Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Методы планирования выручки предприятия
В процессе финансово–хозяйственной деятельности экономическая служба предприятия осуществляет планирование выручки от реализации продукции на предстоящий год, квартал и оперативно.
Годовое планирование выручки эффективно при стабильной экономической ситуации. В условиях нестабильности, когда соотношение спроса и предложения подвержено трудно прогнозируемым изменениям и законодательно установленные правила поведения юридических лиц в налоговой, кредитной и финансовой сферах постоянно меняются, годовое планирование затруднено и не является объективным ориентиром для предприятия.
Оперативное планирование выручки используется для контроля за своевременностью поступления денег за отгруженную продукцию на денежные счета предприятия.
Планирование и прогнозирование поступлений выручки реализации основывается на учете двух факторов:
• емкости освоенного рынка продаж выпускаемой продукции и возможностей его расширения;
• производственных мощностей предприятия, позволяющих выпускать такой объем продукции, который востребован рынком
В условиях жесткой конкуренции между товаропроизводителями емкость рынка выступает в качестве определяющего фактора при прогнозировании объемов продаж продукции.
С учетом производственных мощностей предприятия - ресурсов (оборудования, сырья, персонала) рассчитывается возможный выпуск товарной продукции на планируемый период.
Общая сумма выручки от основной деятельности включает в себя выручку от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг промышленного и непромышленного характера.
Для определения выручки от реализации продукции необходимо знать объем реализованной продукции в действительных ценах без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок и экспортных тарифов для экспортируемой продукции.
Существует два метода определения плановой выручки: прямого счета и расчетный
Метод прямого счета основан на гарантированном спросе. Предполагается, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов. Это наиболее достоверный метод планирования выручки, когда план выпуска и объем реализованной продукции заранее увязаны с потребительским спросом, известны необходимые ассортимент и структура выпуска, установлены соответствующие цены. Тогда выручку от реализации можно определить по следующей формуле:
Впл = Рпл * Цпл,
где Рпл – объем сопоставимой реализованной продукции плановый,
Цпл – цена единицы реализованной продукции плановая.
Расчетный метод. Основой расчетного метода является объем реализованной продукции, корректируемый на входные и выходные остатки. Планирование выручки от реализации продукции осуществляется по аналогии с планированием затрат на производство и реализацию продукции:
Впл = Он пл+ ТПпл – Ок пл
где Он пл – нереализованные остатки готовой продукции на начало планируемого периода;
ТПпл – товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде;
Окпл– остатки нереализованной продукции на конец планируемого периода .
На величину выручки от реализованной продукции, работ, услуг, влияют кроме перечисленных, факторы зависящие от деятельности предприятия:
- в сфере производства: объем производства, его структура, ассортимент выпускаемой продукции, качество и конкурентоспособность продукции, ритмичность производства;
- в сфере обращения: уровень применяемых цен, ритмичность отгрузки; своевременное оформление платежных документов; соблюдение договорных условий; применяемые формы расчетов.
Факторы, не зависящие от деятельности предприятия: нарушение договорных условий поставки предприятию материально–технических ресурсов, перебои в работе транспорта, несвоевременную оплату продукции вследствие неплатежеспособности покупателя.
Обоснованное прогнозирование объемов продаж продукции и поступлений доходов имеет особую важность в финансовом планировании, так как от него зависят расчет финансовых результатов деятельности предприятия и реальность большей части стратегических и тактических решений по развитию бизнеса.
Целесообразно составлять многовариантные планы объемов продаж, сориентированные на низший, наиболее вероятный и высший объем сбыта продукции по основным номенклатурным позициям.
Методы планирования прочих доходов предприятия
В большинстве случаев прочие виды доходов планируются методом прямого счета, исходя из стратегии и возможностей предприятия в плановом периоде.
Проценты к получению, как правило, включают в себя проценты за использование банком денежных средств на расчетном счете. Данный вид доходов планируется методом прямого счета, исходя из запланированного объема денежных поступлений (ДПпл) и процента, предоставляемого банком за использование денежных средств предприятия на расчетном счете и оговариваемого в договоре между банком и предприятие (% б):
%пол пл = ДПпл*%б/100 (1)
В случае размещения предприятием свободных денежных средств на депозитарных счетах банка, предприятие планирует получение такого вида доходов, как проценты за предоставление в пользование денежных средств, исходя из планируемого объема финансовых вложений (ФВпл) и процентов, начисляемых процентов (% д):
%пол пл = ФВпл*%д/100 (2)
Если в планируемом периоде предприятие участвует в деятельности других предприятий, организаций, то осуществляется планирование доходов от участия в деятельности других организаций в виде процентов и иных доходов по ценным бумагам или в виде прибыли, полученной от совместной деятельности по договору простого товарищества. Как правило. данные виды доходов планируются методом экспертных оценок с привлечением наиболее квалифицированных специалистов из данных областей деятельности.
Операционные доходы торгового предприятия представляют собой в большинстве случаев доходы, связанные с предоставлением во временное пользование активов предприятия и доходы от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств, а также продукции, товаров, планируемые методом прямого счета. Так, доходы от сдачи имущества предприятия в аренду (Дапл) планируются, исходя из стоимости имущества, сдаваемого в аренду в плановом периоде (Ипл), и ставки арендной платы (Сапл):
Да пл = И пл * Са пл (3)
Большая часть внереализационных доходов предприятия не планируется, так как является нерациональной (штрафы; пени; неустойки; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которой истек срок исковой давности; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году и т. д.) или непредсказуемой (активы, полученные безвозмездно, в т. ч. по договору дарения; курсовые разницы и т. д.).
Вместе с тем предприятие может осуществлять планирование такого вида внереализационных доходов, как сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов), методом экспертных оценок.
Выбор конкретных методов планирования доходов торгового предприятия определяется прежде всего наличием необходимой информационной базы для осуществления плановых расчетов, а также требованиями к точности и детальности проводимого планирования.