Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Раздел 2. Нормативная методология
Тема 8. Методы исследования: определение, классификация
1
Учебные вопросы:
1. Понятие «метод исследования» и его содержание.
2. Проблема классификации методов исследования
3. Вненаучные регуляторы научного познания
Основное содержание темы (тезисы)
1. Исследование как поиск нового знания располагает своим
инструментом. Для его обозначения используются понятия: метод
исследования, способ исследования, методика исследования. прием
исследования и др. В ходе разработки данной темы мы познакомимся с
содержанием базового понятия темы и некоторыми методами научного
исследования.
2. Обращение к проблеме методов исследования в гносеологии и
методологии связано с направленностью науки на достижение объективного,
достоверного знания об объекте. Ее разработка длится на протяжении всего
периода становления и развития науки. Именно метода признается способом
получения ответов на вопросы, возникающие при взаимодействии людей с
окружающей действительностью – способом получения научного знания.
Научный метод является наиболее эффективным источником реального,
действительного знания о поведении людей и окружающей их
действительности, так как обеспечивает не только получение знания об
объекте, но – главное – знаний доказанных, проверенных. Доказанными – то
есть проверенными, обоснованными, максимально освобожденными от
субъективизма исследователя, по выражению Френсиса Бэкона –
освободиться от «идолов», мешающих познанию. Это идолы рода, пещеры,
рынка и театра.
На выбор метода исследования влияют: особенность научного
направления и его объекта; особенность объекта и предмета исследования;
методологические основания исследования (подходы, принципы и т.д.);
теоретические особенности исследования; личностные и профессиональные
особенности самого исследователя, его методологическая культура.
3.Классификация – особый случай применения логической операции
деления понятия, представляющий совокупность делений некого класса на
виды, группы и т.д.; осмысленный порядок вещей, явлений, деление их на
разновидности (группы) по каким-либо признакам.
В отношении классификации методов научного исследования
применяется несколько оснований
По характеру их локализации и распространения различаются:
философские,
общенаучные,
частнонаучные,
дисциплинарные
и
междисциплинарные (выделяется последняя группа не всегда). Для их
обозначения применяются также названия: всеобщие, общие, частные.
По уровням научного знания: теоретические и эмпирические методы
(методы теоретического обобщения и методы эмпирического познания).
2
Методы теоретического познания (теоретического уровня): обобщение
обеспечивает переход от отдельных фактов и мыслей к их отождествлению в
более общих мыслях; Методы эмпирического познания применяются при
непосредственном общении исследователя с объектом.
По характеру мыслительных процессов: абстрагирование, анализ,
синтез, индукция, дедукция, моделирование
3.Вместе с методами научного познания методологи способы познания,
которые предполагают комплекс методов (аргументов):
Интуиция - это вспышка проницательности (истинной или ложной),
источник появления которой невозможно точно идентифицировать или
объяснить. Интуиция служит основой для многих очень важных гипотез,
которые могут быть проверены другими методами.
Опора на научные авторитеты. Различают несколько видов
авторитета в области получения, освоения и использования знания.
Сакральный авторитет, или авторитет веры, покоится на незыблемом
убеждении в том, что определенные традиции или документы Светский
авторитет разделяют на светский научный авторитет, который основан на
эмпирическом исследовании, на данных, полученных на основе опытов, и
светский гуманистический авторитет, который основан на вере в то, что
определенная замечательная или великая личность действительно обладает
выдающейся проницательностью в понимании явлений окружающего нас
мира или в области человеческого поведения
Традиция. Одним из самых убедительных источников получения и
передачи знания является традиция
Общественный здравый смысл. Общественный здравый смысл и
традиция самым тесным образом связаны между собой, так как за
множественными и разнообразными утверждениями общественного здравого
смысла стоит определенный прошлый опыт, какие-то традиционные
представления.
Основные понятия темы
Метод исследования – способ деятельности; законосообразная
последовательность взаимообусловленных и согласованных познавательных
операций и действий, которые выработали наука и общественная практика и
которые позволяют субъекту достичь цели при движении к ней с
определенного личностного культурного потенциала.
Методика исследования – это взаимосвязанная система приемов, правил, способов, форм познания, используемая исследователем, но
обусловленная предметной областью исследования, уровнем развития
общественной практики и науки, возможностями исследователя, которая
позволяет ему максимально, при достигнутом уровне развития науки и
практики, сузить отклонения от истинного пути движения к цели и получить
знания об объекте.
3
Прием научного исследования – обоснованный знаниями,
проверенный и закрепленный практикой, используемый в познавательнопреобразовательной деятельности алгоритм выражения содержания
отдельного познавательного действия; конкретное проявление (применение)
исследовательского метода в практике
Примечание: магистранту необходимо знать названия конкретных методов
исследования и их особенности. Этот сегмент глоссария разрабатывается самостоятельно,
с учетом специфика исследования. К примеру: моделирование, абстракция, идеализация,
формализация, наблюдение и др.
Основная литература:
1.Липчиу Н.В., Липчиу К.И. Методология научного исследования :
учебное пособие. – Краснодар : Кубанский ГАУ, 2013. – 290 с. Тема 3.
2. Пещеров Г.И., Слоботчиков О.Н. Методология научного
исследования : учебное пособие. – М.: Институт мировых цивилизаций. 2017.
– 312 с. Глава 2. Разделы 2.1 – 2.8.
3. Платонова С.И. История, логика и методология науки : курс лекций.
– Ижевск : ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2015. – 169 с. Лекция 12, лекция
13.
Дополнительная литература:
1.
Таубаева Ш.Т., Булатбаева А.А. Методология и методы
педагогического исследования. – Алматы, 2015. – 214 с. Глава 3. Разделы
3.1., 3.2.
Вопросы и задания для самоконтроля:
Дайте определение метода исследования.
Какие группы методов знаете? Приведите примеры методов из
каждой названной группы.
4