Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Методы получения моделей динамики твердых тел: принцип
Д’Аламбера, уравнение Лагранжа 2 рода.
Одним из основных принципов динамики (принцип
ам ра), сог асно которому, с и к заданным (активным) си ам, д йствующим на точки
м ханич ской сист мы, и р акциям на ож нных связ й присо динить си ы
ин рции, то по учится уравнов ш нная сист ма си . Назван по им ни французского учёного Жана
ам ра, который вп рвы сформу ирова рассматрива мый принцип в сочин нии «Динамика» (1743). Сог асно данному
принципу, д я каждой i-той точки сист мы в рно рав нство
, гд
— д йствующая на эту точку активная си а, —
р акция на ож нной на точку связи, — си а ин рции, чис нно равная
произв д нию массы
точки на ё ускор ни
и направ нная противопо ожно этому ускор нию
.
Принцип
ам ра позво я т прим нить к р ш нию задач динамики
о
просты м тоды статики, поэтому им широко по ьзуются в инж н рной практик ; на данном принцип основан так называ мый м тод кин тостатики. Осо нно удо но им по ьзоваться д я опр д ния р акций связ й в
с учаях, когда закон происходящ го движ ния изв ст н и и найд н из р ш ния соотв тствующих уравн ний.
Проц сс состав ния дифф р нциа ьных уравн ний и их р ш ни значит ьно упрощаются при испо ьзовании дифф р нциа ьных уравн ний движ ния сист мы в о о щ нных координатах и и уравн ний Лагранжа второго рода.
Уравн ния Лагранжа второго рода:
Ес и вс си ы сист мы пот нциа ьны, то о о щ нны си ы сист мы выражаются ч р з пот нциа ьную эн ргию сист мы как Qj = -дП / дqj, а уравн ния Лагранжа второго рода запишутся в вид :
Гд
,
, П=
Структура математической модели. Задачи Коши. Определение начальных условий.
Рассмотрим расч тную
сх му вагона на р ссорном подв шивании, с уч том принятых
допущ ний
1
уравн ни со ств нных ко
аний подпрыгивания
О У
Рассмотрим о
с ожную сист му, когда в ко
т а: кузов и дв надр ссорны а ки.
аниях участвуют уж три
Ес и
Выр ж м из сист мы п рво т о и запиш м уравн ни равнов сия д я
н го:
Уравн ни со ств нных ко
аний подпрыгивания кузова:
Выр ж м из сист мы с дующ
т о
2
Ес и
Уравн ни со ств нных ко
аний подпрыгивания надр ссорных а-
ок:
Сист ма О У описывающих ко
ания подпрыгивания:
Однако что ы р шать такую сист му н о ходимо опр д ить нача ьны ус овия (т.к. под со ств нным в сом и в сом груза пружина д формирутся и ц нтр тяж сти т опуска тся. Н о ходимо опр д ить нача ьно поож ни о о щ нных координат, относит ьно которого удут сов ршатся
ко ания). Таки задачи (с нача ьными ус овиями) называются задачами
Коши. Исс довани ко аний вагонов связано с р ш ни м ( ! н вс гда упруги ко ания) о ыкнов нных У. Р шить их оч нь р дко уда тся анаитич ски. Прим н ни ЭВМ сд а о возможным прим нить чис нно мод ировани .
Методы решения: метод Эйлера, Милна, Адамса.
я р ш ния О У разра отано много чис нных м тодов, от ичающихся друг от друга а горитмами и точностью вычис ния: дамса, Ми на,
Эй ра, Рунг -Кутта, Ньюмарка и др.
М тод Эй ра: Это прост йший м тод р ш ния задач Коши, позвояющий инт грировать дифф р нциа ьны уравн ния п рвого порядка (какого порядка сист ма У описывающая со ств нны ко ания вагона - 2го
).
Его точность н в ика, но на го прим р
гч понять а горитмы
других м тодов. М тод Эй ра основан на раз ож нии функции y(x) в ряд
Т й ора в h - окр стности точки :
Ес и h ма о, то ч ны сод ржащи 2ого, и т м о
3 й, 4ой ст п н й
яв яются ма ыми о
высокого порядка ма ости и ими можно пр н р чь,
тогда:
3
На втором шаг :
и т.д.
М тод Рунг -Кутта: а т о
высокую точность, вс дстви учш й
аппроксимации производной. По сущ ству это с м йство м тодов. Наи о
распростран н м тод 4го порядка точности.
Пусть
при нача ьных ус овиях
Расч т выпо ня тся по с дующим форму ам:
, гд
, гд h - шаг инт грирования.
По сравн нию с м тодом Эй ра, м тод Рунг -Кутта им т важно
пр имущ ство, так как о сп чива т о
высокую точность, что позво я т
ув ичить шаг инт грирования, а с доват ьно и ум ньшить ко ич ство
вычис ний. Как уж отм ча и задачи динамики в основном описываются
дифф р нциа ьными уравн ниями второго порядка, а прив д нны форму ы
д я уравн ний п рвого порядка.
Как ыть: Что ы испо ьзовать эти форму ы о ычно п р ходят к сист м 2х
уравн ний:
Исходно уравн ни :
Тогда знач ния
и
в с дующ м уз
, где
4
опр д яются:
Разностные методы решения ОДУ. Шаблон интегрирования. Алгоритм решения математических моделей динамики твердых тел разностным методом.
Разностны м тоды: Эти м тоды основаны на зам н производных в дифф р нциа ьных уравн ниях и разностными ана оПрим р:
гами. Так д я уравн ния
разностП рвая производная - скорость,
ный ана ог
а скорость сть
(S- расЧ м м ньш шаг инт грирования, т м точн
стояни , t- вр мя).
уд т пр дстав на производная.
Разр шая
уравн ни
относит ьно
по учим
разностную
форму у
д я
инт грирования
У п рвого
порядка:
я инт грирования У
второго порядка испо ьзуют
разностный
ана ог
2ой
производной:
т.к.
Алгоритм интегрирования
Нача ьно ус ови :
Нача ьны ус овия испо ьзуются вс го ишь один раз на п рвом шаг
инт грирования. Пос нахожд ния
выпо ня тся п р сы ка знач ний
по вр м нным с оям.
Прив сти ок-сх му а горитма.
Контрольные вопросы для самоподготовки студентов.
1. Сущность принципа
ам ра.
5
2. я груза на пружин с испо ьзовани м принципа
ам ра записать уравн ни движ ния.
3. Записать в о щ м вид уравн ни Лагранжа 2 рода.
4. Структура мат матич ской мод и динамики тв рдых т .
5. Поняти задачи с нача ьными ус овиями.
6. М тодика опр д ния нача ьных ус овий в задачах динамики тв рдых т .
7. Записать разностны ана оги д я п рвой и второй производной по
п р м щ нию.
8. Сущность разностного м тода р ш ния о ыкнов нных дифф р нциа ьных уравн ний.
9. Записать мат матич скую мод ь ко аний подпрыгивания кузова
вагона на р ссорном подв шивании.
10. Записать мат матич скую мод ь ко аний га опирования кузова
вагона на р ссорном подв шивании.
6