Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция №1. Методы и методические приемы, применяемые в процессе обучения БЖД
Вопросы . 1. Методы научного исследования методики обучения безопасности жизнедеятельности.
2. Методы и методические приемы обучения в ОБЖ – см. презентацию
I
Методика обучения БЖД, имея свой предмет изучения, имеет и методы, применяемые для исследования охватываемых ее предметом явлений.
Научные исследования методики обучения БЖД представляют собой специфический вид познавательной деятельности, в ходе которой с помощью разнообразных методов выявляются новые, прежде не известные стороны, отношения, грани изучаемого объекта. При этом главная задача исследования состоит в выявлении внутренних связей и отношений, раскрытии закономерностей и движущих сил развития педагогических процессов или явлений.
Научные исследования методики обучения БЖД – это сложная деятельность по установлению закономерностей учебно-воспитательного процесса ОБЖ, связанная с нахождением, формулированием и проверкой этих закономерностей с помощью самых различных исследовательских методов.
Выбранные адекватно задачам, методы и способы поисковой деятельности позволяют воплотить идею и замысел, проверить гипотезы, разрешить поставленные проблемы. Они обычно специфичны на каждом этапе исследования.
Исследовательские методы группируются по различным признакам:
- по назначению (методы сбора фактического материала, его теоретической интерпретации, направленного преобразования; методы диагностики, объяснения, прогнозирования, коррекции, статистической обработки материала);
- по уровню проникновения в сущность (методы эмпирического исследования, основанного на опыте, практике, эксперименте; методы теоретического исследования, связанного с абстрагированием от чувственной реальности, построением моделей, проникновением в сущность изучаемого).
Основными исследовательскими методами методики обучения БЖД являются наблюдение и эксперимент.
Кроме этих методов используются следующие исследовательские методы: метод беседы, метод изучения процесса обучения курсу ОБЖ, метод анкетирования, метод тестирования, оценивания и др.
Педагогическое наблюдение - это изучение практики преподавания курса ОБЖ без воздействия на процесс обучения. Исследователь посещает и анализирует уроки ОБЖ, изучает результаты тестирования и анкетирования учащихся, конспекты и протоколы открытых уроков учителей, знакомится с передовым опытом по материалам школьных методообъединений.
Педагогический эксперимент (лат. experimentum – проба, опыт) – исследовательский метод, который заключается в том, чтобы путем активного вмешательства создать исследовательскую ситуацию, получить возможность ее изменять, варьировать ее условия, сделав возможным и доступным изучение педагогических явлений через их внешние проявления, раскрывая тем самым механизмы и тенденции возникновения и функционирования изучаемого явления.
Он позволяет глубже, чем другие методы, проверить эффективность тех или иных нововведений в области обучения и воспитания, сравнить значимость различных факторов в структуре педагогического процесса и выбрать наилучшее (оптимальное) для соответствующих ситуаций их сочетание, выявить необходимые условия реализации определенных педагогических задач.
В отличие от обычного изучения педагогических явлений в естественных условиях путем их непосредственного наблюдения эксперимент позволяет искусственно отделять изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия педагогического воздействия на испытуемых. В эксперименте в совокупности используются методы наблюдения, беседы, опросов и т.д.
В научных исследованиях методики обучения БЖД выделяют констатирующий и формирующий эксперименты. В первом случае исследователь экспериментальным путем устанавливает только состояние изучаемой педагогической системы, констатирует факты наличия причинно-следственных связей, зависимости между явлениями. Полученные данные могут служить материалом для описания ситуации как сложившейся и повторяющейся или быть основой для исследования внутренних механизмов становления тех или иных свойств личности или качеств педагогической деятельности. Это дает основание для такого построения исследования, которое позволяет прогнозировать развитие изучаемых свойств, качеств, характеристик.
Когда же исследователь применяет специальную систему мер, направленных на формирование у испытуемых определенных личностных качеств, повышение результативности учебной или трудовой деятельности, речь идет уже о формирующем эксперименте. Последний ориентирован на изучение динамики развития изучаемых психологических свойств или педагогических явлений в процессе активного воздействия исследователя на условия выполнения деятельности. Следовательно, основной особенностью формирующего эксперимента является то, что в нем сам исследователь активно и позитивно влияет на изучаемые явления. Обязательный элемент такого эксперимента - его гипотеза, аргументированное, но требующее проверки предположение о прогнозируемых результатах. Гипотеза формулируется по схеме: можно добиться положительного результата, если: а) изменить содержание, последовательность изложения материала; б) использовать новые средства обучения; применить иные способы изложения материала; внедрить иную организацию познавательной деятельности. Гипотеза проверяется при соответствующих условиях и методах на практике.
На основе поставленной цели и задач исследования экспериментатор сначала готовит методические разработки, а затем проверяет их эффективность в ходе обучения. Чаще всего проверяется организация обучения по курсу ОБЖ. В экспериментальных классах она иная, чем в контрольных.
Результаты исследования отражают вскрытые при исследовании закономерности, они основываются на выявлении устойчивых связей между действиями исследователя и полученным эффектом. Конечным итогом являются новые знания о том, как повысить эффективность учебно-воспитательного процесса через воздействие на какое – либо звено или звенья.
Главное в научно – педагогическом исследовании – это внедрение результатов. Это могут быть устные выступления исследователя на конференциях, семинарах, программно – методические документы и т.п.
В методике обучения БЖД еще много невыявленных связей и закономерностей. Перед учеными, методистами и педагогами стоят важнейшие задачи: разработка концепции обучения курса ОБЖ; дальнейшая разработка научно-педагогических основ построения содержания обучения курса ОБЖ; устранение перегрузки содержания обучения и его дублирования; дальнейшее исследование научно обоснованной организации обучения; определение оптимальной организации познавательной деятельности учащихся; разработка критериев оценки достигаемых результатов в обучении или эталонов проверки качества знаний, выявление объективных результатов обученности.