Методы исследования в психологии развития
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 2. Методы исследования в психологии развития
1.
Естественнонаучная
и
культурно-историческая
парадигмы
исследования
психического развития человека.
2. Традиционные стратегии исследования: наблюдение и естественно-научный
констатирующий эксперимент.
3. Стратегия формирования психических процессов, активного вмешательства,
построения процесса с заданными свойствами.
4. Группа генетико-моделирующих методов.
1.Современный
психолог
Л.Ф.
Обухова,
опираясь
на
позицию
Выготского
относительно принципиальных различий «биологизаторского», «натуралистического» и
культурно-исторического подходов к развитию, настаивает на выделении и существовании
двух главных парадигм в исследовании детского развития:
е с т е с т в е н н о научной и
культурно- и с т о р и ч е с к о й . Вслед за Т. Куном она рассматривает понятие «парадигма» как
«признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают
научному сообществу модель постановки проблем и их решений». Обухова считает, что
понятие «парадигма» ориентирует психологов на осознание основополагающих установок
психологических школ и направлений, что чрезвычайно важно при сегодняшней открытости
российской науки, при знакомстве психологов со множеством различающихся подходов и
концепций.
Естественно-научная парадигма представлена множеством вариантов и в истории
возрастной
психологии,
и
на
современном
этапе
ее
развития.
Принципиальные
натуралистические установки лежат в основе таких внешне несходных теорий, как
биогенетическая теория,
конвергенции
двух
нормативный подход,
факторов,
классический бихевиоризм,
психоаналитическое
изучение
ребенка,
теория
концепция
интеллектуального развития Ж. Пиаже. Возникают новые концепции и направления
изучения развития, базирующиеся на тех же натуралистических методологических позициях:
этологическое, экологическое, инвайронментальное, социокогнитивное и др. В рамках этой
парадигмы накоплено множество эмпирических фактов о содержании и условиях
психического развития,
проведены плодотворные исследования, проанализированы
основные аспекты человеческой жизни и психики:
поведение,
интеллект и эмо-
ционально-волевая сфера.
Культурно - историческая парадигма, заложенная в работах Л.С. Выготского,
продолжена в исследованиях российских психологов А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, П.И.
Зинченко, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, В.В. Давыдова, Л.А. Вен-гера,
Н.Н. Поддьякова, Н.Ф. Талызиной, Н.Г. Салминой и многих других. Зарубежные
последователи теории Л.С. Выготского — Дж. Брунер, М. Коул, С. Скрибнер, Р. Ван дер
Веер, Дж. Верч и др.
Обе эти парадигмы имеют право на существование и дальнейшее развитие, но
необходимо четко осознавать, что в их основе лежат взаимоисключающие научные
установки, поэтому они не могут быть просто суммированы; необходимо избегать
упрощенного, эклектического подхода и некритического заимствования идей, понятий или
даже фактов.
2. Основные исследовательские методы психологии развития и возрастной
психологии — это методы сбора фактов, выяснения тенденций, динамики психического
развития, которое разворачивается во времени.
Как научный, объективный, м е т о д наблюдения предполагает планомерное и
целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях
повседневной жизни. Наблюдение как научный метод исследования не должно быть сведено
к простой регистрации фактов, его основная цель — научное объяснение причин того или
иного явления.
Необходимые условия, научною наблюдения: постановка цели; разработка плана;
выбор объекта и ситуации наблюдения; поддержание естественных условий жизни;
невмешательство
в
деятельность
испытуемого;
объективность
и
систематичность
наблюдений; разработанность способов фиксации результатов.
Трудности использования метода объективного наблюдения: чрезвычайная
трудоемкость;
большие
временные
затраты;
пассивная,
выжидательная
позиция
исследователя; необходимость психологической образованности наблюдателя; высокая
вероятность пропуска психологических фактов, если
они
новые или слиты со множеством
попутных явлений; опасность субъективности при сборе и обработке данных, при
интерпретации результатов; невозможность проверки; ограниченное использование
математических методов обработки данных.
В процессе наблюдения исследователь фиксирует только внешние проявления
поведения ребенка, симптомы (действия с предметами, высказывания), а интересуют его
скрывающиеся за ними психические процессы, состояния, о которых
он
может строить
только догадки, предположения. Наблюдатель должен быть весьма осторожен в выводах и
принимать во внимание то обстоятельство, что у Испытуемого в ходе какой-либо
деятельности может сложиться особая мотивация, способная оказать значимое влияние на
результат.
Наблюдение может быть организовано как сплошное и выборочное . Сплошное
наблюдение охватывает одновременно многие стороны поведения ребенка в течени е
длительного времени и, как правило, проводится в отношении одного или нескольких детей.
При выборочном наблюдении фиксируется какая-либо сторона поведения ребенка или
поведение в определенных ситуациях, в определенные промежутки времени (так, Ч. Дарвин
наблюдал за выражением эмоций сына).
Ценность метода наблюдения состоит в том, что не существует возрастных
ограничений для испытуемых; длительное прослеживание жизни ребенка позволяет выявить
переломные моменты — так были получены знания о критических периодах и переходах в
развитии.
Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность
испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.
Исследователь намеренно создает и изменяет условия, в которых протекает деятельность
человека, ставит задачи и по результатам судит о психологических особенностях
испытуемого.
Выделяют лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент
проводится в преднамеренно созданных условиях, с использованием специальной
аппаратуры; действия испытуемого определяются инструкцией. В лабораторном эксперименте осуществляется особенно строгий контроль зависимых и независимых переменных.
Недостатком лабораторного эксперимента является крайняя затруднительность переноса
результатов на условия реальной жизни.
Экспериментальное исследование может быть к о н с т а т и рующим и формирующим.
Констатирующий эксперимент направлен на выявление наличного уровня психологического
явления или качества.
Возникновение метода формирующего эксперимента в отечественной психологии
связано с именем Л.С. Выготского. Замысел формирующего (или экспериментальногенетического, генетико-моделирующего, обучающего) исследования состоит в искусственном воссоздании (моделировании) процесса психического развития. Цель — изучение
условий и закономерностей происхождения того или иного психического новообразования.
Исследовательские стратегии: констатация и формирование.
Метод наблюдения и констатирующий эксперимент — это варианты реализации
к о н с т а т и р у ю щей
стратегии
исследования.
Формирующий
эксперимент
представляет собой реализацию новой стратегии исследования в возрастной психологии —
ф о р м и р у ю щей ( г е н е т и ч е с к о й ) с т р а т е г и и и с с л е д о в а н и я .
Помимо основных методов эмпирического исследования, можно выделить ряд
дополнительных. Прежде всего это выяснение знаний, мнений, представлений, установок и
т.п. по широкому кругу вопросов людей разных возрастных категорий с помощью беседы,
интервью, анкетирования, тестирования.
Анализ
продуктов
деятельности
(рисунков,
аппликации,
конструирования,
музыкального, литературного творчества) используется в самых разнообразных целях.
Сравнительные методы исследования очень значимы для психологии развития, среди
них — близнецовый, сравнение нормы и патологии, кросс-культурный, биографический.
Близнецовый метод исследует роль наследственности, среды и воспитания в психическом
развитии личности. Сравнение психического развития детей физически здоровых и детей,
имеющих определенные отклонения в состоянии анализаторов (слепых, глухих), детей с
детским церебральным параличом остро ставит проблему нормы психического развития в
разных детских возрастах.
Кросс-культурный метод исследования предполагает сравнение и выявление
особенностей
психического
развития
подрастающего
поколения
в
различающихся
культурах.
Социометрические методики дают дополнительную информацию о характере
взаимоотношений, складывающихся между членами группы, — в детском саду, школьном
классе, рабочем коллективе. Показатели наличия и количества «лидеров», «звезд» и
«изгоев», взаимности выборов, сплоченности группы, используемые при составлении
социограммы, представляют «картину» взаимоотношений, однако не раскрывают причин
сложившейся ситуации.