Метрология, стандартизация и сертификация
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ОПД.Ф.05 Метрология, стандартизация и сертификация :
теоретические основы метрологии; основные понятия, связанные с объектами измерения: свойство, величина, количественные и качественные проявления свойств объектов материального мира; основные понятия, связанные со средствами измерений (СИ); закономерности формирования результата измерения, понятие погрешности, источники погрешностей; понятие многократного измерения; алгоритмы обработки многократных измерений; понятие метрологического обеспечения; организационные, научные и методические основы метрологического обеспечения; стандартизация требований по безопасности транспорта и механизмов для погрузо-разгрузочных работ; конструктивные, технологические и организационные методы формирования качества продукции и услуг; место метрологии и стандартизации в организации транспортного процесса; сертификации продукции и услуг; системы сертификации на транспорте; сертификация услуг по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава; сертификация грузовых и пассажирских перевозок. 150
Темы:
1 ) Физические величины и шкалы измерений
2 ) Международная система единиц SI
3 ) Виды и методы измерений
4 ) Общие сведения о средствах измерений (СИ)
5 ) Организационные основы ОЕИ
6 ) Научно-методические и правовые основы ОЕИ
7 ) Технические основы ОЕИ
8 ) Государственный метрологический контроль и надзор
9 ) Стандартизация в Российской Федерации
10 ) Основные принципы и теоретическая база стандартизации
11 ) Методы стандартизации
12 ) Международная стандартизация
13 ) Правовые основы сертификации
14 ) Системы и схемы сертификации
15 ) Этапы сертификации
16 ) Органы по сертификации и их аккредитация
Лекция № 1. Введение и основные понятия
В современной рыночной экономике конкурентоспособность выпускаемой предприятием продукции определяет жизнеспособность данного предприятия. Одним из главных факторов, влияющих на конкурентоспособность продукции, работ и услуг, является их качество.
Стандартизация, взаимозаменяемость, метрология, технические измерения и сертификация продукции, работ и услуг являются инструментами обеспечения качества. Поэтому они рассмотрены во взаимосвязи с качеством и конкурентоспособностью продукции.
На основе стандартизации сформированы принципы и нормативные акты взаимозаменяемости, метрологии, технических измерений, систем управления качеством и сертификации.
Проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности.
Качество - комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: (разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др.)
Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции.
В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия «качества». Международная организация по стандартизации определяет качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности (стандарт ИСО-8402). Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000
Эти стандарты вторглись непосредственно в производственные процессы, сферу управления и установили четкие требования к системам обеспечения качества. Они положили начало сертификации систем качества. Возникло самостоятельное направление менеджмента — менеджмент качества.
Стандарты ИСО серии 9000 установили единый признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно
регламентировали отношения между производителями и потребителями продукции.
В 1990-е годы появились стандарты ИСО серии 14000, устанавливающие требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции.
Соответствие стандартам ИСО 14000 становится не менее популярным, чем соответствие стандартам ИСО 9000.
Существенно возросло влияние гуманистической составляющей качества. (Усиливается внимание руководителей предприятий к удовлетворению потребностей своего персонала.)
В 1993г. принята новая редакция комплекса государственных основополагающих стандартов «Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС)».
Изменения и дополнения к ней в большей степени приближают организацию стандартизации в РФ к международным правилам и учитывают реалии рыночной экономики.
Полностью обновлены положения ГСС, касающиеся государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований стандартов и правил сертификации. Определенные изменения в соответствии с рекомендациями ИСО/МЭК внесены в терминологию.
Приближение правил отечественной стандартизации к международным отражено и в трактовке требований государственного стандарта (разделение их на обязательные для выполнения и рекомендательные).
Новая система стандартизации дает возможность участвовать в процессе создания стандарта всем заинтересованным сторонам: изготовителям продукции, потребителям, разработчикам проектов, представителям общественных организаций, отдельным специалистам и т. д.
В настоящее время принята новая концепция стандартизации которая направлена на еще большее приближение России к возможности вступления в ВТО.
Взаимозаменяемость выражается в том, что при сборке нет необходимости в подгонке соединяемых деталей и комплектующих изделий, а конечная продукция имеет заданные технические характеристики. Например, (станки обеспечивают установленную точность обработки, автомобили имеют заданную скорость и т. д.)
В машино- и приборостроении широко используют стандартные нормативно-технические документы, стандартные детали, а также комплектующие изделия, изготовленные на специализированных предприятиях, поэтому взаимозаменяемость базируется на стандартизации и способствует ее развитию, а также развитию специализаций и кооперированию в промышленности
Одним из основных условий осуществления взаимозаменяемости является точность деталей по геометрическим параметрам, а также шероховатость поверхностей (в настоящее время оцениваются долями микрометров) Поэтому способы определения действительных значений этих параметров или методы технических измерений весьма трудоемки и требуют соответствующих измерительных средств.
Вопросами теории и практики обеспечения единства измерений занимается- метрология
Ускорение научно-технического прогресса, темпов роста производительности труда, повышение качества продукции (надежности, экономичности, технологичности изделий) неразрывно связаны с увеличением объема экспериментальных работ и, соответственно, с объемом получаемой и перерабатываемой измерительной информации.
Повышаются требования к экспериментальным исследованиям: необходимо сокращать сроки проведения опытных разработок, добиваться высокой точности измерений и результатов научно-исследовательских работ.
Измерения количественно характеризуют окружающий материальный мир.
(Известный русский учёный Б.Я.Якоби образно высказался о значении измерений для человека: "Искусство измерения является могущественным оружием, созданным человеческим разумом для проникновения в законы природы и подчинения ее сил нашему господству").
Измерение может осуществляться при наличии соответствующих технических средств и отработанной техники проведения измерений. В интересах всех стран измерения, где бы они ни выполнялись, должны быть согласованы, чтобы результаты измерений одинаковых величин, полученные в разных местах и с помощью различных измерительных средств, были бы воспроизводимы на уровне требуемой точности.
Эти требования способна обеспечить стандартизация на международном, региональном и национальном уровнях.
Технический контроль является неотъемлемым видом метрологической практики. Часто контроль принято осуществлять по количественным и качественным показателям. Однако при любых обстоятельствах контроль нельзя рассматривать внe связи с измерением.
Для полноценного функционирования любого предприятия требуется соответствующее его профилю деятельности метрологическое обеспечение.
Метрологическое обеспечение (МО) - установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений.
В перечень основных задач метрологического обеспечения в технике входят: определение путей наиболее эффективного использования научных и технических достижений в области метрологии и автометрии,
• стандартизация основных правил, положений, требований и норм метрологического обеспечения;
• определение рациональной номенклатуры измеряемых параметров, установление оптимальных норм точности измерений, порядка выбора и назначений средств измерений;
• организация и проведение метрологической экспертизы на стадиях разработки, производства и испытаний изделий;
• разработка и применение прогрессивных методов измерений, методик и средств измерений;
• автоматизация сбора, хранения и обработки измерительной информации;
• осуществление ведомственного контроля за состоянием и применением на предприятиях отрасли образцовых, рабочих и нестандартизованных средств измерений;
• проведение обязательных государственной или ведомственной поверок средств измерений, их ремонта;
• обеспечение постоянной готовности к проведению измерений;
развитие метрологической службы отрасли и др.
Значимость метрологического обеспечения для народного хозяйства очевидна, так как в нашей стране ежегодно выполняется свыше 20 млрд. измерений, являющихся неотъемлемой частью трудовых процессов.
На основе измерений получают информацию о свойствах сырья, материалов, орудий производства, о состоянии производственных, экономических и социальных процессов. Оценка качества продукции, соответствие изготовленных изделий требованиям технической документации, механизация и автоматизация технологических процессов, процессов регулирования и управления неизбежно связаны с измерениями и измерительной техникой.
Взаимозаменяемость деталей и элементов конструкций, имеющая огромное значение в промышленном производстве, возможна только при условии широкого применения СИ и обеспечения единства измерений при необходимой их точности.
Сертификация продукции, работ и услуг заключается в подтверждении соответствия продукции установленным требованиям и напрямую связана с качеством. (Некачественная продукция не может быть сертифицирована.)
Сертификация направлена на: содействие потребителям в компетентном выборе продукции (услуги); защиту потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя); контроль безопасности продукции (услуги, работы) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; подтверждение показателей качества продукции (услуги, работы), заявленных изготовителем (исполнителем); создание условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.
Система оценки и подтверждения соответствия является одним из механизмов контроля качества и безопасности продукции, работы и услуги и потому должна гармонично сочетаться с другими формами контроля -государственным контролем и надзором, лицензированием, добровольной сертификацией.
Перспективы развития сертификации в России изложены в "Концепции совершенствования сертификации продукции и услуг и перехода к
МЕТРОЛОГИЯ
. Метрология как наука об измерениях
1.1. Понятие и основные проблемы метрологии
Слово «метрология» по своему образованию состоит из греческих слов «метро» - мера и «логос» - учение и означает учение о мерах. Слово «мера» в общем смысле означает средство оценки чего-либо. В метрологии оно имеет два значения: как обозначение единицы (например, «квадратные меры») и как средство для воспроизведение единицы величины.
В современной метрологии термин «мера физической величины» означает средство измерения, предназначенное для воспроизведения и хранения физической величины одного или нескольких заданных размеров. Примером мер являются гири, измерительные сопротивления и т.п.
В соответствии с принятым определением метрология - это наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.
Под единством измерений понимается такое их состояние, когда результаты измерений выражаются в узаконенных единицах величин, а погрешности результатов измерений известны с заданной вероятностью и не выходят за установленные пределы.
Метрология состоит из следующих основных разделов:
◦ теоретическая (фундаментальная) метрология, предметом которой является разработка фундаментальных основ метрологии, таких, например, как общая теория измерений и теория погрешностей, теория единиц физических величин и их систем, теория шкал и поверочных схем и др.;
◦ законодательная метрология, которая представляет собой совокупность обязательных для применения метрологических правил и норм по обеспечению единства измерений, которые функционируют в ранге правовых положений и находятся под контролем государства;
◦ практическая (прикладная) метрология, которая решает вопросы практического применения разработок теоретической метрологии и положений законодательной метрологии, в частности, вопросы поверки и калибровки средств измерений.
◦ Понятие измерения
Измерение является одной из самых древнейших операций в процессе познания человеком окружающего материального мира. Вся история цивилизации представляет собой непрерывный процесс становления и развития измерений, совершенствования средств методов и измерений, повышения их точности и единообразия мер.
В нашей стране проводится более десятки миллиардов измерений в день, свыше 4 млн. человек считают измерение своей профессией. Доля затрат на измерения составляет (10-15) % всех затрат общественного труда, достигая в электронике и точном машиностроении (50-70) %. В стране используется около миллиарда средств измерений. При создании современных электронных систем (ЭВМ, интегральных схем и т. п.) до (60-80) % затрат приходится на измерения параметров материалов, компонентов и готовых изделий.
1.3 Физические величины и их измерения
Физическая величина – одно из свойств физического объекта (физической системы, явления или процесса), общее в качественном отношении для многих физических объектов, но в количественном отношении индивидуальное для каждого из них.
Физические величины в зависимости от правил их измерения подразделяются на три группы:
- величины, характеризующие свойства объектов (длина, масса);
• величины, характеризующие состояние системы (давление,
• температура);
- величины, характеризующие процессы (скорость, мощность).
К нефизическим относят величины, для которых нет единиц измерения. Они могут характеризовать как свойства материального мира, так и понятия, используемые в общественных науках, экономике, медицине. В соответствии с таким разделением величин принято выделять измерения физических величин и нефизические измерения
• система физических величин - совокупность физических величин, образованная в соответствии с принятыми принципами, когда одни величины принимаются за независимые, а другие определяются как функции этих независимых величин;
• основная физическая величина – физическая величина, входящая в систему величин и условно принятая в качестве независимой от других величин этой системы.
• производная физическая величина – физическая величина, входящая в систему величин и определяемая через основные величины этой системы;
• система единиц физических единиц - совокупность основных и производных единиц физических величин, образованная в соответствии с принципами для заданной системы физических величин.
1.4 Шкалы измерений
Понятия физическая величина и измерение тесным образом связаны с понятием шкалы физической величины - упорядоченной совокупностью значений физической величины, служащей исходной основой для измерений данной величины.
1. Шкала наименований (классификации) – это самая простая шкала, которая основана на приписывании объекту знаков или цифр для их идентификации или нумерации. Например, атлас цветов (шкала цветов) или шкала (классификация) растений Карла Линнея.
2. Шкала порядка (ранжирования) -упорядочивает объекты относительно какого-либо их свойства в порядке убывания или возрастания, например, землетрясений, силы ветра.
Шкалы порядка и наименований называют неметрическими шкалами.
4. Шкала отношений - это шкала интервалов с естественным (не условным) нулевым значением и принятые по соглашению единицы измерений. В ней нуль характеризует естественное нулевое количество данного свойства. Например, абсолютный нуль температурной шкалы. Это наиболее совершенная и информативная шкала. Результаты измерений в ней можно вычитать, умножать и делить.
5. Абсолютные шкалы - это шкалы отношений, в которых однозначно (а не по соглашению) присутствует определение единицы измерения. Абсолютные шкалы присущи относительным единицам (коэффициенты усиления, полезного действия и др.), единицы таких шкал являются безразмерными.
6. Условные шкалы - шкалы, исходные значения которых выражены в условных единицах. К таким шкалам относятся шкалы наименований и порядка.
Шкалы разностей, отношений и абсолютные называются метрическими (физическими) шкалами.
1.5 Системы физических величин
Физическая величина Х может быть при помощи математических действий выражена через другие физические величины А, В, С … уравнением вида:
◦ Составляющие элементы измерений
• объект измерения, т.е. измеряемая величина;
• единица измерения, с которой сравнивается эта величина;
• средство измерений, выбор которого должен быть оптимальным для достижения требуемого результата измерений;
• результат измерения, представляющий, как правило, именованное число, например, метр, грамм;
• точность измерений, которая, как правило, задается при постановке измерительной задачи.
1.7 Классификация измерений
В зависимости от рода измеряемой величины, условий проведения измерений и приемов обработки экспериментальных данных измерения могут классифицироваться с различных точек зрения.
С точки зрения общих приемов получения результатов они разделены на четыре класса:
• прямые;
• косвенные;
• совокупные;
• совместные.
Прямое измерение – измерения, при котором искомое значение получают непосредственно. Например, измерение длины детали линейкой.
Косвенное измерение – определение искомого значения величины на основании результатов прямых измерений других величин, функционально связанных с искомой величиной. Например, определение объема цилиндра по результатам измерений его диаметра и высоты
Совокупные измерения – проводимые одновременно измере-ния нескольких одноименных величин, при котором искомые значения величин определяют путем решения системы уравнений, получаемых при измерениях этих величин в различных сочетаниях.
По физическому смыслу измерения можно было бы делить на прямые и косвенные.
По числу измерений одной и той же величины измерения делятся на однократные и многократные. От числа измерений зависит методика обработки экспериментальных данных. При многократных наблюдениях для получения результата измерений приходится прибегать к статистической обработке результатов наблюдений.
По характеру изменения измеряемой величины в процессе измерений они делятся на статические и динамические (величина изменяется в процессе измерений).
По отношению к основным единицам измерения делятся на абсолютные и относительные.
Абсолютное измерение – измерение, основанное на прямых измерениях одной или нескольких основных величин и (или) использовании значений физических констант. Например, измерение силы F = mg основано на измерении основной величины – массы m и использовании физической постоянной g.
Относительное измерение – измерение отношения величины к одноименной величине, играющей роль единицы, или измерение изменения величины по отношению к одноименной величине, принимаемой за исходную. Например, измерение активности радионуклида в источнике по отношению к активности радионуклида в однотипном источнике, аттестованной в качестве эталонной меры активности.
Глава 2. Системы единиц физических величин
2.1. Основные понятия
Многообразие единиц физических величин на определенной ступени развития общества стало тормозить экономические, торговые и научные связи. Даже отдельные государства и их административные области для одних и тех же величин вводили свои единицы. В разных областях науки и техники появлялись свои, специфические единицы, удобные только именно для этой отрасли.
В связи с этим возникла тенденция к унификации единиц физических величин, необходимость в системах единиц, которые охватывали бы единицы величин как можно больших разделов науки и техники.
Система единиц физических величин — совокупность основных и производных единиц физических величин, образованная в соответствии с принципами для заданной системы физических величин. Например, международная система единиц (СИ).
Основная единица системы — единица основной физической величины в данной системе единиц. Основные единицы могут выбираться произвольно, поэтому для одной и той же системы величин может быть образовано несколько систем единиц.
Производная единица системы — единица производной физической величины системы единиц, образованная в соответствии уравнением, связывающим ее с основными единицами или с основными и уже определенными производными.
Системная и внесистемная единицы – единицы, входящие и не входящие в принятые системы единиц.
2.6 Международная система единиц (СИ)
Развитие науки и техники все настойчивее требовало унификации единиц измерений. Требовалась единая система единиц, удобная для практического применения и охватывающая различные области измерений. Кроме того, она должна была быть когерентной. Так как метрическая система мер широко использовалась в Европе с начала 19 века, то она была взята за основу при переходе к единой международной системе единиц.
В 1960 г. ХI Генеральная конференция по мерам и весам утвердила Международную систему единиц физических величин (русское обозначение СИ, международное SI) на основе шести основных единиц. Было принято решение:
• присвоить системе, основанной на шести основных единицах,
наименование «Международная система единиц»;
• установить международное сокращение для наименования системы - SI;
• ввести таблицу приставок для образования кратных и дольных
единиц;
• образовать 27 производных единиц, указав, что могут быть
добавлены и другие производные единицы.
В 1971 к СИ была добавлена седьмая основная единица - количества вещества (моль).
При построении СИ исходили из следующих основных принципов:
• система базируется на основных единицах, которые являются независимыми друг от друга;
• производные единицы образуются по простейшим уравнениям связи и для величины каждого вида устанавливается только одна единица СИ;
• система является когерентной;
• допускаются наряду с единицами СИ широко используемые на практике внесистемные единицы;
• в систему входят десятичные кратные и дольные единицы.
В СССР Международная система (СИ) была введена в действие ГОСТ 8.417-81. По мере дальнейшего развития СИ из нее был исключен класс дополнительных единиц, введено новое определение метра и введен ряд других изменений. В настоящее время в РФ действует межгосударственный стандарт ГОСТ 8.417-2002, который устанавливает единицы физических величин, применяемых в стране. В стандарте указано, что подлежат обязательному применению единицы СИ, а также десятичные кратные и дольные этих единиц.
Кроме того, допускается применять некоторые единицы, не входящие в СИ, и их дольные и кратные единицы. В стандарте указаны также внесистемные единицы и единицы относительных величин.
Основные единицы СИ представлены в таблице.
Величина
Единица
Наименование
Размерность
Наименование
Обозначение
русское
между-народн.
Длина
L
метр
м
m
Масса
M
килограмм
кг
kg
Время
T
секунда
с
s
Электрический ток
I
ампер
А
A
Термодинамическая температура
кельвин
К
K
Количество вещества
N
моль
моль
mol
Сила света
J
кандела
кд
cd
Производные единицы СИ образуются по правилам образования когерентных производных единиц (пример см. выше). Приведены примеры таких единиц и производных единиц, имеющих специальные наименования и обозначения. 21 производной единице дали наименования и обозначения по именам ученых, например, герц, ньютон, паскаль, беккерель.
В отдельном разделе стандарта приведены единицы, не входящие в СИ. К ним относятся:
• Внесистемные единицы, допускаемые к применению наравне с СИ из-за их практической важности. Они разделены на области применения. Например, во всех областях применяются единицы тонна, час, минута, сутки, литр; в оптике - диоптрия, в физике - электрон-вольт и т.п.
Глава 4. Погрешности измерений
4.1 Понятие погрешности измерений
Непосредственной задачей измерения является определение значений измеряемой величины. В результате измерения физической величины с истинным значением Хи мы получаем оценку этой величины Хизм. - результат измерений. При этом следует четко различать два понятия: истинные значения физических величин и их эмпирические проявления – действительные значения, которые являются результатами измерений и в конкретной измерительной задаче могут приниматься в качестве истинных значений. Истинное значение величины неизвестно и оно применяют только в теоретических исследованиях.
Погрешность результата измерения — отклонение результата измерения от истинного (действительного) значения измеряемой величины:
4.3 Источники погрешности измерений
Методическая погрешность возникает из-за недостатков используемого метода измерений. Чаще всего это является следстви-ем различных допущений при использовании эмпирических зави-симостей между измеряемыми величинами или конструктив-ных упрощений в приборах, используемых в данном методе измерений.
Субъективная погрешность связана с такими индивидуальными особенностями операторов, как внимательность, сосредоточенность, быстрота реакции, степень профессиональной подготовленности. Такие погрешности чаще встречаются при большой доле ручного труда при проведении измерений и почти отсутствуют при использовании автоматизированных средств измерений.
4.4 Классификация погрешностей измерений
Абсолютная погрешность выражается в единицах измеряемой величины, а относительная погрешность представляет собой отношение абсолютной погрешности к измеренному (действительному) значению величины и ее численное значение выражается либо в процентах, либо в долях единицы.
Систематическая погрешность – составляющая погреш-ности измерения, остающаяся постоянной или закономерно изменяющаяся при повторных измерениях одной и той же величины.
Случайная погрешность – составляющая погрешности измерения, изменяющаяся случайным образом (по знаку и значению) при повторных измерениях одной и той же величины, проведенных с одинаковой тщательностью.
Грубая погрешность (промах) – погрешность результата отдельного измерения, входящего в ряд измерений, которая для данных условий резко отличается от остальных значений погрешности. Грубые погрешности необходимо всегда исключать из рассмотрения, если известно, что они являются результатом очевидных промахов
4.8 Однократные измерения
В технике большинство измерений являются однократ-ными, т.е. для получения результата измерения используется одно показание прибора.
Глава 6. Правовые основы обеспечения единства измерений
6.1 Необходимость правового регулированияметрологической деятельности
Метрология относится к такой сфере деятельности, основные положения которой должны быть закреплены именно законом, принимаемым в соответствии с законодательством страны.
Деятельность по обеспечению единства измерений (ОЕИ) осуществляется в соответствии с:
• Конституцией РФ (ст. 71р);
• Законом РФ «Об обеспечении единства измерений»;
• Постановлением Правительства РФ от 12.02.94 №100
• «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг»;
• ГОСТ Р 8.000-2000 «Государственная система обеспечения единства измерений. Основные положения».
6.2.Основные положения Закона РФ «Об обеспечении единства измерений»
Цели Закона:
• защита от недостоверных результатов измерений;
• содействие научно-техническому и экономическому прогрессу на основе использования эталонов и результатов измерений гарантированной точности;
• создание благоприятных условий для международных и межфирменных связей;
• адаптации российской системы измерений к мировой практике.
Метрологические службы
Закон определяет состав и компетенцию Государственной метрологической службы и иные государственные службы ОЕИ (ст.10). Государственная метрологическая служба выполняет работы по ОЕИ в масштабах страны и включает:
• государственные научные метрологические центры (ВНИИМ, ВНИИФТРИ, СНИИМ, УНИИМ и др.);
• территориальные органы ГМС.
К иным государственным службам ОЕИ относятся:
• Государственная служба времени и частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ);
• Государственная служба стандартных образцов состава и свойств вещества и материалов (ГССО);
• Государственная служба стандартных справочных данных и физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД).
Государственная метрологическая служба подчиняется по вертикали только Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии, в рамках которого она существует обособленно и независимо.
6.3 Государственный метрологический контроль и надзор
В ст. 12 определены виды государственного метрологи-ческого контроля и надзора (ГМКиН): государственный метроло-гический контроль (ГМК) и государственный метрологический надзор (ГМН).
Утверждение типа СИ – решение (уполномоченного на это государственного органа управления) о признании типа СИ узаконенным для применения на основании их испытаний государственным научным метрологическим центром или другой организацией, аккредитованной на этот вид деятельности Решение утверждается и удостоверяется сертификатом. Утвержденный тип СИ вносится в Государственный реестр СИ.
Поверка СИ – установление органом ГМС (или другим официально уполномоченным на то органом, организацией) пригодности СИ к применению на основании экспериментально определяемых метрологических характеристик и подтверждения их соответствия установленным обязательным требованиям.
Лицензирование – выполняемая в обязательном порядке процедура выдачи лицензии на осуществление деятельности на какой-либо вид деятельности. Деятельность по изготовлению, ремонту, продаже и прокату СИ, применяемых в сферах распространения ГМКиН, может осуществляться юридическими и физическими лицами лишь при наличии лицензии.
Государственный метрологический надзор (ГМН) осуществляется за:
• выпуском, состоянием и применением СИ;
• соблюдением метрологических правил и норм;
• количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций (переход материальных ценностей от одного лица к другому);
• за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их фасовке и продаже.
Основная цель ГМН – защита интересов граждан и госу--дарства от отрицательных последствий, вызванных недостоверными результатами измерений. Функции ГМН возложены на органы Государственной метрологической службы. ГМКиН осуществляют должностные лица Госстандарта – госу-дарственные инспекторы по ОЕИ, права и обязанности которых изложены в ст. 20 Закона.
6.4 Калибровка СИ
Средства измерений, не подлежащие поверке, могут подвергаться калибровке.
Калибровка СИ – совокупность операций, устанавливающих соотношение между значением величины, полученным с помощью данного средства измерений и соответствующим значением величины, определенным с помощью эталона с целью определения действительных метрологических характеристик этого СИ.
6.5 Ответственность за нарушение законодательства по метрологии
В Законе предусмотрена юридическая ответственность за нарушение метрологических правил и норм (ст.25). Устанавливают-ся меры пресечения или предупреждения нарушений:
• запреты на применение и выпуск СИ;
• погашение поверительных клейм и аннулирование свидетельств о поверке;
• изъятие СИ из эксплуатации;
• выдача обязательных предписаний об устранении нарушений.
6.6 Международные организации по метрологии
Обеспечение единства измерений является также и задачей различных международных организаций по метрологии. В качестве примера ниже кратко рассмотрены две наиболее крупные международные организации по метрологии.
Международная организация мер и весов (МОМВ) – межправительственная организация, в состав которой входит Международное бюро мер и весов (МБМВ), основной задачей которого является хранение, совершенствование и сличение национальных и международных эталонов, совершенствование метрической системы измерений и т.п. Например, принятие международной системы единиц (СИ), нового определения секунды и метра.
Международная организация законодательной метроло-гии (МОЗМ) учреждена в 1956 г., объединяет более 80 государств. Цель ее – разработка общих вопросов законодательной метрологии: установление классов точности СИ, порядок поверки и калибровки СИ, гармонизация методов сличения, поверок и аттестации эталонов, выработка оптимальных форм организации метрологи-ческих служб и т.п.
6.8. Государственная система обеспечения единство измерении (ГСИ)
Состав и деятельность ГСИ регламентируется ГОСТ Р 8.000 2000 «государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ)». Ниже рассмотрены основные положения и структура указанного стандарта.
Основные определения
В разделе 2 ГОСТ приведены основные термины и сокращения, которые применяются в данном стандарте.
Общие положения
В разделе 3 указывается, что эта деятельность осуществля-ется в соответствии с Конституцией РФ, Законом «Об обеспечении единства измерений» и нормативными документами ГСИ. Уста-новлены следующие уровни ГСИ: государственный, федеральных органов исполнительной власти, юридического лица. ГСИ состоит из следующих подсистем: правовая, техническая, организационная.
Цель ГСИ – создание общегосударственных правовых, нормативных, организационных и экономических условий для решения задач по ОЕИ.
Основные задачи ГСИ:
• научные исследования по воспроизведению и передачи размеров единиц;
• установление систем единиц, основных понятий и терминов метрологии;
• создание и совершенствование эталонов и систем передачи размеров единиц;
• осуществление ГМНиК;
• аккредитация метрологических служб.
Часть 2. ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Система нормирования в области стандартизации и сертификации продукции, процессов производства и услуг в России подвергается в последнее время коренным, если не сказать революционным преобразованиям. Это связано с вступлением в действие с 1 июля 2003 г. Федерального закона РФ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон).
Другой причиной появления Закона является предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и необходимостью выполнения требований этой и других международных экономических организаций. Так, в Соглашении по техническим барьерам в торговле указаны в качестве основных барьеров расхождение законодательств разных стран, различие стандартов и процедур проверки соответствия. При этом предусмотрено, что стандарты должны носить рекомендательный характер, что национальные стандарты в большей части должны соответствовать международным, а обязательные требования содержаться в технических регламентах.
В соответствии с Законом можно выделить следующие основные направления деятельности по техническому регулиро-ванию:
• технические регламенты;
• стандартизация;
• подтверждение соответствия.
Объектами обязательных требований являются:
• продукция;
• процессы производства продукции (требования к ее изготовлению);
• правила эксплуатации продукции (потребления, применения);
• правила хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции.
К основным принципам технического регулирования относятся:
• применение единых правил установления требований к продукции и процессам, выполнению работ или оказанию услуг – для обеспечения совместимости требований и форм их изложения в технических регламентах и документах по стандартизации;
• соответствие технического регулирования уровням развития национальной экономики, материально-технической базы и науки и техники – для обеспечения возможности практического применения требований Закона;
• независимости органов по аккредитации и сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей – отсутствие организационной, административной, экономичес-кой, финансовой и любой другой формы зависимости;
• единая система и правила аккредитации;
• единства правил и методов исследований и измерений при обязательной оценке соответствия – для исключения возможных отрицательных последствий от недостоверных результатов измерений при нарушении единства измерений;
• единства применений требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
• недопустимости ограничений конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации – подчеркивается коммерческий характер деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий и недопустимость монополизации деятельности со стороны каких-либо этих органов;
◦ недопустимости совмещения полномочий органа государствен-ного контроля и органа сертификации – подчеркивается принципиально различный характер государственных органов контроля и органов по сертификации, функции которых могут выполнять лица и организации, осуществляющие предпринима-тельскую деятельность;
◦ недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию – подчеркивается государствен-ная функция аккредитации;
◦ недопустимости внебюджетного финансирования государ-ственного контроля за соблюдением требований технических регламентов – обеспечивается финансовая независимость органов госконтроля для эффективности их деятельности.
Глава 7. Технические регламенты
Технический регламент – документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
7.1 Цели применения технических регламентов
Технические регламенты применяются в целях:
• защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
• охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
• предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Глава 8. Стандартизация
Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг.
Деятельность по стандартизации весьма динамична, она распространяется на самые разные области деятельности и служит как для повышения их эффективности, так и для достижения более высокой конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках и взаимопонимания с зарубежными партнерами и контрагентами. Особенно важна роль стандартизации в экономической сфере жизни общества, она должна не только соответствовать изменениям, происходящим там, но и опережать их, чтобы стандарты способствовали развитию производства, а не сдерживали его.
Деятельность по стандартизации проявляется в процессах разработки, опубликования и применения стандартов. Работа в области стандартизации регулируется Федеральным законом «О техническом регулировании» и рядом национальных стандартов, например, ГОСТ Р 1.0 — 2004 «Стандартизация в Российской федерации. Основные положения».
Главным при определении правового статуса деятельности по стандартизации является добровольный характер применения национальных стандартов.
8.1 Цели стандартизации
Стандартизация осуществляется в целях:
• повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, животных и растений, имущества, экологической безопасности, безопасности и содействия соблюдению требований технических регламентов;
• повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техноген-ного характера;
• обеспечения научно-технического прогресса, рационального использования ресурсов, государственных заказов, подтвержде-ния соответствия продукции (работ, услуг), выполнения поставок, судебных решений;
• повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг;
• технической и информационной совместимости;
• сопоставимости результатов исследований и измерений;
• взаимозаменяемости продукции;
• создания систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции, систем обеспечения качества продукции, систем поиска и передачи данных;
• содействия проведения работ по унификации.
8.2 Принципы стандартизации
• добровольное применение стандартов.
• максимальный учет интересов заинтересованных лиц.
• применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта.
• недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции.
• недопустимость установления стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
• обеспечение условий для единообразного применения стандартов.
Необходимо отметить, что несмотря на добровольный характер применения стандартов работа по стандартизации является функцией государства и регулируется государством в лице соответствующих органов РФ.
Сохраняется обязательность соблюдения требований национальных стандартов, принятых до 1 июля 2003 г. в части (до принятия соответствующих технических регламентов):
• защиты жизни и здоровья граждан, имущества (физических и юридических лиц, государственного или муниципального);
• охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;
• предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Должна обеспечиваться открытость процессов разработки национальных стандартов на всех стадиях, от планирования разработки до принятия стандарта.
Утверждаться национальные стандарты должны при отсутствии серьезных возражений по существенным вопросам у квалифицированного большинства сторон, т.е. при общем согласии (консенсусе
8.3 Организация работ по стандартизации
Организацию работ по стандартизации осуществляет национальный орган по стандартизации РФ. Эти функции возложены Правительством РФ на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование), которое в настоящее время входит в Министерство промышленности и энергетики. В структуре Ростехрегулирования существуют подразделения: 19 НИИ, 13 опытных заводов, Издательство стандартов, 2 типографии, 3 учебных заведения, более 100 территориальных центров (ЦСМ). Оно располагает информационным фондом, в котором хранятся около 22 тыс. стандартов РФ и стран СНГ, более 30 тыс. международных стандартов, более 250 тыс. национальных стандартов зарубежных стран.
Функции национального органа по стандартизации:
• утверждение национальных стандартов;
• принятие программы разработки стандартов;
• организация экспертизы проектов стандартов;
• учет национальных стандартов и других документов по стандартизации;
• создание технических комитетов по стандартизации и координацию их деятельности;
• представление РФ в международных организациях по стандартизации.
Работу по организации и разработке национальных стандартов, их согласование и экспертизу проводят технические комитеты по стандартизации. При этом непосредственными разработчиками стандарта может быть любое лицо или рабочая группа, состоящая из представителей заинтересованных сторон.
8.4 Документы в области стандартизации
В процессе проведения работ по стандартизации вырабаты-ваются правила, нормы, требования, касающиеся различных объектов стандартизации, которые оформляются в виде нормативных документов (НД) той или разновидности. Основным видом документов является стандарт.
Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
8.5 Виды стандартов
В зависимости от объекта и аспекта стандартизации, а также содержания требований разрабатываются стандарты следующих видов:
• стандарты на продукцию;
• стандарты на процессы производства, эксплуатации и т.п.;
• стандарты на услуги;
• стандарты основополагающие (организационно-методические и общетехнические);
• стандарты на термины и определения;
• стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).
Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-методические положения для определенной облас-ти деятельности, а также общетехнические требования (нормы и правила), обеспечивающие:
• взаимопонимание, совместимость и взаимозаменяемость;
• техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции;
• охрану окружающей среды;
• безопасность здоровья людей и имущества и другие общетехнические требования, обеспечивающие интересы национальной экономики и безопасности.
8.7 Международная стандартизация
Основными международными организациями, осуществляю-щими деятельность в области международной стандартизации, являются ИСО и МЭК.
1. Международная организация по стандартизации ISO (ИСО)
Создана в 1946 г., аббревиатура использована от греческого isos – равный, которая звучит одинаково на всех языках. ИСО занимается стандартизацией во всех областях, кроме электро-техники и электроники. В ИСО входят 120 стран, Россию представляет Госстандарт РФ в качестве комитета – члена ИСО. Состоит организация из руководящих и рабочих органов.
Руководящие органы: Генеральная ассамблея, Совет, Техническое руководящее бюро.
Рабочие органы – технические комитеты (ТК), подкомитеты (ПК), технические консультативные группы (ТКГ).
В настоящее время международную стандартизацию в рамках ИСО проводят более 2800 рабочих органов, в том числе 185 ТК, 640 ПК. За Россией закреплено 10 ТК и 31 ПК.
Задачи ИСО – содействовать развитию стандартизации и смежных видов деятельности с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развитию сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.
Основные объекты стандартизации: машиностроение, химия, руды и металлы, информационная техника, строительство, медицина и здравоохранение, окружающая среда, системы обеспечения качества.
Результатом работы ИСО является разработка и издание международных стандартов, которую ведут технические комитеты и рабочие группы по видам деятельности. Существует более 10 тысяч стандартов ИСО, ежегодно принимается 500-600 стандартов. Они не имеют статуса обязательных документов. В РФ применяются более половины стандартов ИСО
2. Международная электротехническая комиссия (МЭК)
Создана в 1906 г. и ее основная цель – содействие международному сотрудничеству по стандартизации в области электротехники, электроники, радиосвязи, приборостроения путем разработки международных стандартов и других документов.
Представительство каждой страны в МЭК облечено в форму национального комитета. Членами МЭК являются 40 национальных комитетов, представляющих 80% населения Земли. Официальные языки МЭК – английский, французский и русский.
Структура технических органов МЭК, разрабатывающих международные стандарты, аналогична структуре ИСО – это технические комитеты (ТК), подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ). В работе каждого ТК участвуют 15-25 стран. Россия ведет шесть секретариатов ТК и ПК.
Стандарты МЭК можно разделить на два вида стандартов: общетехнические (терминология, стандартные напряжения и частоты, виды испытаний и т.п.) и технические требования к конкретной продукции (этот вид стандартов охватывает диапазон от бытовых электроприборов до спутников).
Принято более 2 тыс. стандартов МЭК, они более конкретны, чем стандарты ИСО, и более пригодны для прямого применения. Большое значение МЭК придает разработке стандартов на безопасность – главной целью стандартизации в области безопасности является поиск защиты от различных видов опасности.
Глава 9. Подтверждение соответствия
9.1 Понятие подтверждения соответствия
Под подтверждением соответствия понимается документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов и процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Подтверждение соответствия является одной из форм оценки соответствия, под которым понимается прямое или косвенное определение соответствия требований, предъявляемых к объекту. Другой формой оценки соответствия является, например, государственный контроль (надзор). Смыслом и целью всех этих форм оценки соответствия является установление соответствия объекта предъявляемым требованиям. Но способы и методы проведения оценки отличаются для разных форм оценки соответствия, также различны органы, проводящие оценку, и объекты оценки.
Другими целями подтверждения соответствия являются:
• содействие приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
• повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг на российском и международном рынках;
• создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории РФ, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.
Указанные цели являются общими для всех объектов технического регулирования и направлены на то, чтобы придать потребителям продукции, работ и услуг уверенность в соответствии их показателей требованиям документов, которые указываются изготовителями, продавцами и исполнителями.
Работа по оценке соответствия начинала развиваться в РФ, а до этого в Советском Союзе еще с конца 70-х годов прошлого столетия (тогда она имела общее название – сертификация). С начала 90-х годов в РФ сформировалась нормативная и техническая база в этой области деятельности, которая основывалась на законах «О защите прав потребителей» и «О сертификации продукции и услуг». Следует отметить, что устанавливаемые ФЗ «О техническом регулировании» правила подтверждения соответствия во многом опираются на разработанные ранее в соответствии с упомянутыми законами нормы
9. 2 Принципы подтверждения соответствия
Подтверждение соответствия осуществляется на основе следующих основных принципов:
• доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;
• недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;
• недопустимости принуждения к добровольному подтвержде-нию соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;
• установления форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;
• защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны при осуществлении подтверждения соответствия;
• недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией;
• уменьшения сроков обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя.
9.3 Формы подтверждения соответствия
Подтверждение соответствия на территории РФ может носить добровольный или обязательный характер.
Добровольное подтверждение соответствия имеет только одну форму - добровольную сертификацию.
Сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. «Сертификация» в переводе с латыни означает «сделано верно». Чтобы знать, что продукт сделан верно, нужно иметь инфор-мацию о том, каким требованиям продукт должен соответствовать и каким образом получить доказательство этого соответствия.
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в двух формах:
• принятия декларации о соответствии (далее декларирование соответствия);
• обязательной сертификации.
9.4 Добровольное подтверждение соответствия
Порядок применения добровольного подтверждения соответствия определяется системой добровольной сертификации по правилам, устанавливаемым Законом.
Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.
Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция производственно-технического или социально-бытового назначения, процессы, работы и услуги (материальные или нематериальные), а также иные объекты, в отношении которых устанавливаются требования, например, системы менеджмента качества предприятий или персонал в различных областях деятельности.
Работу по сертификации выполняет орган по сертификации. Орган по сертификации – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованное в установленном порядке для выполнения работ по сертификации. Он осуществляет подтверждение соответствия, выдает сертификаты соответствия, предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.
Сертификат соответствия – документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов и условиям договоров. В данном случае речь идет о соответствии положениям стандартов и условиям договоров. Следует отметить, что Закон не содержит никаких предписаний о форме и содержании сертификата соответствия или о порядке их установления. Они устанавливаются или постановлением Правительства РФ, или системой добровольной сертификации по рекомендации уполномоченного органа исполнительной власти.
Система сертификации – совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом. Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем, которые устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, их характеристики, правила выполнения работ и порядок их оплаты, определяет участников данной системы. Система может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию (Ростехрегулированием), который ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации. Так, например, в 1998 г. в РФ было зарегистрировано 83 системы добровольной сертификации.
Для регистрации системы добровольной сертификации в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию представляются:
• свидетельство о государственной регистрации юридического лица или предпринимателя;
• правила функционирования системы сертификации;
• изображение знака соответствия и порядок его применения;
• документ об оплате регистрации.
Сертификация проводится в соответствии с установленными в системе сертификации схемами. Схема сертификации – это состав и последовательность действий третьей стороны при оценке соответствия. В каждой системе сертификации может быть несколько схем. Каждая конкретная схема должна учитывать особенности производства, испытаний или поставки, требуемый уровень доказательности, объем работ и затраты заявителя. Так, схема может предусматривать как проведение испытаний типового образца продукции, так и последующий инспекционный контроль за сертифицированной продукцией. Кроме того, может быть предусмотрен и анализ состояния производства.
9.5 Обязательное подтверждение соответствия
Обязательное подтверждение соответствия проводиться только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технических регламентов.
Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ. При этом следует отметить, что продукция, изготовленная на предприятии и используемая только на нем, например, составные части или узлы конечной продукции, не подлежит обязательному подтверждению соответствия. Но если она поступает к покупателю в качестве готового изделия, например, в качестве запасных частей, она подлежит обязательному подтверждению соответствия.
Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов.
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах
9.5.2 Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем.
Схемы сертификации при этом устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Закон не предусматривает создания систем обязательной сертификации. Соответствие продукции требованиям технических регламентов удостоверяется сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.
Сертификат соответствия включает в себя:
• наименование и местонахождение заявителя, изготовителя продукции и органа по сертификации;
• информацию об объекте сертификации;
• наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация;
• информацию о представленных заявителем документах и о проведенных испытаниях и измерениях;
• срок действия сертификата соответствия.
Определение содержания сертификата Законом является примером проводимой в нем линии на изъятие полномочий в области обязательной сертификации у федеральных органов исполнительной власти (они лишь утверждают форму сертификата).
Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу.
Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством РФ. Ранее порядок аккредитации устанавливался органом, создающим систему обязательной сертификации.
Орган по сертификации выполняет следующие функции:
• привлекает для проведения исследований и измерений аккредитованные испытательные лаборатории;
• осуществляет контроль за объектами сертификации, если он предусмотрен схемой обязательной сертификации или договором;
• ведет реестр выданных им сертификатов соответствия;
• информирует органы госконтроля о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее;
• приостанавливает или прекращает действие выданного им сертификата соответствия.
испытательными лабораториями (центрами) в пределах своей области аккредитации на условиях договоров с органами по аккредитации. Причем, заявитель не может непосредственно обращаться в испытательную лабораторию для проведения испытаний продукции, а органы по аккредитации не вправе представлять испытательным лабораториям сведения о заявителе. Это необходимо для объективности испытаний, одним из условий которой является анонимность испытываемой продукции.
Результаты испытаний и измерений оформляются протоколами, на основании которых орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия или об отказе в выдаче. Но наличие протокола не является единственным основанием для принятия таких решений. Например, может быть предусмотрена аттестация производства.
Основные требования к испытательным лабораториям:
• независимость;
• беспристрастность;
• неприкосновенность;
• техническая компетентность.
Продукция, соответствующая требованиям технических регламентов, маркируется знаком обращения на рынке. Его изображение устанавливается Правительством РФ, он не является специально защищенным знаком и наносится в информационных целях. Маркировка знаком осуществляется заявителем самостоя-тельно любым удобным для него способом. Условием применения знака является наличие на продукцию зарегистрированной декларации о соответствии или сертификата соответствия, выданного органом по обязательной сертификации.
Как сказано выше, обязательное подтверждение соответствия осуществляет физическое или юридическое лицо, которое является заявителем. Он имеет следующие права:
• выбирать форму и схему подтверждения соответствия;
• обращаться для обязательной сертификации в любой орган по сертификации;
• обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомер-ные действия органов по сертификации и испытательных лабораторий.
Среди прав заявителя важным является право выбора формы и схемы подтверждения соответствия из тех, которые предусмот-рены техническим регламентом.
Заявитель кроме прав имеет также и обязанности, основными из которых являются:
• обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов;
• выпускать в обращение продукцию только после подтверждения соответствия;
• указывать в документации и при маркировке продукции сведения о сертификате соответствия;
• предъявлять в органы государственного контроля (надзора), а также заинтересованным лицам документы о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии);
• приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата истек или его действие прекращено.