Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Определение цели и задач, формулирование гипотезы, выбор методов ведения исследования

  • 👀 3530 просмотров
  • 📌 3463 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Определение цели и задач, формулирование гипотезы, выбор методов ведения исследования» docx
Часть 7 Определение цели и задач, формулирование гипотезы, выбор методов ведения исследования Содержание Тема 7.1. Определение цели и задач исследования Тема 7.2. Формулирование гипотезы Тема 7.3. Определение методов исследования Тема 7.4. Планирование исследования и распределение ролей при работе в команде 7.1. Определение цели и задач исследования Доказательство актуальности исследования состоит в представлении того, как результаты работы позволяют решать те или иные научные или/и практические проблемы. А практиче-ская значимость этих результатов исследования может заключаться в возможности прове-дения дальнейших научных исследований, использования полученных данных в процессе различных видов деятельности. Несомненным показателем актуальности является наличие злободневной проблемы в данной области исследования, которая представляет собой некую противоречивую ситуацию, требующую своего разрешения. Поэтому, приступая к ее разре-шению, исследователю необходимо поставить перед собой несколько вопросов: «Какой результат предполагается получить?», «Каким видится этот результат?», «Что необходимо сделать для его получения?». Это и есть следующий этап исследования: формулирование гипотезы, цели, задач, а также способов и методов ведения исследования. Подчеркнем, что на практике названные шаги не всегда проходят последовательно, могут протекать пара-ллельно, повторяться или меняться местами в зависимости от конкретной ситуации исследования. Важно только все их учитывать как необходимые элементы данного этапа исследовательской деятельности. Проследим каждый шаг этого этапа. Если тема сформули-рована конкретно, корректно определены проблема, объект и предмет, то это значительно облегчает формулирование цели и задачи исследования. Цель исследования – это сформулированный в общем виде желаемый результат, который будет получен в ходе Вашего исследования: теоретический и практический. Необходимо стремиться не просто сформулировать цель как образ желаемого результата, а образ резуль-тата, характеризующийся: Во-первых, фиксированным временем его получения; Во-вторых, соотнесенностью с возможностью его получения к требуемому реалистичному сроку; В-третьих, потенциалом, мотивирующим субъект действовать в направлении его достижения (провозглашая цель, субъект может стремиться получить совсем другой результат, в этом случае декларируемая цель – псевдоцель); В-четвертых, операциональной определенностью, т.е. заданностью так, что всегда можно сравнить фактически полученный результат с ожидаемым. Таким образом, цель – это конкретный, охарактеризованный качественно,а при возможности и корректно количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого реально можно достичь к четко определенному моменту времени. Всякая цель должна обладать пятью основными признаками: 1. Полнотой содержания, т.е. определенностью всех характеристик результата, существенных для его максимального соответствия потребности. 2. Временной определенностью. 3. Реальностью (соответствием возможностям). 4. Побудительностью (соответствием мотивам субъекта деятельности). 5. Операциональностью определения ожидаемого результата (контролируемостью). Наивно было бы предлагать какие-либо шаблоны и стандарты в столь деликатном и всегда новом деле, как исследование. Однако наша цивилизация выработала общую логику позна-ния, которая дает определенные ориентиры, от которых не следует отказываться, чтобы не сбиться с пути. В связи с этим подчеркнем: направленность исследования должно отобража-ться в формулировки цели. Формулируя задачи, исследователь ставит ряд промежуточных целей, выполнение которых необходимо для реализации общей цели. Таблица 1 - Последовательность выдвижения задач в зависимости от основной цели проект-ной и исследовательской работы Последова- тельность постановки задач Задачи проектной и исследовательской работы Теоретические Практические 1 Анализ существа познавательной проблемы на основе информации и ее представление в конкретных объектах, процессах, явлениях, общностях Анализ источников информации и консу-льтации специалистов для определения способа решения проблемы 2 Разработка теоретической концеп-ции исследования – выявление обстоятельств и факторов, сопут-ствующих выявлению проблемы Сбор фактических данных по проблеме исследования с использованием апробиро-ванных или специально созданных мето-дик для определения способов применения результатов исследования 3 Конструирование методик иссле-дования, их апробирование и пос-ледующий отбор информации на объекте исследования Разработка вариантов решения проблемы и их проверка путем обсуждения с руково-дителем, консультантами, в конечном итоге – экспериментально 4 Детальный анализ полученных данных в соответствии с концеп-цией проектной и исследователь-ской работы и ее гипотезами; оп-ределение принципиальных путей решения проблемы и практичес-ких приложений Анализ итогов эксперимента и коррекция предлагаемых нововведений, оценка дос-тигнутого результата, план дальнейших действий При формулировании цели могут использоваться глаголы «доказать», «обосновать», «разра-ботать». Последний глагол следует употреблять в том случае, если конечный продукт иссле-дования получит материальное воплощение, например видеофильм, действующая модель или макет чего-либо, компьютерная программа и т.п. При формулировании задач целесооб-разно применять глаголы «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «устано-вить». Например: Целью работы «Свет в наших домах, экономия и здоровье» (2010 г., ГОУ СОШ № 1014 с гимназическими классами, г. Москва, автор – Аравин Антон, 9 кл.) является определение наиболее эффективных источников искусственного освещения для квартир. Для достижения цели определены следующие задачи: 1. Изучить теоретические вопросы природы света для определения особенностей основных источников искусственного света. 2. Проанализировать принципы работы основных источников искусственного света для опре-деления их достоинств и недостатков. 3. Выявить и обосновать наиболее эффективные источники искусственного света с точки зре-ния экономии, экологической безопасности и здоровья человека. 4. Разработать практические рекомендации по выбору источников освещения квартир. Одни утверждают, что большие цели вершат большие дела. Другие заявляют, что успех – это реализованные цели, а потому ставьте реальные цели. Вам выбирать, чей слоган Вы разделя-ете больше. Но напомним один случай, который якобы произошел с великим русским писа-телем. Как-то ко Льву Николаевичу Толстому пришел художник и показал свою картину «Дорога домой». Художник рисовал, словно сидя на корме лодки. Перед ним сидел могучий крестьянин, гребущий веслами к противоположному берегу широкой реки, на котором стоял, видимо, его дом. Лев Николаевич посмотрел и, подумав, сказал: — Я затрудняюсь оценивать художественные достоинства картины, но вот в изображении допущена ошибка: нос лодки у вас направлен на дом. Но ведь каждый, кто плавал по реке, знает, что течение сносит лодку. Поэтому, чтобы попасть к дому, нос лодки надо держать на точку, находящуюся много вы-ше. Так и в жизни. Ставя цель, прицел необходимо брать выше. Стремиться следует к боль-шому, а течение жизни все равно снесет. 7.2. Формулирование гипотезы Гипотеза – у начала начал. Это одухотворенный прогноз в будущее науки, преддверие ее побед. Очень важно не дать прогнозам уходить в песок: как в том, чтобы избежать зачерки-вания и погибели плодоносного прогноза, объявляя его курьезом, так и в том, чтобы не взять курьез за серьезный прогноз. Сухотин Анатолий Константинович, «Превратности научных идей». Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза – это предполагаемое решение проб-лемы в данной области исследования, решение противоречивой ситуации. Она фактически определяет основное направление исследования. К гипотезе предъявляют определенные тре-бования: она должна содержать предположение; она должна быть проверяема, подтверждаема при помощи методик; она должна быть логически непротиворечивой; она должная быть реально опровергаемая или доказуемая. Проверить гипотезу – это значит проверить те следствия, которые логически из нее выте-кают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают. Например : Целью работы «Керамика. История и современность» является изучение развития керамики в Росс-ии для выявления взаимосвязи между развитием производства, запросами современного общества и появлением новых художественных стилей. (2010 г., НОУ СОШ «Росинка», г. Москва, автор – Зубко Юлия, 7 кл., руководитель – Л.Ю. Алексеева). Гипотезой исследова-ния стало следующее предположение: появление нового художественного стиля в искусстве керамики связано с развитием производства и изменением художественного запроса совре-менного общества. В работе «Животные психологи. Влияние общения с животными на пси-хоэмоциональное состояние человека» (2007 г., автор – Ливанова Ксения, 5 кл., научный ру-ководитель – А.Г. Теплицкая) была выдвинута следующая гипотеза. Предположим, что об-щение с животными приводит к стабилизации психоэмоционального состояния человека, в частности, возможностью снижать уровень тревожности. Данная гипотеза содержит предпо-ложение о том, что общение с животными благоприятно влияет на эмоциональное состояние человека. Автор подтверждал эту гипотезу при помощи специально составленного комплекса методов и методик: включенное наблюдение за людьми в процессе общения с животными, анализ данных теста тревожности Филипса, анкетирование, интервьюирование. Гипотеза не является противоречивой и доказуема. Таким образом, по сути дела поиск идеи по решению проблемы начинается в момент постановки проблемы. Идеи возникают на острие противоре-чий и формулируются как гипотезы. Гипотеза есть предположение о том, как разрешить про-блему. Разрешение проблемы характеризуется созданием либо объекта, либо нового способа действия. Следовательно, и гипотеза может быть либо предположением о компонентах и сво-йствах объекта, либо предположением о способе деятельности, разрешающих проблему. Первоначальное временное предположение (рабочая гипотеза), как правило, не претендует на открытие способа решения, а создается для придания процессу познания организованного, целенаправленного характера, т.е. выполняет, главным образом, служебную роль. Для размышления : Один из учеников и сотрудников Ивана Петровича Павлова академик Петр Кузьмич Анохин вспоминает стиль работы своего учителя: «Поражало в нем то, что он не мог ни минуты работать без законченной рабочей гипотезы. Как альпинист, потерявший одну точку опоры, сейчас же заменяет ее другой, так и Павлов при разрушении одной рабо-чей гипотезы старался сразу еж на ее развалинах создать новую, более соответствующую последним фактам… Но рабочая гипотеза была для него только этапом, через который он проходил, поднимаясь на более высокий уровень исследования, и поэтому он никогда не превращал ее в догму».1 Дмитрий Иванович Менделеев писал: «Гипотеза облегчает и делает правильной научную работу. А потому можно смело сказать: лучше держаться такой гипоте-зы, которая может оказаться неверной, чем никакой». Итоговая гипотеза отличается от рабо-чей тем, что она уже претендует на решение проблемы, на объяснение ранее необъяснимых явлений. От догадки гипотеза отличается уровнем и характером обоснования содержащихся в ней знаний. О гипотезе можно сказать, что она лежит между истиной и ложью. А по словам Гегеля,2 «истина рождается как ересь, а умирает как заблуждение». Гипотеза, получившая подтверждение, превращается в истинное утверждение и на этом прекращает свое существо-вание. Опровергнутая гипотеза становится ложным положением и опять-таки перестает быть гипотезой. Таким образом, гипотеза – это форма познания окружающего нас мира и спосо-бов его преобразования. 1 Анохин П.К. Иван Петрович Павлов: жизнь деятельность и научная школа. – М.: Изд-во АН СССР, 1949. – С. 317 2 Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831) – немецкий философ, разработавший теорию диалектики, центральным понятием которой стало «развитие» Так же как и тема, гипотеза может корректироваться после накопления значительного коли-чества фактического материала. Формулируя ее, желательно использовать такие граммати-ческие конструкции, как: «если..., то...»; «так..., как ...»; «при условии, что...», т.е. такие, кото-рые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно- следственных связей.3 Например: В представленной выше работе «Животные психологи. Влияние общения с жи-вотными на психоэмоциональное состояние чело3 века» (2007 г., автор – Ливанова Ксения, 5 кл., научный руководитель – А.Г. Теплицкая) была выдвинута следующая гипотеза: Предпо-ложим, что общение с животными приводит к стабилизации психоэмоционального состояния человека, в частности возможностью снижать уровень тревожности. После проведения экспериментальной части выяснилось, что общение с животными не у всех людей вызывает положительные эмоции. У некоторых людей оно вызывает раздражение, озабоченность, волнение, они регулируют свое эмоциональное состояние другими способами. В связи с этим гипотезу можно изменить: общение с животными вызывает как положительные, так и отрицательные эмоции. Для размышления : Прочитайте отрывок из известного рассказа Артура Конан Дойла «Пять зернышек апельсина» и сформулируйте гипотезу: «Теперь обсудим все обстоятельства и посмотрим, какой можно сделать из них вывод. Прежде всего, мы должны начать с предположения, что у полковника Опеншо были весьма серьезные причины, заставившие его покинуть Америку. В его годы люди не склонны нарушать свои привычки и добровольно отказываться от прелестного климата Флориды ради уединенной жизни в английском провинциальном городке. Его крайнее пристрастие к уединению в Англии подсказывает мысль, что он боялся кого-то или чего-то. Поэтому мы можем принять как рабочую гипотезу, что был страх перед кем-то или чем-то. Что и заставило его покинуть Америку. О том, чего именно он боялся, мы можем судить только на основании зловещих писем, которые получил он и его наследники». Предполагаемый ответ: «Если полковник Опеншо, человек преклонного возраста, не склонный нарушать свои привычки, добровольно отказался от прелестного климата Флориды и уединился в Англии, то можно предположить, что он был кем-то или чем-то напуган»… При определении гипотезы часто совершают ошибки: фальсифицируют ее, т.е. подгоняют предположения под результаты, или представляют очевидное содержание. 3 Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся (методические рекомендации для учащихся и педагогов) // Завуч. – 2005. – № 6. – С.4–29 Например: Слишком очевидной будет гипотеза, суть которой в том, что в последнее десятилетие ухудшилась экологическая обстановке в Москве. Такая гипотеза не требует научного доказательства. Бытует такая истина: «Для того чтобы придумать колесо, потребовалось перегнуть палку». Действительно, подчас решение проблемы требует достаточно смелых и оригинальных предположений. В тоже время они не должны был абсолютно абсурдными и выдуманными без достаточных оснований. Памятно заявление Исаака Ньютона: «Гипотез не измышляю». В тоже время академик Петр Леонидович Капица утверждал: «Элемент абсурда должен присутствовать в науке». Действительно, подчас для выхода из интеллектуального тупика требуется вступить в ересь. Однако австрийский социолог Майкл Полани справедливо сокрушался, что наша жизнь слишком коротка, чтобы мы могли себе позволить проверять миллион ложных гипотез в надежде на одну истинную.4 Поэтому только Вам решать, где грань между смелой и нелепой гипотезой. Уместно в связи с этим вспомнить анекдотичную историю,5 которая якобы имела место во время выступления американского психолога Уильямса Джеймса в Гарвардском университете. В конце публич-ной лекции, посвященной религии и космологии, он отвечал на вопросы слушателей. Когда ему задали вопрос, почему Земля не падает вниз, он решил узнать, какой гипотезы придержи-вается сам спрашивающий. — Очень просто, – ответил тот. – Мир опирается на панцирь гигантской черепахи. — А почему черепаха никогда не проваливается? – поинтересовался ошарашенный Джеймс. — Ну, на этом вы меня не поймаете, – был немедленный ответ. – Там до самого дна сплош-ные черепахи. 4 См.: Полани М. Личностное знание: На пути к посткритической философии: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1985. – 344 с. 5 С. 104. О’Коннор Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем: Пер. с англ./ Дж. О’Коннор, И. Макдермотт – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 256 с. 7.3. Определение методов исследования Как показывает практика, на первых порах овладения умениями проектной и исследователь-ской работы, прежде всего, недостает как опыта для ее самоуправления, так и опыта исполь-зования различных методов научного познания и способов ведения исследования. наменитый французский философ Рене Декарт по этому поводу заметил: «…Уж лучше совсем не помышлять об открытии каких бы то ни было истин, чем делать это без всякого метода, ибо совершенно несомненно то, что подобные беспорядочные занятия и темные мудрствования помрачают естественный свет и ослепляют ум». Поставив цель и определив задачи, необхо-димо отобрать способы и методы ведения дальнейшего исследования. Метод – это способ достижения цели исследования, его решающая роль в успехе той или иной исследователь-ской работы очевидна. От его выбора зависит все исследование, начиная с его организации и включая получение определенного результата. В данном случае уместно привести слова академика Ивана Петровича Павлова: «Метод – самая первая и основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе». Методы научного познания традиционно делятся на общие и специальные. Специальные методы определяются характером исследуемого объекта. Как правило, их применение требует от исследователя уже значительной подготовленности. Помимо специальных методов, характерных для определенных областей научного знания, существуют общие методы научного познания. В отличие от специальных, они используются в самых различных по предмету науках – от литературы до химии и математики. К ним относятся: теоретические методы, эмпирические методы, математические методы. Приведем краткую характеристику основных методов исследования:6 Метод Характеристика Эмпирические Наблюдение Метод познания, состоящий в преднамеренном, целенаправленном восприя-тии реальных объектов. Виды наблюдения: Структурированное наблюдение – это наблюдение, осуществляемое по плану, неструктурированное наблюдение – это наблюдение, при котором определен только объект наблюдения; Полевое наблюдение – это наблюде-ние в естественной обстановке; лабораторное наблюдение – это наблюдение, при котором объект находится в искусственно созданных условиях; Непосре-дственное наблюдение – это наблюдение, в процессе которого объект прямо воздействует на органы чувств наблюдателя; опосредованное наблюдение – это наблюдение, в котором воздействие объекта на органы чувств наблюдателя опосредовано прибором. Наблюдение осуществляют в соответствии со следующим алгоритмом: 1. Определение цели наблюдения. 2. Выбор объекта наблюдения. 3. Выбор способов достижения цели наблюдения. 4. Выбор способа регистрации полученной информации. 5. Обработка и интерпретация полученной информации. Эксперимент Метод познания, предполагающий целенаправленное изменение объекта для получения знаний, которые не возможно выявить в результате наблюдения. Структура программы эксперимента 1. Актуальность исследования. 2. Проблема исследования. 3. Объект и предмет исследования. 4. Гипотеза исследования. 5. Цель и задачи исследования. 6. Этапы экспериментальной работы, ожидаемые результаты по каждому этапу в форме документов, основные методы исследования. 7. Научная новизна исследования. 1. Актуальность исследования. Актуальность исследования – это обоснование необходимости решения той или иной проблемы. Актуальность исследований характеризуется степенью расхождения между спросом на научные идеи, технологии, методические рекомендации и предложениями, которые может дать наука и практика в настоящее время. 2. Проблема исследования. В основе проблемы исследования лежит противоречие, которое необходимо разрешить в ходе эксперимента и которое обосновывалось при определении актуальности исследования. 3. Объект и предмет исследования. Объект исследования – это область изучения; предмет – это аспект изучения объекта. 4. Гипотеза исследования. Гипотеза исследования – это научно обоснован-ное предположение о разрешении проблемы. 5. Цели и задачи исследования. Цель исследования –это предполагаемая деятельность, промежуточные и конечные результаты проверки гипотезы. Задачи – конкретизация цели исследования, ее декомпозиция (расчленение). 6. Этапы экспериментальной работы, ожидаемые результаты по каждому этапу в форме документов, основные методы исследования. 7. Научная новизна исследования. Новизна отражает общественно значи-мые новые знания, факты, данные, полученные в результате исследования. Критерий новизна отражает содержательную сторону результата. В зависи-мости от результата на первый план может быть выдвинута теоретическая новизна (концепция, принцип и т.д.), практическая (правило, рекомендация, методика, требование, средство и т.д.) или оба вида одновременно. Моделиро-вание Модели – это материальные и мысленно представленные объекты, которые в процессе изучения замещают объект-оригинал, сохраняя некоторые важные для определенного исследования свойства. Виды моделирования: 1. Материальное (предметное) моделирование: – физическое моделирова-ние – это моделирование, при котором реальный объект замещается на его увеличенную или уменьшенную копию, позволяющую проводить изучение свойств объекта. - аналоговое моделирование – это моделирование на аналогии процессов и явлений, которые имеют различную физическую при-роду, но одинаково описываемые формально (одними и теми же математи-ческими уравнениями, логическими схемами и т.п.). 2. Мысленное (идеальное) моделирование: – интуитивное моделирование – это моделирование, основанное на интуитивном представлении об объекте исследования, не поддающимся или не требующим формализации. – знаковое моделирование – это моделирование, использующее в качестве моделей знаковые преобразования какого-либо вида: схемы, графики, чертежи, формулы, набор символов и т.д. Анкетирова-ние Метод опроса посредством самостоятельного заполнения опросного листа (т.е. анкеты) респондентом (т.е. опрашиваемым) по указанным в нем правилам Интервьюи-рование Метод опроса, осуществляемый в форме целенаправленной беседы по заранее подготовленному плану с каким-либо лицом или группой лиц, ответы которых на поставленные перед ними вопросы служат исходным источником информации. Различают два основных вида интервью: – Формализованное интервью предполагает, что общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопрос-ником и инструкцией. – Свободное интервью (беседа) проводится без заранее подготовленного опросника, определяется только тема беседы. Беседа применяется на стадии подготовки массовых анкетных опросов для определения области исследова-ния, пополнения и уточнения данных массовой статистики и как самосто-ятельный метод сбора информации. Теоретические Анализ и синтез Анализ – это способ познания объекта посредством изучения его частей и свойств. Синтез – это способ познания объекта посредством объединения в целое частей и свойств, выделенных в результате анализа. Анализ и синтез не изолированы друг от друга, а сосуществуют, друг друга дополняя. Говоря об анализе и синтезе, нельзя думать, что в начале идет чистый анализ, а затем начинается чистый синтез. Уже в начале анализа исследователь имеет какую-то общую идею об изучаемом объекте, так что анализ начинается в сочетании с синтезом. Затем, изучив несколько частей целого, исследователь уже начинает делать первые обобщения, приступая к синтезу первых данных анализа. И таких ступеней может быть несколько, перед тем как будут изучены все части целого. Сравнение Сравнение – это способ познания посредством установления сходства и/или различия объектов. Сходство – это то, что у сравниваемых объектов совпада-ет, а различие – это то, чем один сравниваемый объект отличается от другого. Общий алгоритм сравнения: 1. Определение объектов сравнения. 2. Определение аспекта сравнения объектов. 3. Анализ и синтез объектов в соответствии с аспектом сравнения. Если суще-ственные признаки сравниваемых объектов известны, то их выбирают в соот-ветствии с аспектом сравнения. 4. Сопоставление существенных признаков сравниваемых объектов, т.е. опре-деление общих и/или отличительных существенных признаков сравниваемых объектов. 5. Определение различия у общих признаков. 6. Вывод. Необходимо представить общие и/или отличительные существен-ные признаки сравниваемых объектов и указать степень различия общих признаков. В некоторых случаях необходимо привести причины сходства и различия сравниваемых объектов. Обобщение Обобщение – это способ познания посредством определения общих сущес-твенных признаков объектов. Из данного определения следует, что обобщение базируется на анализе и синтезе, направленных на установление сущее-ственных признаков объектов, а также на сравнении, которое позволяет определить общие существенные признаки. Определяют два основных обоб-щения: индуктивное и дедуктивное: – Индуктивное обобщение (от единич-ного достоверного к общему вероятностному) предполагает определение общих существенных признаков двух и более объектов и фиксировании их в форме понятия или суждения. Понятие – это мысль, отражающая общие существенные признаки объектов. Суждение – это мысль, в которой что- либо утверждается или отрицается о признаках объектов. Индуктивное обоб-щение осуществляется по следующему алгоритму: 1. Актуализируйте существенные признаки объектов обобщения. 2. Определите общие существенные признаки объектов. 3. Зафиксируйте общность объектов в форме понятия или суждения. Обобщение – это не только определение сходных признаков объектов; оно предполагает рассмотрение объектов, как части чего-то общего, части какого-то рода, вида, семейства, класса, отряда. Без обобщения не может быть познания вообще, ибо познание всегда выходит за рамки отдельного, индивидуального. Только на основе обобщения возможно образование общих понятий, суждений, умозаключений, построение теорий и т.д. Примером обобщения может быть переход от изучения общих существенных признаков таких объектов как ель и сосна к формированию более общего положения: «Ель и сосна – это хвойные деревья». Индуктивному обобщению всегда предшествует анализ, синтез и сравнение. Анализ и синтез направлены на установление существенных признаков объектов. Сравнение выявить отличительные и общие существенные признаки объектов. Следует отметить, что определение общих существенных признаков уже является началом обоб-щения. Однако обобщение предполагает не только установление общих существенных признаков, но и определение их «ближайшего общего», выяснения их принадлежности к конкретному роду. Род – это совокупность объектов, в состав которой входят другие объекты, являющиеся видом этого рода. Так, изучив лук и арбалет, мы установим общие существенные признаки: стрелы метают с помощью пружинящей дуги, стянутой тетивой, лук и арбалет являются индивидуальным оружием стрелков, которые при натягивании тетивы используют силу рук. На основании знания общих признаков мы можем сделать обобщение: и лук, и арбалет являются ручным оружием для метания стрел. Таким образом, ручное оружие для метания стрел – род, а лук и арбалет – виды. – Дедуктивное обобщение (подведение единичного достоверного под общее достоверное) предполагает актуализацию понятия или суждения и отождествления с ним соответствующих существенных признаков одного и более объектов. Дедуктивное обобщение осуществляется по следующему алгоритму: 1. Актуализируйте существенные признаки объектов, зафиксированные в понятии или суждении. 2. Актуализируйте существенные признаки заданного объекта или объектов. 3. Сопоставьте существенные признаки и определите принадлежность объекта или объектов к данному понятию или суждению. Осуществим дедуктивное обобщение под понятие «ручное оружие для метания стрел». Мы знаем, что данное оружие метает стрелы с помощью пружинящей дуги, стянутой тетивой, при натяжении тетивы используется сила рук стрелка. В качестве объектов для дедуктивного обобщения возьмем пращу и лук. Вспомним их существенные признаки. Праща – это ременная петля, с помощью которой можно метнуть камень или металлическое ядро посредством вращательного движения. Сопоставление существенных приз-наков пращи с признаками, зафиксированными в данном понятии, позволяют сделать вывод, что праща не является ручным оружием для метания стрел. Лук состоит из пружинящей дуги, стянутой тетивой. Из лука стреляли длинными деревянными стрелами с металлическими наконечниками. Лук использовался стрелком в полевом бою. Сопоставление данного объекта и понятия позволяет сделать обобщение, что лук – это ручное оружие для метания стрел. Классифика-ция Классификация предполагает делание рода (класса) на виды (подклассы) на основе установления признаков объектов, составляющих род. Род – это совокупность объектов, которые объединяются в целое по общим существенным отличительным признакам. Классификация осуществляется по следующему алгоритму: 1. Установите род объектов для классификации. 2. Определите признаки объектов. 3. Определите общие и отличительные существенные признаки объектов. 4. Определите основание для классификации рода, т.е. отличительный существенный признак, по которому будет делиться род на виды. 5. Распределите объекты по видам. 6. Определите основания классификации вида на подвиды. 7. Распределите объекты на подвиды. Если в процессе индуктивного обобщения мы идем от единичного к общему, от менее общего к более общему, то в процессе классификации мы идем от более общего к менее общему, от общего к единичному. Существуют классификации по видообразующему признаку и дихотомические. Приведем примеры классификации по видообразующему признаку: зеркала классифицируются на плоские и сферические, а сферические зеркала классифицируются на вогнутые и выпуклые. В качестве примера дихотомической классификации приведем деления понятия «лес»: «лес» – «лиственный лес и не лиственный лес»; «не лиственный лес»– «хвойный лес и нехвойный лес». При дихотомическом делении род делится на два противоре-чащих вида, исчерпывающих род: А и не – А. Классификацию можно проводить на основе существенных признаков (естественная) и несуществен-ных признаков (искусственная). При естественной классификации, зная к какой группе принадлежит предмет, мы можем судить о его свойствах. Д.И.Менделеев, расположив химические элементы в зависимости от их атомного веса, вскрыл закономерности в их свойствах, создав периодическую систему, позволяющую предсказать свойства неоткрытых еще химических элементов. Искусственная классификация не дает возможности судить о свойствах предметов (например, список фамилий, расположенных по алфавиту, алфавитный каталог книг), применяется для более легкого отыскания вещи, слова и т.д. Справочник лекарственных препаратов, расположенные в алфавитном порядке, представляют примеры искусственных классификаций. Необходимо соблюдать следующие правила классификации: 1. Деление должно вестись только по одному основанию. Это требование означает, что избранный в начале в качестве основания отдельный признак не следует в ходе деления подменять другими признаками. Неверным являются деления обуви на мужскую, женскую и резиновую. 2. Деление должно быть исчерпывающим, т.е. сумма видов должна равняться роду. Ошибочным, не исчерпывающим будет, в частности: деление треу-гольников на остроугольные и прямоугольные (пропускаются тупоугольные треугольники). 3. Виды, входящие в род, должны взаимно исключать друг друга. Согласно этому правилу, каждый отдельный предмет должен входить только в один вид. Ошибочно делить людей на тех, которые ходят в кино, и тех, которые ходят в театр, так как есть люди, которые ходят и в кино, и в театр. Подразде-ление на виды должно быть непрерывным, т.е.необходимо брать ближайший вид и не перескакивать на подвиды. Среди позвоночных животных выделяют-ся такие классы: рыбы, земноводные, рептилии (гады), птицы и млекопитаю-щие. Каждый из этих классов делится на дальнейшие виды. Если же начать делить позвоночных на рыб, земноводных, а вместо указания рептилии перечислить все их виды, то это будет скачком в деление. Определе-ние понятий Способ познания посредством раскрытия содержания понятий. Понятие – это мысль, отражающая общие существенные признаки объектов. Всякое понятие имеет содержание и объем. – Содержанием понятия называют существенные признаки объекта или объектов, отраженных в понятии. – Объемом понятия называют объект или объекты, существенные признаки которых зафиксированы в понятии. Например, объем понятия «планета Земля» исчерпывается одной планетой. Содержание понятия тесно связано с его объемом, каждая планета имеет свои неповторимые особенности, поэтому понятие «планета Земля» будет включать следующие единичные существен-ные признаки: «Третья от Солнца планета, обращающаяся вокруг него на среднем расстоянии 150 млн. км за период 365 солнечных суток». Таким образом, понятие – это слово или словосочетание, обозначающее отдельный объект или совокупность объектов и их существенные свойства. Родовидовое определение понятий предполагает нахождение ближайшего рода объектов определяемого понятия и их отличительных существенных признаков. Например, для того чтобы определить понятие «маяк», необходи-мо найти ближайший род «башня» и определить отличительные признаки «с сигнальными огнями для морских и речных судов». 6 Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Культура познания – познание культуры. – Челябинск: Брегет, 1998. Одним из самых часто используемых в учебных исследованиях социологических методов является анкетирование. Это объясняется, с одной стороны, огромным потенциалом анкетного опроса при сборе информации, а с другой стороны, кажущейся простоты при составлении, использовании анкеты и обработке полученных данных. 7.4. Планирование исследования и распределение ролей при работе в команде На этом этапе работы необходимо составить план, который представляет собой более подробное изложение вопросов, по которым в дальнейшем будет систематизироваться весь собранный фактический материал. Примером этому могут служить такие вопросы, как: что необходимо сделать, с кем, как и к какому сроку; какие источники информации необходимо изучить; какие способы сбора и анализа информации можно использовать; в какой форме или каким способом можно представить результаты работы (формы проекта и исследования); каковы процедуры и критерии оценки результатов и процесса проектной и исследовательской деятельности; как распределить обязанности между членами команды (если проект выполняется группой). План служит основой для последующей оценки автором и научным руководителем соответствия работы целям и задачам проводимого исследования, а также позволяет предварительно провести анализ его результатов и при необходимости внести коррективы в ту или иную часть работы. По этому плану уже можно будет судить об основных положениях содержания будущей исследовательской работы, принципах раскрытия темы, о построении и соотношении объемов отдельных ее частей. Практически план – это уже черновое оглавление работы с указанием ее глав и параграфов. Удобство составления предварительного плана очевидно: в ходе работы его можно превратить в план-конспект путем систематического включения в него все новых и новых данных, тем самым, доведя его до окончательного объема проекта и исследования. Исследовательская деятель-ность представляет собой достаточно длительный процесс, который включает и этап подготовки, и практику проведения, и анализ, и оформление результатов, и их публичное представление на конференции. Поэтому вопрос о распределении времени по подготовке и проведению исследования – один из самых важных. Если планируется представление результатов работы на городскую конференцию, то сроки ее проведения будут определять последовательность и примерные сроки всех предшествующих этапов. Необходимо рассчит-ывать время таким образом, чтобы до проведения конференции можно было не только офор-мить результаты исследования, но и провести обсуждения по данной работе на классном и общешкольном уровнях. На составление плана работы влияет и выбор вида проекта и исследования. Именно на этом этапе выявляются контуры будущей работы, намечается характер и объем иллюстративного материала, складывается круг источников. Это говорит о том, что поиск оптимального вида (формы) проектной и исследовательской работы идет на каждом этапе. Порой говорят, что план – это основа правильно делать правильные дела. Но разработка плана наглядно убеждает, что правильные дела надо делать не просто правил-ьно, но и своевременно, ибо второго шанса не будет, как в одной восточной притче про вторую стрелу. Мастер предложил ученику приготовиться к выполнению упражнений по стрельбе из лука. Тот подошел к рубежу стрельбы, взял лук и две стрелы. Мастер отобрал у него одну из стрел. — Почему Вы отобрали у меня вторую стрелу? — удивился ученик. — Я отобрал у тебя не вторую стрелу, а первую, так как она все равно пошла бы мимо цели. – Но почему? – удивился ученик. — Потому что, стреляя, ты бы знал, что у тебя в запасе еще одна попытка, — ответилМастер. Каждая новая идея – вещь деликатная. Равнодушный зевок или мимолетная ухмылка могут погубить идею. Острое замечание может «заколоть» ее насмерть, а нахмуренные брови – искалечить до неузнаваемости. Особо нужно остановиться на реализации группового проекта, что характерно для учащихся 1–4-х классов и 5–8-х классов. Такая форма работы позволяет развивать коммуникативные умения. Учащиеся 5–6-х классов в ходе проектной деятельности должны уметь договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в коман-де (при необходимости пользуясь помощью учителя), высказывать и разъяснять свои идеи в ходе групповой дискуссии и относиться к идеям других, либо уточняя, либо аргумен-тируя свое понимание и отношение с помощью вопросов и суждений. От учащихся 7–8-го класса требуется самостоятельность в процедуре обсуждения (ученики сами должны следить за ее ходом и соблюдением правил). Кроме того, учащиеся должны зафиксировать полученные выводы, решения, принятые по итогам обсуждения идеи; ребята этого возраста не только высказываются сами и оценивают высказывания других, но и развивают, дополняют или аргументировано отвергают идеи, высказанные другими участниками, создают в полной мере общие, групповые продукты. Поэтому для семи-восьмиклассников особенно актуально выделение наблюдателей и «оценщиков» командной работы из числа учащихся. Ребята учат-ся рефлектировать те способы деятельности, те действия, которые они применяют в ходе групповой работы. Команда или группа, реализующая проект только тогда будет работать успешно, когда каждый будет знать и выполнять в ней свою роль. Командные роли для учащихся 5–6-х классов7 Председатель отвечает за принятие решений, ведет сборы, регулирует конфликты Организатор отвечает за выполнение принятых правил, организует, назначает место и время Генератор идей выдает новые идеи, предлагает нестандартные решения Исследователь ресурсов собирает материал, хорошо работает с источниками информации Оценщик контролирует, дает оценку решениям и продуктам, отвечает за критерии оценки Сотрудник команды («внутренний связист») отвечает за взаимоотношения членов команды, передает различную информацию и отвечает за ее «доставку» Завершитель отвечает за конечный вид общего результата, совершенствует,устраняет мелкие неполадки 7 Методические рекомендации по реализации модулей регионального компонента «Основы проектной деятельности» «КАК РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ», «КАК РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ». Материал взят на сайте Лаборатории модернизац ии образовательных ресурсов Центра профессионального образования Самарской области. Адрес: http://mega.educat.samara.ru/ В своем тренинге по развитию исследовательской и творческой мотивации у детей младшего школьного возраста О. Липунова предлагает ребятам в групповой проектной работе брать на себя определенные роли (распределять обязанности). Мы расширили список ролей, предло-женный автором (который легко может быть изменен и дополнен в зависимости от содержа-ния работы и количества участников): исследователь – его основная задача – отыскивать все новое, необычное и таинственное, разгадывать найденные загадки, он отвечает за этап сбора информации; творец – создает новые произведения, придумывает, сочиняет, оформляет (если роль художника-оформителя не выделена отдельно); помощник – помогает налаживать коммуникации, оказывает поддержку другим участникам проекта, отвечает за благоприятную атмосферу в проектной группе; организатор – следит за этапами выполнения работы, а также ведет запись работы; докладчик – готовит вместе с другими участниками доклад о работе; отвечает за этап презентации. Демонстративный, артистичный ребенок, которому может не даваться систематичная работа, связанная с этапом сбора или переработки информации, прекрасно покажет себя на презентации проекта; не особо успешный в учебной деятельности, но добрый и отзывчивый ребенок будет незаменим в роли помощника. В групповой проектной работе роль и возможность показать себя с наилучшей стороны найдется для каждого. Регулируя распределение ролей в значимой для детей деятельности – в процессе работы над проектом – с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, психолог (или педагог – консультант проекта) получает возможность оказывать влияние на отношения в детском коллективе.
«Определение цели и задач, формулирование гипотезы, выбор методов ведения исследования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot