Методы диагностики определяющих оснований личности
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 2
Тема «Методы диагностики определяющих оснований личности». Диагностический подход Н.И. Непомнящей. Методы диагностики ведущей направленности (ценностности). Методики выявления особенностей отношения «Я – другой» в реальной ситуации, в самосознании. Связь отношения к другим людям с типом ценностности.
Диагностический подход Н.И. Непомнящей1 :«МОЙ ПОДХОД САМЫЙ ЛУЧШИЙ, — ТАК ДУМАЕТ КАЖДЫЙ АВТОР.Так думаю и я»
(Специфика данного подхода)
Самонадеянно было бы считать, что наш подход к изучению личности и ее диагностике абсолютно свободен от тех трудностей и недостатков, о которых шла речь выше. Но мы их учитывали и по возможности пытались преодолеть. Специфика данного подхода состоит в следующем.
Приоритет личностного начала психики
Мы называем данный подход личностным - в том смысле, что личность здесь не выводится из чего-то другого (деятельности, коллектива, социума и т. п.), а является не только целью, но и первейшим основанием наук и практик, относящихся к человеку. Мы говорим о самодостаточности личности (и в онтологическом и методологическом планах), которая в процессе ее анализа, а также в процессе генезиса раскрывается, наполняется определенным содержанием, конкретизируется, иерархизируется и т. д. Реализация такого подхода к человеку, личности требует особой методологии, теории, методов (экспериментальных, диагностических, формирующих, коррекционных и др.), принципиально отличных от естественно-научных.
Основная цель данного пособия в том, чтобы способствовать формированию психологического мышления, свободного от редукционизма (т.е. сведения феномена Человек, Личность к чему-либо другому), от технократизма, когда этим другим оказываются вещные механистические схемы. Примером и ярким воплощением последнего являются тесты, которые не только не основаны на понимании сущности человека, но большинство из которых вообще не имеет ни теоретического, ни содержательного обоснования. Единственное, что оправдывает широкое применение такого рода тестов, — это статистическая связь между стимульным материалом теста и ответом, реакцией.
«А почему это так уж плохо?» — может спросить читатель, особенно технократически настроенный. Надеюсь, что в данном пособии он не только получит ответ на этот вопрос, но и сможет ознакомиться с такими методами психодиагностики личности, методологией их разработки и особенностями практического применения, при которых в значительной степени удается преодолеть указанные пороки тестов.
Итак, личность (или ее предпосылки) представлена как первейшая основа всей психики и ее развития. В этой связи хочется выделить исследования, которые проводились М.И. Лисиной и под ее руководством. Результаты исследований показывают, что самые разные психические свойства: восприятие, память, мышление и др. — с раннего возраста формируются на основе механизмов отношения ребенок — взрослый (в процессе общения), особенности которых обусловливают становление и специфику психических функций. Иными словами, личностная реальность (и ее предпосылки) является первейшей и исходной по отношению ко всей психике человека. Или: психика человека личностна.
Сущностные свойства личности
В основе конкретных исследований личности лежит представление о сущности человека.
Как было сказано выше, вопрос о сущности человека гораздо больше занимал писателей, культурологов, богословов, нежели психологов и педагогов. Так, понимание сущности человека — это основная проблема, которая волновала Достоевского, была основной в богословских работах (например, В. Соловьева, Н. Бердяева, П. Флоренского и др.). Представление о сущности человека не выводится чисто эмпирическим путем, а является результатом теоретической работы, которая предполагает в идеале союз, синтез религиозных, философских, научных подходов, о чем писали и мечтали, например, представители романтической школы (Ф. Шлегель), позднее философы «всеединства» (В. Соловьев, Н. Бердяев и др.). Из современных богословов к ним, с моей точки зрения, можно отнести прежде всего позицию о. Александра Меня.
Итак, представление о сущности человека должно лежать в основе построения всей психологии, педагогики и других наук о человеке, это главное и необходимое условие преодоления «голого эмпиризма», который еще во многом имеет место в этих науках. Нельзя в этой связи не вспомнить слова Ап. Павла: «Видимое — временно, невидимое вечно».
Было бы неправомерно утверждать, что вопрос о сущности человека вообще не ставился в психологии. Здесь имели место три подхода: биологизаторский, социальный и биосоциальный.
Биологизаторские концепции сущности человека много критиковались. Мы на них останавливаться не будем. О социальной природе человека, его психики выше уже говорилось (см. с. 17).
Основное содержание, способы жизни человека, его психические свойства, особенно личности и т. д. складываются и развиваются, как отмечалось, в процессе присвоения социального опыта. Да. Но что же делает возможным сам факт такого присвоения? Ведь чтобы оно осуществилось, человек должен уже обладать такими свойствами, которые позволят присваивать внешнее содержание (способы и т. д.) в их всевозможном потенциально-бесконечном многообразии, вариативности, изменении (например, в разных исторических, этнических и других условиях) — и присваивать все это через связь, в общении с другими людьми.
Есть ли у человека такие свойства? Анализ философских (в том числе философско-богословских) подходов к этому вопросу, а также результаты теоретико-психологического анализа и эмпирических исследований25) приводят к положительному ответу на этот вопрос.
Выделим специфические сущностные свойства (потенциальные способности) человека.
1. Потенциальная универсальность человека, позволяющая ему присваивать во всем многообразии социальное содержание, меняющееся исторически, онтогенетически, этнографически и т. д. Маркс говорит о потенциальной эквивалентности человека природе
в целом (см. также А. С. Арсеньев и др.).
«Ах, если б мог тот идеал явиться,
Ему б я имя микрокосма дал», — восклицает Гёте.
2. Потенциальная бесконечность (неконечность) человека (С. Л. Рубинштейн), позволяющая и в процессе присвоения, и в процессе функционирования выходить за пределы знаемого, усвоенного, в том числе и за пределы самого себя, создавать новое, творить.
3. Особая взаимосвязь с другими людьми (в частности, как условие присвоения человеческого опыта), которая характеризуется способностью отождествления себя с другими (позволяющей брать новое содержание от других), родство человека с человеческим родом (К. Маркс) и обособление себя, своего «Я» (что позволяет делать данное содержание своим). Способность отождествления и обособления мы обозначаем как способность быть собой и другим. Эта способность есть реализация инобытия себя в других как идеальное бытие.
Универсальность, бесконечность, способность «быть собой и другим» — специфические сущностные свойства, отличающие человека от животных (условием жизни последних являются прямо противоположные свойства — однозначность, конечность, отсутствие идентификации и обособления). Эти свойства человека являются условием и одновременно выражением духовности, свободы, творческой способности, стремления к совершенству. Ибо «дух дышит где хочет» (Еванг. от Иоанна 3, 6).
Пойдем дальше. Если мы признаем наличие указанных свойств у человека (а не признать их — значит «закрыть глаза», не видеть необходимой основы человеческой формы существования), — то естественно возникает вопрос о природе таких свойств. Сведение их либо к биологически наследуемым, либо к социально приобретаемым свойствам абсурдно. В первом случае подрывается тезис о социальной сущности человека. Во втором — образуется порочный круг между социальной формой присвоения и жизни человека, с одной стороны, и основой их осуществления, - с другой.
Позиция автора данной книги в том, что никаким иным способом не объяснить природы сущностных свойств человека универсальности, неконечности, особой связи с человеческим родом, а иными словами, всеобщности, творческости, любви), кроме как признания их Высшей Духовной Природы. Учитывается ли Истинная Духовная Сущность человека в психологической науке (заведомо ограничившей себя сугубо рациональным подходом к нему), принимаются ли во внимание главные, специфические, определяющие его свойства при изучении личности и ее диагностике? На все эти вопросы приходится ответить. Нет, нет и нет. Итак, что же получается?
В научных подходах к психике человека, к его личности не только не признается Высшая Духовная Природа человека и тем самым предназначение и смысл его жизни, но и (а правильнее, — в силу этого) не учитываются, как уже было сказано выше, его сущностные свойства, способности, которые прежде всего и делают человека Человеком. Вот где кроется глубинная причина того, что теоретические построения о личности в основном реализуются не в эмпирическом материале (поскольку истинные основы реализации человеческой сущности, человеческого бытия здесь остаются скрытыми), а в практике, в частности в диагностике: берутся либо отдельные, теоретически не обоснованные свойства, показатели личности, либо их чисто эмпирический набор, который, как правило, также не имеет теоретического основания, и, тем более, не выявляет специфических сущностных особенностей человека и их воплощения в индивидуальной личности. Используемые методы диагностики личности (разного рода тесты) ни в малейшей степени не учитывают истинные сущностные особенности человека, а потому не ориентированы на прояснение его потенциальных возможностей. Тесты в лучшем случае констатируют сложившуюся данность личности, — да и то не в ее главных определяющих свойствах. Тем самым реально возводится непреодолимая преграда к истинному развитию личности, т. е. максимальной реализации высших сущностных свойств человека. Сложившиеся условия воспитания не только не способствуют реализации и развитию этих свойств, а напротив, приводят в меньшей или, часто, в большей степени к «атрофии», «отмиранию», т. е. к обесчеловечиванию (вспомним— «овеществлению») психики, личности.
Игра и творчество как формы жизни личности
Характерно, что указанные сущностные свойства находят свое проявление у ребенка (и это понятно – иначе он не смог бы жить, не обладая способностями, которые позволяют ему присваивать социальный опыт). Яркий пример — игра ребенка (особенно ролевая игра). О природе детской игры, как известно, было много споров. Игру рассматривают как форму воспроизведения взрослой деятельности и отношений в ней, как форму развития интеллекта, как общениеи т. д. Однако ни один из этих подходов не объясняет сущности игры во всех ее специфических особенностях.
Наши исследования игры позволили сделать вывод о том, что игра является такой формой жизни ребенка, в которой он реализует сущностные способности и потребности. Во-первых, игра является универсальной формой функционирования: в частности, в ней имеют место и деятельность, и познание, и личностные отношения. Незавершенность, незаданность результата игры отличает ее как открытую, «неконечную» форму активности. Наконец, в игре реализуется отождествление себя с другим (с ролью) и в то же время выделения себя («Я — зайчик, но одновременно я — мальчик Петя»), — то, что мы называем «способностью быть собой и другим». Итак, в игре реализуются основные сущностные свойства и потребности человека. Вот откуда такая всеобщность для детства данной формы активности, такая мощь ничем не преодолимой тяги ребенка к игре. Иными словами: потребность ребенка в игре есть потребность в реализации своих изначальных сущностных свойств, т. е. изначальных сущностных потребностей.
С возрастом в силу принятых методов воспитания с их утилитаризмом, узкой предметностью, регламентацией, жесткостью, несвободой, сущностные потребности и способности ребенка все больше атрофируются. К концу дошкольного возраста это нередко дает о себе знать. Школа довершает начатое в дошкольном воспитании. Сохранить, а тем более развить такие потребности и способности удается немногим, и то благодаря особым условиям жизни ребенка, особенно в семье.
В связи с этим, несколько практических соображений:
• Запрет ребенку играть (в любом возрасте) – большой грех.
• Обучение игре должно не противоречить, не противостоять сущностным потребностям и способностям, реализуемым в игре, а учитывать их и по возможности способствовать их актуализации и развитию.
• Игра — это одна из главных, а может быть самая главная форма жизни личности ребенка. Поэтому воспитание — в семье, в детском саду, в школе —должно не только не ограничивать, тем паче не разрушать эту
форму жизни, а наоборот, способствовать, создавать условия для ее максимальной реализации, в том числе и как важнейшей основы всего учебно-воспитательного процесса.
Другой формой жизнедеятельности человека, в которой находят свою актуализацию сущностные возможности и способности человека, является творчество. В творчестве реализуется универсальность человека, его неконечность, способность быть собой и другим, которая опредмечивается в творчестве как способность отождествления себя с объектом творчества и объекта с собой, их слияние в одно целое (Н. А. Бердяев трактует это как любовь человека к познаваемой природе), что и лежит в основе такого наиболее трудно поддающегося выявлению механизма творчества, как инсайт, озарение, момент открытия и т. п.
Не могу удержаться от того, чтобы не привести некоторые примеры этого. Так, например, мы узнаем, что Чайковский плакал, ему было страшно, когда он писал известную сцену в «Пиковой даме»; Достоевский терял сознание, описывая наиболее тяжелые переживания своих героев. Берлиоз, сочиняя «Фантастическую симфонию», потерял сознание, когда писал сцену гильотинирования, и у него появился шрам на шее. Мы проводили специально направленную беседу с актерами о их работе над ролью. Многие из них отмечали, что, с одной стороны, они наделяют героя своими собственными личностными особенностями, с другой стороны, они сами в реальной жизни начинали жить, чувствовать себя как герой их роли. А в беседе с научными сотрудниками, направленной на описание процесса их творческой деятельности (беседа изложена в исследовании Н. Виттенбег), некоторые из них отмечали, что в момент открытия, озарения они ощущали «взаимную любовь» с предметом своего творчества.
Хочу привести устное описание творческого процесса известной переводчицей Н. Л. Трауберг. «Между переводимым текстом и моим переводом возникает какая-то промежуточная область, где, с одной стороны, автор, его стиль, характер, манера, язык, содержание и проч., с другой стороны — я, мое понимание, если хотите, моя личность как бы сливаются и образуют третье — одно целое. Когда я долго не работаю или болею или не в форме, тогда эта промежуточная область не возникает (а возникает она всегда сама собой, я это сделать не могу), и перевод получается никудышный... У меня много учеников. Я их учу мастерству перевода. Но как научить, передать этот промежуточный слой, я не знаю. Это или есть, возникает, или нет» (из беседы с Н. Л. Трауберг).
Итак, учитывая, что в игре и творчестве непосредственно реализуются главнейшие сущностные потребности и способности человека, мы определяем игру и творчество как форму жизни личности. Переход от игры к учебе должен быть естественным для сущности личности, как переход от игровой к творческой форме жизнедеятельности.
Возвращаясь к характеристике нашего общего подхода, можно определить его как сущностный подход к личности.
Изучение целостной личности и ее определяющих оснований
Это положение непосредственно связано с предыдущим. Большинство психологических исследований, проводимых в русле традиционной науки, изучают те или иные отдельные стороны, свойства и т. п. психики личности. Так, раньше это были психические функции (восприятие, память, мышление и т. п.). В последние годы распространено изучение отдельных возрастов, что, конечно, является необходимым условием возрастной психологии, но при этом (несмотря на учет фактора возрастной преемственности) не реализуется идея о целостности человека в единстве его прошлого, настоящего и будущего. Фрагментарность, односторонность, частичность психологических исследований есть, с нашей точки зрения, главнейшая причина недостаточной реализации психологических знаний в практике, всегда многосторонней, многофакторной.
Частичность, односторонность, характерные для методологии традиционной психологии, как и предыдущая особенность — несущностный подход — также обусловлены ее ориентацией на естественные науки, в русле которых она возникла. Вспомним Гёте, который писал: такой ученый
«живой предмет желая изучить,
сначала из него он душу изгоняет,
затем предмет на части разделяет,
а жаль — духовная их связь
тем временем исчезла, унеслась».
Целостный подход предполагает изучение явлений как в их включенности в систему (системы) всеобщей взаимосвязи, так и реализацию этого во внутренних взаимосвязях, воплощенных в специфических механизмах. Идеи всеобщей взаимосвязи с картиной мира в последнее время находят все большее распространение и среди представителей естественных наук. Тем более, это относится к наукам о человеке (именно этому как одной из главнейших мыслей посвящена уже упоминавшаяся книга С. Л. Рубинштейна «Человек и мир»).
Реализация целостного подхода в наших исследованиях связана с направленностью на выделение, изучение и диагностику фундаментальных, ведущих оснований психики, личности.
Автобиографическое отступление
Приведу пример из своей практики. После окончания МГУ и аспирантуры я работала психологом Медико-педагогической консультации при НИИ дефектологии. С самого начала своей деятельности я столкнулась с трудностями в определении диагноза и дальнейшей судьбы обследуемых детей. Очень скоро я поняла, что это связано с тем, что моя методика, как меня и учили, была направлена на выявление множества конкретных особенностей психики: мышления, памяти, внимания и др., — совокупность знаний, которых оказывалось недостаточно для безошибочной постановки диагноза и главное — обнаружения психологических причин тех трудностей, с которыми сталкивались дети. В результате я пришла к тому, что множество конкретных особенностей психических функций и деятельности, которое я диагностировала, было на самом деле следствием более общих и глубинных фундаментальных механизмов, которые оказывались причиной проявления тех или иных трудностей. В стремлении к более глубокому анализу психологических структур меня поддерживали мои учителя: Александр Романович Лурия и Блюма Вульфовна Зейгарник. «Если хочешь поймать настоящую рыбу, — говорил Александр Романович, — надо глубоко ставить сети»… Следует заметить, что направленность на изучение и диагностику фундаментальных механизмов психики (при психических заболеваниях) была главной причиной той борьбы, которую вела Блюма Вульфовна против тестов. А диагностические методы системного причинного анализа психических функций при локальных заболеваниях мозга, разработанные Александром Романовичем Лурия, до сих пор являются жемчужиной мировой нейропсихологии. Блюма Вульфовна и Александр Романович дали мне вкусить плод причинного анализа психики, личности, указали путь, с которого я уже не могла сойти и по которому пыталась двигаться во всей своей дальнейшей научной и практической работе. В связи с этим нелишне напомнить, что именно различение причин и следствий в картине психологических явлений и механизмов служит одной из главных методологических, теоретических и эмпирических установок в работе Л. С. Выготского. Сегодня своим студентам я говорю так: «Изучать не причинные механизмы психики, личности, а различные конкретные их проявления как следствие — это все равно, что при кори лечить сыпь, а не болезнь».
Заключая это автобиографическое отступление, замечу, что все мои последующие искания были направлены на выявление, изучение и диагностику таких причинных, фундаментальных механизмов психики, личности. Это стало основной задачей, когда мне пришлось руководить работой Лаборатории психодиагностики в Институте психологии АПН СССР. Многолетние исследования позволили выделить и изучить такого рода определяющие причинные механизмы психики. Выше мы обозначили их как базовые основания личности. При данном подходе ведущие основания психики, личности не сводятся лишь к одному из них39. Это отличает названный подход от редукционизма. Как указывалось выше, он был характерен для тех направлений, в которых то или иное конституирующее начало (деятельность, установка, избирательность, общение и т. д.) рассматривалось как единственное основание психики.
Результаты нашей многолетней работы позволили сделать вывод о том, что все многообразие психических особенностей человека нельзя вывести из одного основания (так называемый монистический подход), что оно обусловлено совокупностью детерминирующих, ведущих механизмов. Так была выведена система базовых оснований личности. В этом случае мы говорим о полифоническом подходе. Была выделена и изучена система базовых оснований личности, как определяющих все многообразие конкретных психологических особенностей, свойств личности. Подробная характеристика данной системы, входящих в нее базовых оснований будет представлена ниже. Пока только укажем, что базовые основания относятся к следующим сферам жизнедеятельности человека:
1) ценностной;
2) отношений с другими людьми;
3) творческой;
4) сознания;
5) деятельности.
Методологические особенности данного подхода. Уроки А.Р. Лурия
Реализация указанных выше исходных принципов предполагает следующие две методологические особенности, которые, с нашей точки зрения, являются основой любого психологического исследования. Во-первых, исследовательская работа должна вестись с двух сторон. Это, с одной стороны, работа в плоскости теоретических знаний и прежде всего — знаний о сущностных свойствах человека, которые служили необходимой исходной базой исследований. Задача при этом состояла в том, чтобы найти такие психологические механизмы, в которых воплощаются эти сущностные свойства. С другой стороны, эмпирическая работа, направленная на выявление определяющих оснований личности и последовательного обобщения выделяемых показателей. Цель этого — проникнуть в область общих, предельных механизмов и попытаться объяснить их.
Не могу удержаться от того, чтобы не поделиться опытом такой обобщающей работы, который также был преподан мне Александром Романовичем Лурия. Студенткой второго курса я получила от него задание — выявить психологические особенности больных с нарушением лобных отделов головного мозга. Используя разные методики, я собрала многообразный материал, описав его в обширной таблице, которую и принесла на суд Александра Романовича. Он разложил мою таблицу на полу и оказалось, что она занимает всю длину его довольно обширного кабинета. Просмотрев таблицу, Александр Романович сказал: «Да, ты отразила здесь большое число разных показателей. Блохи, конечно, вредные существа (этим Александр Романович дал мне понять, что я занималась «ловлей блох»). А теперь проанализируй их так, чтобы к следующему разу твоя таблица уместилась в половину длины кабинета». Это заставило меня проанализировать показатели, попытаться найти соотношения между ними, выявить их иерархию, т. е. обобщить полученный эмпирический материал. В результате моя вторая таблица действительно уместилась в половину длины кабинета. Александр Романович похвалил меня, но сказал: «А в следующий раз принеси таблицу, которая будет вдвое короче этой» и т. д. Важно заметить, что это обобщающая работа проводилась не только на бумаге. В процессе ее выполнения возникали различные вопросы, строились гипотезы, которые заставляли меня продолжать эмпирическое исследование. И так постепенно я пришла к открытию одного показателя, который действительно оказался определяющим по отношению к многообразию конкретных особенностей, выявляемых у больных с нарушением лобных отделов мозга. Я не буду здесь его описывать, но думаю, что урок, преподанный мне Александром Романовичем, может быть полезен для многих.
Возвращаясь к теме, скажу, что примерно по такой же схеме велась эмпирическая работа, направленная на выделение определяющих оснований личности. Но! Эмпирический поиск их регулировался задачей — выявить такие психологические механизмы, которые служили бы психологической формой воплощения, реализации сущностных свойств человека.
ВОПРОС для САМОКОТРОЛЯ:
Удалось ли Н.И. Непомнящей разработать методики, позволяющие диагносцировать базовые основания личности2?