Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Международная торговля

  • 👀 217 просмотров
  • 📌 188 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Международная торговля» docx
Глава 12 Международная торговля Вопросы 1. Основные характеристики глобализации, торговые организации и показатели международной торговли. 2. Абсолютные преимущества в международной торговле. 3. Сравнительные преимущества в международной торговле. 4. Влияние обменных курсов валют на международную торговлю. 5. Ограничение международной торговли. Вопрос 12.1.1. Основные характеристики глобализации В основе процесса глобализации стояли потребности ТНК в новых рынках и поэтому им нужно было свободное перемещение капитала и товаров, обмен валют и даже перемещении рабочей силы, во всяком случае экспатов, чтобы начать дело в другой стране. И они этих свобод добились. Они – активные субъекты глобализации. Наряду с такой торговой глобализаций существует глобализация НТП – распространение по миру новых технологий. Придуманная лампочка Эдиссона распространяется по миру, сейчас светодиодная лампочка распространяется в 100 раз быстрее. В результате в любой стране один и тот же набор товаров и дорогой хендмейд, как противовес глобальной унификации. Противники: не стоит абсолютизировать технологический детерминизм. Отказ от симуляции потребностей, которые избыточны и ведут к перерасходу ресурсов. НТП формирует новые потребности, но и новые издержки не только в одной стране, но и издержки вследствие распространения нового, замену оборудования, переобучения работников. Например, навязывание фильтров для воды в городе с чистой водой из-под крана. 1. Рост экспорта обгоняет рост ВВП, что ведет к углублению общественного разделения труда. 2. Глобализация ведет к перераспределению ресурсов. Перемещение производства перемещает и доходы: средний класс растет в развивающихся странах быстрее, чем в развитых. 3. Оборот на международном фондовом и валютном рынках в сотни раз больше оборота международной торговли. 4. Противоречие глобализации и национальных приоритетов. Транснациональные корпорации (ТНК) создают свое всемирное правительство бизнеса и национальные границы служат им помехой, как и национальные правительства. 5. Долговая зависимость от международных кредитов. 6. Существование тенденции объединения отдельных стран в блоки с взаимными преференциями. 7. Широкое распространение интернет платформ. Происходит взрывной рост интернет-торговли. Компании платформы (Platform Company - Alibaba, Alphabet,Amazon.com, Baidu, eBay, Facebook,JD.com,Twitter…) в несколько раз обогнали интернет-компании. Количественные параметры глобализации состоят в двух-трехкратном превышении темпов роста международной торговли и движения капитала над динамикой мирового производства, в превышении стоимости продукции переданного производства (с помощью продажи патентов, лицензий, know-how) над оборотами международной торговли (23 трлн долл. против 12 трлн долл.)1. Организационно-правовая форма передачи производств — совместные, дочерние предприятия. Выгода материнских компаний состоит в передаче технологий и образцов техники второго — третьего поколений, освобождении мощностей для производства продукции четвертого — шестого поколений, захвате рынков и их привязке к данной торговой марке. Выгоды принимающих стран — получение современных технологий, предприятий, менеджмента, рабочих мест, налогов, культуры производства. Вопрос 12.1.2. Международные экономические организации 1. Организация Объединенных Наций (ООН), международная организация, основанная в 1945, со штаб-квартирой в Нью-Йорке. ООН создана союзными державами-победительницами после окончания Второй мировой войны. ЮНКТАД (United Nations Conference on Trade and Development) 2. Organisation for Economic Cooperation and Development (OECD) “По итогам заседания совета ОЭСР 12 марта 2014 г. ОЭСР временно приостанавливает деятельность, связанную с процессом вступления Российской Федерации. По просьбе государств-членов организации, генеральный секретарь уведомил Российскую Федерацию о принятом решении. "ДОРОЖНАЯ КАРТА" ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К КОНВЕНЦИИ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ОЭСР (принята на 1163-й сессии Совета ОЭСР 30 ноября 2007 г.). Применительно к ВТО следует подчеркнуть, что членство в этой организации рассматривается в качестве важнейшего условия членства в ОЭСР 3. Всемирная Торговая Организация (ВТО) (World Trade Organization – WTO) – функционирует с 1 января 1995 В международной торговле возникли объединения стран, построенных на принципе свободы торговли внутри блока и торговых ограничений для других стран. Объединение суверенных государств на основе международного права может быть договором только на некоторый срок. Например, различие налогообложения в странах делает неравной конкуренцию товаров внутри союза, что ведет к противоречиям между странами. 1. Зона свободной торговли предполагает ликвидацию таможенных пошлин, квот и налоговый барьеров в торговле между странами договора, но они сохраняют каждая свой уровень таможенной защиты по отношению к третьим странам. Таможни и пропускные пункты между ними остаются. Пример: North American free trade association (NAFTA) была создана в 1993 г., в его состав входят США, Канада и Мексика. Тарифы сокращены еще в 1999 г. между США и Канадой, а Мексика распрощалась с тарифами в 2009 г. Нетарифные ограничения сохраняются, особенно в текстильной промышленности и аграрном секторе экономики. В сентябре 2018 года Соединенные Штаты, Мексика и Канада достигли соглашения о замене НАФТА соглашением между США, Мексикой и Канадой (USMCA), которое вступило в силу с 1 июля 2020 г. Труд не менее 16 долл в час.. 2. Таможенный союз включает беспошлинную торговлю между странами-участницами союза, и установление единого таможенного тарифа на его границах. Таможенный союз предусматривает образование «единой таможенной территории». Пример: Таможенный союз Евразийского экономического союза Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России. Приведем описание конкретных блоков (суперрегионов): В Латинской Америке: • Ассоциация интеграции Латинской Америки The Latin American Integration Association / Asociación Latinoamericana de Integración / Associação Latino-Americana de Integração (LAIA / ALADI). В нее вошли 13 стран с первоначальной целью создания общего рынка. Но в последующем деятельность свелась к урегулированию проблем двусторонних торговых отношений между странами - участницами; • Общий рынок Юга (МЕРКОСУР) и Андское сообщество наций Mercado Común del Sur (Mercosur), Andean Community of Nations. Представляют собой таможенные союзы, которые являются компонентами продолжающегося процесса интеграции Латинской Америки, связанной с Союзом Южноамериканских Наций. • Союз Южноамериканских Наций Union of South American Nations (исп.-Унион-де-Naciones Suramericanas, УНАСУР). Межправительственная организация, объединяющей 12 стран Латинской Америки. Атрибутами нового после Евросоюза сообщества станут единая валюта, парламент, свобода передвижения (единый паспорт). Южно-Американский банк УНАСУР предполагается разместить в Боливии, Южно-Американский парламент – в Венесуэле. По оптимистичным прогнозам полный союз, как у ЕС, возможен к 2019 году. Но этого не произошло. В 1993 г. создана Азиатская свободная зона Asian free trade aria (AFTA). Планы достигнуть сокращения внутренних тарифов до максимальных 5%, а по большинству товаров вообще торговать без тарифов. В Африке Economic community of Western African states (ECWAS) пытается создать общий рынок между своими членами. Два наиболее могущественных блока — это USMCA (бывшее NAFTA) и Европейский Союз. Европейский Союз (EU). Европейское экономическое сообщество (European Economic Community) было создано в 1957 г. шестью странами: Бельгией, Италией, Францией, Люксембургом, Нидерландами и ФРГ. Сообщество было задумано как общий рынок со свободным перемещением товаров, труда, предприятий и капитала. В 1973 г. к ЕЭС присоединились Великобритания, Ирландия и Дания. Греция присоединилась в 1981 г., Испания и Португалия — в 1986 г Маастрихтским договором в 1992 г. Европейское сообщество было преобразовано в Евросоюз European Union. Договор был предпринят с целью дальнейшей интеграции Западной Европы. Швеция, Финляндия и Австрия вошли в ЕС в 1995 г. Затем к нему присоединились страны Восточной Европы и бывшие прибалтийские республики СССР (2004 г). Функционирование этого блока, как интегрированного целого, было юридически закреплено Лиссабонским договором 2007 г, который вступил в силу в 2009 г. Евросоюз объединяет 500 млн. жителей и производит 23 % мирового ВВП. ЕС — это прежде всего общий рынок с общей валютой и свободным перемещением людей, товаров, капитала и услуг. Он придерживается единой продовольственной политики, интеграции высшего образования, оказывает поддержку отстающим странам-членам, ведет борьбу с монополиями, осуществляет гармонизацию налогообложения. Основной налог — это налог на добавленную стоимость (VAT). Его ставка различна в разных странах (от 15 до 23%). Примерно равное налогообложение нужно, чтобы капиталы не стремились перемещаться по ЕС в поисках лучших условий. Вопрос 12.1.3. Показатели внешней торговли Являются показателями открытости экономики. Экспортная квота = Ех/ ВВП Чем больше экспортная квота, тем глубже участие страны в международных экономических связях. Высоким считается показатель, превышающий 30%. Недостаточная емкость внутреннего рынка вынуждает страны с небольшим населением быть открытыми. Нидерланды — 57%,  Люксембург — 40%, Швеция — 34%, Швейцария — 32%. С другой стороны, с большим ВВП и внутренним рынком имеют невысокую экспортную квоту: США — 7%, Япония — 12%. Другая причина узости внутреннего рынка – это низкие доходы населения, неспособного купить производимое внутри страны. Импортная квота = Im/ ВВП Показатель импортной квоты обычно высок в развивающихся странах. Высокая доля импорта означает зависимость от внешних поставок и оценивается с позиции национальной безопасности на случай разрыва торговых связей. Структура импорта имеет значение для экономического роста в стране и для экспорта. Если в импорте есть комплектующие и сырье, используемые для производства экспортной продукции, то зависимость от импорта распространяется и на возможность производства изделий для экспорта. Внешнеторговая квота = (Ех + Im) / ВВП. В РФ за период с 2014 по 2018 гг. выросла с 47,78% до 49,07%. Отсюда следует, что роль импорта в экономике России по-прежнему остается довольно высокой, поэтому более действенной стратегией для страны будет являться не столько импортозамещение, сколько экспортоориентированное развитие Индекс условий торговли (ИУТ) есть отношение индекса средних экспортных цен к индексу средних импортных цен. Изменение этого индекса служит показателем места страны в мировой торговле. Если показатель больше единицы, то условия внешней торговли благоприятны. Например, сильное снижение данного индекса в РФ в 2015 году произошло на фоне снижения цен на мировых рынках экспортируемых Россией товаров и повышения импортируемых товаров. В 2019 ИУТ=94,8:97,8=0,97. В 2020 падение цен на нефть существенно снизило этот индекс.2 2013 2014 2015 2019 2021 0,93 0,97 0,7 0,97 1,12 Рисунок 1. Динамика индекса условий торговли Источник: Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс] // Внешняя торговля Российской Федерации по основным странам и группам стран. Индексы внешней торговли Российской Федерации в феврале 2021 года (февраль 2020г. = 100, в среднегодовых ценах 2020г.)   Экспорт Импорт Индексы     в том числе:   в том числе:   Во все в страны в страны Из всех из стран из стран   страны дальнего СНГ стран дальнего СНГ     зарубежья     зарубежья   Средних цен 119,0 120,3 111,6 105,9 105,9 106,0 Индекс условий торговли = 119/105,9 1,12 Показатели открытости во внешней торговле могут вводить в заблуждение, если их анализировать без других показателей экономического развития. Например, США и Япония с их огромными объемами товарооборота (экспорта + импорта) имеют низкие проценты по экспортным и импортным квотам. Беднейшие страны, экспортирующие сырье, выглядят как активные участники международного разделения труда. Вопрос 12.2. Эффективность международной торговли и абсолютные преимущества Наиболее известные дебаты в Британском парламенте по поводу свободы торговли имели место в начале XIX в. В это время владельцы земли, лендлорды, контролировали парламент. В Англии были приняты хлебные законы, ограничивающие таможенными пошлинами и не таможенными ограничениями импорт дешевого зерна из Франции. Законы тормозили импорт и поощряли субсидиями экспорт зерна, и внутренние цены были высоки. Ограничения были выгодны лендлордам, поскольку их рентный доход зависел от внутренних цен на хлеб. Промышленная революция вывела на сцену класс нуворишей капиталистов. Их доходы уменьшались от высоких цен на продовольствие, поскольку они должны были платить высокую зарплату рабочим. Началась политическая борьба за отмену хлебных законов в парламенте, которые отменили в 1848 г. Давид Рикардо (David Ricardo) как член парламента ратовал за их отмену. Его основная работа «Принципы политической экономии и налогообложения» была опубликована в 1817 г., за два года до его членства в Парламенте. Теория сравнительных преимуществ, которую он использовал в дебатах против хлебных законов, показывает, что торговля дает возможность странам специализироваться на производстве того, что у них удается лучше всего. То, что хуже получается, стоит покупать. Страна сравнивается сама с собой, а не с другой страной. Все дело в ограниченности ресурсов. Их выгоднее использовать полностью в эффективном производстве и покупать из-за рубежа остальное, даже если в стране это остальное можно было бы делать эффективнее, чем за рубежом. Специализация и свободная торговля приносят выгоду всем торгующим странам, даже самым неэффективным из них. Основной аргумент против актуален и сегодня для России. Взгляды депутатов Думы и правительства во многом схожи со взглядами тех лендлордов. Они за ограничение импорта для защиты национального производителя и поощрение экспорта. В итоге реальная зарплата в стране, выраженная в совокупности покупаемых населением товаров, снижается, а потребитель получает некачественные продукты при ограничении зарубежной конкуренции. Фирмы вынуждены платить зарплату, обеспечивающую возможность покупать дорожающие продукты, что снижает их прибыли. Рост цен толкает рост зарплат и снова цен, порождая инфляцию. Выигрывают только несколько отраслей, а проигрывает все производство. Напомним, что Китай открыл свой рынок для иностранных товаров, имея преимущество в низкой стоимости труда и никаких преимуществ в технологии производства. Оказавшись в условиях конкуренции, китайские производители начали копировать зарубежные товары и производить аналоги при меньшей себестоимости. Стратегия копирования превратила Китай из преимущественно импортера в экспортера. Абсолютные преимущества Страна имеет абсолютные преимущества, если для производства того же количества продукта использует меньше ресурсов. Для производства пшеницы страна А имеет земли и климат лучше, чем страна Б. Соответственно, она будет получать больший урожай на гектар, затрачивать меньше труда на производство 1 т пшеницы. Теперь представим две страны А и Б, производящие пшеницу и картофель. Пусть каждая имеет 1 га земли и производит 15 т пшеницы и 15 т картофеля. Но страна А использует 0,75 га под картофель и только 0,25 га под пшеницу, а Б — наоборот. Следовательно, производительность труда с 1 га земли в стране А составляет 60 т пшеницы и 20 т картофеля, а в стране Б преимущество за картофелем. Таблица 12.1. Производство пшеницы и картофеля до начала торговли А Б Пшеница 0,25×60 т/га 15 т 0,75×20 т/га 15 т Картофель 0,75×20 т/га 15 т 0,25×60 т/га 15 т Построим кривую производственных возможностей. Для двух товаров это будет прямая линия. Если А весь гектар засеет картофелем, то получит 20 т, а если пшеницей, то 60 т. Страна Б, наоборот, 60 т картофеля и 20 т. пшеницы (См. рис. 12.1). Поскольку каждая из стран имеет абсолютные преимущества в производстве одного из двух товаров, следует ожидать, что специализация и торговля принесут им выгоду. Страна А может производить 60 т. пшеницы, а Б – 60 т. картофеля с гектара, засеяв ими его весь, а не часть земли (см. таблицу 12.2). Соглашение продавать 30 т. пшеницы в обмен на 30 т картофеля увеличит потребление в каждой стране с 15 до 30 и по пшенице, и по картофелю, как это показано в табл.12.2 и рис.12.1. Таблица 12.2. Производство и потребление пшеницы и картофеля после специализации Продукты Производство, т /га Потребление, т А Б А Б Пшеница 60 Пшеница 30 30 Картофель 60 Картофель 30 30 Конечно, такое положение складывается, когда у каждой из торгующих стран есть абсолютные преимущества. По-другому обстоит дело, когда одна страна имеет абсолютные преимущества в производстве обоих товаров. Вопрос 12.3. Сравнительные преимущества в международной торговле Страна имеет сравнительные преимущества, если у нее более низкие вмененные издержки, т.е. ниже упущенные выгоды, чем у другой страны. Предположим, что страна Б уступает стране А в производительности и пшеницы, и картофеля, т.е. у нее нет абсолютных преимуществ. Ее поле менее производительно и следовательно ее продукция дороже, чем у А. Теория Д. Рикардо утверждает, что и в этом случае взаимная торговля будет выгодной обеим странам. Пусть потребители в обеих странах потребляют поровну и пшеницу и картофель. В стране А урожайность выше по обеим культурам. Тогда 1 га земли распределится так, как показано в таблице 12-3. Таблица 12.3. Производство пшеницы и картофеля до начала торговли А Б Пшеница 0,5×60 т/га 30 т 0,75×10 т/га 7,5 т Картофель 0,5×60 т/га 30 т 0,25×30 т/га 7,5 т Покажем, как выгоды торговли будут реализованы в три стадии (таблица 12-4). На первой стадии Б перестает выращивать пшеницу, и весь гектар засевает картофелем. Таблица 12.4. Производство и потребление пшеницы и картофеля до и после торговли Стадия 1. Страна Б не сеет пшеницу А Б Пшеница 0,5×60 т./га =30 т. 0 га, 0 т. Картофель 0,5×60 т /га =30 т 1×30 т /га =30 т Стадия 2. Страна А сокращает площади под картофелем А Б Пшеница 0,75×60 т./га =45 т. 0 га, 0 т. Картофель 0,25×60 т/га =15 т 1×30 т /га =30 т Стадия 3. Страна А продает пшеницу и покупает картофель А Б Пшеница 35 т. 10 т. 10 т . Картофель 35 т 20 т 10 т На второй стадии А под влиянием роста спроса из Б и роста цен на пшеницу расширяет ее производство, занимая под нее 0,75 га вместо 0,5 га. Соответственно, уменьшается производство картофеля до 15 т. Теперь страна А испытывает потребность в дорогом картофеле из Б, поскольку своего дешевого не хватает, а Б - острую потребность в пшенице. Есть основа для взаимной торговли. Страна А отправляет 10 т. пшеницы с гектара в Б и в обмен получает 20 т картофеля. Потребление в обеих странах благодаря торговле повышается и обе вышли за границы своих производственных возможностей. В стране А потребление выросло с 30 до 35 тонн, в стране Б с 7,5 до 10 т. по обеим культурам. Однако следует отметить, что Б стала страной с монокультурой картофеля и попала в полную зависимость от внешней торговли пшеницей. А увеличила благодаря торговле потребление и пшеницы и картофеля на 5т каждого продукта, а Б увеличила вдвое меньше, на 2,5 т. Страна с большей производительностью больше выигрывает от международной торговли. В данном случае возник неэквивалентный обмен 10 т пшеницы из А на 20 т картофеля из Б. Преимущества получают все страны, но количественно эти преимущества значительно больше в развитых странах. Почему страна Б стала специализироваться именно на картофеле, а не на пшенице? Рассмотрим таблицу 12.5. В ней показаны вмененные издержки (количественные потери альтернативного продукта). Когда на фиксированной площади земли производим картофель, теряем пшеницу в соответствии с урожайностью, и наоборот. Таблица 12.5. Вмененные издержки от производства пшеницы и картофеля для двух стран А Б Пшеница 1 т картофеля. 3т картофеля Картофель 1т пшеницы 1/3 т пшеницы Если в стране А 1 га земли передается с производства пшеницы на картофель, то альтернативные издержки производства 60 т картофеля равны потере 60 т пшеницы, или 1т=1т. В стране Б альтернативные издержки производства 30 т картофеля равны 10 т. пшеницы, или 1 т картофеля = 1/3 т пшеницы. Следовательно, в стране Б производя 1 т. картофеля, теряем 1/3 т. пшеницы, в стране А теряем 1 т. пшеницы. Выгоднее в стране Б производить картофель. Теперь рассмотрим альтернативные издержки производства пшеницы. В стране А производство 1т. пшеницы означает потерю 1 т картофеля, а в Б производство 1 т пшеницы означает потерю 3 т картофеля. Следовательно, альтернативные издержки производства пшеницы меньше в А = 1 т картофеля против 3 т. в Б. В стране А выгоднее производить пшеницу. Страна, имеющая меньшие альтернативные издержки производства продукта, имеет по этому продукту сравнительные преимущества в международной торговле. Б имеет сравнительные преимущества по картофелю и ей выгодно специализироваться на нем, покупая пшеницу. Иначе собственное производство каждой тонны пшеницы будет означать потерю 3 т картофеля. Между тем А готова отдать 1 т своей пшеницы только за 1 т картофеля из Б. Страна А имеет сравнительные преимущества по пшенице, и ей выгодно покупать картофель. Собственное производство каждой т картофеля означает потерю 1 т. пшеницы с той же посевной площади. Между тем Б готова отдать 1 т картофеля в обмен только за 1/3 т. пшеницы. Когда страны специализируются на выпуске продукции, по которой они имеют сравнительные преимущества, они максимизируют свой суммарный выпуск и используют ресурсы более эффективно. Например, Голландии выгоднее специализироваться на производстве тюльпанов, а хлеб покупать у России. Хотя производство хлеба в Голландии дешевле, но доход от тюльпанов еще больше. Однако во время войн и неурядиц в международных отношениях, ведущих к эмбарго, страна с узкой специализацией может серьезно пострадать от отказа других стран покупать ее продукцию. Вопрос 12.4. Влияние обменных курсов валют на международную торговлю Обменные курсы устанавливаются на международном валютном рынке под воздействием спроса и предложения. При покупке иностранных товаров мы одновременно должны купить и валюту этой страны, чтобы заплатить ею за товары. Спрос на доллары - кривая D. Если $ станет дешевле в России, например с 65 до 45 руб. (Смотри рис. 12.2), то американские товары станут дешевле для нас. Это расширит спрос в России на американские товары и, следовательно, расширит спрос на $ с Q1 до Q2. Предложение долларов - кривая S. По мере роста цены на $ с 45 до 65 руб. у американцев появляется склонность покупать больше российских товаров. Причина в том, что на один подорожавший $ можно обменять больше рублей и на них купить больше российских товаров. Покупая эти подешевевшие для них товары во все большем количестве, они поставляют на валютный рынок больше долларов. На валютный курс влияют и другие факторы. К ним относятся: изменение вкусов и предпочтений покупателей, относительный национальный доход, относительные уровни цен, относительные ставки процента. Каждый из факторов делает российские товары, услуги и активы более привлекательными, если: • повышается доход зарубежной страны, что побуждает население к росту покупок, в т.ч. и наших товаров, что увеличит предложение долларов. Мы заинтересованы в процветающих соседях, которым сможем больше продать своей продукции; • повышается уровень цен за рубежом, что первоначально делает наши товары относительно дешевыми. Но как следствие повышения цен за рубежом повышение курса рубля ведет к подорожанию нашего экспорта. • в других странах падает ставка процента относительно российской, что привлекает иностранных вкладчиков вложить деньги в наши банки, дающие более высокий процент. Приток валюты увеличивает ее предложение. Все это увеличит предложение долларов и рост курса рубля. Обесценивание рубля ведет к выгодности экспорта и ограничивает подорожавший импорт. Внутренний рынок оказывается защищенным от импорта дешевых товаров, но внутренние цены растут. Получается, что «инфляция рубля» по отношению к доллару ведет к инфляции в рублевой зоне – к росту внутренних цен. Низкий курс рубля вызывает стимулы к отказу от продаж на внутреннем рынке страны, создавая дефициты и рост цен. Верно и обратное. Подорожание рубля ведет к невыгодности экспорта и расширяет подешевевший импорт, создавая ценовую конкуренцию отечественным производителям. По своим последствиям повышение курса национальной валюты является антиинфляционной мерой. Вопрос 12.5. Национальные ограничения международной торговли Торговые барьеры разнообразны. Наиболее широко используются пошлины, субсидии экспортерам и квоты. Все они являются формами протекционизма отдельным секторам экономики от зарубежной конкуренции. Например, на XIII конференции ЮНКТАД (United Nations Conference on Trade and Development) было подчеркнуто: «Некоторые продукты развивающихся стран имеют сравнительные преимущества, но все еще сталкиваются с высокими тарифами в некоторых развитых странах»3. Страны с развитой экономикой настаивают на свободе торговли от национальных ограничений, поскольку им выгодны незащищенные рынки развивающихся стран, на которых они имеют абсолютные преимущества. Наоборот, развивающиеся страны стремятся к тому, чтобы международная торговля способствовала развитию их экономик. Так, Джайант Дасгупта, посол Индии в ВТО, на XIII конференции ЮНКТАД сказал: либерализация торговли должна служить в качестве "инструмента развития" и не должна рассматриваться как самоцель. Либерализация торговли создает победителей и проигравших в краткосрочном периоде, а величина регулирования может быть неприемлемой для развивающихся стран со слабыми внутренними возможностями».4 Таким образом, торговые барьеры будут сохраняться до тех пор, пока различные страны не выровняют свое экономическое развитие до состояния примерно равной конкурентоспособности. Рассмотрим преимущества и недостатки ограничений торговли. Для этого воспользуемся моделью торговли двух стран с разным уровнем развития экономик. Рис. 12.3 демонстрирует отраслевой рынок товаров для международной торговли в странах А и Б. Возможны следующие случаи. 1. Между странами А и Б нет торговли. Товар будет продаваться по цене Р1 в стране А и по цене Р2 в стране Б. 2. Между странами действует режим свободной торговли. Производители страны Б экспортируют товары в страну А, получая преимущества от более высоких цен в ней. В стране А увеличивающееся предложение будет уменьшать цену продукции, а в стране Б уменьшающееся предложение будет цену увеличивать. В равновесии цена продукта станет равной в обеих странах (Р0) и избыточное предложение (Q6 – Q5) в стране Б будет экспортироваться по цене Р0 в страну А, чтобы удовлетворить там избыточный спрос в размере (Q4 – Q1). Это более эффективный выпуск продукции. Свободная торговля приводит к тому, что более высокие издержки в стране А вынуждают сократить производство, в то время как низкие издержки в стране В стимулируют расширение производства. Следовательно, издержки производства по суммарному выпуску в двух странах будут ниже. Однако сокращение производства в стране А вследствие импорта дешевой продукции вызывает критику правительства за его режим свободной торговли и требования защитить национального производителя. 3. Правительство страны А для защиты национального производства вводит на импортируемый продукт таможенную пошлину (тариф), т.е. налог на импорт, что увеличивает его цену в стране А до Р3. У этой политики есть как положительные, так и отрицательные стороны. Производители страны А получают выгоду от того, что могут продать больший объем продукции (Q2) по более высокой цене. Но потребители в стране А при этом теряют от подорожания. Правительство же страны А получает доход в бюджет от таможенной пошлины. В целом введение тарифа приводит к повышению цен, снижению потребления, уменьшению импорта и увеличению внутреннего производства. Производители страны Б понесут потери в силу того, что не смогут долго продавать продукцию в стране А в прежнем объеме (Q4 – Q1) и сократят свой экспорт до (Q3 – Q2). Они будут вынуждены продавать товар по более низкой цене в своей стране. Потребители в стране Б выиграют от снижения цен внутри страны. Опасность политики таможенного барьера состоит в том, что другие страны в ответ также прибегнут к ней, что создаст препятствия для взаимовыгодной торговли. Величина пошлин не должна быть такой, чтобы она не устраняла конкуренцию, поэтому ежегодное снижение пошлин подтолкнет национальное производство к развитию. Например, в 2017 г США предъявили претензии Китаю. (The Economic Report of President. March 2019, Р 505-506 https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2019/03/ERP-2019.pdf) Претензия: Раздел 301: Китай (1) принудительная передача технологий от изобретателей и компаний в США; (2) нерыночные условия для лицензий на технологии; (3) Китайское государственное прямое и облегченное приобретение стратегических активов США; (4) кибернетические вторжения в США в коммерческие сети для кражи коммерческой тайны для коммерческой выгоды. Крупнейшей торговой акцией Соединенных Штатов в 2018 году было введение импортных тарифов на товары из Китая на сумму 250 миллиардов долларов. Тарифы следуют за процессом, инициированным Администрацией Трампа в августе 2017 года. Вслед за США Индия и Япония пообещали рост тарифов на импорт из Китая, но только объявили. В ответ Китай отказался покупать соевые бобы в США и стали их покупать в Бразилии и Аргентине, подняв мировые цены на них. В 2019 г. торговая война нарастала и привела к прямым запретам поставок комплектующих и программного обеспечения в IT секторе. 4. Вместо повышения цен на импорт страна А может ограничить количество ввозимого товара, вводя квоты, и, соответственно, возникнет механизм лицензирования права экспорта товара. Целью введения квоты является защита местной промышленности и занятости. Эффект от квоты, введенной страной А на импорт из страны Б, тот же, что и от пошлин. Просто вместо роста цены, ведущего к ограничению количества покупаемого товара, ограничивается само это количество, ведущее к росту цены. Если страна А ограничивает импорт объемом (Q3 – Q2) вместо (Q4 – Q1), то цена поднимется до Р3, что поможет отечественным производителям (которые теперь могли бы продавать Q2 единиц продукции по цене Р3 вместо Q1 по цене Р0) и в то же время ухудшит положение внутренних потребителей. Импортные ограничения, введенные страной А, повредили бы некоторым производителям в стране Б (не получившим лицензии на экспорт товаров в страну А). Отличие от случая с пошлиной заключается в том, что производители в стране Б, которые добились лицензии на импорт в страну А, будут извлекать прибыль «из воздуха», продавая товар в стране А по цене Р3. Фирмы, не получившие лицензий, будут довольствоваться ценой ниже Р0. Правительство страны А не будет получать доходы от взимания пошлин. В известном смысле по сравнению с тарифами квоты вредят государству, вводящему их, и помогают части производителей другой страны. Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) ведет к сокращению таможенных пошлин. Отрасли национального производства, ориентированные на внутренний рынок чувствуют усиление конкуренции со стороны зарубежных партнеров. Защитой может служить постепенное снижение курса рубля. Необходимо время для развития более эффективного производства, способного противостоять зарубежной конкуренции. Отрасли, ориентированные на экспорт, такие как нефтяная, газовая, производство стали и цветных металлов, существенно выигрывают от вступления в ВТО. Именно им нужен свободный доступ к иностранным рынкам со снижением торговых барьеров. Поскольку именно они дают основную часть дохода государственного бюджета, их лобби встретило поддержку власти. Правительство теряет часть поступлений в госбюджет от снижения пошлин и вынуждено прибегать к налоговым маневрам например, заменяя экспортные пошлины на нефть ростом налога на добычу полезных ископаемых. Краткие выводы Специализация и свободная торговля приносят выгоду всем торгующим странам, (реальная зарплата растет), даже самым неэффективным из них. Страна имеет абсолютные преимущества, если для производства того же количества продукта использует меньше ресурсов. Страна, имеющая меньшие альтернативные издержки производства продукта, имеет по этому продукту сравнительные преимущества в международной торговле. Другими словами, сравнительные преимущества у страны, у которой ниже упущенные выгоды. Страна с большей производительностью больше выигрывает от международной торговли. Низкий курс рубля вызывает стимулы к отказу от продаж на внутреннем рынке страны. Подорожание рубля ведет к невыгодности экспорта и расширяет подешевевший импорт. Национальные тарифные ограничения внешней торговли равноценны по последствиям введению квот, но различны по выгодам и потерям для участников процесса. Вопросы и задания К каким последствиям во внешней торговле России привело падение курса рубля осенью 2014 г.? На основе модели ограничений торговли покажите, к чему ведет ограничение на ввоз продовольствия в Россию в 2015-16 гг.
«Международная торговля» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 96 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot