Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Методы и виды контроля качества продукции

  • 👀 691 просмотр
  • 📌 653 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Методы и виды контроля качества продукции
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Методы и виды контроля качества продукции» docx
Тема 5. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА 4.1. Методы и виды контроля качества продукции Контроль качества – это проверка соответствия количественных или каче- ственных характеристик продукции или процесса, от которых зависит качество продукции, установленным техническим требованиям. Контроль качества, одна из важнейших функций по обеспечению качества продукции, является традиционной на деревообрабатывающих предприятиях. Кон- троль не может полностью предотвратить изготовление несоответствующей про- дукции, его основная задача не допускать выпуск, поставку несоответствующей продукции потребителю, в том числе и внутреннему, т. е. передачу «бракованных» заготовок на следующую технологическую операцию. Также задачей контрольной операции является установление причин дефектов и определение необходимых корректирующих действий, чтобы несоответствия не повторялись. Правильно организованная система технического контроля должна создавать в коллективе атмосферу нетерпимости «брака», побуждать сотрудников к творче- скому поиску способов улучшений Контроль можно разделить на технический контроль и испытания продук- ции. 4.2. Технический контроль Технический контроль - это проверка соответствия объекта контроля установ- ленным техническим требованиям. Он производится в три этапа: 1. Получение первичной информации о состоянии объекта контроля (напри- мер, методом измерения). 2. Получения вторичной информации путем сравнения результатов измере- ния с нормами качества объекта контроля. 3. Выработка корректирующих действий в результате анализа причин несо- ответствий. Уточним, что корректирующие действия – это не исправление дефектной продукции, а устранение причин ее появления. Без действий по третьему этапу технический контроль будет являться просто выбраковкой дефектной продукции, т. е. сортировкой продукции по принципу «брак» и «не брак». Метод контроля включает: • технологию проведения контроля; • контролируемые признаки; • средства контроля; • точность контроля. В процесс технического контроля включены: • объект контроля; • метод контроля; • исполнители контроля; • документация на проведения контроля. В производстве продукции деревообработки, как впрочем, и в других отрас- лях промышленности, технический контроль представляет собой совокупность контрольных операций, которые различаются между собой по тому, на каком этапе производства проводятся, что контролируют, как организованы и т.п. Далее приве- дена классификация виды контроля. 1. По отношению к производству: • внешний – проводится лицами (организациями), не зависящими от процесса производства; • внутренний – выполняется персоналом самого предприятия. 2. По этапу процесса производства: • входной – служит для проверки качества поступающей проектной докумен- тации, материалов и оборудования; • операционный – основной вид внутреннего технического контроля, осу- ществляется на рабочем месте на протяжении всего технологического процесса. Он выполняется в виде самоконтроля рабочими и контроля производственным персо- налом. Проводится после завершения производственной операции, его цель – вы- явление дефектов и принятие оперативных мер по их устранению; • приемочный – служит для оценки качества выпущенной продукции. В про- цессе приемки все замеченные дефекты и недостатки заносятся в дефектную ведо- мость. Для их устранения определяется срок. 3. По полноте охвата контролируемой продукции: - сплошной – контроль каждой единицы продукции с одинаковой полнотой, иногда используется термин «массовый контроль». Против применения такого ви- да контроля высказывался Э. Деминг, несмотря на это в следующих ситуациях его применение целесообразно: а) на стадиях освоения новой продукции; б) когда технологический процесс и оборудование не обеспечивают необхо- димой стабильности; в) при высоких требованиях к качеству продукции; г) когда количество объектов контроля недостаточно для получения выборок, например в мелкосерийном и единичном производстве; - выборочный контроль – строится на базе статистических методов контроля и регулирования. Выборкой называют часть данных, извлекаемых определенным способом из общей партии продукции, по результатам обработки статистическими методами которых делаются выводы о свойствах всей партии. Выборочный кон- троль может применяться в следующих случаях: а) в массовом и крупносерийном производстве; б) когда контроль связан с разрушением или частичной потерей свойств про- дукции; в) на операциях, выполняемых на автоматических, полуавтоматических ли- ниях, а также на станках с числовым программным управлением; г) при большой трудоемкости контроля. 4. По степени связи с объектом во времени: • непрерывный – контроль, при котором поступление информации происхо- дит непрерывно. Охватывает постоянно всю продукция, например, на конвейере или потоке. Представляет проверку технологических процессов при нестабильно- сти, когда необходимо постоянное обеспечение количественных и качественных характеристик, осуществляется автоматическими и полуавтоматическими сред- ствами контроля; • периодический – контроль, при котором информация поступает через уста- новленные интервалы времени. Представляет проверку единиц продукции или тех- нологического процесса при установившемся производстве и стабильности техно- логического процесса. • летучий – выполняется на месте изготовления продукции в случайные не- определенные моменты времени (внезапно) для проверки технологической дисци- плины и т. п.; 5. В зависимости от объекта контроля: - контроль качества продукции; - контроль товарной и сопроводительной документации; • контроль технологического процесса (режимов, параметров и т. п.); • контроль средств технологического оснащения (оборудования, инструмен- тов, приспособлений и т. п.); • контроль технологической дисциплины; • контроль квалификации исполнителей; • контроль прохождения рекламаций; • контроль соблюдений условий эксплуатации. 6. По используемым средствам контроля: - визуальный (глазной) – применяется для установления качества только тех заготовок, деталей, сборочных единиц, которые доступны для обозрения; • органолептический – применяется посредствам только органов чувств без определения числовых значений контролируемого объекта; • измерительный – применяется для оценки контролируемых параметров из- делия по точному значению (используются инструменты и приборы шкальные и стрелочные и т.д.) и по допустимому диапазону значений параметра (применяются шаблоны, калибры и т.д.); • регистрационный – осуществляется для оценки контроля на основании ре- зультатов подсчета (регистрация определенных качественных признаков, событий, изделий); • по контрольному образцу – осуществляется сравнением признаков контро- лируемого изделия с признаками контролируемого образца. Контрольный образец – это утвержденная в установленном порядке единица продукции или ее часть (или проба), характеристики которых приняты за основу при изготовлении и контроле такой же продукции. Применяется при оценке характеристик или параметров изде- лия, когда их измерение невозможно или экономически нецелесообразно. Приме- ром таких образцов в производстве продукции деревообработки являются образцы деталей по цвету и блеску при операции отделки, образцы шероховатости деталей при шлифовании. Также используют образцы пороков древесины и дефектов ее обработки. 7. По влиянию на объект: ◦ разрушающий – применяется для определения физико-механических свойств путем разрушения объекта. Для этого на различных стадиях производ- ственного процесса отбираются контрольные образцы, которые проверяются в ла- бораториях; ◦ неразрушающий – применяется для определения физико-механических свойств объекта не причиняя ему повреждений 8. По уровню технической оснащенности: • ручной – используются немеханизированные средства контроля для провер- ки качества деталей и изделий. Деталь устанавливается на измерительную пози- цию, результат измерения определяется по отсчетному устройству (линейка, ру- летка и пр.). Такой вид не позволяет гарантировать объективную оценку. По дан- ным института качества Дж. Джурана, при сплошном ручном контроле в принятой контролером продукции обнаруживается 2-5 % дефектных единиц; • механизированный – используются механизированные средства контроля при одновременной или последовательной проверке нескольких размеров сложной детали. Загрузка и снятие детали производится вручную, а результат контроля вы- дается измерительным устройством автоматически в наглядной форме (электрон- ный штангельциркуль); • автоматизированный – осуществляется с частичным участием человека. Загружается деталь вручную, а все остальные действия проходят в автоматическом режиме; • автоматический – осуществляется без непосредственного участия человека на воздействия технологического процесса; 9. По воздействию на технологический процесс: • активный – непосредственно воздействует на ход технологического про- цесса и режимы обработки с целью управления ими; • пассивный – не воздействует на ход технологического процесса, фиксиру- ются качество деталей путем деления их на годные и негодные или сортируются по группам. 10. По структуре организации: • самоконтроль – контроль качества исполнителем операции; • одноступенчатый – контроль исполнителем и контролером отдела качества (ОТК); • многоступенчатый – контроль одних и тех же параметров несколькими ра- ботниками, например, исполнителем, контролером, на приемочном контроле 4.3. Испытания продукции Испытание — выполнение технического измерения или анализа, на основа- нии которого компетентное лицо может сделать заключение о соответствии изде- лий требованиям, установленным действующими документами или потребителями. Испытания могут включать определение размеров, химического состава, раз- личных физических характеристик материалов или конструкций, а также выявле- ние дефектов, которые могут вызвать нарушение работоспособности изделий. Испытания играют большую роль в проведении контроля и экспертизы това- ров. На основании испытаний определяется соответствие продукции или процесса регламенту или другим установленным требованиям; они являются неотъемлемой частью подтверждения соответствия. Это сложные и дорогостоящие процедуры, невозможные без специального оборудования, сооружений, нормативной докумен- тации, подготовленного персонала, расходования ресурсов. Большое значение в испытаниях, как и контроле качества товаров, имеет обеспечение единства измере- ний, направленное на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики РФ от отрицательных последствий недостоверных ре- зультатов измерений. Классификация испытания, осуществляемые в РФ приведена в таблице 4.1. Таблица 4.1 - Классификация видов испытаний № п/п Признак классификации Вид испытаний 1 Цели проведения Приемочные Приемо-сдаточные Контрольные Периодические Сравнительные Квалификационные Определительные Типовые Предварительные Исследовательские Сертификационные Инспекционные 2 Уровень управления Государственные Межведомственные Ведомственные 3 Место и особенности проведения Лабораторные Межлабораторные Эксплуатационные Стендовые Полигонные Натурные 4 Свойства, показатели которых определяются Функциональные Безопасность Надежность Прочность Устойчивость Ремонтопригодность Транспортабельность 5 Продолжительность Нормальные Ускоренные Сокращенные 6 Воздействующие на объект испытаний факторы Механические Климатические Термические Радиационные Электромагнитные Электрические 7 Воздействующие на объект испытаний факторы Магнитные Химические Биологические 8 Влияние на объект испытаний Разрушающие Неразрушающие 9 Обязательность проведения Обязательные Добровольные Приемочные — контрольные испытания опытных образцов, опытных партий продукции или изделий единичного производства, проводимые с целью решения вопроса о целесообразности постановки этой продукции на производство и исполь- зования по назначению. Приемо-сдаточные — испытания, проводимые изготовителем при приемоч- ном контроле, по результатам которого принимается решение о ее пригодности к поставкам и использованию. Эти испытания проводят в соответствии с програм- мой, содержащейся в стандартах на испытуемый вид продукции. Контрольные — испытания, проводимые для контроля качества продукции. Сравнительные — испытания аналогичных по характеристикам или одина- ковых объектов, проводимые в идентичных условиях для сравнения их свойств. Типовые — контрольные испытания выпускаемой продукции, проводимые с целью оценки эффективности и целесообразности вносимых изменений в кон- струкцию, рецептуру или технологический процесс. Периодические — контрольные испытания выпускаемой продукции, прово- димые в объемах и в сроки, установленные нормативной документацией, с целью контроля стабильности качества продукции и возможности продолжения ее выпус- ка. Квалификационные — контрольные испытания установочной серии или про- мышленной партии, проводимые с целью оценки готовности предприятия к выпус- ку продукции данного типа в заданном объеме. Предъявительские — контрольные испытания продукции, проводимые службой технического контроля предприятия-изготовителя перед предъявлением ее для приемки представителем заказчика, потребителя или других органов прием- ки. Инспекционные — контрольные испытания установленных видов выпускае- мой продукции, проводимые в выборочном порядке с целью контроля стабильно- сти качества продукции специально уполномоченными организациями. Сертификационные — контрольные испытания продукции, проводимые с це- лью установления соответствия характеристик ее свойств национальным и (или) международным нормативным документам. Исследовательские — испытания, проводимые с целью изучения определен- ных свойств продукции. Эти испытания могут быть лабораторными, стендовыми, полигонными, натурными. Наиболее распространенными являются лабораторные испытания, проводи- мые в условиях лабораторий. Эти испытания бывают разрушающими и неразру- шающими. Например, для определения пределов прочности, устойчивости к исти- ранию, проницаемости материалов используют разрушающие методы, а для опре- деления массы, размеров, и других характеристик продукции — неразрушающие. Натурные (опытная эксплуатация) — испытания изделий в условиях, соот- ветствующих условиям их использования по прямому назначению. Они позволяют получить предварительную информацию о свойствах испытываемых изделий. Этому виду испытаний подвергают, как правило, изделия, не относящиеся к техни- чески сложным (одежда, обувь, посуда, предметы интерьера и т. д.), в связи с тем, что ресурс технически сложных изделий бывает столь велик, что их опытная экс- плуатация может продолжаться не одно десятилетие. Для выявления динамики изменения показателей свойств изделий в процессе натурных испытаний не только проводят визуальные наблюдения, но и определяют показатели наиболее важных свойств. Стендовые — лабораторные испытания проводятся на специальных уста- новках для исследования изделий в различных условиях в зависимости от целей испытаний. Стендовые испытания позволяют получить наиболее точные характе- ристики одного или нескольких свойств испытываемого изделия. Полигонные — испытания, проводимые на испытательном полигоне. Таким испытаниям чаще всего подвергают средства передвижения. Испытания проводят в соответствии с программой. Программа испытаний — это обязательный для исполнения рабочий доку- мент, устанавливающий объект, цели, задачи испытания, виды и последователь- ность определения проверяемых характеристик, методы испытаний, требования техники безопасности. Перечень и программы испытаний конкретных изделий мо- гут содержаться в национальных стандартах. Испытания играют большую роль в международной торговле. Непризнание результатов испытаний торговыми партнерами является одним из наиболее серьез- ных препятствий свободного товарообмена. Большую роль в испытаниях играют лаборатории. В соответствии с ГОСТ Р ИСO/MЭК 17025-2006 «Общие требования к компетентности лабораторий по ис- пытаниям и калибровк» все лаборатории независимо от их принадлежности долж- ны для обеспечения доверия клиентов соответствовать следующим основным тре- бованиям: • иметь компетентный персонал, лабораторные помещения или другие усло- вия для проведения испытаний требуемыми методами; • иметь испытательное и вспомогательное оборудование, необходимое для испытаний; обеспечить его правильную эксплуатацию. Лаборатория должна создать систему менеджмента качества, соответствую- щую всем аспектам управления лабораторией и включающую следующие элемен- ты: управление и подготовку штатов, контроль документации, обеспечение надле- жащего сохранения и легкого поиска данных, программу технического обслужива- ния и калибровки всего оборудования, политику субподряда и процедуры контроля закупок и ответов на жалобы. 4.4. Организация технического контроля на предприятии Для функционирования системы технического контроля на предприятиях со- здается специальная служба качества или, как называлась ранее, отдел техническо- го контроля (ОТК). Этот отдел является самостоятельным структурным подразде- лением предприятия и подчиняется непосредственно директору и не учувствует непосредственно в технологических операциях, его функции заключаются в обес- печении и управлении качеством, что подразумевает и проведение технического контроля. В задачи ОТК входит: • предотвращение выпуска (поставки) предприятием продукции, не соответ- ствующей требованиям стандартов и технических условий, утверждённым образ- цам (эталонам), проектно-конструкторской и технологической документации, условиям поставки и договоров, или некомплектной продукции; • укрепление производственной дисциплины и повышение ответственности всех звеньев производства за качество выпускаемой продукции. В состав отдела могут входить: бюро, группы, лаборатории технического кон- троля внешней приёмки, техническое бюро ОТК, бюро технического контроля в цехах (ВТК), центральная измерительная лаборатория. В функции ОТК входит: 1. Контроль за качеством и комплектностью изготавливаемых предприятием деталей, узлов и готовых изделий, за соответствие их стандартам, техническим условиям, эталонам и чертежам, клеймение принятой и забракованной продукции, оформление в установленном порядке документации на принятую и забракован- ную продукцию, а также контроль за изъятием из производства окончательно за- бракованных изделий в специально организованные изоляторы брака и сдачей их в отходы. 2. Предъявление принятой продукции представителям заказчика, если это предусмотрено техническими условиями или договором. 3. Анализ и технический учёт брака и дефектов продукции предприятия, отме- ченных в рекламациях и протоколах испытаний; участие в разработке и контроль за осуществлением мероприятий, направленных на предупреждение возникновения брака и устранение дефектов; выявление лиц, виновных в изготовлении недобро- качественных изделий. 4. Организация получения от потребителей и систематизация информации по качеству и надёжности изделий. 5. Контроль за качеством поступающего сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий с заводов поставщиков; составление актов на недоброка- чественное сырьё, материалы, полуфабрикаты и готовые изделия для предъявления претензий поставщикам. 6. Контроль за комплектованием, упаковкой и консервацией готовой продук- ции. 7. Контроль за своевременной подготовкой и проведением мероприятий, свя- занных с введением новых стандартов и технических условий. 8. Контроль за наличием товарного знака (марки предприятия) на готовых из- делиях. 9. Систематический контроль за состоянием контрольно-измерительных средств на предприятии, а также за своевременным представлением их для госу- дарственной проверки. 10. Контроль за качеством изготовления изделий и инспектирование состоя- ния находящихся в эксплуатации на предприятии инструмента и производственной оснастки. 11. Составление и предоставление директору предприятия на утверждение и своевременное выполнение графиков периодических (повторных) типовых испы- таний серийных изделий в соответствии с требованиями ГОСТов, МРТУ, ТУ, а также проверок соблюдения требований важнейших технологических процессов. 12. Инспекторский контроль за соблюдением условий хранения на складах и в цехах предприятия комплектующих изделий, сырья, материалов и готовой продук- ции. 13. Осуществление учёта показателей качества выпускаемой продукции по всем подразделениям производства, работающим по системе бездефектного изго- товления продукции и сдачи её ОТК и заказчику с первого предъявления. 14. Организация и внедрение прогрессивных методов контроля и оценки каче- ства продукции. 15. Проведение не предусмотренных утверждённым технологическим процес- сом выборочных проверок качества готовой продукции, сырья, материалов, полу- фабрикатов и комплектующих изделий, качества выполнения отдельных техноло- гических операций и переходов, качества и состояния технологического оборудо- вания и инструмента, условий производства, хранения и транспортировки продук- ции. 16. Участие в испытаниях новых и модернизированных образцов продукции, а также в согласованиях технической документации на эту продукцию с целью обес- печения условий для эффективного контроля её качества. 17. Участие в работах по подготовке продукции к аттестации и по техниче- скому обеспечению проведения аттестации, осуществление контроля за соблюде- нием условий аттестации в процессе производства продукции. 18. Участие в подготовке договоров на поставку предприятию предназначен- ных для основного производства сырья, материалов, полуфабрикатов, комплекту- ющих изделий и инструмента в части согласования условий приёмки их по каче- ству. 19. Разработка предложений о повышении требований к качеству изготовляе- мой и потребляемой предприятием продукции, о совершенствовании нормативно- технической документации, устанавливающей эти требования, направленных на стимулирование выпуска продукции высокого качества и борьбу с выпуском не- доброкачественной продукции. Остальные подразделения предприятия тоже вносят свой вклад в процесс контроля. На рисунке 4.1 представлена схема взаимодействия отдела качества с другими подразделениями организации. Рисунок 4.1 - Структурная модель системы контроля качества Отдел технического контроля организации связан практически со всеми под- разделениями предприятия, которые выполняют следующие функции: - главный инженер ставит задачи и принимает окончательное решение по до- стижению высокого качества продукции; - отдел главного технолога обеспечивает ОТК технологическими картами, проектирует технологию контроля, устанавливает требования к исходным матери- алам (например, пиломатериалам, ДСтП, ДВП, клееным и отделочным и т. п.) и нормы качества к заготовкам при проведении операционного контроля, а также ру- ководит выполнением всех работ в производственных подразделениях и отвечает за качество выпускаемой продукции; • отдел главного конструктора устанавливает требования к продукции, к по- лучаемым от поставщиков комплектующим изделиям (например, крепежным изде- лия и фурнитуре и т. п.), разрабатывает техническую документацию; • отдел главного механика обеспечивает исправную работу оборудования; • отдел кадров обеспечивает подбор персонала соответствующей квалифика- ции, следит за своевременной аттестацией работающих и занимается вопросами повышения квалификационного уровня; • отдел снабжения обеспечивает материалами, сырьем и комплектующей про- дукцией соответствующего качества, подтвержденного сертификатами, может про- водить входной контроль и организовывать и отвечать за надлежащие условия хра- нения поступающих материалов; • финансовые подразделения определяют потери от несоответствий продук- ции и процессов, затраты на устранения брака, а также на предотвращения несоот- ветствий. • отдел качества или ОТК контролирует работу всех производственных участков, выполняя разные виды контроля и испытаний. Принципиальные положения системы технического контроля 1. Система технического контроля разрабатывается одновременно с разра- боткой технологии службой главного технолога. 2. Система технического контроля разрабатывается на основе системного подхода, т. е. применения научных, технических, экономических и организацион- ных мер, охватывающих все этапы жизненного цикла продукции. 3. Органы системы технического контроля должны быть независимыми от производственного персонала. 4. Система технического контроля должна обеспечивать активное воздей- ствие на ход технологического процесса, чтобы исключить получение и повторе- ние брака. Нарушение этого принципа превращает контроль в пассивный, контро- лера – в браковщика. 5. Требование документации, регламентирующей уровень качества продук- ции, подлежит безоговорочному исполнению всеми работниками организации (от рабочего до директора). Контрольные вопросы по лекции 5. 1. Сформулируйте понятие технического контроля. 2. Каковы этапы, и что определяет метод технического контроля? 3. Какой контроль бывает и в чем его назначение, в зависимости от места его проведения в производственном процессе? 4. Сформулируйте понятия выборочный и сплошной контроль. В каких случаях применяются эти виды контроля? Приведите примеры для процессов деревообработки. 5. Какие виды механизированного и автоматизированного контроля используются в деревообрабатывающей отрасли? 6. Сформулируйте понятие испытание продукции? Назначение и требования, к испытательным лабораториям. 7. Каковы принципы построения системы контроля на производстве? 8. Опишите организацию контроля качества на предприятии. Каковы функции различных подразделений в процессе контроля качества?
«Методы и виды контроля качества продукции» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 256 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot