Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Микроэкономика

  • 👀 907 просмотров
  • 📌 846 загрузок
  • 🏢️ ЧОУ ВО "Курский институт менеджмента,экономики и бизнеса"
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Микроэкономика» pdf
Краткий курс лекций «Микроэкономика» Здравствуйте, уважаемые слушатели! Сегодня вы приступаете к изучению курса «Микроэкономика», который даст вам общее представление о закономерностях поведения экономических субъектов. Микроэкономика это экономика на уровне отдельно взятых фирм, компаний и даже отдельных предпринимателей. В нее входят принципы ценообразования, спроса/предложения. В конце каждой лекции вы найдете небольшой тест и задачи, которые позволят вам понять насколько вы усвоили предложенный материал. Некоторые вопросы тестов подтолкнут вас воспользоваться дополнительными источниками литературы для поиска верного ответа. Надеемся, что каждый из вас найдет для себя в этом курсе много интересного и познавательного. Желаем успехов! В случае возникновения вопросов можно обращаться по эл.адресу: daapost@gmail.com Демченко Алина Алексеевна, канд. экон. наук, доцент Лекция 1. Экономика Основные понятия экономики Во-первых, экономика - это сфера общественной жизни, в которой создаются, распределяются и используются блага (продукты, товары и услуги) необходимые для удовлетворения как физиологических, так и духовных потребностей людей. Во-вторых, экономика (или экономическая теория, economics) - это наука, изучающая процессы и закономерности создания, распределения и использования благ. Таким образом, экономика, как наука, изучает общие закономерности деятельности и отношений людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления, необходимых для поддержания жизни отдельного человека и общества в целом [9]. Решая проблемы производства различных товаров и услуг человек, группа людей или человеческое общество осуществляет экономическую деятельность. Сфера осуществления такой деятельности, ее инфраструктура, организация, составные элементы и называются экономикой. Традиционно выделяют два больших раздела: микроэкономику и макроэкономику. Макроэкономика изучает функционирование экономики в целом, совокупность экономических явлений. Микроэкономика экономических производственной, агентов изучает функционирование {экономических распределительной, единиц) потребительской в отдельных ходе и их обменной деятельности. Сущность микроэкономики Итак, микроэкономика, основных направлений: занимается исследованием следующих 1. изучение деятельности отдельных домохозяйств, фирм, отраслей и других экономических единиц, 2. изучение взаимодействия субъектов в процессе образования более крупных структур, рынков и отраслей. Микроэкономика не является наукой о ведении домашнего хозяйства, домоводства. Микроэкономика так же не является и наукой об управлении фирмой. Она не учит, как составить финансовый отчет или разработать рекламную стратегию фирмы, оценить курс акций на бирже. Микроэкономика не является технической наукой, не разрабатывает новые технологии. Но микроэкономика тесно связана со всеми проблемами. Она может ответить на вопрос, каким данными образом ограниченность ресурсов и относительные уровни цен заставят техников изменить свои решения при выборе между альтернативными технологическими процессами. Например, iPhone линейка четырёхдиапазонных мультимедийных смартфонов, разработанная корпорацией Apple. Впервые iPhone был анонсирован Стивом Джобсом на конференции Mac World Expo 9 января 2007 года. В продажу поступил 29 июня 2007 года и быстро завоевал существенную часть рынка смартфонов в США. Аналитика называли iPhone самым быстро продаваемым смартфоном всех времен, а так же, возможно, самым прибыльным устройством Apple. К марту 2010 года было продано уже около 50 млн. iPhone. Что бы добиться предпочтений такого успеха, необходимо изучение потребителей, прогнозирование спроса и его динамики. Необходимо оценить стратегию ценообразования, рынки. Всеми приведенными выше вопросами и занимается микроэкономика. Объект изучения микроэкономики - экономическая деятельность людей и возникающие в процессе ее осуществления проблемы. Объектами могут являться потребители, корпорации или отрасли экономики. экономические фирмы, крупные Модель - это основанное на экономической теории математическое описание экономического объекта: фирмы, рынка и т.д. Микроэкономический анализ использует следующие предпосылки: Экономический атомизм означает, что внимание сосредоточено на поведении отдельного экономического самостоятельнопринимающего и реализующего субъекта, свое решение в процессе экономической деятельности. Экономический рационализм предполагает, что экономические агенты могут сравнивать выгоды различные варианты реализовать и затраты, решения рассмотреть проблемы, и оценить выбрать и наиболее предпочтительный. Метод микроэкономики в зависимости от подхода к объяснению поведения экономических субъектов разделяют на: Позитивный анализ изучает факты Нормативный анализи зависимости предлагает рецепты действий, между ф а к т а м и , п р о в о д и т о п и с а н и е , определяет желательные и устанавливает последствия событий, но не нежелательные условия, вырабатывает дает никакой оценки. Утверждения могут целевые установки. Используется быть подтверждены или опровергнуты при выборе экономической политики. Отвечает на вопрос: Что есть или Отвечает на вопрос: Что же фактами. может быть! Пример утверждения: «Если правительство увеличит налоги производителей, то приведет это должно быть? Что же лучше? Пример утверждения: на «Распределение благ в обществе должно к быть справедливым». Предполагаемые увеличению цен и уменьшению предложения». действия будут зависеть от того, что общество понимает Используемые методы анализа: под словом Функциональный анализ устанавливает экономическими связи Предельный между величинами, и (маржинальный) анализ исследует динамику исследует изменения, экономических показателей. зависимости одних величин от других. «Предельный» или «м арж ин альн ый» Функция означа ет дополнительный, добавочный. устанавливает взаимосвязи. Y=f(x), где: х форму - данной аргумент AY=f(Ax), где: Ах - изменение функции, экономический фактор. аргумента Пример: Количество проданной на функции, изменение экономического фактора. Пример Изменение количества рынке продукции Q зависит от цены товара Р. проданной на рынке продукции AQ зависит от того, на сколько АР изменилась цена товара. 2 Экономические проблемы и ограниченность ресурсов. Факторы производства Факторы производства Для удобства все разнообразные ресурсы, которыми обладает общество, делят на основные категории, которые называют факторами производства. Факторы производства это все то, что, участвуя в производственном процессе, создает, производит товары и услуги. Экономисты 19 века говорили о трех факторах производства. Труд (L) - все умственные и физические усилия людей, прилагаемые в процессе хозяйственной деятельности. Капитал (К) - производительные ресурсы, созданные людьми в процессе производственной деятельности, например машины, оборудование, инструменты, производственная инфраструктура. Такой капитал называют реальным. Природные ресурсы или земля (Z) - все, что можно использовать в производстве в натуральном состоянии без обработки, т.е. плодородные земли в с/х, полезные ископаемые, леса, земли для строительства. Концепцию трех факторов производства легко иллюстрировать на примере любого самого простого вида человеческой деятельности. Например, для того, что бы поймать рыбу необходимо: . наличие пруда с рыбой (природные ресурсы Z); . тот, кто умеет ловить (труд L); . орудие лова (капитал К). В конце 19 века с развитием рыночных отношений стали выделять четвертый фактор производства - «Предпринимательство». Предпринимательство - деятельность по организации факторов для производства некоторого товара, связанная с риском и ответственностью за результаты производства. Все факторы производства равнозначны, каждый дополняет друг друга в производственном процессе. С понятием факторов производства неразрывно связано понятие «технология». «Технология» - это известные обществу способы использования ресурсов для производства благ. Со временем [появляются новые знания о том, как использовать факторы производства, т.е. новые технологии. Экономические проблемы и ограниченность ресурсов Некоторые коренные проблемы экономики, с которыми человеческое общество столкнулось в древнейшие времена, еще на этапе своего появления, сохраняют в современном мире такое же значение. Над решением этих проблем работали еще Аристотель и Фома Аквинский, и будут работать экономисты будущего. Два фундаментальных факта образуют основу микроэкономики и, охватывают всю проблему экономии. Необходимо осмыслить эти факты, поскольку все, что будет являться предметом дальнейшего изучения в области микроэкономики, а так же и в других экономических науках, обязательно прямо или косвенно связано с ними. Итак: 1. Материальные потребности общества, то есть материальные потребности составляющих его индивидов и институтов безграничны и неутолимы. 2. Экономические ресурсы, то есть средства для производства товаров и услуг, ограничены или редки. В своей совокупности материальные потребности людей безграничны, а ресурсы ограничены. Поэтому любое общество, является оно коммунистическим или капиталистическим, индустриальной нацией, племенем аборигенов или отдельным человеком, обществом будущего или империей, существовавшей сотни лет назад, должно организуя экономическую деятельность должно ответить на следующие вопросы: Что производить! Как удовлетворить потребности общества, то есть какие блага и в каком количестве производить, а от производства каких благ следует отказаться? Т.к. общественные ресурсы ограничены, то увеличение производства одних товаров обязательно означает, что производство других благ будет сокращено, или даже остановлено. Как производить! Как использовать ресурсы, с помощью каких ресурсов, а так же с помощью каких технологий будут произведены блага. Помимо ограниченности ресурсов существует в данный период времени ограниченность знаний о том, каким образом можно использовать ресурсы для производства благ, т.е. ограниченность «технологий». С течением времени появляются использовать новые технологии, позволяющие ресурсы более эффективно, или использовать другие виды ресурсов, а следовательно производить больше благ или новые блага, недоступные ранее. Например, мобильная телефонная связь. Из всех возможных способов производства благ, рациональные экономические агенты должны выбирать производственные способы, обеспечивающие наибольший объем выпуска, эти способы называют эффективными. Для кого производить? Кто получит произведенный продукт, в каком количестве? Как распределить произведенные товары внутри общества? На распределение между гражданами дохода можно воздействовать с помощью различных инструментов, находящихся в распоряжении государства, налогов или дополнительных выплат - трансфертов, заработной платы, ренты и т.д. Когда? Какой объем произведенного дохода использовать для текущего потребления, а какой для будущего? Принимая решение, о том, какую часть дохода сберечь для капиталовложений, повышающих производительность экономики, чтобы удовлетворить будущие потребности, общество сокращает сегодняшнее потребление. 3. Кривая производственных возможностей (КПВ) и альтернативные издержки Первый экономический закон (закон неограниченных потребностей) свидетельствует о том, что потребности бесконечно растут, а ресурсы и сами блага, которые из них изготавливаются, имеют свойство заканчиваться. Поэтому рано или поздно перед индивидом встает проблема экономического выбора, которая призвана решить вопрос о рациональности использования имеющихся благ для полного удовлетворения потребностей и при заданном уровне платежеспособности. Иными словами, потенциальный потребитель решает вопрос о том, как ему наиболее рационально использовать свой бюджет, чтобы получить от этого максимальную выгоду. Кривая производственных возможностей, или кривая трансформации представлена графиком, на котором расположены все возможные (альтернативные) варианты организации производства при строго ограниченно, объеме ресурсов. Таким образом, для организации крайне важно выбрать правильное направление развития, определить номенклатуру и ассортимент производимых товаров. Это может быть осуществлено стратегического посредством планирования, который создания в отдела соответствии со сложившейся рыночной ситуацией и структурой спроса разработает стратегии развития, сущность которых и определит путь развития и характер производства. Кроме того, наличие системы маркетинга также упрочит позиции организации на рынке, поскольку будет регулярно проводить его анализ и доводить до нее соответствующую информацию об изменениях рыночного механизма. Грамотный подход к данной проблеме в будущем обеспечит высокие прибыли и успех. Предположим, что некая фирма решает вопрос о специализации производства, т. е. какой товар нужно производить, чтобы его предельная производительность была наибольшей. Имеются две альтернативы: пушки и автомобили. Конечно, все зависит от величины спроса и экономической ситуации в стране: военное производство крайне важно и выгодно в военное время, а изготовление автомобилей имеет место экономики в мирной экономике. характеризуется в Заметим, первую что кризисность очередь неполным использованием ресурсов. В то же время в результате ограниченности ресурсов достижение максимальных масштабов производства затруднительно. Кривая производственных возможностей имеет несколько уровней, каждый из которых представлен новым видом комбинации благ в их денежном выражении. Посредством технологических нововведений, освоения продуктов НТП, открытия качественно иных способов добычи природных ресурсов достаточно реален прогресс в экономике, что ознаменовано переходом на новый, более высокий уровень кривой трансформации. В связи с этим важно понятие альтернативных издержек: это непроизведенные товары, т. е. те, которые на ранней стадии производства были отброшены в качестве варианта специализации. Итальянский экономист Вильфредо Парето (1848-1923) раскрыл смысл выражения "эффективное факторы производства распределение оказываются ресурсов": ресурсы оптимально и и рационально распределенными только тогда, когда никто не может улучшить свое положение без того, чтобы в результате оно для кого-то не ухудшилось. Однако несмотря на все теоретические преимущества данного закона, он тем не менее на практике далеко не идеален. Это связано с тем, что мы не имеем возможности заранее предугадать все возможные ситуации поведения потребителя. Графической иллюстрацией выбора между производством тех или иных благ в условиях заданного количества ресурсов является кривая производственных возможностей (КПВ). Автором модели является американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике, Пол Самуэльсон. Цель модели: показать влияние эффективного использования экономических ресурсов на производство тех или иных товаров и услуг, в которых заинтересовано общество. Модель КПВ основывается на предпосылках: 1.В стране производится только два вида продукции: товары (X) и (У). Например: пушки и масло. 2.Величина ресурсов, используемых для производства товаров в данном периоде неизменна. З.Одни и те же экономические ресурсы могут использоваться как для производства товара X, так и для производства товара У. НО, некоторые [ресурсы более пригодны для производства товара X, другие - для производства товара У. 4. Технологический процесс (технологии) производства товаров в данном периоде неизменен. При данном уровне научно-технического развития и данном количестве ресурсов в системе может быть произведено одновременно только X единиц продукта X и у единиц продукта Y (пушек и масла). Эффективные варианты производства: A (X0,Y4); B(XbY3); С(X2,Y2); D(X4,Y0). Вариант доступен M(X3,Y2) при не данном количестве ресурсов или данных технологиях. Вариант К(Х1,У2) K(XbY2) доступен, но но неэффективен, т.к. ресурсы использованы не полностью. Набор (X,Y) называют производственной возможностью экономической системы. Множество производственных возможностей изображается на плоскости фигурой ОАЕ, криволинейная сторона которой (АЕ) называется кривой производственных возможностей системы. Кривая производственных возможностей (КПВ) показывает все различные варианты количества выпуска двух продуктов, которые возможны для общества. Точки на КПВ - максимальные доступные комбинации производства товаров, приводимых при полном использовании ресурсов. Все точки под КПВ - комбинации производства товаров, приводимых при неполном использовании ресурсов, т.е. при неэффективном производстве. Все точки выше КПВ не доступны, при данном сочетании ресурсов и уровне технологий. КПВ называют так же кривой трансформации или замещения, так как она показывает, в каком количестве один товар может быть заменен другим при переходе от одной эффективного набора производства благ к другому. Переход от варианта B(Xi,Y 3 ) к варианту C(X 2 ,Y 2 ) на рис. 1.2 сопровождается увеличением производства блага X (на величину AX=X2-Xi) и сокращением производства блага Y (на величину АУ=У2-Уз). Пример 1. ДОПУСТИМ, экономика переходит от варианта производства В(10, 15) к варианту С(14, 7). При этом производство товара X вырастет на 4 единицы (АХ=Х2-Х 1=14-10=4 ед.), а производство в Y сократится на 8 единиц (AY=Y2-Y3=7-15= -8ед.). Другими словами, для того, что бы увеличить производство масла на 4 единицы, обществу необходимо отказаться от 8 единиц пушек. В чем Австрийский же особенность теоретик такого Ф.Визер подхода? предложил оценивать издержки M RT xy = -  Y /  Х или MRTxy= - dY/dX производства товара стоимостью ресурсов при иных способах их использования, т.е. при иных Рис. 1.2 MRTxy вариантах производства благ. Другими словами, издержки производства данного продукта зависят от альтернативных возможностей, которыми приходится жертвовать, чтобы произвести желаемый продукт. Так как ресурсы могут быть использованы разными способами, то из всех альтернатив всегда есть какая-то наилучшая, наиболее эффективная. И для производства продукта оплата осуществляется по цене за ресурсы той самой наиболее эффективной альтернативы. Альтернативные издержки (opportunity cost) - это стоимость упущенных возможностей, т.е. количество не произведенного блага Y при увеличении производства X. Предельная норма замещения измеряет альтернативную стоимость производства добавочной единицы одного товара (X) через уменьшение производства другого товара (Y). Предельная норма замещения показывает количество блага Y, от производства которого необходимо отказаться, чтобы при неизменном ограниченном количестве ресурсов и неизменных технологиях увеличить производство блага X на единицу. MRTxy = -  F /  Х ( 1 . 1 ) или MRTxy=-dY/dX (1.2) Знак «минус» необходим, т.к. изменение Y и X происходят в разные стороны. В условиях ограниченного количества ресурсов: - если  Х> О - происходит увеличение количества товара X, - то  Y <0 происходит уменьшение количества товара У. Пример (продолжение). П ри переходе от варианта производства В(10, 15) к варианту С(14, 7) производство товара масла вырастет на 4 единицы (ДХ=Х2-Х1=14-10=4 ед.), а производство пушек сократится на 8 единиц (АУ=У2-¥3=7-15=-7ед.). Рассчитаем предельную норму замещения. MRTxy = -  Y/I  Х = - (7-15)/( 14-10)= -(-8)/4=2. Это означает, что альтернативные издержки производства одной условной единицы масла составляют стоимость отказа от производства двух единиц пушек. И наоборот, альтернативные издержки производства одной единицы пушек составит стоимость отказа от производства 1/2 единицы масла. Выделим основные свойства КПВ:  Кривая выпукла от начала координат.  Кривая направлена сверху вниз и слева на право.  MRTxy увеличивается по мере движения сверху вниз по КПВ. КПВ иллюстрирует следующие основные положения: 1. ограниченность ресурсов, 2. необходимость выбора между вариантами, 3. существование издержек упущенных возможностей, 4. рост издержек упущенных возможностей (альтернативных издержек) с увеличение выпуска продукта. Рост издержек упущенных возможностей с увеличением выпуска продукта объясняет закон увеличения альтернативных издержек: «По мере увеличения производства товара X в производство будут вовлекаться все менее приспособленные для его производства ресурсы, в результате чего производство каждой следующей единицы товара X будет требовать отказа от производства все большего количества единиц товара Y». Альтернативные издержки не будут меняться с увеличением выпуска продукта, только если ресурсы в равной степени подходят для производства двух благ. В этом случае MRTxy по мере движения сверху вниз по КПВ останется неизменной, а кривая производственных возможностей будет иметь форму прямой. Условия использования альтернативных издержек: - Наличие различных вариантов использования ресурсов для производства блага, а так же возможность использования различных ресурсов для производства одного и того же блага, т.е. наличие конкуренции. - Запасы ресурсов и, следовательно, возможности производства благ, должны быть ограничены. Если какое-то благо или ресурс имеется в избытке, то оно не ценится людьми. Например, воздух. Расширение границ производственных возможностей любой экономической системы, экономики страны или отдельного домохозяйства, возможно в следующих случаях: 1. Появились возможности для более эффективного использования имеющихся факторов производства за счет освоения новых технологий, технических нововведений, инноваций и т.д. 2. Привлечены дополнительные ресурсы, открыты новые месторождения, освоены новые земли, вовлечены в производственную деятельность ранее не работавшие, например, иммигранты. Тестовые задания (выбрать правильный вариант ответа) 1. Если представить, что благо А на рис. 1 - это масло, а благо В - это станки, то все большее увеличение производства станков при ведет: а) к все большему увеличению производства масла; б) все большему уменьшению производства масла; в) прекращению производства масла; г) стабилизации производства масла на минимально допустимом уровне; д) не отразится на производстве масла. 2. Полное использование всех ресурсов на кривой производственных возможностей показывает точка: а) лежащая выше кривой производственных возможностей; б) лежащая ниже кривой производственных возможностей; в) лежащая на кривой производственных возможностей; г) высшая точка производственных возможностей. 3. Взаимосвязь между затратами факторов производства и максимально возможным объемом производства продукции выражается: а) кривой производственных возможностей; б) законом возрастания вмененных издержек; в) производственной функцией; г) вмененными издержками; д) ничем из перечисленного. 4. Цена единицы блага А 120 руб., цена единицы блага В 600 руб. Для производства дополнительной единицы блага В необходимо от казаться от производства шести единиц блага А. Вмененные издерж ки единицы блага В равны: а) 720 руб.; б) 120 руб.; в) 600 руб.; г) 1320 руб. 5. Для студента альтернативными издержками обучения в уни- верситете будут: а) размер стипендии; б) затраты родителей на содержание студента; в) затраты государства на обучение студента г) максимальный размер оплаты обучения в платном вузе; д) максимальный заработок, который можно получать, бросив учебу. Задача Возможные комбинации производства двух видов товаров - масла и ракет при полном использовании всех ресурсов приведены в таблице: Вариант производственной альтернативы А Б В Г Масло, сотни тонн 1 2 3 4 д Ракеты, шт. 9 8 7 4 Разработайте кривую производственных возможностей и определите, к какому типу ситуаций относится производство одновременно 5 ракет и 280 т масла. Лекция 2 Основы спроса и предложения Спрос (D) — количество товаров и услуг, которое покупатели хотят и могут приобрести на рынке по определенной цене за определенный период времени в конкретном месте. Величина спроса (QD) — конкретное количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели в данное время по данной цене. Закон спроса: чем выше цена на товар при неизменных прочих парамет рах, тем меньше спрос на него. Таким образом, связь между ценой товара и спросом на него обратно пропорциональна. Цена спроса — это максимальная цена, которую готов заплатить покупатель за единицу товара. Кривая спроса имеет отрицательный наклон и отображает закон спроса. Изменение величины спроса на графике выглядит как движение вдоль линии спроса, при этом функция спроса остается неизменной (при изменении цены товара). Зависимость величины спроса от определяющих его факторов назы- вается функцией спроса Функция спроса общего вида: QD = f(Р, Р1, Р2,..., I, Т, W), где QD — величина спроса на данный товар; Р — цена на данный товар; неценовые факторы: Р1, Р2, — цены на сопряженные товары; I — денеж ный доход потребителей; Т— вкусы и предпочтения потребителей; W — другие факторы. Под влиянием неценовых факторов устанавливается новая зависимость между ценой и объемом спроса, которая может привести к изменению спроса при постоянной цене. При увеличении спроса линия спроса смещается вправо. При уменьшении спроса линия спроса смещается влево. Неценовые факторы спроса Факторы спроса Изменение денежных Характеристика доходов Увеличение денежных доходов населения населения вызывает увеличение спроса Количество потребителей на нормальные товары Естественный прирост населения Миграции Изменения в структуре населения Изменение потребительских вкусов и Происходит под влиянием рекламы, предпочтений Ожидания потребителей моды, достоверной информации Ожидание роста цен ведет к уве- личению спроса Изменение цен на взаимосвязанные Если цена на субститут данного товара товары возрастает, то спрос на данный товар растет. Если цена на комплимент* данного товара возрастает, то спрос на данный товар снижается *Комплементарные блага (комплементы) — это несколько товаров (два и более) которые дополняют друг друга и потребляются одновременно. Примерами таких товаров могут служить: автомобиль и бензин; компьютер, монитор, клавиатура и мышка; подушка и одеяло. Эластичность — это величина, показывающая взаимосвязь между изменением цены и объемом проданных товаров. Ценовая эластичность спроса (ЕD) (коэффициент эластичности) характеризует степень реакции покупателей на изменение цены. ЕD= Процент изменения величины спроса Процент изменения цены Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что предприятие, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда. Возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта. Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, так как дает ответ на вопрос о том, на какую величину изменится объем спроса или предложения при изменении цены. Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику предприятия. фактического использования теории Другим примером эластичности является государственная налоговая политика, а также политика в области занятости населения. Изучение понятия эластичности позволяет предпринимателям быть в курсе изменения потребительских предпочтений, своевременно реагировать на динамично меняющуюся среду рынка и реагировать соответствующим образом. Значение эластичности в микроэкономическом анализе. В хозяйственной практике анализ эластичности позволяет: 1) определить размеры производства отдельных товаров и услуг; 2) изучить поведение потребителей; 3) планировать ценовую политику предприятия; 4) формировать стратегию предприятия в кратко срочном и долгосрочном периоде для максимизации прибыли и минимизации убытков; 5) прогнозировать изменение в расходах потребителей и в доходах предпринимателей в связи с изменением цены на товары и услуги. Практическое значение коэффициента эластичности. Проведение разумной ценовой политики предприятия немыслимо без понимания того, как понижение стоимости на продукцию может сказаться на объемах продаж, а значит, и на выручке. Подсчитывать, как изменяется объем продаж того или иного товара в ответ на изменение цены, можно по разному. Например, в тоннах, штуках и т.д. Но все эти подходы требуют дополнительной информации и сами по себе мало о чем говорят. Оценка эластичности в процентном исчислении позволяет избежать путаниц и построить единый показатель для всех случаев. Факторы, влияющие на эластичность спроса Наличие товаров-субститутов Чем больше заменителей данного товара, тем больше возможностей у покупателя отказаться от него, тем эластичнее спрос на товар Чем больше времени затрачивается Временной промежуток на принятие решения, тем больше заменителей данного товара можно найти и тем эластичнее спрос на него Спрос Значимость товара на товары первой необходимости обычно неэластичен, Удельный вес товара в а на предметы роскоши — эластичен доходе Чем больше удельный вес потребителя стоимости товара в бюджете потребителя, тем выше эластичность спроса на него Виды ценовой эластичности спроса: |ЕD| = 1 Нормальные товары (некоторые продукты питания, жилье) ΔР = ΔQ |ЕD| > 1 Товары высоко эластичного спроса (мебель, парфюмерия, книги, цветы и т. д.) ΔР > ΔQ |ЕD| < 1 Товары низкоэластичного спроса (основные продукты питания, общественный транспорт) ΔР<ΔQ |ЕD| = 0Товары стабильного спроса (жизненно необходимые лекарства, детское питание)ΔQ = 0 |ЕD| = Товары абсолютно эластичного спроса ΔР = 0 Товары, для которых закон спроса не выполняется: По мере роста цен спрос на товар не падает, а наоборот, возрастает «Товары Гиффена», так называемые товары для бедных (картофель, хлеб, макароны и т. д.) Особо престижные товары: золото, драгоценности, произведения искусства, эксклюзивные автомобили и т. д. (эффект «Веблена» и эффект «снобизма») Товары ажиотажного спроса: в ожидании роста цен спрос на эти товары растет, несмотря на рост цен Спрос: его факторы и закон Функционирование рынка и экономики в целом обеспечивается уравновешенными отношениями купли-продажи. В связи с этим на рынке действуют покупатели и продавцы как самостоятельные экономические субъекты. Продавцы реализуют готовую продукцию, услуги, полуфабрикаты и пр., а покупатели предъявляют на все это спрос. Спрос - это экономическая категория, показывающая стремление покупателя к приобретению нужной ему продукции с учетом текущего процесса ценообразования и прочих экономических показателей. В роли товара могут выступать любые предметы производства в зависимости от его специализации: продукты, ткани, услуги, идеи и все то, что может быть оценено экономическими субъектами как благо, имеющее высокую полезность. Для определения места спроса в системе экономических отношений необходимо ввести такое понятие, как закон спроса. Он характеризуется тем, что количество приобретаемой субъектом на рынке продукции определяется главным образом ее стоимостью или рыночной оценкой. Потребитель - это рациональный субъект экономической деятельности, поэтому он стремится минимизировать свои издержки (расходы). Безусловно, это не говорит о том, что погоня за минимизацией затрат должна сопровождаться покупкой некачественного или слишком дешевого уцененного товара, конечно, если уценка не связана просто с сезонными циклами. Сегодня вообще цена не гарантирует качества, поэтому даже самый дорогой товар порой не обладает высокими качественными характеристиками. Величина спроса складывается не только из стоимости товара, но и под действием следующих неценовых факторов: 1) текущие доходы потребителей. Как известно, чем выше доход, тем динамичнее становится структура потребления индивида: растут его сбережения, а вместе с этим и денежные суммы, затраченные на приобретение необходимых товаров и услуг; 2) вкусы и предпочтения потребителей. Они подвержены изменениям с течением времени, например, под влиянием постоянно изменяющейся моды. Некоторые покупатели постоянны и, придерживаясь одной марки, предпочитают удовлетворять свои потребности продукцией исключительно конкретного производителя, зачастую даже независимо от ценовой характеристики; 3) цена на товары-заменители и товары-дополнители: а) товары-конкуренты, т. е. товары-субституты. Пример - мандарины и апельсины. Если на рынке происходит изменение (в данном случае рост) цены на мандарины, покупатель будет склонен к покупке апельсинов, поскольку они также могут удовлетворить потребность в потреблении фруктов при более низкой стоимости; б) товары, дополняющие друг друга, или товары-комплименты. Например, если начинают расти цены на бензин, спрос на автомобили планомерно снижается, поскольку топливо является ведущим фактором, определяющим работу машин, по крайней мере создает для этого все условия; 4) потребительские ожидания. Покупатель при потреблении оценивает экономическую ситуацию в стране: уровень цен, динамику процентных ставок, величину инфляции. Повышение инфляционных ожиданий (нестабильность цен), как правило, способствует тому, что субъекты стараются купить все больший объем товаров, т. е. увеличивают потребительский спрос. Это же может стать причиной роста цен, главным образом на товары первой необходимости; 5) количество потребителей, осуществляющих покупки на рынке. 3. Понятие эластичности, эластичность спроса Спрос - это объем товара или услуги, который экономический субъект желает включить в состав своей потребительской корзины по выгодной для него цене. Эластичность представляет собой гибкость спроса и предложения по отношению к динамичной внешней рыночной среде. Эластичность спроса показывает способность его величины к изменениям вследствие динамики различных факторов, оказывающих на него качественное влияние. Иными словами, это принцип определения зависимости величины потребительского спроса от рыночных механизмов, таких как цена, процентная ставка и пр., а также от количественных показателей уровня жизни и достатка экономических субъектов. Эластичность спроса бывает трех видов: 1) эластичность спроса по цене. Данная величина характеризует изменения в структуре спроса в результате изменения рыночных цен на тот или иной товар. Важно отметить тот факт, что величина эластичности спроса, как правило, соответствует трем состояниям: а) близкая к нулю эластичность преимущественно складывается для товаров первой необходимости, которые крайне важны для любого экономического субъекта для удовлетворения его физиологических потребностей (в полноценном питании, одежде). Спрос на их удовлетворение - это величина постоянная, поскольку потребители независимо от изменения уровня дохода и динамики цен не перестают их приобретать; б) в случае, когда эластичность стремится к положительной бесконечности, принято считать, что спрос сильно реагирует на любые экономические явления, и особенно на малейшие изменения цены. Такая ситуация характерна например для рынка ценных бумаг; в) полная эластичность характерна для предметов роскоши, т. е. третичных потребностей, которые не требуют немедленного удовлетворения и присутствуют у тех экономических субъектов, платежеспособность которых велика (автомобили, дачи и пр.). Иными словами, это люди с высокими доходами, первичные физиологические потребности которых удовлетворены полностью; 2) эластичность спроса по доходу: Здесь следует выделить товары с отрицательной эластичностью, так называемые товары низкой категории, а также те, для которых эластичность является величиной положительной (нормальные товары). Если уровень дохода потребителя начинает расти, он меняет систему своих предпочтений и вкусов, может позволить себе покупку более дорогого товара; 3) перекрестная эластичность. Данный показатель предназначен для определения величины спроса на какой-либо товар в зависимости от динамики цен на другой. Существуют альтернативные товары, которые в случае необходимости способны заменить друг друга (сливочное масло и маргарин), и товары-дополнители (бензин и автомобиль). Спрос на маргарин может возрасти в том случае, когда общий уровень цен на масло возрастет на определенную величину. Это связано с тем, что маргарин дешевле, поэтому покупатели начнут предъявлять на него больший спрос. Аналогично спрос на автомобили теоретически зависит от динамики цен на бензин. Присутствие на рынке альтернативных товаров расширяет потребительские возможности. Это предоставляет покупателю более широкий выбор, на основании чего вероятность того, что покупка на рынке будет совершена, резко возрастает. Тестовые задания (выбрать правильный вариант ответа) 1. Из перечисленных пар товаров не являются товарами-суб- ститутами: а) иголка и швейная машинка; б) киносериалы «Земля любви» и «Семейные узы»; в) героин и марихуана; г) компьютер и книга; д) «Пепси-кола» и «Кока-кола». 2. Крупный неурожай картофеля приведет: а) к сдвигу кривой спроса на картофель влево; б) сдвигу кривой спроса на картофель вправо; в) сдвигу кривой предложения на картофель влево; г) сдвигу кривой предложения на картофель вправо; д) не приведет ни к каким изменениям. 3. Закон спроса выражает: а) прямую связь между ценой и объемом спроса; б) обратную связь между ценой и объемом спроса; в) прямую связь между объемом спроса и объемом предложения; г) обратную связь между спросом и предложением; д) ничто из вышеперечисленного не верно. 4. Как правило, духи, цена которых выше, считаются потреби- телем более престижными и покупаются охотнее. Этот факт: а) иллюстрирует эффект Веблена и ведет к нарушению закона спроса; б) иллюстрирует эффект Веблена, но не ведет к нарушению за кона спроса; в) не имеет отношения ни к эффекту Веблена, ни к закону спроса. 5. В условиях войны хлеб подорожал, это приведет: а) к падению спроса на хлеб; б) значительному росту предложения хлеба; в) росту спроса на хлеб; г) установлению налога на хлеб; д) не приведет ни к каким последствиям. Задача 1 Функция спроса на конкретный товар X имеет вид Q d =100-14Р х. Функция предложения имеет вид Q s = -40 + 6P x . В обеих функциях Q - объем товара, тыс. шт., а Р - цена товара, долл. Определите, чему равны равновесная цена и равновесный объем продаж. Задача 2 Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями Qd = 240-10Р; Qs=100 + 25P, где Q - количество обедов в день; Р - цена обеда, долл. Заботясь о студентах, администрация установила цену в 3 долл. за обед. Охарактеризуйте последствия данного решения. Лекция 3 Предложение: факторы предложения, закон Рыночная ситуация складывается под влиянием двух экономических категорий: спроса и предложения. Покупатели для удовлетворения собственных потребностей и под влиянием предпочтений вынуждены приобретать на рынке те или иные товары или услуги. Однако их возможности ограничены поведением фирмпроизводителей, которые непосредственно осуществляют поставку на рынок востребованного продукта. Предложение на рынке товаров и услуг характеризуется объемом товарной продукции, которую производители, посредники или продавцы готовы выставить на продажу по различным альтернативным ценам в рамках одного временного промежутка. Величина предложения на рынке, его структура непосредственно определяется потребительским спросом, т. е. желанием покупателя приобрести именно данный тип товара для текущего или будущего потребления, а также уровнем доходности или платежеспособности экономического субъекта. В соответствии с вышеизложенным получается, что закон предложения отражает прямую зависимость между объемами производства и уровнем установленных рыночных цен. Иными словами, если цены на рынке товаров и услуг, факторов производства, финансовом рынке и пр. планомерно растут вверх, производитель автоматически принимает решение производить и поставлять на рынок для реализации все больший объем продукции, работ, услуг. На величину предложения оказывают влияние два вида факторов: 1) ценовые факторы. Они неразрывно связаны с процессом ценообразования, будь то цены на готовую продукцию или на первичное сырье, которое идет на ее изготовление. Соответственно, если общий уровень рыночных цен невысок, это будет сопровождаться большими издержками производителей, особенно если цены на ресурсы и факторы производства слишком высоки. В этом случае выручка от продажи произведенной продукции будет практически вся уходить на покрытие издержек и уплату налогов; 2) неценовые факторы: а) динамика цен на ресурсы. Для осуществления производственной деятельности фирма делает закупки сырья и необходимого оборудования. При увеличении цен на основные, оборотные фонды и ресурсы производства, издержки предприятия тоже будут неуклонно расти. Рост затрат, в свою очередь, вынуждает фирму или предприятие сокращать производственную деятельность до тех пор, пока цена на единицу продукции не окажется равной или ниже предельных издержек; в результате предложение начинает сокращаться; б) разработка новых технологий позволяет производителю увеличить эффективность производства производимой продукции. и, как Внедрение следствие, количество новых основных производственных фондов и технологических открытий (машины и оборудование) на производстве способствует снижению показателей материалоемкости и трудоемкости и росту фондоотдачи. Иными словами, реальным становится процесс расширения масштабов производства; в) динамика величины налогообложения. Налоги являются регулятором государственного бюджета, они периодически (как правило, раз в месяц) изымаются из дохода всех экономических субъектов. Чем выше налоговая ставка и сумма налога, подлежащая отчислению, тем ниже становится потенциал для дальнейшего развития. Это может явиться причиной возникновения такой проблемы, как теневая экономика и сокрытие доходов. Например, рост ставки налога на прибыль и землю, ставки процента на арендную плату, а также других отчислений. Например, рост величины единого социального налога ведет к тому, что у организации остается все меньше возможностей для дальнейшего развития, поскольку совокупные издержки в целом могут оказаться на уровне прибыли или же, если организация находится в состояния кризисности, даже превышать ее; г) численность продавцов на рынке. При совершенной конкуренции изза однородности производимого товара может быть нарушена динамика предложения, так как поставка продукции по своей величине не соответствует величине спроса. Эластичность предложения Предложение представляет собой экономическую категорию, которая показывает, какой объем товаров, работ, услуг производитель или иная посредническая организация готовы поставить на рынок для продажи по определенным ценам. Эластичность - это гибкость в данном случае предложения, его возможность максимально быстро и точно реагировать на любые изменения внешней среды и ее показателей. Эластичность предложения показывает, насколько масштаб производства и, как следствие, объем готовой продукции зависимы от таких рыночных факторов, как цена, в том числе, цена на товарыкомплименты и субституты. Иными словами, данный показатель определяет способность производителя наращивать или урезать масштабы производства в зависимости от сложившейся на рынке экономической ситуации. 1. Ценовая эластичность показывает зависимость спроса от цены. Эластичность предложения по цене представляет собой прямую зависимость между ценой и масштабом производства, и в соответствии с этим эластичность может принимать несколько возможных состояний. Как известно, за несколько дней, за короткий промежуток времени нельзя нарастить производство, поэтому предложение в этом случае неэластично, оно не молниеносно реагирует на желания покупателя. Действительно, в краткосрочном периоде, когда объем заготовленных ресурсов и факторов производства составляет определенную запланированную величину, предприниматель не может снизить величину производства, поскольку период между его планированием и осуществлением слишком короткий. В противном случае предприятие будет вынуждено отправить излишние материальные ресурсы в запас и в результате простоя оборудования понесет дополнительные издержки, вызванные недопроизводством. При планировании на длительный промежуток времени предложение, наоборот, абсолютно эластично, так как есть время для преобразований и налаживания производственной деятельности. Если внешняя среда и рынок требуют более высокого качества производства или расширения объемов выпуска вследствие изменения величины потребительского спроса, предприятие в долгосрочном релевантном периоде может выполнить эти условия. Например, можно внедрить в производство новые, более мощные основные производственные фонды или качественно изменить сам технологический процесс. 2. При перекрестной эластичности все зависит от того, чем являются товары по отношению друг к другу. Товары-субституты - товары, по своим функциям приблизительно одинаковые, но различающиеся отдельными категориями, например ценой. Такие товары способны в случае чего заменить друг друга. При росте цены на масло производитель сократит производство маргарина, тем самым увеличив предложение масла. Такое действие поможет ему получить больший доход, и возможно - сверхприбыли. Товары-комплементы взаимно дополняют друг друга, т. е. пользование одним благом невозможно без потребления и другого. Если, к примеру, цена на бензин вырастет, производитель автоматически повысит предложение на автомобили, что позволит ему опять-таки выиграть в прибыли. Теория эластичности имеет большое значение при планировании предпринимательской деятельности. Чтобы увеличить прибыль, необходимо повысить цены, но в этом случае может упасть спрос и объем продаж. Важно учесть коэффициент эластичности: если он < 1, то нет никакого риска и можно смело повышать цены, в противном случае следует воздержаться от коренных действий. Тестовые задания (выбрать правильный вариант ответа) 1. Если спрос на томатный сок эластичен по цене, то снижение цены на него приведет: а) к росту доходов населения; б) росту расходов населения на томатный сок; в) снижению расходов населения на томатный сок; г) росту спроса на томатный сок; д) снижению спроса на томатный сок. 2.Перекрестная эластичность спроса характеризует реакцию: а) цены одного товара на изменение цены другого товара; б) цены одного товара на изменение предложения другого товара; в) величины спроса одного товара на изменение цены другого товара; г) величины спроса одного товара на изменение величины предложения другого товара; д) величины спроса одного товара на изменение величины спроса другого товара; е) ничто из перечисленного не верно. 3.Увеличение цены на товар, характеризующегося неэластичным спросом, приведет: а) к росту выручки; б) снижению выручки; в) тому, что выручка останется неизменной; г) разорению предприятия. 4.Производитель продает 10 единиц товара по цене 1000 руб. за единицу, но продажа 11 единиц товара вызовет снижение цены до 995 руб.; предельная выручка при увеличении объема продаж с 10 до 11 единиц равна: а) 1000 руб.; б) 1995 руб.; в) 995 руб.; г) 10995 руб.; Д) 5 руб.; е) минус 5 руб. Задачи Задача 1 Соотношение между ценой товара А и величиной его предложения представлено в таблице: Цена 2 Предложение 2 3 4 5 4 5 В каком интервале цен эластичность предложения этого товара будет больше единицы, а в каком - меньше? Задача 2 Спрос на товар X задан формулой Qd = 24 - 2РХ, где Q - количество товара, т ; Р — цена товара, долл. Имеет ли смысл повышение цены товара с 5 до 7 долл. (приве дет ли оно к увеличению выручки)? Равновесие спроса и предложения на рынке. Равновесная цена Для эффективного функционирования рыночной экономики спрос на факторы производства и товары и услуги так или иначе должен быть удовлетворен. Иными словами, экономика должна находится в состоянии, когда она еще может предложить какой-либо продукт. Таким образом, рыночное равновесие - состояние рынка, при котором желание фирм производить совпадает с потребительским выбором и желанием покупателя приобрести определенный набор благ. Иными словами, такая рыночная ситуация характеризуется абсолютным совпадением всех экономических интересов, которые определяют поведение каждого субъекта рыночных отношений: производителей, покупателей Соответственно, равновесная результате совпадения цена - спроса и и цена, посредников. установившаяся предложения, т. е. в цены, устраивающие всех экономических субъектов. Это не что иное как минимальная цена, по которой производитель готов продать данный товар, и максимальная цена, которую потребитель согласен заплатить за покупку. В зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке и от их изменений динамика рыночного равновесия подразумевает 5 вариантов: 1) потребительский спрос претерпевает значительные изменения. Такая ситуация возможна, как правило, в долгосрочном периоде, при состоянии полной занятости. Фирмы не имеют дополнительных ресурсов и факторов производства для расширения своей деятельности. А желание покупателей приобрести определенный товар двигает кривую спроса вдоль кривой предложения; 2) спрос на товары и услуги, факторы производства постоянен, а предложение крайне динамично. В этом случае, предприниматели регулируют производство по своему усмотрению. Наконец возникает такое состояние экономики, при котором предложение превышает спрос, что вызывает падение цен и рост предельных издержек на единицу изготовленной продукции; 3) если спрос и предложение одновременно и пропорционально изменяются сохраняется, в одном при направлении, этом изменения то равновесие происходят на только рынке при установлении цены равновесия: она растет при росте спросапредложения и снижается при их спаде; 4) если спрос при снижающемся предложении продолжает расти, то продажная цена устанавливается на максимальном уровне. Предложение, как правило, зависит от объема ресурсов, которые могут быть реально вовлечены в производство. Когда их величина ограничена, масштабы производства не могут изменяться, и выручку приходится делать исключительно за счет повышения цен; 5) если спрос, наоборот, снижается, а предложение растет, наступает кризис перепроизводства, оказываются на более в этом низком случае уровне, равновесные чем того цены хотел бы производитель. Кроме того, помимо данных классификаций, рыночное равновесие может быть как общим, так и частичным. Частичное рыночное равновесие может возникнуть только на одном типе рынка (на единственном), когда объем выпуска крайне ограничен, и он наиболее пропорционально распределяется между всеми экономическими субъектами, потенциальными покупателями. Цены на рынке динамичны, это связано прежде всего с динамикой рыночного равновесия, вызванного реальными изменениями в структуре спроса и предложения. Так или иначе любые изменения, которые имеют место на рынке, находятся в определенной взаимосвязи. Движение цен на одном типе рынка постепенно достигает другие вследствие чего механизм ценообразования развивается по спирали, охватывая все больший объем товаров, идей, услуг и работ. В результате при определенной доле вероятности существует такое множество рыночных цен, которое позволяет выбрать одну единственную, равновесную. Этим механизмом описывается общее равновесие на рынке. Рынок представляет собой динамичный живой организм, он самостоятельно регулирует экономические процессы. Однако когда рынок не справляется, ему на помощь приходит государство, которое отвечает за экономическую ситуацию в стране в целом. ЛЕКЦИЯ 4 Теория потребительского поведения 1. Потребление, потребность и полезность В процессе жизни и функционирования любой экономический субъект выступает в роли потребителя тех или иных благ. Фирмы закупают ресурсы, индивиды - образом, потребление представляет готовую собой продукцию. не что Таким иное, как совокупность экономических отношений, которые характеризуются конечным использованием произведенных товаров и услуг, например, приемом пищи, или созданием новых товаров в процессе производственной обработки. Например, работа станка обеспечивает процесс производства и его непрерывность. Его энергия, рабочая сила потребляются для создания новой продукции. Это классический пример производственного потребления. В целом потребление называют отрицательным производством, поскольку в процессе потребления происходит разрушение, уменьшение полезности. Потребность представляет собой не что иное, как насущную необходимость в потреблении какого-либо товара или услуги, которая требует своевременного удовлетворения. Она может быть представлена в виде материального производства, т. е. благами, созданными в процессе производства. Основная классификация потребностей может быть представлена следующим образом: 1) первичные потребности, или физиологические, т. е. необходимость в принятии пищи, наличии предметов одежды. Иными словами, данный тип товаров называется товарами первой необходимости: они крайне важны для поддержания жизнеспособности индивида, и поэтому их полезность чрезвычайно велика; 2) вторичные потребности могут быть удовлетворены путем потребления товаров длительного пользования. Они не определяют напрямую общее физиологическое состояние здоровья индивида и не являются необходимым условием его существования. Однако по каким-либо причинам человек их все же предпочитает иметь. Такие товары приобретаются, как правило, после того, как первичные потребности полностью удовлетворены, в противном случае интерес к такой покупке будет невелик, равно как и ее полезность. Примером здесь могут служить различные бытовые приборы и пр.; 3) третичные потребности представлены предметами роскоши (дополнительные автомобили, коттеджи, дачи и пр.), которые могут быть приобретены только в том случае, когда уже удовлетворены первые два вида потребностей. Такие покупки могут позволить себе, как правило, материально обеспеченные люди, которые целиком и полностью удовлетворили все предыдущие потребности. Потребности не имеют границ, с удовлетворением одних человек оказывается во власти других. Но так или иначе все потребности напрямую зависят от величины дохода. Потребности человека безграничны, они могут иметь разную форму, количественные и масштабные показатели и, как правило, не ограничены абсолютно никакими рамками, т. е. не имеют степени насыщения. Однако ресурсы, требуемые следовательно, перед для производства потребителем благ, возникает ограничены, дилемма: либо ограничить себя в чем-то и получить от этого максимальное удовлетворение, либо приобрести все сразу в небольших количествах, но полезность купленного будет невысока. Полезность определяет качественную сторону товара, и она является необходимым условием того, чтобы он был приобретен. Со стороны покупателя товар должен обладать такими свойствами, которые смогут удовлетворить его текущие потребности и будут соответствовать потребительским предпочтениям. Для измерения полезности была предложена единица "ютиль", на основании которой можно соотнести полезности различных товаров. Но опять же для одного субъекта единица мяса составляет, к примеру, девять ютилей, а для вегетарианца она, соответственно равна нулю. Поэтому проблема измерения полезности благ сегодня остается актуальной. Виды полезности: 1) общая полезность может быть получена только в результате приобретения и потребления большого объема продукции ассортименте, например всей потребительской корзины; в 2) предельная полезность определяется полезностью каждой дополнительно произведенной или потребленной единицы того или иного блага. Предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности Основной целью потребителя является максимизация полезности потребляемых им благ в условиях ограниченного дохода. Сам термин "полезность" был сформулирован английским философом Иеремией Бентамом. Полезность - способность товаров удовлетворять определенные потребности. Таким образом, это субъективное понятие, поскольку одни и те же товары по-разному полезны для каждого отдельно взятого индивида. Экономический субъект всегда, выбирая для потребления те или иные блага, со своей точки зрения оценивает пользу, которую они могут принести, и насколько хорошо и полно смогут удовлетворить его насущные потребности. В то же время, регулярно осуществляя процесс потребления, мы постепенно начинаем понимать, что прежние товары не приносят такого же удовольствия, как прежде. Иными словами, мы получаем все меньшее удовлетворение от каждой последующей единицы потребленного блага. Такая закономерность в науке представлена в виде закона убывающей предельной полезности. Предельная полезность как экономическая категория показывает дополнительную полезность товара. понятие Данное каждой имеет дополнительной практическую единицы основу. Ведь полезность сама по себе характеризует одинаковую величину одно и того же блага независимо от его объема, можно сказать, это средняя полезность, или полезность одной единицы. А предельная полезность дает возможность определить оптимальный объем потребляемых благ с учетом заданной величины дохода определенной степени потребности. Закон убывающей предельной полезности был открыт Генрихом Госсеном. Он представляет собой зависимость величины полезности от текущего потребления каждой дополнительной единицы блага, т. е. при повторном акте потребления полезность продукта оказывается уже значительно ниже по сравнению с первоначальной. Например, пусть в роли блага будет булочка. Когда мы едим первую из них, получаем глубокое удовлетворение, особенно если в этом была острая потребность. Постепенно наедаясь, экономический субъект перестает ее потреблять, и полезность ее начинает падать, пока не достигнет нуля, когда процесс потребления прекращается. Иными словами, закон убывающей предельной полезности можно представить на плоскости в виде наклонной кривой, выпуклой к центру осей X и Y подобно кривой спроса. С данным законом тесно связано понятие максимизации полезности. Чтобы получить наибольшую общую полезность от всего набора потребляемых товаров и услуг в условиях ограниченного дохода, времени и других факторов, необходимо каждое из этих благ потреблять строго в таком количестве, чтобы их предельные полезности по отношению к ценам составляли одну и ту же величину. Иными словами получается, что последний рубль, который потребитель платит за покупку, например мяса, должен составлять точно такую же полезность, как и рубль, затраченный на приобретение хлеба или другого товара потребительской корзины. Иначе правило максимизации полезности называется условием равновесия потребителя. Получается, что от всех благ, которые экономический субъект потребляет, он остается одинаково удовлетворен. В этом случае покупатель наиболее рационально использует денежные средства собственного бюджета и максимизирует выгоду от своего потребительского выбора. Теория потребительского выбора Как рациональный экономический субъект потребитель основной целью своей хозяйственной деятельности ставит максимизацию полезности потребления в условиях ограниченности ресурсов, в том числе и дохода. Он всегда стремится получить как можно больше благ для собственного потребления, имея при этом минимальные издержки. Рациональный выбор потребления - основа потребительской теории. При реализации принятого решения, касающегося состава потребительской корзины, экономический субъект всегда обращает внимание на современную рыночную ситуацию, поэтому руководствуется следующими факторами. 1. Потребительские предпочтения. Покупатель в своем выборе прежде всего опирается на собственные предпочтения, вкусы и желания, поскольку именно они в первую очередь определяют состав его потребительской корзины. Однако такая встроенная структура рынка, как реклама, способна вызывать искусственные потребности. В результате этого экономический субъект приобретает те товары, в которых он совсем не нуждается, но которые активно рекламируются с лучшей стороны на телевидении и в СМИ. 2. Рациональность выбора. Потребитель на рынке стремится к покупке такого набора благ, полезность от потребления которых была бы максимальной. Это может быть достигнуто в том случае, когда потребитель делает свой выбор осознанно, при этом учитывая возможную полезность различных альтернативных благ. 3. Бюджетные ограничения. Субъект и его выбор всегда ограничен величиной дохода, которым он располагает на определенный момент времени. Именно в этих рамках за вычетом денежной суммы на сбережения он и приобретает те или иные блага. Иными словами, по первому экономическому закону доход всегда ограничен, а потребности человека имеют свойство бесконечного роста, поэтому покупатель вынужден ограничиваться в своих желаниях. 4. Относительность цен. На совершенном рынке непременным условием получения предпринимателем его прибыли являются цены на товары и услуги, установленные в результате соотношения спроса и предложения. Цены являются определяющим фактором осуществления потребительского выбора, поэтому также оказывают большое влияние на величину рыночного спроса. Особенно важна система относительных цен, иными словами, потребитель выберет из всех качественных товаров более дешевый, из однородных по цене более качественный. Этим определяется рациональность потребителя, его желание осуществить максимально полезный выбор. Два товара по-разному удовлетворяют потребности, поэтому их всевозможные комбинации (одинаково полезные) формируют кривую безразличия. Отказывая себе в потреблении одного товара, субъект может компенсировать это потреблением исключительно другого в большем количестве. Следовательно, покупателю безразлично, какую комбинацию товаров он получит, главное, чтобы их полезность была одинакова. Все кривые безразличия, наложенные на одну плоскость, дают нам карту кривых безразличия, посредством чего находятся все возможные комбинации благ. Равновесие потребителя достигается в том случае, когда он может получить наибольшую полезность от потребления при заданной величине дохода, рыночных цен и иных рыночных характеристиках экономики. Правило максимизации полезности гласит: последний рубль, затраченный на один вид продукта, должен по своей полезности быть равным рублю, затраченному на приобретение другого товара. Общая модель поведения потребителя Каждый экономический субъект в процессе своей жизнедеятельности рано или поздно сталкивается с проблемой доходности, под которой понимается финансовая способность приобретать необходимые товары и услуги. Потребители, осуществляя свой выбор на рынке готовой продукции, ориентируются на собственные потребности, предпочтения и вкусы. Именно они, а также структура дохода и уровень цен определяют состав потребительской корзины. Таким образом, поведение экономически потребителя можно сложный процесс представить обобщения и как анализа потенциальных потребностей и привычек, которые так или иначе формируют величину спроса и оказывают значительное влияние на структуру предложения на потребительском рынке. Следует отметить, что экономически человек - существо рациональное, поэтому он ищет наибольшую выгоду от сделок, т. е. стремится сделать такую покупку, которая удовлетворила бы его потребности и в то же время подходила по цене. Здесь не последнюю роль играет система относительных цен. Это означает, что потребитель между двумя товарами, одинаковыми по всем качественным характеристикам, но различающимися по цене, непременно выберет более дешевый. Полезность блага характеризует его важность, необходимость в приобретении для экономического субъекта. Соответственно товары, которые направлены на удовлетворение первичных потребностей, наиболее полезны. Но по закону Г. Госсена получается, что, осуществляя процесс потребления, экономический субъект первоначально получает наибольшую полезность и удовлетворение, а затем с каждой дополнительной единицей блага - все меньше и меньше, и в момент насыщения полезность составляет величину, равную нулю. В связи с этим можно сказать, что потребительское поведение может быть изучено с точки зрения определенных факторов. Это позволит составить общую модель рационального потребителя: 1) субъект всегда стремится к рациональности на основании существующих потребностей, он принимает решение, ставит цель и пытается извлечь максимальную пользу из своих действий; 2) экономический выбор осуществляется исключительно на основе потребительских предпочтений и возможностей, и как факт, совершаются торговые сделки на рынке товаров и услуг; 3) наличие бюджетных ограничений. Покупатель, приобретая товары и услуги, рассчитывает только на денежную сумму своего дохода или сбережений. Порой эта величина сильно ограничивает субъекта в выборе, особенно если заработная плата или другие факторные доходы не соответствуют динамике цен в стране и уровню жизни; 4) важным условием покупки является ее доступность по цене, а также существующее противоречие между ценой и качеством. Стремление купить более дешевый товар не всегда оборачивается выгодой для потребителя, поскольку такой товар может иметь отрицательные характеристики, вредные для здоровья. Однако существует ряд случаев, когда цена не отвечает за качество, например, распродажи, скидки и другие программные акции фирм-производителей. Эффект дохода и эффект замещения Закон спроса характеризуется тем, что объемы покупок и благ, предназначенных для потребления, связаны с ценой обратной зависимостью. Сама структура спроса непосредственно зависит от действия рыночного механизма и условий купли-продажи, которые должны устраивать обе стороны: производителей, которые поставляют на рынок товаров и услуг готовую продукцию и покупателей, которые действуют в соответствии со своими потребностями. Таким образом, для того чтобы объяснить структуру и мотив действий субъекта, необходимо определить суть понятий "эффект дохода" и "эффект замещения". Эффект дохода (Y). Посредством данного показателя определяется степень динамики доходов потребителей и соответственно - формирование их спроса на тот или иной товар при изменении общего уровня рыночных цен. Так, например, если снизить цену на какой-либо продукт в два раза, это значит, что на реальный доход, который остался неизменным, можно приобрести в два раза больший объем товаров и услуг. В результате возникает эффект богатства, который действует на уровне макроэкономики: если цены снижаются, а уровень дохода остается прежним, то экономический субъект чувствует себя богаче ровно во столько раз, во сколько растет количество приобретаемых благ. То есть получается, что деньги те же, а товаров больше. Однако если объем потребления необходимо оставить на прежнем уровне, то на оставшиеся деньги можно приобрести некоторое количество других товаров. Это делает потребителя реально богаче и тем самым повышает спрос на рынке товаров и услуг. Заметим, что даже при приостановлении роста спроса при дальнейшем понижении цены количество продаж данного продукта будет увеличиваться, так как начнут удовлетворять потребности люди образом, эффект с более низкими дохода представляет доходами. собой Таким количественное изменение структуры спроса покупателей как следствие динамики их доходов и платежеспособности. В свою очередь эффект замещения представляет собой зависимость потребительского спроса от динамики уровня цен без влияния структуры доходов. При этом спрос ориентируется на систему относительных цен. Исходя из вышеприведенного примера можно сделать вывод, что по сравнению с другими товарами на рынке те, на которые цены были снижены, стали более дешевыми. Это соответственно вызывает рост спроса, поскольку потребители начнут приобретать именно эти блага, а не те, которые имеют такое же назначение, но стоят относительно больше. Это объясняется стремлением индивида максимизировать полезность от потребления заданного набора благ. Следует заметить, что эти два понятия (эффект дохода и эффект замещения) существуют не раздельно, а действуют в экономике совместно. Как ранжированы известно, по все степени блага на рынке качественности: могут быть нормальные, низкокачественные и товары Гиффена. Это когда потребляются нормальные товары, оба эффекта действуют в одном направлении, а потребитель по мере роста дохода увеличивает спрос на них. Каждый этап в снижении уровня рыночных цен вызывает все больший и больший спрос. Когда падают цены на рынке низкокачественных товаров, эффект дохода действует в обратном направлении от эффекта замещения. С одной стороны спрос на уцененный товар теоретически начинает возрастать. В то же время, когда цены снижаются, а доход остается неизменным, возникает эффект богатства, в результате чего потребители начнут отдавать предпочтение более дорогим товарам. Для товаров Гиффена эффект дохода перевешивает эффект замещения. Иными словами, когда начинают расти цены на товары первой необходимости во время дефицита, спрос на них не то что остается неизменным, он планомерно и быстрыми темпами растет. Такая реакция потребителя объясняется тем, что товары Гиффена по сути удовлетворяют первичные потребности, и их потребление не уменьшается даже с ростом цены. Например, если картофель или хлеб начинают дорожать, люди все равно продолжают их покупать, а в условиях кризисности вообще начинается ажиотаж. Бюджетное ограничение и понятие потребительской корзины Потребитель, подчиняясь принципу рациональности предпочтения, всегда стремится к приобретению такого набора благ, который максимально отвечает его потребностям, способен принести наибольшую полезность и соответствует его платежеспособности, т. е. определенной величине дохода на тот момент времени. Поэтому нельзя приобрести все и сразу, ведь выбор экономического субъекта не произволен, он находится под влиянием ряда рыночных факторов. Главным неценовым фактором является уровень дохода, поскольку посредством него определяется платежеспособность экономического субъекта, т. е. его возможность осуществить те или иные покупки. Величина дохода играет самую важную роль при формировании спроса и оказывает существенное влияние на установление рыночного равновесия. Бюджетное ограничение выступает в роли барьера на пути к совершению на рынке сделки купли-продажи, оно может возникнуть вследствие нестабильности цен или доходов. Иными словами, экономический субъект имеет возможность выбора только в рамках имеющейся у него денежной суммы. С другой стороны с развитием системы кредитования широкое распространение получили покупки "в долг" с обязательством возврата на определенный момент времени с возмещением процентов. Опираясь на данное определение, можно ввести еще одно понятие, которое крайне важно для характеристики рыночной системы. Потребительский набор может быть представлен как возможная комбинация товаров и услуг, которая может быть приобретена на имеющуюся в наличии денежную сумму при определенном уровне ценообразования. При этом в состав потребительской корзины должны быть включены те блага, которые необходимы в первую очередь. Для каждого отдельного экономического субъекта состав потребительской корзины будет различен, поскольку потребности крайне дифференцированы не только вследствие разности вкусов, но и в результате чрезмерной дифференциации доходов в стране. Подобно закону рыночного спроса бюджетная линия описывает обратную зависимость объемов потребления от цен. Чем выше уровень цен в стране, тем меньше возможности у потребителя осуществить "полноценную" покупку и соответственно приобрести запланированный объем товаров и услуг. Следует заметить, что закон оптимального потребления Вильфредо Парето играет большую роль при определении структура потребительской корзины и осуществлении экономического выбора. Доход находится в определенных рамках и составляет абсолютную величину, в то время как потребности призывают к приобретению не одного товара. Поэтому субъект всегда стоит пред выбором, он должен решить вопрос, какое благо для него наиболее важно и в каком количестве необходимо его приобрести. Таким образом, здесь работает собственное принцип Парето-эффективности: "нельзя благосостояние без того, чтобы не улучшить уменьшить благосостояние другого". Иными словами, чтобы потребить, а изначально приобрести какое-либо благо в несколько большем количестве, необходимо отказаться от потребления другого. Только так можно определить оптимальную комбинацию благ, которая позволит осуществить рациональный выбор. 7. Кривые безразличия Любой экономический субъект в процессе своей жизнедеятельности так или иначе в определенный момент времени выступает потребителем товаров и услуг, факторов производства и иных благ. Сами производители товаров и услуг в процессе своей деятельности вынуждены закупать необходимые материальные ресурсы и фактор "рабочая сила" на рынке факторов производства. Покупатель согласно собственным предпочтениям, вкусам, уровню дохода предъявляет спрос на рынке товаров и услуг на нужную ему продукцию, что является фактором, определяющим масштабы производства. Потребление, как известно, имеет качественные ограничения, основным платежеспособность. из которых является Имея определенную величину дохода, экономический субъект вынужден регулярно планировать состав потребительской корзины, т. е. выбирать те товары и услуги, которые наиболее необходимы ему сегодня и которые он в состоянии оплатить исходя из своих возможностей. Таким образом, для изучения большинства микроэкономических явлений, которые непосредственно связаны с проблемой рационального выбора потребляемых благ, используются кривые безразличия. Кривая безразличия представляет собой линию, которая содержит в себе все комбинации товаров и услуг, дающих одинаковую полезность. Иными словами, потребителю все равно, какое соотношение предпочесть. Будем считать, что субъект имеет строго регламентированную величину дохода, и большая его часть за определенный временной период тратится именно на потребление. Для простоты примера предположим, что потребление строится на основе двух благ: А и Б. Любому благу потребитель дает оценку с точки зрения полезности, поэтому всегда существует такая комбинация этих товаров, полезность которой будет одинаково высока. Из принципа Паретоэффективности следует, что, потребляя одно благо в меньшем размере, имеешь возможность потребить другое в большем. При этом абсолютно неважно, как будет строиться комбинация, поскольку самое главное - это максимальное удовлетворение существующих потребностей. Иными словами, экономическому субъекту все равно, потребит он 3 единицы блага А и 4 - блага Б или наоборот, лишь бы они максимально полно удовлетворяли его потребности. Кривая безразличия описывается обратной пропорциональностью в потреблении заданных благ А и Б, соответственно она имеет отрицательный наклон. Иными словами, когда мы отдаем предпочтение одному типу блага, второе автоматически начинаем потреблять меньше. Это как составные части единого целого. Дело в том, что величина дохода строго ограничена, и вследствие стремления потребностей к положительной бесконечности просто невозможно купить все и сразу, чем-то обязательно придется на данный момент времени пожертвовать. Можно сделать вывод, что данные товары не являются заменителями (субститутами) и наиболее ценны именно по отдельности. Если говорить о товарах-заменителях, то их взаимосвязь описывается простой линейной функцией, которая и является на плоскости кривой безразличия. Вообще кривая безразличия не может быть представлена в единственном варианте. Она зависит от уровня потребления, поэтому может легко "скользить" в пределах плоскости, в которой мы ее рассматриваем. Соответственно данная кривая смещается вверх при росте потребительского спроса и, наоборот, вниз при его падении. Карта кривых безразличии складывается из нескольких наложенных на одну плоскость, кривых безразличия, каждая из которых показывает свой "спрос". Она способна распределить все блага в порядке возрастания их полезностей. Это позволяет определить наиболее оптимальную структуру выбора, которая стоит перед каждым экономическим субъектом. Функции полезности. Количественная и порядковая полезность Полезность - это необходимое условие, которым должно обладать благо для того, чтобы экономический субъект согласился его приобрести. Кроме того, на потребительский выбор влияет не только структура полезностей, но и потребности, для удовлетворения которых на рынке осуществляются процессы купли-продажи. В рамках маржиналистской теории существуют два основных подхода к измерению полезности: количественный и ординалистский. Количественный подход, иначе кардиналистский. Представителями данной теории полезности являются У. Джеванс, К. Менгер и Л. Вальрас. Они предположили, что полезность благ может быть измерена количественно в неких абсолютных единицах, называемых ютилями (или утилями). Таким образом, общая полезность от потребления набора благ есть функция от полезностей отдельных товаров и благ. С одной стороны данный метод, казалось бы, позволяет достаточно легко и быстро определить полезность любого товара или его единицы. Ведь крайне удобно выразить полезность через конкретные величины - посредством этого можно легко сравнить полезности по всем наборам благ и выделить оптимальную величину потребления. Однако количественный подход имеет несколько значительных недостатков, которые не позволяют использовать его в качестве стандартного и экономически верного. Дело в том, что невозможно ранжировать все вещи, товары и услуги по величине полезности. Ютиль - это нестандартная единица измерения, поэтому нельзя абсолютно точно сказать, чему он равен и как устанавливается, т. е. отсутствует сам механизм соотнесения. В соответствии с этим получается, что каждому благу совершенно необоснованно может быть приписана практически неопределенная величина. Иными словами, не существует в мире такого прибора, который бы мог измерять полезность. Кроме того, как можно рассчитывать общую полезность благ, если она сама по себе различается по всем общественным группам и на уровне индивида. То, что может быть удобно одному человеку, что полностью удовлетворяет его потребности, не может быть применимо к другим. Дело в том, что потребности носят различный характер, дифференцированную структуру и удовлетворяются каждым экономическим субъектом по-разному. Порядковый подход, или ординалистский. Основными идеологами данной концепции являются итальянский ученый Вильфредо Парето, Джон Ричард Хикс, ученик Дж. М. Кейнса и русский экономист Е. Слуцкий. Здесь полезность представляет собой функцию от набора из двух благ и подразумевает их попарное сравнение (X и Y сравнимые товары). На базе этого, основными принципами данного подхода являются следующие: 1) выбор потребителя зависит только от качества, количества и цены товаров и услуг, т. е. воздействие любых внешних эффектов полностью исключается. Это соответственно противоречит теории о том, что определяющим фактором потребления является величина дохода. Таким образом, мы видим, насколько противоположны взгляды рассматриваемых нами подходов; 2) потребитель способен упорядочить все возможные комбинации благ; 3) потребительское предпочтение носит транзитивный характер. Например, если полезность товара А больше полезности товара В, а В - больше С, то покупатель, осуществляя свой выбор, предпочтет благу С благо А. Соответственно, если полезность А = В, а В = С, то А=С. Это значит, что полезности двух благ (А и С) совпадают, следовательно, потребителю все равно какое благо выбрать, ведь самое главное - то, чтобы потребность была удовлетворена; 4) потребитель всегда предпочитает больший набор благ меньшему. Тестовые задания (выбрать правильный вариант ответа) В точке касания кривой безразличия и бюджетной линии данный потребитель приобретает 2 кг мяса по цене 60 руб. за килограмм и 4 кг рыбы по цене 80 руб. за килограмм. Предельная норма замещения рыбы мясом равна: а)1/4; б)6/8; в)8/6; г)4/2; Д) 2/4. 2. Наряду с Дж. Хиксом концепции определения эффекта замены и эффекта дохода разрабатывал: а) В. Паретто; б) Дж. Кейнс; в) Г. Госсен; г) B.C. Войтнинский; д) К. Маркс; е) Е.Е. Слуцкий. 3. Бюджетная линия представляет собой: а) линию общей полезности товара; б) линию, отражающую потребности и желания потребителя; в) линию, отражающую возможности потребителя; г) линию максимального удовлетворения потребителя; д) линию предельной полезности. 4. Если 1 кг яблок по цене 50 руб. за килограмм доставляет потребителю О. Смирновой удовлетворение в размере 30 ютилов, какое количество ютилов удовлетворения доставит О. Смирновой 1 л персикового сока по цене 25 руб. за литр, если она находится в состоянии равновесия? а) 30; 6)40; в) 25; Д) 15; е)5. 5. Если для Е. Петровой потребление одного сандвича имеет предельную полезность 10 ютилов, то потребление второго сандвича будет иметь предельную полезность: а)меньше 10 ютилов; б)больше 10 ютилов; в)равную 10 ютилам; г)ответ зависит от цены сандвича. Задачи Задача 1 Функция полезности студента А. Максимова имеет вид U= 2XY, где Хколичество билетов в кино, а 7- количество покупаемых видеокассет. Ежемесячные расходы Максимова на эти товары составляют 500 руб., цена билета в кино - 50 руб., цена видеокассеты - 150 руб. Определите оптимальный объем среднемесячных закупок видеокассет и посещений кино. Как изменится спрос Максимова на эти товары, если цена видеокассет возрастет до 200 руб.? Задача 2 В набор потребителя входят два товара - пиво и раки. Общая полезность характеризуется следующими данными: Количество кружек 1 2 3 4 5 6 пива Общая полезность Количество раков Общая полезность 10 10 7 18 20 13 24 30 18 28 40 22 31 50 25 33 60 27 Цена одной кружки пива равна 10 долл., цена одного рака -50 центов. Общий доход потребителя, который он тратит на пиво и раков, равен 25 долл. Какое количество кружек пива и раков покупает рациональный потребитель в состоянии равновесия?
«Микроэкономика» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot