Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 5.
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА
4.1. Методы и виды контроля качества продукции
Контроль качества – это проверка соответствия количественных или каче- ственных характеристик продукции или процесса, от которых зависит качество продукции, установленным техническим требованиям.
Контроль качества, одна из важнейших функций по обеспечению качества продукции, является традиционной на деревообрабатывающих предприятиях. Кон- троль не может полностью предотвратить изготовление несоответствующей про- дукции, его основная задача не допускать выпуск, поставку несоответствующей продукции потребителю, в том числе и внутреннему, т. е. передачу «бракованных» заготовок на следующую технологическую операцию. Также задачей контрольной операции является установление причин дефектов и определение необходимых корректирующих действий, чтобы несоответствия не повторялись.
Правильно организованная система технического контроля должна создавать в коллективе атмосферу нетерпимости «брака», побуждать сотрудников к творче- скому поиску способов улучшений
Контроль можно разделить на технический контроль и испытания продук-
ции.
4.2. Технический контроль
Технический контроль - это проверка соответствия объекта контроля установ- ленным техническим требованиям. Он производится в три этапа:
1. Получение первичной информации о состоянии объекта контроля (напри- мер, методом измерения).
2. Получения вторичной информации путем сравнения результатов измере- ния с нормами качества объекта контроля.
3. Выработка корректирующих действий в результате анализа причин несо- ответствий.
Уточним, что корректирующие действия – это не исправление дефектной продукции, а устранение причин ее появления. Без действий по третьему этапу технический контроль будет являться просто выбраковкой дефектной продукции, т. е. сортировкой продукции по принципу «брак» и «не брак».
Метод контроля включает:
• технологию проведения контроля;
• контролируемые признаки;
• средства контроля;
• точность контроля.
В процесс технического контроля включены:
• объект контроля;
• метод контроля;
• исполнители контроля;
• документация на проведения контроля.
В производстве продукции деревообработки, как впрочем, и в других отрас- лях промышленности, технический контроль представляет собой совокупность контрольных операций, которые различаются между собой по тому, на каком этапе производства проводятся, что контролируют, как организованы и т.п. Далее приве- дена классификация виды контроля.
1. По отношению к производству:
• внешний – проводится лицами (организациями), не зависящими от процесса производства;
• внутренний – выполняется персоналом самого предприятия.
2. По этапу процесса производства:
• входной – служит для проверки качества поступающей проектной докумен- тации, материалов и оборудования;
• операционный – основной вид внутреннего технического контроля, осу- ществляется на рабочем месте на протяжении всего технологического процесса. Он выполняется в виде самоконтроля рабочими и контроля производственным персо- налом. Проводится после завершения производственной операции, его цель – вы- явление дефектов и принятие оперативных мер по их устранению;
• приемочный – служит для оценки качества выпущенной продукции. В про- цессе приемки все замеченные дефекты и недостатки заносятся в дефектную ведо- мость. Для их устранения определяется срок.
3. По полноте охвата контролируемой продукции:
- сплошной – контроль каждой единицы продукции с одинаковой полнотой, иногда используется термин «массовый контроль». Против применения такого ви- да контроля высказывался Э. Деминг, несмотря на это в следующих ситуациях его применение целесообразно:
а) на стадиях освоения новой продукции;
б) когда технологический процесс и оборудование не обеспечивают необхо- димой стабильности;
в) при высоких требованиях к качеству продукции;
г) когда количество объектов контроля недостаточно для получения выборок, например в мелкосерийном и единичном производстве;
- выборочный контроль – строится на базе статистических методов контроля и регулирования. Выборкой называют часть данных, извлекаемых определенным способом из общей партии продукции, по результатам обработки статистическими методами которых делаются выводы о свойствах всей партии. Выборочный кон- троль может применяться в следующих случаях:
а) в массовом и крупносерийном производстве;
б) когда контроль связан с разрушением или частичной потерей свойств про- дукции;
в) на операциях, выполняемых на автоматических, полуавтоматических ли- ниях, а также на станках с числовым программным управлением;
г) при большой трудоемкости контроля.
4. По степени связи с объектом во времени:
• непрерывный – контроль, при котором поступление информации происхо- дит непрерывно. Охватывает постоянно всю продукция, например, на конвейере или потоке. Представляет проверку технологических процессов при нестабильно- сти, когда необходимо постоянное обеспечение количественных и качественных характеристик, осуществляется автоматическими и полуавтоматическими сред- ствами контроля;
• периодический – контроль, при котором информация поступает через уста- новленные интервалы времени. Представляет проверку единиц продукции или тех- нологического процесса при установившемся производстве и стабильности техно- логического процесса.
• летучий – выполняется на месте изготовления продукции в случайные не- определенные моменты времени (внезапно) для проверки технологической дисци- плины и т. п.;
5. В зависимости от объекта контроля:
- контроль качества продукции;
- контроль товарной и сопроводительной документации;
• контроль технологического процесса (режимов, параметров и т. п.);
• контроль средств технологического оснащения (оборудования, инструмен- тов, приспособлений и т. п.);
• контроль технологической дисциплины;
• контроль квалификации исполнителей;
• контроль прохождения рекламаций;
• контроль соблюдений условий эксплуатации.
6. По используемым средствам контроля:
- визуальный (глазной) – применяется для установления качества только тех заготовок, деталей, сборочных единиц, которые доступны для обозрения;
• органолептический – применяется посредствам только органов чувств без определения числовых значений контролируемого объекта;
• измерительный – применяется для оценки контролируемых параметров из- делия по точному значению (используются инструменты и приборы шкальные и стрелочные и т.д.) и по допустимому диапазону значений параметра (применяются шаблоны, калибры и т.д.);
• регистрационный – осуществляется для оценки контроля на основании ре- зультатов подсчета (регистрация определенных качественных признаков, событий, изделий);
• по контрольному образцу – осуществляется сравнением признаков контро- лируемого изделия с признаками контролируемого образца. Контрольный образец
– это утвержденная в установленном порядке единица продукции или ее часть (или проба), характеристики которых приняты за основу при изготовлении и контроле такой же продукции. Применяется при оценке характеристик или параметров изде- лия, когда их измерение невозможно или экономически нецелесообразно. Приме- ром таких образцов в производстве продукции деревообработки являются образцы деталей по цвету и блеску при операции отделки, образцы шероховатости деталей при шлифовании. Также используют образцы пороков древесины и дефектов ее обработки.
7. По влиянию на объект:
◦ разрушающий – применяется для определения физико-механических свойств путем разрушения объекта. Для этого на различных стадиях производ- ственного процесса отбираются контрольные образцы, которые проверяются в ла- бораториях;
◦ неразрушающий – применяется для определения физико-механических свойств объекта не причиняя ему повреждений
8. По уровню технической оснащенности:
• ручной – используются немеханизированные средства контроля для провер- ки качества деталей и изделий. Деталь устанавливается на измерительную пози-
цию, результат измерения определяется по отсчетному устройству (линейка, ру- летка и пр.). Такой вид не позволяет гарантировать объективную оценку. По дан- ным института качества Дж. Джурана, при сплошном ручном контроле в принятой контролером продукции обнаруживается 2-5 % дефектных единиц;
• механизированный – используются механизированные средства контроля при одновременной или последовательной проверке нескольких размеров сложной детали. Загрузка и снятие детали производится вручную, а результат контроля вы- дается измерительным устройством автоматически в наглядной форме (электрон- ный штангельциркуль);
• автоматизированный – осуществляется с частичным участием человека. Загружается деталь вручную, а все остальные действия проходят в автоматическом режиме;
• автоматический – осуществляется без непосредственного участия человека на воздействия технологического процесса;
9. По воздействию на технологический процесс:
• активный – непосредственно воздействует на ход технологического про- цесса и режимы обработки с целью управления ими;
• пассивный – не воздействует на ход технологического процесса, фиксиру- ются качество деталей путем деления их на годные и негодные или сортируются по группам.
10. По структуре организации:
• самоконтроль – контроль качества исполнителем операции;
• одноступенчатый – контроль исполнителем и контролером отдела качества (ОТК);
• многоступенчатый – контроль одних и тех же параметров несколькими ра- ботниками, например, исполнителем, контролером, на приемочном контроле
4.3. Испытания продукции
Испытание — выполнение технического измерения или анализа, на основа- нии которого компетентное лицо может сделать заключение о соответствии изде- лий требованиям, установленным действующими документами или потребителями. Испытания могут включать определение размеров, химического состава, раз- личных физических характеристик материалов или конструкций, а также выявле-
ние дефектов, которые могут вызвать нарушение работоспособности изделий.
Испытания играют большую роль в проведении контроля и экспертизы това-
ров.
На основании испытаний определяется соответствие продукции или процесса регламенту или другим установленным требованиям; они являются неотъемлемой частью подтверждения соответствия. Это сложные и дорогостоящие процедуры, невозможные без специального оборудования, сооружений, нормативной докумен- тации, подготовленного персонала, расходования ресурсов. Большое значение в испытаниях, как и контроле качества товаров, имеет обеспечение единства измере- ний, направленное на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики РФ от отрицательных последствий недостоверных ре- зультатов измерений. Классификация испытания, осуществляемые в РФ приведена в таблице 4.1.
Таблица 4.1 - Классификация видов испытаний
№
п/п
Признак классификации
Вид испытаний
1
Цели проведения
Приемочные Приемо-сдаточные Контрольные Периодические Сравнительные Квалификационные Определительные Типовые Предварительные Исследовательские Сертификационные
Инспекционные
2
Уровень управления
Государственные Межведомственные
Ведомственные
3
Место и особенности проведения
Лабораторные Межлабораторные Эксплуатационные Стендовые Полигонные Натурные
4
Свойства, показатели которых
определяются
Функциональные
Безопасность Надежность Прочность Устойчивость Ремонтопригодность Транспортабельность
5
Продолжительность
Нормальные
Ускоренные Сокращенные
6
Воздействующие на объект
испытаний факторы
Механические
Климатические Термические Радиационные Электромагнитные Электрические
7
Воздействующие на объект
испытаний факторы
Магнитные
Химические Биологические
8
Влияние на объект испытаний
Разрушающие
Неразрушающие
9
Обязательность проведения
Обязательные
Добровольные
Приемочные — контрольные испытания опытных образцов, опытных партий продукции или изделий единичного производства, проводимые с целью решения вопроса о целесообразности постановки этой продукции на производство и исполь- зования по назначению.
Приемо-сдаточные — испытания, проводимые изготовителем при приемоч- ном контроле, по результатам которого принимается решение о ее пригодности к поставкам и использованию. Эти испытания проводят в соответствии с програм- мой, содержащейся в стандартах на испытуемый вид продукции.
Контрольные — испытания, проводимые для контроля качества продукции.
Сравнительные — испытания аналогичных по характеристикам или одина- ковых объектов, проводимые в идентичных условиях для сравнения их свойств.
Типовые — контрольные испытания выпускаемой продукции, проводимые с целью оценки эффективности и целесообразности вносимых изменений в кон- струкцию, рецептуру или технологический процесс.
Периодические — контрольные испытания выпускаемой продукции, прово- димые в объемах и в сроки, установленные нормативной документацией, с целью контроля стабильности качества продукции и возможности продолжения ее выпус- ка.
Квалификационные — контрольные испытания установочной серии или про- мышленной партии, проводимые с целью оценки готовности предприятия к выпус- ку продукции данного типа в заданном объеме.
Предъявительские — контрольные испытания продукции, проводимые службой технического контроля предприятия-изготовителя перед предъявлением ее для приемки представителем заказчика, потребителя или других органов прием- ки.
Инспекционные — контрольные испытания установленных видов выпускае- мой продукции, проводимые в выборочном порядке с целью контроля стабильно- сти качества продукции специально уполномоченными организациями.
Сертификационные — контрольные испытания продукции, проводимые с це- лью установления соответствия характеристик ее свойств национальным и (или) международным нормативным документам.
Исследовательские — испытания, проводимые с целью изучения определен- ных свойств продукции. Эти испытания могут быть лабораторными, стендовыми, полигонными, натурными.
Наиболее распространенными являются лабораторные испытания, проводи- мые в условиях лабораторий. Эти испытания бывают разрушающими и неразру- шающими. Например, для определения пределов прочности, устойчивости к исти- ранию, проницаемости материалов используют разрушающие методы, а для опре- деления массы, размеров, и других характеристик продукции — неразрушающие.
Натурные (опытная эксплуатация) — испытания изделий в условиях, соот- ветствующих условиям их использования по прямому назначению. Они позволяют получить предварительную информацию о свойствах испытываемых изделий. Этому виду испытаний подвергают, как правило, изделия, не относящиеся к техни- чески сложным (одежда, обувь, посуда, предметы интерьера и т. д.), в связи с тем, что ресурс технически сложных изделий бывает столь велик, что их опытная экс- плуатация может продолжаться не одно десятилетие.
Для выявления динамики изменения показателей свойств изделий в процессе натурных испытаний не только проводят визуальные наблюдения, но и определяют показатели наиболее важных свойств.
Стендовые — лабораторные испытания проводятся на специальных уста- новках для исследования изделий в различных условиях в зависимости от целей испытаний. Стендовые испытания позволяют получить наиболее точные характе- ристики одного или нескольких свойств испытываемого изделия.
Полигонные — испытания, проводимые на испытательном полигоне. Таким испытаниям чаще всего подвергают средства передвижения. Испытания проводят в соответствии с программой.
Программа испытаний — это обязательный для исполнения рабочий доку- мент, устанавливающий объект, цели, задачи испытания, виды и последователь- ность определения проверяемых характеристик, методы испытаний, требования техники безопасности. Перечень и программы испытаний конкретных изделий мо- гут содержаться в национальных стандартах.
Испытания играют большую роль в международной торговле. Непризнание результатов испытаний торговыми партнерами является одним из наиболее серьез- ных препятствий свободного товарообмена.
Большую роль в испытаниях играют лаборатории. В соответствии с ГОСТ Р ИСO/MЭК 17025-2006 «Общие требования к компетентности лабораторий по ис- пытаниям и калибровк» все лаборатории независимо от их принадлежности долж- ны для обеспечения доверия клиентов соответствовать следующим основным тре- бованиям:
• иметь компетентный персонал, лабораторные помещения или другие усло- вия для проведения испытаний требуемыми методами;
• иметь испытательное и вспомогательное оборудование, необходимое для испытаний; обеспечить его правильную эксплуатацию.
Лаборатория должна создать систему менеджмента качества, соответствую- щую всем аспектам управления лабораторией и включающую следующие элемен- ты: управление и подготовку штатов, контроль документации, обеспечение надле- жащего сохранения и легкого поиска данных, программу технического обслужива- ния и калибровки всего оборудования, политику субподряда и процедуры контроля закупок и ответов на жалобы.
4.4. Организация технического контроля на предприятии
Для функционирования системы технического контроля на предприятиях со- здается специальная служба качества или, как называлась ранее, отдел техническо- го контроля (ОТК). Этот отдел является самостоятельным структурным подразде- лением предприятия и подчиняется непосредственно директору и не учувствует непосредственно в технологических операциях, его функции заключаются в обес- печении и управлении качеством, что подразумевает и проведение технического контроля.
В задачи ОТК входит:
• предотвращение выпуска (поставки) предприятием продукции, не соответ- ствующей требованиям стандартов и технических условий, утверждённым образ- цам (эталонам), проектно-конструкторской и технологической документации, условиям поставки и договоров, или некомплектной продукции;
• укрепление производственной дисциплины и повышение ответственности всех звеньев производства за качество выпускаемой продукции.
В состав отдела могут входить: бюро, группы, лаборатории технического кон- троля внешней приёмки, техническое бюро ОТК, бюро технического контроля в цехах (ВТК), центральная измерительная лаборатория.
В функции ОТК входит:
1. Контроль за качеством и комплектностью изготавливаемых предприятием деталей, узлов и готовых изделий, за соответствие их стандартам, техническим условиям, эталонам и чертежам, клеймение принятой и забракованной продукции, оформление в установленном порядке документации на принятую и забракован- ную продукцию, а также контроль за изъятием из производства окончательно за- бракованных изделий в специально организованные изоляторы брака и сдачей их в отходы.
2. Предъявление принятой продукции представителям заказчика, если это предусмотрено техническими условиями или договором.
3. Анализ и технический учёт брака и дефектов продукции предприятия, отме- ченных в рекламациях и протоколах испытаний; участие в разработке и контроль за осуществлением мероприятий, направленных на предупреждение возникновения брака и устранение дефектов; выявление лиц, виновных в изготовлении недобро- качественных изделий.
4. Организация получения от потребителей и систематизация информации по качеству и надёжности изделий.
5. Контроль за качеством поступающего сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий с заводов поставщиков; составление актов на недоброка- чественное сырьё, материалы, полуфабрикаты и готовые изделия для предъявления претензий поставщикам.
6. Контроль за комплектованием, упаковкой и консервацией готовой продук-
ции.
7. Контроль за своевременной подготовкой и проведением мероприятий, свя-
занных с введением новых стандартов и технических условий.
8. Контроль за наличием товарного знака (марки предприятия) на готовых из- делиях.
9. Систематический контроль за состоянием контрольно-измерительных средств на предприятии, а также за своевременным представлением их для госу- дарственной проверки.
10. Контроль за качеством изготовления изделий и инспектирование состоя- ния находящихся в эксплуатации на предприятии инструмента и производственной оснастки.
11. Составление и предоставление директору предприятия на утверждение и своевременное выполнение графиков периодических (повторных) типовых испы- таний серийных изделий в соответствии с требованиями ГОСТов, МРТУ, ТУ, а также проверок соблюдения требований важнейших технологических процессов.
12. Инспекторский контроль за соблюдением условий хранения на складах и в цехах предприятия комплектующих изделий, сырья, материалов и готовой продук- ции.
13. Осуществление учёта показателей качества выпускаемой продукции по всем подразделениям производства, работающим по системе бездефектного изго- товления продукции и сдачи её ОТК и заказчику с первого предъявления.
14. Организация и внедрение прогрессивных методов контроля и оценки каче- ства продукции.
15. Проведение не предусмотренных утверждённым технологическим процес- сом выборочных проверок качества готовой продукции, сырья, материалов, полу- фабрикатов и комплектующих изделий, качества выполнения отдельных техноло- гических операций и переходов, качества и состояния технологического оборудо- вания и инструмента, условий производства, хранения и транспортировки продук- ции.
16. Участие в испытаниях новых и модернизированных образцов продукции, а также в согласованиях технической документации на эту продукцию с целью обес- печения условий для эффективного контроля её качества.
17. Участие в работах по подготовке продукции к аттестации и по техниче- скому обеспечению проведения аттестации, осуществление контроля за соблюде- нием условий аттестации в процессе производства продукции.
18. Участие в подготовке договоров на поставку предприятию предназначен- ных для основного производства сырья, материалов, полуфабрикатов, комплекту- ющих изделий и инструмента в части согласования условий приёмки их по каче- ству.
19. Разработка предложений о повышении требований к качеству изготовляе- мой и потребляемой предприятием продукции, о совершенствовании нормативно- технической документации, устанавливающей эти требования, направленных на стимулирование выпуска продукции высокого качества и борьбу с выпуском не- доброкачественной продукции.
Остальные подразделения предприятия тоже вносят свой вклад в процесс контроля. На рисунке 4.1 представлена схема взаимодействия отдела качества с другими подразделениями организации.
Рисунок 4.1 - Структурная модель системы контроля качества
Отдел технического контроля организации связан практически со всеми под- разделениями предприятия, которые выполняют следующие функции:
- главный инженер ставит задачи и принимает окончательное решение по до- стижению высокого качества продукции;
- отдел главного технолога обеспечивает ОТК технологическими картами, проектирует технологию контроля, устанавливает требования к исходным матери-
алам (например, пиломатериалам, ДСтП, ДВП, клееным и отделочным и т. п.) и нормы качества к заготовкам при проведении операционного контроля, а также ру- ководит выполнением всех работ в производственных подразделениях и отвечает за качество выпускаемой продукции;
• отдел главного конструктора устанавливает требования к продукции, к по- лучаемым от поставщиков комплектующим изделиям (например, крепежным изде- лия и фурнитуре и т. п.), разрабатывает техническую документацию;
• отдел главного механика обеспечивает исправную работу оборудования;
• отдел кадров обеспечивает подбор персонала соответствующей квалифика- ции, следит за своевременной аттестацией работающих и занимается вопросами повышения квалификационного уровня;
• отдел снабжения обеспечивает материалами, сырьем и комплектующей про- дукцией соответствующего качества, подтвержденного сертификатами, может про- водить входной контроль и организовывать и отвечать за надлежащие условия хра- нения поступающих материалов;
• финансовые подразделения определяют потери от несоответствий продук- ции и процессов, затраты на устранения брака, а также на предотвращения несоот- ветствий.
• отдел качества или ОТК контролирует работу всех производственных участков, выполняя разные виды контроля и испытаний.
Принципиальные положения системы технического контроля
1. Система технического контроля разрабатывается одновременно с разра- боткой технологии службой главного технолога.
2. Система технического контроля разрабатывается на основе системного подхода, т. е. применения научных, технических, экономических и организацион- ных мер, охватывающих все этапы жизненного цикла продукции.
3. Органы системы технического контроля должны быть независимыми от производственного персонала.
4. Система технического контроля должна обеспечивать активное воздей- ствие на ход технологического процесса, чтобы исключить получение и повторе- ние брака. Нарушение этого принципа превращает контроль в пассивный, контро- лера – в браковщика.
5. Требование документации, регламентирующей уровень качества продук- ции, подлежит безоговорочному исполнению всеми работниками организации (от рабочего до директора).
Контрольные вопросы по лекции 5.
1. Сформулируйте понятие технического контроля.
2. Каковы этапы, и что определяет метод технического контроля?
3. Какой контроль бывает и в чем его назначение, в зависимости от места его проведения в производственном процессе?
4. Сформулируйте понятия выборочный и сплошной контроль. В каких случаях применяются эти виды контроля? Приведите примеры для процессов деревообработки.
5. Какие виды механизированного и автоматизированного контроля используются в деревообрабатывающей отрасли?
6. Сформулируйте понятие испытание продукции? Назначение и требования, к испытательным лабораториям.
7. Каковы принципы построения системы контроля на производстве?
8. Опишите организацию контроля качества на предприятии. Каковы функции различных подразделений в процессе контроля качества?