Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3.
Тема 5. Методы и модели, используемые при принятии
управленческого решения.
Методы разработки и выбора управленческих решений включают
методы формирования набора мероприятий организационного,
технологического, экономического, правового и социального характера,
направленных на достижение цели, и методы, ориентированные на
выбор из уже ранее разработанных и успешно опробованных решений.
Методы реализации решений подразумевают решение набора задач до
достижения требуемого результата.
Метод — это приемы, операции, мероприятия и технологии, применяемые для достижения какой-либо цели или решения конкретной
задачи.
Модель — упрощенное представление предмета, системы или процесса в форме, отличной от формы целого. Модель упрощает реальную
ситуацию и тем самым позволяет ее анализировать. Как научная
абстракция варианта решения модель позволяет проводить опыты для
изучения конкретных особенностей явления, процесса. Изменяя
некоторые характеристики или параметры в модели, изучают поведение
объекта и анализируют влияние различных факторов. В модели
функционирования объекта выявляются факторы, от которых зависит
работа системы. Выбор конкретной модели определяет характер
исследуемой проблемы и вырабатываемого решения. Модели позволяют
лучше понять объективную реальность и разработать рациональный
план действий. Они менее сложны, чем моделируемые объекты, и
позволяют руководителям лучше разобраться в конкретной ситуации и
принять правильное решение.
В процессе применения метода может использоваться несколько
моделей и алгоритмов. Алгоритм — это набор упорядоченных правил
(схема действий), которые позволяют механически решать любую задачу
из класса однотипных. Рисунок 3.9 иллюстрирует связь между методом,
алгоритмом и моделью.
Для решения проблемы необходимо наличие:
♦ модели ее источника (человека, организации, муниципального
образования, региона, страны);
♦ компетентного руководителя;
♦ метода и алгоритма подготовки управленческого решения;
♦ модели процесса решения.
Каждую модель необходимо периодически проверять на достоверность, точность, полноту и эффективность. Проверка на достоверность необходима для установления соответствия условиям реального
мира. Точность модели характеризует степень совпадения описания
параметров оригинала с их действительными значениями. Чем точнее
модель, тем она дороже. Вместе с тем точная модель не дает гарантии
подготовки эффективного решения, так как человек может неправильно
понять или не согласиться с ее рекомендациями. Полнота модели
определяется количеством формализованных параметров оригинала.
Следует помнить, что формализация обычно предполагает упрощение,
которое вносит ошибку в конечный результат. Необходимо следить за
тем, чтобы упрощения реальной системы не препятствовали раскрытию
сущности событий и не исключали ключевых элементов.
Эффективность модели бывает экономической и организационной. Экономическая эффективность оценивается на основании соотношения затрат на процесс разработки управленческих решений без
использования модели и при ее использовании. Организационная
эффективность проявляется в сокращении сроков подготовки решения
или уменьшении числа работников, участвующих в выполнении задания.
Неправильно построенная модель неадекватно отражает реальный мир.
Признаками неадекватности модели являются противоречивые выводы и
невозможность найти решение.
По характеру связей с реальными объектами модели подразделяются на следующие типы:
♦ описательные — вербальные или словесные модели, например
модель развития социально-экономической ситуации;
♦ изобразительные модели, такие как макет парка, микрорайона города, глобус;
♦ модели-аналоги, в которых набор одних свойств используется для
отображения набора других: графики, схемы информационных и
финансовых потоков;
♦ функциональные модели, т. е. модели, воспроизводящие все основные особенности функционирования реальной системы, но отличающиеся от нее по какому-то признаку;
♦ символические модели — отображают свойства изучаемой системы с помощью математических и логических символов.
Методы разработки и выбора управленческих решений включают
три набора процедур:
♦ разработка, согласование, принятие, утверждение, реализация,
контроль, информирование и архивирование;
♦ корректировка ранее разработанных решений, согласование, принятие, утверждение, реализация, контроль, информирование и архивирование;
♦ выбор из набора предыдущих решений, согласование, принятие,
утверждение, реализация, контроль и архивирование (рис. 3.10).
Для каждой процедуры должны быть четко определены следующие параметры: время, персонал, ресурсы, финансы, критерии оценки.
Главное основание для разработки нового управленческого решения —
наличие проблем в сферах стратегического планирования, управления
персоналом,
управленческого
консультирования,
управления
управленческой
деятельностью,
управления
производством
и
обслуживающей деятельностью, внешних коммуникаций.
Формирование решения может проходить три этапа (рис. 3.11):
♦ начальный этап развития, когда масштаб проблемы не внушает
опасений. Принятое решение будет упреждающим;
♦ этап устойчивого развития, когда масштаб проблемы оказывает
негативное воздействие на процесс управления. Принятое решение будет
действовать с запозданием;
♦ этап стабилизации, когда станут ясны масштаб и опасность проблемы. Принятое решение будет действовать в режиме реального
времени.
Проблема трактуется как разность между характеристиками цели и
ситуации (пунктиром на рис. 3.11 показаны пути возможного изменения
ситуации).
Предлагается следующий
алгоритм формирования
управленческого решения:
1. руководитель осуществляет поиск в базе данных аналогичных
исходных ситуаций, вариантов реализованных решений и полученных в
итоге результатов;
2. если найденная версия исходной ситуации полностью тождественна имеющейся, то руководитель без изменений использует те же
методы;
3. если найденная версия исходной ситуации незначительно отличается, то руководитель принимает найденный вариант решения за
основу и осуществляет необходимые доработки;
4. если не удается найти аналог, то руководитель разрабатывает новое решение.
Методы принятия решенийиспользуются в первую очередь для
определения целей деятельности управляемой системы и поиска наилучших средств их достижения. Кроме того, они применяются для
выбора моделей, критериев, последовательного дробления выявленной
проблемы на составные части, определения взаимосвязей и
взаимозависимостей между этими частями и определения приоритета отдельных целей, мероприятий, критериев и моделей.
Методы принятия решения в зависимости от степени использования формальных элементов подразделяются:
♦ на математические (формальные или нормативные), основанные
на объективности;
♦ эвристические (неформальные или дискриптивпые), субъективные по сути;
♦ комбинированные.
Разграничение между эвристическими и комбинированными методами в настоящее время условно, и математические приемы обработки
исходных данных применяются почти во всех эвристических методах.
Применение математических методов при принятии решений направлено на:
♦ нахождение численных значений показателей, характеризующих
результаты функционирования управляемой системы;
♦ поиск лучших альтернатив для достижения запланированных результатов;
♦ обработку и анализ данных эвристического, неформализованного
характера.
Математические методыподразделяются на статистические, многомерные, регрессионные и корреляционные, имитационные, детерминированные, гибридные.
1. Статистические методы обработки информации подразумевают определение средних оценок, величины ошибок, степени согласованности мнений респондентов и экспертов. Они основываются на
использовании информации о прошлом опыте в какой-либо сфере
деятельности для разработки и реализации управленческих решений.
Статистические методы реализуются посредством сбора, обработки и
анализа статистических данных, полученных в результате реальных
действий или выработанных путем статистического моделирования с
помощью средств вычислительной техники. Статистические методы
применяются на стадии разработки и выбора решений. На стадии
разработки после создания проекта решения проводится обсуждение с
экспертами, учитывается их положительный опыт. Далее принимается
окончательное решение.
2. Многомерные методы применяют для обоснования управленческих решений, в основе которых лежат многочисленные взаимосвязанные переменные. В первую очередь это факторный и кластерный
анализ.
3. Регрессионные и корреляционные методы используются для установления взаимосвязей между группами переменных и параметров,
которые описывают отдельные аспекты управляемой системы.
4. Имитационные методы весьма популярны там, где переменные,
влияющие на ситуацию, не поддаются определению с помощью аналитических методов.
5. Методы статистической теории принятия решений применяются для стохастического описания параметров, которые необходимо
учесть при разработке решений, для статистических испытаний гипотез
о состоянии внешней среды. Это теория игр, теория массового
обслуживания, стохастическое программирование.
6. Детерминированные методы применяются, когда имеется много
взаимосвязанных переменных и надо найти оптимальное решение,
например разработать вариант плана доставки разных видов продукции
на разные рынки, обеспечивающий максимальную прибыль. При анализе
социально-экономических систем в рамках этих методов в первую
очередь применяются экономико-математические модели и методы.
Экономико-математической модельюназывается выражение,
состоящее из совокупности связанных между собой математическими
зависимостями величин-факторов, которые имеют экономический
смысл.
При рассмотрении экономико-математических моделей оперируют
следующими понятиями: критерий оптимальности, целевая функция,
система ограничений, уравнения связи, решение модели.
Критерием оптимальности называется показатель, имеющий экономическое содержание, служащий для формализации конкретной цели
управления и выражаемый при помощи целевой функции через факторы
модели. Он определяет смысловое содержание целевой функции.
Целевая функция математически связывает между собой факторы
модели, и ее значение определяется значениями этих величин. Критерий
оптимальности определяет содержательный смысл целевой функции.
Система ограничений определяет пределы, сужающие область допустимых решений и фиксирующие основные внешние и внутренние
свойства объекта. Ограничения определяют область протекания
процессов, пределы изменения параметров и характеристик объекта.
Уравнение связи является математической формализацией системы
ограничений.
Именно критерий оптимальности и система ограничений определяют концепцию построения будущей математической модели, т.е.
концептуальную модель, а их формализация — целевая функция и
уравнения связи — представляет собой математическую модель.
Решением математической модели называется такая совокупность
значений переменных, которая удовлетворяет уравнениям связи.
Модели, имеющие много решений, называются вариантными, в отличие
от безвариантных, имеющих одно решение. Среди решений вариантной
модели, как правило, есть одно оптимальное, при котором целевая
функция в зависимости от смысла модели принимает наибольшее или
наименьшее значение.
Оптимизационными называются модели, в которых имеется целевая функция. Такие модели используются при разработке управленческих решений в муниципальном управлении. Приведем соответствующие примеры:
♦ размещение пунктов экстренных служб (милиция, пожарная охрана, скорая медицинская помощь). Для поиска оптимального решения
используют задачу о покрытии множества;
♦ размещение предприятий по переработке твердых бытовых отходов;
♦ составление маршрутов транспортных средств, предназначенных
для сбора и перевозки твердых бытовых отходов. Для поиска оптимального решения используют задачу коммивояжера;
♦ определение местоположения и вместимости автостоянок;
♦ распределение средств между различными работами по ремонту
улиц (общестроительные работы, обновление дорожного покрытия,
аварийный ремонт);
♦ минимизация загрузки улиц транспортом — как задача о
светофорах;
♦ определение границ административных районов города, избирательных участков.
Эвристические методы основываются на том, что методики, применяемые для разработки решения, не изложены в явной форме и неотделимы от лица, готовившего решение, а при разработке решения
доминируют интуиция, опыт и творческий подход. К эвристическим в
первую очередь относят методы социологических исследований и
экспертные методы. Эксперты при проведении опроса основывают свои
суждения на интуиции или используют причинно-следственные связи,
данные статистики и расчетов.
Основное отличие методов социологических исследований от методики экспертных оценок заключается в том, что первые основываются
на результатах опроса большого количества респондентов различной
компетентности и квалификации, в то время как вторые ориентированы
на ограниченное число специалистов-профессионалов. Однако и те и
другие для обработки собранных данных используют одни и те же
инструменты математической статистики.
При применении эвристических методов структура причинноследственных связей, используемая разными экспертами, может различаться, а при использовании математических методов структура
моделей устанавливается и проверяется экспериментальным путем, в
условиях, поддающихся объективному наблюдению и измерению.
Характерной чертой эвристических методов является то, что эксперт при анализе ситуации использует информацию, основанную на его
опыте и интуиции. Среди эвристических методов принятия решений
наиболее известны: метод Дельфи, метод мозгового штурма, метод
коллективного блокнота и метод синектики.
Метод Дельфи относится к методам групповых экспертных оценок и используется для прогнозирования развития явлений и событий,
для которых отсутствует достаточная теоретическая база. Этот метод
разработан в США и впервые применен в 1964 году сотрудниками
научно-исследовательской корпорации РЭНД О. Хелмером и Т.
Гордоном.
Метод Дельфи предполагает многоуровневую процедуру анкетирования экспертов из различных областей знаний, работающих анонимно, с целью получения данных, отражающих индивидуальные
оценки экспертов, основанные на логическом анализе и интуиции. На
каждом последующем этапе анкетирования используется информация и
данные, полученные на предыдущем этапе.
Анкетирование основывается на следующих принципах сбора и
обработки информации:
♦ вопросы в анкетах предполагают количественную оценку;
♦ опрос проводится в несколько туров, в каждом последующем
туре уточняются ответы, полученные в предыдущем;
♦ эксперты знакомятся с результатами, полученными в
предыдущем туре;
♦ если оценки и мнения отличаются от мнения большинства, то
эксперт должен дать объяснение.
Результат метода Дельфи состоит в обнаружении преобладающего
суждения экспертов по конкретной проблеме с учетом мнения всех
участников опроса. При проведении опроса сохраняется анонимность,
что позволяет исключить влияние конформизма (подавления мнений за
счет научного авторитета или должностного положения).
Технология проведения опроса с сообщением результатов после
каждого тура обеспечивает лучшее согласование мнений, а возможность
пересмотра и изменения прежних оценок на основе соображений других
участников опроса побуждает экспертов учитывать факторы, которые до
этого они игнорировали как несущественные.
Принципы применения метода Дельфи:
♦ стабильные и разумные по объему группы экспертов;
♦ временные периоды между турами опроса не должны превышать
месяца;
♦ четкие формулировки вопросов в анкетах;
♦ число туров должно обеспечить экспертам возможность ознакомиться с причиной той или иной оценки;
♦ необходимо учитывать влияние общественного мнения на
оценки экспертов.
Анализ эффективности метода Дельфи показал, что по мере проведения туров опроса разброс мнений экспертов сокращается, и обычно
после четырех туров оценки экспертов стабилизируются, а опрос
прекращается.
Метод Дельфи обладает следующими недостатками:
♦ длительность проведения опроса;
♦ необходимость обеспечения максимально точного и
исчерпывающего изложения информации в анкетах за счет громоздкости
стиля;
♦ иногда учитывается мнение некомпетентных людей;
♦ если оценка эксперта существенно отличается от мнения большинства, то она не принимается в качестве резюмирующей, несмотря на
то, что может оказаться правильной.
Метод мозгового штурма— известный и широко применяемый
метод генерирования новых идей на основе творческого сотрудничества
группы специалистов, также известный как метод коллективной
генерации идей (КГИ). Данный метод был предложен А. Осбориом в
1938 году как групповой метод решения проблем, активизирующий
творческую деятельность.
Метод мозгового штурма представляет собой коллективное обсуждение проблемы с целью выработки новых идей и вариантов достижения цели. Особенностью данного вида эвристических методов
является творческий поиск принципиально новых решений в трудных
ситуациях, когда известные пути и способы оказываются непригодными.
В процессе реализации метода участники выдвигают и развивают
собственные идеи, идеи других участников, используют одни идеи для
развития других, комбинируют их. Он требует строгого разграничения
процесса выдвижения экспертами идей и процесса их обсуждения и
оценки.
На первой стадии запрещается критиковать предлагаемые идеи,
так как замечания прерывают творческий процесс и мешают выдвижению идей. Руководитель группы должен суметь активизировать
творческое мышление участников заседания, обеспечить выдвижение
как можно большего числа вариантов решения той или иной задачи.
Предпочтение отдается их количеству, а не качеству.
Коллективная генерация идей должна осуществляться по определенным правилам в рамках достаточно формализованного алгоритма.
Стадии мозгового штурма включают:
♦ изложение проблемы: характеристика ситуации, цель работы, ограничения;
♦ высказывание идей: индивидуальная стадия, групповая стадия,
мозговой штурм, «брожение» идей;
♦ отбор идей: просмотр, отбор идей для разработки;
♦ развитие решений: разработка решения.
Следует отметить факторы, способствующие и препятствующие
мозговому штурму. Успешной реализации метода способствует безопасная и открытая атмосфера, поскольку в критической ситуации невозможно заставить людей генерировать новые идеи. Также факторами,
способствующими успеху, являются:
♦ развитое воображение;
♦ переработка и соединение высказанных идей;
♦ сомнение в имеющемся решении;
♦ поиск аналогичных проблем, действий и их применение к данной
ситуации;
♦ инициативность ведущего.
Препятствует мозговому штурму в первую очередь критика. Помимо нее появлению новых идей препятствуют чрезмерная
формализованиость, поиск «правильных решений», подробные разъяснения, бездействие ведущего.
С помощью мозгового штурма успешно решают многие управленческие задачи, например:
♦ определение вероятных траекторий развития прогнозируемого
процесса;
♦ установление круга применяемых методов, если решение проблемы подразумевает многовариантность подходов;
♦ выявление факторов, которые необходимо принимать во внимание при формулировке окончательного варианта решения проблемы.
Один из основных недостатков метода — высокий уровень информационного шума, который является следствием тривиальных идей,
спонтанного и стихийного характера их генерации.
Метод коллективного блокнота сочетает независимое выдвижение идей отдельными экспертами с коллективной оценкой и процессом
выработки решения. Суть метода заключается в следующем: все
участники опроса имеют блокнот, в котором записывают сущность
проблемы и данные, позволяющие ориентироваться в проблеме. В течение некоторого периода времени (обычно месяца) каждый ежедневно
фиксирует возникающие идеи и решения. Далее участники сдают свои
блокноты руководителю для обобщения содержащихся в них идей и
решений. После этого следует окончательное творческое обсуждение
обобщенного материала всеми экспертами. Для выработки итогового
решения используется мозговой штурм.
Метод синектики— метод стимулирования творческой деятельности, использующий принципы и приемы мозгового штурма, метода
аналогий и ассоциаций. Его суть заключается в поиске нужного решения
за счет преодоления психологической инерции, вызванной стремлением
решить проблему традиционным путем.
Метод синектики направлен на активизацию спонтанной деятельности мозга человека для исследования и решения проблем группой на
основе аналогий. Считается, что умственная деятельность плодотворна в
новой, незнакомой обстановке, а приверженность ранее принятым
решениям ограничивает возможности специалиста по выдвижению
новых идей. В рамках данного метода важно, чтобы члены группы перед
началом обсуждения не знали сути рассматриваемой проблемы, так как
это позволит им абстрагироваться от привычных стереотипов.
В процессе реализации метода решение ищет группа специалистов
из разных сфер деятельности. Обсуждение начинается не с формулирования проблемы в целом, а с анализа отдельных ее частей,
указанных руководителем.
Схема реализации метода синектики:
♦ формулировка проблемы;
♦ отсев очевидных путей, поскольку они дают лишь простое
сочетание существующих решений;
♦ поиск аналогий, позволяющих выразить решаемую проблему в
терминах, знакомых членам группы по опыту их работы;
♦ анализ основных трудностей и противоречий;
♦ формулировка перспективной идеи.
Таким образом, методы принятия управленческих решений применяются в следующих областях:
♦ установление перечня целей, способов и средств их достижения;
♦ оценка предпочтительности отдельных целей, средств, мероприятий, результатов;
♦ декомпозиция целей и планов на элементы;
♦ поиск оптимальных средств для достижения поставленных
целей;
♦ определение критериев сравнения целей и средств их достижения;
♦ разработка моделей выбора целей и средств их достижения;
♦ анализ результатов функционирования отдельных подсистем.