Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
3 вопрос. Методы планирования.
Весьма популярным методом исследования происходящих в макросреде
событий является ПЭСТ-анализ (политический, правовой, экономический,
социокультурный
и
технологический).
ПЭСТ-анализ
используется
и
коммерческими, и некоммерческими организациями.
Методом планирования товарного ассортимента не только организации, но
и территории является БКГ-анализ и АВС-анализ.
Одним из самых распространенных методов комплексного анализа
деятельности организации для выработки стратегии является SWOT-анализ
(СВОТ-анализ).
SWOT-анализ
применяется
для
разработки
стратегий
деятельности предприятия на основе комплексного анализа внешней и
внутренней среды организации. Само слово SWOT образовано на основе первых
букв английских слов:
Strengths – сильные стороны организации.
Weaknesses – слабые стороны организации.
Оppotunities – возможности, которые предоставляются организации
внешней средой.
Threats – угрозы, которые исходят из внешней среды организации.
Анализ внутренней среды предполагает рассмотрение целей организации,
эффективность ее организационной структуры и системы управления в целом,
финансовое положения организации в данный момент, уровень технологий
применяемых в организации, подготовку персонала и другие факторы.
При анализе внешней среды необходимо учитывать не только среду
прямого воздействия: потребителей, конкурентов, поставщиков
влияние
общественных организаций и законодательной базы, но и факторы косвенного
воздействия, так называемые СТЭП-факторы (социальные, технологические,
экономические, политические).
На пересечении условий внешней и внутренней среды в 4 полях
разрабатываются стратегии и действия предприятия с учетом сложившейся
ситуаци.
В поле СИВ необходимо предложить мероприятия, позволяющие
использовать сильные стороны организации и получить максимальную отдачу от
представившихся возможностей.
В поле СИУ необходимо разработать мероприятия, позволяющие
избавится от угроз за счет сильных сторон предприятия.
В поле СЛВ возможности внешней среды должны быть использованы для
устранения слабых сторон предприятия.
В поле СЛУ должно быть предложено то, что позволит избавиться от
нависших над предприятием угроз, а также уменьшить его слабости. Если такая
цель не достижима, то поле может оставаться незаполненным.
При проведении СВОТ-анализа очень важно не путать факторы внешней и
внутренней среды. Надо иметь в виду, что под возможностями понимаются не
возможности
предприятия,
а
те
возможности
для
развития,
которые
предоставляет предприятию его внешнее окружение.
В качестве примера приведем СВОТ-анализ, сделанный для крупнейшей
российский авиакомпании – «Аэрофлот». В данном случае приводится лишь
фрагмент такого анализа.
Таблица СВОТ-анализа имеет следующий вид (таблица 1).
С 1960-х гг. и по сей день SWOT-анализ широко применяется в процессе
стратегического планирования.
4 вопрос. Значение стратегического планирования в современном
обществе.
Стратегическое планирование относится как к среднесрочному, так и
долгосрочному по горизонту планирования, но в отличие от долгосрочного,
которое исходит и перспектив роста и развития деятельности организации или
территории, стратегическое планирование учитывает все возможные угрозы и
проблемы, и определяет реальные пути развития не только направленные на
рост, но и на сокращение или стагнацию в деятельности предприятия. Стратегию
можно определить как действия в настоящем для достижения целей в будущем.
Роль стратегического планирования возрастает по мере того, как
развивается гражданское общество и социально-экономический потенциал
региона. Чем более стабильно и динамично развитие общества, тем на более
значительный горизонт планирования могут составляться концепции его
развития. Это справедливо не только для коммерческих предприятий, но и для
системы
государственного
стратегического
и
планирования
муниципального
в
нашей
управления.
стране
является
Основой
концепция
долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. и стратегия
развития национальной безопасности РФ до 2020 г.
Стратегическое управления позволяет строить прогнозы, соотносить
желаемое состояние с реальной ситуацией. Стратегическое планирование
требует четкого согласования и распределения полномочий различных уровней
государственной, муниципальной власти и хозяйствующих субъектов для
достижения поставленных целей.
Схема
стратегического
планирования
на
государственном
и
муниципальном уровне может быть представлена в виде четырех блоков:
1. Блок целеполагания – это выработка обшей стратегии развития и
разработка на ее основе политик, программ, проектов.
2. Блок нормативно-правового проектирования – это формирование
нормативно-правовых
актов
(постановлений,
распоряжений,
регламентов, процедур), который сделают программы обязательными
к исполнению.
3. Блок
организационного
проектирования
–
это
формирование
организационных структур, за которыми закрепляются определенные
функции и разработке и реализации планов.
4. Блок планирования – это разработка плана действий по достижению
стратегических целей.
Система планирования комплексного социально-экономического развития
муниципального образования включает в себя прогнозирование, текущее и
стратегическое планирование. Этот план разрабатывается на основе прогноза
социально-экономического развития территории. Прогнозирование является
обязательным
элементом
стратегического
планирования.
Прогноз
разрабатывается на основе данных о социально-экономическом развитии
территории за последний период и тенденций развития экономики. Такой
прогноз ежегодно корректируется со сдвигом планового периода на год вперед.
Рассмотрим
основные
этапы
разработки
стратегического
плана,
представленные в книге «Основы менеджмента» М. Х. Мескона, М. Альберта,
Ф. Хедоури1 (рисунок 2).
1
Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1996. С. 258.
Таблица 1
SWOT-анализ компании «АЭРОФЛОТ»
Внешняя среда
Внутренняя среда
Возможности
Угрозы
1. Рост спроса на
1. Низкий
международные
платежеспособный
авиаперевозки во всем
спрос населения.
мире.
2. Высокая конкуренция
2. Развитие зарубежного со стороны других авиатуризма в России.
перевозчиков.
Сильные стороны
СИВ
СИУ
1. Наличие развернутой
Создание совместных
1. Разработка гибких
инфраструктуры.
предприятий с
тарифов и систем
2. Удобное
западными и крупными
скидок.
географическое
российскими
2. Переподготовка
положение.
туристическими
обслуживающего
3. Известность
компаниями.
персонала.
Слабости
СЛВ
СЛУ
1. Старый авиапарк.
Покупка самолетов на
2. Нерентабельность
условиях лизинга
компании.
ряда авиалиний.
3. Отсутствие
свободных финансовых
средств.
Миссия
организац
ии
Цели
организации
Оценка
стратеги
и
Реализац
ия
стратеги
и
Оценка и
анализ
внешней
среды
Выбор
стратегии
Оценка и
анализ
внутренней
среды
SWOTанализ
Анализ стратегических
альтернатив
Рис. 6.1. Этапы стратегического планирования