Методология и методы научного исследования
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ
по дисциплине «Основы научных исследований»
направление подготовки (специалитет)
20.05.01 «Пожарная безопасность»
Тема 3: Методология и методы научного исследования
Обсуждена на заседании кафедры
протокол №___от «___»__________20__г.
Владивосток
Ⅰ. Цели занятия
Учебные
1. Сформировать умения и навыки, необходимые для самостоятельной творческой деятельности в науке и написания научной (курсовой, дипломной и иной квалификационной) работы;
2. Изучение общих правил и последовательности действий, выполняемых исследователем на каждом из этапов научной деятельности;
3. Освоение языка научной работы и ознакомление с понятийным аппаратом научного исследования.
Воспитательные
1. Продолжить формирование общей и гуманитарной культуры курсантов.
2. Использовать возможности лекции для повышения общекультурного уровня курсантов, воспитания их эстетического вкуса.
Ⅱ. Расчет учебного времени
Содержание и порядок проведения занятия
Время, мин.
Вводная часть
5
1. Методологические основы познания
15
2. Методология научного исследования
30
3. Общенаучные методы исследования
35
Заключительная часть.
5 минут
Ⅲ. Перечень литературы
1. Пустынникова Е. В. Методология научного исследования [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Пустынникова Е. В., 2018. - 126 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71569.html
2. Тарасенко В. Н. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Тарасенко В. Н., 2017. - 96 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/80432.html
3. Трубицын В. А. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Трубицын В. А., 2016. - 149 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66036.html
4. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: Методические указания к практическим работам для обучающихся по направлению 38.03.02 Менеджмент, 2016. - 24 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/62625.html
5. Пивоварова О. П. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Пивоварова О. П., 2019. - 159 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/81487.html
6. Сагдеев Д. И. Основы научных исследований, организация и планирование эксперимента [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Сагдеев Д. И., 2016. - 324 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/79455.html
7. Шкляр М. Ф. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие / М. Ф. Шкляр, 2017. - 208 с. Режим доступа: https:// https://e.lanbook.com/book/93545
1. Методологические основы познания
Еще до возникновения науки в процессе своей повседневной практической деятельности люди получали необходимые им знания о свойствах и особенностях предметов и явлений. Знание – это проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека. Главной функцией знания является обобщение разрозненных представлений о законах природы, общества и мышления.
Знание может быть относительным и абсолютным.
Относительное знание является отражением действительности с некоторой неполнотой совпадения образца с объектом.
Абсолютное знание – это полное, исчерпывающее воспроизведение обобщенных представлений об объекте, которые обеспечивают абсолютное совпадение образца с объектом.
Движение человеческой мысли от незнания к знанию называется познанием. Его основу составляет отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его практической (производственной, общественной и научной) деятельности. Следовательно, познавательная деятельность человека вызвана практикой и направлена на практическое овладение действительностью. Этот процесс бесконечен, поскольку диалектика познания выражается в противоречии между безграничной сложностью объективной действительности и ограниченностью наших знаний.
Основной целью познания является достижение истинных знаний, которые реализуются в виде теоретических положений и выводов, законов и учений, подтвержденных практикой и существующих объективно, независимо от нас.
Различают два вида познания: чувственное (обыденное) и научное (рациональное). Чувственное познание является следствием непосредственной связи человека с окружающей средой. Познание мира человеком и взаимодействие с ним осуществляется благодаря функционированию органов зрения, слуха, осязания, вкуса. Чувственное познание выступает в 3 формах, являющихся ступенями познания: ощущение, восприятие, представление (воображение).
Ощущение – это отражение мозгом человека свойств предметов или явлений объективного мира, которые воспринимаются его органами чувств. Ощущения являются источником всех знаний, но они дают знание отдельных свойств предметов, а человек имеет дело не только с отдельными свойствами, но и с предметом в целом, с совокупностью свойств. Противоречие между ощущением и деятельностью разрешается появлением более высокой формы чувственного познания – восприятием.
Восприятие – это отражение мозгом человека свойств предметов или явлений в целом, воспринимаемых его органами чувств в какой-то отрезок времени, и дает первичный чувственный образ предмета или явления. Восприятие есть отражение, копия, образ совокупности свойств, а не отдельного из них. В мозгу человека отражается предмет. Восприятие дает знание предметов, вещей, а не свойств. Но восприятие также ограничено. Оно дает знание только тогда, когда воспринимаемый объект имеется в наличии, существует сейчас. Но деятельность человека нуждается в знании и о тех предметах, которые воспринимались в прошлом или могут быть воспринятыми (повториться) в будущем.
Высшей формой чувственного познания является представление. Представление – это вторичный образ предмета или явления, которые в данный момент времени не действуют на органы чувств человека, но обязательно действовали ранее. Это есть воспроизведение в мозгу человека путем соединения их в целостную систему. Представление может воспроизвести прошлое, образы тех предметов, которые когда-то действовали на органы чувств – как бы поставить его вновь перед нами. Представление способно дать знание будущего (например, представление о чем-то на основании того, что мы читали, слышали и т.д.). Таким образом, с помощью чувственного познания мы приобретаем необходимые знания о свойствах и особенностях вещей и явлений, с которыми сталкиваемся в своей повседневной практической деятельности.
Научное (рациональное) познание – это опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей между объектами и явлениями. Научное познание не отделено непреодолимой гранью от чувственного (обыденного), поскольку представляет собой его дальнейшее усовершенствование и развитие. Оно дополняет и опережает чувственное познание, способствует осознанию сущности происходящих процессов, вскрывает закономерности их развития. Научное познание – это сознательно осуществляемая познавательная деятельность, в основе которой лежит опосредованное и обобщенное отражение свойств и отношений предметов и явлений в их противоречии и развитии. Это есть целенаправленный процесс.
Научное познание связано с чувственным (обыденным) отношением преемственности, что означает:
• оно имеет общую цель – дать объективное верное знание о действительности;
• научное познание возникает на основе здравого смысла чувственного познания, т.е. и чувственное и научное познание опираются на принцип реализма.
Научное познание подвергает рациональной критике исходные позиции чувственного познания, используя для этого специфические и теоретические методы исследований и тем самым достигает прогресса в понимании и объяснении изучаемых явлений. Научное познание отличается от чувственного (обыденного) системностью и последовательностью как в процессе поиска новых знаний, так и упорядочения всего найденного, наличного знания. Оно характеризуется последовательностью, которое выражается в его логическом построении, исключении противоречий между отдельными его элементами. Поэтому научному познанию присущи специфические методы построения, систематизации и обоснования знания.
Научное познание обладает рядом характеристик:
• направленность на производство знания;
• четкое выделение предмета познания, которое сопряжено с фрагментацией исследуемой реальности, выделением ее различных структурных уровней;
• использование специализированного инструментария;
• регламентация определенной совокупностью методов и других видов нормативного знания (принципами, идеалами и нормами, стилем научного мышления);
• наличие специализированного языка, который постоянно адаптируется к специфике познавательных действий.
В научном познании различают два уровня:
• эмпирический;
• теоретический.
На эмпирическом уровне производится сбор фактов (зафиксированные события, явления свойства, отношения), получение статистических данных на основе наблюдений, измерения, эксперимента и их классификация.
Теоретический уровень познания характеризуется сопоставлением, построением, и развитием научных гипотез и теорий, формулированием законов и выведением из них логических следствий для применения теоретических знаний на практике.
2. Методология научного исследования
Термин "методология" в буквальном смысле означает учение о методах познания (лат. – наука, знание, метод-путь, направление познания).
В литературных источниках встречаются различные толкования понятия "методология":
• как наиболее общего (философского) метода познания;
• как системы методов, которые используются той или иной наукой;
• как особой отрасли знаний, призванной служить своеобразным источником, откуда другие конкретные науки заимствуют методы исследований;
• как философского учения о методах познания и практики.
Следовательно, методология научного познания изучает методы научного исследования. С философской точки зрения, методология – это учение о методах познания и преобразования действительности; применение принципов мировоззрения к процессу познания, духовному творчеству и практике. Для конкретных наук методология познания (исследования) является совокупностью методов и средств, направленных на решение поставленных проблем.
Методология реализует три функции:
• получение и создание нового знания;
• преобразование этого знания в виде новых понятий, категорий, законов, гипотез, идей, теорий;
• организация использования новых знаний в практической деятельности.
Основными принципами методологии познания являются:
• принцип единства теории и практики;
• принцип определенности;
• принцип конкретности;
• принцип познавательности;
• принцип объективности;
• принцип причинности;
• принцип развития.
Принцип единства теории и практики означает, что они являются неразрывно связанными и взаимообуславливающими друг друга сторонами человеческой деятельности.
Принцип определенности требует полного и всестороннего отражения наиболее существенных сторон и закономерностей объективных процессов, конкретного исторического подхода к их оценке.
Принцип конкретности означает, что отражение действительности в мышлении истинно – только если оно конкретно. В.И. Ленин писал: "Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна".
Принцип познаваемости означает, что объективный мир, существующий вне и независимо от нас, может быть познан, так как нет принципиальных препятствий для того, чтобы в ходе деятельности человек мог освоить внешний мир.
Принцип подчиненности состоит в утверждении объективной закономерности обусловленности одного явления другим и требует учета многообразия отношений и связей.
Сущность принципа развития в том, что формирование научного знания происходит при полном и всестороннем отражении процессов становления развития объекта познания, его противоречий, количественных и качественных изменений и их взаимного перехода.
Принцип объективности требует рассмотрения процессов, явлений, вещей такими, какими они есть, без предвзятости, во всем многообразии их сторон, связей, отношений.
Формы научного познания:
Научный факт — это исходная форма научного познания, в которой фиксируется первичное знание об объекте; он есть отражение в сознании субъекта факта действительности. При этом научным фактом является лишь тот, который поддается проверке и описан в научных терминах.
Научная проблема — это противоречие между новыми фактами и существующими теоретическими знаниями. Научная проблема также может быть определена как своего рода знание о незнании, поскольку она возникает тогда, когда познающий субъект осознает неполноту того или иного знания об объекте и ставит цель ликвидировать этот пробел. Проблема включает в себя проблемный вопрос, проект решения проблемы и ее содержание.
Научная гипотеза — это научно обоснованное предположение, объясняющее те или иные параметры изучаемого объекта и не противоречащее известным научным фактам. Она должна удовлетворительно объяснять изучаемый объект, быть принципиально проверяемой и отвечать на вопросы, поставленные научной проблемой.
Кроме того, основное содержание гипотезы не должно находиться в противоречии с установленными в данной системе знаний законами. Предположения, составляющие содержание гипотезы, должны быть достаточными для того, чтобы с их помощью можно было объяснить все те факты, относительно которых выдвинута гипотеза. Предположения гипотезы не должны быть логически противоречивы.
Выдвижение новых гипотез в науке связано с необходимостью нового видения проблемы и возникновением проблемных ситуаций.
Доказательство — это подтверждение гипотезы.
Виды доказательства:
• практика, выступающая прямым подтверждением
• косвенное теоретическое доказательство, включающее подтверждение аргументами с указанием на факты и законы (индуктивный путь), выведение гипотезы из других, более общих и уже доказанных положений (дедуктивный путь), сравнение, аналогию, моделирование и т. п.
Доказанная гипотеза выступает основой построения научной теории.
Научная теория — это форма достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов, представляющая собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержащая методы объяснения, преобразования и предсказания явлений данной объектной области. В теории в форме принципов и законов выражается знание о существенных связях обуславливающих возникновение и существование тех или иных объектов. Основными познавательными функциями теории являются: синтезирующая, объяснительная, методологическая, предсказательная и практическая.
Все теории развиваются в рамках определенных парадигм.
Парадигма — это особый способ организации знаний и видения мира, влияющий на направление дальнейших исследований. Парадигму можно сравнить с оптическим прибором, через который мы смотрим на то или иное явление. Множество теорий постоянно синтезируются в единую научную картину мира, то есть целостную систему представлений об общих принципах и законах устройства бытия.
Понятие эмпирического и теоретического уровней.
За две с половиной тысячи лет своего существования наука превратилась в сложное, системно организованное образование с четко просматриваемой структурой. Основными элементами научного знания являются: твердо установленные факты; закономерности, обобщающие группы фактов; теории, как правило, представляющие собой системы закономерностей, в совокупности описывающий некий фрагмент реальности; методы как специфические приемы и способы исследования реальности, исходящие из особенностей и закономерностей изучаемых объектов; научные картины мира, рисующие обобщенные образы всей реальности, в которых сведены в некое системное единство все теории, допускающие взаимное согласование.
Главная опора, фундамент науки – это, конечно, установленные факты. Количество накопленных наукой фактов непрерывно возрастает. Естественно, они подвергаются первичному эмпирическому обобщению, приводятся в различные системы и классификации. На теоретическом же уровне исследование связано с изучением сущности объекта. На этом уровне не работают логические способы исследования.
Эмпирический уровень познания — это непосредственное опытное, в основном индуктивное, изучение объекта. Он включает в себя получение необходимых исходных фактов — данных об отдельных сторонах и связях объекта, осмысление и описание на языке науки полученных данных, их первичною систематизацию. Познание на этом этапе остается еще на уровне явления, но предпосылки для проникновения сущность объекта уже созданы.
Теоретический уровень характеризуется глубоким проникновением в сущность изучаемого объекта, не только выявлением, но и объяснением закономерностей его развития и функционирования, построением теоретической модели объекта и ее углубленным анализом.
Различие эмпирического и теоретического уровней.
Наука потому и считается делом сложным и творческим, что от эмпирии к теории нет прямого перехода. Итак, проблема различия теоретического и эмпирического уровней научного познания коренится в различии способов идеального воспроизведения объективной реальности, подходов к построению системного знания. Отсюда вытекают и другие, уже производные отличия этих двух уровней. За эмпирическим знанием, в частности, исторически и логически закрепилась функция сбора, накопления и первичной рациональной обработки данных опыта. Его главная задача – фиксация фактов. Объяснение же, интерпретация их – дело теории.
Различаются рассматриваемые уровни познания и по объектам исследования. Проводя исследование на эмпирическом уровне, ученый имеет дело непосредственно с природными и социальными объектами. Теория же оперирует исключительно с идеализированными объектами. Все это обусловливает и существенную разницу в применяемых методах исследования. Для эмпирического уровня обычны такие методы, как наблюдение, описание, измерение, эксперимент и др. теория же предпочитает пользоваться аксиоматическим методом, системным, стуктурно-функциональным анализом, математическим моделированием и т.д. Наблюдение - это такой метод получения эмпирического знания, при котором главное - не вносить при исследовании самим процессом наблюдения какие-либо изменения в изучаемую реальность. В отличие от наблюдения, в рамках эксперимента изучаемое явление ставится в особые условия. Математический эксперимент - это современная разновидность мысленного эксперимента, при котором возможные последствия варьирования условий в математической модели просчитываются на компьютерах. Дедукция - вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Индукция - умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). Идеализация - процесс идеализации, мыслительное конструирование понятий об объектах, процессах и явлениях, не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире (напр., «точка», «абсолютно твердое тело», «идеальный газ»). Формализация - представление и изучение какой-либо содержательной области знания (научные теории, рассуждения, процедура поиска и т. п.) в виде формальной системы или исчисления; связана с усилением роли формальной логики и математических методов в научных исследованиях. При характеристике научной деятельности важно отметить, что в ее ходе ученые порой обращаются к философии.
3. Общенаучные методы исследования
Всеобщим методом научного мышления, охватывающим все явления материального и духовного мира, является материалистическая диалектика. Ее всеобщий характер проявляется в том, что она адекватна требованиям к теоретическим формам мышления.
Опираясь на признание объективного характера всеобщей связи, взаимосвязи и взаимообусловленности предметов, явлений, процессов, диалектика требует от исследователя рассматривать изучаемый объект как обязательное и определенное звено в бесконечной цепи связей, изучать отношения и зависимость предмета от других предметов.
Диалектика предостерегает исследователя от того, чтобы рассматривать изучаемый предмет как что-то постоянное и неизменное, а не в процессе его развития – возникновения, становления, функционирования с определением возможных перспектив его будущего. Только владея этим всеобщим методом, исследователь будет видеть противоречивую сущность явлений, процессов, предметов, ясно различать в мышлении противоречия, объективно отражающие противоречия исследуемого объекта, и противоречия субъективные, связанные с нарушением законов логики мышления; понимать, почему единство и борьба противоположностей являются источником, движущей силой развития природы, общества, мышления.
Эти методологические нормы, которыми диалектика вооружает исследователя, могут быть сформулированы так: для действительного знания предмета должны быть охвачены, изучены все его законы, все связи и опосредования.
Обычно под методом научных исследований понимают определенный путь решения поставленных целей, форму теоретического освоения действительности. Методы науки – это система регулятивных принципов, в согласии с которыми строится познавательная теоретическая деятельность человека, сами знания, их реконструкция и преобразование. Метод – это абстрактно-теоретическое выражение закономерностей познаваемого предмета и самого процесса познания, т.е. это путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаний. Метод является совокупностью специальных приемов, норм, правил, процедур, регулирующих процесс познания и обеспечивающих решение исследовательской задачи.
Требования к научному методу:
• научный метод должен быть относительно строгим. Он используется для получения определенных знаний и решения вполне определенных задач. Такими особенностями метод познания будет обладать тогда, когда общие закономерности будут реконструированы в виде системы категорий и законов соответствующей науки;
• однозначность. Знания, которые получают с помощью конкретного метода, не должны быть логически противоречивыми. Однозначность метода не исключает возможности различных точек зрения по одному и тому же вопросу;
• устойчивость. Методы должны быть относительно постоянными, устойчивыми. Это постоянство сохраняется в его основных чертах, хотя один и тот же метод при достижении истины может наиболее рельефно выступать какой-то из сторон;
• эффективность. Эффективность методов выражается в возможности достичь цели с минимальными усилиями и максимальным результатом за определенное количество шагов;
• экономичность. Если метод экономен, то цель в познании достигается без введения ряда дополнительных вспомогательных правил, понятий, принципов;
• простота. Метод науки должен быть простым, т.е. доступным для понимания и использования в познании. Метод прост, если он сам по себе или без существенных изменений и дополнений достаточен для познания предмета;
• плодотворность. Плодотворность метода означает, что метод должен давать возможность получать знания, организованные в систему, где каждый элемент строго обозначен и может быть охарактеризован по тому месту, которое он занимает в системе.
Для решения конкретных задач в различных науках используются специальные методы исследования, которые базируются на общенаучных.
Общенаучные методы охватывают лишь определенные аспекты научно-познавательной деятельности, являясь одним из средств решения исследовательских задач. К общенаучным методам относятся:
1. общие приемы (обобщение, анализ, синтез, абстракция, моделирование, сравнение, аналогия, индукция, дедукция, классификация и др.);
2. методы эмпирического исследования (наблюдение, измерение, эксперимент);
3. методы теоретического исследования (идеализация, формализация, мысленный эксперимент, математические методы и др.).
Рассмотрим общенаучные методы познания, которые наиболее часто применяются в практике исследования
Анализ (греч. – разложение) – метод исследования, суть которого в том, что предмет изучения мысленно или практически расчленяется на составные элементы (части объекта или его признаки, свойства, отношения) и каждая из частей исследуется отдельно.
Синтез (греч. – соединение) – этот метод исследования позволяет осуществлять соединение элементов (частей) объекта, расчлененного в процессе анализа, устанавливать связи между ними и познавать объекты исследования как единое целое.
При изучении конкретного объекта исследования, как правило, анализ и синтез используются одновременно, поскольку они взаимосвязаны.
Классификация представляет собой распределение предметов, явлений и понятий по классам, группам, отделам, разрядам в зависимости от общих признаков, например, классификация затрат, основных средств, материалов, счетов бухгалтерского учета и т.д.
Индукция (лат. – наведение) – это такой метод познания, при котором по частным факторам и явлениям выводятся общие принципы и законы. Это умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). В таком умозаключении общий вывод о признаках совокупности элементов делается на основе исследования части элементов этой совокупности. При этом исследуемые факты отбираются по заранее выработанному плану.
Различают полную индукцию и неполную.
Полная индукция – обобщение относится к конечно-обозримой области фактов и сделанное при этом умозаключение исчерпывающе рассматривает изучаемое явление.
Неполная индукция – обобщение относится к бесконечной или конечно-необозримой области фактов, а сделанное при этом умозаключение позволяет составить лишь ориентировочное, предварительное мнение об изучаемом объекте. Это мнение может быть недостоверным. При использовании метода неполной индукции могут возникнуть ошибки, причинами которых являются:
• поспешность обобщения;
• обобщение без достаточного основания по второстепенным или случайным признакам;
• подмена причинной связи обычной последовательностью во времени;
• необоснованное распространение полученного вывода за пределы конкретных условий, в которых он был получен, т.е. подмена условного безусловным.
Дедукция (лат.– выведение) – это такой метод познания, при котором частные положения выводятся из общих. Посредством дедукции вывод об отдельном элементе некоторой совокупности делается на основе знаний о признаках всей совокупности, т.е. она является методом перехода от общих представлений к частным.
Несмотря на свою противоположность, индукция и дедукция в процессе научного познания всегда используются совместно, представляя разные стороны единого диалектического метода познания – от индуктивного обобщения к дедуктивному выводу, к проверке вывода и более глубокому обобщению – и так до бесконечности.
Аналогия (греч.– соответствие, сходство) – это метод научного познания, с помощью которого достигается знание об одних предметах или явлениях на основании их сходства с другими. Умозаключение по аналогии – это когда знание о каком-либо объекте переносится на другой менее изученный объект, но сходный с первым по существенным свойствам, качествам. Такие умозаключения являются одним из основных источников научных гипотез. Благодаря своей наглядности метод аналогий получил широкое распространение в науке. Метод аналогий является основой другого метода научного познания – моделирования.
Моделирование (лат. – мера, образец) – это метод научного познания, заключающийся в замене изучаемого объекта его специально созданным аналогом или моделью, по которым определяются или уточняются характеристики оригинала. При этом модель должна содержать существенные черты реального объекта. Моделирование является одной из основных категорий познания, на его идее базируется практически любой метод научного исследования как теоретический, при котором используются различные абстрактные (идеальные) модели, так и экспериментальный, использующий предметные (материальные) модели. К абстрактным моделям относят мысленные, логические, воображаемые (логико-математические) и математические модели. Последние описываются тождественными с оригиналом уравнениями. К материальным относят физические, вещественные или действующие модели. Они сохраняют физическую природу оригинала. При исследовании проблем бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и аудита в качестве модели выступает абстрактная, логико-математическая схема того или иного экономического процесса. Метод моделирования опирается на содержательное знание объекта исследования и предусматривает решение таких важных вопросов, как отношение модели и объекта исследования, степень сходства модели с оригиналом, правомерность перенесения полученной при изучении модели информации на объект.
Абстрагирование – это мысленное отвлечение от тех или иных сторон, свойств или связей объекта познания. Научная абстракция представляет собой отвлечение в процессе познания от частных и несущественных сторон рассматриваемого явления в целях сосредоточения на общих, основных, существенных его чертах. Выделяя существенное, научная абстракция способствует углублению познания. Вмести с тем необходимо знать границы абстракции, т.е. абстрагирование в исследовании должно быть теоретически обосновано.
Самостоятельная работа. Изучить:
1.Классификация методов (философские, общенаучные, частнонаучные).
2.Методы междисциплинарного исследования.
Вопросы для самоконтроля:
1. Теоретический и эмпирический уровни научного исследования Философские методы исследования.
2. Методология научного исследования.
3. Классификация научных исследований
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ
по дисциплине «Основы научных исследований»
направление подготовки (специалитет)
20.05.01 «Пожарная безопасность»
Тема 3: Методология и методы научного исследования
Учебная группа:_______________
Дата проведения:______________
Место проведения занятия:______
Время проведения:_____________
Ⅰ. Цели занятия
Учебные
1. Сформировать умения и навыки, необходимые для самостоятельной творческой деятельности в науке и написания научной (курсовой, дипломной и иной квалификационной) работы;
2. Изучение общих правил и последовательности действий, выполняемых исследователем на каждом из этапов научной деятельности;
3. Освоение языка научной работы и ознакомление с понятийным аппаратом научного исследования.
Воспитательные
1. Продолжить формирование общей и гуманитарной культуры курсантов.
2. Использовать возможности лекции для повышения общекультурного уровня курсантов, воспитания их эстетического вкуса.
Ⅱ. Расчет учебного времени
Содержание и порядок проведения занятия
Время, мин.
Вводная часть
5
1. Методологические основы познания
15
2. Методология научного исследования
30
3. Общенаучные методы исследования
35
Заключительная часть.
5 минут
Ⅲ. Перечень литературы
8. Пустынникова Е. В. Методология научного исследования [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Пустынникова Е. В., 2018. - 126 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71569.html
9. Тарасенко В. Н. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Тарасенко В. Н., 2017. - 96 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/80432.html
10. Трубицын В. А. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Трубицын В. А., 2016. - 149 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66036.html
11. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: Методические указания к практическим работам для обучающихся по направлению 38.03.02 Менеджмент, 2016. - 24 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/62625.html
12. Пивоварова О. П. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Пивоварова О. П., 2019. - 159 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/81487.html
13. Сагдеев Д. И. Основы научных исследований, организация и планирование эксперимента [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Сагдеев Д. И., 2016. - 324 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/79455.html
14. Шкляр М. Ф. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие / М. Ф. Шкляр, 2017. - 208 с. Режим доступа: https:// https://e.lanbook.com/book/93545
Ⅳ. Учебно-материальное обеспечение
1. Учебник.
2. ТСО.
Актуальность темы:
Современный специалист должен не только обладать глубокими профессиональными теоретическими и практическими знаниями, но и иметь необходимые знания в области научных исследований. Это позволит самостоятельно ставить и творчески решать различные сложные вопросы, возникающие в профессиональной деятельности сотрудников МЧС. Поэтому внедрение научных достижений в сфере обеспечения пожарной и техногенной безопасности обусловливает необходимость повышения профессионального уровня выпускников ВУЗов МЧС.
Вводная часть (5 мин)
Принять доклад у дежурного. Объявить тему лекции, виды занятий и время, отведенное на них, цели лекционного занятия, рассматриваемые вопросы и перечень рекомендуемой литературы для самостоятельного изучения. Акцентировать внимание обучающихся на актуальность и практическую значимость изучаемой темы. Обозначить учебные вопросы темы и дать их учащимся под запись.
При изложении вопроса №1 (15 мин)
При рассмотрении данного вопроса следует раскрыть сущность познания и дать его характеристику. Основные виды познания. Чувственное познание и его формы. Рациональное познание и его формы. Научное исследование: его сущность и особенности. Сферы человеческой деятельности и области познания. Подвести итог рассмотрения вопроса, обозначить выводы.
При изложении вопроса №2 (30 мин)
При рассмотрении данного вопроса следует раскрыть научное познание. Формы научного знания. Уровни научного познания: эмпирический и теоретический. Понятие метода, методики и методологии научного исследования. Классификация методов исследования. Методология научного исследования. Подвести итог рассмотрения вопроса, обозначить выводы.
При изложении вопроса №3 (35 мин)
При рассмотрении данного вопроса следует раскрыть всеобщие и общенаучные методы исследования. Теоретические и эмпирические методы исследования. Специальные и частные методы исследования. Классификация методов (философские, общенаучные, частно научные). Системный метод научных исследований, его сущность и основные характеристики. Классификация систем (статические, динамические, детерминистические, стохастические). Подвести итог рассмотрения вопроса, обозначить выводы.
Заключительная часть
Подвести итог занятия, ответить на вопросы, выдать задание для самостоятельной работы, объявить окончание занятия.
Разработал:
Начальник кафедры ЕНиС дисциплин
к.и.н. подполковник внутренней службы П.В. Виноградов