множества.
Элементы конечного множества можно перечислить или оно выражается некоторым числом, а элементы бесконечного множества содержат бесконечное число элементов, которые нельзя сосчитать. Конечные множества можно перечислением и с помощью характеристического свойства. Бесконечные множества задаются только с помощью характеристического свойства.
пример конечного множества: множество букв английского алфавита, множество студентов в аудитории, множество отличников в классе и т.д.
пример бесконечного множества: множество звезд на небе, множество песчинок в пустыне, множество вещественных чисел и т.д.
Мощность конечного множества - это количество элементов, которые принадлежат данному множеству, обозначается как m (A), что означает мощность множества А.
Пустое множество - это такое множество, которое не содержит элементов. Мощность пустого равна 0. Пустое множество обозначается символом ø.
пример пустого множества: множество людей, имеющих рост 3 см., вес 10 гр. и т.д.
Равные (одинаковые) множества - это множества, состоящие из одних и тех же элементов, порядок записи которых не существенен, обозначается А=В.
пример: А={1, 2, 4, 8, 10} и В={10, 1, 8, 2, 4} следовательно А=В
Универсальное множество. Подмножество. Дополнение множества.
Множество А называют подмножеством (или частью) множества В, если каждый элемент множества А является также элементом множества В (рис. 1).
Рис. 1 - А⊂В
Пустое множество - это подмножество любого множества, также любое множество является подмножеством самого себя.
Универсальное множество - это множество, подмножество которого в данный момент рассматриваются. Обозначается заглавной латинской буквой E или U (рис.2).
пример:
E - множество букв русского алфавита,
А - гласные буквы
Рис. 2 - Е универсальное множество, А его подмножество.
Дополнением множества А есть разница множеств Е\А. Обозначается А' или А, читается не А.
пример:
Е= {множество студентов в группе};
А= {множество студентов, сдавших математику}, тогда
А'= {множество студентов, не сдавших математику}.
Способы задания множества:
• с помощью характеристического свойства.
Характеристическое свойство - это такое свойство, которым обладает каждый элемент, принадлежащий множеству, и которым не обладает ни один элемент не принадлежащий множеству.
пример: А={х|х∈N, -3<х<5}
• с помощью перечисления всех элементов множества.
пример: А={1, 2. 10, 12}
• с помощью описания свойств элементов множества.
пример: А={множество гласных букв русского алфавита}
Операции над множествами
Пересечением множеств А и В называется множество С, которое состоит из всех элементов, принадлежащих каждому из данных множеств: С={х|х∈А и х∈В} (рис. 3). Обозначается А∩В.
Рис. 3. Пересечение
Объединением множеств А и В называется множество С, которое состоит исключительно из всех элементов данных множеств: С={х|х∈А или х∈В} (рис. 4). Обозначается А∪В.
Рис. 4 Объединение
Разностью множеств А и В называется множество С, состоящее из всех элементов множества А, которые не принадлежат В: С={х|х∈А и х∉В} (рис. 5). Обозначается А\В.
Рис. 5 А/В и В/А
Симметричной разностью множеств А и В называется множество С, которое состоит из всех элементов множества А, которые не принадлежат множеству В, и всех элементов множества В, которые не принадлежат множеству А: С={х|х∈А и х∉В} или {х|х∉А и х∈В} (рис. 6). Обозначается АΔВ.
Рис. 6 Симметричная разность
Основные свойства операций над множествами
1. коммутативное:
• А∩В = В∩А
• А∪В = В∪А
• (А∩В)∩С = А∩(В∩С)
• (А∪В)∪С = А∪(В∪С)
2. ассоциативное:
• А∩(В∪С) = (А∩В)∪(А∩С)
• А∪(В∩С) = (А∪В)∩(А∪С)
3. дистрибутивное:
• А∩(А∪В) = А
• А∪(А∩В) = А
4. закон поглощения:
• А∩А= А
• А∪А= А
• A Ø = A
• A Ø = Ø
• A U = U
• A U = A
5. законы идемпотентности:
• (А\В)\С = (А\С)\В
• ( А∪В)\С = (А\ С)∪(В\С)
• (А\ В)∩С = (А∩С) \ (В∩С)
• А\ (В∪С) = (А\ В)∩(А\С)
• А\ (В∩С) = (А\ В)∪(А\С)
Разбиение множеств. Классификация
Классификация - действие распределения объектов по классам.
Любая классификация связана с разбиением некоторого множества объектов на подмножества. При этом считают, что множество разбито на классы Х1, Х2, …, Хn, …, если:
1) подмножества Х1, Х2, …, Хn, … попарно не пересекаются;
2) объединение подмножеств Х1, Х2, …, Хn, … совпадает с множеством Х.
Если одно из условий не выполнено, то классификация считается неправильной.
Классификация относится к такой операции над множествами как разбиение множеств. Наглядно эту операцию можно представить в виде разбитой тарелки. Кусочки разбитой тарелки не пересекаются, и при соединении их вновь получается «целая» тарелка.
Формула включений и исключений конечных множеств.
Если A и B - конечные множества, то число элементов множества A будем обозначать m(A) и называть численностью множества A. Определим численность объединения множеств A и B.
Если множества A и B не пересекаются, то m(AB) = m(A) + m(B). Следовательно, численность объединения конечных непересекающихся множеств будет равна сумме численностей этих множеств.
Если множества A и B пересекаются, то в сумме m(A) + m(B) число элементов пересечения AB содержится дважды: один раз в m(A),а другой - в m(B). Значит для того, чтобы найти численность объединения m(AB), требуется из указанной суммы вычесть m(AB).
Следовательно:
m(AB) = m(A) + m(B) - m(AB)
Определим теперь численность разности множеств A и B.
Если множества A и B не пересекаются, то A \ B = A, и поэтому m(A\B) = m(A).
Если множества A и B пересекаются, то m(A\B) = m(A) - m(AB).
Если В А, то AB = B, и, следовательно, m(A\B) = m(A) - m(B).
Решение задач с помощью диаграмм Эйлера-Венна и формулы включения и исключения конечных множеств:
пример: В 4-х классах всего 70 учеников. Из них 27 ходит на театральный кружок, 32 - в хор, 22 занимаются волейболом. В театральном кружке 10 учеников из хора, в хоре 6 учеников, которые занимаются волейболом, на театральный ходят 8 волейболистов. Театральный кружок и хор посещают 3 волейболиста. Найти сколько учеников не посещают ни одного кружка.
решение: Пусть Е - множество всех учеников в 4-х классах; А - множество учеников, которые ходят на театральный кружок; В - множество учеников, посещающих хор; С - множество учеников, занимающихся волейболом.
m(A)=27, m(B)=32, m(C)=22, m(E)=70, m(A∩B)=10, m(A∩C)=8, m(B∩C)=6, m(A∩B∩C)=3.
1) 10-3=7 - учеников ходят только на театр. кружок и на хор
2) 8-3=5 - учеников ходят только на театр. кружок и на волейбол
3) 6-3=3 - учеников ходят только на хор и волейбол
4) 27-(7+3+5)=12 - учеников посещают только театральный кружок
5) 32-(7+3+3)=19 - учеников посещают только хор
6) 22-(5+3+3)=11 - учеников посещают только волейбол
7) 70-(12+19+11+7+5+3)=10 учеников не посещают ни одного кружка.
Декартово произведение множеств
Декартовым произведением множеств А и В называют множество всех пар, первая компонента которых принадлежит множеству А, вторая - множеству В.
А × В = {(x; y) | x∈A и y∈B}
пример: Проверить справедливость равенства А×С=(А× (С \ В))
(А× (С В)), если А={1,2}, В={2,3}, С={1,3}.
решение:
1) А×С = {1,2}×{1,3}={(1,1);(1,3);(2,1);(2,3)}.
2) С \ В = {1,3}\{2,3}={1};
3) А× (С \ В) = {1,2}×{1}={(1,1);(2,1)};
4) С В = {1,3}{2,3}={3};
5) А× (С В) = {1,2}×{3}={(1,3);(2,3)};
6) 35 = {(1,1);(2,1)} {(1,3);(2,3)}= {(1,1);(1,3);(2,1);(2,3)}.
Равенство справедливо.
Наглядно представить декартово произведение можно с помощью графа или таблицы (в случае, если множества конечны и содержат небольшое число элементов), а также координатной плоскости.
пример: А={1,3,5} и В={5,8} найти А×В
с помощью графа:
табличный способ:
А
В
5
8
1
(1,5)
(1,8)
3
(3,5)
(3,5)
5
(5,5)
(5,8)
на координатной плоскости:
у
8 * * *
5 * * *
0 1 3 5 х
Так как нам надо найти А×В, то элементы множества А отметим на оси Ох, а элементы множества В на оси Оу. Звездочками обозначены координаты декартова произведения.
Представление декартова произведения множеств с помощью координатной плоскости целесообразно использовать в случаях, когда хотя бы одно из множеств является бесконечным.