Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Любая отрасль знаний считается научной, если методологически обеспечена, опирается на совокупность общенаучных и частнонаучных (конкретно-научных) методов, подходов к решению той или иной проблемы. Лидер науки управлении – США.
Методология – это раздел философии, общая теория предметно-практической и познавательной деятельности человека, их специфики и взаимосвязи. В отечественной философии существенный вклад в разработку общей теории человеческой деятельности внесли школы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Г.П.Щедровицкого, Э.В.Ильенкова, Г.С.Батищева и др. Предметом методологии как части общей теории познания является исследование универсальных (присущих всем видам познавательной деятельности: обыденному познанию, научному, художественному, чувственному, рациональному и др.) процедур, методов получения, обоснования и применения знания. К числу универсальных форм и средств познания относятся ощущения, восприятия, представления, понятия, суждения, умозаключения, наблюдения, абстрагирование, индукция, дедукция, аналогия, экстраполяция, интерпретация, продуктивное воображение, анализ, синтез, чувственная, интеллектуальная интуиция и др. В истории философии неоднократно предпринимались попытки обосновать некоторые из указанных средств в качестве универсального и единственного метода получения истинного знания (дедукция у Декарта и Лейбница, индукция у Бэкона и Ньютона, априорный синтез у Канта, интуиция у Бргсона и т.д.) или сконструировать новые (метод восхождения от абстрактного к конкретному и диалектический метод у Гегеля и марксистов и т.д.). Однако все подобного рода попытки не увенчались успехом. Реальное познание является слишком сложной, многоуровневой и многоаспектной системой, чтобы уложиться в прокрустово ложе какого бы то ни было единственного универсального метода.
Иначе говоря, методология – общая теория предметно-практической и познавательной деятельности человека, их специфики и взаимосвязи. Предметом методологии является исследование универсальных процедур, методов получения, обоснования и применения знания. К числу универсальных форм и средств познания относятся: ощущения и восприятия, представления, понятия, суждения, умозаключения, наблюдения, абстрагирование, индукция, дедукция, аналогия, экстраполяция, интерпретация, продуктивное воображение, анализ, синтез, чувственная и интеллектуальная интуиция и др. (*определения см. в глоссарии).
Методология науки – это учение о методах, средствах и процедурах научной деятельности, раздел общей методологии познания, а также часть теории научного познания. Любая методология науки исходит, прежде всего, из определенной классификации методов научного познания. Как правило, используются классификации по двум основаниям: степени общности метода (общенаучные и частонаучные методы познания) и характеру получаемого знания (эмпирические, теоретические и метатеоретические методы).
К числу общенаучных методов относятся: научное наблюдения, научное описание, эксперимент, обобщение, классификация, объяснение, предсказания, понимание, идеализация, теоретическое (мысленное) конструирование, доказательство, интерпретация и др.
Частнонаучные методы делятся по двум основаниям:
• принадлежности к тому или иному классу наук (логико-математические, естественно-научные, социально-гуманитарные, технико-технологические);
• принадлежности к той или иной конкретной науке среди указанных классов (логические методы, физические методы, исторические методы, методы инженерного проектирования и т.д.).
Классификация методов науки по характеру получаемого продукта (знания) делит их на три основных класса:
• методы эмпирического познания (наблюдение, эксперимент, описание, абстрагирование, индукция, материальное моделирование, экстраполяция и др.);
• методы теоретического познания (идеализация, мысленный эксперимент, математическое моделирование, логическая организация знания, доказательство, интерпретация и др.);
• метода метатеоретического познания (анализ оснований научны теорий, философская интерпретация содержания и методов науки, оценка социальной и практической значимости содержания научных теорий и др.).
Одним из общих различений научных методов является также отнесение одних к контексту научного открытия (наблюдение, эксперимент, обобщение, интуиция и др.), а других – к контексту научного обоснования (доказательство, подтверждение, фальсификация, уточнение, определение области применимости и др.).
Методология науки управления – учение о методах (эмпирического и теоретического познания), средствах, процедурах построения знаний об управлении, их классификации. Краеугольный камень методологии современного менеджмента – понимание управления организацией как адаптации и как системы.
История развития менеджмента как науки свидетельствует о том, что накоплен значительный практический материал, большое количество теорий, в которых нашли свое отражение различные взгляды, точки зрения на проблемы управления. Особую роль в становлении науки управления в России сыграли 30-50-е годы 20 в., различные научные школы.
Каждая из школ сосредоточивалась на какой-либо подсистеме в общей социально-экономической системы государства: на технической школа научного управления и классическая школа; на социальной – бихевиористская школа. Поэтому каждой школе был присущ свой научный подход.
Научные подходы и концепции менеджмента. Системный, процессный, ситуационный, поведенческий и др. подходы к управлению. Интеграция научных подходов.
Внутри каждой школы можно выделить различные направления, ответвления, подходы к изучению управленческих проблем.
Первоначально в науке об управлении использовался исторический подход. Применялся хронологический принцип проведения периодизации этапов развития науки. Уже в философии выделялись подходы: бихевиористский, ситуационный, количественный, деятельностный.
Г.Кунц и О΄Донелл предложили ряд подходов к исследованию проблем управления:
• эмпирический (основанный на анализе конкретных ситуаций);
• подход с точки зрения межличностных отношений (главное внимание человеческому фактору);
• подход с позиций группового поведения;
• подход к управлению как процессу функционирования кооперированной системы;
• подход с позиции социотехнических систем;
• подход с позиции принятия решений;
• подход с позиции информационного центра;
• подход с позиции математических методов; операциональный подход.
Основу ведущего – системного – подхода к решению проблем управления заложил Ф.У.Тейлор. Его содержание составляют признаки системности и системные концепции. Система – это характеристика явления, состоящая из взаимодействующих, взаимосвязанных компонентов. Существуют открытые и закрытые системы, социотехнические системы (люди, техника), подсистемы.
Идея административного подхода принадлежит А.Файолю, ситуационного – Э.Мейо, поведенческого – К.Арджирису, Р.Лайкерту и др. Административный (процессный) подход в управлении призван изучать управление как процесс движения от цели через оценку ситуации, формулирование проблемы к принятию управленческого решения (см. отдельную лекцию). В управлении персоналом это процессы: набора кадров, формирования коллектива, изучения персонала, увольнения неспособных работников, т.п.
Ситуационный подход – рассмотрение явления управления через призму конкретных ситуаций, переменных обстоятельств.
Поведенческий подход ориентирован на привлечение знаний из различных наук о поведении человека к наиболее эффективному их применению на практике. В центре внимания – феномен конфликта, пути его разрешения.
В современной науке управления утвердилось признание эвристики как особой области человеческой психологии, творческой системы освоения знаний и поиска информации. Без эвристического феномена невозможна деятельность по управлению персоналом современного предприятия. Эвристические приемы управления – основа интуитивного управленческого решения. Они – блокиратор штампов, ограничений, но источник развития творческого потенциала работников, коллективов.
Общий свод современных подходов к менеджменту
Концепции менеджмента:
• развивающая концепция управления;
• концепция управления человеческими ресурсами;
• социально-этическая концепция;
• производственная концепция;
• концепция социально-рыночного хозяйства;
• концепция мотивации труда.
Теории управления и их роль в развитии современного менеджмента.
Теория научного управления
Знаменует собой начало признания менеджмента наукой, базирующейся на фундаменте точных законов, правил, принципов отделения планирования от фактического выполнения работ. Ф.Тейлор сформулировал тезис о том, что работа по управлению – это определенная специальность. Он разработал нормы затрат времени, движений, усилий, оптимальных методов осуществления трудовых операций и доказал важность неукоснительного следования разработанным стандартам. Ученый обосновал значение вознаграждения для повышения производительности труда. Им были выработаны положения НОТ.
Теория административного управления
Согласно этой концепции, управлять – значит предвидеть, прогнозировать, распоряжаться, организовывать, согласовывать, контролировать.
По мнению А.Файоля, задачи любого предприятия:
• техническое снаряжение (осуществление производственного процесса);
• коммерческая (закупка необходимых средств для создания товаров, услуг и сбыт готовой продукции);
• финансовая;
• бухгалтерская;
• административная;
• защиты жизни работников.
Каждая из задач в решении нуждается в управлении. Функциями управления Файоль видел: планирование, организацию, подбор и расстановку кадров, руководство (мотивация), контроль.
Теория человеческих отношений
В сущности данной теории лежит мысль о том, что мотивами поступков людей в трудовой деятельности являются потребности, которые не могут быть удовлетворены в денежном выражении. Вывод получен в результате проведения социального эксперимента – если управление проявляет заботу о трудящихся, то производительность труда возрастает. Приемы: сглаживание конфликтов, беседы с рабочими, консультации, предоставление возможности общения.