Методы математической статистики в педагогическом исследовании
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Методы математической
статистики в педагогическом
исследовании
(курс лекций)
лекция 2
Тихомирова Л.Ф.
Средние величины
Средняя величина – сводная обобщающая
характеристика какого-либо явления по
изменяющемуся количественному
признаку.
Расчет средней величины относится к
первичным методам анализа.
Средние величины
Вариационный ряд – ряд чисел, которые находятся в
определенной последовательности.
Требования к вариационному ряду:
-определенная последовательность,
- ни одно из чисел не должно быть пропущено, если
значения этого нет, то оно все равно ставится в ряд с
частотой, равной 0.
Средние величины
Среднеарифметическое определяется при помощи
следующей формулы:
∑X
М = -------------n
где М - среднеарифметическое значение,
п - количество испытуемых, или количество частных
показателей;
∑X - Сумма всех вариант
Средние величины
Например, допустим, что в результате применения
психодиагностической методики для оценки памяти
у десяти испытуемых мы получили следующие
частные показатели степени развития данного свойства
у отдельных испытуемых: 5,4,5,6,7,3,6,2,8,4.
∑X = 5 + 4 + 5 + 6+7 + 3 + 6 + 2 + 8 + 4 = 50
Следовательно, М= 50/ 10= 5 .
Для данной выборки среднее арифметическое
значение равно 5.
Но если число наблюдений будет больше, эта формула
уже неудобна.
Средние величины
Средние величины
Третья мера центральной тенденции - это медиана (Ме),
т.е. результат, находящийся в середине
последовательности показателей, если их расположить
в порядке воз- растения или убывания. Справа и слева
от медианы в упорядоченном ряду остается по
одинаковому количеству данных (50% и 50%).
Например, в нашем примере – медиана 5, так как и
вверху и внизу от него остается по 5 вариант.
Если ряд включает в себя четное число признаков, то
медианой будет среднее, взятое как полусумма двух
центральных значений ряда.
Расчет средней по способу моментов
Х
р
d
dхр
F1
-5
2
-4
3
-3
4
1
-2
-2
p
Момент первой степени A= ----------n
5
3
-1
-3
Средняя = Мода (усл. средняя) + А
6
5
7
1
1
1
8
2
9
3
Сумма
n
= 10
сумма d
Пример:
4
А = - -------10
Средняя = 6 + ( - 0,4) = 5.6
Среднее квадратическое отклонение – мера
типичности средней
х
р
d
dp
d²
d²p
Средне квадр. Отклонение =
1
-5
25
Корень кв. С - А²
2
-4
16
3
-3
9
4
1
-2
-2
4
4
5
3
-1
-3
1
3
6
5
сумма d²p
С= --------------n
сумма dp
А² = (-------------------)²
n
7
1
1
1
1
1
8
2
4
Оценка достоверности
С помощью вторичных методов статистической
обработки данных непосредственно проверяются,
доказываются или опровергаются гипотезы,
связанные с эмпирическим исследованием. Эти
методы, как правило, сложнее, чем методы первичной
обработки, и требуют от исследователя хорошей
подготовки в области элементарной математической
статистики.
Оценка достоверности
Чаще всего в прикладных психолого-педагогических
исследованиях применяют следующие методы
вторичной статистической обработки результатов:
1) методы сравнения двух или нескольких элементарных
статистик (относительных величин, средних,
дисперсий и т.п.), относящихся к разным выборкам;
2) методы установления статистических связей между
переменными (например, их корреляции друг с
другом).
Методы сравнения элементарных
статистик
Ни одно педагогическое и психологическое
исследование не обходится без сравнений.
Сравнивать приходится результаты, полученные
двумя разными группами испытуемых, или результа
ты, полученные одной выборкой испытуемых, но в
разное время или в разных условиях. О различиях
между ними судят обычно по разности между
средними, дисперсиями и другими выборочными
показателями.
Оценка достоверности различий
показателей и средних величин
Достоверность – право показателя или средней величины
на обобщающую характеристику явления.
Мерой достоверности является средняя ошибка
Для показателя
pq
m = √ ------n
Для средней величины
σ
m= --------√ n
Критерий Стьюдента
Для сравнения выборочных средних величин, принадлежащим к
двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том,
отличаются ли относительные показатели или средние значения
статистически достоверно друг от друга, используют критерий
Стьюдента. Это параметрический метод, используемый для
проверки гипотез о достоверности разности средних при анализе
количественных данных.
Для сравнения двух относительных величин применяют формулу:
P 1 – P2
t = -----------------------√ m1² + m2²
P – значение показателей,
m – величины их ошибок
Критерий Стьюдента
В случае независимых выборок для анализа разницы
средних применяют формулу:
Х1- Х2
t = ----------------------√ m1² + m2²
где х, - среднее значение переменной по одной выборке
данных, х2 - среднее значение переменной по другой
выборке данных,
m1 – ошибка первой средней величины, m2 – ошибка
второй средней величины.
Критерий Стъюдента
Если t ≥ 2. то различия показателей или
средних величин двух выборок достоверны,
Если t < 2, то различия показателей или
средних величин не достоверны
Вариант 1
Задание 1.
В результате тестирования памяти у учащихся начальных классов СКОШИ 8 получены следующие данные: 2; 3: 2; 2; 4
3; 2; 3; 4; 3; 3
число учащихся 11
Сосчитайте среднюю арифметическую, среднюю арифметическую взвешенную,
среднюю по способу моментов, среднее квадратическое отклонение.
Задание 2.
В результате тестирования студентов 812 группы ( 10 человек) по невропатологии получены следующие данные: 11 б.;
12 б.; 13 б.; 12б.; 14 б.; 16б.; 17 б. ;14 б.; 17 б.; 18 б.
Сосчитайте среднюю арифметическую, среднюю арифметическую взвешенную,
среднюю по способу моментов, среднее квадратическое отклонение.
Задание 3.
В результате тестирования учащихся 823 группы ( 15 человек) по психопатологии получены следующие данные:
процент выполнения заданий составил 90%, 90%. 85%, 75%, 60%, 60%, 80%, 75%, 75%, 80%, 60%, 70%, 70%, 75%, 75%
Вариант 2
Задание 1.
В результате тестирования памяти у учащихся начальных классов (18 человек)получены следующие данные: 4, 5, 6, 5, 7, 8, 6,
4, 6, 5, 7, 8, 6, 7, 6, 3, 9; 4
Сосчитайте среднюю арифметическую, среднюю арифметическую взвешенную,
среднюю по способу моментов, среднее квадратическое отклонение.
Задание 2.
В результате тестирования студентов 811 группы ( 14 человек) по невропатологии получены следующие данные: 7 б., 9б., 18.
б., 16 б., 17 б., 12 б., 13 б., 13 б., 18 б., 18 б., 15 б., 16 б., 18 б., 15 б.
Сосчитайте среднюю арифметическую, среднюю арифметическую взвешенную,
среднюю по способу моментов, среднее квадратическое отклонение.
Задание 3.
В результате тестирования учащихся 824 группы ( 9 человек) по психопатологии получены следующие данные: процент
выполнения заданий составил 85%, 60%. 65%, 80%, 90%, 60%, 70%, 75%, 70%.
Сосчитайте среднюю арифметическую, среднюю арифметическую взвешенную,
среднюю по способу моментов, среднее квадратическое отклонение.
Вариант 3.
Задание 1.
В результате тестирования памяти у учащихся коррекционного класса (12 человек)получены следующие данные: 3, 5,
4,4, 6, 5, 4, 3,3, 4, 6, 5
Сосчитайте среднюю арифметическую, среднюю арифметическую взвешенную,
среднюю по способу моментов, среднее квадратическое отклонение.
Задание 2.
В результате тестирования студентов 814 группы ( 14 человек) по невропатологии получены следующие данные: 15б.,
12б., 11. б., 16 б., 17 б., 18 б., 12 б., 14 б., 14 б., 19 б., 13 б., 14 б., 13 б., 18б.
Сосчитайте среднюю арифметическую, среднюю арифметическую взвешенную,
среднюю по способу моментов, среднее квадратическое отклонение.
Задание 3.
В результате тестирования учащихся 821 группы (16 человек) по психопатологии получены следующие данные:
процент выполнения заданий составил60%, 65%, 70%, 80%, 85%, 80%, 65%, 90%, 60%, 80%, 70%, 65%, 85%, 80%, 80%,
75%.
Сосчитайте среднюю арифметическую, среднюю арифметическую взвешенную,
среднюю по способу моментов, среднее квадратическое отклонение.
Вариант 4
Задание 1.
В результате тестирования памяти у учащихся 6 класса (20 человек)получены следующие данные: 8, 7, 5, 7, 6, 6,
8, 4, 8, 6, 5, 6, 5, 4, 7, 5, 8, 6, 9, 6
Сосчитайте среднюю арифметическую, среднюю арифметическую взвешенную,
среднюю по способу моментов, среднее квадратическое отклонение.
Задание 2.
В результате тестирования студентов 813 группы ( 13 человек) по невропатологии получены следующие данные:
12б., 11 б., 13 б., 16 б., 15 б., 15 б., 13 б., 15 б., 16 б., 17 б., 18 б., 15 б., 12 б.,
Сосчитайте среднюю арифметическую, среднюю арифметическую взвешенную,
среднюю по способу моментов, среднее квадратическое отклонение.
Задание 3.
В результате тестирования учащихся 822 группы (13 человек) по психопатологии получены следующие данные:
процент выполнения заданий составил 65%, 70%, 60%, 75%, 80%, 85%, 90%, 90%, 85%, 85%, 80%, 80%, 75%.
Сосчитайте среднюю арифметическую, среднюю арифметическую взвешенную,
среднюю по способу моментов, среднее квадратическое отклонение.
Задание «Оценка
достоверности»
1) Сравнить достоверность различий
результатов, полученныых в вариантах 1 и 2
(по заданию 1, по заданию 2, по заданию 3)
2) Сравнить достоверность различий
средних, полученных в вариантах 3 и 4
(по заданию 1, по заданию 2, по заданию 3)