Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Методология научного исследования.

  • 👀 6387 просмотров
  • 📌 6332 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Методология научного исследования.» pdf
Лекция 1. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Методология (букв. путь вслед за чем либо) – это 1) учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; 2) система принципов и способов организации и построение теоретической и практической деятельности, а так же учение об этой системе. Главная цель методологии науки – это изучение тех методов, средств и приемов с помощью которых преображаются и обосновываются новые знания в науке, а так же структуры научного знания вообще, место и роли в нем различных форм познания и методов анализа и построение различных систем научного знания. Методологию науки можно разделить на следующие составляющие: 1. Философская. 2. Общенаучная. 3. Конкретно-научная. 4. Технологическая (конкретные методики и техники исследования). Особенности научной деятельности, принципы познания едины для всей науки в целом, хотя содержание исследования в разных научных областях разное. Методология – это учение об организации деятельности. Организация – это 1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцируемых и автономных частей какого-либо целого, обусловленное его строением; 2) совокупность процессов или действий ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; 3) объединение людей совместно организующих программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. Наиболее принципиальным различием в организации научной деятельности является то обстоятельство, что в научно-исследовательской деятельности нельзя однозначно определить в каждом конкретном проекте ее цель, новое научное знание должно появиться лишь в результате этой деятельности – результате реализации проекта. В связи с этим цель научного исследования формулируется, как правило, не конкретно, в глаголах несовершенной формы. Можно выделить следующие наиболее существенные зоны приложения методологии к научному исследованию: 1. Постановка проблемы. 2. Построение предмета исследования. 3. Создание научной теории. 4. Проверка истинности теории путем обращения к практике. 5. Использование данной теории для создания других теорий. 6. Интерпретация полученных материалов. Методология научного исследования – это самая общая форма организации научного знания (научно-познавательной деятельности), содержащая в себе принципы построения научного знания, обеспечивающая соответствие его структуры и содержания задачам исследования. Включает в себя его методы, проверку истинности полученных результатов и их интерпретацию. Методологически выдержанная исследовательская работа характеризуется: 1. Корректной, научно обоснованной постановкой проблемы исследования, которая не просто существует в теории, но и может быть разработана практически с получением научных результатов обладающих признаками новизны, полезности и достоверности. 2. Построением предмета исследования как совокупности взаимосвязанных подпроблем, при этом изучение выдвинутых вопросов обеспечивается не только в статике (содержание, форма), но и динамике (законы и закономерности развития). 3. Построение теории, с помощью которой предмет исследования и изучаемую проблему можно описать, объяснить, вскрыть внутренний механизм явлений и противоречий, предсказать развитие процесса, выдать рекомендации по совершенствованию. 4. Обеспечение единства теории и практики, понимаемом в том смысле, что созданная исследователем теоретическая концепция в полной мере используется для анализа практики и экспериментальных данных, формулирования новых рекомендаций и наоборот, полученные практические результаты позволяют дополнить и развить теорию. 5. Законченностью и цельностью исследования, приобретающего свойства системы в которой каждая отдельно взятая часть может быть понята и объясняла с позиции целого, а целое способно существовать и выполнять свои функции лишь на базе своих компонентов. 6. Достоверностью полученных научных результатов, доказанных и проверенных всеми возможными методами, теоретическими и экспериментальными и практическими наблюдениями. Лекция 2. ПОНЯТИЕ НАУКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ НАУКИ. Наука имеет несколько основных значений. Под наукой понимается сфера человеческой деятельности направленная на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира. Во втором значении наука выступает как результат научной деятельности, т.е. наука – это система полученных научных знаний. Наука понимается как одна из форм общественного сознания, социальный институт, т.е. система взаимосвязей между научными организациями и членами научного сообщества, которой включает в себя систему научной информации, норм и ценностей науки. Основные признаки науки: 1. Наука должна представлять определенный род творческой деятельности по получению новых знаний, подчиненных определенным законам и проверенных экспериментальным методом. 2. Второй признак науки состоит в ее самоценности, в стремлении к постижению истины, в разработке теорий и концепций. 3. Науке свойственен рациональный характер объяснений изучаемых явлений, привлечение необходимых средств познания правил, управляющих миром. 4. Для науки характерна ее систематичность, совокупность связанных внутренним единством знаний, выявление скрытого порядка вещей в структуре полученных данных. Непосредственные цели науки – это получения знаний об объективном и субъективном мире, постижение объективной истины. Задачи науки: 1. Сбор, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов. 2. Обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания. 3. Систематизация полученных знаний. 4. Объяснение сущности явлений и процессов. 5. Прогнозирование событий явлений и процессов. 6. Установление направлений и форм практического использования полученных знаний. Структура науки может быть представленная по-разному, в зависимости от оснований деления составляющих ее элементов. Если науку рассматривать с точки зрения субъекта и объекта познания, то она включает следующие элементы: 1. Объект (то, что изучается, на что направлено научное познание). 2. Субъект (конкретный исследователь). 3. Научная деятельность субъектов, применяющих определенные приемы, операции и методы для постижения объективной истины. Для современной стадии развития науки характерны две определяющие тенденции: 1. По мере накопления объема знаний, расширение объектов исследования происходит все большее деление наук, возникновение новых отраслей, являвшихся ранее одним из многих направлений той или иной науки, т.е. идет процесс дифференциации знаний. 2. Проникновение человека в глубинную сущность явлений требует применения знаний из различных отраслей науки, их объединения, что ведет к возникновению новых дисциплин, т.е. идет процесс интеграции знаний. Наибольшую известность получила классификация наук в «диалектике природы» Энгельса, исходя из развития движущейся материи от низшего к высшему, он выделил: - механику; - физику; - химию; - биологию; - социальные науки. В настоящее время в зависимости от сферы, предмета и метода познания различают науки: - о природе (естественные); - об обществе (гуманитарные и социальные); - о мышлении и познании (логика, гносеология). В основе всех рассмотренных классификаций лежат специфические особенности изучаемых различными науками объектов материального мира, поэтому на сегодняшний день существует проблема классификации наук, т.е. проблема структуры всего научного знания. Проблема эта заключена в том, что полную информацию об исследуемом объекте познания дает только совокупность различных наук, вследствие этого в настоящее время классификация часто проводится не по объекту изучения, а по так называемым формам его движения, т.е. по функциям или по отдельным сторонам изучаемого предмета. Формой существования и развития науки является научное исследование. В ФЗ РФ 23 августа 1996г «О науке и государственной научно-технической политике» даны следующие понятия: - научная (научно-исследовательская) деятельность – это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний; - научное исследование – это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а так же получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Фундаментальные научные исследования – это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества и окружающей природной среды. Прикладные научные исследования – это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Поисковые исследования – это научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отысканию путей решения научных задач. Разработка – это исследование, направленное на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований. В теории познания выделяют 2 уровня исследования: теоретический и эмпирический. Лекция 3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ. Знание – идеальное воспроизведение в языковой форме представлений о закономерных связях объективного мира. Функции знания: 1. Обобщение разрозненных представлений о закономерностях природы, общества и мышления. 2. Хранение в обобщенных представлениях всего, что может быть передано в качестве устойчивой основы практической деятельности. Познание – процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию. Целью познания является отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной и научной деятельности, т.е. в процессе практической деятельности человека. Совокупность понятий и терминов, которые используются в определенной науке, образуют ее понятийный аппарат. Теоретический уровень исследований характеризуется преобладанием логических методов познания. Полученные факты исследуются, обрабатываются с помощью логических понятий, умозаключений, законов и других форм мышления. Здесь исследуемые объекты анализируются, обобщаются, постигается их сущность, внутренние связи законы развития. Структурными компонентами теоретического познания являются: проблема, гипотеза, теория. Проблема – это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью. Различают две группы проблем: неразвитые и развитые. Неразвитые проблемы характеризуются следующими чертами: 1) возникают на базе определенной теории или концепции; 2) трудные, нестандартные задачи; 3) их решение направлено на устранение возникшего в познании противоречия; 4) пути решения проблемы не известны. Развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания на пути их решения. Идея – это новое интуитивное объяснение события или явления. Идея материализуется в гипотезу. Под гипотезой в широком смысле слова подразумевается любое предположение, допущение, предсказание или догадка, истинность которой остается неизвестной. Гипотеза – это требующая проверки и доказывания предположение о причине, которая вызывает определенные следствия о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов. Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям: 1) релевантности, т.е. релевантность гипотезы характеризует отношение гипотезы к фактам, на которые она опирается, а также возможность вхождения в состав существующей теоретической системы; 2) проверяемости опытным путем, сопоставляемости с данными наблюдения или эксперимента; 3) совместимости с существующим научным знанием; 4) обладание объяснительной и предсказательной силой, т.е. из гипотезы должно выводится некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий; 5) простоты, связанной с интенсивностью ее исходных посылок, позволяющей установить логические связи между фактами, которые охватываются такой гипотезой. В научном познании обычно имеют дело не с изолированными гипотезами, а с определенной системой логически взаимосвязанных гипотез. Именно благодаря этому возникают научные теории. Теория – это логически организованное знание, концептуальная система знаний, которая адекватно и целостно определяет какую-либо область действительности. Теория обладает следующими свойствами: 1) представляет собой одну из форм рациональной мыслительной деятельности; 2) целостная система достоверных знаний; 3) теория не только описывает совокупность фактов, но и объясняет их; 4) все содержащиеся в теории положения и выводы обоснованы и доказаны. В современной методологии науки выделяют следующие структурные элементы теории: исходные основания (понятия, аксиомы, законы, принципы и т.д.); идеализированный объект (теоретическая модель какой-то части действительности, существенных свойств и связей изучаемых явлений и предметов); логика теории (совокупность определенных правил и способов доказывания); совокупность законов и положений, выведенных в качестве следствий из данной теории; философские установки и социальные ценности. В редких случаях в равной степени доказуемыми являются противоречивые суждения. В таких случаях говорят о возникновении парадокса. Парадокс - это утверждение, резко расходящееся с принятым, установившемся мнением, отрицание того, что представляется безусловно правильным. Если же появляются противоречия, подобную ситуацию принято определять как кризисную, при которой возникает необходимость пересмотра прежних теоретических представлений, перехода от старой парадигмы к новой. Смену фундаментальных для науки теорий и представлений, устойчивых традиций, парадигм принято называть научными революциями. Под парадигмой принято понимать господствующую в данное время научную теорию, являющуюся для науки как бы внутренним критерием правильности вновь получаемых знаний. Структуру теории образуют: 1) понятия – это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки определенного множества предметов или явлений; 2) определения – это раскрытие содержание понятия, которое должно отвечать двум признакам: должно указывать на ближайшее родовое понятие и должно указывать на то, чем данное понятие отличается от других; 3) аксиома (постулаты) – положение, которое является исходным, недоказываемым, из которого по установленным правилам выводятся другие положения; 4) закон – объективная существенная внутренняя необходимая и устойчивая связь между элементами, явлениями и процессами; 5) закономерность – это совокупность действия многих законов, система существенных необходимых общих связей, каждая из которых составляет отдельный закон; 6) учение – совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений действительности. Эмпирический уровень исследования характеризуется чувственного познания, т.е. изучение внешнего мира посредством органов чувств. На этом уровне формы теоретического познания присутствуют, но имеют подчиненное значение. Взаимодействие теоретического и эмпирического уровней исследований заключается в том, что: 1) совокупность фактов составляют практическую основу теории или гипотезы; 2) факты могут подтверждать теорию или опровергать ее; 3) научный факт всегда пронизан теорией, поскольку он не может быть сформулирован без системы понятий и истолкован без теоретических представлений; 4) эмпирическое исследование в современной науке предопределяется и направляется теорией. Структура эмпирического уровня исследований формируется понятиями: факт, эмпирическое обобщение, эмпирический закон. Понятие факт употребляется в нескольких значениях: 1. Факт – это объективное событие, результат, относящийся к объективной реальности (факт действительности), либо к сфере познания и сознания (факт сознания). 2. Знание о каком-либо событии и явлении, достоверность которого доказана. 3. Предложение, фиксирующее знание, полученное в ходе наблюдений и экспериментов. Эмпирическое обобщение – это система определенных научных фактов. Эмпирический закон – отражает регулярность в явлениях, устойчивость в отношениях между наблюдаемыми явлениями. Эти законы теоретическим знанием не являются. В отличие от теоретических законов, которые раскрываются существенные связи действительности, эмпирические законы отражают более поверхностный уровень зависимостей. Лекция 4. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ. ИССЛЕДОВАНИЯ, ЕЕ СИНТЕЗ. ИССЛЕДОВАНИЕ Методика постановки широкого класса задач включает несколько последовательных операций. Целью поставленной задачи является улучшение уже известного объекта, называемого прототипом, внеся в него определенные изменения. Предварительная постановка задачи (последовательность операций): 1. Описание проблемной ситуации. Краткая предварительная формулировка задачи с ответами на следующие вопросы: а) в чем состоит проблемная ситуация и какова ее предыстория; б) что требуется сделать, чтобы устранить проблемную ситуацию; в) что мешает устранению проблемной ситуации; г) что дает решение задачи для людей, предприятия, организации, общества и т.д. 2. Описание функций объекта исследования. 3. Выбор прототипа и составление списка требований. Кроме основного прототипа выбирают 1-2 дополнительных, имеющих определенные достоинства по сравнению с исходным. 4. Составление списка недостатков прототипа. Самые важные недостатки выделяют и считают главными целями решения поставленной задачи. 5. Предварительная формулировка задачи. Обобщаются результаты, задача делится на две части: Дано: а) функции объекта исследования; б) перечень и описание возможных прототипов; в) списки недостатков прототипов. Требуется: В процессе решения задачи так изменить прототип, т.е. найти новое решение, которое бы реализовывало выделенные функции и не имело (или имело бы в меньшей степени) недостатки, присущие прототипу. Уточненная постановка задачи: 6. Анализ функций прототипа и построение улучшенной функциональной структуры. Проводят корректировку структуры, отвечая на следующие вопросы: а) какие новые функциональные элементы можно ввести; б) какие можно исключить; в) для каких элементов целесообразно разделение или объединение; г) какие связи можно ввести или исключить из структуры. Конечным этапом является построение улучшенной функциональной структуры. 7. Анализ функций вышестоящей по иерархии системы. Почти всегда объект исследования можно представить как элемент в другой, более сложной, системе. При этом вносить изменения следует не в объект исследования, а в смежные с ним объекты, формирующие эту систему. 8. Выявление причин возникновения недостатков. 9.Выявление и анализ противоречий развития. Улучшая одно, ухудшаем другое. Следует проанализировать все возможные ситуации. 10. Уточнение списка прототипов и формирование идеального решения. 11. Улучшение других показателей объекта исследования. Возможность достичь преимущества по комплексу всех существующих показателей. 12. Уточнѐнная постановка задачи. Формулировка задачи исследования. Лекция 5. МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Метод – система практических и/или теоретических операций, нацеленных на решение определенных познавательных задач с учетом определенной познавательной цели. Методы в самом общем виде подразделяются на общенаучные и специальные, применяемые в конкретных сферах науки. К общенаучным методам принято относить: 1) методы эмпирического, то есть основанного на опыте, исследований; 2) методы теоретического исследований; 3) общелогические методы. Специальные методы исследований представляют различные сочетания общенаучных методов, применяемых с учетом особенностей конкретных наук и исследуемых объектов. Общелогические методы: 1. Анализ – разложение объекта исследования на составные части. Разновидностями анализа являются классификация и периодизация. 2. Синтез – соединение отдельных сторон частей объекта исследования в единое целое. Анализ и синтез взаимосвязаны и представляют собой единство противоположностей. 3. Индукция – движение мысли от фактов, отдельных случаев к общему положению, т.е. к некоторой гипотезе. Индуктивные умозаключения наводят на мысль, на общее. 4. Дедукция – выведение единичного, частного из какого-либо общего положения, т.е. движение мысли от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях. Посредством дедуктивных умозаключений выводят определенную мысль из других мыслей. 5. Аналогия – способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими. Это рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках. К методам теоретического уровня познания относят: 1. Аксиоматический – способ исследования, который состоит в том, что некоторое утверждение (аксиомы и постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания. 2. Гипотетический – способ исследования с помощью научной гипотезы, т.е. предположение о причине, которая вызывает данное следствие. Разновидностью этого метода является гипотетикодедуктивный способ исследований, сущность которого состоит в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах. В структуру этого метода входят: 1) выдвижение предположения о причинах и закономерностях изучаемых предметов и явлений; 2) выбор из множества предположений наиболее вероятного и правдоподобного; 3) выведение из отобранного предположения следствия с помощью дедукции; 4) экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий. 3. Формализация – отображение явлений или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, в логике, математике, химии) и обеспечение возможности исследования разных объектов и их свойств через формальное исследование соответствующих знаков. Формализация является основой для алгоритмизации и программирования. 4. Абстрагирование – это мысленное отвлечение от некоторых несущественных свойств и отношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. 5. Обобщение – установление общих свойств и отношений предметов и явлений, т.е. определение общего понятия, в котором отражены основные признаки предметов или явлений данного класса. 6. Исторический метод – заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения, формирования и развития объектов исследования в хронологической последовательности, в результате чего исследователь получает дополнительные знания об изучаемом объекте или процессе. 7. Системный метод – заключается в исследовании системы, т.е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов, связей ее компонентов и их связей с внешней средой. К методам эмпирического уровня познания относятся: 1. Наблюдение – это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств, предметов и явлений при помощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений. 2. Измерение – это определение численного значений некоторой величины путѐм ее сравнения с мерой или единицей. 3. Описание – это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются путѐм наблюдения или измерения. 4. Сравнение – сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего, осуществляемое как при помощи органов чувств, так и при помощи специальных устройств. 5. Эксперимент – это искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза. 6. Моделирование – получение знаний об объекте исследования с помощью его заменителей (аналога, модели). При этом под моделью понимается мысленно представляемый или материальный аналог объекта. Под методологическими принципами принято понимать следующие положения: 1) принцип объективности, который объединяет все формы научного познания, так как цель всякого познания – это получение объективно истинных результатов; 2) принцип системности, требующий от исследователя при изучении предметов и явлений рассматривать их как части или элементы определенного целостного функционального образования; 3) принцип историзма – общеметодологический принцип, применяемый во всех науках, изучающих объекты в развитии. Лекция 6. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА. Целью теоретического исследования является изучение сущности объекта исследования. В результате обосновывается физическая модель, разрабатывается математическая модель, и анализируются полученные таким образом результаты. Теоретические исследования заканчиваются формированием теории не обязательно связанной с построением еѐ математического аппарата, т.е. это могут быть как качественные правила, так и математические уравнения. В задачи теоретического исследования входит: 1) обобщение результатов исследования, нахождение общих закономерностей путѐм обработки и интерпретации результатов как теоретических, так и экспериментальных исследований; 2) расширение результатов исследования на ряд подобных объектов без повторения всего объема исследования; 3) изучение объектов, недоступных для непосредственного исследования; 4) повышение надежности экспериментального исследования объекта (обоснование параметров и условий наблюдения, выбор оборудования, обоснование используемых методов и методик и т.д.). Процесс проведения теоретического исследования состоит из нескольких стадий: 1) оперативная; 2) синтетическая (стадия выдвижения гипотез); 3) стадия установки задачи; 4) аналитическая. Для решения теоретических задач применяют несколько методов: 1. Математические методы. Математическая формулировка задачи представляется в виде чисел, геометрических образов, функций, систем уравнений и т.д. Математическая модель представляется собой систему математических соотношений, формул, функций, уравнений, систем уравнений, описывающих те или иные стороны изучаемого объекта, явления или процесса. Выбранная или разработанная математическая модель обязательно подвергается контролю: а) контроль размерности; б) контроль порядков; в) контроль характера зависимостей; г) контроль экстремальных ситуаций; д) контроль граничных условий; е) контроль математической замкнутости (однозначности решения); ж) контроль физического смысла; з) контроль устойчивости модели. 2. Аналитические методы (второй этап решения практических задач математическими методами, т.е. это выбор метода исследования математической модели). Анализируется внешнее правдоподобие, т.е. проводится проверка адекватности математической модели реальному объекту исследования и анализируется внутреннее правдоподобие, т.е. проводится проверка степени точности решения полученных уравнений, которые приняты за математическую модель. 3. Вероятностно-статистические методы. Во многих случаях необходимо исследования не только детерминированные, но и случайные, вероятностные процессы, когда каждому аргументу соответствует множество значений функции. Не смотря на случайный характер связи рассеивание всегда имеет вполне определенные закономерности, поэтому используя статистические законы можно представить исход не одного какого-нибудь события, а средний результат случайного события и тем точнее, чем больше число анализируемых явлений. Подход к решению теоретических задач – это творчество с использованием известных методов и правил. Теоретические исследования позволяют глубоко проникнуть в сущность изучаемых явлений и создать постоянно развивающуюся научную картину мира. Однако с ростом объективных знаний одновременно увеличивается и область новых вопросов, подлежащих решению. Одной из проблем творчества является его мотивационная структура. Мотивация (побуждение) связана с потребностями, которые делятся на три группы: 1) биологическая (принцип экономии сил, лень, совершенствование навыков, житейская изобретательность и т.д.); 2) социальная (материально вознаграждение, слава, почет, уважение в обществе, повышение социального статуса); 3) идеальные (потребность познания в самом широком смысле слова). Наиболее важным для творчества видом мышления является воображение и фантазия, а противоположностью творческого воображения является психологическая инерция мышления, связанная со стремлением действовать в соответствии с прошлым опытом и знаниями, с использованием стандартных методов и подходов. Поэтому большой интерес представляют методы психологической активации коллективной творческой деятельности. Черты, которыми обладают ученые, имеющие высокие результаты научной деятельности: 1) умение сосредотачиваться, четко и логично формулировать свои мысли, задачи, предположения, выводы; 2) высокая интенсивность генерирования идей и тщательное их фильтрование; 3) ассоциация идей, т.е. способность сопоставлять в нужный момент огромное количество фактов, которые скопились в памяти; 4) дар наблюдательности, т.е. способность обращать внимания на факты, появляющиеся внезапно; 5) умение критически оценивать результаты исследований, в том числе и своих; 6) широкий научный кругозор, обстоятельное знакомство с научными результатами в смежны областях знания, интерес к гуманитарной культуре. Лекция 7. МЕТОДЫ АКТИВАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Метод мозговой атаки. Применяется для устранения психологических препятствий. При этом процесс выработки идей и их критическая оценка разделены во времени и проводятся зачастую разными группами людей. Метод мозговой атаки основан та том психологическом эффекте, что группе людей удается коллективно высказать много большее количество идей, направленных на решение конкретной задачи, чем одному человеку. Методы мозговой атаки используют: 1) при решении исследовательских задач в различных областях науки и техники; 2) на различных этапах решения творческих задач самой разной направленности; 3) при самых разных постановках задачи в разнообразных сферах человеческой деятельности. Метод прямой мозговой атаки. 1. Формулировка задачи. Должны быть сформулированы два момента: 1) что в итоге желательно получить или иметь; 2) что мешает получению желаемого. 2. Формирование творческой группы. Группа составляет 5-10 человек (от 3, но не более 12). В коллектив лучше включать людей, имеющих разную степень профессиональной подготовки и занимающихся разной профессиональной деятельностью. Первая группа только выдвигает различные предположения и варианты решения без критики. Вторая группа – это эксперты, выносящие суждения о ценности выдвинутых идей. Правила для участников сеанса мозговой атаки: 1. Стремитесь высказывать максимальное число идей. Главное здесь – количество, а не качество. Идея представляется коротким предложением, фразой. 2. Во время сеанса мозговой атаки запрещена критика предложенных идей. 3. Стремитесь развивать, комбинировать и улучшать высказанные ранее идеи. Организация проведения мозговой атаки. Полная продолжительность сеанса 1,5-2 часа. Проведение мозговой атаки – 20-30 минут. Перерыв около 10 минут. Составление отредактированного списка идей (полукритического) – 30-45 минут. Запись и оформление результатов: стенограмма, диктофон, запись своих идей. Все выдвинутые идеи делятся на три группы: 1) наиболее приемлемые и реализуемые; 2) наиболее эффективные и перспективные; 3) прочие. Метод обратной мозговой атаки. Метод ориентирован на выявление в существующих объектах и предложенных решениях максимального числа недостатков, т.е. цель обратной мозговой атаки заключается в формировании наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта или предложенного решения, причем недостатков как реальных, так и прогнозируемых. 1. Формулировка задачи. Обязательно содержит ответы на вопросы: 1) что представляет собой объект или решение, которое нужно изменить (улучшить); 2) какие известны недостатки; 3) что требуется получить в результате мозговой атаки; 4) на что нужно обратить особое внимание. Проведение сеанса метода обратной мозговой атаки совпадает с методом прямой мозговой атаки. 2. Запись и оформление результата. В дополнение выполняется классификация недостатков и их ранжирование от самых больших до малых, второстепенных. Методы комбинированной мозговой атаки. Методы прямой и обратной мозговой атаки могут быть использованы совместно в различных комбинациях. Двойная прямая мозговая атака. Повторение после перерыва (2 часа – 2-3 дня) прямой мозговой атаки. Обратная и прямая мозговая атака. Обратная мозговая атака выделяет недостатки существующего объекта, а на поиск способов их устранения направлена прямая мозговая атака. Прямая и обратная мозговая атака. Генерация идей, а затем их критическая оценка. Мозговая атака с оценкой. Сущность – прямая мозговая атака, по результатам которой проводится индивидуальный отбор экспертами лучших идей, прорабатываются выбранные идеи и предлагается вариант их реализации, после чего коллективно выбирается лучшее решение. Лекция 8. МЕТОДЫ ЭВРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Творческий процесс можно представить состоящим из нескольких компонентов: 1. Логические последовательности операций. 2. Эвристические последовательности операций. В настоящее время эвристическими способами решения задач называют способы, позволяющие минимизировать перебор возможных решений. 3. Интуитивная последовательность операций, которая не позволяет использовать ни логику, ни эвристические правила, поэтому на сегодняшний момент механизм, по которому человек приходит к определенным идеям, до сих пор не выяснен, а интуиция не является предметом исследования методологии. Эвристические методы (приѐмы) – это специальные методы, используемые в процессе открытия чего-либо нового. Когда исследователь встречается с новой проблемой, то в первую очередь пытается решить ее с помощью уже известного ему способа. Если это не удается, то решение ищется так называемым методом проб и ошибок. При успешном решении исследователь открывает для себя новый способ решения нового типа задач. Таким образом, у каждого человека формируется свой собственный набор способов. Эвристические приемы обычно не содержат прямого однозначного указания, как решить задачу, а содержат только подсказку, которая облегчает получение искомого решения, но не гарантирует его нахождение. Многие эвристические приемы могут быть использованы в самых разнообразных областях. Примеры эвристических приемов: 1. Прием объединения и дробления. 2. Прием вынесения (отделения мешающей части или выделение единственно нужной). 3. Прием инверсии (вместо диктуемого условиями действия использовать противодействие). 4. Прием перехода в другое измерение. 5. Прием универсальности. 6. Прием обращения вреда в пользу. Способы решения различных задач, открытые разными исследователями обобщаются и объединяются в фонд эвристических приемов, достоинством которого является системный всесторонний охват решаемой проблемы, экономия времени поиска решения и расширения круга поиска решения, основанного не только на личном опыте. Эвристические методы решения творческих задач – это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятные стратегии и тактики деятельности исследователя, стимулируя его интуитивное мышление в процессе решения и генерирования новых идей. 1. Метод эвристических вопросов (метод ключевых вопросов). Этот метод целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочивания уже имеющейся информации в процессе решения творческой задачи. Эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи. 2. Метод инверсии. Метод инверсии представляет собой один из эвристических методов активации творческой деятельности, ориентированный на поиск идей в новых неожиданных направлениях, чаще всего противоположных традиционным взглядам и убеждениям, которые диктуются формальной логикой и здравым смыслом. 3. Метод эмпатии (метод личной аналогии). В основе метода лежит принцип замещения исследуемого объекта (процесса) другим. В частности, в качестве замещаемого объекта выступает сам исследователь. Эмпатия, т.е. отождествления себя с объектом и предметом творческой деятельности позволяет провести осмысления его функций на основе вживания в образ, которому приписываются личные чувства, эмоции, способности видеть, рассуждать и т.д. 4. Метод организованных стратегий. Одним из главных психологических барьеров в решении творческих задач является инерция мышления и неспособность исследователя уйти и отказаться от наиболее очевидного способа и найти новый подход и новое направление в поисках идеи решения. В основе метода лежат: 1) принцип самоуправления личности в выборе новых стратегий решения творческой задачи; 2) принцип отстранения, т.е. рассмотрение объекта всякий раз с неожиданной новой точки зрения. Правила метода организованной стратегии: 1. В процессе решения творческой задачи записывайте спонтанно возникающие идеи. 2. Наряду с использованием предлагаемых организованных стратегий используйте и проверяйте спонтанно возникающие идеи. 3. Часто одна или несколько идей хорошо дополняются вновь возникающими идеями. 5. Метод морфологического анализа (метод многомерных матриц). Метод основан на комбинаторике. Суть его состоит в том, что в интересующем объекте выделяют группу основных признаков. Для каждого признака выбирают альтернативные варианты, т.е. возможные варианты его исполнения или реализации. Комбинируя их между собой можно получить множество различных решений, в том числе представляющих и практический интерес. Для облегчения работы составляются морфологические таблицы, содержащие перечень признаков и альтернативные варианты. Признак Альтернативные варианты 1 2 3 4 Если из каждой строки этой таблицы взять по одному варианту, то получим некоторый объект, обладающий определенными свойствами. Если взять другие варианты указанных признаков, то можно получить аналогичный объект, но обладающий другими свойствами. Из всех полученных вариантов выбирают наиболее подходящий. Число возможных вариантов N = n1*n2*...nk, где n число строк, а k - число столбцов. При выборе наиболее эффективного решения стараются сократить множество возможных вариантов за счет отбрасывания наименее эффективных и перспективных. Первое сокращение проводят для выполнения неравенства N
«Методология научного исследования.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 193 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot