Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Методология науки. Научные подходы и концепции менеджмента

  • 👀 405 просмотров
  • 📌 334 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Методология науки. Научные подходы и концепции менеджмента
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Методология науки. Научные подходы и концепции менеджмента» docx
Любая отрасль знаний считается научной, если методологически обеспечена, опирается на совокупность общенаучных и частнонаучных (конкретно-научных) методов, подходов к решению той или иной проблемы.  Лидер науки управлении – США. Методология – это раздел философии, общая теория предметно-практической и познавательной деятельности человека, их специфики и взаимосвязи. В отечественной философии существенный вклад в разработку общей теории человеческой деятельности внесли школы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Г.П.Щедровицкого, Э.В.Ильенкова, Г.С.Батищева и др. Предметом методологии как части общей теории познания является исследование универсальных (присущих всем видам познавательной деятельности: обыденному познанию, научному, художественному, чувственному, рациональному и др.) процедур, методов получения, обоснования и применения знания. К числу универсальных форм и средств познания относятся ощущения, восприятия, представления, понятия, суждения, умозаключения, наблюдения, абстрагирование, индукция, дедукция, аналогия, экстраполяция, интерпретация, продуктивное воображение, анализ, синтез, чувственная, интеллектуальная интуиция и др. В истории философии неоднократно предпринимались попытки обосновать некоторые из указанных средств в качестве универсального и единственного метода получения истинного знания (дедукция у Декарта и Лейбница, индукция у Бэкона и Ньютона, априорный синтез у Канта, интуиция у Бргсона и т.д.) или сконструировать новые (метод восхождения от абстрактного к конкретному и диалектический метод у Гегеля и марксистов и т.д.). Однако все подобного рода попытки не увенчались успехом. Реальное познание является слишком сложной, многоуровневой и многоаспектной системой, чтобы уложиться в прокрустово ложе какого бы то ни было единственного универсального метода. Иначе говоря, методология – общая теория предметно-практической и познавательной деятельности человека, их специфики и взаимосвязи. Предметом методологии является исследование универсальных процедур, методов получения, обоснования и применения знания. К числу универсальных форм и средств познания относятся: ощущения и восприятия, представления, понятия, суждения, умозаключения, наблюдения, абстрагирование, индукция, дедукция, аналогия, экстраполяция, интерпретация, продуктивное воображение, анализ, синтез, чувственная и интеллектуальная интуиция и др. (*определения см. в глоссарии). Методология науки – это учение о методах, средствах и процедурах научной деятельности, раздел общей методологии познания, а также часть теории научного познания. Любая методология науки исходит, прежде всего, из определенной классификации методов научного познания. Как правило, используются классификации по двум основаниям: степени общности метода (общенаучные и частонаучные методы познания) и характеру получаемого знания (эмпирические, теоретические и метатеоретические методы). К числу общенаучных методов относятся: научное наблюдения, научное описание, эксперимент, обобщение, классификация, объяснение, предсказания, понимание, идеализация, теоретическое (мысленное) конструирование, доказательство, интерпретация и др. Частнонаучные методы делятся по двум основаниям: • принадлежности к тому или иному классу наук (логико-математические, естественно-научные, социально-гуманитарные, технико-технологические); • принадлежности к той или иной конкретной науке среди указанных классов (логические методы, физические методы, исторические методы, методы инженерного проектирования и т.д.). Классификация методов науки по характеру получаемого продукта (знания) делит их на три основных класса: • методы эмпирического познания (наблюдение, эксперимент, описание, абстрагирование, индукция, материальное моделирование, экстраполяция и др.); • методы теоретического познания (идеализация, мысленный эксперимент, математическое моделирование, логическая организация знания, доказательство, интерпретация и др.); • метода метатеоретического познания (анализ оснований научны теорий, философская интерпретация содержания и методов науки, оценка социальной и практической значимости содержания научных теорий и др.). Одним из общих различений научных методов является также отнесение одних к контексту научного открытия (наблюдение, эксперимент, обобщение, интуиция и др.), а других – к контексту научного обоснования (доказательство, подтверждение, фальсификация, уточнение, определение области применимости и др.). Методология науки управления – учение о методах (эмпирического и теоретического познания), средствах, процедурах построения знаний об управлении, их классификации. Краеугольный камень методологии современного менеджмента – понимание управления организацией как адаптации и как системы. История развития менеджмента как науки свидетельствует о том, что накоплен значительный практический материал, большое количество теорий, в которых нашли свое отражение различные взгляды, точки зрения на проблемы управления. Особую роль в становлении науки управления в России сыграли 30-50-е годы 20 в., различные научные школы. Каждая из школ сосредоточивалась на какой-либо подсистеме в общей социально-экономической системы государства: на технической школа научного управления и классическая школа; на социальной – бихевиористская школа. Поэтому каждой школе был присущ свой научный подход. Научные подходы и концепции менеджмента. Системный, процессный, ситуационный, поведенческий и др. подходы к управлению. Интеграция научных подходов. Внутри каждой школы можно выделить различные направления, ответвления, подходы к изучению управленческих проблем. Первоначально в науке об управлении использовался исторический подход. Применялся хронологический принцип проведения периодизации этапов развития науки. Уже в философии выделялись подходы: бихевиористский, ситуационный, количественный, деятельностный. Г.Кунц и О΄Донелл предложили ряд подходов к исследованию проблем управления: • эмпирический (основанный на анализе конкретных ситуаций); • подход с точки зрения межличностных отношений (главное внимание человеческому фактору); • подход с позиций группового поведения; • подход к управлению как процессу функционирования кооперированной системы; • подход с позиции социотехнических систем; • подход с позиции принятия решений; • подход с позиции информационного центра; • подход с позиции математических методов; операциональный подход. Основу ведущего – системного – подхода к решению проблем управления заложил Ф.У.Тейлор. Его содержание составляют признаки системности и системные концепции. Система – это характеристика явления, состоящая из взаимодействующих, взаимосвязанных компонентов. Существуют открытые и закрытые системы, социотехнические системы (люди, техника), подсистемы. Идея административного подхода принадлежит А.Файолю, ситуационного – Э.Мейо, поведенческого – К.Арджирису, Р.Лайкерту и др. Административный (процессный) подход в управлении призван изучать управление как процесс движения от цели через оценку ситуации, формулирование проблемы к принятию управленческого решения (см. отдельную лекцию). В управлении персоналом это процессы: набора кадров, формирования коллектива, изучения персонала, увольнения неспособных работников, т.п. Ситуационный подход – рассмотрение явления управления через призму конкретных ситуаций, переменных обстоятельств. Поведенческий подход ориентирован на привлечение знаний из различных наук о поведении человека к наиболее эффективному их применению на практике. В центре внимания – феномен конфликта, пути его разрешения. В современной науке управления утвердилось признание эвристики как особой области человеческой психологии, творческой системы освоения знаний и поиска информации. Без эвристического феномена невозможна деятельность по управлению персоналом современного предприятия. Эвристические приемы управления – основа интуитивного управленческого решения. Они – блокиратор штампов, ограничений, но источник развития творческого потенциала работников, коллективов. Общий свод современных подходов к менеджменту Концепции менеджмента: • развивающая концепция управления; • концепция управления человеческими ресурсами; • социально-этическая концепция; • производственная концепция; • концепция социально-рыночного хозяйства; • концепция мотивации труда. Теории управления и их роль в развитии современного менеджмента. Теория научного управления Знаменует собой начало признания менеджмента наукой, базирующейся на фундаменте точных законов, правил, принципов отделения планирования от фактического выполнения работ. Ф.Тейлор сформулировал тезис о том, что работа по управлению – это определенная специальность. Он разработал нормы затрат времени, движений, усилий, оптимальных методов осуществления трудовых операций и доказал важность неукоснительного следования разработанным стандартам. Ученый обосновал значение вознаграждения для повышения производительности труда. Им были выработаны положения НОТ. Теория административного управления Согласно этой концепции, управлять – значит предвидеть, прогнозировать, распоряжаться, организовывать, согласовывать, контролировать. По мнению А.Файоля, задачи любого предприятия: • техническое снаряжение (осуществление производственного процесса); • коммерческая (закупка необходимых средств для создания товаров, услуг и сбыт готовой продукции); • финансовая; • бухгалтерская; • административная; • защиты жизни работников. Каждая из задач в решении нуждается в управлении. Функциями управления Файоль видел: планирование, организацию, подбор и расстановку кадров, руководство (мотивация), контроль. Теория человеческих отношений В сущности данной теории лежит мысль о том, что мотивами поступков людей в трудовой деятельности являются потребности, которые не могут быть удовлетворены в денежном выражении. Вывод получен в результате проведения социального эксперимента – если управление проявляет заботу о трудящихся, то производительность труда возрастает. Приемы: сглаживание конфликтов, беседы с рабочими, консультации, предоставление возможности общения.
«Методология науки. Научные подходы и концепции менеджмента» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 521 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot