Методы принятия управленческих решений
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ
РЕШЕНИЙ
Тема 4
План работы
Раздел 1. Наука о принятии управленческих решений.
Раздел 2. Роль управленческого решения в современной организации.
Раздел 3. Методы принятия управленческих решений.
3.1 Понятие и классификация методов принятия управленческих решений.
3.2 Методы анализа ситуации и определения проблем.
3.3. Методы, направленные на разработку возможных альтернатив.
3.4. Методы анализа и выбора наиболее оптимальной альтернативы.
Раздел 4. Конфликт интересов в процессе принятия управленческих решений
и его разрешение.
Раздел 5. Роль личности в процессе принятия управленческих решений.
3. МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
3.1 Понятие и классификация методов принятия
управленческих решений
Метод принятия управленческих решений – регламентируемый способ
осуществления мероприятий субъектом управления по анализу ситуации,
выбору альтернатив и обеспечению их реализации для достижения
объектом управления целевых показателей.
Методология – учение о методах познания и преобразования
действительности посредством человеческого мышления.
Методика – совокупность приемов получения и обработки информации
или данных для реализации метода принятия управленческих решений,
а также последовательности их осуществления.
3. МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
3.1 Понятие и классификация методов принятия
управленческих решений
Соответствует ли сложившаяся
ситуация цели?
Есть ли проблемы?
(анализ)
Что предпринять для
достижения цели?
(альтернативы)
3. МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
3.1 Понятие и классификация методов принятия
управленческих решений
Метод «Дерево
проблем»;
SWOT анализ;
Метод «Рыбий скелет»;
Метод АВС анализа;
Метод XYZ анализа;
Метод бенчмаркинга
Экспертные методы
методы анализа
ситуации и
определения
имеющихся
проблем
методы,
направленные на
разработку
возможных
альтернатив
методы,
обеспечивающие
реализацию
выбранной
альтернативы
методы анализа
и выбора
наиболее
оптимальной
альтернативы
Метод «Дерево
решений»;
Метод мозгового
штурма;
Экспертные
методы
Дерево целей и
задач;
Расчет точки
безубыточности
3. МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
3.1 Понятие и классификация методов принятия
управленческих решений
Выбор метода принятия управленческих решений осуществляется
руководителем или лицом, кому делегировано право принятия
управленческого решения с учетом следующих факторов:
• законодательно установленных требований в случае их наличия и
применимости;
• соответствие метода сложившейся ситуации и контексту условий
внешней и внутренней среды;
• соответствие метода целям исследования;
• возможность получения верифицируемых или значимых
результатов для осуществления последующих действий;
• доступность ресурсов и данных для использования метода;
• прочие факторы, определяющие особенность сложившейся
ситуации.
3. МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
3.2 Методы анализа ситуации и определения проблем
Методы анализа и выявления проблемы используются на этапе
анализа ситуации, в которой находится объект управления.
Целью использования методов данной группы является:
1.
определение контекста ситуации, а именно: что произошло,
какими показателями оценивается текущее состояние объекта
управления, кто несет потери в сложившейся ситуации;
2.
выявление и изучение причин возникновения ситуации;
3.
определение причинно – следственных связей, а именно, к
каким последствиям может привести дальнейшее развитие
текущей ситуации и какое влияние окажут эти последствия на
достижение цели.
3. МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
3.2 Методы анализа ситуации и определения проблем
3. МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
3.2 Методы анализа ситуации и определения проблем
Метод «Дерево проблем»
СИТУАЦИЯ
ПРОБЛЕМА
ПРИЧИНЫ
3. МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
3.2 Методы анализа ситуации и определения проблем
Метод «Дерево проблем»
1
Особенность метода
индуктивный
метод
анализа,
заключающийся
в
идентификации проблем, которые уже привели или могут
привести к возникновению неблагоприятного события.
Предполагает
построение
иерархической
структуры
проблематики (дерево), выделяя главные проблемы (ветви) и
сопутствующие проблемы (листья).
2
Когда применяется
на
ранних
стадиях
анализа
проекта
с
целью
избежать
попадания в негативную ситуацию;
на стадии анализа деятельности, с цель избежать в будущем
допущенных ошибок
3
Описание задачи
необходимо
выявить
сложившейся
иерархическая
установить
явную
ситуации
в
структура
причинно
–
или
неявную
случае,
если
проблематики,
следственные
связи
причину
имеется
возможно
в
контексте
сложившей ситуации
4
Преимущества метода
возможность использования при ограниченном количестве
информации и на ранних стадиях жизненного цикла проекта;
позволяет визуализировать причинно – следственные связи и
выявить основную проблему;
позволяет предотвратить повторение ситуации в будущем.
5
Ограничения
риск
не
увидеть
взаимосвязи
имеющихся
использования метода
повлекших наступление негативной ситуации;
причин,
недостаток информации для выявления основной причины.
6
7
Наличие требований к
строгие требования отсутствуют, графическое изображение
формализации
иерархии проблем повышает наглядность
Требования к ЛПР и
владение релевантной информацией, позволяющей выявить
участникам процесса
причинно – следственные связи при анализе проблематики;
наличие полномочий принятия решения
!
3. МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
3.2 Методы анализа ситуации и определения проблем
Метод «Дерево проблем»
Методика (порядок) исполнения метода :
1. Фиксирование ситуации и определение проблемы, которая требует принятия
управленческого решения с целью корректировки действий.
2. Сбор информации, имеющей отношение к контексту ситуации и выявлению
причинно – следственных связей;
3. Определение «основных корней» (причины 1 уровня), следствием которых
явилось нахождение объекта управления в существующей ситуации.
4. Выявление «мелких корней» (причин 2 уровня и т.п.), которые находятся в
причинно - следственных связях с причинами первого уровня.
5. Продолжение итераций по выявлению «корней» до тех пор, пока не будут
исследованы все имеющиеся причинно – следственные связи.
6. Выявление основной причины / причин (фактора / факторов), оказывающей
влияние на сложившуюся ситуацию;
7. Установление типа проблемы для организации;
8. Принятие управленческого решения с учетом типа проблемы и с
соблюдением сущности и требований к решению.
9. Схематическое изображение результата.
3. МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
3.2 Методы анализа ситуации и определения проблем
Метод «Дерево проблем»
Проблема
Причина 1
уровня
1.1.1
Причина 2
уровня
Причина 3
уровня
1.1
1.2
1.1.2
1.2.1
1.2.2
1.2.1.1
1.2.2.1
1.2.1.2
1.2.2.2
1.2.3
3. МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
3.2 Методы анализа ситуации и определения проблем
Метод «Дерево проблем»
Снижение объема продаж
Внешние факторы
Снижение
покупательской
способности
населения
Появление
конкурентов
Внутренние факторы
Снижение качества
продукции
Низкая
квалификация
персонала
Низкое качество
сырья
Нет повышения
квалификации
Увеличение брака
Нет стандартов
обслуживания
Ошибки в
комплектации
ассортимента
3. МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
3.2 Методы анализа ситуации и определения проблем
Метод «Дерево проблем»
Метод «Дерево проблем»
Проблема организации – «Сокращение объема продаж»
По итогам проведенного анализа,
основными причинами были названы:
Сокращение доходов и покупательской способности населения
Отсутствие стандартов обслуживания
Низкая квалификация персонала маркетингового отдела
Управленческие решения по устранению проблем
Сокращение доходов и покупательской
Фактор внешней среды, не находится в управлении организации.
способности населения
1.
Сокращение затрат (потерь, брака, возможность импортозамещения,
снижение стоимости сырья и пр.)
Отсутствие стандартов обслуживания
1.
2.
3.
4.
Разработать стандарт.
Ознакомить работников с требованиями стандарта.
Ввести мониторинг исполнения стандарта.
Предусмотреть возможность штрафных санкций за несоблюдение
требований стандарта.
Низкая квалификация персонала
маркетингового отдела
1.
2.
3.
Разработать требования к должности маркетолога.
Провести аттестацию сотрудников на предмет соответствия должности.
Направить персонал на обучение/повышение квалификации по
специальности.
Провести экзамен на предмет соответствия должности.
Уволить сотрудников, не сдавших экзамен.
4.
5.
3. МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
3.2 Методы анализа ситуации и определения проблем
Метод «Рыбий скелет»
Каору Исикава (1915—1989) — профессор
университета (Токио), специалист в области
управления качеством.
Разработал концепцию кружков качества и
диаграмму причинно-следственных связей,
метод анализа «Рыбий скелет.
«….если улучшение технологии приводит
к повторяющемуся положительному
результату, то новый процесс нужно
принять за стандарт и не отступать
от него вплоть до следующей фазы
улучшения...»
Исикава К. Японские методы управления качеством — М.:
Экономика, 1988, с.215, (англ. What Is Total Quality Control?: The
Japanese Way, 1985)
3. МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
3.2 Методы анализа ситуации и определения проблем
Метод «Рыбий скелет»
ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011
(готовится новая редакция стандарта)
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Менеджмент риска
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РИСКА
Risk management. Risk assessment methods
3. МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
3.2 Методы анализа ситуации и определения проблем
Метод «Рыбий скелет»
3. МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
3.2 Методы анализа ситуации и определения проблем
Метод «Рыбий скелет»
3. МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
3.2 Методы анализа ситуации и определения проблем
Метод «Рыбий скелет»
Провести анализ проблемы с применением метода «Дерево проблем»
ЧИСЛЕННОСТЬ ТУРИСТОВ,
ОТПРАВЛЕННЫХ ТУРФИРМАМИ В ТУРЫ (тыс.
человек)
2015
Отправлено российских туристов
– всего
в том числе по странам:
Россия
страны СНГ
Европа
Азия
Африка
США, включая Гавайские
острова
Австралия и Океания
комплексные туры
2016
2017
2018
2019
9883,0
8487,1
7889,2
7880,1
7845,0
1916,4
130,5
2248,6
4107,1
1313,4
1974,2
49,3
1442,5
3582,7
1300,9
2628,2
39,1
1180,8
2928,4
1012,5
2770,1
38,1
1101,3
2880,3
1001,8
3101,1
36,5
989,7
2660,0
980,9
13,9
13,9
7,2
7,7
8,1
5,7
75,7
20,4
57,1
12,0
62,9
10
68
7
68
Провести анализ проблемы с применением метода «Рыбий скелет»
1. Падение качества образования.
2. Отмена занятий в режиме дистанционного обучения.
3. Сбой в процессе функционирования ИТ-систем в образовательном учреждении.