Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
55,04%
Лекция и практическое задание по теме
«Методология науки»
Лекция «Методология науки»
План
1.Специфика научной деятельности
2. Критерии научного знания
3.Методы научного познания: классификация, характеристика. Методы эмпирического исследования
4.Функции методологии в научном познании
1.Специфика научной деятельности
Наука – это особая деятельность людей, основной целью которой является получение знаний о мире. Знание – продукт научной работы. К продуктам науки принадлежит стиль рациональности, который распространяется во все области занятий людей; и разные приборы, установки и методики, используемые за пределами науки, прежде всего в производстве. Научная деятельность является и родником нравственных ценностей. Хотя наука сконцентрирована на приобретении знаний о реальности, наука и истина не тождественны. Подлинные научные факты могут быть заработаны учеными в различных областях деятельности людей: экономике, политике, искусстве, в инженерном деле. В отличие от науки, приобретение фактические знания о реальности не является основной задачей этих областей деятельности (в искусстве, например, такой главной целью являются новые художественные ценности, в инженерном деле - технологии, изобретения, в экономике – эффективность, др.). Необходимо подчеркнуть, что дефиниция "ненаучный" не предполагает отрицательную оценку. Научная работа специфична.
Иные области деятельности человека – обыденная жизнь, искусство, экономика, политика и др. – имеют каждая свое предназначение, свои особенности. Значение науки в жизни общества растет, но научное обоснование не всегда и не везде возможно и уместно. История науки показывает, что научное знание не всегда является истинным. Понятие "научный" часто применяется в ситуациях, которые не гарантируют получение истинных знаний, особенно когда речь идет о концепциях. Часть теорий науки были доказаны в ходе развития науки. Наука не приемлет паранаучные направления: алхимию, астрологию, парапсихологию, уфологию, др. Наука не может исходить из веры. В этих направлениях вероятны только случайные совпадения. Паранаучные концепции и объекты паранауки иногда могут видоизменяться в научные концепции. Для этого требуется воспроизводимость результатов экспериментов, использование научных понятий при создании теорий и предсказательность последних. Например, алхимия как паранаука о превращении элементов нашла «продолжение» в современной научной области, соединенной с радиоактивным превращением элементов.
Ф.Бэкон утверждал, что верно ответил тот человек, который, когда ему показали выставленное в храме изображение спасшихся от кораблекрушения принесением обета, признает ли теперь он могущество богов, спросил в свою очередь: "А где изображение тех, кто погиб после того, как принес обет?". Таково обоснование почти всех суеверий – в астрологии, в поверьях, в предсказаниях, другом. Люди, услаждающие такой суетой обманывают себя. Между тем сегодня присутствует несколько труднообъяснимых явлений и объектов, которые из области веры могут неверно переходить в область научного знания. Например, вопрос с «Туринской плащаницей» решен учеными так. Огромный энергетический импульс внутри плащаницы оставил отпечаток. Природа этого источника остается загадкой, затребывающей научного изучения. Главная особенность науки в том, что она сегодня является профессией. Раньше в науке работало мало ученых, она не финансировалась. Ученые преподавали в университетах, тем жили. В XX веке возник термин "научный работник". Сегодня в мире около 5 млн. людей профессионально занимаются наукой.
Что бы наука продвигалась в своих исследованиях важно что бы в ней заявляли о себе разные направления. Истина должна утверждаться в напряженной борьбе. М. Планк высказал свою точку зрения по этому поводу: "Обычно новые научные истины побеждают не так, что их противников убеждают и они признают свою неправоту, а большей частью так, что противники эти постепенно вымирают, а подрастающее поколение усваивают истину сразу".
2.Критерии научного знания
Рассмотрим критерии научного знания, его отличительные черты? Основным свойством научного знания является его систематичность. Это критерий научности. Конечно, систематичность мы наблюдаем и в кулинарной книге, телефонном справочнике, дорожном атласе, др. – знание кругом классифицируется и систематизируется. Научная систематизация особенна. Для нее характерно тяготение к полноте, непротиворечивости, четким обоснованиям систематизации и внутренняя, научно аргументированная логика выстроенная этой систематизацией.
Научное знание как система располагает своей структурой, структурными составляющими которой являются факты, законы, теории, картины мира. Некоторые научные дисциплины взаимосвязаны и взаимозависимы. Желание обоснованности, доказательности знания является главной чертой научности. Аргументирование, классификация знаний характерно для науки с глубокой древности. Желание доказательности знания восходит к появлению науки. Используются различные методы обоснования научного знания. Для обоснования эмпирического знания используются многочисленные проверки, исследовательские методы, статистическая обработка экспериментальных данных, др.
При обосновании теоретических концепций используется непротиворечивость, соответствие эмпирическим данным, возможность описывать и предсказывать явления природы. В науке ценятся своеобычные идеи, дающие возможность по-новому увидеть круг явлений.
Нацеленность на новации соединяется в науке с желанием исключить из результатов научной работы все субъективное, связанное со спецификой самого ученого. В этом отличие науки от искусства.
Если бы художник не создал своего творения, то его бы просто не было. Но если бы ученый, пусть даже великий, не создал теорию, то она все равно была бы создана, так как такое явление этап развития науки и отображение объективного мира. Этим поясняется часто наблюдаемое синхронное создание теорий разными учеными. Гаусс и Лобачевский – создатели неэвклидовой геометрии, Пуанкаре и Эйнштейн – теории относительности и др.
3. Методы научного познания: классификация, характеристика. Методы эмпирического исследования
Метод – средство познания.
Метод – система приемов, правил, запросов, которыми важно руководствоваться в ходе познания.
Аспекты метода:
предметно-содержательный (представление о предмете исследования);
операциональный (описывает порядок познавательных операций);
аксиологический (описывает уровень его надежности, экономичности, результативности).
Генезис метода проистекает из практики, он обобщается в науке, является частью философии, из философии назад возвращается в науку – появляется методологический круговорот. Иногда выбор метода закрепляется прибором (например в микроскопии, др.), но тогда этот метод ограничено годен.
Пример формирования метода.
Эмпирический уровень (что-то разделяем); теоретический уровень – обобщаем: делить можно все; метатеоретический – приобретаем метод – «анализ» (свойство становится средством).
Различают приемы и методы научного познания.
Приемы:
1.Анализ и синтез. Анализ – прием мышления, соединенный с разложением исследуемого объекта на части, тенденции развития и методы функционирования для их относительно независимого изучения. Синтез – антагонистическая операция, она включает соединение ранее выделенных частей в единое целое для получения знания о целом при выявлении главнейших связей и отношений, которые связывают ранее выделенные в анализе части в одно целое.
2.Абстрагирование и идеализация - общенаучные приемы исследования. Абстрагирование – процесс мысленного выделения отдельных признаков, свойств, отношений любых предметов и отвлечение от иных свойств. Идеализация – прием, при применении которого происходит наибольшее отвлечение от всех качеств предмета с одновременным введением в содержание образуемых понятий признаков, нереализуемых в действительности. (Например, «идеальный газ» в физике, «материальная точка» в механике, «точка», «прямая» в геометрии, др.).
3.Индукция – процесс, при котором мысль проходит движение от частного (знание фактов) к общему (законам). Дедукция – процесс, при котором мысль проходит движение от знания общего к знанию частного.
4.Аналогия – прием, когда по сходству объектов в части признаках делают вывод об их похожести в иных отношениях.
Методы научного познания.
Моделирование – метод исследования, при котором интересующий исследователя объект заменяется иным объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту. (Например, исследование свойств новых конструкций самолетов на их малых моделях в аэродинамической трубе). Существует (в зависимости от типа модели) такие типы моделирования: предметное, физическое, математическое, логическое, знаковое. Модель - объективированная в реальности или мысленно представляемая система, заменяющая объект познания.
Наблюдение – исходный метод эмпирического познания. Это - целенаправленное изучение предметов, основывающееся на таких чувственных способностях человека, как ощущение, восприятие, представление, в ходе которых мы получаем знание о внешних качествах разбираемого объекта. Его структурные части: наблюдатель, объект исследования, условия наблюдения, средства наблюдения (установки, приборы, измерительные инструменты).
Измерение – особая форма наблюдения, процесс определения отношений одной измеряемой величины, характеризующей исследуемый объект, к другой однородной величине, принятой за единицу. Пример – замер роста или массы тела человека.
Эксперимент – активный целенаправленный способ изучения явлений в фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и регулироваться самим исследователем. Эксперимент соединяет эмпирический и теоретический уровни научного познания.
Типы эксперимента:
1) исследовательский, направленный на обнаружение новых свойств объекта;
2) проверочный, направлен на проверку гипотез, подтверждающий, опровергающий, решающий;
3) воспроизводящий;
4) изолирующий;
5) качественный (количественный);
6) физический, химический, биологический, общественный.
Мысленный эксперимент. Если в действительном эксперименте ученый для воспроизведения, изоляции или исследования свойств любого явления проводит его в реальных физических условия и варьирует их, то в мысленном эксперименте эти условия являются гипотетическими, но воображение при этом строго контролируется законами науки и правилами логики.
Гипотеза – метод формирования и обоснования объяснительных предложений, приводящих к появлению новых законов, принципов, теорий.
Классификации методов.
Методологический плюрализм. Сколько наук – столько методов.
Бинарный подход. Есть методы естественных наук и методы гуманитарных наук. Неокантианцы (В.Виндельбанд, Г. Риккерт) выделяли номотетические и идиографические методы.
Тройственный подход.
Методы:
Специальные используются лишь в некоторых науках. Например: спектральный анализ в физике и химии, метод статистического моделирования, микроскопия.
Общенаучные методы характеризуют ход познания во всех науках. Примеры: эксперимент, наблюдение, моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному.
Универсальные методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности (с учетом их специфики). Примеры: диалектический метод, принцип историзма, др.
4.Функции методологии в научном познании
Дескриптивная методология — рефлексия исходных оснований и предпосылок научного познания, осуществляемая, как правило, постфактум по отношению к вновь возникающим научным подходам
- функция катализации, стимулирования познания, проблематизация, формирование творческой личности ученого
- интеграция научного знания, разработка общенаучных средств и форм познания - общенаучных понятий, категорий, методов, подходов, а также за счет выделения единых философско-мировоззренческих принципов познания.
- Стратегия развития науки, оценка перспективности направлений.
- Мировоззренческая интерпретация результатов
Нормативная методология — рефлексия формально-организационной стороны исследовательской работы. Она дает средства для решения уже поставленных задач (интеллектуальная техника научной работы), улучшает организационную сторону исследований.
Познавательная ситуация включает в себя:
- познавательную трудность (разрыв между сформулированной в науке проблемой и имеющимися в науке средствами)
- предмет исследования
- требования к продукту
- средства организации и реализации научного исследования.
Предмет исследования содержит объект изучения, исследовательскую задачу, перечень методологических средств и порядок их использования.
Объект исследования – область непосредственно наблюдаемой реальности, для которой устанавливаются константные связи между некоторыми ее составляющими и вводится перечень научных абстракций. Ход построения объекта неосуществим без постановки познавательной цели, научного вопроса.
Средства исследования – фундаментальные понятия науки, когда объект исследования делится на категории, выводится проблема исследования, принципы и способы изучения объекта, находятся средства для получения эмпирических данных, технические приборы для экспериментов.
Термину предмет исследования противополагается не объект (т.к. один и тот же объект может содержаться в нескольких предметах других наук), а эмпирическая область – перечень научных фактов и описаний, из них истекает объект исследования.
Всякая успешная реализация методологического принципа это вклад в конкретную науку и методологию!
Список литературы
1. Методология научного исследования. Лекции: учебнометодическое пособие [Электронный ресурс] / сост. Г.Ф. Каячев. – Электрон. дан. – Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2016. – 55 с.
2. Макиенко М.А. Курс лекций по дисциплине методологические проблемы современной науки – М.: Прогресс, 2019. – 231 с.
3. Научное познание: методы научного познания, его уровни, особенности, формы и виды [Электронный ресурс] Режим доступа:https://socialtutors.ru/egeobsch/chelovekiobshestvoege/182-nauchnoe-poznanie-metody-nauchnogo-poznanija-ego-urovni-osobennosti-formy-i-vidy.html(дата обращения:07.05.2020)
4. Природа и функции метода научного познания [Электронный ресурс] Режим доступа: https://helpiks.org/6-22781.html (дата обращения:07.05.2020)
5. Пономарев, А.Б. П56 Методология научных исследований: учеб. пособие / А.Б. Пономарев, Э.А. Пикулева. – Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2014. – 186 с.
6. Тема 7. Методы научного познания: классификация, характеристика. Методы эмпирического исследования [Электронный ресурс] Режим доступа: https://moodle.kstu.ru/mod/book/view.php?id=17839 (дата обращения:07.05.2020)
Практическое задание
Теоретические вопросы к семинару:
1.Специфика научной деятельности.
2. Критерии научного знания.
3.Методы научного познания, их классификация, характеристика.
4.Методы эмпирического исследования.
5.Функции методологии в научном познании.
Цель занятия: конструировать, обосновывать, использовать в исследовательской деятельности теоретические концепты, формулировать новые цели, достигать новых результатов в соответствующей предметной области.
Студент должен:
знать:
- цель, задачи и методологический и методический инструментарий проведения собственных научных исследований.
уметь:
- использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности;
владеть:
- навыками интерпретации базовых научных положений теоретических концепций, оценки актуальности научных проблем и обоснованности теоретических подходов к их исследованию.
Задание:
1. Обоснуйте актуальность темы своей научной работы, укажите степень разработанности. Обратите внимание на
- соответствие обоснования актуальности и темы научного исследования;
- полноту обоснования актуальности темы научного исследования;
- подтверждение утверждений ссылками на источники;
- удаление «необязательных» высказываний, которые не помогают раскрыть актуальность темы или имеют ту степень общности, когда становятся «пустыми» для обоснования актуальности;
- соответствие представленной степени разработанности проблематики и обоснования ее актуальности;
- полноту представленной степени разработанности проблематики;
- представление степени разработанности проблематики зарубежными исследователями.